7 смертных грехов человека по библии. «7 смертных грехов» — все, что должен знать

Библия - это действительно мудрая книга, которая может дать совет в любой жизненной ситуации. Герои и злодеи, пороки и добродетели - обо всем этом упоминается на ее страницах. Стоит отметить, что Библия не просто дает указания что делать, а чего не делать - она пытается всегда все объяснить и самым наглядным образом донести смысл до людей. Кроме Библии к Священным христианским текстам принято относить труды известных деятелей в данной сфере, так как считается, что они писали от лица Господа.

Расписаны очень подробно. Они отличны друг о друга очень многим: степенью тяжести, возможностью искупления и прочим. Говоря о том, какие бывают грехи, особое внимание стоит уделить семи Многие слышали об них, правда, не все из них знают, какие именно грехи входят в данный список и чем они отличаются от всех остальных.

Что собой представляют семь смертных грехов

Смертными они названы не случайно, так как в христианстве бытует мнение, что именно эти грехи способны привести душу к гибели. Стоит сразу заметить, что вопреки всеобщему мнению, семь смертных грехов в Библии не описаны, а их концепция появилась намного позже, чем Считается, что основой для них стали труды монаха по имени Евгарий Понтийский, который составил список из восьми человеческих пороков. Ближе к концу шестого века Григорий I Великий сократил данный список, и в нем осталось только семь смертных грехов.

Не стоит думать, что грехи, которые будут описаны ниже, являются самыми страшными в христианстве. Дело в том, они не являются теми, которые искупить невозможно, а просто-напросто способны привести к тому, что человек станет сам по себе намного хуже. Можно прожить жизнь не нарушив ни одну из десяти заповедей, однако нельзя прожить так, чтобы избежать семи смертных грехов (или хотя бы некоторых). Семь смертных грехов - это то, что заложила в нас природа. Возможно, при определенных обстоятельствах это и помогало человеку выжить, однако все же считается, что данные «грехи» ни к чему хорошему привести не могут.

Семь смертных грехов

  1. Алчность. Люди очень часто пытаются заполучить даже не задумываясь над тем, зачем они им вообще нужны. Вся жизнь превращается в постоянное накопление имущества, драгоценностей, денег. Алчные люди всегда желают получить больше, чем у них имеется. Меры они не знают, да и не хотят знать.
  2. Лень. Человек, который устает от постоянных неудач, может просто перестать стремиться к чему-либо. Его со временем начинает устраивать жизнь, в которой ничего не происходит, нет никакой нервотрепки и суеты. Лень атакует быстро и безжалостно, поддавшись ей всего один раз, можно навсегда потерять себя и свою личность.
  3. Гордыня. Многие люди делают что-то не по причине того, что это действительно нужно, а лишь из-за того, что это поможет им возвыситься над другими. Всеобщее восхищение разжигает в них огонь, который сжигает все лучшие чувства, которые хранятся в душе. Со временем такой человек начинает думать только о себе.
  4. Похоть. Инстинкт размножения заложен в каждом из нас, однако есть люди, которые не могут насытить сексом. Секс для них - это образ жизни, а в их мыслях только похоть. Каждый зависим от него в той или иной степени, однако злоупотребление им до добра еще никого не доводило.
  5. Зависть. Она очень часто становится причиной ссор или даже преступлений. Не каждый способен нормально воспринять то, что его друзья и близкие живут лучше, чем он сам. История знает много случаев, когда зависть заставляла людей даже совершать убийства.
  6. Чревоугодие. Разве приятно смотреть на человека, который не знает ничего лучше, чем вкусно поесть? Еда нужна для того, чтобы жить и совершать в этой жизни что-то хорошее и значимое. Однако чревоугодники считают, что это жизнь нужна для того, чтобы можно было есть.
  7. Гнев. Нужно уметь сдерживать свои эмоции. Конечно же, рубить с плеча легко, но вот последствия могут быть необратимыми.

На том или ином жизненном этапе практически все люди совершают хотя бы некоторые из перечисленных грехов. И очень важно вовремя остановиться, критически взглянуть на свою жизнь, чтобы не тратить ее попусту и постараться стать чище и лучше.

Основой гармоничного развития духовного и материального миров является соблюдение существующих, базовых правил и законов, нарушение которых непременно ведет к разрушениям и катастрофам.

Причем нравственные правила существования в обществе точно отражают заповеди христианской религии, а потому соблюдение их положено, как людям верующим, так и далеким от Церкви.

В православии грехи разделяют по степени тяжести возможности их искупить. Особое внимание уделяется такому явлению, как семь смертных грехов. Далеко не каждый понимание смысл данного словосочетания и какие именно грехи вера относит к смертным.

В чем отличие светской морали от религиозной? Религия всегда более обобщенно формулирует моральные нормы и обосновывает их, ссылаясь на высшие силы. В светской жизни законы более конкретны и объясняются логически.

Согласно христианской религии, смертный грех – это самый тяжкий из возможных грехов и искупается он исключительно через покаяние. Для души свершившего смертный грех человека дорога в рай закрыта, если таковой не искуплён. Считается, что именно смертный грех, невзирая на его кажущуюся безобидность, ведет к совершению более тяжких грехов.

Христианское учение выделяет 7 смертных грехов, а названы они так потому, что бессмертная душа погибает в случае постоянного их повторения и сгорает в аду.

Библейские тексты не являются обоснованием грехов смертных и представляют собой Божье откровение, впервые появились упоминание о них в более поздних текстах богословов.

Семь смертных грехов

На самом деле поступков, которые можно прировнять к смертному греху гораздо больше, чем семь, но все они условно объединены в семь групп. Впервые такая классификация появилась в 590 году и предложил ее святитель Григорий Великий. Вместе с тем Церковь опирается на другую классификацию, состоящую не из 7 грехов, а из восьми.

Гордость

Первый и страшнейший из грехов, который выделяет православие – это гордость. Согласно писанию, известен он был еще до сотворения человека. Тяжесть греха в презрении ближнего, возвышении своего «Я».

Гордость – это стремление оказаться выше других, доказать личное превосходство. Она омрачает ум и не дает человеку реально смотреть на действительность. Считается, что человек, подверженный гордыне со временем сжигает в себе все лучшие чувства и руководствуется только ею. Через время самооценка слишком завышается, и он начинает думать только о себе превосходном.

Чтобы победить гордость, необходимо научиться любить Бога и всё живое на земле. Это очень большой труд и потребует немало душевных сил, но со временем сердце гордеца очистится, и он совершенно иначе посмотрит на окружающих и своё место в обществе.

Зависть

Зависть – это прежде всего недовольство тем, что имеется у человека, желание получить то, что есть у других. К этой же группе грехов относится и ревность. Человеком постоянно руководит уверенность в том, что мир несправедлив, что он заслуживает гораздо большего, чем другие, но не имеет даже этого.

Достаточно часто подобные мысли становятся причиной совершения более тяжкого греха, толкают на преступление.

Для человека потребность в воде и пище является нормальной, таким образом он подкрепляет силы и получает наслаждение. Важно только соблюдать грань между необходимым насыщением и переизбытком в еде. Каждый должен научиться жить и в изобилии, и в недостатке, не брать больше того, что положено человеку.

Греховна не сама пища и его потребление, а жадность и стремление съесть больше, чем того требует организм. Чревоугодием считается как стремление съесть побольше, так и желание есть только вкусно, не зная меры.

Постоянное желание набить желудок заставляет о пище духовной. Со временем чревоугодие становится . Победить данный грех можно только через молитву и соблюдение постов.

Блуд

Один из самых тяжелых грехов – блуд. Церковь относит к прелюбодеяниям любые проявления сексуальной активности вне брака. Это и беспорядочные связи, измены, неестественная половая жизнь. Причем не только телесная страсть является грехом, а и непристойные эротические помыслы, и мечтания. Церковь считает, что истоки телесной страсти – это прежде всего результат умственной деятельности и непристойного воображения.

Только в браке возможна телесная близость, рожденная в результате единения душ и любви, а блуд разрушает такой моральный фундамент и взамен дает нечестные плотские радости.

Гнев

Гнев является причиной множества конфликтов, он уничтожает дружбу, доверие, любовь и другие человеческие чувства. В гневе человек страшен и может обругать, обидеть, оскорбить и даже убить. Нередко данная страсть порождена гордыней и завистью, она травмирует душу человека и ведет к огромным неприятностям.

Алчность

Принято считать, что алчность – смертный грех, присущий исключительно богатым людям. Подразумевается, что уже имея богатство, человек всячески пытается преумножит его. Но мнение такое ошибочно, независимо от уровня материального благополучия, алчностью страдать может любой. Заключается данная страсть в навязчивом, непреодолимом желании обладать деньгами и другими материальными ценностями.

Человек просто болезненно желает иметь много денег, даже не задумываясь, нужны ли они ему и для чего. Такая любовь к финансам не допустима по мнению Церкви и разрушает духовность человека.

Уныние

Уныние – это состояние общей расслабленности в сочетании с ленью и пессимистическим настроением. Для унылого человека всякое дело неинтересно, скучно.

Такое настроение отвлекает его от работы, забирает душевные силы, отвлекает от молитвы и отдаляет от Бога. Человек часто впадает в депрессии, его постигает отчаяние и появляются суицидальные мысли.

Чтобы побороть грех, необходимо воспитывать собственную силу воли, бороться со скукой и ленью, которые мешают добиться успеха.

Семь смертных грехов в искусстве и культуре

Многие века человечество ассоциирует семь смертных грехов с различными идеями и образами. Именно поэтому столь широко раскрыта тема в творчестве многих писателей, художников, скульпторов и других деятелей культуры и искусства. Причем, актуальна тема была в период средних веков, когда творили Данте, Марло, Босх, так и сегодня.

Разница только в том, что в современном искусстве больше внимания уделяется природному объяснению причин и последствий каждого из грехов, в то время как Божественная комедия Данте или картина изображения семи грехов Босха просто пропитаны мистикой.

Сегодня понимание греха у людей формируется под влиянием научных психологических и социологических обоснований. Но невзирая на это, смертные грехи продолжают оставаться объектом художественной фантазии, способным вызвать интерес людей и привлечь внимание, а потому библейские сюжеты активно используют в своем искусстве художники, ювелиры и дизайнеры.

Среди последних работ следует отметить лондонскую выставку зеркал Барнаби Барфорда, рамы которых символизировали каждый из семи грехов. Зрителя заставляет задуматься виденье собственного отражения в зеркале, обрамленном столь метафорическими рамами.

Знаменитый мастер ювелирного искусства Стефан Вебстер создал коллекцию перстней с драгоценными камнями, символизирующих каждый из семи грехов.

А художница из Сербии БилянаДжурджевич создала серию реалистичных картин, отображающих сущность греховных поступков и пороков.

Лидер германского музыкального коллектива «DasIch»проиллюстрировал видение грехов на фотографиях, где он запечатлел собственное лицо, загримированное и искривленное в различных мимических позах.

Заключение

Каждый человек может оступиться и совершить проступок, в том числе и смертные грехи. Но если ситуация повернулась так, что уже пришлось столкнуться с собственными грешными деяниями, то следует поразмыслить, и приложить все усилия к тому, чтобы не повторять грех и избавиться от него.

Необходимо бороться с собственными страстями, придерживать эмоции, искоренять грех на этапе его зарождения. Чем больше грех входит в душу и сознание человека, тем сложнее от него избавиться и постепенно он способен полностью поработить человека.

В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называется аскетика . Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. - Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание - клятву - защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения - падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?». Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост - все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель - избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен - и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина - стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей - это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия - нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета - заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, - как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости - алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков - это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех - нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть - это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» - это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24-26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда - сребролюбие, от сребролюбия - гнев, от гнева - печаль, от печали - уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф. 15: 18-20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти - вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, - без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад - это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика - вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни - удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай - это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример - аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение - таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” - и кропит музейщиков святой водой. В ответ - перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай - им там будет невыносимо плохо».

Читая святые писания, многие верующие люди очень часто сталкиваются с таким выражением, как «семь смертных грехов». Этот фразеологизм никак не касается, каких-то конкретных грехов. Список таких деяний гораздо больше. Ещё в 590 году Григорий Великий предложил условно сгруппировать поступки в 7 основных групп. Своё разделение имеется и в церкви.

Гордыня или упоение своим достоинством

На сегодняшний день также можно увидеть книги, фильмы и мультфильмы, в которых рассказывается о страшных людских пороках. Слово страсть в переводе с церковнославянского языка означает страдание. Peccata capitalia - в переводе с латыни означает «главные грехи». Христианство описывает гордыню как смертный грех , который имеет классификацию:

Нездоровое внимание к своей персоне является результатом всех этих болезней. При развитии этого духовного отклонения, сначала у человека появляется тщеславие. Не каждый может заболеть гордыней. Так как все, без исключения, стремятся к добру. У человека всегда порождает только лишь одобрение любое проявление любви и добродетели. Ребёнок, всегда старается делать какие-либо дела лучше и правильнее, если получает похвалу за свой успех и усердие. В воспитании детей одним из важных моментов считается поощрение.

Однако жажда похвалы может заставить человека свернуть с правильного пути. Если человек будет добиваться похвалы великими делами, которые он будет делать ради впечатления на окружающих - это может привести к ханжеству. Излишняя самоуверенность порождает гордыню. Развитие этого греха подготавливает отменную почву для лжи и лицемерия. Впоследствии могут развиваться такие чувства, как раздражение, вражда, гнев и жестокость. Гордыня - это отвержение Божьей помощи. Именно гордый человек очень нуждается в помощи Спасителя. Так как, кроме самого Всевышнего, его духовный недуг никто не сможет исцелить.

Настроение тщеславного со временем начинает портиться. Как правило, его заботит всё, кроме собственного исправления. Он никогда не наблюдает за собой никаких недостатков или всегда старается найти причины, которые бы оправдывали его поведение. Он очень сильно жаждет признания своего превосходства, поэтому всегда старается преувеличить свои способности и жизненный опыт.

Критика и несогласие с его мнением очень болезненно отображается на его настроении. Чужое независимое мнение в любых спорах воспринимает как вызов себе. Это повышает высокомерие. Его проявление чаще всего встречает отпор окружающих. Впоследствии сильно возрастает раздражительность и упрямство. Тщеславный человек начинает верить в то, что все окружающие его люди ему сильно завидуют.

При развитии последней стадии этой болезни, душа человека становится холодной и тёмной. В ней зарождается презрение и злоба. Его ум очень сильно помрачается и он уже не в состоянии отличить зло от добра. Ему всё труднее становится признавать чужие приоритеты, так как он начинает тяготиться «глупостью» начальников. На первом месте для него становится доказательство своего превосходства. Как правило, ему не хватает этого как воздуха. Он очень болезненно воспринимает ситуации, когда оказывается неправ. Успехи другого человека воспринимаются как личное оскорбление.

Ненасытное желание иметь всё

Алчность является одним из наиболее распространённых грехов современного мира. Господь помог приобрести знания людям о том, что благотворительностью можно одолеть сребролюбие. В противном случае, человек всей своей жизнью старается показывать, что земное богатство ценится намного выше. Вечную жизнь он готов обменять на сиюминутную выгоду. Для профилактики против зла стоит позаботиться о систематических пожертвованиях. Бог видел, что алчность выводит из сердца истинное благочестие.

Безмерная любовь к деньгам способствует к охлаждению и ожесточению сердец и препятствует щедрости. А также делает человека слепым и глухим к нуждам страждущих. Алчность оказывает на душу людей парализующее воздействие. Их мысли всё чаще становятся наполнены желанием разбогатеть. Часто в характере человека закрепляется честолюбие. Он становится равнодушным к интересам и нуждам других людей, так как страсть к накоплению средств умиротворяет в нём все благородные побуждения. Со временем он становится бесчувственным.

В современном обществе мир притупил нравственные чувства людей. Даже те люди, которые воспитывались в православной вере, нередко допускают добрачные связи и разводы. Блудник считается намного хуже блудницы . Так как ему проще расстаться со своим грехом. Как правило, он рассчитывает на безнаказанность. А вот женщина-блудница всегда рискует своей репутацией. На сегодняшний день многие люди утратили это чувство греха. Такого никогда не встречалось в истории человечества.

Великие люди всего мира всегда старались вытравить этот грех из сознания людей. Лукавого всегда возмущали Божьи Заповеди. Поэтому неслучайно можно встретить рост преступности в различных странах. В некоторых из них на данный момент не считается чем-то предосудительным даже содомский грех - мужеложство. Сегодня официальный статус получают даже однополые связи.

Отрава человеческого сердца - зависть

Под завистью понимается сопротивление создателю, вражда против всего, что дал Бог. В душе не бывает более пагубной страсти, чем зависть. Порча жизни и поругания самой природы сильно съедает душу примерно так же, как ржавчина разъедает железо. Зависть - одна из самых непреодолимых разновидностей вражды. Как правило, завистливого сильно раздражает сделанное ему доброе дело.

Дьявол - это первый истребитель жизн и, который наделяет завистью, как оружием от начала мира. Из этого зарождается смерть души. Такому человеку присущи отчуждение от Бога и лишения всех благ жизни, на радость лукавому , хотя он и сам поражён той же страстью. С особым рвением необходимо остерегаться завистника. Завладевшая душой зависть сможет оставить человека только после того, когда доведёт его до полного безрассудства. Несмотря на, то что духовно больной человек может вести трезвую жизнь, подавать милостыню и регулярно поститься - это не оградит его от преступления, он при всех своих деяниях всё равно будет завидовать.

Завистливый будет считать всех своих окружающих своими врагами даже тех, которые его никогда ничем не обижали. Зависть берёт своё начало от гордости. Гордый человек всегда хочет вознестись над всеми остальными. Ему очень тяжело находиться рядом с равными ему людьми, особенно с теми, кто лучше его.

Чревоугодие - рабство собственному желудку

Чревоугодие - это великий грех, заставляющий принимать пищу ради наслаждения. Такая страсть может привести к тому, что человек перестанет быть разумным существом и превратится в подобие скота. Он перестанет обладать даром слова и пониманием. Человек способен навредить не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, если он будет давать полную волю чреву. А также обладатель этого греха будет возжигать в себе похоть, так как избыток пищи очень сильно этому способствует. Необходимо хорошо вооружиться против этой страсти, так как похоть ведёт к падению.

Ни в коем случае не стоит давать чреву столько, сколько оно захочет. Употреблять пищу необходимо только для поддержания жизненных сил. Как ни странно, чревоугодие причисляют к семи смертным грехам, так как посредством его зарождаются разные страсти. Чтобы оставаться человеком, необходимо сдерживать своё чрево. Стоит с особой заботой хранить себя, чтобы случайно не оказаться побеждённым чревоугодием. Прежде всего, необходимо задуматься, как чревоугодие угнетает организм человека.

Обжорство и пьянство доставляют немало тягот желудку. Что может быть особенного в чревоугодии? Приятный вкус от лакомств держится только тогда, когда они находятся во рту. После того как происходит проглатывание не остаётся не только вкуса, но и даже воспоминаний об их вкушении.

Гнев как свойство человеческой души

Грехом, который больше всего удаляет душу от бога , является гнев. Гневящийся человек будет проводить свою жизнь:

  • В беспокойстве.
  • В смятении.
  • Утрачивая мир и здоровье.
  • Душа начинает скорбеть.
  • Разум понемногу изнемогает.
  • Плоть начинает увядать, а лицо бледнеть.

Гнев является самым опасным советником. Он часто заставляет прибегать к мести. Так как все деяния, сделанные под его влиянием, нельзя назвать благоразумными. Не существует большего зла чем-то, которое делает человек во власти гнева. Сильный гнев особенно омрачает ясность мысли и чистоту души. Такой человек неспособен здраво мыслить, он начинает врать и изворачиваться. Чаще всего он уподобляется тем людям, которые потеряли способность рассуждать. Гнев наподобие всепожирающего огня опаляет душу и вредит телу. Он охватывает всё человеческое существо, сжигая его. При этом даже сам вид человека довольно неприятный.

Уныние и бесконечное беспокойство

Под седьмым номером находится тяжкий грех, уныние - это бесконечное беспокойство, которое способно сокрушить силу души. Оно доводит душу до изнеможения. От него рождаются непостоянство тела и ума, сонливость, лень, праздность, бродяжничество, разговорчивость и любопытство. Уныние является помощником всего злого. Не стоит отводить в сердце местечко для этого скверного чувства.

Только бесы способны навести на душу уныние. Они предполагают, что терпение истощается в долгом ожидании Божьей милости. Однако любовь, воздержание и терпение способны противостоять демонам. Только уныние для христианина является поражающей страстью. Из всех семи страстей уныние не может быть упразднено какой-нибудь из христианских добродетелей.

Некоторые проповедники и верующие считают что в православие существует 10 грехов. На Востоке изучается восьмеричная схема тяжёлых грехов. Библия не приводит грехи как точный список, но старается предостеречь от их совершения в десяти заповедях. Чтобы разобраться, сколько смертных грехов на самом деле, существует целый список в виде таблицы, в которой ясно описывается значение каждого греха и его пояснение.

Смертным грехом нарекают самый тяжёлый из вероятных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха воспрещает душе угодить в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов. А именуют их смертными, потому что к попаданию в ад приводит неизменное их повторение. Такие действия берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Для того чтобы подготовиться к исповеди , необходимо покаяться и обрести веру. Лучше всего для этого подойдут чтение покаянных молитв и пост. Кающемуся человеку нужно исповедать свои грехи, тем самым выказать признание своей греховности. Необходимо выделить при этом те страсти, которые ему особенно свойственны. Лучше всего называть конкретные грехи, которые обременяют душу. На сегодняшний день можно найти огромное количество описаний всех пороков и описать весь перечень будет довольно сложно, первыми кто стал описывать грехи, стали:

  • Григорий Великий перечислил иерархию грехов в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова или Нравственные толкования».
  • Поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» описывал семь кругов чистилища.
  • Святой Иоанн Лествичник рассказал, как бороться с восьмью главными страстями.

Грешить или не грешить - личное дело каждого. Но, зная список грехов, от некоторых из них все-таки можно воздержаться, тем самым обеспечить себе место в раю.

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх