Air Force One — Самолеты президентов. Главный борт страны или самолет путина

В Воронеже на ВАСО состоялась передача девятого самолета Ил-96-300 в «Специальный летный отряд Россия».

ОАК в рамках исполнения контракта передала в эксплуатацию ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации новый самолет Ил-96-300 производства ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»

Воздушное судно прошло весь комплекс заводских наземных и летных испытаний..

Самолет Ил-96-300 сделан из отечественных комплектующих, новые системы и оборудование, установленные на нем, полностью российского производства. Воздушное судно построено в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались, в том числе разработкой систем связи и защиты самолета.
В новом самолете есть существенные новшества - усовершенствованная система защиты от внешних угроз, пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий выполнение всех требований норм летной годности, включая международные. При этом Ил-96-300 сохраняет лучшие традиции знаменитой «ильюшинской» конструкторской школы.
На протяжении десятилетий эти лайнеры демонстрируют высокую надежность эксплуатации и во всем мире признаны самыми безопасными.
Переданный самолет - 22-й Ил-96-300, выпущенный Воронежским авиационным заводом. Это широкофюзеляжный магистральный самолет, способный преодолевать расстояния до 13 тыс. км.
Проект Ил-96 обеспечивает загрузку ВАСО, как одного из градообразующих предприятий Воронежской области. Всего на предприятии трудятся порядка 6300 работников, 80% которых занято на проекте Ил-96.

Мягких тебе взлетов и посадок, Ильюша, и длинного жизненного пути!

Президент по долгу службы часто совершает перелеты по всему земному шару, и поэтому его самолет оснащен всеми возможными средствами защиты. Какими же?

Достоверных сведений конечно же нет, поскольку это информация секретная, и остается только предполагать, какие меры принимаются для защиты президентского борта.

Самолет главы государства ИЛ-96 – это прежде всего комфортабельное средство передвижения, летающий рабочий кабинет, а потому в нем созданы все удобства для работы и отдыха первого лица страны. Отделка выполнена с размахом, около 15 миллионов рублей ушли только на деревянные покрытия из орехового шпона. В отличие от американского, не имеет на борту спортзала, поскольку нашему президенту и простейших спортивных снарядов хватает. Все базовые системы комфорта и жизнеобеспечения в наличии.

Такое большое воздушное судно нуждается в прикрытии, как с земли, так и с воздуха. С земли его ведут и прикрывают службы диспетчеров и военной системы ПВО, особенно при взлете и посадке, когда есть вероятность атаки с самого аэродрома и его окрестностей террористами с переносными ЗРК. С воздуха же всегда первый борт страны сопровождается элитными российскими пилотами специального звена прикрытия, и таким образом атаки с воздуха практически исключены.

Помимо первичных мер безопасности, есть и комплекс вторичных. Предположим, вражеская ракета все-таки была выпущена, и ее надо обезвредить. Что можно сделать? Сбить ее собственной бортовой системой ПВО, антиракетой. Потом, можно отстрелить тепловые ловушки. Также существуют и маскирующие покрытия для корпусов самолетов, сбивающие с толку системы наведения ракеты, а также системы постановки помех для них же. Это означает, что ракета, выпущенная с земли, будет уничтожена. О ракетах «воздух-воздух» говорить не приходится – пилоты сопровождения не спят в полете. Однако нельзя исключать атаку маленького американского беспилотника.

Самолет оборудован и средствами связи, в том числе и спутниковыми. Думается, что комплекс мер защиты против взлома систем управления борта №1 выполнен на «пять с плюсом». В наше время без этого никак нельзя.

Резюмируя, можно сказать, что наш самолет президента наверняка защищен не хуже Air Force One – самолета президента США.
Есть и защитное покрытие корпуса, дезориентирующее радары, и система помех для ракет, и воздушное прикрытие, и даже собственная система ПВО на борту.
Но главное – это скрытность, ведь никто не знает, каким курсом полетит президент. Главная защита – это дезинформация.
Новый интерьер борта №1 sobesednik

Весной этого года рендеры (компьютерные модели) начинки самолета уже появились в интернете. Их подлинность в ОАК Sobesednik.ru не опровергли. Санузел с позолотой, тренажерный зал, двуспальная кровать… Все, что нужно, чтобы совместить приятное с полезным.

Ближайшее окружение президента тоже не останется в обиде. Специальный летный отряд «Россия» обещает пополнить свой авиапарк сразу несколькими лайнерами.

Красиво, правда?
Ну а теперь из истории Борта № 1 и посерьезней...

Самолет главы государства не просто средство передвижения. "Борт N 1" одновременно является рабочим кабинетом и мобильным центром управления государством. Работу "воздушной резиденции" президента России обеспечивает авиаотряд особого назначения, официально с 1993 года - ГТК "Россия"
(эскиз интерьера Борта №1 Ил-96-300 2003 года выпуска)

Все воздушные суда ГТК в свободное от полетов время ждут своего часа на поле авиационно-технического комплекса компании (в просторечии "сектор"). Сюда их отгоняют после посадки из расположенного неподалеку аэропорта Внуково-2, который также закреплен за "Россией". ГТК обслуживает не только свои машины, но и суда высоких иностранных гостей - на коммерческой основе.
"Сектор" бдительно охраняется ФСО - высокий забор, КПП, патрули на территории. Но никакая охрана не может оградить технику от дождя и снега. Отсутствие теплых ангаров - одна из наиболее серьезных проблем ГТК. Как утверждают местные специалисты, для нашпигованного сложнейшей аппаратурой главного президентского борта крыша была бы совсем не лишней.

Самолеты президента

Теперь, кроме флагмана Ил-96-300ПУ (последние буквы расшифровываются как "пункт управления"), в распоряжении президента находятся и Ил-96-300 выпуска 2003 года (б/н 96016) и ещё 9 бортов (среди которых и два вертолета). Всего 11машин. Одна основная, одна резервная: каждый раз президентский самолет или вертолет на всякий случай должен сопровождать дублер. Это общемировая практика.

Однако для флагманского лайнера пары до 2003 не было. В 1993 году Воронежскому авиационному заводу были одновременно заказаны два Ил-96. Но из-за финансовых проблем Управление делами президента смогло оплатить только один самолет. Строительство другого было заморожено и возобновилось лишь с приходом в Кремль Владимира Путина.

В качестве резервного до 2003 использовался самолет Ил-96-300(RA-96012) и Ил-62М, однако, как понимали в ГТК, полноценной эту замену считать никак было нельзя. Слишком велика разница в технических характеристиках. При прежнем президенте это не было проблемой: Борис Ельцин не очень-то любил путешествовать. Но сверхмобильному Путину одного флагмана стало не хватать.

Чаще всего президент летает, конечно, на Ил-96-300ПУ. Но отнюдь не только на нем. Выбор типа воздушной машины зависит от характера поездки, условий аэропорта, дальности полета. Одно дело, когда президент летит с государственным визитом в Соединенные Штаты или Японию, другое - когда речь идет о рабочей поездке в Новый Уренгой или Казань.

На небольшие расстояния по России президент летает на ТУ-214ПУ. Это экономит топливе. Хотя об экономии при перемещениях главы государства говорить можно только условно. Зачастую отдельными самолетами (вместе с ним, до и после визита) следуют и грузовые борты (автомобили кортежа). А рядом дефилирует так называемый самолет-ретранслятор – СР (к примеру, ТУ-214СР с номером RA-64516), который обеспечивает президента спецсвязью

Выбор марки и типа воздушного судна особой проблемы не представлял. Из всех пассажирских лайнеров еще во времена Ельцина был выбран самый большой, красивый, надежный, стабильный в воздухе и удобный Ил-96. Он и сегодня - борт номер 1 Путина. Какой самолет мог бы лучше выполнить эту функцию? Мысль о том, чтобы Президент Российской Федерации летал на иностранном самолете, возможно, и приходила в голову некоторым сторонникам «западных ценностей» в период большой дружбы с США, но купить представительский "Боинг" в ельцинские времена все же не решились. Экономические трудности девяностых годов – общеизвестный исторический факт, кроме того, широкофюзеляжный отечественный лайнер оказался достаточно хорошим.

Таким он остается и по сей день, борт номер 1 Путина. Модель Ил-96-300, ставшая базовой, имеет взлетный вес до 250 тонн, может развивать скорость свыше 900 км/ч, а что касается дальности беспосадочного перелета, то о ней известно, что она превышает 9 тысяч километров (показатель для серийных образцов), но насколько именно, пока держится в секрете. Все узлы и детали в этом самолете российского производства, в том числе и двигатели ПС-90А, возможно, не столь экономичные, как изделия фирм Pratt & Whitney или Rolls Royce, но зато надежные. К тому же собирались моторы с особой тщательностью. Стоимость обычного экземпляра колеблется вокруг эквивалента 60 миллионов долларов США. Каждый президентский борт номер 1 «Россия» обошелся казне в разы дороже.
Глава государства летает только на машинах своей персональной "эскадрильи" (за исключением совершенно уж нестандартных ситуаций - например, знаменитый полет Путина на истребителе). Если требуется пересадка с самолета на вертолет, Ми-8 летит с базы до места приземления президентского лайнера. Разумеется, в таких случаях вертолетчики выступают в поход заранее.

За каждой президентской воздушной машиной закреплены два сменных экипажа и один командир. По имеющейся информации, ответственным за флагман является опытнейший Сергей Анциферов, заслуженный пилот СССР и РФ. Кроме того, на борту Ил-96 работает постоянная бригада бортпроводников: пять женщин и пять мужчин.

Отбор в ГТК "Россия" более чем жесткий. Вопросами приема на работу ведает мандатная комиссия авиапредприятия. Критерии - профессионализм и возраст. Ну и благонадежность, разумеется, - этим занимается уже ФСО. Но в любом случае новичков сперва "выдерживают" на почтительном расстоянии от самолетов спецназначения. Не говоря уже о машинах, на которых летает президент. Их экипажи - это асы, высшая категория. Для того чтобы попасть в президентский самолет, летчик или бортпроводник должны пройти все ступеньки служебной лестницы, побыть, что называется, на виду у коллектива.

В спецотряде и спецдисциплина. Вот, например, выдержка из инструкции: "Дежурным экипажам и бортпроводникам, находящимся в суточном резерве в профилактории или дома, разрешается, как исключение, кратковременное отсутствие вне профилактория или дома только с разрешения ответственного дежурного или дежурного штаба..."
Начиненный электроникой главный президентский лайнер является мобильным центром управления государством, в том числе Вооруженными силами и ядерным оружием. Понятно, что объект этот для журналистских глаз не предназначен.

Но вот старый резервный Ил-62 нам дали возможность осмотреть. О том, как трепетно относятся в ГТК к своей ответственной миссии, свидетельствует хотя бы такая деталь: при входе в салон нам пришлось надеть бахилы.
На этом самолете летал еще Михаил Горбачев. После развала СССР самолет "по наследству" перешел к Борису Ельцину. Но российский президент решил, что достоин лучшего, и пересел на новый nulf Ил-96. Правда, не сразу. Вначале лайнер соратникам Бориса Ельцина не понравился: салон был разделен хлипкими картонными перегородками, несовершенство дизайна скрывали развешанные повсюду кокетливые шторки. Но больше всего возмутило "госприемку" отсутствие у президента персонального санузла.
Второй, «путинский» Ил-96 (б/н RA-96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года.

В конце концов интерьер был заказан швейцарской фирме Jet Aviation AG (при посредничестве Mercata Trading, которая выступала генподрядчиком). "По эскизам сына русского художника Ильи Глазунова - Ивана - швейцарцы сделали изумительный интерьер, - вспоминал охранник президента Александр Коржаков. - Теперь появились душевые кабины, две спальни, зал для совещаний на 12 человек, просторные кресла для сопровождающих. Врачи тоже ликовали - наконец-то появилось место для сложного, громоздкого медицинского оборудования". В свой первый спецрейс новый Ил-96 отправился 21 марта 1997 года: Борис Ельцин летел в Хельсинки на встречу с "другом Биллом"...

Здесь мочат

Английская фирма предоставляет свое ноу-хау, материалы и осуществляет общее руководство работами. По завершении отделки российские специалисты получили сертификаты, которые дали им возможность самостоятельно выходить на рынок. Это было еще одним условием тендера - наши должны научиться делать не хуже иностранцев. "Мы создаем хорошие машины с точки зрения летных характеристик и безопасности, но интерьеры, к сожалению, пока оставляют желать лучшего", - сказал тогда зам.гендиректор ГТК Николай Шипиль.

Авиаотряд особого назначения

Подразделение, обеспечивающее авиаперевозки руководителей страны, появилось в гражданском воздушном флоте в 1956 году.
Сначала оно называлось авиаотрядом особого назначения, затем отдельным авиационным отрядом N235, а в 1993 году получило нынешнее наименование - ГТК "Россия". Бурные годы реформ не обошли ГТК стороной. По словам Николая Шипиля, он долго колебался, прежде чем принять приглашение возглавить компанию. А потом иногда жалел о своем выборе: "Не представлял, что кризис поразил ГТК так сильно".
Тот самый, "Елььциновский" борт № 1(RA96012) сменивший пожилого Ил-62.

Сухие цифры: в начале 90-х в ГТК было 65 самолетов, к началу 2000-го осталось 38. "За бесценок продали уникальнейшие машины, например Ан-124 ("Руслан")", - возмущается Шипиль. Гендиректор намерен обновить и увеличить существующий парк. В последующие годы компания приобрела новый Ту-154М, два новых Ту-214, еще один Ту-154М (позже и еще один) и пару вертолетов Ми-8МТВ. И это не предел. Оптимальным гендиректор считает наличие 60 машин. Лишних не будет: президент - главный, но не единственный пассажир ГТК.

Во-первых, самолетами специального назначения летает так называемая семерка: высшие должностные лица, которым это положено по статусу. Кроме президента, в нее входит глава правительства, министр иностранных дел, председатели Госдумы и Совета Федерации, генеральный прокурор и секретарь Совета безопасности. В отличие от главы государства за ними нет закрепленных воздушных судов, несколько иным является и порядок использования резервных машин. Запасной самолет летает только с президентом и премьером, в остальных случаях он держится в резерве во Внуково-2.

Спецсамолетами пользуются также правительственные делегации. Однако на все эти перевозки должно быть особое распоряжение главы государства. При этом, если необходимо и если разрешит президент, в распоряжение должностных лиц может быть предоставлена машина из президентской "эскадрильи" - со спецсвязью. За исключением флагманского лайнера, на котором летает только сам глава государства.

Самая неприятная для ГТК, как, впрочем, и для любой авиакомпании, тема - летные происшествия. Для того техника и проходит спецотбор, тщательнейшие проверки и скрупулезную подготовку, чтобы исключить любые отклонения. Хотя без нештатных ситуаций не обходится и здесь.

До сих пор в ГТК помнят случай 1972 года: при вылете из Москвы в Киев президента США Ричарда Никсона на Ил-62 не запустился двигатель, а с подачей резервного самолета произошла заминка. Оргвыводы последовали немедленно: командир авиаотряда был тут же освобожден от должности. Самый последний конфуз случился в феврале 1999 года во Внуково-2. Президентский самолет при заруливании задел хвостовую часть лайнера премьер-министра Италии. Тогдашнему гендиректору ГТК Владимиру Качнову тоже пришлось расстаться со своим креслом. Впрочем, все это скорее исключения из правила. К безопасности своих пассажиров в ГТК всегда относились всерьез.Но есть и более забавные случаи. Один из таких произошел в Латинской Америке. В носовой части самолета для центровки расположен балластный бак, рассчитанный на три тонны воды. И вот как-то на местном аэродроме понадобилось залить бак, и для этого подогнали к самолету пожарную машину. Посмотреть на то, как наш инженер со шлангом в руках заправляет бак, собралось много местных аборигенов. Один из них не выдержал и спросил: «А зачем в самолете нужно так много воды?». Наш человек не растерялся и гордо ответил: «А у нас там бассейн!».

МИРОВОЙ ОПЫТ. Под крылом ВВС

Путешествовать на самолетах глава государства теоретически мог уже в тридцатые годы, когда надежность аэропланов достигла должного уровня. Так и было, хотя И. В. Сталин, несмотря на свое пристрастие к авиации, предпочитал все же наземный транспорт. В военном 1943 году он прибыл на Тегеранскую конференцию по воздуху из Баку, на американском «Дугласе» Си-47. В то время в СССР уже было налажено производство лицензионных транспортных самолетов этого типа (Ли-2 или ПС-84), но в США усовершенствовали некоторые узлы, поэтому выбран был C-47 из числа поставляемых по договору ленд-лиза. Особое военное подразделение для правительственных перевозок было образовано через два дня после начала войны (МАГОН), но пользовались этой авиагруппой особого назначения другие члены высшего руководства и военачальники. Других случаев сталинских полетов, кроме рейса в Тегеран и обратно, история не сохранила. Скорее всего, их не было.

Кстати, до 13 апреля 1956 года - в этот день вышло постановление Совета министров СССР о создании в гражданском воздушном флоте авиаотряда особого назначения - руководители партии и правительства также пользовались самолетами ВВС. Но внешняя политика Советского Союза стала к тому времени настолько миролюбивой, что Никите Хрущеву показалось неприличным летать на военных машинах.
Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Став Первым секретарем ЦК КПСС, он оценил авиационное правительственное наследство, состоявшее из обычных пассажирских Ли-2, Ил-12, Ил-14 и других скромных двухмоторных самолетов и нашел его слишком скромным. В 1956 году был создан особый авиаотряд (АОН), в распоряжение которого тут же поступили новейшие Ил-18, Ту-104 и громадные Ту-114. В общем-то, представительские функции, возложенные на эту технику и обслуживающий ее персонал, вполне соответствовали тогдашней мировой практике, и самому главному начальнику Советского Союза действительно требовались такие машины, чтобы не выглядеть среди мировых лидеров «бедным родственником».
Борт №1 Ил-62М (RA-86467) Этот самолет достоин написания отдельной книги и даже фильма. Но, увы, статью об Ил-62 легче найти в английских или французских журналах, чем в российских. Не говоря уже о книгах и фильмах.

В брежневские времена эта традиция была продолжена, символом могущества СССР стал великолепный лайнер Ил-62. Первый борт номер 1 Путина, Ил-96, достался ему от Ельцина. Самолет неоднократно переделывали, меняли интерьер и оборудование и, в конце концов, заказали четыре новые машины.

ГТК "Россия" с полным на то правом может называться уникальным предприятием: аналогов ни в России, ни за границей сегодня нет. В Соединенных Штатах, Англии, Германии, Франции, да и в большинстве других стран мира самолеты первых лиц государства находятся в ведении военной авиации.

С тех пор так и повелось. Правда, в конце 80-х у КГБ возникла идея вернуться к мировой практике и передать правительственный авиаотряд ВВС. Но командиру отряда Алексею Майорову удалось добиться аудиенции у тогдашнего предсовмина СССР Николая Рыжкова и отговорить его от этого шага. Премьера убедил тот аргумент, что до 95 процентов полетов отряда приходится на перевозки рядовых граждан.

Безопасность Ил-96 по своей сути - обычный гражданский авиалайнер. Рядовые граждане могут задаваться вопросом о том, насколько безопасен в сегодняшнее непростое время борт номер 1 Путина. Защита есть, но ее детали и механизмы реализации, конечно же, держатся в строгой секретности. Служба безопасности Президента вполне отдает себе отчет в том, что лицо № 1 в государстве может стать объектом покушения не только на земле, но и во время авиаперелетов. Ни разу не сообщалось о том, что во время рейса борт номер 1 Путина сопровождают истребители, но, вполне возможно, что они присутствуют в воздушном пространстве.

Вместе с тем наличие такого эскорта за рубежом представляется проблематичным по причине многих юридических норм, регламентирующих движение самолетов, а над своей страной Президент не опасается атак вражеских перехватчиков. Что касается возможности поражения «летающего Кремля» ракетой «земля-воздух», то и против такой угрозы есть средства, но они держатся по понятным причинам в тайне. Можно предположить, что только постановкой радиоэлектронных помех они не ограничиваются. -

Можно с уверенностью заключить, что безопасность нашего президента обеспечивается на высшем уровне, а обновленный авиапарк позволит решать любые задачи в любой точке планеты.

Борт RA96019, еще один правительственный "Ил".

Когда глава государства совершает официальный визит на территорию другой страны, он использует борт номер один - именно так во всём мире называют воздушное судно, на котором находится первое лицо страны. Чаще всего в его распоряжении не один, а сразу несколько разных бортов на все случаи жизни.

Азербайджан.
Президент Азербайджана использует для полётов самолёт AZAL Boeing 767-300 под названием «Баку-1». Самолёт назван в честь столицы государства - города Баку. В качестве резервного используется Airbus A319 «Баку-2». В 2014 году заказаны 2 самолёта Airbus A320 и 1 Airbus A340. Правительство Азербайджана использует также Gulfstream G550. ВВС Азербайджана также взяли у "Азербайджанских авиалиний" один Ту-154 под названием «Апшерон» для использования в качестве правительственного.

Германия.
Канцлер Германии Ангела Меркель для полетов использует два Airbus A310-304 1989 года постройки, а так же Canadair CL-600-2A12 Challenger 601 1986 года. В распоряжении воздушного флота правительства Германии так-же имеються два Airbus A340-313X VIP ("Конрад Аденауэр" и "Теодор Хойс").

Армения.
Правительство Армении использует Airbus A320. Ранее использовался Ту-134.

Беларусь.
Авиакомпания Belavia эксплуатирует Boeing 767-300ER (фото 1), Boeing 737 Business Jet и Ту-154M (фото 2) для использования президентом и премьер-министром Белоруссии. Вместо традиционной голубой раскраски самолёт окрашен в красные и зелёные тона национального флага Белоруссии. На борту у двери нанесена надпись «Беларусь» на кириллице и латинице. На хвосте изображён государственный герб Белоруссии.

Ботсвана.
Долгое время в качестве VIP-транспорта для руководителей государства Вооружённые силы Ботсваны эксплуатируют самолёт Gulfstream IV с бортовым номером OK2 (на фото). Однако недавно этот самолёт был продан владельцу в США. Теперь для этой цели испольуется Bombardier Global Express с б/н OK1.

Ангола.
Правительство Анголы имеет 2 самолёта Bombardier Q Series. ВВС Анголы использует для перевозок Президента страны самолёты Embraer ERJ 145 и Як-40 (на фото).

США.
Президентский воздушный флот США с 1990 г. и по настоящее время состоит из двух специально оборудованных самолётов Boeing-747-200B (военное обозначение VC-25A). Если аэропорт назначения не может принять такой большой самолёт, как VC-25A, в качестве Air Force One выступает Boeing C-32
.

Кувейт.
Airbus A340-542 национального перевозчика Кувейта - Kuwait Airways, который обслуживает самолеты, перевозящие первых лиц государства.

Буркина-Фасо.
Правительство Буркина-Фасо использует с 2005 года самолёт Boeing 727-282 (на фото) 1981 года выпуска. Также имеется Falcon 900.

Казахстан.
Государственная авиакомпания «Беркут», перевозящая Президента и руководителей Правительства Казахстана, имеет в своём парке более десяти самолётов и вертолётов.
Airbus A330

Boeing 757-2M6

Let L-410A

Бразилия.
Перевозкой Президента, вице-президента и руководителей Правительства Бразилии занимается Специальная транспортная группа ВВС Бразилии, включающая в себя 22 самолёта. Основным президентским самолётом является выпущенная в 2005 году специальная модификация Airbus A319, получившая наименование Airbus VC-1A и собственное имя «Сантос-Дюмон» (на фото). Для малой дальности полетов Президент использует один из двух модифицированных Embraer VC-2. Также в Специальной транспортной группе имеются самолёты Embraer VC-99C, Embraer C-99A, Learjet VU-35 вертолёты AS 332.

Конго.
Правительство Конго использует с 2011 года самолёт Boeing 767-200, ранее перевозивший Президента Казахстана.

Боливия.
Для перевозки президента и членов правительства ВВС Боливии эксплуатирует самолёты Dassault Falcon 900EX (на фото) и Falcon 50. Также используется Sabreliner NA-265, 1975 года выпуска. Планируется приобрести по одному Beechcraft King Air 250 и Beechcraft King Air 350i.

Украина.
Государственное авиапредприятие «Украина», обслуживающее первых лиц страны по состоянию на 2015 год имеет в своём парке 6 самолётов и вертолётов. На фото Airbus A319-115.

Иран.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пользуется для полетов самолетом Airbus A321-231.

Индонезия.
Правительственный Boeing 737-8U3.

Россия.
Основным президентским самолётом с 1996 года является четырёхдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300ПУ - значительно модифицированный вариант пассажирского Ил-96. Две буквы обозначения означают «пункт управления». В новейшей истории России президенты использовали четыре таких самолёта. Первым самолёт начал использоваться президентом Борисом Ельциным. В 2003 году был построен новый самолёт для президента Владимира Путина. В 2010 году президент Дмитрий Медведев заявил, что хочет расширить авиапарк президентских самолётов за счёт ещё двух таких моделей, построенных на Воронежском авиазаводе. Первый из них был передан спецавиаотряду в декабре 2012 года. Второй был передан СЛО «Россия» 30 января 2014 года.


Давно известно, чтобы путешествовать быстро и комфортно, нужно выбирать самолет. Этого правила придерживаются и лидеры государств. Они готовы отдать большие средства, к разочарованию людей, которыми они руководят, чтобы приобрести самый шикарный и модный самолет. Предлагаем обзор самых дорогих и роскошных президентских бортов, оборудованных по последнему слову техники, со столовыми, спа салонами и комнатами, дизайну которых позавидуют самые роскошные гостиницы и королевские дворцы.


Стоимость самолета - 37 миллионов долларов, и когда он впервые появился, то вызвал интерес во всем мире. Несмотря на мнение, что это слишком дорогой самолет, президент Ганы не отказался от его приобретения. Falcon 900 Ex – это один из двух самолетов серии Falcon 7X. Он создан для длительных перелетов, оборудован топливными баками, которые без дозаправки обеспечивают перелёт на растояние более 8 000 км. Самолет также оснащен двигателями TFE731-60 и улучшенной электроникой. Скорость самолета 950км/ч, но может набрать и до 1040км/ч.


Президент России путешествует по миру самолетом Ил-96-300, стоимость которого составляет 50 миллионов долларов. Он оснащен четырьмя турбодвигателями PS-90и является первым широкофюзеляжным самолетом в СССР. Качественная навигационная и спутниковая системы обеспечивают безопасный полет. На борту могут разместиться 262 пассажира. В 2015 году Министерство обороны заказало новую версию самолета. Он может не без дозаправки преодолевать расстояние 3500 км. Существует в единственном варианте.


Мощный самолет Airbus A319 еще недавно был представлен на выставке в Дубае. Его стоимость 81 миллион долларов, а принадлежит он президенту Бразилии Дилме Русеф. На борту пассажиры оказываются в полном комфорте и роскоши. К их услугам предоставляются вычурные кресла, приятное освещение и единственный выход. Это очень экономный самолет с низкой степенью выбросов. На борту самолета можно разместить 160 пассажиров. Длительность полета составляет 3750 км.


Ма Инцзю приобрел частный самолет Boeing 737 за 90 миллионов долларов. Он оснащен новыми крыльями, форма которых улучшает качество полета, системой приземления и другими техническими новинками. Новый Boeing 737 летает быстрее и выше, а топлива расходует на 22% экономнее по сравнению с ранними моделями. Самолет обладает высокими аэродинамическими характеристиками, низким уровнем шума и роскошным салоном, оснащенным светодиодным освещением и всем необходимым для комфортного полета.


За такой же самолет Airbus A319CJ, как и у Джорджо Наполитано, необходимо будет выложить 90 миллионов долларов. Самолет построен для грузовых и пассажирских перевозок с комфортом. Оснащенный авиадвигателем CFM56s самолет является мечтой любого пилота. Он оборудован шестью экранами управления и контроля, боковой ручкой управления и электродистанционной системой управления (fly-by-wire). В этом самолете все создано для безопасности пассажиров. Иногда уходит до полгода, чтобы подготовить его к полету.


Стоимость широкофюзеляжного, с четырьмя турбовентиляторными двигателями самолета Airbus A340-200 составляет 166 миллионов долларов. Он оснащен стеклянной кабиной пилотов, светодиодным освещением, бортовым развлекательным центром.


Самолет, принадлежащий Бараку Обаме, называют «самолетом судного дня». Стоимость самолета, а таких всего четыре, 220 миллионов долларов. Детальные характеристики, по понятным причинам, не разглашаются. Единственное, что известно, он может пережить ядерный взрыв, столкновение с астероидом и серию террористических атак.


Разрекламированный, как экономный и мобильный, самолет президента Франции Франсуа Олланда стоит 240 миллионов долларов. Airbus A330-200 рассчитан на короткие и долгие перелеты. На борту можно разместить 247 пассажиров, поэтому салоны оснащены так, чтобы можно было проводить деловые встречи и совещания лидеров государств в воздухе. Самолет оборудован светодиодным освещением, супер удобными креслами и койками для экипажа.


Был ли тунисский президент доволен самолетом стоимостью 238 миллионов долларов или нет, но после отставки Зин эль-Абидин Бен Али правительство страны решило продать самолет. Несмотря на цену и технические характеристики, его использовали очень редко. На борту могут разместиться 250 пассажиров. Дальность полета составляет 15-16 тысяч км, а скорость 890 км/ч. Самолет способен подняться на высоту 13 000 м.


Известный как Конрад Аденауэр Airbus A340-313 стоимостью 238 миллионов долларов впечатляет и отвечает всем техническим и эстетическим требованиям. Кроме перевозки глав государств, самолет участвовал в благотворительных рейсах, например, эвакуировал ливанских беженцев в 2011 году. Без дозаправки он способен преодолеть расстояние 15-16 тысяч км и взять на борт 143 пассажира. Кроме салона для VIP персон, здесь много спальных мест.


Бангладеш не ассоциируется с роскошью, но когда речь идет о Boeing 777-300ER, стоимость которого 260 миллионов долларов, то возникают сомнения. Появился он в государстве в 2011 году. В самолете с двумя двигателями от General Electric салоны первого и бизнес класса. Борт способен преодолевать большие расстояния, а благодаря небольшому весу экономит горючее на 22%. Самолет летает из Бангладеш в Европу без посадки и дозаправки.


Если есть лишних 275 миллионов долларов, то можно приобрести самолет, который перевозит главу Иордании. Это экономный самолет в плане расхода топлива, оснащенный по последнему слову техники, чтобы политический лидер чувствовал себя комфортно и находился в безопасности. Если это и не самый дорогой самолет, зато один из самых безопасных. Двигатели от Rolls-Royce легкие, но мощные, а сам самолет может преодолеть расстояние более 12 000 км.


Традиционно культура Японии основана на натуральности и простоте. Но то же самое нельзя с точностью отнести к Boeing 747-400, стоимость которого составляет 300 миллионов долларов. Он впечатляет во всех отношениях. Во-первых, скорость - 916 км/ч, самолет может без дозаправки преодолеть расстояние 12300 км. Во-вторых, он обладает первоклассными аэродинамическими характеристиками. Самолет управляется сразу двумя экипажами.


Президент Йемена летает самолетом Boeing 747SP, стоимость которого составляет 300 миллионов долларов. К сожалению, в 2015 году он был серьезно поврежден во время пожара в аэропорту, поэтому президент вынужден использовать для визитов самолеты других марок. В Йемене сегодня идет гражданская война. Из 45 самолетов в стране осталось 13, и власти всеми силами пытаются их спасти.


Стоимость самолета – 325 милионов долларов. Boeing 747-200B является потомком Boeing 747-100. Он тяжелее и мощнее. Самолет может преодолеть расстояние 12 000 км. Четыре двигателя позволяют самолету развить скорость 968 км/ч. Он используется президентом США для официальных визитов. Этот борт не только поражает своими техническими характеристиками, но и внутренним убранством.


СамолетAir Force One по своим характеристикам очень похож на самолет президента США, который носит прозвище «Судный день», но об этом самолете известно намного больше. Стоимость его – 325 миллионов долларов. На борту президент Обама провел многочисленные встречи и заседания. Почему бы и нет? Ведь интерьер самолета роскошный, на борту много помещений для работы и отдыха, оснащенные по последнему слову техники. Самолет способен без дозаправки пролететь 13 000 км, а на борт взять более 100 пассажиров.


Много критики получил в свой адрес президент Зимбабве Мугабе, когда приобрел самолет за 400 миллионов долларов. Полиции и Службе безопасности страны всегда приходится расчищать территорию от граждан перед посадкой или взлетом самолета, так как собираются толпы зевак. Он действительно красив: цветные полосы по бортам напоминают национальный флаг страны.


Самолет стоимостью 500 миллионов долларов, Airbus A380 приобретен принцем Саудовской Аравии. Он больше похож на летающую пятизвездочную гостиницу. На борту можно разместить 800 пассажиров. Кроме того, в коллекции принца такой самолет не один, а целых четыре. На борту есть все необходимое для уютной и роскошной жизни, включая сауну, спа салон, столовую, где могут пообедать 20 счастливчиков. Есть помещение, которое называют «Волшебный ковер» - эта комната поражает красотой и богатством всех.


Если вы король Абдула, то это ваш самолет, за который вы заплатили 520 миллионов долларов. Boeing 747 идеален во всем. На его борту есть даже настоящий фонтан. На оформление интерьера было истрачено 150 миллионов долларов. Прозвище самолета, «Летающий дворец», полностью соответствует действительности.


Стоимость реактивного пассажирского самолета по прозвищу Dreamliner 600 миллионов долларов. Это действительно самолет мечты! Это – самый дорогой борт в мире. Не только цена впечатляет, но и технические характеристики, интерьер и экстерьер самолета. Внешне он похож на гигантского змея, парящего в небе. Самолет развивает скорость до 1609 км/ч.
Есть удивительный шанс заглянуть внутрь Приглашаем на экскурсию.

История создания специального летного отряда для высших руководителей СССР, а теперь и России, началась в 1956 году, когда специальным указом Совета министров отряд и был сформирован. В него вошли лучшие специалисты всех служб – от наземных, до самих пилотов и бортпроводников. Давайте посмотрим, на чем летает наш лидер и что скрывают его самолеты – самые секретные лайнеры России.

Зная приверженность Владимира Путина ко всему отечественному и «родному», можно предположить, что президент перемещается по стране и миру на российских самолетах. И это так: для международных визитов используется проверенный временем широкофюзеляжный самолет Ил-96-300. Внутри России Путин летает также на российском Ту-204-300.

В летный отряд набираются опытные (и молодые) летчики, прошедшие определенный профессиональный и качественный отбор. Безусловно, последнее слово о приеме в отряд за спецслужбами, в частности за ФСО и ФСБ. И это логично – «главный пассажир», как принято называть первое лицо государства на борту, должен быть максимально защищен, начиная от технических моментов самолета и заканчивая окружением.

Наземные службы перед вылетом любого из самолетов президента трижды проверяют работоспособность всех систем, качество топлива оценивает специальная передвижная лаборатория, принадлежность которой выяснить не удалось. Скорее всего она принадлежит все тем же спецслужбам.

Многие думают, что перед вылетом президентского самолета воздушное движение и сам аэропорт перекрывается. Это не совсем так. На самом деле Путину просто отводится отдельный «коридор» для взлета, а посадка в самолет осуществляется из специального правительственного терминала. Остальные гражданские самолеты и пассажиры в аэропорту никак не «ущемляются» в правах.

Внутри, как и следовало ожидать, самолеты президента отличаются от своих обычных «коллег». Салон Ил-96-300, например, имеет несколько отсеков, в которых размещены конференц-зал, комнаты отдыха, переговорная, комната связи, душевая.

Все президентские самолеты оборудованы засекреченной системой спецсвязи, перехватить разговоры президента просто невозможно. Все оборудование разработано отечественными предприятиями, а зная возможности нашей «оборонки» можно поверить в неуязвимость спецсвязи первого лица государства.

Владимир Путин ввел своеобразный ритуал: каждый раз перед полетом он лично здоровается с пилотами и бортпроводниками, а после приземления также лично благодарит весь экипаж. Это уже стало традицией, и все мы не раз видели, как президент, перед выходом из самолета на трап жмет руку командиру воздушного судна.

Еще немного о внутреннем убранстве президентских лайнеров. Отделка салона и помещений выполнена из ценных пород дерева, на полу расстелены толстые ковры. Больше никаких излишеств внутри самолетов нет. Как нет их и внутри вертолетов, на которых президент совершает плановые (и внеплановые) полеты на короткие расстояния.

Да, в распоряжении президента есть и вертолеты, но только два из них специальные, сделанные для Путина. Внутри они переоборудованы «под президента», но все остальные, на которых он летает на местах – это обычные вертолеты без каких-либо переделок.

Вернемся ко «всему отечественному», а в свете последних «санкционных» событий, и к импортозамещению. Отечественный авиапром переживает не самые легкие времена в плане разработок новейших гражданских лайнеров (за исключением «МС-21» и Superjet-100). Но это среднемагистральные самолеты, для дальних полетов наши авиакомпании используют зарубежную технику.

По инициативе Владимира Путина наши разработчики приступили к созданию совершенно нового лайнера для дальних перелетов Ил-96-400. Работы над ним практически завершены и на ближайших авиационных выставках мы увидим наш большой, отечественный самолет.

Самолет, в котором погиб президент Польши Лех Качиньский, был советского производства и отслужил уже 20 лет. На таких моделях главы государств уже почти не летают. Большинство президентов пользуются Boeing или Airbus.

Австралия

Генерал-губернатор, премьер-министр и министр иностранных дел пользуются двумя Boeing 737 Business Jets и тремя Челленджер 604s, которые находятся в ведении 34-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС. Эти самолеты регулярно используются для внутренних и международных поездок.

Бразилия


Глава Бразилии использует индивидуальные модели Airbus A319 под названием Сантос-Дюмон. Когда воздушное судно перевозит президента Бразилии оно использует позывные FAB 001 (бразильской Air Force One).

Канада


VIP-флот Канады состоит из пяти Airbus A310-300 (CC-150 Polaris), четырех Challenger 604 бизнес-джет (CC-144) и летных экипажей 437.

Авиатранспорт эскадрильи базируется в Трентоне, как часть группы воздушного транспорта, и находится в ведении канадских вооруженных сил ВВС. Самолеты в основном перевозят генерал-губернатора, премьер-министра и других высокопоставленных лиц.

Китай


Воздушный транспорт для главы КНР находится в ведении национального авиаперевозчика Китая. Boeing 767 был приобретен правительством специально для использования президентом в 2000 году. Delta Air Lines первоначально заказала Boeing 767. Но международный инцидент произошел в 2001 году, когда правительство заявило, что обнаружило 27 шпионских устройств в салоне самолета. В настоящее время самолет является частью гражданского авиакомпании после того, как его переоборудовали в Сан-Антонио, штат Техас.

Чехия


Флот чешского руководства состоит из двух Airbus A319, Челленджер-600, двух Ту-154, и двух Як-40 для президента, премьер-министр, члены правительства и парламента Чешской Республики. Все эти самолеты находятся в ведении ВВС Чехии.

Гамбия


Гамбия для своих VIP-полетов использует Ил-62.

Германия


Германия для высших должностных лиц правительства использует два самолета Airbus 310-304. Кроме того, на VIP-персон работают немецкие военно-воздушных сил специального назначения из Федерального министерства обороны: шесть Challenger 601 Jet и три вертолета Eurocopter Cougar AS532 для обслуживания транспортных потребностей представителей немецкого правительства, парламента и военных.

Япония


Японский флот находится в ведении Японских воздушных сил и состоит из двух Boeing 747-400 (20-1101 и 20-1102). Самолеты используются в первую очередь премьер-министром, императором, императрицей и другими членами императорской семьи.

Нидерланды


VIP-транспортом в Голландии является Fokker 70 (F28-0070). Его используют премьер-министр, голландская Королевская семья и правительственные чиновники.

Россия


Президент России использует два Ил-96-300PUs, которые работают в России "Государственная транспортная компания. По крайней мере один из самолетов переоборудован в качестве VIP-трансопрта в 2001 году британской компанией за 10 млн. фунтов стерлингов. Как свидетельствуют фотографии, выставленные в Интернете в 2007 г., в роскошный ремонт включены позолоченные ванной комнаты, мраморные полы, шелковая подкладка стен и другие дорогостоящие удобства.

Внутренняя отделка стоит около $ 17 миллионов. В целом, самолет президента обошелся бюджету России $45-60 млн, по разным оценкам. Интерьер включает в себя президентский кабинет и спальню, а также помещения для его сотрудников, ванную комнату, туалет, кухню и конференц-зал.

США


Air Force One - позывной ВВС США для любого самолета с президентом Соединенных Штатов. С 1990 года президентский флот состоял из двух специально настроенных, очень комфортных Boeing 747-200B. Хотя эти самолеты называются Air Force One, но этот термин обычно используется для того самолета, в котором находится президент.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх