Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет. Система электронный бюджет Электронный бюджет учет и отчетность вход

25. В целях организации работы с системой "Электронный бюджет" операторы и субъекты системы "Электронный бюджет" принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение:

а) уполномоченных лиц операторов и субъектов системы "Электронный бюджет", использующих систему "Электронный бюджет", и их полномочий в соответствии с перечнем полномочий участников системы "Электронный бюджет", определяемым Министерством финансов Российской Федерации;

в) лиц субъекта системы "Электронный бюджет", на которых возложена ответственность за техническое обеспечение работы с системой "Электронный бюджет".

26. Зарегистрированные в системе "Электронный бюджет" лица получают санкционированный доступ к системе "Электронный бюджет" для осуществления функций участника системы "Электронный бюджет" в соответствии с полномочиями, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

27. Зарегистрированные в системе "Электронный бюджет" лица обязаны не производить действий, направленных на нарушение процесса функционирования системы "Электронный бюджет".

VI. Правовой режим информации и программно-технических средств системы "Электронный бюджет"

28. Правомочия обладателя информации, которая формируется и (или) предоставляется для размещения в централизованных подсистемах системы "Электронный бюджет" и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, а также субъекты системы "Электронный бюджет" в части формируемой и получаемой ими информации.

29. Правомочия обладателя информации, которая формируется и (или) предоставляется для размещения в сервисных подсистемах системы "Электронный бюджет", осуществляет соответственно субъект Российской Федерации, муниципальное образование, государственное или муниципальное бюджетное или автономное учреждение, использующие сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет", а также органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в части формируемой и получаемой ими информации.

30. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы "Электронный бюджет" и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

31. Исключительное право на прикладное программное обеспечение, включаемое в состав программно-технических средств системы "Электронный бюджет", приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

32. Совокупность программного обеспечения системы "Электронный бюджет", а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ системы "Электронный бюджет".

Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ системы "Электронный бюджет" устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

33. Операторы централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке организуют безвозмездное предоставление субъектам системы "Электронный бюджет" права на использование программного обеспечения системы "Электронный бюджет", в том числе путем его воспроизведения, в объеме, необходимом для обеспечения реализации субъектами системы "Электронный бюджет" бюджетных правоотношений, обмена документами в рамках заключения и исполнения гражданско-правовых договоров и реализации иных правоотношений с участниками бюджетного процесса, формирования и предоставления информации, в том числе для ее размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации и в единой информационной системе в сфере закупок, а также для получения из системы "Электронный бюджет" информации, необходимой для реализации иных функций и полномочий.

VII. Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами

34. В настоящем Положении под информационным взаимодействием системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в иных информационных системах, в системе "Электронный бюджет", а также предоставление в иные информационные системы информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет".

35. Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" обеспечивается со следующими государственными и муниципальными информационными системами:

а) государственные и муниципальные информационные системы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами в целях реализации бюджетных правоотношений и ведения единых для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реестров, справочников и классификаторов, а также их использования в государственных и муниципальных информационных системах;

б) единая информационная система в сфере закупок в части обеспечения обмена информацией в рамках реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе информацией и документами, формируемыми государственными заказчиками, а также единой нормативной справочной информацией, в том числе каталогом товаров, работ и услуг;

в) аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), - в части передачи информации о реализации федеральных проектов, об объемах расходов федерального бюджета, связанных с реализацией государственных программ Российской Федерации, и о показателях их кассового исполнения, а также в части получения сведений о перечне подпрограмм государственных программ Российской Федерации, текстовых частях государственных программ Российской Федерации, основных мероприятиях и мероприятиях государственных программ Российской Федерации, плановых и фактических показателях их реализации;

г) федеральные государственные информационные системы, в которых осуществляются формирование и ведение информационного ресурса федеральной адресной инвестиционной программы, - в части обмена информацией в рамках формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе финансирования расходов на федеральную адресную инвестиционную программу, формирования и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, формирования и представления отчетности об исполнении федерального бюджета в указанной сфере;

д) государственная автоматизированная информационная система "Управление" - в части предоставления сведений, предусмотренных Положением о государственной автоматизированной информационной системе "Управление", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление";

е) федеральная государственная информационная система "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" - в части получения информации о кадровом составе государственной гражданской службы Российской Федерации, иных сведений, необходимых для ведения бухгалтерского и бюджетного учета, а также для реализации бюджетных полномочий субъектов системы "Электронный бюджет";

ж) федеральная государственная информационная система координации информатизации - в части передачи информации о планируемых объемах расходов федерального бюджета, связанных с реализацией мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), а также получения заключений о целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятий по информатизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";

з) государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах - в части размещения информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами, и в части получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

и) официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" в части предоставления сведений, предусмотренных порядком предоставления информации государственным и муниципальным учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации;

к) иные информационные системы, использующие информацию, формируемую в системе "Электронный бюджет", а также формирующие информацию, необходимую для реализации бюджетных полномочий субъектов системы "Электронный бюджет" или ведения ими бухгалтерского и бюджетного учета;

л) инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации", - в части предоставления сведений, предусмотренных положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации", утвержденным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

36. Информация, которая используется для осуществления функций и полномочий субъектов системы "Электронный бюджет", реализуемых посредством системы "Электронный бюджет", содержащаяся в иных государственных и муниципальных информационных системах, подлежит обязательному предоставлению из иных государственных и муниципальных информационных систем в систему "Электронный бюджет" в автоматизированном режиме.

37. При организации взаимодействия системы "Электронный бюджет" и иных информационных систем может быть использована инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

Подпунктах "д" , "з" и "и" пункта 35 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с правилами функционирования информационных систем, указанных в подпунктах "д" , "з" и "и" пункта 35 настоящего Положения, утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Требования к технологической совместимости системы "Электронный бюджет" и государственных и муниципальных информационных систем в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

39. Операторами системы "Электронный бюджет" обеспечивается ведение реестров обмена информацией системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами.

40. Операторы государственных информационных систем субъектов Российской Федерации и операторы муниципальных информационных систем обеспечивают доступ операторов системы "Электронный бюджет" к содержащейся в таких информационных системах информации, используемой для осуществления функций и полномочий субъектов системы "Электронный бюджет", реализуемых посредством системы "Электронный бюджет".

VIII. Порядок ввода в эксплуатацию, внедрения и использования системы "Электронный бюджет"

41. Ввод в эксплуатацию системы "Электронный бюджет" осуществляется Министерством финансов Российской Федерации поэтапно по подсистемам (компонентам, модулям) системы "Электронный бюджет". Перечень подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет" определяется в документации, касающейся системы "Электронный бюджет", состав , требования к содержанию и порядок разработки и утверждения которой устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

42. Для ввода в эксплуатацию системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет") Министерство финансов Российской Федерации формирует межведомственную комиссию по приемке результатов выполнения работ по созданию и развитию системы "Электронный бюджет". В комиссию в обязательном порядке включаются представители Федерального казначейства. Возглавляет комиссию уполномоченное лицо Министерства финансов Российской Федерации.

Порядок организации внедрения централизованных подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет" в субъектах системы "Электронный бюджет", а также общие требования к организации внедрения сервисных подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет" в субъектах системы "Электронный бюджет" устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

43. Разработка, развитие и использование федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными казенными учреждениями информационных систем, реализующих функции, автоматизируемые в системе "Электронный бюджет" (подсистеме (компоненте, модуле) системы "Электронный бюджет"), со дня ввода системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет") в эксплуатацию, не допускаются.

Изменения,
которые вносятся в Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
(утв.

на втором этапе (2015 - 2017 годы) осуществляются разработка подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения системы "Электронный бюджет", а также развитие подсистем системы "Электронный бюджет", разработанных на первом этапе, и единого портала бюджетной системы Российской Федерации;";

в) после абзаца шестнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"на третьем этапе (2018 - 2020 годы) осуществляются разработка подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, а также развитие подсистем системы "Электронный бюджет", разработанных на первом и втором этапах, и единого портала бюджетной системы Российской Федерации.";

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/perfomance/ebudget/#ixzz4IoLbvTIZ

Информационная система принимает сертификаты электронной подписи УЦ СКБ Контур без соглашения о сотрудничестве. УЦ СКБ Контур не может гарантировать, что сертификат будет приниматься информационной системой на протяжении всего срока действия

Электронная подпись для работы с Единым порталом бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

  • Квалифицированный Классик Электронная подпись для основных бизнес-задач: взаимодействие с государственными информационными системами, сдача отчетности, регистрация онлайн-касс, участие в торгах, получение финансовых услуг.
  • Квалифицированный для маркировки Электронная подпись для маркировки подойдет для регистрации в Национальной системе цифровой экономики Честный ЗНАК, постановки на учет онлайн-кассы в ФНС и работы на других государственных порталах. 3000 цена за 1 год и доп. услуги
  • Электронная подпись 3.0 на 1 год 5900 цена за 1 год и доп. услуги
  • Электронная подпись 3.0 на 6 мес. Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями. Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам - в торгах по 223-ФЗ, коммерческих торгах и торгах имущества банкротов. 3700 цена за 6 месяцев и доп. услуги
  • ТриО: торги банкротов Подпись для тех, кто покупает имущество должников на электронных торгах. Базовая комплектация подходит для участия в торгах банкротов на ЭТП Фабрикант, uTender и Центр реализации.
  • ТриО: коммерческие торги Одна электронная подпись для государственных и коммерческих торгов. Включает в себя OIDы для работы на трех крупнейших площадках Газпромбанк, B2B-center и Фабрикант. 11300 цена за 1 год и доп. услуги
  • Электронная подпись 3.0 на 3 мес. Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями. Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам - в торгах по 223-ФЗ, коммерческих торгах и торгах имущества банкротов. 2500 цена за 3 месяца и доп. услуги
  • Квалифицированный Росреестр Сертификат для электронного портала Росреестра позволит оперативно отправлять запросы и получать необходимые данные в электронном виде.
  • Квалифицированный ФТС Cертификат электронной подписи подходит для работы с порталом Федеральной таможенной службы и основными государственными информационными системами, а также для организации закупок по 223-ФЗ. 3400 цена за 1 год и доп. услуги
  • Квалифицированный Росаккредитация Комплексное решение для взаимодействия с ФГИС Росаккредитация, которое соответствует всем техническим требованиям информационной системы. 20900 цена за 1 год и доп. услуги
  • Квалифицированный СМЭВ Электронная подпись для работы в Системе межведомственного электронного взаимодействия и на государственных электронных порталах. 2000 цена за 1 год и доп. услуги
  • Квалифицированный ГИС ГМП Электронная подпись для работы в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. 3000 цена за 1 год и доп. услуги
  • Квалифицированный КС2 Сертификат электронной подписи подходит для работы в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и автоматизированной системе анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ) 3400 цена за 1 год и доп. услуги
  • Квалифицированный для раскрытия информации Сертификат электронной подписи для использования на порталах по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг 3400 цена за 1 год и доп. услуги
  • 3400 цена за 1 год и доп. услуги
  • Квалифицированный для медицинских организаций Республики Башкортостан Сертификат электронной подписи для медицинских организаций Республики Башкортостан для оформления электронных листков временной нетрудоспособности 800 цена за 1 год и доп. услуги

Государственная информационная система «Электронный бюджет» создана Министерством финансов РФ. Что такое «Электронный бюджет», какова её структура и как с ней работать, расскажем в статье.

Что такое «Электронный бюджет»

Это государственная интегрированная информационная система. Её работе посвящено постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658. Система была создана для того, чтобы обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. С помощью «ЭП» происходит управление государственными и муниципальными финансами.

Среди задач системы выделяют:

  • обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
  • размещение информации о финансовых результатах в открытом доступе;
  • обеспечение связи между бюджетным процессом и планирование закупок.

Субъектами системы являются:

  • органы госвласти и местного самоуправления;
  • бюджетные учреждения;
  • прочие юрлица, которые получают бюджетные средства;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • иные участники бюджетного процесса;
  • заказчики по Закону № 223-ФЗ.

Структура

Разберем, из каких подсистем состоит система:

  • бюджетного планирования;
  • управления расходами и доходами;
  • управления денежными средствами;
  • управления закупками;
  • управления госдолгом, финансовыми и нефинансовыми активами;
  • управления оплатой труда;
  • финконтроля;
  • ведения нормативной справочной информации;
  • учета и отчетности;
  • информационного обеспечения;
  • управления нацпроектами.

Заказчики по 44-ФЗ размещают планы-графики при помощи подсистемы «Управление финансами». Бюджетные и автономные учреждения на федеральном и муниципальном уровне и другие заказчики могут формировать и публиковать планы-графики непосредственно в ЕИС. Но документы нужно дублировать в ЭБ и передавать в казначейство.

Предложения формируйте по карточкам укрупненных закупок. Для этого войдите в личный кабинет Электронного бюджета, в подсистему управления закупками. Предложения необходимо утвердить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств – ГРБС.
Как сформировать предложение и что делать, если возникнут ошибки, читайте в рекомендации.

Что такое «Электронный бюджет» и как с ним работать

Регламент подключения смотрите в письме Минфина РФ от 17.06.2016 № 21-03-04/35490. В первую очередь в организации следует выпустить приказ о назначении лиц, ответственных за работу в системе «Электронный бюджет» и размещение документации. Далее по инструкции (которую можно найти на сайте Минфина) подготовьте рабочее место к работе с ГИИС «ЭБ». У каждого работника должен быть ключ ЭЦП. Если сотрудники работают в ЕИС, новые ключи не нужны. После установки драйверов и программ направьте заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина № 21-03-04/61291 от 20.10.2016).

К заявке приложите приказ о назначении сотрудников, ответственных за работу в системе, файлы сертификатов ЭЦП, согласия работников на обработку персональных данных, а также доверенность по форме, утвержденной Минфином (письмо № 21-03-04/35490 от 17.06.2016). Заявка подается в Территориальный орган Федерального казначейства.

Дождитесь проверки документов, установите на рабочем месте СКЗИ, зарегистрируйте новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и определите роли каждого работника в системе.

Уполномоченных лиц в системе регистрируют по заявкам федеральных органов власти или органов власти субъектов.

Формирование плана-графика в системе «Электронный бюджет»

Зайдите в раздел, посвященный планированию, и выберите подраздел «План-график закупок». Нажмите на кнопку «Создать новый документ». Откроется формуляр в статусе «Черновик», содержащий следующие вкладки:

  • «Основные сведения»;
  • «Позиции плана-графика закупок»;
  • «Особые закупки»;
  • «Итоги по КБК»;
  • «Итоги КВР»;
  • «Итоговые показатели плана-графика закупок»;
  • «Обоснование закупок»;
  • «Лист согласования»;
  • «Ошибки и предупреждения».

На вкладке «Основные сведения» вносится общая информация о документе, сведения о заказчике, должностном лице, ответственном за формирование плана-графика, о руководителе и т.д. В общей информации указывают плановый период, номер документа, номер версии плана-графика, номер в ЕИС, дату создания, дату утверждения.

На вкладке «Позиции плана-графика закупок» видим таблицу с информацией о позициях, включенных в план-график закупок. Чтобы добавить новую, нажмите на кнопку «Включить позиции плана-графика закупок».

Чтобы получить сведения о бюджетных ассигнованиях в Электронном бюджете, авторизуйтесь и войдите в подсистему управления закупками. Если предложения по закупкам превысят предельные объемы ассигнований, система выдаст предупреждение – необходимо внести правки в укрупненные закупки.
Как сделать, чтобы предложения по закупкам соответствовали ассигнованиям, читайте в рекомендации.

Вкладка «Особые закупки» заполняется, если в плане-графике есть следующие виды закупок:

  • лекарственные препараты (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ);
  • ТРУ, не превышающие 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • ТРУ, не превышающие 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • содержание и ремонт нежилых помещений (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • служебные командировки, проведение культурных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • преподавательские услуги (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • услуги экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • сбор и обработка первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Далее идет вкладка «Итоги по КБК». Там отображается информация о суммах позиций плана-графика закупок по КБК. Поля и таблицы на вкладке заполняются автоматически и недоступны для редактирования. Вкладка «Итоги по КВР» также заполняется системой автоматически.

На вкладке «Итоговые показатели плана-графика» указывается:

  • НМЦК всех позиций по контрактам, заключенными с единственным поставщиком, и особых позиций плана-графика (если информации нет, здесь и дальше проставляются нули);
  • сумма НМЦ контрактов, заключенных по итогам запроса котировок;
  • общая сумма планируемых платежей;
  • общая сумма планируемых платежей по закупкам путем запроса котировок;
  • совокупный годовой объем закупок.

Для отправки версии плана-графика в ЕИС выберите запись в статусе «Утверждено» и нажмите на кнопку «Направить на контроль и размещение в ЕИС».

Вложенные файлы

  • Инструкция по подключению к подсистеме.doc

" № 5/2012

До 2015 года система электронного бюджета объединит все министерства и ведомства РФ и все организации, входящие в их структуру. Единое и общее киберпространство, где ответ на запрос предоставляется быстро, а информационная система каждой организации является частью единого электронного организма, сегодня многим руководителям кажется виртуальной реальностью. Компьютеры в их учреждениях «пугаются» даже Microsoft Word, не говоря о сложном программном обеспечении. Но тем не менее средства под «электронный бюджет» выделены, законодательные нормативы разрабатываются, задания по внедрению на всех уровнях розданы. Что нас ожидает?

Переход на электронный бюджет (ЭБ) – требование времени и международных стандартов. Внедрение системы ЭБ является частью проекта «Электронное государство».

Международные стандарты – электронные

Принципы «Электронного государства» сформулированы в рамках международной инициативы «Партнерство – открытое правительство». Они заключаются в прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого участника бюджетного процесса, начиная министерством или ведомством и заканчивая бюджетной организацией , а также в участии граждан, общественных институтов, бизнеса в каждом этапе формирования и утверждения аудита финансовой информации. «Все это дает возможность усиления подотчетности органов государственной власти перед обществом, а значит, повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств» .

О важности проекта говорит тот факт, что в рейтинге электронных правительств, который ежегодно с 2003 года проводит ООН, Россия в 2012 году поднялась на 27-е место с 59-го места, которое она занимала в 2010 году. Об этом на заседании Президиума Правительства РФ 15 марта сообщил В. В. Путин.

Министр связи и массовых коммуникаций И. О. Щеголев уверен, что в следующем рейтинге, который будет составляться через два года, Россия сможет войти в двадцатку.

Создатели системы ЭБ изучили опыт более десяти стран, провели встречи с разработчиками и пользователями подобных систем в Бразилии и Франции, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, консультации с ведущими специалистами Всемирного банка, изучили опыт применения корпоративных систем управления финансами и региональный опыт.

Структура системы «Электронный бюджет» включает 12 подсистем :ведение реестров, бюджетного планирования, управление доходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, расходами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, учет и отчетность, финансовый контроль, информационно-аналитическое обеспечение, а также единый портал бюджетной системы РФ. На этом портале, в частности, будут размещаться сведения о прогнозных и фактических поступлениях бюджетных доходов, финансовом состоянии публично-правовых образований, расходах на реализацию государственных и муниципальных программ. Информацию планируется использовать в федеральных органах исполнительной власти, федеральных государственных учреждениях и предоставлять как сервис субъектам РФ и муниципальным образованиям, их учреждениям.

Врезка

Принцип единства бюджетной системы РФ означает в том числе единство:

  • принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
  • форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации;
  • порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов;
  • ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов .

Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р . Концепция разработана в соответствии с положениями Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р .

Понятно, доступно, для всех

Внедрение системы ЭБ должно достичь три взаимосвязанные цели. «Во-первых, сделать открытым не только результат финансово-хозяйственной деятельности, но и сам процесс принятия решения. Не только открыть документы – отчетные данные, проекты, прогнозы, но и дать понять гражданам логику принятия решений .

Вторая задача – связать финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти, сделать ее доступной для конкретного пользователя .

Следующая задача – переход от локальных информационных систем каждого учреждения к использованию так называемых облачных технологий, которые создают единую систему для всех участников бюджетного процесса по единым правилам . У нас сейчас в бюджетном учреждении на каждом столе стоит персональный компьютер, который, по сути, закрывает всю сеть, не дает возможности пользователям участвовать в едином пространстве, которое может быть создано при помощи облачных технологий. Более 20 000 учреждений на федеральном уровне расходуют миллиардные средства для приобретения, доработки и ежегодного сопровождения бухгалтерских программ. Система ЭБ позволит создать единый программный продукт, который может быть использован всеми участниками бюджетного процесса, и этот продукт будет доступен для его использования в системе Интернет » .

Информационные изменения в управлении финансами

Критерии

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Открытость

Бумажный отчет

Электронный документ

Открытость процессов в режиме реального времени

Информационные технологии

Отсутствие автоматизации

Локальные информационные системы

Облачные технологии, единая информационная среда

Аудитория

Профессиональное сообщество

Представительные органы

СМИ, граждане

Что написано, будет оцифровано

Для того чтобы ЭБ стал действительно эффективным инструментом, необходимо перевести в электронную форму, то есть дематериализовать все носители информации . А. Г. Силуанов отметил: «У нас до сих пор еще первичные документы составляются в бумажном виде, подшиваются в папки, которые могут храниться несколько десятков лет. Необходимо создать электронные формуляры, правила заполнения которых являются обязательными и сертифицированы по единым реестрам и единым классификаторам. Это как раз обеспечит сопоставимость информации, возможность ее использования всеми участниками процесса. Сегодня зачастую бывают проблемы найти и сопоставить нужную информацию, поскольку ведется несколько баз данных. В результате возникают трудности с классификацией объектов. Из-за того что нет сопоставимости кадастров, земельного имущества кадастра, мы имеем проблемы с введением налога на недвижимость, не говоря уже о тех классификаторах, которые существуют в различных информационных ведомствах» .

Информация без деформации

При переходе на ЭБ необходимо также обеспечить однократность ввода информации . Информация должна создаваться в системе один раз в момент совершения события, в дальнейшем только использоваться. Как раз это и будет гарантировать достоверность информации , отсутствие так называемых «грязных данных». Например, если министерство или ведомство выходит с заявкой на финансирование покупки автомобиля, марка автомобиля и другие необходимые данные будут зафиксированы в заявке. Заявка попадает на рассмотрение, по ней примут решение, осуществится закупка, постановка на учет, использование, списание автомобиля, а информация, которая была введена при составлении заявки, будет сопровождать товар на протяжении всей «жизни». И, закупая, например, «ВАЗ», организация не сможет в конечном счете приобрести «Мерседес», что зачастую бывает.

Как сделать больше и проще

При переходе на ЭБ необходимо обеспечить максимальную автоматизацию операций . Для обработки информации в режиме реального времени средствами самих информационных систем, исключением дублирующих процедур потребуетсяразработать стандарты бизнес-процессов: регламента, формирования бюджетных заявок, рассмотрения и т. п.

Проиллюстрировать эффект внедрения информационных технологий можно на примере Федерального казначейства, которое, автоматизировав операции по движению денежных средств на счетах участников бюджетного процесса, получило следующие результаты : число счетов по учету доходов сократилось с 4 400 до 83, что позволило высвободить более 8 000 сотрудников из 10 000, выполняющих эти функции. Количество операций, выполняемых одним специалистом, увеличилось в два раза. Сократились расходы на бумагу, ликвидированы транспортные и временные издержки на посещения, а скорость обмена информацией выросла до 30 раз.

Автоматизация бизнес процессов ведет к специализации функций, что, в свою очередь, обеспечивает сокращение издержек, повышение эффективности . А. Г. Силуанов сообщает: «Например, бухгалтерский отчет участников бюджетного процесса – это сотни тысяч задействованных бухгалтерских работников, все это может делать Казначейство. Такую задачу мы поставили себе в рамках ЭБ. Сегодня в крупных компаниях, например IBM, заработную плату 400 000 сотрудников в Словении начисляют всего 360 специалистов. При аналогичном подходе заработную плату 600 000 федеральных госслужащих смогут рассчитывать не более 1 000 сотрудников Казначейства. А сейчас это делают более 10 000 специалистов-расчетчиков. То есть эффект мы можем достичь десятикратный».

Эффективнее, когда сообща

Создание системы ЭБ потребует межведомственного взаимодействия , поскольку она должна стать эффективным инструментом для каждого участника бюджетного процесса. Поэтому данные системы ЭБ будут интегрированы с данными других электронных систем . Например, с данными реестра федерального имущества. Сведения о любой закупке, осуществляемой за счет средств бюджета, автоматически будут поступать в информационный ресурс госимущества и там, соответственно, учитываться как имущественный актив государства. ЭБ будет связан с сайтом госзакупок, федеральным порталом управленческих кадров и т. д., будет охватывать все системы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Создание единой системы повысит эффективность управления государственными и муниципальными финансами. Контролирующие органы в режиме реального времени смогут смотреть первичные документы, что исключит командировки. Финансисты сократят время на подготовку и сдачу бухгалтерской и налоговой статистической отчетности . Например, срок формирования финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления планируется сократить в полтора раза.

Министерствам для получения бюджетной информации со всей территории не нужно будет рассылать, собирать и обрабатывать отчеты. Достаточно будет воспользоваться данными из ЭБ. Время обработки документации федеральных организаций сектора государственного управления сократится на 30%.

Секретов нет!

Сделать доступным в режиме реального времени электронные данные всем заинтересованным пользователям являетсячетвертой задачей перехода на ЭБ. «Например, если граждане знают, что дом их должен быть капитально отремонтирован, они могут найти соответствующие ассигнования в бюджете, посмотреть, сколько выделено средств на очередной финансовый год, как они используются. Это как раз будет контроль граждан за деятельностью органов власти» .

Примером доступности и понятности может служить официальный сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru. С внедрением ЭБ эта информация будет связана и с бюджетными данными. А. Г. Силуанов отмечает: «А если мы в типовом госконтракте еще и пропишем необходимость раскрытия информации всех подрядчиков, субподрядчиков о цене закупки, сколько стоят те или иные материалы, используемые конечным потребителем при продаже товара или услуге государству, то механизм определения ценообразования на приобретаемые государством товары и услуги будет еще прозрачнее и понятнее».

К сведению

Операционная эффективность ЭБ – это :

1) скорость:

  • автоматическое генерирование управленческих и бухгалтерских документов;
  • улучшение работы с документами (сортировка, поиск…);
  • сокращение времени подготовки отчетности;
  • совместный доступ к хранимым первичным документам;

2) качество:

  • упрощение операций;
  • однократный ввод информации (меньше ошибок);
  • регистрация и отслеживание информации в реальном времени;
  • большая безопасность при обмене документами;

3) экономия:

  • экономия бумаги;
  • сокращение численности сотрудников;
  • сокращение расходов на печать, архивирование, хранение;

4) удобство:

  • автоматизация отдельных видов контроля;
  • удобство обмена данными;
  • упрощение номенклатуры первичных документов;
  • сокращение сроков обработки и производства платежей.

Электронный бюджет – план наступления

Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок реализации – до 2015 года .

К сведению

«Дорожная карта» системы «Электронный бюджет» :

  • 2012 год – переход на единые реестры и классификаторы, апробация первых подсистем системы ЭБ;
  • 2013 год – создание единого портала бюджетной системы – www.budget.gov.ru;
  • 2014 год – переход на ведение бухгалтерского учета в системе ЭБ;
  • 2015 год – полномасштабное внедрение проекта на федеральном уровне. Предоставление сервиса для субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Первая очередь системы ЭБ заработает в 2012 году. К этому времени будут реализованы следующие подсистемы: информационно-аналитическая, ведения реестров и формуляров, учета и отчетности, управления кадрами, закупками, нефинансовыми активами.

На втором этапе, в 2013 году, подсистемы первой очереди будут переданы в эксплуатацию в пилотные органы государственной власти РФ и ряд субъектов РФ. По отдельному графику будет проходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти. С 2014 года планируется передача в эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами, а с 2015 года – подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.

До 2015 года будут созданы формуляры, реестры, классификаторы, нормативная правовая база, единый портал бюджетной системы, а также обеспечено информационное взаимодействие с внешними системами.

К сведению

Преимущества системы ЭБ :

1) для государственных (муниципальных) учреждений:

  • экономия средств на закупке и поддержке программного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета;
  • ускорение прохождения документов за счет организации безбумажного документооборота с применением ЭЦП между учреждением и его главным распорядителем или финансовым органом;

2) для главных распорядителей бюджетных средств:

  • возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями (ПО) в единой базе данных;
  • возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета ПО;
  • оперативный мониторинг хода исполнения бюджета ПО;
  • возможность применения электронной цифровой подписи для организации безбумажного юридически значимого документооборота;

3) для руководителей и менеджеров:

  • возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в онлайн-режиме;
  • контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в онлайн-режиме;

4) для бюджетной системы:

  • применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;
  • отсутствие дублирования информации;
  • экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ специалистов;

5) для населения: возможность контролировать процессы планирования исполнения бюджета.

Из выступления министра финансов А. Г. Силуанова на совещании 17.02.2012 в технопарке Новосибирского академгородка по теме «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – из выступления А. Г. Силуанова).

Статья 29 БК РФ.

Из выступления А. Г. Силуанова.

Из выступления А. Г. Силуанова. Из выступления А. Г. Силуанова. Из выступления А. Г. Силуанова.

В 2019-2020 гг. продолжается развитие всех модулей ГИС «Электронный бюджет». С 2019 года размещение планов закупок проводится только с использованием системы "Электронный бюджет". Письмом Минфина России от 23.10.2018 № 21-02-04/75903 регламентирован порядок формирования, утверждения и размещения планов закупок, планов-графиков закупок в системе "Электронный бюджет". Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1528 внесены изменения в состав ГИС "Электронный бюджет": введена подсистема управления национальными проектами, подсистема управления оплатой труда, дополнен функционал других подсистем, пересмотрен порядок совершения отдельных операций и предоставления доступа к ГИС.

Цель семинара разъяснить участникам бюджетного процесса порядок работы в системе «Электронный бюджет», дать комментарии к новым нормативно-правовым документам. На семинаре выступят специалисты Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, методологи и разработчики системы.

Семинар предназначен руководителей планово-экономических отделов, контрактных управляющих федеральных и региональных органов исполнительной власти, ГРБС и их подведомственных учреждений, федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, руководителей и специалистов тендерных и юридических отделов.

_____________________________________________________________________

  • Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации budget.gov.ru главными администраторами средств федерального бюджета, а также финансовыми органами субъектов РФ, в соответствии с положениями новых нормативно-правовых документов. Обзор изменений Приказов Министерства финансов РФ о составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. Общероссийские, федеральные и региональные Перечни государственных и муниципальных услуг и работ: изменение порядка формирования государственных и муниципальных заданий.
  • Управление закупками в системе "Электронный бюджет" (для заказчиков) формирование планов закупок и планов-графиков закупок. Порядок работы в ЕИС госзакупок. Общие вопросы по организации контроля: субъекты контроля (федеральные/ региональные/муниципальные, а также и их привязка к органу контроля, определение органа контроля для организации (заказчик, уполномоченный орган), размещение объектов контроля до прохождения контроля. Сроки проведения контроля. Изменение Правил контроля в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 17.01.2017 № 315 и от 20.03.2017 №443. Использование ЛК УЗ ЭБ или ЛК ЕИС при формировании ПЗ и ПГЗ разными типами заказчиков. Формирование ПЗ и ПГЗ филиалами. Возможность удаления размещенного ПЗ или ПГЗ. Возможность удаления строк из размещенных ПЗ и ПГЗ. Формирование ИКЗ (указание нулевых ОКПД, нулевых КВР, порядковый номер строки в ПЗ, ПГЗ), в том числе при изменении ПЗ, ПГЗ, при формировании приложения, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. Формирование извещения о закупке без указания строки ПГЗ: как стандартный функционал и как временная мера – «обходной путь» при наличии проблем при формировании (изменении) ПГЗ.
  • Осуществление казначейского контроля по ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ: субъекты контроля, объекты контроля, сроки и порядок проведения контроля.
  • Особенности планирования лимитов бюджетных обязательств в 2019 г. на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждений. Формирование и утверждение бюджетных смет учреждения в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России 112н. Особенности отнесения расходов по разделам бюджетной сметы. Заполнение обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Порядок внесения изменений в бюджетную смету. Планируемые изменения в приказ Минфина России 112н.
  • Расходование бюджетных средств в 2019 г.: ограничения и возможности. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств: распределение (доведение), увеличение, перераспределение. Остатки: потребность, особенности использования, возврат. Заключение контрактов в 2019 году: принятие бюджетных (денежных) обязательств, авансирование.
  • Методические вопросы формирования и ведения плана ФХД в учреждениях. Особенности планирования в 2019 году . Порядок заполнения плана. Порядок заполнения показателей финансового состояния. Порядок заполнения показателей по поступлениям и выплатам. Порядок внесения изменений в План ФХД и в Сведения. Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели. Как учесть плановые назначения по доходам и расходам. Как учесть исполнение плана по доходам. Как исполнить План ФХД по расходам. Как принять обязательства. Как перенести обязательства в начале года. Приказ Минфина России от 13.12.2017 № 227н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели. Практические вопросы распределения затрат и формирования себестоимости.
  • Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н "О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" новые требования к Плану ФХД 2020 года, разбираем изменения: состав разделов – отличия от Приказа 81н; правила заполнения – новая бюджетная классификация и КОСГУ; расшифровки показателей поступлений и выплат – таблицы обоснований. План ФХД на 2019 год – какие изменения учесть.
  • Формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности в подсистеме Учет и отчетность системы «Электронный бюджет». Приказы Минфина России от 02.11.2017 №176н и от 14.11.2017 №189н. Порядок формирования, представления, свода и консолидации бюджетной (бухгалтерской) отчетности в подсистеме Учет и отчетность системы «Электронный бюджет». Настройка справочника согласования отчетных форм. Импорт отчетов. Ручной ввод информации. Проведение контроля и согласования. Принятие отчетности от нижестоящих организаций. Создание сводных отчетов, экспорт и отправка в вышестоящую организацию. Взаимодействие пользователей с органами Федерального казначейства в случае возникновения вопросов при работе в подсистеме Учет и отчетность системы Электронный бюджет.
  • Подходы к реализации национальных проектов, порядок формирования и заключения соглашений о реализации регионального проекта и о предоставлении межбюджетных субсидий. Методология и механизмы реализации на федеральном и региональном уровне: нормативное регулирование, бюджетная классификация, соглашения о реализации на территории субъекта РФ регионального проекта, межбюджетные трансферты регионам. Сквозное планирование целей и показателей (взаимосвязь стратегии, нацпроектов, госпрограмм и т.д.). Порядок формирования и заключения соглашений о предоставлении субсидий в информационной системе между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  • Ответы на вопросы слушателей и практические рекомендации.
____________________________________________________________________

На семинаре выступят:

Сиротенко Елена Львовна , начальник отдела Управления интегрированных информационных систем государственных финансов Федерального Казначейства России;

Маркова Кристина Анатольевна, заместитель начальника Управления финансовых технологий Федерального Казначейства России;

Приженников Николай Олегович, советник Отдела методологии казначейского обслуживания и казначейских платежей Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России;

Гусева Наталья Михайловна , к.э.н., государственный советник РФ 2 класса;

Очирова Бая Вячеславовна , начальник отдела методологии ООО «Р.О.С.Т.У.» (Группа компаний «Кейсистемс») разработчик комплексных автоматизированных систем в сфере управления финансами



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх