Групповое мышление: особенности и последствия для человека. Групповое мышление

Последнее обновление: 21/05/2014

Термин «групповое мышление» впервые был использован в 1972 году социальным психологом Ирвингом Лекстером Дженисом. Он назвал так психологический феномен, при котором люди стремятся к достижению консенсуса в рамках группы. В большинстве случаев люди будут пренебрегать своими личными убеждениями или принимать мнение остальных членов группы. Те, кто выступает против общих решений, но, тем не менее, считают важными для группы в целом, чаще всего стараются оставаться спокойными, предпочитая сохранять мир, не нарушая однородности коллектива.

Понимание феномена группового мышления

Что становится причиной группового мышления? Подумайте о том, когда Вы в последний раз были частью группы - возможно, во время школьного проекта. Представьте себе, что кто-то предлагает идею, которая, по Вашему мнению, недостаточно хороша для того, чтобы воплотить её. Тем не менее, все остальные соглашаются человеком, который предложил эту идею, и группа, кажется, уже нацелилась на работу. Решитесь ли Вы озвучить своё ​​недовольство или просто согласитесь с мнением большинства? Практически в большинстве случаев люди, в конечном итоге, уступают решению группы - когда боятся, что их возражения могут нарушить гармонию, или подозревают, что их идеи могут быть отклонены другими членами коллектива.
Групповое мышление может иметь некоторые преимущества . При работе с большим количеством людей это часто позволяет группе принимать решения, выполнять задачи и заканчивать проекты быстро и эффективно. Тем не менее, это явление также имеет и свои недостатки . Подавление индивидуальных мнений и творческой мысли может привести к ухудшению процесса принятия решений и абсолютно неэффективному решению проблем.
На этот психологический феномен может оказывать влияние целый ряд факторов. Оно, как правило, происходит в ситуации, когда члены группы очень похожи друг на друга и когда у них, скорее всего, имеется сильный и харизматичный лидер. Ситуации, когда группа находится под давлением или когда у обсуждаемого вопроса существует ещё и моральная сторона, также способствуют проявлению группового мышления.
Есть, однако, несколько вариантов действий, при помощи которых группа сможет минимизировать негативные последствия такого принятия решений. Во-первых, лидеры могут дать членам группы возможность выразить свои собственные идеи или оспорить уже предложенные. Также может оказаться полезным деление группы на более мелкие независимые подгруппы.

Наблюдения психологов

«Присутствуя в отношениях группы, эти условия, предположительно, поспособствуют появлению сильного стремления к консенсусу как характеристики группового мышления. Это, в свою очередь, если верить прогнозам, приведёт к двум группам факторов, определяющих нежелательный характер процесса принятия решений. Первая включает традиционно отмечаемые симптомы группового мышления, среди которых: иллюзия неуязвимости, коллективная рационализация, стереотипы о тех, кто не является членом группы, самоцензура, контроль и вера в присущую группе мораль. Вторая, как правило, определяет признаки неправильно принятых решений и включает недостаточный обзор альтернатив и целей, плохо проведённый поиск информации, неспособность оценить подразумеваемые предпочитаемым решением риски и выборочную обработку информации. Неудивительно, что вместе эти факторы приведут к крайне негативному решению группы».

Марлен Е. Тёрнер и Энтони Р. Пратканис, 1998

«Твёрдая убеждённость членов группы в присущей ей морали и использование недифференцированных негативных стереотипов о противниках позволит им сократить количество конфликтов между требованиями этики и целесообразностью, особенно когда они склонны прибегать к насилию. Всеобщая вера в то, что „мы - мудрая и хорошая группа“ склоняет их к использованию группового мышления как одного из основных критериев морали, а также эффективности обсуждения любого вопроса. „Так как цели группы положительны“, - как чувствуют её члены. - „любые рассматриваемые нами средства их достижения должны быть хорошими“. Это общиее предположение помогает членам группы избежать чувства стыда или вины - насчёт решений, которые могут нарушать их собственный кодекса этического поведения. Негативные стереотипы о противнике усилят их ощущение правоты, а также гордость по поводу высокой миссии группы».

Ирвинг Л. Дженис, 1972

Высказывания по теме

«Племя часто думает, что провидец повернулся спиной к нему. Когда, на самом деле, он просто повернулся лицом к будущему».

Рэй Дэвис

«Поскольку выделяться из толпы опасно, поскольку каждый из нас склонен скорее довериться другому, нежели судить самому, мы никогда не показываем своего суждения в каком-либо жизненном вопросе, но всегда слепо доверяем, и ошибка, которую передают из рук в руки, наконец, вовлекает нас всех и работает на разрушение».

Недавно по просьбе своего друга я посетил встречу инвестиционного комитета крупного фонда. Такие встречи почти всегда представляют собой печальное зрелище, потому что присутствующие на них с самыми лучшими намерениями приходят к неверным суждениям в отношении акций, роли альтернативных классов активов, бюджета, а также найма и увольнения менеджеров. Группы весьма не глупых, искренних людей принимают плохие решения, которые просто отражают преобладающее среди них согласие с тем, что работало относительно недавно, несмотря на вопиющие свидетельства грядущих изменений.
Самые важные инвестиционные решения в большинстве крупных учреждений и для большинства крупных портфелей принимаются коллегиально, но немногие понимают отрицательные стороны группового решения проблем. Я думаю, что в большинстве случаев группам умных людей свойственна пассивность, поэтому одиночка имеет намного больше шансов для принятия хороших решений. Коллективный интеллект группы, безусловно, меньше суммы составляющих его частей, поэтому чем больше группа, тем меньше шансов на то, что она сможет принимать свои решения мудро и четко. Есть смысл в словах Ницше о том, что безумие редко встречается у отдельных личностей, но свойственно для толпы.
Коллективное мышление (или, может быть, правильнее было бы называть его коллективным отупением) - это болезнь, поражающая каждый комитет, хотя большинство из них этого не осознает и, более того, неосторожно наслаждается сложившейся системой. Чем более сплоченной является группа, тем более ее члены уважают друг друга. Чем больше комитет и его важность, тем более вероятно, что он будет принимать плохие решения. Несколько лет назад Ирвинг Янис, психолог из Йеля, написал замечательную небольшую книгу под названием «Коллективное мышление», которая проливает свет на все его опасности. В книге содержится множество интереснейших социологических исследований этого явления, но она никогда не продавалась и сейчас не печатается.
Янис описывает коллективное мышление как «режим размышлений, в котором участвуют люди, глубоко вовлеченные в круI лиц, связанных общими интересами, когда стремление его членоЕ к единодушию отменяет побуждение реалистично оценить альтернативы... отмеченное искажение в обработке информации, отвержение реальности и отдельных мнений - все это следствие воздействия пресса коллективного мышления». Он не говорит о несвязных, политически ориентированных группах или группах, создаваемы} вокруг себя лидером/диктатором"манипулятором. Коллективное мышление возникает, когда лидер не ограничивается тем, чтобь: услышать только то, что он или она желает слышать, но искренне просит других людей высказать свои мнения. Это случается даже когда члены группы умны, активны и не являются подхалимами опасающимися выражать свои настоящие мысли.
Инвестиционные группы и комитеты, когда у них не существуй выработанной и согласованной технологии коллективной работы могут стать заложниками взаимного уважения и вежливости. Этс случается наиболее часто, когда члены группы равноправны и среди них нет руководящего лидера. Они обсуждают альтернативы и затем не делают ничего. Я был на совещаниях, где это происходило. Противоречия, страстные споры и даже гнев приносят пользу.
Чем более высок социальный статус группы и чем более важную роль она играет, тем более вероятно, что она явит собой яркий пример коллективного мышления. Отдельные ее члены не желают быть подвергнутыми остракизму или испортить отношения с другими членами, выражая инакомыслие, потому что для них важнс сохранение статуса участника группы. Еще одно замечание заключается в том, что чем больше наблюдателей присутствует на совещании группы, тем менее свободным получится процесс обсуждения и принятия решения. Янис приводит классические примеры, как «самые лучшие и яркие» советники президентов Кеннеди и Джонсона принимали катастрофически плохие решения по поводу Кубы и Вьетнама.
В своем классическом труде «Инстинкты стада на войне и в мире» Уилфред Троттер утверждает, что и мужчины, и женщины -«стадные» животные. Главные характеристики стада - однородность и соответствие. Общество с детства учит нас необходимости быть частью группы и не слишком выделяться в толпе. Троттер указывает на существование «пугающей подавляющей силы, которую общество всегда применялс в отношении новых идей и взглядов, и темница, эшафот и крест всегда были наградой инакомыслящим». Если вы становитесь членом инвестиционного комитета, то, к сожалению, вы быстро приходите к мнению, что лучше быть на стороне неправого коллектива, чем выразить противоположное мнение, даже если вы в нем уверены, поскольку, если ВДРУ1 окажется, что ваше диссидентское мнение ошибочно, ваше членстве в комитете закончится очень быстро. Если же окажется, что вы, в отличие от коллектива, были правы, мало кто вспомнит, что именно вы говорили, и говорили ли вообще.
Хотя против коллективизма существуют некоторые контрмеры, единственной реальной защитой иротив этого интеллектуального рака является понимание. Не погружаясь глубоко в детали, приведу некоторые симптомы болезни, представленные в книге Яниса (комментарии в скобках являются моими).
  • Преобладание коллективной рационализации общедоступных иллюзий. (Часто проявляется в период сильного «бычьего» рынка.)
  • Грубое, стереотипно-отрицательное отношение к иным взглядам. (Пример: «Медведи» - толпа неудачников и идиотов. Фундаментальный анализ - для непрактичных академиков.)
  • Разделяемая всеми членами вера в групповую этику. (Относится прежде всего к правительственной и корпоративной политике принятия решений.)
  • Иллюзия неуязвимости для опасных последствий. (Мы сталкивались с подобной ситуацией, когда вещи выглядели еще хуже, и этот метод срабатывал. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Войсковые подразделения и спортивные команды могут извлечь выгоду из разделенной иллюзии о своей силе и удаче; но при принятии коллективных решений такая тактика не помогает.)
  • Иллюзия единодушия и подавление личных сомнений. (Кроме меня все в комитете думают, что происходящее сейчас на рынке - это всего лишь коррекция, поэтому мне не следует волноваться по поводу своих худших подозрений, и, кроме того, если я их выскажу, все решат, что у меня кишка тонка.)
  • Тонкое давление группы на инакомыслящих. (Раньше я думал, что Джо - хороший сильный инвестор, но теперь похоже, что он теряет свою хватку.)
  • Наличие самоназначенного «охранника», который защищает группу от мыслей, которые могли бы поколебать коллективную веру. (Нам нет никакого смысла выслушивать этого сумасшедшего «технаря» с «медвежьими» взглядами.)
  • Послушание, созданное харизматическим, ранее успешным лидером. (Решение о высадке десанта в Заливе Свиней было классическим примером: группа верила, что Джон Ф. Кеннеди - прирожденный победитель, и он всячески культивировал эту групповую точку зрения.)
  • Посторонние разговоры во время групповых совещаний. (Это признак дезорганизации процесса принятия решений, что характеризуется общим отсутствием регламента обсуждения проблем.)
  • Недостаток стандартного анализа риска, подразумевающего использование методических процедур. (Группа должна применять методы моделирования ситуаций и формализации оценки рисков и обращать на полученные результаты серьезное внимание.)
Янис утверждает, что лидер должен создавать на совещаниях такую атмосферу, которая способствует «интеллектуальным проявлениям в среде личного доверия». Это легко сказать, но трудно сделать. Члены группы должны чувствовать себя уверенно относительно своего статуса и получать доказательства того, что их положение и материальные интересы не будут подвергнуты опасности в результате критических или противоположных высказываний. Лидер, говорит Янис, должен быть беспристрастен, поощрять дебаты и критический анализ со стороны тех, кто не согласен с его или ее идеями. Иногда лидер должен позволять группе встречаться отдельно, чтобы происходил свободный обмен мнениями. На каждом совещании не менее чем одному участнику должно быть поручено выступать в роли «адвоката дьявола», бросающего вызов общему согласию. После вынесения предварительного решения должно быть назначено дополнительное совещание, на котором члены группы, как ожидается, выразят все свои оставшиеся сомнения, и коллектив получит шанс еще раз продумать свое решение.
Совещания, проходящие в согласии и гармонии, обычно приводят к коллективному «одобрямсу» и самодовольству, тогда как ажитация, страстные споры и немного стресса - хорошие признаки полноценного обсуждения проблем. Некоторые из самых успешных компаний по управлению капиталовложениями проводят совещания, сопровождающиеся постоянными спорами и волнениями, но участники этих собраний не опасаются потери своего статуса и ухудшения яичных отношений друг с другом. Янис говорит, что члены группы должны поощряться к периодическому обсуждению самого процесса принятия коллегиальных решений с партнерами вне группы, которым они доверяют, и передаче их реакции. Данный метод борьбы с единодушием кажется мне несколько непрактичным.
Для крупных компаний по управлению капиталовложениями, которые должны управляться коллегиально через комитет инвестиционной политики, по моему мнению, лучшие возможности для принятия хороших решений дают регулярные, но неофициальны* встречи лидера с маленькой группой (я думаю, три-пять человек будет в самый раз) доверенных советников. Эта группа обсуждает проблемы, и лидер может спросить ее мнение, но в итоге только лидер принимает окончательное решение и несет за него ответственность Конечно, большое количество участников совещания выглядит боле* демократично, поощряя соучастие коллектива в процессе выработки решений, но в инвестиционном бизнесе демократическое правление не работает. Фактически оно неизменно терпит неудачу. Принятие решения и ответственность должны быть сосредоточены в рука? одного человека.
Янис предлагает более бюрократический подход, и для управления крупными компаниями его слова, должно быть, имеют смысл. О* утверждает, что основная группа, принимающая решения, должнс включать в себя людей с различным стажем работы, относящихся к разным социальным слоям и имеющих различные убеждения В группе, если это возможно, должны присутствовать и заядлые спорщики, и даже несколько неприятные члены, которые, тем не менее, пользуются уважением и доверием. Каждый в группе должег иметь голос, влияющий на принятие решений. Ни клиенты, ни внут ренние наблюдатели не должны посещать совещания, как бы они тоге ни хотели. Мы в Тгах1Б все трое представляем различные социальные слои, но, хотя мы иногда можем спорить до хрипоты, в нашей группе нет неприятных участников (насколько я знаю). Конечно, каждый и- нас имеет право голоса при принятии решений. Каждый из нас имее1 определенные обязанности, являясь, таким образом, подотчетные перед двумя другими партнерами.
Тем фондам, которые должны управляться через инвестиционные комитеты, необходимо стремиться к тому, чтобы заполучить сильного, опытного председателя. Кроме этого им следует установит! минимальную численность инвестиционного комитета, но при этое иметь уверенность в том, что его членами являются исключительно опытные люди. Совещания должны иметь регламент с тем, чтобь: все решения могли быть приняты без бесконечных монологов. Вс многих фондах ситуация обратная. Они имеют слабого председателя совещания проходят хаотично, их посещаемость членами раздутьи комитетов плохая, за принятие решений голосуют, опираясь ж слухи. Эти недостатки не приводили к серьезным последствиям до тех пор, пока на рынке наблюдался сильный рост, но в последующие годы, когда однозначность в оценках дальнейшего движения рынка что акций, что облигаций отсутствует, эффективность принятия решений может иметь намного большее значение. Помните, ни в одном из парков мировых столиц не поставлено ни одного памятника комитетам.

Визуальное мышление. Доклад о том, почему им нельзя обольщаться

Анатолий Левенчук Отсутствует Нет данных

Книга даёт современные (с учётом исследований по искусственному интеллекту 2012-2018 гг.) представления о мышлении, показывая весьма ограниченную роль и место визуального мышления как средства коммуникации на самых начальных и простых стадиях коллективного мышления.

В книге рассказано, почему графических нотаций так мало по сравнению с текстовыми. Книга предназначена для заинтересованного читателя, профессионально интересующегося проблемами человеческого и нечеловеческого мышления.

3000 логических примеров по математике. Сложение и вычитание. Сложение, вычитание, умножение и делен

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 4 класса по темам «Сложение и вычитание», «Сложение, вычитание, умножение и деление без скобок», «Сложение, вычитание, умножение и деление со скобками». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

родители

Банка с историями

Эмили Ньюбургер Зарубежная прикладная и научно-популярная литература Отсутствует

Сочинение и рассказывание историй развивает образное мышление , помогает выражать мысли и чувства, формирует нравственные принципы, развивает навыки общения и укрепляет социальные связи. Представленные в книге 40 прикладных проектов и творческих заданий предназначены для развития у ребенка мелкой моторики, речи, воображения.

Занимаясь самостоятельно, ребенок тренирует умение сосредоточиваться на поставленной задаче. Работая в группе, он получает опыт коллективного творчества и публичных выступлений. Большая часть заданий рассчитана на детей от 5 лет. Все проекты и задания предполагают участие в них взрослых.

Книга предназначена для родителей , воспитателей и учителей.

3000 примеров по математике. Устный счёт. Логические примеры. 1-2 классы

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 примеров по математике для 1-2 классов по темам «Сложение и вычитание в пределах 10», «Сложение и вычитание в пределах 20», «Сложение и вычитание в пределах 100», «Сложение, вычитание, умножение, деление со скобками». Систематическое выполнение заданий пособия помогает ученикам овладеть навыками устного счёта, развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности , так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

Они расположены так, что при необходимости учителя или родители могут их легко удалить. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

О. В. Узорова Учебная литература Академия начального образования

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 4 класса. Книга разделена на три части. Каждая часть соответствует одному летнему месяцу и состоит из пяти страниц. Это 4 страницы практических заданий на каждую неделю и «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Завершает книгу проверочная работа. Если ребёнок будет тратить по 15 минут в день на выполнение заданий, помещённых на соответствующей странице , то он успешно повторит пройденный материал, разовьёт математическое и логическое мышление. Такая работа принесёт огромную пользу и во время учебного года.

Например, в 4 классе в первой половине года можно пользоваться книгой «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 3 класс», тратя на упражнения 5—7 минут в день и делая по половине страницы. Во второй половине года можно заниматься по книге «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала.

4 класс». Регулярно обращаясь к материалу этих книг, ученик доведёт до автоматизма умение решать задачи, примеры, неравенства, твёрдо запомнит математические правила, которые входят в программу начальной школы.

Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 4 класса. Материалы книги разделены на несколько частей. За каждым блоком практических заданий следует «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 3 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 примеров по математике для 3 класса по темам «Сложение и вычитание», «Табличное умножение и деление без скобок», «Внетабличное умножение и деление без скобок», «Табличное умножение и деление со скобками», «Внетабличное умножение и деление со скобками».

Отвечая на вопросы учителя к каждому из приведённых примеров, учащиеся фактически выполняют 2-3 математических задания – всего более 3000 примеров. Систематическое выполнение заданий пособия помогает ученикам овладеть навыками устного счёта, развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 3 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 3 класса. Материалы книги разделены на несколько частей. За каждым блоком практических заданий следует «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Если ребёнок будет тратить по 1 часу в неделю на выполнение этих заданий, то он успешно повторит пройденный материал, разовьёт математическое и логическое мышление. Регулярно обращаясь к материалу этих книг, ученик доведёт до автоматизма умение решать задачи, примеры, неравенства, твёрдо запомнит математические правила, которые входят в программу начальной школы.

Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

3000 логических примеров по математике. Сложение и вычитание. Табличное умножение и деление без скоб

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 3 класса по темам «Сложение и вычитание», «Табличное умножение и деление без скобок», «Внетабличное умножение и деление без скобок». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

3000 логических примеров по математике. Внетабличное умножение и деление без скобок. Табличное умнож

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 3 класса по темам «Внетабличное умножение и деление без скобок», «Табличное умножение и деление со скобками», «Внетабличное умножение и деление со скобками». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы. Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям.

Они расположены так, что при необходимости учителя или родители могут их легко удалить. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

О. В. Узорова Учебная литература Отсутствует

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 4 класса. Книга разделена на три части. Каждая часть соответствует одному летнему месяцу и состоит из пяти страниц. Если ребенок будет тратить по 15 минут в день на выполнение этих заданий, помещенных на соответствующей странице, то он успешно повторит пройденный материал, разовьет математическое и логическое мышление.

Пособие содержит 3000 логических примеров по математике для 4 класса по теме «Сложение, вычитание, умножение, деление со скобками». Систематическое выполнение этих заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание. По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы.

Для лучшего усвоения материала рекомендуется решать по десять примеров в день. Для проверки знаний учащихся и самопроверки даны ответы ко всем заданиям. Они расположены так, что при необходимости учителя или родители могут их легко удалить. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе, а также для работы дома.

3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 4 класс

О. В. Узорова Учебная литература Как научиться быстро считать

Пособие содержит 3000 примеров по математике для 4 класса по темам «Сложение и вычитание», «Сложение, вычитание, умножение и деление без скобок», «Сложение, вычитание, умножение и деление со скобками». Отвечая на вопросы учителя к каждому из приведённых примеров, учащиеся фактически выполняют 2-3 математических задания – всего более 3000 примеров.

Систематическое выполнение заданий пособия помогает ученикам овладеть навыками устного счёта, развивает логическое и математическое мышление, память и внимание. По усмотрению учителя примеры можно использовать как для олимпиадных работ и заданий повышенной сложности, так и для повторения и закрепления пройденной темы.

В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу математики для 2 класса. Книга разделена на три части. Каждая часть соответствует одному летнему месяцу и состоит из пяти страниц. Это 4 страницы практических заданий на каждую неделю и «теоретическая» страница с необходимыми правилами.

Завершает книгу проверочная работа. Если ребёнок будет тратить по 15 минут в день на выполнение заданий, помещённых на соответствующей странице, то он успешно повторит пройденный материал, разовьёт математическое и логическое мышление. Такая работа принесёт огромную пользу и во время учебного года.

Например, во 2 классе в первой половине года можно пользоваться книгой «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 1 класс», тратя на упражнения 5—7 минут в день и делая по половине страницы. Во второй половине года можно заниматься по книге «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала.

2 класс». Регулярно обращаясь к материалу этих книг, ученик доведёт до автоматизма умение решать задачи, примеры, неравенства, твёрдо запомнит математические правила, которые входят в программу начальной школы. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

Создание системы естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельнос

Коллектив авторов Прочая образовательная литература Фундаментальная психология – практике

Коллективная монография посвящена анализу проблем сохранения, воспроизведения и передачи когнитивного опыта, накопленного человеком в его практической деятельности. Обсуждаются вопросы выявления наиболее существенных характеристик когнитивного опыта с целью создания информационной системы, предназначенной для прогрессивной «капитализации» опыта профессионалов на реально работающем предприятии.

В авторский коллектив книги вошли ведущие представители школы Б. Ф. Ломова, работающие в русле проблематики познания и общения, ярославской психологической школы, специализирующиеся в направлении психологии практического мышления, а также ученые ряда научных центров Франции.

Показаны результаты теоретических, эмпирических и прикладных исследований, выполненных в рамках многочисленных национальных и международных проектов.

Зачем присоединяться к толпе?

Люди испокон веков объединялись в группы для самосохранения. Охотясь на саблезубого тигра толпой, ее члены получали большой шанс остаться целыми. При единоборстве с этим зверем жизнь охотника висела на волоске. Единоличники и гибли чаще, и потомства оставляли меньше. У коллективистов шанс выжить был больше, и стремление объединиться стало, судя по всему, врожденным свойством человеческой натуры.

Наше общество высоко ценит свободу, но под тонкой оболочкой цивилизованности современный человек несет в себе много первобытных побуждений. Он хочет объединиться с остальными для самосохранения и действовать под руководством сильного вожака. Чем неустойчивее положение, тем крепче желание примкнуть к остальным и следовать за вожаком.

По дебрям Уолл-стрит не бродят саблезубые тигры, однако там есть страх финансовой гибели. И глаза у этого страха весьма велики: ведь биржевик не властен над изменением цен. Ценность его позиции растет или падает в зависимости от купли или продажи, которой занимаются совершенно незнакомые люди. Такая неопределенность толкает его на поиски лидера, который поведет верным путем.

Зачастую биржевик, взвесив за и против, решает спекулировать на повышение или понижение - но, едва открыв позицию, попадает в омут биржевой толпы. Есть несколько примет, по которым можно проверить, не превращаетесь ли вы из трезвомыслящего биржевика в "биржевого толповика" - в ажиотаже или холодном поту.

Вы утрачиваете независимость в мышлении, когда следите за ценами, как ястреб за добычей; когда ликуете, если они следуют вашим путем, и отчаиваетесь, если ваши пути расходятся. Вы стали полагаться больше на гуру, чем на себя? И в порыве чувств добавляете деньги к проигрышной позиции, а то и меняете позицию на противоположную? Это - тоже сигналы тревоги. Еще один признак утраченной независимости - нарушение собственного плана игры. Заметив такое, постарайтесь взять себя в руки. Если же самообладания не вернуть, закройте позицию, выйдите из игры.

Примкнув к толпе, люди становятся более примитивными и нацеленными на действия, а не на размышления. Ведь толпа способна испытывать только простые, но сильные чувства: ужас, ликование, тревогу, радость. Толпа постоянно бросается в крайности: от страха - к буйному веселью, от паники - к победоносному "ура". Сидя в лаборатории, ученый мыслит хладнокровно и трезво; но стоит ему попасть в водоворот всеобщей биржевой истерии, как он начинает играть безрассудно. Стихия толпы может захватить вас где угодно: и в многолюдной брокерской фирме, и в офисе перед котировочным экраном. Позволив другим влиять на ваши игровые решения, вы теряете шанс на успех.



На военной службе сплоченность необходима для выживания подразделения. На гражданской службе человек, вступив в профсоюз, может удержаться, даже работая спустя рукава. Но на бирже никакое объединение вас не защитит.

Толпа превосходит вас и числом, и силой. Будь вы хоть семи пядей во лбу, вам ее не переспорить. Вам остается либо примкнуть к ней, либо стать независимым одиночкой.

Многие биржевики недоумевают: почему едва они закроют проигрышные позиции, рынок, как нарочно, разворачивается? Дело в том, что члены биржевой толпы страшатся одного и того же. А ПОТОМУ и действуют одинаково и

одновременно. Куда же еще идти рынку, когда уляжется продажная лихорадка? Конечно, вверх. К игрокам возвращается дух оптимизма, и они, взалкав, пускаются в новый "покупательный разгул".

Толпа примитивна, а потому не следует изощряться в биржевой тактике. Планировать успешную игру - не ракету запускать. Если рынок поворачивает против вас, быстро закройте позиции. Спорить с толпой бесполезно - лучше направьте умственную энергию на вопрос о том, где лучше открыть позиции, а где - выйти из игры.

В трудный момент ваша человеческая природа будет склонять вас к потере независимости. Начав спекулировать, вы ощутите желание делать как все и упустите из виду объективную картину игры. Поэтому необходимо разработать собственную систему игры, строго следовать ей и правилам контроля над капиталом на основании самостоятельных решений, принятых до вступления в биржевую толпу.

Коллективное мышление - Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.

Некоторые специалисты сам термин «коллективное мышление» рассматривают как метафору: будто бы есть коллектив, которые можно рассматривать как живое существо, и этот коллектив-существо «думает». Но тогда не очень понятным является то, за счет чего именно достигаются интеллектуальные прорывы – они же не могут возникнуть лишь вследствие использования метафоры.

На самом деле, конечно, тут дело состоит не столько в метафоре, сколько в том, что в процессы мышления отдельных субъектов активно включаются социально-коммуникативные элементы. Субъект начинает думать не только о предмете рассуждения, но и о том:

– как другие участники группы видят предмет,

– какую лично он пользу приносит обсуждению,

– как продуктивнее организовать обсуждение,

– что тормозит процесс обсуждения,

– насколько та или иная идея удачная,

– какие личные мотивы двигают другими участниками и т.д.

В результате так или иначе участники группы помогают друг другу рассуждать в верном направлении. Неудачные идеи подвергаются критике (сразу или немного погодя), удачные поддерживаются и развиваются. Участники обмениваются полезными знаниями. Происходит разделение труда – согласно возможностям.

Очень важный элемент здесь – высокий уровень мотивации многих участников на то, чтобы первому найти верный ответ на вопрос, решить проблему. Это связано с тем, что многие воспринимают ситуации коллективного мышления как своего рода интеллектуальное соревнование, победитель которого зарабатывает «очки уважения».

Недаром мозговой штурм (в узком или широком смысле) так популярен на сегодняшний день в разных организациях во всех уголках Земли. Руководство организации фактически бесплатно (если к тому же мозговой штурм организуется собственными силами, без приглашенных специалистов) получает качественный набор идей и решений для дальнейшего развития организации. Ранее инертные сотрудники на мозговых штурмах превращаются в «гигантов мысли», «тигров интеллекта».

Справедливости ради здесь надо заметить, что инертность сотрудников часто является как раз дефектом менеджмента. Сотрудник не будет напрягать свой интеллект – если он не видит личной заинтересованности в том, чтобы что-то изменить в лучшую сторону; если он понимает, что за хорошую идею максимум его похвалят, а могут и отчитать (чтобы не вмешивался не в свое дело); что настоящая награда за реализацию идеи достанется не ему, а кому-то другому; что на него могут взвалить дополнительные обязанности «в знак благодарности» и т.д.

Сам собой напрашивается вывод о том, что методами коллективного мышления можно злоупотреблять. Это и происходит в тех организациях, которые возглавляют «профессиональные менеджеры», не разбирающиеся в собственном производстве, зато умеющие проводить мозговые штурмы, рисовать диаграммы, знающие SWOT- и подобные технологии.

Методы коллективного мышления хороши там, где участники социальной группы испытывают личную заинтересованность, изначально замотивированы на решение проблемы, поиск идей. В противном случае с каждым новым эпизодом эффективность коллективного мышления будет падать, потому что сотрудники как люди разумные рано или поздно поймут, что их эксплуатируют и/или, что их «профессиональный менеджер» просто зарабатывает себе очки, изображая деятельность.

Коллективное мышление по определению противостоит так называемому групповому мышлению. Оба этих понятия относятся к социально-психологическим феноменам, но первое считается позитивным явлением, второе – негативным. Для коллективного мышления характерная сознательная, рациональная организация обсуждения, нацеленность на поиск истины – это объединение разума отдельных участников. Для группового мышления характерно стремление избежать ответственности и вообще каких-либо «острых углов».

Феномен группового мышления был открыт Ирвингом Джейнисом, он рассматривал ряд примеров, в которых показывал, что группа специалистов может принять настолько непрофессиональные решения, что ни один из них по одиночке ни за что бы на такое не решился. Если коллективное мышление обеспечивает интеллектуальный прорыв, то групповое мышление гарантирует лишь интеллектуальный срыв. Для группового мышления характерны конформистские проявления в поведении участников, и обычно это происходит потому, что:

– во-первых, в состав группы входят участники с разным статусом (допустим, директор, начальники отделов и рядовые сотрудники),

– во-вторых, слишком силен прагматический аспект, то есть участники замотивированы не столько на поиск истины, сколько на организационное решение.

По возможности следует избегать того, чтобы в группе обсуждающих были люди разного статуса. Если все же этого не избежать, то надо очень тщательно настроить участников на конструктивную беседу. Хорошо, если сами статусные участники признают, что допускают критику, и не просто допускают, а ждут ее. Это поможет снизить уровень конформности и подхалимства. Если группа разностатусная, то следует ограничиться лишь поиском истины и идей, без принятия управленческих решений.

Если ситуация позволяет (а это в подавляющем большинстве случаев именно так), то работа группы ориентируется лишь на поиск истины и возможных идей. Управленческое решение будет принято потом и в другой ситуации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх