Что входит в состав социальной защиты населения. Структура системы социальной защиты населения

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

  • · Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.
  • · Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.
  • · Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты:

  • · социальное обеспечение;
  • · социальное страхование;
  • · социальную помощь;
  • · социальную работу;
  • · социальную поддержку;
  • · реабилитацию и адаптацию;
  • · социальные льготы и гарантии;
  • · самозащиту и самопомощь;
  • · систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты - социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. Система видов социального обеспечения -- это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы:

  • · пенсионная;
  • · денежных пособий;
  • · медицинского обслуживания;
  • · содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях;
  • · социального обслуживания и социальной помощи.

Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.

Социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку.

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, - от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.

Социальная защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Введение

1.3 Инфраструктура социального обеспечения государства

Заключение

Список литературы

Введение

Экономика и социология труда объединяет две науки, имеющие различные предметы исследования. Предметом экономики труда являются труд в его исторически определенной форме, общественная организация труда. Экономика труда относится к числу конкретных дисциплин, она изучает трудовую деятельность человека и определяет пути повышения ее эффективности. Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, социальные вопросы в сфере труда. Экономика труда и социология труда тесно связаны, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга своими выводами, позволяют получить более дифференцированные представления о сущности труда и его месте в жизни общества и человека.

Методы анализа трудовых отношений включают:

Методы формальной логики – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, гипотеза и др.,

Общенаучные методы – историко-генетический, математическое моделирование, статистический метод,

Экономические методы – категориальный анализ, метод абстракции и др.

Тема "Социальная защита населения в РФ" как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

1. Социальная защита населения

Социальная защита – политика и целенаправленная деятельность, а также средства государства и общества по обеспечению индивиду, социальной группе, в целом населению комплексной, разносторонней поддержки в решении различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального восстановления или приобретения.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы.

1.1 Социальное страхование в РФ

Социальное страхование – институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Существуют две формы социального страхования: обязательное по закону для субъектов страхования (государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования – пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.

По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг социальное страхование служит базовым институтом социальной защиты. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.

Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т. д.

Формирование принципиально новой для нашей страны системы социального страхования (если не брать во внимание короткого исторического периода его существования в 1912-1917 г.г.) происходит на законодательной основе. Приняты новые законы "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1990 г. и 1997 г.), Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (1997 г.), "О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.), "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.), Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" (1999 г.).

Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.

Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования.

Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26 % общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2 % при общем взносе 3,6 %. Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20 %.

1.2 Реформирование пенсионной системы в РФ

Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты. В этой связи особенно важным становится факт появления в пенсионном законодательстве нормативных правовых актов, не только являющихся законодательной основой для назначения и выплаты трудовых пенсий, но и регулирующих финансовые основы пенсионной системы.

Основополагающим документом в этом смысле является Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений), который впервые устанавливает правовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и определяет, что право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов. Положениями указанного Федерального закона устанавливаются источники формирования средств для финансирования каждой из частей трудовой пенсии, а также ставки страховых взносов, в соответствии с которыми осуществляется их уплата. Кроме этого, устанавливаются правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и определяются порядок учета и направления страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии на инвестирование. Последнее является существенным моментом и новацией в пенсионном законодательстве.

Принципы формирования накопительной части трудовой пенсии построены на реализации накопительных механизмов, которые подразумевают сохранение накоплений и их прирост за счет дохода от инвестирования. Конечно, любой человек может вкладывать свои деньги в фондовый рынок и делать это с прибылью для себя или с потерей капитала. Однако средства, направляемые на инвестирование частным инвестором, не идут ни в какое сравнение с ресурсами больших инвесторов, таких как пенсионные фонды, поскольку частный инвестор в большей степени должен принимать в расчет комиссионные посредников, а также нехватку собственного знания фондового рынка. Поэтому, принимая во внимание мировую практику развития пенсионных систем и организацию накопительных составляющих, при реформировании пенсионной системы в РФ было принято решение о следующем порядке формирования трудовой пенсии.

Трудовая пенсия в РФ будет формироваться из трех составляющих:

Базовой части, которая будет иметь фиксированный размер для каждой категории получателей государственных пенсий;

Страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

Накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться путем уплаты работодателем страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются в специальной части его индивидуального лицевого счета системы персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и подлежат дальнейшему инвестированию.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. "О негосударственных пенсионных фондах". Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Как уже было показано выше, доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается справедливость рынка. Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, детисироты, одинокие больные старики. При анализе типов экономических систем было показано, что в условиях чистого капитализма XVIIIXIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность, которую христианская религия провозглашает одной из обязанностей состоятельных людей. Таким образом, рыночная справедливость отличается от социальной справедливости, предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает: 1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образо ванные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

Гуманность;

Адресность;

Комплексность;

Обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных

актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер

социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев

населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало

создание государственной системы материального обеспечения и

обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с

детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному

обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и

родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в

ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные

(домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная

помощь, предоставление инвалидам средств передвижения,

профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям

инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в

значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее

элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят :

Уроки Форекс - это восхитительная перспектива для Вас подготовиться к удачной работе на рынке Форекс!

Гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

Общедоступность и бесплатность образования;

Минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

Пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

Ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца. Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т.е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Социальная защита населения

Социальная защита населения государства выступает сегодня одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики.

Суть данного направления заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем поддерживать стабильное и общественно-необходимое положение населения и каждого его члена в соответствии с его потребностями и социальными возможностями. Но этом определение относится к наиболее обширным, далее мы проанализируем более локальное определение.

Замечание 1

В более узком смысле социальную защиту трактуют в качестве обеспечения и дальнейшей гарантии стабильного, фиксированного уровня доходов для той части населения, которая из-за некоторых причин и в силу конкретных обстоятельств и трудностей не в силах самостоятельно обеспечить свое полноценное существование.

  • инвалиды,
  • безработные,
  • лица без определенного места жительства,
  • люди, страдающие от серьезных физических и психических заболеваний и отклонений,
  • матери-одиночки или отцы-одиночки,
  • многодетные семьи,
  • сироты и пенсионеры, нуждающиеся в патронаже.

В качестве принципов, которые легли в основу социальной защиты населения сегодня, стоит выделить следующие:

  • во-первых, это гуманность и толерантность, понимание прав и свобод человека, даже если он страдает от каких-либо отклонений от норм.
  • во-вторых, адресность – перед тем, как назначить человеку социальную помощь, необходимо проверить уровень его жизни и доходов, а также обстоятельства, по которым он оказался в такой достаточно сложной и противоречивой ситуации.
  • в-третьих, комплексность социальной защиты, которая коснется не только экономического положения человека, но и его социальной защиты, культурного подъема, повышения уровня образования и последующего трудоустройства.

Система социальной защиты населения и ее структурные особенности

Система социальной защиты выступает в качестве целого комплекса мер. Сюда входят законодательные акты и приказы президента или главы государства, планирование и реализация особых мероприятий, а также организаций, которые обеспечивают полную реализацию мер по социальной защите особых категорий населения, поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Система подразумевает наличие достаточно сложной структуры, в которую входят следующие элементы.

Социальное обеспечение наиболее неблагополучных лиц или отдельных социальных групп. В России такое направление возникло гораздо раньше всех остальных – в 20-е годы 20 века. Оно означало создание особой государственной системы материального обеспечения, а также для обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан. Социальное обеспечение выражается в виде выплат пенсий, а также пособия по временной нетрудоспособности, родам, по уходу за ребенком; субсидий и льготных условий на проживание, обучение и здравоохранение. После того, как система социального обеспечения стала в большей степени ориентироваться на рынок, она утратила свои привычные функции но часть ее наиболее важных элементов вошла в современную систему социальной защиты населения;

Социальные гарантии – еще один вид предоставления социальной помощи, которые направлен на обеспечение граждан без учета их трудового вклада, а также без особой проверки нуждаемости. В данном случае работает принцип распределения социальных гарантий в зависимости от потребностей человека, а также учитывая имеющиеся ресурсы.

В России к социальным гарантиям относится целый ряд аспектов. Во-первых, это гарантия бесплатного медицинского обслуживания; во-вторых общедоступность образования, возможность бесплатного образования для любого человека, независимо от его социального положения и статуса, а также происхождения; в-третьих, обеспечение каждому минимального размера оплаты труда, а также минимального размера стипендии и пенсионных выплат.

Социальное страхование – еще один из видов социального обеспечения, который направлен на защиту экономически активного населения. В данном случае важную роль играет наличие определенных социальных рисков, основанных на коллективной солидарности при дальнейшем возмещении ущерба. В качестве социальных рисков авторы выделяют старость, потерю кормильца, потерю трудоспособности, безработица, болезнь, заболевание, связанное с профессиональной деятельностью.

Социальная поддержка как одна из форм социальной защиты

Социальная поддержка (социальная помощь) – один из способов социальной защиты населения, который направлен на помощь конкретным социально-уязвимым и незащищенным группам населения. Помощь может осуществляться несколькими путями: денежные выплаты, а также в виде натуральных выплат (предоставление бесплатной одежды и продуктов питания). Финансирование проводится за счет общих налоговых поступлений.

Для того, чтобы человек получил социальную поддержку, необходимо проверить, насколько сильно он или члены его семьи нуждаются в данном виде помощи. для идентификации степени нужды проводится проверка по данным о доходах (обязательное условие – доходы должны быть ниже прожиточного минимума и минимальных жизненных стандартов). Именно это условие является обязательным элементов политики по борьбе с бедностью населения. Она обеспечивает минимальный гарантированных доход, который позволит человеку и его семьи удовлетворять их витальные потребности. Также, благодаря социальной защите человек может заявить о своих правах и свободах, а также о своей значимости для общества.

Деятельность в сфере социальной защиты возможна лишь в процессе обучения и становления специально обученного персонала – социальных работников. Это люди, которые должны ориентироваться не только в социальной сфере, но и в экономическом, политическом и культурном отсеках общества. Важно также исследовать сферу психологии, поскольку социальная помощь зачастую носит характер вынужденной реабилитации, диагностики и дальнейшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности .

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. поддержки. Негосударственные формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система соц. защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер соц. защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к соц. обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к соц. гарантиям относят: гарантированное бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; соц. пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; и др.); пособия при рождении ребенка; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются соц. льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными соц. рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, проф. заболевание, смерть кормильца. Существует 2 формы соц. страхования - обязательное (при поддержке гос-вом его фондов) и добровольное (при отсутствии гос. помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.


Соц. поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения соц. службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания соц. статуса, адаптации в обществе.

Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль соц. сферы - соц. обслуживание. Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется соц. работой . Объектом соц. работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. Субъекты соц. работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это гос-во в целом, осуществляющее соц. политику через гос. органы соц. защиты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх