Искусство Х1Х века. Основная проблематика эпохи. Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках

Искусство Х1Х века. Основная проблематика эпохи.

Периодизация искусства:

1. до 1815 (в России до начала 1830-х гг.) – завершающая фаза классицизма (стиль ампир) – Ж.-Л. Давид, Ж.-О.-Д, Энгр, К. П. Брюллов;

2. 1815 -1830-е гг. (в России – до конца 1940-х гг.) – становление и расцвет стиля романтизма – Э. Делакруа, Т. Жерико, С. Щедрин, О. Кипренский;

3. 1830-1870-е гг. – развитие реализма («натуральная школа», поэтический, критический) – Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье, А. Венецианов, П. Федотов, В. Тропинин, А, Иванов, «передвижники» (Перов, Крамской, Репин, Суриков и др.);

4. 1874-1886-е гг. - движение импрессионистов – Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро, А. Сислей и др.;

5. 1880-е - 1910-е гг. – символизм и стиль модерн – Г. Климт, М. Врубель.

Х1Х век – эпоха социальных потрясений в Европе (череда революций и периодов политической реакции во Франции). Это время борьбы традиционалистов и ниспровергателей всех и всяческих авторитетов, революции и реакции, классики и неклассических новаторских течений в искусстве и общественной жизни;

Апофеоз в развитии художественных принципов и традиций, начатых в эпоху Возрождения и завершающих свое развитие, а также зарождение альтернативных форм искусства и художественной жизни;

Эпоха технического переворота, расцвет естественных наук, позитивистский подход в гуманитарных исследованиях (историчность мышления);

Эпоха начала Всемирных выставок в Лондоне (1851) и Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1900);

Развивается стандартизированное машинное производство и промышленные технологии (чугунное литье, массовое производство мебели, обоев, текстиля и др. предметов интерьера);

Расцвет буржуазного быта, соответствующего стиля жизни, искусства и стиля оформления интерьеров – бидермайер (1830-1870-е гг.);

Эпоха демократизации общественной жизни и многослойности линий развития искусства. Оно отражает интересы различных социальных сословий (не только аристократии и крупных буржуа, но и представителей передовых демократических течений);

Искусство откликается на злободневные социальные нужды своего времени (журнальная сатирическая графика, движение «передвижников» в России), становится феноменом социальной жизни. С другой стороны в Англии, Германии зарождаются идеи «чистого искусства» или «искусства для искусства»;

Романтики «открывают» для европейского искусства мир культуры Востока, Африки, Японии; эпоха модерн пробуждает интерес к этноформам и миру традиционного народного искусства;

Пластические искусства уступают первенство литературе. Х1Х век – век монументальной формы в литературе (роман, эпопея, сага). Монументальность в искусстве уходит. Среди пластических искусств доминирует станковая живопись и графика, особенно печатная, используемая для тиражирования изображений;

Развитие массовых форм искусства, появление наряду с уникальными рукотворными изделиями тиражированных стандартных репродукционных форм. Расцвет лубка, народной картинки, а также журнальной графики (в том числе и сатирической), вывески, плаката, театральной и концертной афиши;

Появление новых видов искусства – фотографии и кинематографа;

Архитектура меняет свой облик, переживает фазу т.н. «историзма», или эклектики , и превращается из искусства в производство, в инженерный (технологический) процесс; она развивается как архитектура большого индустриального города (проект реконструкции Лондона, реконструкции Парижа под руководством его префекта барона Османа);

Появление новых типов общественных зданий: вокзалы, рынки, большие торговые пассажи и универсальные магазины, а также буржуазные особняки, «доходные» дома (с квартирами для сдачи внаем), фабрики, типографии, выставочные павильоны, транспортные узлы (метро);

В архитектуре конца столетия задействовано наследие теоретиков «бумажной» архитектуры времен Великой французской революции (Леду, Лее, Буле);

Проблемы утилитарного градостроительства (организация транспортных потоков);

Поиски функциональной спецификации здания и ее отражение в архитектурной форме (зачатки функционализма); поиски новых материалов и конструктивных решений (каркасная конструкция из чугуна, стекла);

В художественной форме – сочетание рационализма конструкции и усиленной декоративности (стилевая эклектика и передовые инженерные достижения – башня Г. Эйфеля в Париже);

Новые принципы в архитектуре модерна : отказ от ордерной системы, симметрии и жесткой геометрии архитектурного объема, криволинейность очертаний, ассиметричная компоновка и свободная пространственная композиция, плоскостность и графичность орнаментики, использование «натуральных» материалов с эффектом рукотворности кирпича, дерева, керамики, майолики, металлических кованых решеток), декоративность фасадов, разнообразие в масштабах и конфигурации окон, использование внешних орнаментальных фризов, волнообразные линейные ритмы (станции парижского метро Г. Гимара, буржуазные особняки Ф. Шехтеля в Москве, венский почтамт О. Вагнера);

Скульптура – переживает не только кризис монументализма, но и видовой кризис, связанный с закатом пластических ценностей в изобразительном искусстве. Возрождение свое переживает во второй половине столетия в творчестве таких новаторов, как О. Роден.

Академизм (в критике и творческом процессе) становится проявлением реакционного стиля в художественной жизни; он превращается в реакционную теоретическую доктрину, тормозящую развитие искусства;

Разделение искусства на официальное (Академии изящных искусств, Салон) и оппозиционное ему неофициальное, передовое, новаторское (художественное течение импрессионистов или «набидов», например);

Эпоха активного развития художественной критики. Деятельность аристократических Салонов ХУШ века сопровождает появление Салона Независимых, а также критиков Искусство разделяется на официальное академическое и оппозиционное, передовое с точки зрения общественных настроений и вкусов.

Живопись – триумф изобразительной наррации (т.е. повествовательности). Монументальные формы, огромные размеры, исторические эпические по характеру полотна (академисты, Семирадский):

Среди живописных жанров преимущественен исторический с элементами бытового, национальный пейзаж, потрет в интерьере, в скульптуре – сложные бытовые многофигурные сцены с изображением фигур человек и животных (анималистические композиции). Появляется тенденция к жанровой интеграции внутри единого монументального эпического по характеру полотна (предшественники социалистического реализма ХХ века);



Новое живописное видение импрессионистов 1874-1886-е гг. – завершающая фаза расцвета реализма в живописи – триумф мимолетного единомоментного зрительного впечатления , субъективного, динамичного, уникального по характеру переживания времени и пространства; отказ от сюжета, анекдота, от наррации;

В круг импрессионистов входили: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро, Г. Кайботт, Б. Моризо, Э. Дега и др.

Импрессионисты – мастера пейзажа, портрета и групповой сцены, написанной на открытом воздухе.

Новаторская техника импрессионистов (alla prima, или «в один слой»): сплав цвета, света и фактурного динамичного мазка, однослойное письмо, смешение цвета и фокусировка изображения непосредственно в глазу зрителя; цветовая и фактурная лепка предметной массы массой красочной, мимолетное скольжение глазом по поверхности (по аналогии восприятия жизни как единого динамичного нерасчлененного потока зрительных впечатлений);

Импрессионисты – наследники живописной манеры великих мастеров ХУП века: Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Халса;

Новый изобразительный метод: работа непосредственно «на натуре», т.е. на открытом воздухе («на пленэре»), в непосредственном взаимодействии с ней, эскизная манера, быстрый открытый мазок, отражающие субъективное авторское видение;

Интернациональный стиль конца 1880-начала 1900-х гг. – поиски универсального языка нового синтеза искусства и художественного ансамбля на основе архитектуры – стиль модерн (сецессион, югендстиль, ар нуво);

Синтез пространственных искусств как отражение тотальной эстетизации жизни и повседневного быта. Декоративный ансамбль модерна включает само здание, интерьер, витражные композиции, предметы быта и оборудование, костюмы, аксессуары. Стилевая основа – неклассический (готический) стиль в современной интерпретации;

В живописи – тяготение к декоративным формам панно, сказочной тематике и символическим образным формам (О. Редон, Г. Климт, М. Врубель); трансформация живописных произведений в графические;

Стилевые признаки стиля модерн:

Декоративность цвета и фактуры, тяготение к динамике, плавным волнообразным ритмам, сложным природным формам (цветы ириса, лилии), открытой форме, а также в России – тяготение к историческим стилям в их декоративной интерпретации и к народному искусству (псевдорусский, неоготика).

Поколение постимпрессионистов (конец Х1Х – начало ХХ вв.):

1. Пуантилизм А. Сислея и П. Синьяка как ревизия творческого метода импрессионистов;

2. П. Сезанн как предтеча живописной абстракции и кубизма;

3. П. Гоген предвосхитил появление примитивизма:

4. В. ван Гог как предтеча экспрессионизма


5. Раздел 1Х. ИСКУССТВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (ХХ вв.)

Информационный блок:

Таблица 21

Система образования в России в нач. Х1Х века

Контрольный блок:

1. В левую колонку вставьте правильную дату из правой колонки:

2. Сравните реформы образования в России в первой половине Х1Х века:

3.Выберите верный ответ:

1. Какая книга стала основным учебным пособием для русской школы в конце ХУШ века?

а/ Российская грамматика б/ О должностях человека и гражданина в/ Закон Божий г) История государства Российского

2. В каком году в России было создано Министерство просвещения?

а/ 1800 б/ 1789 в/ 1802 г/ 1825

3. На сколько учебных округов была разделена Российская империя по Уставу 1804 года?

а/ 4 б/ 6 в/ 8 г/ 5

4. Кто из российских министров просвещения был автором концепции развития просвещения на основе «православия, самодержавия и народности»?

а/ Делянов б/ Игнатьев в/ Уваров г/ Толстой

5. В каком учебном заведении России на изучение древних языков отводилось 40 % учебного времени?

а/ университет б/ классическая гимназия в/ дворянский институт г) лицей

6.В чье царствование указом (1840) было запрещено употребление слова «Белоруссия»?

а/ Павла 1 б/ Александра 1 в/ Николая 1 г) Александра П

7. В каком белорусском городе была создана первая учительская семинария (1840):

а/ Минск б/ Орша в/ Могилев г/ Витебск

8.В дореволюционной России священнослужители готовились:

а/ на теологических факультетах университета б/ в духовных семинариях в/ православных академиях г) приходских школах

9. Какой университет был закрыт после подавления восстания в 1830- г.?

а/ Варшавский б/ Виленский в/ Ягеллонский г/ Дерптский

10. Первая земледельческая школа в России была создана в 1840 г. :

а/ Горках б/ Киеве в/ Москве г/ С-Петербурге

4. Решите кроссворд:

1. Глава учебного округа. 2. Сподвижник Александра 1, один из организаторов реформ начала Х1Х в. 3. Тип средней школы по Уставу 1804 г. 4. Тип сословного учебного заведения для дворян. 5. Польский магнат, попечитель Виленского учебного округа. 6. Политика, проводимая царизмом на белорусских землях. 7. Тип школы для детей низших сословий. 8. Учебное заведение, стоявшее во главе учебного округа. 9. Город, в котором располагался Ришельевский лицей. 10. Министр просвещения, обосновавший новую политику в области просвещения – «православие, самодержавие, народность». 11. Страна, взятая за образец при реформе системы российского просвещения. 12. Известный русский поэт, выпускник Царскосельского лицея

5. Подготовьте сообщения на тему:

«Школьная система в Виленском учебном округе»,

«Виленский университет в первой половине Х1Х века»,

«Школьная политика царизма на белорусских землях».

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…

Русское изобразительное искусство Х в. - 1917 г.

Академия театрального искусства опубликовала в 2004 году «Универсальные синхронистические таблицы. Истории, философия, наука, искусство, литература. Факты, имена, даты» вторым изданием. Раздел русского изобразительного искусства и архитектуры оказался недостаточно полным для получения представления развития русского искусства на протяжении его почти тысячелетнего его развития. А сопоставление времени создания произведений архитектуры, живописи, скульптуры, отдельных художников дает более точное представление о путях развития художественной жизни страны в целом.

Синхронистическая таблица по русскому искусству Х- начала ХХ века соответствует курсу русского искусства, читаемому в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства.

В таблицах дата создания произведения искусства не всегда отражает действительное время его создания. Особенно это относится к произведениям ранних веков. Среди исследователей существуют различные мнения, по поводу создания того или иного произведения искусства. Были выбраны те даты, которые наиболее традиционны для искусствоведческой науки. Определенная трудность существует и с датировкой создания архитектурных сооружений, т.к. исследователи обычно указывают или дату окончания проекта, или дату окончания строительства, или весь период от создания проекта до его воплощения.

При выборе произведений художника отбирались несколько наиболее значимых работ, которые дают, более или менее, полное представление о их творчестве.

Годы жизни художника, архитектора указываются при его первом упоминании. В дальнейшем, они не указываются.


989-996 Десятинная церковь в Киеве

1017-1032 Собор св.Софии в Киеве. Мозаики и фрески собора.

Середина Х1 в.: Икона "Петр и Павел". Новгородский художественный музей-заповедник.

ХП в.

1108-1113 Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

1113 Николо-Дворищенский собор в Новгороде.

1144 Алимпий (?). Икона "Богоматерь Оранта" – («Великая Панагия»). Москва. ГТГ

1119 Георгиевский собор Юрьего монастыря в Новгороде.

1130-1140-е гг. Икона "Св.Георгий.. Москва. Успенский собор Московского Кремля.

Первая половина ХП в. Икона Владимирской Божьей матери. Москва. ГТГ.

ХП в. Икона "Ангел Златые власы". СПБ., ГРМ

1156 Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове.

1158-1160 Успенский собор во Владимире.

1164 Золотые ворота во Владимире.

1165 Церковь Покрова на Нерли. Скульптурный декор.



1130-1190-е гг. Икона "Благовещение". Москва, ГТГ.

1130-1190-е гг. Икона "Спас Нерукотворный".. Москва. ГТГ

1194-1197 Дмитриевский собор во Владимире. Скульптурный декор.

1198 Росписи храма "Спаса Нередицы" под Новгородом.

ХШ в.

1230-1234 гг. Скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

ХШ в. Икона "Успение". Москва. ГТГ

ХШ в. Икона "Богоматерь Одигитрия" («Путеводительница»). Москва. ГТГ

ХШ в. Икона "Никола". СПБ., ГРМ.

ХШ в. Икона "Иоанн Лествичник, Георгий и Власий". СПБ., ГРМ

ХШ в. Икона "Никола Липный". (Новгородский историко-архитектурный музей заповедник.

Х1У в.

Около 1300 г. Икона "Архангел Михаил". Москва, ГТГ.

Нач. Х1У в. Икона "Св. Георгий в житии". СПБ., ГРМ.

Около 1314 г. Икона Богоматерь Толгская". Ярославский областной музей изобразительного искусства.

Около 1327. Икона "Богоматерь Толгская" ("Тронная"). Москва, ГТГ.

Ранний Х1У в. Икона "Борис и Глеб". СПБ., ГРМ.

1363 Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. Фрески.

1367 Первый каменный Кремль в Москве.

1374 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

К. 1360 - 1370-е гг. Фрески церкви Федора Стратилата в Новгороде.

1378 Феофан Грек (1330-е-1405/1415). Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Поздний Х1У в. Икона «Чудо Георгия о змие». СПБ., ГРМ.

К. Х1У в. Икона «Архангел Гавриил». СПБ., ГРМ.

Х1У в. Икона "Спас Нерукотворный". Москва, ГТГ



Х1У в. Икона «Воскресение – Сошествие во ад». СПБ., ГРМ.

Х1У в. Феофан Грек. Икона «Успение Богоматери».

ХУ в.

1405 Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев (Ок. 1360-1430). Роспись Благовещенского собора Московского Кремля.

1405 Феофан Грек. Икона «Богоматерь». Москва. Благовещенский собор Московского кремля.

Н. ХУ в. Феофан Грек. Икона « Преображение».. Москва, ГТГ.

художественный музей-заповедник.

1408 Рублев А., Черный Д. Роспись Успенского собора во Владимире.

1410-1420 Рублев А. Икона «Троица».

1420-е гг. Рублев А. Иконы «Звенигородского чина». Москва, ГТГ.

1433 Грановитая палата Новгородского Кремля.

1467 Икона «Молящиеся Новгородцы». (Новгородский историко-архитектурный музей заповедник.

1475-1479 Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского кремля.

1482 Дионисий (1430/1440-1508?). Икона «Богоматерь Одигитрия». СПБ., ГРМ.

1480-е гг. Мастерская Дионисия. Икона «Митрополит Алексей с житием». Москва, ГТГ.

1484-1489 Благовещенский собор Московского Кремля.

1487-1491 Марко Руффо, Пьетро Соляри. Грановитая палата Московского Кремля.

1485-1495 Алевиз Новый, Пьетро Соляри. Стены Московского Кремля.

Поздний ХУ в. Икона «Флор и Лавр». Москва, ГТГ.

Поздний ХУ в. Икона «Битва новгородцев с суздальцами». Москва, ГТГ.

1500 Мастерская Дионисия. Икона «Распятие». Москва, ГТГ.

ХУ1 в.

1502-1503 Дионисий. Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой.

1505-1509 Алевиз Новый. Архангельский собор Московского Кремля.

1532 Церковь Вознесения в с. Коломенском.

1554 Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково под Москвой.

1554-1560 Постник, Барма. Собор «Покров что на рву» («Собор Василия Блаженного») в Москве.

1505-1600 Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле («Колокольня Ивана Великого»).

1595-1602 Федор Конь. Крепостные сооружения Смоленска.

ХУ1 в. Икона «Притча о слепце и хромце». СПБ., ГРМ.

ХУ1 в. Икона «Видение Иоанна Лествичника». СПБ., ГРМ.

ХУП в.

1647-1650 Церковь Ильи Пророка в Ярославле.

1668 Ушаков С. (1626-1986). Икона «Древо государства Российского». Москва, ГТГ.

1671 Ушаков С. Икона «Троица». СПБ., ГРМ.

1680-1681 Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле.

1693 Церковь Покрова в Филях. Под Москвой.

Годы

1704-1707 Зарудный И.П. Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня») в Москве.

1710-1714. А.Шлютер. Летний дворец Петра 1 в Петербурге

1714 Растрелли К. (1675-1744). Анна Иоановна с арапчонком.

1717 План застройки Санкт-Петербурга.

1714-1717 Зубов А.Ф. (1682/83-1751). Панорама Санкт-Петербурга.

1714-1725 Система фонтанов в Петергофе.

1720-е гг. Никитин И.Н. (ок. 1680-после 1742). Портрет канцлера Г.И.Головкина.

1720-е гг. Никитин И.Н. Портрет напольного гетмана.

1725 Никитин И.Н. Петр 1 на смертном одре.

1729 Матвеев А.М. (1701/1704- 1739). Автопортрет с женой.

1712-1733 Трезини Д.А. (Ок. 1670-1734). Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

1730-1734 Земцов М.Г. (1688-1743). Церковь Симеона ия и Анны в СПБ.

1722-1742 Трезини Д.А. Здание двенадцати коллегий.

1720-е-1747 Растрелли К. Памятник Петру 1. Установлен в 1800 г.

Ок. 1750 г. Вишняков И.Я. (1699-1761). Портрет Сары Фермор.

1752-1757 Растрелли В.В. (1700-1757). Большой дворец в Царском селе.

1757 Основание Императорской Академии Художеств.

1754-1762 Растрелли В.В. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

1762 Антропов А.П. (1716-1795). Портрет Петра Ш.

1763 Лосенко А.П. (1737-1773). Портрет актера Ф.Г.Волкова.

1748-1764 Растрелли В.В. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.

1762-1764 Ломоносов М.В. (1711-1785). Мозаика «Полтавская баталия».

1762-1764 Ринальди А. (Ок. 1709-1794). Китайский дворец, Катальная горка в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом.

1769 Левицкий Д.Г. (1735-1812). Портрет А.Ф.Кокоринова.

1769 Гордеев Ф.Г. (1744-1810). Прометей.

1770 Лосенко А.П. Владимир и Рогнеда.

1772 Рокотов Ф.С. (1735-1808). Портрет Н.Е.Струйского.

1772 Рокотов Ф.С. Портрет А.П.Струйской.

1773 Лосенко А.П.Прощание Гектора с Андромахой.

1770-е Левицкий Д.Г. Портреты воспитанниц Смольного монастыря благородных девиц.

1773 Шубин Ф.И. (1740-1805). Портрет А.М.Голицына.

1773-1777 Фельтен Ю.М. (1730-1801). Ограда Летнего сада со стороны Невы в Санкт-Петербурге.

1768-1782 Фальконе Э.-М. (1716-1791). Памятник Петру 1 («Медный всадник») в Санкт-Петербурге.

1783 Левицкий Д.Г. Екатерина П – законодательница в храме богини правосудия.

1784 Прокофьев И.П. (1758-1828). Актеон, преследуемый собаками.

1768-1785 Ринальди А. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге.

1784-1786 Баженов В.И. (1737-1799). Пашков дом в Москве.

1780-е гг. Казаков М.Ф. (1738-1812). Большой зал бывшего Дворянского собрания в Москве.

1783-1787 Кваренги Дж. (1744-1817). Эрмитажный театр в Санкт-Петербурге.

1764-1788 Кокоринов А.Ф. (1726-1772), Вален-Деламот Ж.Б. (1729-1800). Здание Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

1783-1789 Кваренги Дж. Главное здание Академии Наук в Санкт-Петербурге. 1783-1789 Старов И.В. (1745-1808). Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Вторая половина 1780-х гг. Рокотов Ф.С. Портрет В.Н.Суровцевой.

1790 Боровиковский В.Л. (1757-1825). Портрет О.Ф.Филипповой.

1786-1793 Казаков М.Ф. Здание Московского Университета.

1797 Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной.

Ок. 1798 г. Шубин Ф.И. Портрет А.А.Безбородко.

Вторая половина 1790-х гг. Боровиковский В.Л. Портрет Е.Н.Арсеньевой.

1799 Козловский М.И. (1753-1802). Памятник А.В.Суворову в Санкт-Петербурге.

1799 Боровиковский В.Л. Портрет А.В.Куракина.

Первая половина Х1Х века

1800 Шубин Ф.И. Портрет Павла 1.

1797-1800 Баженов В.И., Бренна В. (1745-1820). Инженерный (Михайловский замок) в Санкт-Петербурге.

1780-1801 Камерон Ч. (1730-е-1812). Архитектурный ансамбль в Павловске под Санкт-Петербургом.

1804 Кипренский О.А. (1782-1836). Портрет А.К.Швальбе.

1809 Кипренский О.А. Портрет Е.В.Давыдова.

1805-1811 Тома де Томон (1750-1813). Здание Биржи в Санкт-Петербурге.

1801-1811 Воронихин А.Н. (1759-1814). Казанский собор в Санкт-Петербурге.

1813 Демут-Малиновский В.И. (1779-1848/49). Русский Сцевола.

1821/1822 Венецианов А.Г. (1780-1847). Гумно.

1806-1823 Захаров А.Д. (1761-1811). Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Первая половина 1820-х гг. Венецианов А.Г. На пашне.

1821-1824 Бове О.И. (1784-1834). Большой театр в Москве.

1824 Бруни Ф.А. (1799-1875). Смерть Камиллы сестры Горацио.

1819-1825 Росси К.И. (1775-1849). Михайловский дворец.

1827 Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина.

1827 Шедрин С.Ф. (1791-1830). Терраса на берегу моря.

1819-1829 Росси К.И. Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге.

1828-1832 Росси К.И. Александринский театр в Санкт-Петербурге.

1828 Кипренский А.О. Автопортрет.

1829 Щедрин С.Ф. На веранде.

1829-1832 Брюллов К.П. (1799-1852). Всадница.

1830-1833 Брюллов К.П. Последний день Помпеи.

1829-1834 Монферран О. (1786-1858). Александровская колонна в Санкт-Петербурге.

1828-1834 Стасов В.П. (1769-1848). Нарвские триумфальные ворота.

1831-1834 Иванов А.А. (1806-1858). Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением.

1835 Иванов А.А. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

1813-1836 Толстой Ф.П. (1783-1873). Медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года и военным действиям 1813-1814 годов.

1841 Бруни Ф. А. Медный змий.

1841 Брюллов К.П. Портрет Ю.П.Салтыковой.

1845 Иванов А.А. Аппиева дорога.

1848 Федотов П.А. (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

1839-1849 гг. Тон К.А. (1794-1881). Большой Кремлевский дворец в Москве.

1850 Айвазовский И.К. (1871-1900). Девятый вал.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх