Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках информатики. Формирование компетентности учащихся на уроках информатики

Нормативной базой для решения проблемы информатизации выступают: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации образования до 2010 года». В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые возможности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания, уметь соотносить модели знаний и информации. В свою очередь, это не может не стимулировать процессы, завершающиеся получением новых знаний.

В настоящее время все общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. Однако само понятие "компьютерная компетентность” остается достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении?

В качестве рабочего можно принять следующее определение: информационная компетентность - это качество личности, которое предполагает наличие знаний и умений в области работы с информацией и применения ИКТ, а также способность, готовность и опыт использования средств ИКТ для решения информационных проблем, для самостоятельного получения знаний из информации.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни.

Чем же урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.),
  • Владение способами работы с информацией:
a. поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
b. извлечение информации с различных носителей;
c. систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
d. технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
e. преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)
  • Владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
  • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
  • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

  • коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
  • информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
  • учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана и анализа.
  • общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного курса может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

Например, в 7 классе, на уроках по теме "Устройство персонального компьютера" можно предложить такие задания, которые позволят ученикам убедиться в практической применимости получаемых знаний, мотивировать их на изучение этой темы. Предложить детям проанализировать прайс-листы компьютерных фирм и рекламные объявления по продаже компьютеров, осуществить оптимальный выбор игрового, мультимедийного, офисного компьютера; проанализировать технические требования, которые публикуются на обложке CD, и с этих позиций оценить параметры компьютеров в классе информатики.

Таким образом, при выполнении заданий любого типа на уроках информатики обучающийся попадает в ситуацию необходимости:

  1. поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
  2. обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности (валидности) полученного материала, преобразование форматов, составление резюме / дайджеста);
  3. представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, задания на разработку мультимедийной презентации (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации - использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций), составление графических зависимостей).
  4. передачи информации (К этой компетенции относится представление собственных работ, защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций), то есть большинства из информационных компетенций.

Литература:

  1. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Аскерко. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. - 2007.
  2. Использовался сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие - М.: 2001.
  4. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

С 1992 года, когда впервые на официальном уровне термин "ключевые компетенции" появился в проекте Совета Европы "Среднее образование в Европе", проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С. Шо, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Р. Селман и др.), так и в отечественной (В.И. Байденко, А.М. Новиков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней и др.).

Отмечая неразработанность данной проблемы в образовательном пространстве средней школы, в качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в Стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей.

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблема исследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках информатики.

Объект - ключевые компетенции на уроках.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Цель - рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Задачи.

Провести анализ литературы по компетентностному подходу.

Рассмотреть классификации ключевых компетенций различных авторов.

Рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Методы исследования:

эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего 24 наименования, приложения.

§1. Понятие компетентностного подхода к обучению

В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: "... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах" . Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия "компетенция"/"компетентность". Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, B. C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий "практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии "компетентность", оно включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования" .

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова трактует слово "компетентность" как "осведомленность, авторитетность", знание в какой-либо области, а "компетенция" рассматривается как "1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;

2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)" .

Более подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской: "Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности" . Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс "освоенных личностью" компетенций".

В документе "Стратегия модернизации российского образования" рекомендуется не противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Отмечается также, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др. .

Исходя из всех данных выше определений, можно сказать, что наиболее полную трактовку понятий "компетенция" и "компетентность" дал А.В. Хуторской, поэтому их мы и будем придерживаться в данной работе.

Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу: компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

§2. Ключевые компетенции учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования" .

Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

В Концепции модернизации образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования:

    ценностно-смысловая,

    общекультурная,

    учебно-познавательная,

    информационная,

    коммуникативная.

Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, вставшей передо мной, как учителем информатики, является повышение уровня компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

1. При формировании ценностно-смысловой компетенции я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

Перед изучением новой темы я рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оцениваем самый интересный, при этом стремлюсь к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагаю дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время обязательно возвращаюсь к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме. (Например, на первом уроке при изучении темы «Кодирование информации», учащиеся ставят перед собой вопросы «О чем я узнаю в процессе изучения данной темы?», «Зачем мне знать о кодировании информации?», «Как я смогу использовать полученные знания?» и др. В процессе работы мы вместе отвечаем на эти вопросы.)

Предлагаю ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания информатики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. (Например, при изучении темы «Электронные таблицы» предлагаю учащимся выступить в роли продавца компьютерного магазина, который должен собрать компьютер для покупателя, при этом необходимо заказать комплектующие через Интернет, и желательно, по самым низким ценам. Учащиеся не только учатся работать с программой MS Excel , но и видят возможности практического применения этой программы, что увеличивает мотивацию при изучении данной темы). Составить таблицу в MS Excel

2. Формирование общекультурной компетенции осуществляю через

Формирование грамотной, логически верной речи используя устные диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление терминов;

-
во время устной работы всегда слежу за грамотностью речи учеников и прошу об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее я прошу сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказываю помощь;

Использую задания с информационно – познавательной направленностью; (При изучении темы «Операционная система» предлагаю учащимся сравнить на выбор несколько операционных систем, например Windows и Linux , что позволяет не только познакомиться с различными видами ОС, но и определить наиболее удобную систему для работы)



Использую исторический материал при подготовке к урокам; (Тема «Аппаратная реализация компьютера» на первом уроке привожу интересные сведения из истории создания компьютеров)










Практикую задания для домашней работы по составлению текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…(При изучении темы «Алгоритмы» предлагаю составить задачу по приведенной блок-схеме)


Вывод подсказки



Расчет времени в минутах, часах, днях, годах, «жизнях»


Вывод расчетов



В Эрмитаже содержится более 2800000 единиц хранения. Если у каждого музейного экспоната задержаться всего на 5 минут и проводить в Эрмитаже по 8 часов каждый день, то может не хватить жизни, чтобы ознакомиться со всей коллекцией. Вычислите суммарное время просмотра всей коллекции в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни составляет 70 лет.

3. При формировании учебно-познавательной компетенции я считаю, что:

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, знания не сообщаю в готовом виде. Побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Пример проблемной ситуации

4. При формировании и нформационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетенции:
Информационный блок:

 поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

 представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

 выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

Блок компьютерной и информационной техники:

 объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

 выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

 обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Блок операционной системы:

Настройка пользовательского интерфейса Windows;

Работа с файлами;

Знание основных команд;

Использование стандартных программ Windows.

Блок прикладных программ:

Создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

Построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

Поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

Создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point .

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.).

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты я вижу в ходе выполнения проектов:

1.Формируются и отрабатываются:

    Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

    Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

    Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

    Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

    Умение работать в группе, в команде

    Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности использую не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаю на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

5. При формировании коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

Коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),

Информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

Учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.),

Общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Вывод : Таким образом, организовав деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность учитель информатики может способствовать более целенаправленному формированию компетенции учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью:

    успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);

    подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

    жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Бондаренко Алла Анатольевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя

На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомленности, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.
О.Е. Лебедев в своей работе «Компетентностный подход в образовании» отмечает, что применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Проводя анализ образовательных стандартов по отражению в них идей компетентностного подхода, Т.В. Иванова в своем исследовании «Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы» выявила, что информатика входит в группу предметов, в которых практически весь стандарт строится на основе компетентностного подхода, то есть это предмет, нацеленный на формирование ключевых компетенций. Компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

А.В. Хуторской отмечает, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных.

Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению».

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Таким образом, цель современной школы - обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Суть модульного обучения состоит в том, что каждый ученик работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушения дисциплины. Важное место при проведении модульных уроков оказывает ситуация успеха, ощущение учащимся собственного развития. При данной технологии учитель создает условия для личной заинтересованности учащегося не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения.

Минимальной единицей учебного процесса в модульно - блочной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль. Модуль разделен на учебные элементы (УЭ). УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Учащийся выполняет задание с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

В разработанной мною модульной программе по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» материал разбит на 12 модулей. В начале каждого модуля перед учащимися ставится интегрирующая дидактическая цель, степень достижения которой оценивается учащимися самостоятельно по окончании работы с модулем в разделе «Рефлексия». УЭ №1 - это входной контроль, проверка изученного материала. Здесь используются тесты, как с выбором ответа, так и те, в которых учащийся сам записывает ответ.

Каждый последующий УЭ начинается с постановки учебной задачи (УЗ), результат выполнения которой вносится в учебную карту ученика.

Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он сохраняет в папке личных достижений, что позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.

Модульный подход дает ребенку чувство успеха, и ученики стараются закрепить этот успех на последующих уроках.
Использование модульной технологии повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих учащихся появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» ученикам. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку. Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач.

Можно сделать вывод, что модульная технология является наиболее продуктивной в развитии ключевых компетенций и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь одна из основных задач учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, то есть развить у учащихся информационную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.

Пищальченко А.М., учитель информатики

МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Формирование информаци­онно-коммуникационной

компетентности обучающихся на уроках информатики и ИТ

Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональ­ной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Немало­важная роль в этом процессе отводится информатике.

Процесс осваивания обучающимися новых информационных технологий и эффективное их применения в учебном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы ребенка, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование информационно-коммуникационной компетентности, которая становится фундаментом при создании целостного информационного пространства знаний уча­щихся.

Осознание несоответствия современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой определена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образовании на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. В этой связи основным результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как ком­плексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, орга­низовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой дея­тельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетент­ность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Таким образом, ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование ИКК в школе проходит три уровня развития:

Пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания);

Базовый уровень (ребенок приобретает необходимые знания об окружаю­щем мире и овладевает общими способами деятельности);

Профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности).

Ключевым основанием, по проблеме становления и развития ИКК, с нашей точки зрения, является понятие "информация " и формировании умений и навыков применять информационные технологии при решении прикладных задач. Но следует помнить процесс, что формирования ИКК не заканчивается однажды по причине ее сформированности, а продолжается до конца жизни.

Понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучении любой темы всегда следует выстраивать так, чтобы было понятно, какое отношение она имеет к понятию информации, к представлению информации, к хранению, обработке или передачи информации и при раскрытии основных понятий курса всегда опираться на следующие тезисы:

Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией;

Алгоритм – это управляющая информация;

Информационные технологии - это методы и средства для работы с информацией;

Информационные модели - это систематизированная информация о реальных процессах, явлениях, объектах.

С понятием информация учащиеся знакомятся во втором классе. Изучение этой и любой другой темы всегда надо начинать с мотивации. Мотивом к изучению информатики, в первую очередь, выступает интерес к компьютеру, но считаем необходимым мотивировать изучение каждой темы. Содержание понятия информация является абстрактным, поэтому задача учителя состоит в том чтобы , последовательно уточняя содержание понятия, постепенно добиться необходимого уровня научности в восприятии его учеником. Отсюда вытекают и возможные подходы к созданию мотива­ции: через опору на разностороннее использование данного понятия в повседневной жизни самого школьни­ка, его ближайшего окружения и страны в целом формировать понима­ ние необходимости изучения процессов, в описании которых атрибутив­но фигурирует данное понятие.

Для формирования интереса лучше всего идти от жизни, для данной темы от жизненной потребности в информации и организации определенных информационных процессов. Важно, чтобы дети сами проанализировали жизненную ситуацию, лучше синтезированную учителем, в которой будут присутствовать все информационные процессы: получение информации, ее хранение, передача, обработка и использование.

С этого плацдарма можно развивать дальнейшее изложение материала, относящегося к информации и информационным процессам, содержание которого будет раскрываться и уточняться на протяжении всего изучения курса.

При изучении информационных процессов важно сделать акцент на то, что в реальном информационном процессе нередко оказываются тесно переплетенными получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.

После рассмотрения информационных процессов изучаем виды информации по способу получения, а затем кодирование информации. Для этого можно использовать систему обучающих дидактических игр (например: игра «Покажи», «Нарисуй», «Найди спрятанную информацию», «Живой словарь», игры на восприятие информации с помощью одного из органов чувств, игры на закрепление понятия искажения информации и т. д.) и программные средства.

При изучении программного обеспечения для развития единого подхода к обучению информационным технологиям в течение всего курса следует руководствоваться следующими принципами:

1. Изучение информационных технологий не должно быть сведено к освоению конкретных средств информационных и коммуникационных технологий, необходимо, прежде всего, формировать научные основы, базу для освоения новых технологий.

2. Необходимой предпосылкой усвоения информационных технологий является предварительное изучение вопросов строения, видов, свойств, форм представления и т.д. информации, способов ее записи, алгоритмов ее преобразования, которые рассматриваются в курсе информатики. Новое программное обеспечение надо изучать не тогда, когда пришло время по программе, а когда нет возможности решать имеющиеся задачи знакомыми средствами.

3. Ключевыми вопросами изучения информационных технологий, обеспечивающими единство методического подхода к их изучению, являются вопросы единства средств и методов представления информации разного типа, функциональной полноты и минимизации операций по обработке информации, алгоритмической основы реализации технологий.

4. Считаем важным рассматривать практико-ориентированные задачи.

При изучении каж­дого нового вида информационных технологий учащиеся знакомятся с областя­ми применения этой технологии, приклад­ными программными средствами, отража­ющими данную технологию; происходит более подробное изучение принципов ра­боты отдельных устройств компьютера, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ, а также рассматрива­ются теоретические основы той или иной технологии (вопросы представления раз­личных видов информации в памяти ЭВМ, структурирования данных, постановки и методов решения информационных за­дач с помощью технологических средств данного типа).

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, рекомендуем использовать методику проектных занятий.

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной ком­петентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятель­ности». В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникаци­онной компетентности, представлена в нескольких вариантах:

  • «точечная» - небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами. Например, творческая работа "Человек и компьютер" (5 класс) по теме «Архитек­тура компьютера»: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании срав­нения человека и компьютера; творческая работа "Информация в будущем" (6 класс) по теме «Информация»: придумайте новое устройство для работы с информацией;
  • организация проектов от предметного содержания курсов с их продолжение и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект «Создание ло­кальной сети» (9 класс) по теме «Топология сети» может быть продолжен на элективном курсе «Телекоммуникации и Интернет».
  • организация тематических проектов для класса, параллели. Например, можно предложить па­раллели 9 (10) классов создать рекомендации для учителя по улучшению взаимопонима­ния между учителем и учеником, выявить качества учителя, которые наиболее важны с точки зрения учеников. Результаты опросов, тестирований обработать средствами электрон­ных таблиц EXCEL. Такой проект способствует повышению знаний учащихся в области ин­формационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ.

Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстает делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.

Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

  • осваивает модели учебной деятельности,
  • приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
  • получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
    • развивает навыки общения.

Таким образом, к окончанию изучения курса учащиеся должны уметь приводить п римеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых, уметь осуществлять передачу,поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере) информации, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Список литературы:

  1. 1. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
  2. 2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2007 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.
  3. 3. Дзугоева, М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов / М.Г.Дзугоева // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - Кн.2. - С.31-36.
  4. 4. Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2006 / Под ред. В.И.Белопольского и И.Н.Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - С.29-31.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх