Детские страхи: причины и признаки их проявления. Как отличить тревогу от страха? Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами Детские страхи и фобии

Страхи детские - очень распространенная проблема. По словам психологов, на сегодняшний день известно более 30 их видов - безобидных, болезненных, а в некоторых случаях смешных для взрослых. Откуда берется страх? Иногда он появляется как ответная реакция на что-то действительно жуткое и пугающее. Но намного чаще дети сталкиваются с внушенными страхами.

Откуда они берутся?

Причина боязни кроется во взрослых, которые окружают ребенка и слишком активно указывают ему на наличие какой-либо опасности. Также пугливость появляется у малышей, при которых люди разговаривают о пожарах, убийствах, болезнях, смерти и т. д.

Психологи выделяют многие причины детских страхов. Одна из них - разрастание городов, или урбанизация. На первый взгляд кажется, что это явление не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме, но на самом деле взаимосвязь очень тесная. В большом городе дети чувствуют себя неуютно, им сложно находить друзей и организовывать свое времяпрепровождение. Кроме того, взрослые чрезмерно опекают их, что стесняет личное пространство ребятишек и негативно влияет на их психику.

Еще одна неочевидная причина возникновения боязни у малышей - это проживание их семей в отдельных благоустроенных квартирах. Специалисты утверждают, что у таких детей страхи возникают гораздо чаще, чем у их одногодок из коммуналок. В частности, это имеет отношение к девочкам. В коммуналке ребенок получает больше возможностей общаться со сверстниками и взрослыми. Он проводит много времени за играми с друзьями и гораздо реже остается наедине со своими страхами. Потому родители должны создавать для ребенка как можно больше условий, в которых он сможет удовлетворить свою потребность в общении.

Атмосфера в семье

Иногда причина детских страхов кроется в неправильном поведении матери. Так, многие малыши больше подвержены боязни, когда воспринимают главным человеком в доме не отца, а мать. Если она страдает из-за постоянных перегрузок на работе и доминирует в семье, чадо начинает чувствовать в ее присутствии беспокойство.

Также негативно влияет на его эмоциональное состояние стремление женщины найти в кратчайшие сроки работу, которая бы удовлетворяла все ее интересы и потребности. При этом она далеко не всегда обращает внимание на то, что ребенок нуждается в общении и частом времяпрепровождении с матерью.

Проблема детских страхов часто бывает связана с отношениями в семье. Иногда достаточно одной ссоры родителей, чтобы малыш начал чего-то бояться. Самая распространенная реакция детей на конфликты отца и матери - это зарождение страхов. Потому ребята дошкольного возраста, живущие в конфликтных семьях, чаще своих одногодок боятся стихий, болезней, смерти и даже животных. Кроме того, они гораздо чаще видят кошмары.

Также зарождение страхов часто зависит от отношения родителей к детям. Если мама и папа слишком сильно опекают своего единственного малыша, если он превращается в центр их тревоги и заботы, то становится более уязвимым перед появлением боязни вследствие того или иного явления. Когда же в семье много детей, у них реже зарождаются страхи. Обычно у молодых, оптимистичных, жизнерадостных родителей чада меньше проявляют беспокойство и тревогу, чем у родивших после 35 лет.

Другие объяснения

Причины детских страхов также кроются в нарушениях, полученных еще в процессе внутриутробного развития. Если мама пережила во время беременности эмоциональное потрясение, это может отпечататься на психике ребенка. Если в семье в то время была конфликтная обстановка, дитя, находящееся в утробе, наверняка почувствовало это и перенесло стресс, который отразился на его формировании как личности и привел к появлению пугливости.

Психологам часто задают вопрос о том, передаются ли страхи детские по наследству. Однозначного ответа не существует, но ребенок может перенять от родителей некоторые особенности нервной деятельности, общие установки о том, как нужно реагировать на те или иные явления.

Что можно сделать?

Борьба с искоренением страхов ребенка - очень важный этап в формировании его личности, и родители должны подходить к этому вопросу с полной серьезностью и ответственностью. Многие исследования показывают, что большая часть взрослых фобий была сформирована в детстве и, в частности, в раннем его периоде.

Страх - вполне закономерная реакция на реальную или воображаемую опасность. Нельзя забывать о том, что ребенок живет в своем мире, в котором существуют сказочные герои, а самые обычные предметы могут двигаться и разговаривать. Из-за этого малыш может видеть опасность там, где ее не существует. Независимо от того, какие виды детских страхов послужили причиной боязни и как она проявляется, взрослым необходимо предпринять меры по борьбе с этой проблемой.

Арт-терапия

Один из основных способов узнать то, о чем ребенок думает и что он чувствует, - это рисование. Картинка, изображенная малышом, показывает его увлечения, интересы, характер и выступает в роли своеобразного зеркала его переживаний. Потому коррекция страхов у детей с помощью рисования считается самым эффективным средством.

Изображая графически объект своей боязни, малыш начинает меньше тревожиться и ждать чего-то ужасного. Если кошмар нарисован, он воспринимается как свершившийся факт, то есть перестает быть опасным.

Психология детского страха такова, что кошмары, которые удалось побороть в детстве, не будут беспокоить человека, когда он повзрослеет. Избавление от боязни должно проходить в присутствии кого-то из старших членов семьи, близких малышу. Он должен чувствовать поддержку мамы и папы и быть уверенным в том, что его спасут, если вдруг что-то случится.

Большая часть кошмаров связана с возрастными особенностями, и по истечении определенного времени они проходят. Но на родителей возлагается ответственность за преодоление детских страхов, за то, чтобы боязнь не превратилась в навязчивую и не мучала чад долгие годы. Что необходимо сделать для этого? Если вы имеете доверительные отношения со своим ребенком, можете начать поэтапную работу над избавлением его от тревожности.

Рисуем страхи

Существуют различные методики диагностики детских страхов, но самая эффективная из них - это занятия рисованием. Перед тем как начать, позвольте своему чаду самостоятельно поиграть, наладьте с ним психологический дружеский контакт. Затем поговорите с ним, узнайте, чего именно он боится. Можете сделать это в виде игры.

Сядьте рядом с малышом, а не напротив, будьте милыми, доброжелательными, подбадривайте ребенка. Так вы поможете ему искоренить детские страхи. Как бороться с ними дальше?

Расспросите малыша о том, чего он боится, а чего - нет. Обязательно дожидайтесь ответа на каждую свою реплику. Затем предложите нарисовать то, что ребенок назвал. Лучше всего делать это красками или фломастерами.

Диагностика детских страхов требует времени и усилий. Бывают случаи, когда малыш решается изобразить объект своей боязни только через несколько дней после разговора. Тактично подтолкните его к этому. Рисуйте вместе с ним на одном листе: пусть каждый из вас передаст на бумаге свой вариант пугающего предмета или явления.

Завершающий этап

По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.

На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.

Игротеррапия

Рисование помогает избавиться от тех страхов, которые появились из-за бурного воображения малыша, из-за того, что на самом деле не происходило в реальной жизни, но, как ребенку кажется, может случиться. Частично с помощью этого способа можно успешно избавиться от боязней, которые основываются на реальных событиях, которые произошли очень давно, искоренить не очень сильно засевшие в его сознании детские страхи. Как бороться с ними, если причинившее травму происшествие случилось недавно и еще свежо в памяти малыша? Специалисты рекомендуют использовать развлекательные методы.

Психология детского страха и его искоренения кроется в потребности малыша постоянно двигаться и общаться с другими. Активные игры помогают ребенку избавиться от заторможенности, боязни и скованности, которые возникают в темноте, тесном пространстве или когда он попадает в новую обстановку. Малыш приобретает уверенность в себе и борется с застенчивостью.

Пятнашки

Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.

Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.

Прятки

Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.

Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.

Другие игры

Пятнашки и прятки - это всего две игры из несметного количества возможных вариантов развлечений, которые можно применить для помощи ребенку побороть свои страхи детские. Вспомните, чем вы занимались с друзьями в таком возрасте. Импровизируйте, включайте фантазию.

Вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы малышу было весело, и он смог раскрепоститься. Не забывайте о том, что игра должна заинтересовать ребенка, но ни в коем случае нельзя заставлять его участвовать в ней против воли.

Страх - нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Это чувство является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста - одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться.

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи - неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта) . Такие страхи вполне логичны - они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные) . Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью - вполне нормальное явление.
  • Внушенные . К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи - упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет - боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет - страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет - страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента . Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека . Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома . Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку - все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события . Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство . Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.

Как помочь ребенку

Опасения вашего ребенка могут показаться вам глупыми и нерациональными, но для него все очень серьезно и реально. Не улыбайтесь и не посмеивайтесь, когда малыш рассказывает о том, что он боится соседского пуделя или монстра под кроватью. Он должно знать, что вы понимаете его и готовы прийти на помощь в любую минуту. Страхи не будут уходить, если их игнорировать. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.

Темнота

«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) - это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать. Помогите ребенку понять тьму - выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.

Монстры

«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики. Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном. И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Плохая погода

«Вой ветра и гром - это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой - это хороший способ побороть страх. Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности. Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.

Ночные кошмары

«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному. Сны часто отражают наше самочувствие - душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье. Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша - все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.

Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада) подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет, гораздо реже страдают ночными кошмарами в последующие годы, чем дети, спящие отдельно.

Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк, который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе Бабы Яги.

Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности. Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь. Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима консультация специалиста.

Страшная сказка (кино, мультфильм)

Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа - он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок - хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.

Боязнь чужих

«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом с мамой». Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко - абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения. Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря - не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт.

Страх перед разлукой с родителями

«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка. Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык). Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.

Страх одиночества

«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда. Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате. Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.

Маски, костюмы, ростовые куклы

«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать. Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста. На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко - пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.

Боязнь врачей

«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить. Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.

Боязнь животных

«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться». Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе - я буду держать тебя за руку». Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.

Смерть

Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых. Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё». Ваша задача в такой ситуации - не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.

Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение, чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть свои страхи и прийти к душевному равновесию.

Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх - это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д. Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда. Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.

Если ребенок боится врача или животных (ситуативные страхи), то здесь хорошо подойдет метод игры. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора - обычно детям это нравится. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова, но при мягком и ненавязчивом подходе страх будет постепенно уходить.

Если вы видите, что страхи ребенка мешают его повседневной жизни (наотрез отказывается спать, стал агрессивным или замкнутым, не отпускает маму ни на шаг от себя), значит, необходима консультация врача. Помните, что страхи детей дошкольного возраста легко корректируются специалистами, если к ним вовремя обратиться.

Распечатать

Трудно встретить человека, который бы никогда ничего не боялся. Страх — это врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в . Сначала ребенок около 6 месяцев боится потерять мать, при ее исчезновении начинает плакать или тревожиться. Позже, в 7-8 месяцев, возникает страх одиночества. В раннем возрасте, около 2 лет, к имеющимся страхам добавляется страх разлуки, который усугубляется, если ребенок идет в детский сад. Разрыв с мамой в это время — непосильное испытание для психики малыша.

В детстве человек испытывает множество страхов, многие из которых проходят с возрастом. Но страхи, которые подкрепляются не верным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. И чем старше человек, тем труднее ему будет избавиться от страхов. Поэтому очень важно постараться помочь ребенку, научить его бороться со страхами, преодолевать их.

Причин страхов может быть множество. Во-первых, страхи бывают возрастные, во-вторых, сами родители становятся причиной страхов у детей. Сами страхи также бывают самыми , порой непредсказуемыми.

Есть дети, которые более подвержены страхам. Такому ребенку достаточно один раз сказать: «Не ходи туда — упадешь, утонешь, заберет злой дядя и пр.» — чтобы ребенок вцепился в маму и не отпускал ее. Для другого ребенка такие слова ничего не значат и не влияют на его поведение и эмоциональное состояние. Зависит это от особенностей нервной системы ребенка.

Возрастные страхи.

Обычно дети испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. То есть в каждом возрасте есть свой «набор» страхов.

С рождения и до 6 месяцев дети боятся любых громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослого, потери опоры и поддержки (например, падение).

С 6-7 месяцев до 1 года преобладает страх определенных громких звуков (например, шум пылесоса), боязнь незнакомых людей, страх раздевания, переодевания и смены обстановки, страх высоты.

От 1 года до 2 лет эмоциональную жизнь ребенка определяют страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания. травмы.

К концу 2-го — началу 3-го года жизни появляются такие страхи, как отвержение со стороны родителей. незнакомых сверстников, сказочных персонажей, природных явлений (гроза, молния и пр.), страх одиночества и боязнь темноты.

Со второго года жизни, когда ребенок становится особенно активным и появляются первые запреты, растет страх наказания со стороны родителей. В это же время появляется страх перед животными и страх разлуки с мамой. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для в семье.

Для дошкольного возраста свойственны три ярких страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Причиной замкнутого пространства также могут служит запреты взрослых, формирующее в сознании малыша своего рода замкнутое психологическое пространство вокруг него.

С 6 до 7 лет дети чаще всего боятся потери родителей, физического насилия, смерти. Страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях детей на седьмом году жизни. Также усиливаются страхи животных, сказочных персонажей, героев фильмов. Изменение характера страхов связано с развитием новых форм мышления и общего развития психики ребенка: дети боятся того, что не может в действительности принести вреда, но при этом игнорируют реальную угрозу.

Возрастные страхи естественны и носят проходящий характер. Обычно возрастные страхи существуют в течение 3-4 недель после возникновения. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе . Как правило, у боящегося ребенка можно обнаружить не один, а целый комплекс страхов, выявить которые бывает порой сложно. Тут важно обратить внимание на поведение ребенка. Если страхи связаны с определенной ситуацией, не нарушают качество общения ребенка с окружающими, то достаточно спокойно вести себя с ребенком, терпеливо ждать, когда страхи сами изживут себя по мере взросления. Но если ребенок становится робким, пугливым, вздрагивающим от любого шороха, избегает общения со сверстниками, если у него начинаются панические атаки (неадекватное эмоциональное состояние), тогда необходимо работать со страхами. И лучше, если эту работу будет проводить психолог.

Когда мы имеем дело с детскими страхами, необходимо иметь в виду, что ребенок живет настоящим моментом. Его эмоции сменяют достаточно быстро, но при этом они очень глубоки. Потеря любимой игрушки или рисунка в детском саду может стать для него настоящей трагедией.

Еще одна история от И.Б.Широковой.

Хрупкая, восприимчивая, чувствительная, тревожная девочка 4,5 лет при виде нарисованных цветов закрывает глаза руками и начинает тяжко вздыхать. Мама сначала думала, что девочку просто пугают картинки в книжках. Прошло много времени, прежде чем мамины наблюдения сложились в отчетливую картину: девочка не хочет видеть в книжках именно цветы, и именно нарисованные. Фотографии и живые цветы рассматривает с удовольствием.

В работе психолога с девочкой выясняется, что в детском саду дети на 8 марта мамам и бабушкам готовили аппликацию — открытка с букетом цветов. Девочка очень старалась, чтобы ее цветы получились красивыми. Но педагог не успела подписать некоторые работы, в результате чего они перепутались. Когда пришло время дарить подарки, девочка вынуждена была поздравить маме и бабушке чужие кривые и некрасивые с ее точки зрения цветы. Девочка, по воспоминаниям бабушки, устроила на празднике скандал. Она рыдала и кричала:
— Это не я делала, это не мои цветы, бабуля любит колокольчики, где мои колокольчики?

Она пыталась отнять у чьей-то мамы свои красивые тюльпаны. Она умоляла бабушку не брать с собой аппликации, на которых стояла ее фамилия. Всю дорогу до дома девочка плкала о том, что мама и бабушка остались без ее подарка. Она, не раздеваясь, побежала к своему столику с карандашами и альбомами срочно рисовать в подарок маме тюльпаны и бабушке колокольчики. Нарисовала и спрятала, чтобы был сюрприз. А вечером не смогла найти, куда спрятала…

Если ребенок находит способы отреагировать свои чувства, то страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же нет — ребенок «обрастает » страхами», которые начинают управлять его поведением. Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого. Нельзя запрещать ему бояться, тем более ругать и наказывать за это. Страх нельзя игнорировать, нужно понять его возникновения. Но и бессмысленно оберегать ребенка от всех опасностей.

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, в данном случае родители, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро перерастает свои страхи.

Как определить наличие страхов у ребенка?

Обычно боящийся ребенок отличается от других детей по поведению и характеру. Он напряжен, тревожен, робок, не уверен в себе, может проявлять беспокойство по самому незначительному поводу. Иногда дети говорят о своих страхах прямо или косвенно — в игре. Но чаще ребенок просто старается избегать ситуаций, которые травмируют его. Например, если ребенок боится каких-либо сказочных героев, то будет требовать выключить мультфильм, не читать книгу, где встречаются пугающие персонажи.

Лучше всего определяются те страхи, которые присутствовали у самих родителей в детстве. Эмоционально чувствительные родители легко распознают их у своего ребенка. К таким страхам, «передающимся по наследству», относятся: страх темноты, высоты, глубины, страх потери близких, страх наказания, страх перед врачами. Также считается, что у матерей преобладают социальные страхи, например, сделать что-либо неправильно либо не успеть что-либо, а у отцов — чаще страх высоты.

Детские страхи — это состояния, при которых происходит острое переживание чувства опасности и прямой угрозы, исходящее от обычных явлений, которое бывает только в детском возрасте. Детский страх – один из способов познания мира и мощнейший фактор социализации, осознание малышом конечности бытия и границ своих собственных возможностей. Период переживания детских страхов необходим, он позволяет молодой человеческой личности созреть и осознать себя. Различным периодам жизни малыша свойственны разные страхи.

«Нормальный» детский страх держится не более месяца, а затем бесследно проходит, а иногда сменяется новым. Задача родителей – помочь малышу пережить детские страхи без потерь, чтобы они были окончательно преодолены. Если детский страх вовремя не пережит и не освоен, он может надолго задержаться и остаться во взрослом возрасте, что значительно усложнит жизнь.

С эволюционной точки зрения страхи, переживаемые в детстве, нужны для удержания малыша от соприкосновения с опасностью и неразумных поступков с печальными последствиями.

Исследователи выявляют несколько существенных причин и провоцирующих факторов, которые подталкивают неустойчивую психику малыша к формированию детских страхов.

Причина Описание
угрозы и гнев взрослых малыши воспринимают взрослых как находящихся на недосягаемой высоте, и в силу возраста ничего не могут противопоставить им
внушенные опасности опасения родителей типа «не подходи – убьет!» воспринимаются ребенком буквально и вызывают соответствующую реакцию
«страшилки» сверстников старшие дети могут намеренно третировать чувствительного малыша, запугивая его байками
конкретное происшествие испуг, вызванный конкретным событием – непонятным громким звуком, лаем, треском, ударом – «застревает» в психике ребенка
невроз функциональное или обратимое нарушение нервной системы, вызванное сильной психической травмой или длительным эмоциональным напряжением
угрожающие фантазии неодушевленные предметы дети наделяют свойствами живых, и ночные тени, колебания света или открывшаяся дверца шкафа представляется ребенку такой же страшной и опасной, как и реальная угроза жизни
семейные конфликты в ссорах и размолвках родителей маленькие дети винят себя, и страдают от этого
обиды, причиненные сверстниками ребенку, как и взрослому, необходимо признание. Если детский коллектив не принимает малыша, у него обязательно разовьются страхи
отдельное жилье дети, живущие в многоквартирных домах, имеют больше возможностей для общения, чем малыши коттеджных загородных поселков
единственный ребенок малыш, который общается дома только со взрослыми, более подвержен тревоге и страхам, и наоборот, наличие братьев и сестер не дает страхам укорениться
возрастные родители родители, утратившие собственную непосредственность, опекают ребенка слишком активно, и ему передается их тревожность
пол у девочек страхи развиваются чаще

Как связаны возраст и страхи?

Для каждого возрастного периода характерны свои детские страхи, ребенок боится того, что он уже в состоянии осознать. С рождения и до подросткового возраста дети переживают биологические страхи, далее – социальные.

Дети первого года жизни боятся громких звуков, раздевания, незнакомой обстановки. Страхи возникают перед неизведанным, и это вполне естественно, но у здорового малыша испуг быстро проходит и сменяется интересом к тому, что происходит вокруг.

Детей от 1 до 3 лет больше всего пугает расставание с родителями, травмы и страшные сны. В этот период могут появиться ночные кошмары, особенно в неблагоприятных условиях – в новой квартире, например. До достижения 3-х лет малышу лучше проводить время с родителями, а детский коллектив начать посещать позже – это гарантия того, что малыш вырастет уравновешенным (при нормальной наследственности, конечно).


Самый большой детский страх возраста от 3 до 5 – темноты, с ним тесно связана боязнь остаться одному. В этом возрасте детей лучше не оставлять в комнате одних, у них мгновенно возникает страх замкнутого пространства.

Младшие школьники от 6 до 7 лет переживают глубокий страх смерти. Это естественный процесс, когда ребенок осознает, что жизнь не вечна. Страх приходит независимо от того, происходит ли в семье или кругу знакомых уход из жизни кого-либо. Неизбежный возрастной страх приходит ко всем детям, это этап развития личности.

С 7-и лет и до пубертата возникающие страхи могут отражать события, происходящие в близком окружении: война, боль, нападение, наказание, падение с высоты, неодобрение родителей, одиночество.

Подростки пробуют себя в мире взрослых, и страхи у них соответствующие – физического уродства, провала, крушения планов, одиночества, невозможности самореализации.

Классификация

Весьма условна, но, все же, позволяет определиться с тем, насколько конкретный детский страх соответствует этапу развития малыша.

В раннем возрасте ребенку свойственны биологические страхи – смерти родителей, огня, воды, высоты, глубины, темноты, чудовищ. Социальные страхи присоединяются позднее, когда необходимо занять свое место в обществе.

Психологи подразделяют детские страхи на 3 основные группы.

Страх Причина
Сверхценный Основа – фантазия, когда ребенок воображает те события, которых нет. Главные страхи этой группы – утрата родителей, хотя они молоды и здоровы, и страх темноты, в которой притаились неисчислимые опасности.
Навязчивый Возникает только в конкретных ситуациях. Это боязнь замкнутого пространства, высоты, воды. В обычной жизни малыш ведет себя естественно, а в некоторых местах его обуревает страх.
Бредовый Причину выяснить удается не всегда. Малыш может бояться чего угодно – закрытой двери, боя часов, игрушки. Иногда причина может выясниться во взрослом возрасте, когда человек может объяснить, какой предмет или явление сильно испугало его в детстве.

Симптомы

Расскажет ребенок или нет о том, чего он боится, зависит от многих факторов. Открытый добродушный малыш может рассказать о своих переживаниях, если между ним и родителем существует доверие. Чаще дети молчат и скрывают то, что их беспокоит – они не знают, как к этому отнесутся родители, не высмеют ли, не станут ли ругать.

Определить наличие детских страхов можно по поведению ребенка. Боящийся ребенок напряжен, тревожен, испуган, часто замкнут. Он вздрагивает, не приближается к предмету, которого боится, плачет по ночам, не отпускает от себя взрослого.

Предметно определить наличие детского страха предлагает методика психологов Панфиловой и Захарова. Нужно нарисовать два домика: один черный, а другой красный. Взрослый называет все возможные страхи и расселяет их по домам: в черный то, чего малыш боится, а в красный – все остальное.

Существует также множество опросников, которые без труда обнаруживаются в свободном доступе: Луизы Дюсс, Акопяна и другие.

Самый простой тест, который понятен и доступен всем детям и родителям – рисунок своего страха. Ребенок на чистом стандартном листе рисует, используя цветные карандаши.

То, что первым бросается в глаза на рисунке, и есть самый большой страх. Это может быть животное, человек, природное явление или неодушевленный предмет. Важно обратить внимание на цвет. Черный, коричневый и серый говорят о том, что ребенок переживает сильный стресс, буквально подавлен детскими страхами.

Остальные цвета распределяются так:

Полезно предложить ребенку нарисовать семью. В понятие «семья» малыш включает тех, кого часто видит – знакомых, соседей, животных. По рисунку будет понятно, какой человек оказывает на малыша наибольшее влияние. На таких рисунках могут обнаружиться незамеченные взрослыми страхи: боязнь отца, бабушки, собаки или трамвая.

Рассматривая рисунок, нужно понимать, что мир ребенка кардинально отличается от мира взрослого. Для малыша реально все: и настоящие события, и выдуманные опасения. Детально разобрать рисунок лучше всего с психотерапевтом или психологом, это поможет понять своего ребенка.

Коррекция страхов

Начинается с контакта взрослых с психиатром или психотерапевтом. Достаточно часто в коррекции нуждаются именно взрослые, которые своим поведением индуцируют развитие страхов у малыша.

Если родители сами по себе трусливы – чаще это мамы и бабушки, то они невольно поддерживают у малыша стремление бояться всего. Это часто бывает в семьях, где ребенка долго ждали, после ЭКО, например. Страхи у таких малышей возникают буквально на ровном месте, по незначительному поводу.

При тех страхах, которые не нарушают привычную жизнь, можно апеллировать к адекватному взрослому в конкретной семье, попросить его доверительно пообщаться с малышом, расспросить обо всех страхах. Несколько дней, проведенных с уверенным в себе уравновешенным взрослым – отцом, дедом, дядей, двоюродным братом – способны изменить отношение малыша к окружающему миру, снять тревожность и боязливость.

Тревожных родителей психотерапевт обучает нормальному реагированию на ежедневные житейские вызовы. Спокойная доброжелательность взрослых – залог того, что ребенок успешно преодолеет свои страхи.

Однако иногда требуется отдельная работа с конкретными страхами.

Страх темноты, высоты и воды

Эти страхи преодолевают тематическими сказками и играми. Прежде всего, нужно попытаться «вытащить» страхи детей – нарисовать, вылепить, показать на песке. Визуализация переживаний сама по себе снимает многие опасения. Изображенный, конкретно показанный страх теряет половину своего устрашающего воздействия.

На основе обнаруженных опасений взрослый и малыш сочиняют сказку, в которой ребенок играет роль доброго и храброго великана, а страх представляется трусливым и злым персонажем. Все происходит, как и положено в сказке – добро побеждает зло. После этого конкретные страхи ребенка проходят окончательно, потому что не имеет смысла бояться того, что повержено.

Прекрасно работает игра в прятки, когда вещь прячется то в светлой комнате, то в темном месте. За поход в темную комнату и обнаружение там спрятанного дается приз или много очков. Важно, чтобы малыш выиграл, взрослым лучше подыграть.

Страх высоты и воды прекрасно поможет преодолеть поход в аквапарк, где в избытке того и другого. Если аквапарка поблизости нет, то же самое – прыжки в воду, подъем на цветущий пригорок – можно проделать во время летнего выезда на природу.

Важно продемонстрировать малышу, что все пугающее может быть постепенно преодолено. В темную комнату можно входить со свечой или фонариком, и чудовища там не живут. Под лестницей тоже никого нет, если внимательно осмотреться. Высота открывает чудесный вид, а вода может быть теплой и качать на волнах.

Ночные страхи

Ночные страхи связаны с изменением окружающего мира при наступлении темноты и дневным перевозбуждением малыша. Вначале нужно попытаться упорядочить дневную активность.

Поход на природу, прогулки, посещение зоопарка, интересные игры со взрослыми или сверстниками насыщают впечатлениями и физически утомляют. Когда малыш вечером едва успевает коснуться подушки, чтобы заснуть, у него не остается времени на страхи.

Вечером и ночью все предметы меняют свои очертания, появляются тени и необычные источники света. Малыш этого не знает, и поэтому боится. Нужно наглядно показать, откуда что берется. Пугающие очертания могут быть вызваны включенным за окном фонарем, колеблющейся шторой, открытой дверцей шкафа. Нужно показать, как меняется тень при движении.

Полезно закончить разъяснение дневной игрой в театр теней. Это даст ребенку толчок к развитию фантазии.

Иногда дети просыпаются посреди ночи с криком и плачем, потому что им приснился кошмар. Нужно успокоить, дать воды и не покидать комнату, пока малыш не заснет снова. Днем желательно нарисовать кошмар, чтобы окончить его – закрыть на замок, запереть в клетку, поставить преграду. Рисованное ограждение конкретное мышление ребенка принимает за настоящее, и детские страхи заканчиваются.

Разделение реальности и вымысла

Разъяснять и показывать реальные опасности нужно малышу постоянно, практически каждый день. При этом требуется сохранять спокойствие и не преувеличивать опасность, чтобы не удобрять почву для развития детских страхов.

Например: огонь – это опасно, от спичек может сгореть дом. Но если спички не трогать, то ничего и не будет. Нужно показать, как они зажигаются, как горят, как разгорается костер. Но одновременно показать, что от воды костер погаснет, что канавка в земле не даст огню распространиться, что на костре можно сварить уху и согреть чай. При разъяснениях требуются простые конкретные примеры, ничего отвлеченного ребенок 3-5 лет понять не может. Отграничение вымысла от реальности – важный этап формирования мышления.

Психоанализ детских страхов

Этот метод объяснения детских страхов ввел в обиход Фрейд, австрийский психиатр и невролог. Согласно его теории, формирование детских страхов основано на естественной возрастной сексуальности.

По Фрейду, ребенок проходит 3 основные стадии:

  1. Оральная, с рождения до 1 года, когда все возможные удовольствия связаны с областью рта – сосание, вкусы новой еды, потребность пробовать все новое «на зуб». Недостаточная удовлетворенность процессом еды, нервозная обстановка в этот период портят характер человека навсегда.
  2. Анальная – с рождения до 2-го года, когда ребенок приучается пользоваться горшком и понимает, что может управлять своим телом. В этот период важно не подавлять самостоятельность, чтобы избежать формирования детских страхов в дальнейшем. Попытки «сломать» малыша и неуклонно выполнять все родительские требования в это время ведут к формированию личности без воли.
  3. Генитальная – с 2-х лет. В это время ребенок обнаруживает половые различия, и активно их изучает. Девочки приобретают опыт эротической чувственности. Жесткий запрет на изучение себя ведет к разнообразным характерологическим нарушениям, формированию массивных детских страхов, часто переходящих во взрослое состояние.

Детство – это период для получения разностороннего опыта. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем легче будет ему развиваться дальше. Преодоление детских страхов начинается с разнообразной, веселой, насыщенной жизни в доброжелательной семье.

Детские страхи относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, они проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая особенность проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества. Диагностируется и лечится недуг психологом или гипнологом. Для этой цели применяют специальное тестирование, опросники, индивидуальные беседы.

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины синдрома страхов у детей

Испуг - это основная причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

  • внезапный крик;
  • паника родителей;
  • укус животного или насекомого;
  • травма;
  • похороны родственников и тому подобное.

Ребенок, воспитываемый в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имели место ссоры и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

Другие причины:

  1. Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией сына или дочери, отфильтровывая просматриваемые фильмы.
  2. Семейные дрязги. В редкой семье исключены ссоры между взрослыми. Скандалы с использованием громких и нецензурных выражений, битье тарелок, приводят к тому, что малыш растет пугливым, капризным.
  3. Социальные разлады. Проблемы в отношения со сверстниками, педагогами и окружающими - одна из причин детских страхов. Девочка или мальчик , ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.
  4. Неврозы. Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается.

Чего боятся дети?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

  1. Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.
  2. Родители напоминают отпрыску о его боязни с насмешкой. Выход - принять страхи у детей, как свои, найти специалиста.
  3. Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.
  4. Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение и дружбу.
  5. За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.
  6. Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять хотя бы час времени на беседу «по душам».
  7. Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.
  8. Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.
  9. Неполноценная семья. Если отпрыск воспитывается только мамой, она должна позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  1. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  2. Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  3. Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  4. Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом - заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

  • ходят за мамой или папой везде;
  • в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
  • проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
  • капризничают;
  • рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
  • боятся изображение объекта страха;
  • проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Как выявить причину детских страхов?

Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.

Психология детских страхов по возрастам

В зависимости от возраста человека, детские страхи имеют свои особенности. До трех лет малыши познают основные навыки жизни, приходит осознание половых различий, деление людей на своих и чужих. В этот отрезок времени семья является для маленького гражданина надежным убежищем, при условии отсутствия конфликтов. В психологически здоровой «ячейке общества» малыш быстро забывает боязнь рождения.

Детские страхи в этом возрасте аналогичны маминым стрессам. В 2–3 года ребенок иногда испытывает испуг или ревность при рождении братика либо сестрички. Дите боится ухода родителей, самостоятельного отхода ко сну, резких звуков, незнакомых людей, падения при первых шагах. Некоторые страхи являются прямой проекцией боязней взрослых.

Как оградить от детских страхов? Не стоит выяснять с супругом отношения в присутствии малыша, считая, что он ничего не понимает. Ребенок моментально считывает напряжение в обстановке, реагируя плачем на поведенческое изменение родителей. При грудном вскармливании следует свести к минимуму возможные ссоры с членами семьи, поскольку переживания передаются с молоком матери. Здоровая атмосфера дает возможность крохе обрести уверенность и найти свою личностную позицию.

При рождении второго ребенка тревожность можно преодолеть, переключив внимание на заботу о младшем. Чем дольше мама с малышом в контакте на этом этапе, тем лучше. Полезным станет приучение чада к самостоятельности. Сказки на ночь следует подбирать аккуратно, избегая «страшилок» и печальных историй.

От 3-х до 5-ти лет

Маленький человек в этом возрасте максимально чувствителен и эмоционален. Сфера познания намного расширяется, что служит плодородной почвой для появления детских страхов. Происходит процесс сближения с родителями и другими детьми. Дружба с новыми товарищами может продлиться всего пару дней, приходит осознание социума, того, что есть не только «Я», но и «Мы». Активно развивается воображение, малыш пытается подражать персонажам любимых сказочных героев.Часто наблюдается раздражительность, перепады настроения, обидчивость. Иногда родителям предъявляются требования постоянного нахождения рядом.

Одним из характерных детских страхов 3–5-летнего возраста считается боязнь того, что его разлюбят. Заметно проявляется испуг одиночества, ребенку надо уделять больше времени. Нередко возникают фобии закрытого пространства, наказания.

Лучшей защитой от страха станет достойный пример, открытое проявление любви как к ребенку, так и к супругу (ге). Поцелуи, обнимание, поглаживание - максимально важно. Не стоит говорить фраз о том, что вы сейчас не любите свое чадо, так как оно себя плохо вело. Это может отложиться в памяти на долгое время.

5–7 лет

Дети определяют в окружающих хороших и плохих людей. К первой категории они относят тех, кто проявляет доброту, улыбается. Плохими считают тех, кто злится, приносит неприятные ощущения (например, врачи). В этом возрасте нередко проявляется мнительность и тревожность.

Детские страхи в 5–7 лет:

  • боязнь своей или родительской смерти;
  • кошмарные сны (ночные истерики);
  • страх перед уколами, укусами, высотой, ;
  • тревожность по отношению к потустороннему, наказанию от родителей;
  • испуг перед будущим.

Уберечь от детских страхов можно при помощи убеждения ребенка в безопасности, с приведением доказательств, что окружающий мир нестрашен. Главное, не травмировать психику угрозами и криком, разговаривать ровно, спокойно, объяснять, что плохие слова, проскакивающие в его речи, неприемлемы. Гиперчувствительным детям необходимо читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

От 7-ми до 11-ти лет

Школьники уже не ведут себя эгоистично, начинают осознавать, что социум требует обоюдного контакта между сверстниками, учителями. Развивается дисциплинированность и чувство долга.

К детским страхам этого возраста по-прежнему относится боязнь смерти, переживание за родителей. Проявляется испуг перед нападением чужих людей, плохими отметками, пожарами, ограблениями. Фобии становятся конкретными, но не такими сильными, поскольку школа забирает большую часть внимания. Не исключено развитие чувства вины, особенно, если ребенок отличается от других.

Предостерегают страхи при помощи воспитания в сыне или дочери уверенности. Прислушивайтесь к отпрыску, не настаивайте на дружбе с теми, кто ему неинтересен. Он должен четко понимать, что его ждут дома, вне зависимости от того, всегда ли все получается так, как надо. Хвалите за ответственность и помощь, пусть даже она незначительна.

Возраст 11–16 лет

Это сам нелегкий период взросления. У подростков меняется мировоззрение, появляются собственные принципы. Иногда трансформация наступает так резко, что родители чувствуют потерю контроля над ситуацией. Человек начинает настраивать межличностное общение, приоритетом становится самооценка.

К страхам у детей этого возраста относится непонимание, они ощущают себя двойственно. Подростку хочется слиться с общим коллективом, при этом не распылить индивидуальность. Еще одна распространенная боязнь изменения внешности. Девочки эмоциональнее мальчиков, наступает в 15 лет. Оно сопровождается испугом перед порицанием и позором, может трансформироваться в фобии.

Для предотвращения расстройств необходимо повышать самооценку ребенка, оценивать его достойные поступки. Девочек нужно убеждать в их привлекательности, парней - в своем доверии. Важно найти оптимальную грань между возбудимостью и агрессией подростка, понимая, что он является отображением родителей.

Синдром страха школьников

Этот вид боязни выделяют в отдельную категорию. Она может появиться с началом школьной жизни, если ребенку сложно пережить разлуку с родителями. Это бывает связано с тем, что взрослый сам не в восторге был от школы, негативно о ней отзывался. Решение учебных задач вместо школьника приводит к потере ответственности за собственные поступки.

Проще справиться со страхом детей, которым с детства прививали некую самостоятельность. Проблемы одиночества проще переживаются в школе теми учениками, которые воспитывались в детском саду. Постепенно ребенок пытается подстроиться под окружающих.

Диагностика страхов у детей

Боязни в детском возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, ребята не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяют техники психодиагностики:

  1. Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста клиента.
  2. Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия - один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх