Дева мария в доме елисаветы. Память сретения пресвятой богородицы и праведной елисаветы



Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) - встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
«Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин.

И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа.

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Лк.1:41-45

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Согласно православному преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии. Известен с V века (равеннский саркофаг) - женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

Интересный момент - так как Елизавета замужняя женщина, а Мария - Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы - сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях

В Горненском монастыре
По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник - «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения - 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.В общецерковном календаре Русской православной церкви такое празднование отсутствует.

Встреча Елизаветы, двоюродной сестры Пречистой Девы Марии, в гости к которой Она пришла после того, как Архангел Гавриил благовествовал Ей о будущем рождении Сына, событие занимающее огромное место в христианской традиции, т.к. оно знаменует собой первую встречу между родившимся вскоре сыном Елизаветы, Иоанном Крестителем, и Сыном Девы Марии, Иисусом. Будущий Предтеча встретился с будущим Спасителем. Место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи) не может не привлекать интереса всех христиан. Так где же была эта встреча?

Вариант №1: Эйн-Карем.

Сию версию можно выслушать в православном Горнем монастыре Иерусалима. «На том месте, где стоял дом Захарии и Елисаветы, сейчас находится католический монастырь. Неподалеку от него есть еще один монастырь, называемый «Монастырь посещения», расположенный на месте летнего дома родителей Иоанна Предтечи. Горний или Горненский монастырь — женский монастырь в Эйн-Кареме (4 км на юго-запад от Иерусалима) , на окраине Иерусалима это всем известная православная обитель.

Здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Пречистой Девы Марии, в гости к которой Она пришла после того, как Архангел Гавриил благовествовал Ей о будущем рождении Сына. Это событие занимает огромное место в христианской традиции, т.к. оно знаменует собой первую встречу между родившимся вскоре сыном Елизаветы, Иоанном Крестителем, и Сыном Девы Марии, Иисусом. Будущий Предтеча встретился с будущим Спасителем. Место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи) не могло не привлечь интерес отца Антонина. Он задумал купить здесь участок и основал монастырь ».(1)

икона «Целование Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы…»

Вариант №2: Хеврон.

Сия версия дана в житиях святых Димитрия Ростовского. «Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона, в котором был дом Захарии. Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. «Горним градом» он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название «горней страны», как о том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: «Встав же Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), c поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т. е. в Хеврон (30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря) , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лк.1:39-40).

Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об эти событиях много дивились и с недоумением думали: «что будет младенец сей?» (Лк.1:66)».(2)

икона «Рождество Иоанна Предтечи» XV век

Вариант №3: Иутта(Ютта).

«Захария и Елисавета жили в древнем городе Левитов Иуте или Иетте, лежащем в горах Иудовых. Этот город южнее Хеврона на 10 километров или 1,5 часа пути…».(3)

Эта версия подтверждается и словарем Дьяченко(4):

Все эти версии взяты из православных источников. Правда только в одном месте, а два других ложны. Почему же не прийти к общему знаменателю! При этом Горний монастырь не обязательно понимать как горный, можно как небесный.

(1)- Официальный сайт Горнева монастыря в Иерусалиме.

http://www.orthodox-jerusalem.ru/publ/svjataja_zemlja_ejn_karem/1-1-0-77

http :// www . orthodox - jerusalem . ru / publ /1-1-0-67

(2)- Свт. Дмитрий Ростовский «Жития святых. Синаксарь на Рождество святого

Иоанна Предтечи и Крестителя Господня»

http :// azbyka . ru /? otechnik / Dmitrij _ Rostovskij / zhitie =536

(3)- «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы». издание 8 Москва, Типо-Литография И. Ефремова. Большая Якиманка, собств. дом. 1904 г.

http://pravkniga.ru/intlibs.html?id=1794

(4)- Церковно-славянский словарь свящ.Г.Дьяченко. слово «Иудов град»

Как я уже писала в предыдущем посте, дом мой находится не далеко от места встречи Марии и Елизаветы.
Род Марии славился своим высоким происхождением - от царя Давида - благочестием и ученостью. Говоря современным языком, Мария родилась в благороднейшей семье. Была долгожданным, вымоленным ребенком.
В свою третью от рождения осень(родилась Она 8 сентября) маленькая Мириам - именно так звучит ее имя по-древнееврейски, что значит:"превознесенная" - вместе с родителями вошла в храм, самостоятельно преодолев все 15 крутых ступенек! Вероятно, тогда же она произнесла свою первую большую молитву. Для всех родных и близких Иоакима и Анны, День введения и посвящения Марии в храм превратился в праздник, так как семья ее пользовалась в Назарете большим уважением и любовью.
Мария осталась жить при храме, окруженная заботливыми попечениями старейшин и особо почитаемых верующих женщин. Занималась рукоделиями искусно вышивала одежды, покрывала и различные украшения для церкви, в том числе - церковные облачения священников, что доверялось не каждому. Разум ее и добросердечие, усердие в молитвах, поражали и восхищали многих усердных в вере. Ее любили искренне и сердечно, старшие подруги обучали искусному ремеслу ткачества, разбирали с нею страницы священных книг.

В 14-ть лет - к тому времени Мария уже осталась сиротою (родители ее умерли в летах преклонных) - первосвященник храма вызвал Марию к себе и сказал, что согласно закону, принятому среди евреев, Мария должна выбрать себе спутника жизни, выйти замуж, основать дом, семью и покинуть храм.

Ей это тем более приличествовало, по разумению духовного наставника, что происходила то Мария, как раз из рода Давида, из той самой ветви, откуда должен появиться Мессия, Спаситель.


После того как были отобраны в храме Божием 12 благочестивых мужей из колена Давидова (много старше Марии, вдовцов, с детьми), Захария вошел в святилище с их жезлами, долго молился и оставил жезлы до утра в храме. Когда вошли на следующее утро - узнать было ли какое - либо знамение Господа для принятия решения, - то увидели что посох Иосифа, дальнего родственника Марии, чудесным образом расцвел: на нем появились листья. Иосиф к тому времени был глубоким старцем 80-ти лет, имеющим большую семью, взрослых детей,славился своим искусным ремеслом плотника, строителя жилищ для людей, добрым и кротким нравом, сострадательным сердцем, благочестием и усердием в вере.
Бедный плотник ввел в свое благородное, но почти нищее семейство, девушку из храма, привыкшую не к тяжелой работе, а к изящному ремеслу - рукоделию, шитью золотом и бисером, чтению священных книг, к уединению. Девушку которая годилась ему не только в дочери, но и во внучки - по возрасту! Он удивлялся странным поворотам судьбы и Воли Небесной, но еще более удивлялся тому с каким смирением и твердостью Духа, радостью даже, приняла Мария свой жребий. Она пошла за ним покорно, но твердо, ни минуты не сомневаясь, что этот смиренный и кроткий, чистый сердцем человек, будет ей лучшим защитником и покровителем

По скромности своей, вплоть до принесения Ей благой Вести, не могла она понять слов еще пророка Исайи:"Се Дева во чреве зачнет,"- хотя и часто их перечитывала. Да и кому из смертных дано понять глубочайший смысл значения этих простых вроде бы слов: "И зачнешь во чреве и родишь Сына и нарекут Ему имя - Иисус.. И будет он великий и назовется Сыном Вышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида…и воцарится вовеки и царствию Его не будет конца"?

Она не предала сомнению этих странных слов посланца Божия Гавриила и в конце его беседы с ним только и сказала:"Я - раба Господня. Да будет мне по Слову Твоему!" Она отринула тот внешний позор, который пал бы на Нее, не дай Ей Иосиф покровительства, она не задумалась, что в случае гнева Иосифа, ее могли бы закидать камнями, по древнему обычаю. Она склонила голову и смиренно, но вместе с тем и с достоинством, произнесла: Я - раба Господня.(И ничья более"! - читается между строк). Да будет мне по Слову Твоему!"(То есть- приму поношения и унижения, во Имя исполнения слов Твоих!").

Мария не сказала Иосифу о посещении посланца Бога и получении ею особой Благодати. Она (по совету посланца) отправилась в неблизкий путь к дальней родственнице Елизавете, чтобы у той получить духовную поддержку и утешение и поздравить с ожиданием ребенка. Мария сама была вымоленным чудом для родителей, поэтому искренне радовалась за Елизавету, которая, несмотря на возраст, обретет милость Божьего дара в ребенке. "Так ты узнаешь, что нет для Бога невозможного! - вспоминала она по дороге слова Гавриила. И Мария узнала это, потому что Елизавета приветствовала ее на пороге дома словами радости и благодарности за грядущее - рождения Марией Спасителя. У нее исчезли последние сомнения в правдивости пророчеств.


Visitation by Fra Angelico

Jean Fouquet. (c. 1415/20 - c.1480)
Visitation . c. 1453-1456.

Visitation, from Altarpiece of the Virgin (St Vaast Altarpiece) by Jacques Daret c. 1434 - 1435. Staatliche Museen, Berlin

Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы» , ок.

Согласно давней традиции, игумения монастыря, матушка Георгия (Щукина) и сестры встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенос иконы и крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий , архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Весь путь крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери из Назарета и Ее восхождение в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.
Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. Здесь икона будет пребывать в продолжение трех месяцев - до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно на такой срок Пресвятая Богородица гостила в Горнем граде у праведной Елисаветы.
Чудотворная икона займет в храме игуменское место, и будет называться Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у святыни и лишь затем у священников и матушки Георгии.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте – «Образ Пречистой Богородицы Абалакской» и «Собор святых в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать внутреннее убранство стоящего на возвышенности величественного собора во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющегося с 2007 года архитектурной доминантой Горненской обители.

Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.
Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в женском монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин : «Этот праздник, хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, но он приносит и добавляет все православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнюю страну. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

Справка


Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) - встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
- Лк.1:41-45

Икона целования Божией Матери праведной Елизаветой на стене храма.


Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Икона Благовещения и игуменский посох Божией Матери, находящиеся в монастыре в праздник Целования.


Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

встреча марии и елизаветы ii, встреча марии и елизаветы песковой
Встреча Марии и Елисаветы , Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) - встреча Девы Марии и Праведной Елисаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк. 1:39-56).

В Католической церкви это событие вспоминается на празднике Посещения Пресвятой Девы Марии (31 мая или 2 июля).

  • 1 Рассказ евангелиста Луки
  • 2 Место встречи
  • 3 изобразительном искусстве
  • 4 Праздник
    • 4.1 Горненском монастыре
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Рассказ евангелиста Луки

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так:

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Место встречи

Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

В изобразительном искусстве

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) - женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

Интересный момент - так как Елизавета замужняя женщина, а Мария - Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.

    Картина Гирландайо

    Картина Пьеро ди Козимо

    Фреска в монастыре Matris Domini, Бергамо

    Мастер Литомержицкого алтаря. Створка Страговского алтаря.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы - сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.

Праздник

Престольный праздник Посещения в одноимённой церкви в городе Серембан, Малайзия Фреска под куполом Нижней Церкви Посещения в Эйн-Кареме, посвящённая этому событию

Празднование дня Встречи (чаще используется термин «Посещение») имеет средневековое происхождение. Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 г., когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой. Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 г., по приказу Урбана VI.

Ранее отмечался 2 июля, потом дата была уточнена и перенесена на 31 мая, чтобы попасть между Благовещением и рождением Иоанна. Тем не менее, в некоторых Церквях она осталась фиксированной на прежней дате.

В честь праздника Посещения была названа женская монашеская конгрегация визитанток, созданная в 1610 году святым Франциском Сальским и святой Иоанной де Шанталь.

В Горненском монастыре

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник - «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения - 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы. общецерковном календаре Русской православной церкви такое празднование отсутствует.

См. также

  • Благовещение
  • Магнификат

Примечания

  1. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995, стр. 71-72
  2. Празднование Целования Мариино в русском Горненском монастыре (Эйн-Карем)
  3. Горненском монастыре близ Иерусалима отметили престольный праздник

Ссылки

  • Visitation of the Blessed Virgin Mary. The Catholic Encyclopedia Online
  • Толкование священников. Русс. яз.
  • Церковь Посещения в Иерусалиме

встреча марии и елизаветы i, встреча марии и елизаветы ii, встреча марии и елизаветы боярской, встреча марии и елизаветы песковой

Встреча Марии и Елизаветы Информацию О



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх