Человек как субъект социальных отношений. Личность как субъект социальных отношений


1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум, г. индивид. 2.Отдельно взятый человек как представитель человеческого рода определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в.индивидуум, г. индивид. 3.Самостоятельно существующий отдельный животный организм определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в.индивидуум, г. индивид.


4. Осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, определяется как: а. убеждения, б. честь, в. достоинство, г. мотив. 5. Совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действиях, поведении, определяется понятием: а. убеждения, б. характер, в. мораль, г. мотив.


6. Качеством человека, отличающим его от животного, является: а. способность к продолжению рода, б. умение защищаться от врагов, в. умение находить пропитание и обустраивать жильё, г. страх смерти. 7. Какая из перечисленных потребностей человека является социальной: а. в пище, б. в тепле, в. в защите от врагов, г. в общении. 8. Общим для человека и животного является: а. умение защищаться от врагов, б. обладание членораздельной речью, в. способность к созданию нового, не имеющего аналогов в природе, г. способность при помощи сознания отображать окружающий мир.


9. Под личностью понимаются: а. в первую очередь, своеобразие внешнего облика, б. качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом, в. качества, присущие человеку от рождения, врождённые инстинкты, г. уникальность и неповторимость отдельного человека. 10. Под индивидом понимается: а. единичный представитель человеческого рода, б. человека, освоивший общественные формы сознания и поведения, в. уникальность и неповторимость природных и социальных качеств отдельного человека, г. человек как носитель ценностей национальной и мировой культуры.


11. Среди необходимых условий социализации индивида, формирования личности лишним является: а. осуществление совместной трудовой деятельности, б. развитие ребёнка вне человеческого общества, в. общение с другими людьми, г. участие в общественной деятельности. 12. Игра, учение, труд выступают в качестве: а. критериев истины, б. социальных качеств, в. видов деятельности, г. биологических потребностей.


13. Задатками к развитию познавательных способностей обладают: а. только люди с высшим образованием, б. только люди, посещающие детский сад и школу, в. все люди от рождения, г. дети, родившиеся от образованных родителей. 14. Верны ли суждения? Внутренний мир человека: А. составляют чувству, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде. Б. обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления. памяти.


15.Верны ли суждения о бессознательном в человеке? А. бессознательное в человеке существует только в раннем детстве, по мере взросления оно вытесняется сознательным. Б. на ранних этапах человеческой истории бессознательное начало превалировало над сознательным. 16. Природа человека определяется двумя факторами: биологическим (качества, приобретаемые от рождения) и ………………. (качества, формируемые в процессе взаимодействия с обществом).


17. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «личность»? 2 предложения. 18. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обуславливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. Под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Назовите три фактора. (социальная среда, образ жизни, вид деятельности, ближайшее окружение, семейные традиции, образование, воспитание…)



Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид. Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств. В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.


Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.


То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению. Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена. Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной. Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.


Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности. Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности). С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты. Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.


Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами. При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы. Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности. Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами. Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных фактор.

Отношения личности и общества

Для более полного понимания личности на микросоциологическом уровне необходимо рассмотреть характер ее взаимодействия с окружающей средой. Говоря об окружающей среде, мы прежде всего имеем в виду среду социальную, а именно тех людей, среди которых человек вращается, от которых зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется или которые ориентируются на него. Социальная среда – это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества – это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Для их более полной характеристики обратимся к примерам. Допустим, что вы хотите жениться (выйти замуж). Вы сможете это сделать только в том случае, если установите строго определенные отношения с другим человеком и его близкими родственниками, т.е. такие отношения, которые бы заставили их пожелать того же. Вы хотите иметь хорошую семью. У вас есть все основания для этого, если вы сможете найти верный вариант отношений с членами своей семьи. Для того чтобы иметь продвижение по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами.


Таким образом все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим эти отношения. Если человек в чем-то преуспел, это означает, что он прежде всего преуспел в умении устанавливать отношения с другими людьми. Социальные отношения – это чисто человеческое изобретение. Животные, например, как справедливо отмечал К.Маркс, вообще ни к чему не относятся. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня: социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп; психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения “человек – человек”, “человек – другие люди”. Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Связь, например, между А и Б устанавливается тогда, когда А нужен Б, а Б нужен А для выполнения социальных функций. О функциях в социологии судят по тому, что человек намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свои действия и какие последствия они имеют. Для выполнения конкретных функций в процессе социального взаимодействия на человека возлагаются обязанности. Для исполнения этих обязанностей он наделяется определенными правами. Права – это форма фиксации принципа “платы и вознаграждения”, лежащего в основе социальных связей. Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права по отношению к другим участникам взаимодействия определяют социальный статус человека.

Первым социальным условием становления общества является личность. Понятие «личность» в социальных науках - одно из базовых. Несмотря на наличие множества других терминов («человек», «индивид», «индивидуальность»), они не являются взаимозаменяемыми. Их смысловые особенности в социальных науках хорошо различимы.

Человек (Homo sapiens ) - родовое понятие, обозначающее высшую ступень развития живых организмов на Земле. Он прошел длительную эволюцию (антропосоциогенез ), в процессе которой изменился не только его внешний облик, но и потребности, способности, деятельность, сформировались базовые человеческие качества: интеллект, память, эмоции, чувства, воля, без которых духовная жизнь человека была бы невозможна.

По своей природе человек - биосоциальное существо. Это значит, что как живой организм он включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В процессе длительной эволюции сформировался его мозг, нервная система, обусловившие стремительное развитие интеллекта. Строение руки и гортани способствовало возникновению членораздельной речи и помогало в процессе труда. Длительная зависимость от родителей позволяла освоить необходимый объем социальной информации: нормы общества, навыки деятельности, знания, опыт. Человек имеет передающуюся по наследству биологическую программу, он наделен инстинктами, рефлексами, помогающими ему адаптироваться к окружающей среде. Но жизнь в обществе привела к тому, что его социальная составляющая стала доминировать. Как и все живое, человек вышел из природной среды, но дальше всех оторвался от своей колыбели.

В последние годы генетики опубликовали ряд сенсационных открытий, помогающих пролить свет на происхождение человека. Расшифровав геном человека, ученые поразились его сходству с генами других живых существ: на 90 % он совпадает с генами мыши, а от шимпанзе отличается только на 1 %. Причем утрата нескольких важных генов (из тех, которые есть у шимпанзе) снизила иммунную защиту человека от бактериальных и вирусных инфекций, но одновременно сняла ограничение на развитие мозга.

Современная зоопсихология установила факт наличия у высокоразвитых животных зачатков интеллекта. Установлено, что обезьяны, дельфины могут осуществлять простые умственные операции, решать интеллектуальные задачи, требующие вовлечения механизмов памяти и концентрации внимания. Хотя животные могут пользоваться некоторыми предметами и даже орудиями благодаря в основном механизму подражания, но они не способны создавать новые орудия и средства, позволяющие удовлетворять их потребности. Главное, что отличает самого обычного человека от самого высокоразвитого животного, - способность человека к творчеству.

В отличие от животных, ориентация человека в окружающем мире определяется не инстинктами, а сознательно выбираемыми целями и ценностями. Ребенок наследует запас генетической информации через строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатки. Но его природные задатки развиваются и реализуются только в обществе. Животное просто приспосабливается к окружающему миру либо погибает, человек же способен изменить не только окружающую среду, но и самого себя: Эти характеристики он приобрел в обществе, и социальная «составляющая» в нем преобладает.

Именно она представляет наибольший интерес для социальных наук и обозначается понятием «личность».

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Человеком рождаются, а личностью становятся. Однако ошибается тот, кто полагает, что личность - это обязательно положительный или выдающийся человек. Такое мнение распространено в обыденной жизни, но с научной точки зрения оно неверно. К новорожденному ребенку термин «личность» еще не применим, хотя в каждом новорожденном ребенке уже заложены некоторые предпосылки личности - природные задатки. Главное условие и решающий механизм становления личности - освоение им мира вещей и социальных отношений, в которых воплощена деятельность предшествующих поколений людей. Личность начинается с момента осознания человеком себя и с началом сознательного соотнесения своих действий с принятыми нормами, а формирование личности продолжается всю жизнь вместе с развитием общества и культуры. Поэтому можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника, алкоголика, террориста или бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

Индивид - это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель как биологических, так и социальных качеств. На Земле живет более пяти миллиардов человек, и каждый из них сочетает в себе не только типичные, распространенные в обществе социальные черты, но и уникальные, неповторимые. Все мы различаемся цветом кожи или разрезом глаз, ростом или телосложением, отпечатками пальцев, походкой, а также чертами характера, системой ценностей - своим внутренним миром. Это своеобразие, то, чем мы отличаемся от других людей, называется индивидуальностью.

Каждый человек одновременно является личностью, индивидом и индивидуальностью.

К примеру, Л. Н. Толстой в образе князя Андрея Болконского показал типичные черты русского человека из высшего общества - образованного, обладающего светскими манерами, патриота, дворянина. Эти качества характеризуют его как индивида.

Кроме того, князь Андрей - яркая индивидуальность, что позволяет нам выделить его среди других персонажей и запомнить. Его характер сформировался под воздействием как социальных условий, так и жизненных личных обстоятельств, сопровождавшихся раздумьями, переживаниями, индивидуально вынесенными уроками. Он запомнился нам как человек честный, благородный. Вторжение французов воспринял как личную трагедию, был смел и отважен в борьбе с захватчиками. Пройдя через суровые испытания, не ожесточился, сохранил в сердце добрые человеческие качества - тоску по малой родине, нежные чувства к любимой женщине.

Типичные социальные характеристики и индивидуальные качества героя позволяют нам заключить, что он - зрелая личность с активной социальной позицией.

Таким образом, человек предстает перед нами в единстве природных и социальных, индивидуальных и типичных характеристик.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, ᴇᴦο природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется ᴇᴦο социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – её потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, её отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только её позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, ᴇᴦο способностей, знаний и умений, ᴇᴦο эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Данные свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет ᴇᴦο анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, ᴇᴦο природе заложены возможности ᴇᴦο психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять ᴇᴦο социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх