Что такое разбор имени существительного. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи. Отвечает на вопросы

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Учитель: Шуринова О.М.

Класс: 3 Г

Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

ХОД УРОКА

1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

    Мотивировать учащихся к изучению темы.

Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

В третьем классе учимся,

У нас всё получится!

На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

(СЛАЙД3)

Личностные умения:

    проявлять интерес к изу­чению темы

Регулятивные умения:

    формулировать тему урока

    ставить цель

Коммуникативные умения:

    формулировать

понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Цели:

    Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

Информационный стол

Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

Предметные умения:

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

Мы остановились около школы.

(около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

На что нам нужно обратить внимание при разборе?

(СЛАЙД 6)

Работа по зонам.

А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

Зона «сомнений»:

(вместо) носа-

(на) голове-

(с) метлой-

Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

(из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

Адекватно использовать речь для представления результата.

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

(на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

Какое существительное разобрали правильно?

Какой совет вы бы дали ребятам?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

Учить:

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

Проверка. (СЛАЙД 7)

Предметные умения:

Знать алгоритм разбора имени существительного

Регулятивные умения:

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

3 этап Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Учить:

    соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

    оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ (СЛАЙД 8)

«Закончите предложения»:

1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

(СЛАЙД 10)

Самооценка

«Закончите предложение»:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

    оценивать результат

собственной деятельно­сти.

    Регулятивные умения:

соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

При синтаксическом анализе предложения нам может понадобиться выполнить морфологический разбор какого-либо из имеющихся в предложении существительных. Несмотря на то, что методике выполнения данного разбора обучают ещё в школе, довольно многие люди испытывают определённые трудности в попытке самостоятельного решения указанной задачи. Данный материал призван помочь таким пользователям, в нём я расскажу, как производится разбор существительного как части речи, и какова последовательность действий при выполнении данной операции.

Изучаем методику выполнения подобного разбора

Как и в отношении других частей речи, анализ существительного как части речи предполагает выполнение определённой последовательности шагов. Последние предполагают определённый уровень компетенции разбирающегося, знание им ряда правил, а также соответствующей терминологии (тезауруса).

Также при разборе нужно помнить, что в разных предложениях имя существительное может играть различную синтаксическую роль, а значит нужно учитывать его постоянные и непостоянные морфологические атрибуты.

Разберём стандартные шаги по выполнению разбора существительного:

  • Прежде всего, определяемся с частью речи и её общим грамматическим значением;
  • Затем находим начальную форму существительного (ставим его в именительный падёж, и в единственное число);
  • Пишем, какое это существительное – т.е. собственное (названия единичных предметов) или нарицательное (названия большой группы однородных предметов);
  • Одушевлённое (обычно они обозначают людей и животных) или неодушевлённое (растения, предметы, явления неживой природы);
  • Разбираемся с родом существительного (мужской, женский, средний, в некоторых случаях добавляют ещё общий род – т.е. существительное, которое может обозначать лицо и мужского и женского рода, e.g. – «сластёна»). Также имеются существительные «вне рода», не имеющие единственного числа и используемые только в числе множественном числе (pluralia tantum) – например, «ножницы»;
  • Определяем склонение существительного (I склонение – существительные женского и мужского рода, имеющие в именительном падеже окончания –а, –я; II склонение – существительные мужского рода в именительном падеже, имеющие нулевое окончание, а также существительные среднего рода в именительном падеже с окончанием –о и –е; III склонение – существительные женского рода в именительном падеже, имеющие мягкий знак на конце);
  • Какое число анализируемого нами существительного – единственное или множественное;
  • Устанавливаем падёж существительного (как известно, имеются 6 падежей);
  • Ну и, в конечном счёте, нам нужно будет определиться с синтаксической ролью существительного в разбираемом предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.).

Примеры разбора существительного как части речи

Приведём примеры морфологического разбора существительного как части речи:

Пример №1

Существительное «моря »

  1. Начальная форма данного существительного – море;
  2. Род этого существительного – средний;
  3. Данное существительное имеет средний род и окончание –е – значит это II-е склонение существительного;
  4. Число этого существительного – единственное;
  5. Падёж данного существительного – родительный, так как слово «моря» отвечает на вопрос «кого? чего?»;
  6. В предложении данное существительное исполняет роль дополнения (второстепенного члена предложения, отвечающего на вопросы косвенных падежей).

Пример №2

Дети любят пить молоко.

В данном предложении разберём существительное «молоко ».


Заключение

При разборе существительного как части речи необходимо учитывать синтаксическую специфику использования существительного в конкретном, анализируемом нами, предложении. Сам разбор производится по шаблонному алгоритму, перечень шагов которого описан чуть выше. Также в выполнении указанного разбора может помочь ресурс uchim.org , на котором размещён удобный инструментарий выполнения морфологического разбора слова онлайн.

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
    3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
  3. Синтаксическая роль.

Образец разбора

      Сквозь волнистые туманы
      Пробирается луна,
      На печальные поляны 3
      Льёт печально свет она.

(А. Пушкин.)

234 . Определите основную мысль и стиль текста. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи устно, остальные - письменно. Напишите свободный диктант по этому тексту. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Какие буквы вы вставите?

Отечество моё Россия

Дон - легендарная русская река. Она протекает с севера на юг по древним русским землям - Тульской, Воронежской, Ростовской областям - и вп..дает в Азовское море. Дон служил важным т..рговым путём между центральными р..йонами Руси и Приазовьем .

В него вп..дают небольшие речки, по берегам которых расп..ложились многие города и сёла. Самые крупные из них Воронеж , Ростов, Азов. На притоке Дона Непрядве в 1380 году пр..изошла Куликовская битва, пол..жившая начало освобождению Руси от иноземного ига.

Дон связан с другой русской рекой Волгой к..налом. Теперь в ст..лицу нашей родины Москву и из неё на пароходе можно попасть в Азовское море, а из Азовского - в Чёрное.

Дон красив в своём течении . Сначала путь его прол..гает по узкой д..лине с высоким правым и отлогим левым берегами, затем д..лина значительно расширяется.

Славен Дон. Он служил и продолжает служить людям.

235 . Подберите и запишите существительные, обозначающие состояние, настроение, чувства человека (радость, восторг, огорчение и т. д.). Надпишите над ними их род и склонение.

236 . Напишите о том, что вы видели, слышали впервые и что произвело на вас большое впечатление. Подумайте, о чём именно вы будете писать. Озаглавьте своё сочинение. Например, «Первый раз в музее», «Впервые в театре оперы и балета», «Первое знакомство с...» и т. д. Это может быть письмо товарищу, могут быть записи для себя в дневнике, заметки в классную (школьную) стенгазету, рассказ и т. д. Подчеркните имена существительные, обозначающие состояние, настроение, чувство.

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. в чём?
  2. Н. ф. - поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. - Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. - Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. - отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. - курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

  • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
  • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх