Географическое положение страны. Центральная Россия. Географическое положение, особенности природы Природно географическое положение

Егорьевский район расположен в средней части Мещерской низины, в треугольнике между большими реками - Москвой, Окой и Клязьмой. Районный центр - г. Егорьевск - лежит под 55 25′ северной широты и 39 восточной долготы в 110 км к юго-востоку от Москвы, на пути из столицы в Касимов.
Город связан электри¬фицированной железной дорогой с Москвой через ст. Воскресенск и Куровская, а также автобусным сообщением с Москвой, Колом¬ной, Воскресенском, Шатурой, Орехово-Зуевом и населенными пунктами своего и соседних районов.
Население города составляет 76,2 тыс. человек, а вместе с районом - 108 тыс. человек. Территория района занимает 1740 кв. км.
Район граничит на западе с Орехово-Зуевским, на севере и востоке с Шатурским, на юго-востоке с Коломенским и на юге с Воскресенским районами. Протяженность территории с запада на восток - 65-70 км, а с севера на юг - 40 км.

Поверхность территории в основном равнинная, с небольшими холмами, достигающими высоты 140 метров над уровнем моря. Лишь к югу от Егорьевска есть отдельные холмы, поднимающиеся до 168 и 214 м. Эти возвышения составляют моренный остров, образовавшийся миллионы лет назад, когда здесь бушевало море, а неоднократно приходящие ледники нанесли песок и камни.
Самая низ¬кая часть территории находится близ р. Цны и р. Устани, здесь она опускается до уровня 107 м. Почва в районе в основном песчаная, но на юго-востоке значительные участки дерново-подзолистые с легкими суглинками, на севере в основ¬ном болотисто-подзолистые. Местами встречаются значительные глинистые вкрапления, что дает возможность использовать глину и песок для строительных целей. В северной и восточной частях района имеются значительные залежи торфа - Чадлевская, Шатурская, Макарьевская, а на востоке Радовицкая; торф с давних пор используется населением для отопления домов и фабрично-заводских предприятий.
С 1923 г. налажено промышленное производство добычи торфа как топлива для Шатурской электростанции. В южной части района имеются промышленные залежи фосфоритов, добыча которых началась в 1925 г. с построением фосфоритного рудника, в 1962 г. отошедшего к Воскресенскому району.
По низинам около болот, р. Цны, Поли и Руденки встречаются желваки болотной руды с содержанием железа до 20%. В XVI в. рядом с Шатурской и Сенежской была образована Крысинская волость, где добывали крицу - болотную руду - для нужд Московского государства.
Территория района на 55% покрыта лесами и кустарниками. Хвойные по¬роды - сосна, ель - растут в северо-западной части района, на юго-востоке в основном произрастают береза, липа, осина, дуб. В большей части района леса молодые, возраст их не превышает 60-80 лет. Более древние леса расположе¬ны лишь в северо-восточной части, близ селений Большое Гридино, Коврево, Фролково, Пырково, где издревле существовал Ловчий путь, т. е. жители занимались пушным промыслом: добывали лисиц, куниц, белок, бобров. Лес тут не сводили, как это было в средней части уезда, здесь сохранялись леса, постав¬лявшие строительную древесину. Встречались «острова» с высоким корабельным лесом, пригодным для строительства речных судов, паромов. Отсюда его сплавляли по р. Цне до верфи в с. Дединове. На этой верфи в 1669 г., при царе Алексее Михайловиче, был построен первый русский военный корабль «Орел». Сохранилось предание, что и первый ботик Петра I был построен из нашего леса. В честь могучего, высокого леса с древних времен носят названия селения Вышелес, Туголес.
В XVII в. по заказу московских царей здесь изготовлялись дубовые полозья для царских саней. В районе с. Троица, в пустоши Бастаново, сохранилось несколько могучих дубов в три человеческих обхвата, возраст которых не менее 500 лет. Леса богаты грибами, ягодами, лекарственными растениями. В чащобах ельника обилие черники, на полянах в перелесках множество земляники, на болотах - клюквы; растут белые грибы, подосиновики; особенно красивы рыжики в сосновых лесах, а в орешнике - белые грузди. Во многих местах сохранились ландыш майский, подснежник, плаун булавовидный, кувшинка белоснежная.
Богат животный мир - встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, белки, еноты, куницы, но все реже можно встретить бобров, горностаев, выхухолей. В последние годы в лесах появилось много волков, которые наносят значительный урон лесным обитателям. Изредка появляется рысь. Из птиц гнездятся глухари, тетерева, рябчики. В глухих местах, на болотах встречаются скопа и орлан-белохвост, занесенные в Красную книгу.
В связи с пользованием природным газом, который пришел во многие сельские поселения, уменьшилась потребность в дровяном лесе. Многие участки стали захламляться, зарастать травой, малинником, кустарником, появилось много упавших деревьев.
На озерах, болотах, искусственных водоемах в изобилии встречаются водоплавающие птицы - различные утки, кулики. Для гнездовья серых цапель создан заповедник на левом берегу Цны, близ д. Шалахово. Залетают на водоемы журавли, лебеди. Вдоль р. Цны пролегает весенний перелет птиц, в том числе гусей, которые часто останавливаются на корм в полях у селений Старый Спас, Лелечи, Никоново.
Богатство района составляют многочисленные реки, речушки, родники. Их насчитывается более 60, некоторые из них известны с XIV-XVI вв. Моренный остров в центре района, протянувшийся с юга на север от д. Тимшино до с. Знаменского на 40 км, образовал четыре склона, с которых стекают основные реки района. Река Цна, длиною 104 км, начинает свое течение из Голтина болота в 1 км к западу от д. Драньково и Коробята и течет на восток до с. Жабки, а затем делает резкий поворот на юг; река вбирает на своем пути более десятка малых рек и речушек: Люболову длиной 16 км, Пешурку - 6 км, Панюшен-ку - 8 км, Черную - 12 км, Летовку - 27 км. Устань - 26 км, входя вместе с ними в бассейн Оки. С западного склона этого острова берет начало, южнее с. Холмы, р. Гуслица длиной 36 км. На берегах этой реки стоит г. Егорьевск. К западу от Егорьевска в Гуслицу впадают с левой стороны Медведка - 4 км, Теребенка - 6 км, Сосенка - 6 км, Десна - 15 км, а с правого берега Вотаженка - длиною 8 км, Шувойка - 12 км, Селенка - 15 км. Гуслица впадает в р. Нерскую (в прошлом Мерскую), а та в Москву-реку.
На севере острова берет свой исток р. Поля протяженностью 90 км, впада¬ющая в р. Клязьму. С южного склона текут реки - Медведка, Березовка, Семиславка, Мезенка, длиною каждая от 12 до 15 км. Они входят в бассейн Москвы-реки. В реках водится различная рыба - щука, окунь, плотва, налим, голавль, карп, язь.
Равнинный характер местности обусловливает медленное течение большинства рек и запоздалое отекание вод после весенних паводков, во время которых затопляются большие участки земли, что приводит к заболачиванию низин. Крупные болота находятся близ селений Чадлево, Денисиха, Большое Гридино, пос. Вождь Пролетариата и на востоке у с. Радовицы. Некоторые болота протянулись на несколько километров. Зарастая мхом, они образуют топи, мшары. В Радовицком районе сохранились заболоченные озера Черное, Удемное, Щучье, Микинское, Святое.
В 1960-1980-е гг. совхозы построили на некоторых реках плотины, создав искусственные водоемы, используя воду для хозяйственных нужд - полива овощных культур, сенокосных угодий, пастбищ. Такие водоемы созданы на р. Лелечке у с. Княжева, на р. Сухушке у д. Дмитровки, р. Устани близ д. Ивановской, р. Гвозденке у д. Новый Поселок, р. Кабловке у д. Березняки, р. Раменке у д. Карповской, р. Мамаевке у д. Никоново, р. Вотаженке у д. Исаевской.
В середине 1960-х гг. на р. Люболове, среди леса, в 3 км к востоку от Егорьевска, создана обширная зона отдыха горожан с большим водоемом. На р. Цне в 1962 г. возник рыбхоз «Цна» с несколькими искусственными рыболовными прудами, где разводится в основном карп. В 1970-1980-е гг. ежегодно рыбхоз поставлял как в Егорьевск, так и в Москву до 2 тыс. т живой рыбы. Любители-рыболовы на многих водоемах находят в рыбалке истинное удовольствие.
Наличие многочисленных болот, озер, рек, искусственных водоемов создает мягкий и влажный климат, благоприятный для возделывания различных сель-скохозяйственных культур и сбора хорошего урожая картофеля, овощей, фрук¬тов. В середине XIX столетия в литературе распространена была мысль, что «песчаная почва решительно противится произрастанию садов». Теперь Егорь¬евск утопает в садах, опоясывающих город. В районе созданы многочисленные садоводческие товарищества, коллективы, где выращиваются богатые урожаи яблок, слив, смородины, крыжовника.
Среднегодовая температура в районе - + 3,5°. Число солнечных дней - 214, высота снежного покрова зимой достигает 35-40 см. Снег лежит 140 дней, безморозный период длится 130 дней. Количество осадков за год составляет от 600 до 650 мм.
Егорьевский район разрезают многочисленные шоссейные и железные до¬роги республиканского, областного и районного значения. Через территорию края с XII в. проходила одна из древнейших дорог Москва-Городец Мещер¬ский (Касимов). Этот путь от Москвы до с. Гуслицы (Ильинский Погост) назы¬вался Московским, а иногда Касимовским трактом. От с. Гуслицы до с. Высо¬кого - Гуслицкой дорогой, которая проходила по д. Беззубово, Игнатове, Еф-ремовская и поворачивала на д. Бузяты. В с. Высокое она входила с запада по Гуслицкой улице (ул. Энгельса). За пределами Высокого, к востоку, дорога шла через погост Крутинки, затем через д. Юрцово, Двойни, с. Воронцово вы- ходила к с. Княжеву, за которым она именовалась Муромской. У д. Старый Спас в полую воду переправа через р. Цну проходила на плотах, мост постро¬ен был лишь в конце XVIII в. За Цной она поворачивала к с. Куплиям и далее шла вдоль правого берега р. Летовки до с. Никольского (Середниково). Эта дорога с XII по XIV в. была пограничной между Владимирским и Рязанским княжествами. С начала XIV в. земли до р. Цны перешли в ведение Московско¬го княжества. До построения моста через Цну у с. Жабки в конце XIX в. пере¬права через реку шла вброд, а с построением моста дорога спрямилась и ле¬сом выходила к сельцу Алешине (ныне Шатурский район), минуя с. Куплиям и р. Летовку.
Такой же древней была дорога из с. Высокого в г. Коломну, которая начи¬налась у переезда через р. Гуслицу по Зарубленному мосту и далее шла в д. Кукшево, а затем глухим лесом выходила к с. Пески и г. Коломне. По этой дороге в 1608 г. из Коломны тайно прошел конный отряд московского воеводы Дмитрия Пожарского и разбил стоявший в с. Высоком польско-литовский от¬ряд интервентов.
С конца XVIII в. самой бойкой была дорога на Рязань, Зарайск, Дединово. Ее путь пролегал через с. Холмы, д. Михали, Сергиевский погост, д. Колычеве, с. Троицы и вдоль р. Щеленки доходил до с. Надеева и входил в с. Дединово, где была паромная переправа на правый берег р. Оки, и далее выходил на Зарайский, а от Луховиц - на Астраханский тракт.
Село Высокое и г. Егорьевск имели старые дороги на Бронницы, Богородск, Владимир. Сегодня самыми оживленными дорогами стали дороги на Москву, Коломну, Воскресенск, Куровскую, Шатуру.
Однако сегодня омрачает настроение жителей растущее загрязнение большинства рек. В реках Гуслице, Поле, Устани, Шувойке почти не стало рыбы, перевелись раки, исчезли водные животные, не гнездятся птицы. Загрязнение происходит от многих причин, в том числе и беспорядочного хранения близ рек минеральных удобрений, стока фекальных вод от ферм, стоящих близ рек, от городских и производственных канализационных нечистот. По уровню загряз¬ненности водоемов район в области занимает из семи классов прочное четвер¬тое место, т. е. вода в наших реках признана загрязненной.
Еще одна беда надвигается на нашу местность - богатые фосфоритами земли в южной части района не дают покоя руководителям соседнего Воскре¬сенского химкомбината, расположенного в 22 км к югу от Егорьевска, которые добиваются от правительственных организаций разрешения на добычу фосфо¬ритов в нашем крае. В своем, Воскресенском, районе они перекопали большие площади, свели многие леса, наделали многочисленные карьеры, рытвины, унич¬тожили верхний плодородный слой почвы, вывернув наружу неплодородный песок, загрязнили значительную территорию вокруг своего города выбросами из труб ядовитых производственных осадков, снесли несколько деревень и те¬перь покушаются на залежи руды в нашем районе. Экологический комитет, созданный при Егорьевском городском совете и администрации района, жители района решительно протестуют против такого варварского отношения к земле, природе и не дают согласия на добычу фосфоритов в нашем крае.

Географическое положение государства - это размещение территории, страны относительно других объектов, территорий, акваторий, стран.

Географическое положение - одна из фундаментальных категорий экономической и социальной географии. Понятие "географическое положение", известное в науке еще с XVIII века., Особое применение нашло в антропогеографии конца XIX в., Когда немецкий ученый Ратцель начал применять его для характеристике позиционных свойств страны.

В условиях глобализации теория географического положения приобретает статус междисциплинарной теории, поскольку позволяет видеть мир во всем его разнообразии, обусловленной многими региональными, государственными и местными особенностями.

Социально-экономическое пространство неоднородно. Объекты пространственно не совпадают с условиями, необходимыми для их существования в системе. Свойства социально-экономического пространства, которые раскрывают пространственную расхождение исследуемого объекта и необходимых условий его существования (функционирования и развития), могут быть определены как географическое положение объекта.

Внешнюю среду через свои составляющие активно воздействует на объект, географическое положение которого определяется. Так же и сам объект влияет на собственное окружение.

В основе понятия "географическое положение" лежит категория "отношения". Согласно М. Баранским, экономико-географическое положение является отношением любого места, района или города к объектам, которые лежат вне его и имеют для него то или иное экономическое значение.

Основная идея географического положения как понятие заключается в раскрытии территориального отношение:

В физико-географическом положении - это отношение в географической координатной сетке, в реальном физико-географическом пространстве с его природными зонами, областями, орографией, распределением суши и моря и т.д.;

В экономико-географическом положении - это отношение к экономически значимых объектов;

В социально-географическом положении - к социально значимых объектов.

В политико-географическом положении - к политическим реалиям. Методически это означает фиксацию и прогнозирования военных, международных политических, геоэкономических, экологических и культурологических силовых полей;

В эколого-географическом положении - к экологически значимых объектов, в частности в страны и регионов, определяющих экологическую ситуацию, или в страны и регионов, на экологическое состояние которых может влиять данная страна.

Одним из количественных показателей географического положения является географические координаты объекта.

Для уточнения содержания понятия географического положения стоит отметить существенной разногласия между географическим положением и местонахождению. Характеризуя географическое положение, необходимо ответить на вопрос: относительно чего? Местонахождение объекта имеет иной смысл, который заключается в ответе на вопрос: где и частью чего есть? Итак, местонахождение раскрывает локализацию или принадлежность, тогда как положение отражает отношения в системе. С методологической точки зрения эти понятия следует разграничивать.

Итак, изучая географическое положение, следует выяснить, какие объекты находятся за пределами объекта, а какие внутри. Иными словами, географическое положение характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой.

При изучении географического положения необходимо отталкиваться от результатов воздействия географического положения на развитие объекта. Ситуацию осложняет то, что в связи (экономические и внеэкономические) объекта влияет не только географическое положение.

Анализируя проблему, исследователь "взвешивает" реальные и потенциальные отношения: реальные обнаруживает эмпирическим путем, а среди потенциальных выделяет те, которые могут быть реализованы (реально возможные связи). Однако исследователь должен устанавливать и теоретически возможные связи. Таким образом, при анализе географического положения под отношениями нельзя понимать только фактические экономические и другие связи. Полное и всестороннее изучение географического положения предполагает учет реальных, потенциальных и теоретически возможных связей.

Географическое положение является понятием не только вместительным и многоаспектным, но и относительным. В первом случае выделяют его несколько видов, в частности природно, экологически-, социально, экономико или политико-географическое положение. Во втором - речь идет о его постоянную трансформацию в пространстве и времени, одновременное присутствие в оценке нынешнего состояния географического положения, его прошлого развития и факторы его дальнейшего функционирования.

Для страноведения определяющую роль играет понятие политико-географического положения страны. Это размещение ее на политической карте мира, континента или отдельного региона во взаимодействии с политическими реалиями, которые так или иначе нее влияют. При этом политика понимается как деятельность, направленная на победу в борьбе за собственные интересы. Она может быть государственной, определенной организации или отдельного человека.

В пространственно-территориальном смысле можно выделить глобальное, региональное и локально-соседское политико-географическое положение стран. Глобальное положение является местом того или иного государства на политической карте мира в контексте ее глобальных связей и отношений с другими государствами нашей планеты. Региональное поли-тико-географическое положение включает размещение и взаимосвязи со странами собственного историко-географического региона. Локально-соседское политико-географическое положение - это размещение страны в окружении государств-соседей и взаимодействие с ними. Его оценка является исследованием сложной истории противостояний и партнерства. Она очень динамична. На этом уровне осуществляется реальный анализ всех видов отношений и взаимосвязей между отдельными государствами и межгосударственными интеграционными образованиями.

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.



Билет № 4

1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России (привести примеры).

Географическое положение – это показатель взаиморасположения на земной поверхности географических объектов различных типов – одна из основных категорий географии. Географическое положение может меняться во времени под влиянием разных факторов, как природных, так и политико-экономических.

Выделяют несколько видов географического положения.

1. Природно-географическое (физико-географическое). Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

2. Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

3. Политико-географическое – по отношению к соседним странам с их столицами, к политическим группировкам стран, например к Европейскому Союзу.

4. Экономико-географическое определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

5. Транспортно-географическое оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

6. Военно-географическое устанавливает степень отношения к объектам, имеющим военно-стратегическое значение (военные базы, группировки войск, ядерные объекты, шахты баллистических ракет, предприятия, производящие ядерное оружие), к предприятиям ВПК, а также по отношению к военно-политическим группировкам стран (НАТО).

7. Эколого-географическое характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7-9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс – это группа отраслей, связанная с производством и распределением энергии. Включает добычу различных видов топлива и его транспорт, получение электроэнергии и ее транспорт. В последнее время добыча топлива и производство энергии становятся дорогими, отмечается рост затрат на транспортировку топлива и энергии. Развитие энергетики: разведка и разработка месторождений, строительство новых перерабатывающих предприятий и трубопроводов оказывают все большее отрицательное воздействие на окружающую среду, особенно в районах Крайнего Севера.

В состав топливной промышленности входят три основные отрасли – угольная, нефтяная и газовая.

Среди топливных ресурсов страны в разведанных геологических запасах на долю угля приходится более 90%.

На базе добычи горючих полезных ископаемых формируются территориально-производственные комплексы (ТПК) страны – Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский топливно-энергетический (КАТЭК), Южно-Якутский.

Добыча коксующегося и энергетического каменного угля сосредоточена главным образом в Западной Сибири (Кузнецкий бассейн), на Севере (Печорский бассейн) и на Северном Кавказе (российская часть Донбасса). Главным районом страны по добыче бурого угля является Восточная Сибирь (Канско-Ачинский бассейн). За последние годы добыча угля уменьшилась, что вызвано сокращением производственных мощностей и ростом тарифов на железнодорожном транспорте.

По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Крупнейший нефтедобывающий регион – Западная Сибирь (70%), далее следуют Урал и Поволжье. Примерно 70% континентального шельфа страны перспективны с точки зрения нефтегазоносности. Для обширных северных территорий России передача нефти по нефтепроводам является более экономичной, чем морские перевозки танкерами. Крупнейший узел сосредоточения трубопроводов – Западная Сибирь, основные потоки нефти идут на запад.

В последние годы добыча нефти снижается. Причинами являются сокращение запасов на разрабатываемых месторождениях, недостаточность геолого-разведочных работ, износ оборудования, отсутствие современной добывающей техники, позволяющей рационально отрабатывать месторождения. Сокращение добычи нефти привело к тому, что в общей добыче топлива доля нефти уменьшилась и на первое место вышел природный газ (37% и 48% соответственно).

Продукция газовой промышленности является сырьем для химической промышленности и топливом.

В настоящее время 3/5 всей российской газодобычи приходится на месторождения Западной Сибири, крупнейшие из которых Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург. Ведущими районами по добыче природного газа являются – ЗападноСибирский (более 90%), Уральский (около 7%), Поволжский (1%). На долю Западно-Сибирского района приходится более 30% всей продукции топливной промышленности, Уральского -13%, Поволжского -11% и Центрального – 10%.

Топливно-энергетический и потребительский факторы являются главными при размещении электростанций. Основная часть электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (3/4), на гидравлических и атомных.

Среди тепловых электростанций различают теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и конденсационные (КЭС). По виду используемой энергии тепловые электростанции подразделяются на работающие на традиционном органическом топливе, атомные и геотермические; по характеру обслуживания населения – на районные (ГРЭС – государственные районные электростанции) и центральные.

Традиционное топливо для тепловых электростанций (ТЭС) – уголь (более 50%), нефтепродукты (мазут) и природный газ (более 40%), торф и горючие сланцы (5%).

ТЭС характеризуются свободным размещением, выработкой электроэнергии без сезонных колебаний, сравнительно быстрым и недорогим строительством. Мощность крупнейших тепловых электростанций (ТЭС) – более 2 млн кВт. Фактор размещения ТЭС – потребительский, т. к. радиус транспортировки одного из видов ее продукции (горячей воды) – максимум 12 км.

Атомные электростанции размещаются с учетом потребительского фактора. Первая в мире атомная электростанция была построена в СССР в 1954 г. (Обнинская АЭС, мощность 5 МВт). В настоящее время на территории страны работают Калининская, Смоленская, Ленинградская, Кольская, Курская, Нововоронежская, Балаковская, Белоярская и Билибинская АТС. После чернобыльской катастрофы приостановлено строительство Татарской, Башкирской, Краснодарской АЭС. В ближайшие годы должны выводится из эксплуатации блоки многих электростанций страны, т. к. доля затрат на добычу урана в ядерном топливном цикле примерно 2%, а на переработку и захоронение отходов расходуется около 3/4.

Геотермальные электростанции (ГТЭС) технологически похожи на теплоэлектроцентрали, фактор их размещения – топливно-энергетический. Единственная работающая ГТЭС в стране – Паужетская на Камчатке.

Для гидроэлектростанций характерна простота в управлении, высокий коэффициент полезного действия, выработка сравнительно дешевой электроэнергии.

Крупнейшие гидравлические электростанции страны входят в состав двух каскадов – Ангаро-Енисейского (суммарной мощностью 22 млн кВт) и Волжско-Камского (11,5 млн кВт). Самой мощной гидроэлектростанцией в России является Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт).

Приливные электростанции (ПЭС) работают на приливной и отливной фазах изменения уровня океана. Единственная в стране приливная электростанция – Кислогубская (400 кВт) на побережье Баренцева моря. Перспективные регионы для сооружения ПЭС являются акватории Белого (проектируется Мезенская ПЭС мощностью 10 млн кВт) и Охотского (проектируется Тугурская ПЭС) морей.

Практически все электростанции нашей страны входят в состав Единой энергосистемы (ЕЭС) России, исключением являются электростанции Дальнего Востока.

По выработке электроэнергии лидирует Центральный район (23%), далее идут Уральский (12%), Восточно-Сибирский и Северо-Кавказский (по 11%).

Электроэнергетика является отраслью специализации для Центрального, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Северного экономических районов.

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

Алгоритм определения по топографической карте направлений.

1. На карте отмечаем точку, в которой находимся, и точку, на которую нужно определить направление (азимут).

2. Соединяем эти две точки.

3. Через точку, в которой мы находимся, проводим прямую линию: север – юг.

4. С помощью транспортира измеряем угол между линией «север – юг» и направлением на искомый объект. Азимут отсчитывается от направления на север по часовой стрелке.

Алгоритм определения по топографической карте расстояний.

1. Измеряем расстояние между заданными точками с помощью линейки.

2. Полученные значения (в см) с помощью именованного масштаба переводим в расстояние на местности. Например, расстояние между точками на карте равно 10 см, а масштаб: в 1 см – 5 км. Перемножаем эти две цифры и получаем искомый результат: 50 км – расстояние на местности.

3. При измерении расстояний можно использовать циркуль-измеритель, но тогда место именованного масштаба займет линейный масштаб. В этом случае наша задача упрощается, можно сразу определить искомое расстояние на местности.

Природно-географическое (физико - географическое) положение - это положение относительно природных объектов: материков, океанов и морей, крупных горных систем, границ.


Россия – крупнейшее государство мира , омывается водами трех океанов: Северного Ледовитого - на севере, Атлантического - на западе. Тихого - на востоке и обладает самой протяженной береговой линией среди государств мира, а так же имеет выход в 12 морей и 1 море-озеро Каспийское.

Территория России занимает площадь около 17,1 миллиона квадратных километров. Расположена Россия на материке Евразия. Она занимает и восточную, и западную части континента. Преимущественно территория нашей страны находится на северной и северо-восточной области материка. Около 30% территории Российской Федерации располагается в Европе, а около 70% – в Азии.

Наша страна расположена в Северном полушарии, в двух частях света, на востоке Европы и севере Азии, т.е. занимает северо-восточную часть материка Евразия.

Граница между Европой и Азией проходит по восточному подножью Уральских гор, далее до Каспийского моря по реке Урал (Эмба), от Каспийского моря до Азовского по Кума - Манычской впадине и Керченскому проливу.

Следует подчеркнуть, что особенности природно-географического положения России в значительной степени неблагоприятно влияют на жизнь и деятельность ее населения.

На севере морские границы Российской Федерации расположены по морям, принадлежащим Северному Ледовитому океану. Всего на севере находятся пять морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.


Передвижение судов по просторам этих морей затруднено, в связи с дрейфующими льдами, которые присутствуют в арктических морях весь год. Территория, расположенная от северного побережья нашей страны до Северного полюса, является нашим сектором Арктики. В пределах этого пространства все острова (за исключением немногих островов архипелага Шпицберген) относятся к Российской Федерации.

В восточной части России границы располагаются по водам Тихого океана и морей тихоокеанского бассейна. Япония и США – два государства, расположенные очень близко к морской дальневосточной границе России. От территорий Японии Россию отделяет пролив Лаперуза. Он расположен в Японском море между островом Сахалин и островом Хоккайдо. На западе морская граница расположена в водах Балтийского моря.

Через эти водные просторы Россия связана с рядом европейских стран: Швецией, Польшей, Германией и государствами Прибалтики. Способствует установлению прочных экономических отношений тот факт, что хорошо развит морской транспорт в Балтийском море. Юго-западная морская граница России расположена в водах Азовского, Каспийского и Черного морей. Эти водные границы отделяют Россию от Украины, Грузии, Болгарии, Турции и Румынии.

Благодаря Черному морю, Россия имеет выход в Средиземное море. Наряду с протяженными морскими границами Россия имеет достаточно большую сухопутную границу. Сухопутная граница отделяет Россию от 14 стран и простирается на 1605 км. 990 км границы приходится на страны Балтии, а 615 км – на Азербайджан и Грузию. Россия имеет сухопутные границы с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией, Норвегией и Корейской Народной Демократической Республикой.

Вдоль пограничной линии расположены заставы и таможни. После распада СССР уменьшилась протяженность границы с Польшей. В настоящее время только Калининградская область связана с этой западноевропейской страной. Произошли изменения и в границе с Китаем, она уменьшилась в два раза.

Любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна.

Математико-географическое положение России


Математико-географическое положение позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

Относительно экватора Россия расположена в северном полушарии, относительно нулевого меридиана большая часть в восточном полушарии и только лишь крайняя островная восточная точка имеет западные координаты.

На севере крайней материковой точкой страны является мыс Челюскина, расположенный на полуострове Таймыр. Крайней островной точкой является мыс Флигели, находящийся на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Южным рубежом материка является точка, расположенная на гребне главного Кавказского хребта. Этот участок является границей Дагестана и Азербайджана.

На западе рубежной точкой является Песчаная коса Гданьского залива, расположенная в водах Балтийского моря, недалеко от Калининграда. На востоке крайней точкой, относящейся к материку, является мыс Дежнева. Данный мыс находится на Чукотке. Самая крайняя точка, относящаяся к островам, расположена на острове Ратманова. Этот остров находится в Беринговом море, недалеко от границы с Америкой.

Территория России имеет большую протяженность с запада на восток. Вследствие этого наблюдается большая разница во времени. В России выделяется 9 часовых поясов. Деление на часовые пояса происходит по-разному в зависимости от численности населенного пункта. Границы часовых поясов морей и районов с небольшой плотностью населения определяют по меридианам.

В районах с большой плотностью населения эти границы определяются по административным субъектам федерации. Границы Российской Федерации простираются на 58 тысяч км, из которых 40 тысяч принадлежат морским границам. Водная граница расположена на расстоянии 22,7 км от суши.

В морских водах, простирающихся на 370 км от побережья, находится морская экономическая зона России. Здесь разрешается присутствие судов всех государств, но право на добычу различных природных ресурсов есть только у нашей страны. Российская Федерация принадлежит к ряду мировых морских держав. Морские границы нашей страны проходят по водным бассейнам трех океанов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх