Блок встану я в утро туманное. А. Блок. Стихи о любви
* * *
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
«3 октября 1901
* * *
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песочной косе
Загорались вечерние свечи,
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло...
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
                                     Имеющий невесту есть жених; а
                                     друг жениха, стоящий и внимающий
                                     ему, радостью радуется, слыша голос жениха.
                                                                           От Ионна III, 29
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
7 июля 1902
* * *
Я и молод, и свеж, и влюблен,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Теплый ветер пройдет по листам -
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращенном к звездам,-
Ароматные слезы хвалы.
Ты придешь под широкий шатер
В эти бледные сонные дни
Заглядеться на милый убор,
Размечтаться в зеленой тени.
Ты одна, влюблена и со мной,
Нашепчу я таинственный сон,
И до ночи- с тоскою, с тобой,
Я с тобой, зеленеющий клен.
31 июля 1902
* * *
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
25 октября 1902
«Стихи о Прекрасной Даме» были полны веры в возможность прожить одной лишь идеальной любовью, верой во всемогущество духа и вседостаточность его. Эта вера разрушила семейную жизнь Блоков еще до того, как она успела начаться.
Торжественно обвенчавшись с Любовью Дмитриевной, Блок тут же стал объяснять ей, что их брак ни в коем случае не должен быть «вульгарным» супружеством с физической близостью, что близость эта может разрушить гармонию «высших» отношений.
Возможно, в этой проповеди сказалось не только влияние друзей-символистов, требовавших от поэта, чтобы он убил «дракона похоти», но и память об угарной любви к К. М. Садовской. Как бы то ни было, нормальная семейная жизнь была искажена с самого начала.
Трагическим личным опытом, ценой своего семейного счастья Блок наглядно доказал гибельность идеализма как для самой жизни, так и для искусства. Мистическая запредельность «Стихов о Прекрасной Даме» иссушила живую плоть и самого стиха, уводя его в безжизненные пустыни логических построений, словесных абстракций.
Контраст между идеальными мечтаниями и жизнью, суровой и трезвой, приводил к пессимистическому убеждению, что нет в жизни ни счастья, ни гармонии, ни идеальной любви. Идеал «Прекрасной Дамы» сменился хмельным миражом «Незнакомки». А вскоре отсветы пожаров 1905 года затмили сполохи «брачной зари».
«Встану я в утро туманное…» Александр Блок
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Анализ стихотворения Блока «Встану я в утро туманное…»
Сумерки и туман, прозрачные тени, приглушенные краски, неясные шепот и смех - таковы особенности художественного пространства «Стихов о Прекрасной Даме». Герой, блуждающий во мгле, живет предчувствиями, видениями и намеками, пытаясь разгадать их, как сложный шифр. Наблюдая за движением далеких огней, он ждет судьбоносного свидания. Мотив ожидания не всегда связан с возвышенным образом Таинственной Девы: в стихотворениях представлена и земная ипостась небесного облика - подруга, царевна. В произведении « » герой приводит прямую речь лирического адресата, которая касается деталей предстоящей встречи.
Стихотворение, созданное осенью 1901 г., занимает особое место в поэтическом цикле. Текст отличается уверенными интонациями, отражающими ликование и жизнерадостное настроение лирического «я». Для этого есть достойный повод - долгожданный приход «подруги желанной».
Светлому состоянию души вторят детали пейзажа. Его главной доминантой становится солнечный свет, бьющий в лицо героя. Чтобы подчеркнуть яркость и силу утренних лучей, автор использует лексему «ударит», с помощью которой олицетворяется природный образ. Легкий туман и ветер дополняют картину начала погожего дня. Она резко контрастирует с густой неподвижностью сумерек, типичной для большинства творений цикла.
Зачин определяет позицию романтической пары: лирический субъект, выглянувший в окно, замечает возлюбленную, которая поднимается по ступенькам крыльца. Радостное удивление, порожденное неожиданным визитом, выражено риторическим вопросом.
Во втором и третьем катренах изумление сменяется торжествующими восклицаниями. Повелительные интонации демонстрируют решительное настроение субъекта речи, его стремление убрать препоны и открыться внешнему миру, ощутить кожей тепло солнца и дуновение ветра.
Кульминационный эпизод произведения обозначен мотивом «песен веселых», редким для меланхоличного блоковского романтика. Ликующие звонкие звуки утреннего гимна заполняют солнечное пространство стихотворения. Рефрен, замыкающий текст, подчеркивает гармоничность момента.
В произведении « » также моделируется ясная картина погожего утра. Чистый, переливающийся на солнце снег дарит надежду: воодушевленный герой рассчитывает наяву встретиться с возлюбленной, «девой в снежном инее».