Евгений Ямбург. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? Новый профессиональный стандарт педагога

До 2015 года в России должно быть разработано 800 профстандартов, которые придут на смену квалификационным справочникам. Сегодня проект профессионального стандарта педагога широко обсуждается педагогическим сообществом и общественностью 1 . По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя 2 . Сегодня мы предоставляем слово председателю рабочей группы по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога Евгению ЯМБУРГУ, директору Московского центра образования №109.

ЯМБУРГ Евгений Александрович - известный педагог и общественный деятель, директор Московского центра образования № 109, доктор педагогических наук.
Родился в 1951 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет). Разработчик и автор адаптивной модели школы. В разное время занимал официальные и общественные ответственные посты: руководителя Управлением образования Юго-Западного округа г. Москвы, советника министра РФ по вопросам образования, члена коллегии Московского департамента образования. Участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век ХХ». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический дека мерон», «Школа и ее окрестности», «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации». Опыт востребован в России и за рубежом, работы изданы в США, Израиле, Германии, Китае.
Заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО. Сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

О необходимости нового стандарта

Очень изменилось время. Реальные угрозы и вызовы нового тысячелетия сегодня остро ощущаются российской школой.

Одна из первых угроз человечеству - проблема генетической усталости. Она возникает в популяциях, где нарушается естественный отбор, и нарастает во всех цивилизованных странах - не только в России. Как любая европейская страна мы сегодня даже пятисотграммовых детей «вытаскиваем» в роддомах. Но это означает, что в их дальнейшем развитии могут возникнуть (и возникают) очень серьезные проблемы: например, минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания. Поэтому следует отдавать отчет в том, что, говоря корректно, ребенок, рожденный в искусственной среде, без нее жить уже не может. Ему требуется специализированное сопровождение: медицинское, психологическое, дефектологическое.

Сегодня учитель, как правило, к работе в таких условиях не готов, его этому не учат - ни в педагогическом вузе, ни в институте повышения квалификации. В результате он оказывается беспомощным, например, перед ребенком с синдромом дефицита внимания, который более четырех-пяти минут умственно работать продуктивно не может. Таких детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, сегодня много. Вывод: в полный рост поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя, очень серьезного расширения психолого-педагогического контента подготовки педагогов.

Даже по данным Минздрава РФ, к первой группе здоровья детей, то есть практически здоровым, относится 20 процентов. Не склонен полагаться на эти цифры, поскольку Союз педиатров России, с которым мы сотрудничаем, относит к этой группе только 2,5 процента. В связи с этим в профессиональный стандарт педагога введен огромный и, по сути, новый раздел - психолого-педагогический контент развития.

Во всем мире сегодня идут и весьма мощные демографические сдвиги. У народов с традиционной (архаической) культурой продолжает действовать естественный отбор (как когда-то в русских деревнях: родилось десять детей, четверо умерли, остальные здоровы), и за ними, если быть беспристрастными, - генетическое будущее. Их представители массово переселяются в те среды, где условия жизни более комфортны.

В европейских же странах среди коренного населения рождаемость, как известно, падает. Не так давно в странах Северной Европы прошла дискуссия на тему «Дети крадут счастье». Реалии таковы: современной европейской женщине, для того чтобы почувствовать себя матерью, достаточно иметь одного ребенка или, лучше, собачку. Дети у европейских женщин появляются, как правило, ближе к сорока, когда решены проблемы построения карьеры. Вполне реально, что к 2015 году в Германии немцев будет меньше, чем других народов. Такая же картина во Франции. В России, вероятно, если тенденция сохранится, к 2052 году представителей некоренных народов также будет больше, чем русских. Следовательно, нужно понимать, что речь идет о другой этнопсихологии.

Уже сегодня в школах Москвы и других крупных городов для значительного количества первоклассников русский язык неродной. Значит, необходимо другое преподавание русского - как иностранного. Кто этому учит?

И все эти проблемы уже сегодня присутствуют в современной школе, представляющей собой кипящий котел. Поэтому необходимы новые профессиональные компетенции, которыми мы раньше учителя не вооружали. Этим объясняется необходимость нового стандарта педагога.

О принципе неформального реформирования

Много заблуждений по поводу стандарта возникает потому, что документ читается невнимательно. Это беда наших людей: словесники читают про словесность, математики - про математику. Между тем, в стандарте педагога выверена каждая фраза, и она судьбоносна.

Любой стандарт у нас воспринимается как ограничение свободы. В немецком языке «стандарт» - это шаблон: «шаг влево, шаг вправо» недопустимы. В английском «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше - можно.

По нашему мнению, до сих пор в России никакой реформы образования не происходило. Была реформа экономики образования, управления, которая основывалась на бухгалтерском подходе. Однако «подушевое финансирование» никакого отношения не имеет к содержанию и способам реформирования школы сущностным образом.

Неслучайно, концепция и содержание профессионального стандарта педагога предваряются словами К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Разработанный стандарт - это попытка неформального реформирования, именно через голову учителя. Иначе никакой реформы не будет - это постулат.

В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Поэтому вслед за обсуждением и внедрением стандарта, еще лучше - параллельно, должна идти разработка стандарта подготовки педагогов: и в высшей школе, и в институтах повышения квалификации учителей. В противном случае получится иллюстрация к истории «пойди туда - не знаю куда».

К сожалению, сначала были приняты стандарты высшего педагогического образования - три года назад, потом - новый стандарт содержания образования, тогда как сначала нужно сделать стандарт подготовки педагогов и при этом изменить стандарт содержания педагогической деятельности.

Что в реальности? Согласно существующим педагогическим стандартам, сегодня высшая школа выпускает учителей русского языка без права преподавания литературы, учителей математики - без права преподавания информатики. Как это соотнести с реальной жизнью, скажем, сельской школы?

Довольно существенную «лепту» в педобразование внесло зачастую формальное внедрение принципов Болонской декларации. Вот характерный пример. В школу приходит бакалавр, филолог, сам еще допускающий ошибки. Молодому педагогу предлагают, «давай учиться, есть хороший методист». Ответ: «неинтересно, лучше пойти в магистратуру по психологии». Вывод: и филологом этот бакалавр не стал, и квалифицированным психологом за два года не станет.

В стандарте прописано, что «педагог должен» и что «педагогу рекомендуется». Например, в приложении по информационной подготовке учителя есть внятное уточнение: «при наличии и создании необходимых условий». Споры и критику вызывает также положение о том, что педагог должен иметь высшее образование. Но это вовсе не означает немедленной ликвидации педагогических училищ.

Особенность предложенного документа в том, что это стандарт не только учителя-предметника, а стандарт педагога. В практике других стран мира, чем меньше ребенок, тем выше квалификация пестующего его педагога, потому что самые сложные вопросы, связанные с ранней диагностикой и коррекцией, решаются позитивно в самом младшем возрасте - детского сада. Компенсировать проблемы в развитии детей можно до девяти-десятилетнего возраста, пока не сформировались лобные доли мозга. Поэтому, если дошкольную ступень понимать не только как уход и присмотр за детьми, а как очень тонкую работу, для нее необходима, безусловно, высочайшая квалификация педагогов.

Необходимость высшего образования педагогов - это цель. И для ее достижения нужно предпринимать очень серьезные усилия. Есть молодые люди, особенно в сельской местности, которые сознательно выбирают профессию педагога. Их необходимо из педучилищ, как это было и при советской власти, без экзаменов принимать на второй курс вузов, возможно, на очно-заочное обучение - создавать условия вхождения в профессию.

О структуре

За основу разработанного документа взята структура педагогической деятельности - это обучение, воспитание и развитие.

По сути, с обучением и воспитанием все более-менее понятно, что предполагает традиционные разделы: «учитель должен это и это». Смущает слово «должен», но это стандарт - учитель должен знать свой предмет, школьную программу... В нашей стране стандарт разрабатывается впервые. Однако в прошлом году аналогичный документ появился в Англии. Он состоит всего из 15 страниц - и там на каждом шагу: «учитель должен».

Самый сложный раздел касается развития, и он наиболее полно прописан, потому что на угрозы и вызовы сегодняшнего дня должен быть адекватный ответ.

Одна из серьезных претензий к разработчикам стандарта: «учитель не корифей всех наук», ему не под силу одному выступать в нескольких лицах. Однако в стандарте прописано, что учитель совместно с дефектологом, психологом решает проблемы ребенка. Глубоко убежден, что в существующих реалиях на любом факультете, где готовят, например, физиков, математиков или историков, нужно давать основы дефектологии: чтобы, работая совместно, педагоги разных специальностей, по крайней мере, понимали друг друга. Никто не даст учителю заниматься диагностикой - это не его работа. Но понимать, в чем проблема ребенка, уметь читать протоколы дефектологов и переводить их на язык конкретных педагогических действий педагог обязан уметь.

Эта проблема теснейшим образом связана с другим серьезным вопросом. Зарплата учителям повышена, это замечательно, потому что нищий учитель, как говорил Чехов, - это позор для России. Но за счет чего? За счет оптимизации штатного расписания. Грубо говоря, из школ погнали медиков, дефектологов, психологов. Они оказались «непрофильными активами». Это катастрофа!

О «дополнительных степенях свободы»

Стержнем документа является принцип деятельностного подхода. В этом его революционность. Разработчики стандарта настояли на абсолютной гласности: проект концепции был опубликован для широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Далее необходим период апробации, когда добровольно территории, педагогические вузы, центры переподготовки учителей начнут реализовывать пилотные проекты.

В стандарт введено понятие «региональный компонент» идаже «школьный». В нашей стране есть и Якутия, и Ставрополь, и Москва, и Татарстан - все это разные «планеты». Стандарт же - это еще и договор работодателя с учителем, но в каждом регионе свои особенности. Региональное наполнение стандарта - с учетом собственной специфики, сельская школа или городская, мононациональный регион или полиэтнический - должно быть разработано на местах.

Сами школы тоже разные. В выдающейся математической, где учатся победители всех мыслимых и немыслимых международных олимпиад, сумрачный доцент, витающий в формулах, будет замечательно воспринят. Но в инклюзивной школе - такого, наверняка, очень скоро «попросят из класса». В зависимости от тех программ, которые реализует школа, и возникают дополнительные требования к учителю.

К слову, у нас лежит уже довольно большое количество заявок из разных регионов, представители которых готовы включиться в работу по апробации стандарта. Педагоги жаждут живого дела, они устали от формализма. При этом вопрос о финансировании даже не стоит, хотя оно, конечно, тоже необходимо - дайте свободу творчества.

Об «уроках» на завтра

Предложенный стандарт не только фиксирует то, что существует сегодня, фактически он ставит цели и задачи, указывая направление, куда нужно двигаться. Это стандарт на вырост. Подчеркнем, одна из задач документа - отсечь все, что не относится к профессиональной деятельности учителя.

В качестве аргумента: сравните новый стандарт и сегодняшние тома Квалификационных характеристик должностей работников образования. Не являясь идеалистом и понимая, что все можно превратить в собственную противоположность, убежден - сегодня необходимо сделать три вещи: стандарт педагога (он уже существует), стандарты подготовки педагога (изменение высшего образования) и новую схему аттестации учителя, чтобы не было «насилия» над ним. Вот тогда - по принципу системного подхода - документы заработают.

Согласно проекту стандарта, наряду с внешним аудитом должен быть внутренний - это международная практика. Все крупнейшие профессиональные ассоциации боятся как раз последнего. Возьмем мощнейшее профессиональное сообщество Америки - психотерапевтов. Для того чтобы туда не проникали шарлатаны, чтобы не очень нравственные доктора не решали свои проблемы за счет больного, ассоциация один раз в два года проводит переаттестацию собственных кадров. Но такой принцип может торжествовать только в условиях развитого гражданского общества.

До тех пор, пока единственным игроком на поле образования будет чиновник, все будет извращаться: не потому, что в профильном министерстве работают некомпетентные люди, а потому, что давно надо переходить к государственно-общественному соуправлению.

Что в связи с этим предложено в качестве «дорожной карты» к стандарту? Уже на стадии обсуждения документа запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профстандарта учителя. С этой целью создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя - 2013». Ассоциация ни в коем случае не может быть политизированной - входным билетом должны стать не взносы, а репутация учителя и его профессиональный статус.

Позиция заявлена

Согласитесь, в реформировании системы образования было совершено и продолжает совершаться большое количество ошибок. Выступивший с инициативой «Наша новая школа» президент Д.А. Медведев предложил «влить свежую кровь» в систему образования. Предполагалось, что доценты и аспиранты, обладающие современным видением, массово придут в школы. Практика показала, аулам и деревням это не грозит.

В январе 2013 года в Ставропольском государственном педагогическом институте состоялось выездное заседание рабочей группы Общественного совета при Минобрнауки РФ с участием главы ведомства на тему «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя». По его итогам Дмитрий Ливанов пришел к выводу о необходимости разработки нового стандарта педагога.

Мне было доверено самостоятельно набрать группу разработчиков. На заседаниях сначала кропотливо обсуждалась структура стандарта, далее - детально каждый раздел, каждое предложение. Министр присутствовал на всех заседаниях, интересовался, вникал. Так родился документ - профессиональный стандарт педагога.

Стандарты по всем профессиям будут - есть соответствующее решение правительства. Опыт многолетней работы подсказывает: профессиональные стандарты лучше разрабатывать непосредственно «заинтересованным» лицам, чем ждать, когда их «спустят сверху». Первый сделали специалисты в области гостиничного и ресторанного бизнеса, второй - педагоги.

Позиция заявлена. Если есть возражения, дайте свой стандарт. Пожалуйста, обсуждайте, добавляйте, критикуйте. Но критика должна быть конструктивной.

  1. В июньском номере журнала «АО» эту тему раскрывает академика РАО Б.М. Бим-Бада (№64, 2013), в сентябрьском (№65, 2013) - ректора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Н.К. Сергеева.
  2. http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3625

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Три оценки – два прогноза.

На прямо поставленный вопрос «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Как показало обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа , каждый из которых нуждается в осмыслении.

Сценарий первый (скептический): введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. Очередной «девятый вал» реформирования сначала накроет, как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные инициативы, оставив после себя горы «подмоченной» отчетной документации.

Сценарий второй (пессимистический): станет гораздо хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации.

Сценарий третий (сдержанно оптимистический): новый стандарт профессиональной деятельности педагога вернет нас к сути педагогической деятельности.

Но произойдет это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребенка потребуется время, а главное, желание самого педагога их изучать и применять на практике. Перед нами три оценочные суждения, а на деле два прогноза развития перспектив образования в стране: консервативная стратегия, призывающая к вынужденной фиксации в профессиональном стандарте существующего уровня подготовки педагогов, и конструктивная, нацеленная в будущее.

Ни больше и ни меньше. Первый ответ фиксирует стагнацию отечественного образования и убеждение в том, что ее нельзя преодолеть в наших условиях. Второй предрекает углубление кризиса. Аргументы не лишены оснований. Возможности педагогов не беспредельны, они еще толком не успели разобраться с ФГОСами, а тут появляется новый документ, предъявляющий повышенные требования уже к учителю.

Оба ответа свидетельствуют о неверии значительной части профессионального сообщества, включая практиков и теоретиков, в возможность выхода отечественного образования из углубляющегося кризиса.

Вместе с тем реальные потребности системы требуют педагогов, обладающих новыми профессиональными качествами и компетенциями. Если таковых нет и не будет, остается лишь, плывя по течению, «сушить весла», тихо присутствуя при автаназии российского образования. Но перемены неотвратимы. Они уже наступили. На память приходят известные строки Бориса Пастернака:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно распахнуто, как бор,

Все вглубь, все настежь.

Конечно, можно еще некоторое время втягиваться в бессодержательный спор, пытаться «заластить», уговаривать не входить на нашу суверенную школьную территорию уже наставшее будущее. Однако более профессиональной представляется позиция тех коллег, кто готов бесстрашно идти навстречу переменам. Последний ответ предполагает возможность преодоления кризиса.

Продвижение к профессиональному стандарту осуществляется в условиях дефицита педагогических кадров, скрытого или явного саботажа со стороны значительной части сотрудников.

В наших городах 93% учителей – женщины. По доле учителей со стажем более 20 лет Россия превышает Германию в два раза. Отсюда известная ироническая характеристика типичного российского учителя: «уставшая бабушка».

Опасность использования административного ресурса – прямого давления на педагогов для обеспечения форсированного режима продвижения профессионального стандарта.

Почти полное отсутствие, за редкими исключениями, комплекса условий, необходимых для качественного освоения педагогами новых профессиональных компетенций.

На этих условиях следует остановиться подробнее. Перечислим их:

Создание системы подготовки будущих педагогов и переподготовки ныне действующих;

Наличие профессиональной команды, включающей специалистов, психологов, дефектологов и медиков – иными словами, службы сопровождения, помогающей педагогам организовать работу с усложняющимся диверсифицированным контингентом учащихся;

Наличие методического шлейфа: разработанных методических рекомендаций, позволяющих педагогам работать с разными категориями учащихся;

Наличие разработанных индикаторов оценки квалификации педагогов, дающих возможность объективно оценить степень овладения ими требуемыми педагогическими компетенциями.

Все это еще предстоит создавать, и на это, разумеется, потребуется время. Однако острота ситуации заключается в том, что его нам отпущено не слишком много.

И наконец, четвертая проблема, связанная с освоением профессионального стандарта, носящая наиболее деликатный и, не побоюсь этого слова, болезненный характер:

Отсутствие разработанной процедуры объективной независимой аттестации, позволяющей по достоинству оценить чрезвычайно усложнившийся труд педагогов, не на словах, а на деле обеспечить их профессиональный и карьерный рост.

Ныне действующая процедура аттестации, построенная целиком на квалификационных характеристиках, зачастую носит формальный характер и отличается излишней громоздкостью. (гигантский портфолио, компьютерное тестирование, вопросы на знание текста нового Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Вместе с тем необходимо объективно и по достоинству оценить труд педагогов, обучающих сложных, проблемных и не вполне здоровых детей. Ведь ими затрачено ничуть не меньше усилий, а результат работы не менее важен для общества. В этой связи в стандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. (Однако сегодня 90% учителей не умеют этого делать).

Успеха следует ожидать только там, где будет

Осознано, что утверждение стандарта профессиональной деятельности педагога – лишь начало масштабного образовательного проекта. Для его реализации потребуются слаженные усилия администраторов всех уровней, руководителей вузов, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров, а также добрая воля самих педагогов, осознавших необходимость менять себя. В конце концов, главное качество педагога – это умение учиться самому.

КАК ОМОЛОДИТЬ «УСТАВШУЮ» БАБУШКУ?

Некогда Н.Бор произнес довольно зловещую фразу: «Для того чтобы в физике победили новые идеи, нужно, чтобы умерли старые физики». Не берусь судить о путях продвижения новых идей в фундаментальных науках, но в нашем непрерывном педагогическом производстве наивно уповать только на смену поколений, тем более, что мы имеем дело с профессией с неконкурентоспособной зарплатой на единицу труда. Как показали исследования социолога В.С.Собкина, в эту профессию приходят через «двойной негативный отбор»: в педвузы абитуриенты идут не по воле сердца, а поскольку больше некуда, а учителями становятся не лучшие выпускники.

Не скрою, эта горькая ироничная характеристика вызывает у меня внутреннее отторжение. Во-первых, потому, что в эту категорию попадают сегодня люди, чей стаж – больше двадцати лет, среди них сорока- и пятидесятилетние педагоги. А на мой взгляд, это именно тот возраст, когда достигаются вершины профессионального мастерства. Накопленный опыт, серьезное отношение к делу, нацеленность на получение образовательных результатов – все это характеризует данную категорию профессионалов, которая, пережив многочисленные реформы, до сих пор держит на своих плечах все еще несовершенную конструкцию отечественного образования.

(Очень много сегодня детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Необходимо овладеть педагогической технологией коррекционно-развивающего обучения.

В качестве наглядного примера привожу фрагменты урока истории на тему «Начало Крестовых походов», рельефно обнажая специальные приемы обучения, которыми при желании способен овладеть любой педагог вне зависимости от стажа и возраста (урок почетного работника образования РФ Т.П.Аненковой, стаж работы – 35 лет).

«Шифровка» - упражнение, направленное на развитие внимания, логического мышления и восприятия.

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте численный ряд и ответьте на вопрос: где папа римский выступил с призывом к Крестовому походу?

Н Е А Р Л К О М Т Ш

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Правильный ответ: КЛЕРМОН

«Зашумленный» текст – упражнение, направленное на развитие зрительной перцепции и внимания.

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте надпись на доске и назовите причины Крестовых походов.

1.Ткрестьянеумткмоглиивткшкуйтицоттнгосподй.

2.Вакжаждадцынаживыфычфеодаловзд.

3.Бсбезземельещлврыцарейзлаю.

4.Фчусилениерсвлиянияджкатолическоймицерквир.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1.Крестьяне могли уйти от господ.

2.Жажда наживы феодалов.

3.Безземелье рыцарей.

4.Усиление влияния католической церкви.

Работа со стрелками – упражнение, направленное на развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной перцепции.

ЗАДАНИЕ: Соотнесите даты и события

Правление папы Иннокентия III

Сколько длилась борьба пап с германскими императорами?

Появление католической и православной церквей

Данные фрагменты лишь иллюстрируют суть предлагаемой педагогической технологии. Разумеется, овладение данной технологией потребует от учителя усилий и времени, но зато она позволит ему организовать работу на уроке в зоне ближайшего развития этих детей и тем самым облегчить жизнь и себе, и им.

Итак, профессиональный стандарт – это набор требований к педагогу, обусловленных реальными потребностями системы.

МОЦАРТИАНСТВО ИЛИ РЕМЕСЛО?

Вопреки стороннему взгляду, педагогическая среда по своему составу неоднородна. В ней, наряду с консервативной частью учительства, существует крайне значимый слой педагогов, добившихся выдающихся успехов в своей деятельности. В наиболее резкой форме эту позицию выразил Сергей Рукшин, научный руководитель лицея №239 Санкт-Петербурга: «Какого лешего мы пишем стандарт учителя, если это ничего не изменит реально в нашей школе в лучшую сторону? Мы занимаемся несвоевременными вещами и не анализируем того, что происходит…»

С.Рукшин – единственный в мире педагог, воспитавший двух филдовских лауреатов, его ученики завоевали более 90 медалей на международных олимпиадах.

Так сложилось, что в общественном сознании профессиональный стандарт воспринимается как шаблон, от которого запрещено отступать. В таком превратно понимаемом качестве стандарт может легко превратиться в очередную удавку для педагога. Но одновременно существует и иной, конструктивный взгляд на профессиональный стандарт.

Сравним 2 диаметрально противоположных взгляда

СКЕПТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Антитеза творчества;

Ограничитель свободы учителя;

Инструмент тотального контроля;

Признак восстановления административно-командной системы управления образованием.

КОНСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;

Инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;

Объективный измеритель квалификации учителя;

Симбиоз ремесла и творчества;

Средство отбора педагогических кадров в учреждении образования.

Стандарт обеспечивает симбиоз ремесла и творчества в любой сфере деятельности (так, например, если фигуристы затрудняются выполнить обязательную программу, предполагающую безукоризненное выполнение неизменных технических элементов, то вряд ли стоит ожидать от них полета в произвольной программе).

Профессиональный стандарт педагога предполагает разные его уровни усвоения: стартовый (базовый) – это планка, опускаться ниже которой просто неприлично, и высокий уровень мастерства.

По отношению к минимальным требованиям к педагогу (знать свой предмет, уметь планировать свой урок и т.п.) в стандарте звучат категорические требования: «педагог должен». Стандарт на то и стандарт, чтобы выдвигать требования. Профессиональный стандарт нацеливает педагогов на решение реальных, а не выдуманных проблем.

Сам же С.Рукшин замечает: «Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2-3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление – уже нет». Меняется мир – меняются дети – меняется стратегия образования.

Изменение стратегии образования невозможно без модификации условий: материальных, финансовых, кадровых.

Сегодня реальная ситуация требует, чтобы учитель овладел компетенциями, которые включены в новый профессиональный стандарт педагога:

Работа с одаренными учащимися;

Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;

Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

В 2018 году в Екатеринбурге планируется открытие филиала полноценной общеобразовательной школы для детей, болеющих тяжелыми заболеваниями и в течение длительного времени вынужденных находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений. Об этом стало известно 16 февраля на пресс-конференции УрГПУ, посвященной внедрению профессионального стандарта деятельности педагога.

- Такие школы уже действуют в Хабаровском крае, в Калининграде, в Орле. В этих школах работают молодые ребята, уже овладевшие профстандартом. Такие школы могут стать образцом для обычных школ, потому что везде есть дети с отклонениями. В этом году мы должны запустить этот проект . - Сообщил разработчик профессионального стандарта педагога, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

Евгений Александрович выступил на площадке Уральского государственного педагогического университета в рамках педагогического форума «Профессиональный стандарт как инструмент формирования педагогической компетентности педагога».

Главный вопрос, который волновал участников форума, «Зачем нужен профстандарт педагога?». Спикеры рассказали, что в начале работы над стандартом и сами задавались подобным вопросом.

- Жизнь меняется, меняются дети и родители. Некоторые директора школ думают, что если обеспечили некий уровень функционирования, то все, high-класс, можно жить. Но здесь, как и в альпинизме, как только ты перестаешь карабкаться вверх, начинаешь скатываться вниз. Нельзя зафиксировать уровень функционирования, если ты не ползешь наверх. Стандарт написан на вырост. Никто из нас сейчас в полной мере не дотягивает. Но есть цель, а дальше глаза боятся, а руки делают. - Подытожил руководитель группы разработчиков профессионального стандарта педагога Евгений Ямбург.

Он отметил, что само слово «стандарт» в России воспринимается как удавка на шее учителя, в то время, как разработчики убеждены: профстандарт педагога - это некий профессиональный уровень, без которого творчество в профессии невозможно.

- Нельзя от учителя требовать то, чему его никто не учил. Иначе это будет формализм. Есть основная задача - это перестройка педагогических вузов, системы повышения квалификации. Но уже сейчас реальный педагог сталкивается со сложным смешанным контингентом учащихся.

Главный разработчик отмечает, что, несмотря на перенос сроков внедрения стандарта педагога на сентябрь 2019 года, все равно останутся те, кто к этому будет не готов. Быстрый результат в педагогике, по мнению, Евгения Ямбурга, это всегда фейк.

Начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области Наталья Сокольская убеждена, что система образования переживает процессы стандартизации в течение длительного времени.

- Этот документ (профессиональный стандарт деятельности педагога) ждут с тревогой, определенными надеждами. Сейчас мы стараемся максимально проинформировать профессиональное сообщество, снять возможные барьеры, которые у людей могут быть.

Директор Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Екатерина Сибирцева заметила, что на школьнике внедрение профстандарта должно отразиться самым лучшим образом.

- Все те меры, которые сегодня принимает государство, направлены на повышение качества образования и, самое главное, на повышение качества подготовки наших педагогов. Стандарт дает не только рамки, но и новые возможности. Мы очень благодарны УрГПУ, который ведет эту большую работу в регионе (является региональной стажировочной площадкой по внедрению профессионального стандарта педагога - прим. авт.). Школы Екатеринбурга активно в нее включаются. Мы сегодня популяризируем стандарт, мы объясняем, что у педагога появляются дополнительные свободы. Возникают возможности горизонтального развития, причем не только фактического, содержательного, которые и были всегда, но сегодня мы можем придать им другой статус. Для педагога это дополнительные меры социальной поддержки. - Подчеркнула Екатерина Александровна.

Координатор региональной стажировочной площадки по внедрению профессионального стандарта педагога, первый проректор - проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова заметила, что всегда важно знать, кто мы и куда и зачем мы идем.

- На площадках УрГПУ мы последние четыре года активно, открыто и честно обсуждаем значимые для всех нас вопросы развития профессии. С 2015 года несколько раз в течение года мы встречаемся с коллегами на самых разных площадках. И если раньше встречались полярные точки зрения, и люди начинали задавать вопросы: «Зачем вы нас стандартизируете?», «Зачем вы вводите какие-то дополнительные экзамены, профессиональные категории?», то сейчас и в городе и в области, и в регионе у нас есть желание понять, что реально будет меняться.

Впервые базовый профессиональный стандарт педагога был утвержден в 2013 году. Срок его внедрения перенесен на 1 сентября 2019 г. На сегодняшний день в Реестре профстандартов Минтруда России зарегистрировано 1046 стандартов и еще порядка 600 обсуждаются.

Вопросы профессионального стандарта деятельности педагога в течение месяца обсуждаются в рамках педагогического форума «Профессиональный стандарт как инструмент формирования педагогической компетентности педагога». Форум стартовал в УрГПУ - единственном вузе региона, ставшем региональной стажировочной площадкой по внедрению профессионального стандарта деятельности педагога, 1 февраля.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Иваницкая
Фото: Василий Васильев

Мне очень трудно оказалось написать отзыв на эту книгу. Я педагог с 20-летним стажем преподавания, поэтому всё, что написано в книге, важно для меня. Я с огромным уважением отношусь к автору книги и, читая то, что он пишет (не только в этой книге), утрачиваю способность критически мыслить, потому как просто доверяю его опыту, его профессионализму. Я просто голосую "за". Хотя, конечно, делаю это не бездумно: я действительно разделю профессиональную позицию автора книги. И да, текст профессионального стандарта педагога я изучила задолго до чтения этой книги.

Книга состоит из двух разделов.
Первый раздел называется "My way", или опыт профессионального самоопределения" . В нём автор в формате разговора с читателем рассуждает о причинах введения профессионального стандарта педагога, о его критике оппонентами, об отношении к стандарту педагогов, о необходимых условиях внедрения стандарта. Глава начинается с предъявления читателям трёх возможных прогнозов в формате ответа на вопрос, вынесенный в заголовок книги. Что принесёт стандарт? Автор описывает три сценария на основе результатов обсуждения стандарта.

  • Введение стандарта ничего не даст.
  • Станет гораздо хуже, чем было.
  • Стандарт вернёт нас к сути педагогической деятельности.


Мне стало любопытно: а что думают по этому поводу коллеги в Сети? Я создала опрос в Google-форме и кинула ссылку в свою ленту в Фейсбук, а также в сообщество Педагогического клуба сетевого взаимодействия в Google+. На данный момент на вопросы ответили 36 человек. Практически все из ответивших читали профессиональный стандарт педагога.



На ключевой вопрос анкеты голоса распределились следующим образом.


Первое, что меня сильно зацепило в этой части книги — то, с каким трепетом Ямбург относится к учителям. Очень бережно, с уважением. Мне кажется, он их где-то даже идеализирует. С одной стороны, это очень приятно. Учителей часто делали заложником множества экспериментов, перекладывая на них все риски, "недоделки" и ответственность. А потому, когда руководитель коллектива разработчиков стандарта вступает в открытый диалог с педагогами, диалог конструктивный, — это здорово. С другой стороны, складывается ощущение, что автор искренне считает всех учителей подвижниками, почти святыми людьми, ну, пусть слегка неразумными и неправильно с точки зрения вызовов современного общества выученными, но в любом случае удивительными людьми — профессионалами с большой буквы и высоконравственными личностями. Однако, ни то, ни другое не соответствует действительности. Как сегодня колоссален разрыв между образовательными учреждениями, так велик он и между педагогами — даже работающими в одном образовательном учреждении.

Второе — я искренне не понимаю, почему такой негатив идёт в отношении стандарта. Когда я запускала свою анкету, то мне, как учителю, было интересно, какой вариант отношения к стандарту наиболее популярен у ответивших на опрос коллег. Так вот, более половины выбравших ответ, что введение стандарта ухудшит текущую ситуацию — это как раз учителя школы. Что это: страх перед неизвестностью, боязнь не соответствовать ожиданиям, что-то ещё? Не знаю. Но мой вариант — скептический. Как-то с трудом верится, что с введением стандарта последуют серьёзные качественные изменения в системе подготовки и повышения квалификации, в понимании изменения своей роли. Конечно, мне бы очень хотелось быть оптимистом, но...

+Marina Kurvits в Google+ недавно написала , как, определяя тему выступления на конференции, воспользовались лингвистическим конструктором, при помощи которого смысл меняется в зависимости от места, где стоит запятая — "Менять нельзя работать как прежде". И в каком месте поставит запятую большинство учителей? Особенно те, кого Ямбург нежно называет "уставшими бабушками" (кстати, я по возрасту и стажу тоже попадаю в эту категорию). Они всю жизнь работали-работали, а теперь что — меняться? Да гораздо проще у детей мобильные телефоны отнять, интернет запретить, а самим в шали и с мелом. Я утрирую, конечно.

Но я искренне не вижу для себя каких-то проблем в тексте стандарта. И не вижу поводов для того, чтобы его бояться. Да, я не всё знаю и не всё умею — из тех требований, что стандарт предъявляет к учителю. Но я также понимаю, что у школ разная специфика, а потому, наряду с общими требованиями к педагогам, существуют и такие, которые будут востребованы в одном образовательном учреждении, и не востребованы в другом.

Кроме того, на мой взгляд, стандарт, в отличие от многих нормативных документов, написан "человеческим языком". То есть, для учителя, прочитавшего стандарт, не составит труда понять, какие компетентности у него "западают" и, при необходимости, "дотянуть" их до необходимого уровня.


Второй раздел — "Что делать, или Технология медленного чтения документа" . В ней не только приведён текст стандарта (причём, в двух вариантах: развёрнутая концепция проф.стандарта и вариант, утверждённый Минтруда России), но дан чуть ли не подстрочный комментарий к каждому его разделу: то есть, если вы выше не согласитесь со моим мнением о человеческом языке стандарта, то, читая комментарии Ямбурга, будете вынуждены отступить. Как для меня (думаю, и не только для меня) +Olga Bryksina является переводчиком ФГОСов на человеческий язык, так теперь Ямбург — не только автор, но и переводчик своего же текста — настолько, чтобы сделать его понятным для любого учителя. С удовольствием прочла текст профстандарта ещё раз, комментарии помогли его более глубокому осмыслению.

А ещё я с восторгом читала текст профстандарта учителя математики и информатики (прежде просто опустила эту часть). Среди профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель, особенно восхитило следующее. Итак, учитель должен:
содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности <...>
Скажете, слишком обще? А вот и нет! Далее следует подробное описание: за счёт каких свойств предмета учитель математики должен содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.

Для меня этот вопрос был и остаётся больным. Я уже не раз писала: что у меня в детстве с математикой была любовь без взаимности (причём, не в том варианте, который обычно случается: здесь всё наоборот — математика меня очень любила, а я её — нет), что моя дочь сейчас испытывает похожие проблемы. У меня любовь к математике пришла только после того, как я официально закончила её изучать, что будет у дочери — сказать сложно. Не раз размышляла над причинами, а сейчас вот задумалась с этой стороны. Мне очень везло с учителями математики, считаю, что везёт и моей дочери. Однако того, что учитель прекрасно знает свой предмет и может передать эти знания учащимся, ещё недостаточно для того, чтобы полюбить предмет. Может, дело действительно в недостатке на уроке позитивных эмоций от математической деятельности ?

В общем, пока повсеместное введение профстандарта откладывается, учителя имеют возможность подробно изучить текст этого документа, а также соотнести его со своей педагогической деятельностью. Очень не хотелось бы, чтобы введение профстандарта превратилось в формальность, породило очередное очковтирательство и бумагопачкательство. А то как бы не получилось, как в известной присказке (не знаю, чьи слова, я впервые услышала их более 15 лет назад от А. А. Аузана):
любое новое дело проходит три стадии. Первая стадия — шумиха. Вторая — неразбериха. Третья — наказание невиновных, награждение непричастных.

Купить книгу на Озоне

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх