Как праздновать сретение господне. Что значит слово «Сретение»? Сретение обычным людям

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культур.

Что значит слово «Сретение»?

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Очистительная жертва от Пречистой Девы

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Встреча в Иерусалимском Храме

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».

Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить?

Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… » Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении.

Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».

«Тебе Самой оружие пройдет душу»

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец » (Лк 2:34-35).

Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь » (Лк 2:37 - 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

"Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.

Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! "

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Текст:


Церковнославянский:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Тропарь Сретению Господню

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

История празднования

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию».

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение Сретения

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Обычай освящения свечей

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

Народные традиции Сретения

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. 1. В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный — город Сретенск, районный центр Читинской области.
2. В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник — День сурка.
3. Сретение Господне — в некоторых странах еще и День православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению — «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодежи.

Иконы Сретения

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу» .

Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Цитаты:

Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне

«…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем…»

Митрополит Антоний Сурожский о Сретении

«…Вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью — о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Сретения Господня

«В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность святой Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, “с нами Бог”.

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?
Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец…

Если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”, - если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».
1953 год.

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Сретение Господне входит в число 12 главных церковных праздников, которые посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Сретение Господне не является переходящим праздником и всегда приходится на 15 февраля. В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча".

Праздник установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова.

Сретение

В этот день Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. По ветхозаветному закону, женщине, родившей младенца мужского пола, в течение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.

После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Икона "Симеон Богоприимец"

И когда Богоматерь переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец — по имени Симеон, что на древнееврейском означает "слышание".

В Евангелии от Луки сказано: "Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".

Симеон, согласно преданию, был одним из 72 книжников, которые по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. В год, когда Святому исполнилось 360 лет (по некоторым источникам около 300 лет), Святой Дух привел его в Иерусалимский храм.

По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Симеон понял, что пророчество исполнилось и Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, и теперь он мог спокойно умереть.

Богоприимец взял на руки младенца и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как Святого.

Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова пророчица Анна. Слова, сказанные Симеоном в момент встречи, стали частью православного богослужения.

История

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников, но несмотря на это до VI века этот праздник отмечался не так торжественно.

Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века, а на Западе — с V века. Тогда Сретение в Иерусалиме не было еще самостоятельным праздником, и называлось "сороковым днем от Богоявления".

© photo: Sputnik / РИА Новости

Икона "Сретение", написанная в XVI веке

В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек.

В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества 16 февраля Церковь празднует память праведного Симеона, которого назвала Богоприимцем, и Анны пророчицы — Святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.

Суть

Священнослужители поясняют, что суть праздника — в долгожданной и спасительной встрече, в этот день встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени, Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос.
Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом.

По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня. И этот долгожданный день настал — человечество в лице Симеона ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя.

Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога.

Этот светлый праздник является равноценным как для Господа нашего Христа, так и для Девы Марии.

Традиции

В этот день, помимо праздничной литургии в храмах, иногда проводится крестный ход. Люди воздают благодарения небесам, а также забирают свечи из храма себе домой, чтобы зажигать их во время чтения молитв.

По обычаю, в день Сретения Господне освящают церковные свечи. Этот обычай пришел в православную церковь от католиков в 1646 году. В народе верили, что свечи, освященные в Сретение Господне, могут защитить дом от молнии и пожара.

© photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска "Сретение" XVIII века

После праздника крестьяне начинали множество "весенних" дел, в том числе выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. Помимо трудов по хозяйству, в деревнях конечно же проводили гулянья.

В народе верили, что 15 февраля встречаются зима с весной, о чем свидетельствуют множество поговорок — "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила".

Согласно приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если ожидается оттепель, то жди теплую весну. Но, как бы то ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

Симеоново проречение

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которую именуют "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение".

Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу", которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил святого Иосифа и Пречистую Деву Марию.

Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копьем, так и душу Пречистой поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына.

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun

Икона "Сретение". Иконописец Андрей Рублев

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, как облегчаются страдания душевные и телесные.

Образ "Умягчение злых сердец" происходит, предположительно, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, или где и когда она явилась, нет.

Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе не случаен, поскольку он связан в человеческом представлении с пролитием крови.

Число "семь" в Священном Писании означает "полноту" чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, "печали и болезни сердечной", которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В этот день христианская Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки, а именно встречу в иерусалимском храме младенца Иисуса со старцем Симеоном на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, это значит, что его всегда отмечают 15 февраля.


Что означает слово Сретение?

На церковно-славянском языке «сретение» означает «встреча» . Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву в древней Иудее нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву : благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, но Моисеев закон , установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Она пришла в храм из смирения и дабы исполнить закон. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья, в которой родился Иисус была бедной .


Рембрандт ван Рейн. Сретенье

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 ле т. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества.

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть . Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».


Рембрант ван Рейн. Симеон Богоприимец 1627-1628

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Следует отметить, что до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

Икона “Умягшение злых сердец”

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение» . На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

Какие приметы существуют на Сретение?

К середине февраля в России начинают ослабевать морозы, и в воздухе чувствуется приближение весны. В нашей стране по погоде на этот праздник обычно определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение - это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель - весна будет ранняя и тёплая, если холодный день - жди холодной весны. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт - весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». «На Сретение капель - урожай пшеницы». «На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Приход христианства дал новую религию, а с ней – сонм разных событий, новых правил, торжественных мероприятий, среди которых сретение Господне и что это за праздник хочется выяснить всем верующим, историкам, да и просто желающим расширить кругозор. Церковь дала свои ответы на вечные вопросы о возникновении мира, дала людям понимание, многие приходят к христианству по своим причинам и принимают веру уже взрослыми, делая осознанный выбор. Тем важнее разбираться во всем, что важно для религии, для верующего. Например, разобрать значение праздников. Тогда обряды, даты и посвящения приобретут новый смысл.

Зачем отмечают Сретение Господне и что это вообще такое? В христианстве еще остались непонятные «белые пятна» или что-то было утеряно? Ведь прошли тысячелетия. Многие важные для христиан связаны с жизнью или деяниями Иисуса, главного пророка, который некогда принес им новую религию, стал вестником перемен. Он многое прошел, решив посвятить себя народу и даже ярые атеисты, изучая его жизнь признают: если такой человек действительно существовал, то он прожил нелегкую, но достойную жизнь, был великим. Что же значат слова: «сретение Господне», когда появился впервые этот праздник и с чем оказался связан?

Или 2 февраля, если смотреть на старый календарь, ежегодно, православные встречают Сретение Господне. Люди традиционно посещают церковь, где батюшки могут объяснить значение праздника и события, которым он собственно посвящен. Причем удивительно, дата Сретения не изменяется, она постоянная. События были описаны Лукой в своем Евангелии, как известно, ученики Иисуса писали свои Евангелия, где описывали те или иные происходящие события.


Благодаря этому люди сейчас могут судить о происходящем. Лука писал, что младенец Иисус встретился впервые с одним старцем Симеоном, это был сороковой день после прошедшего Рождества. Местом встречи оказался иерусалимский храм.

«Сретение» что?

Оно дословно переводится с церковно-славянского как «встреча» собственно. Это описанный Лукой день, когда Дева Мария, сопровождаемая Иосифом Обручником принесла сына Иисуса к иерусалимскому храму. Шел сороковой день уже после Рождества, то есть Иисусу было сорок дней. Известно сейчас, как младенцев до сорока дней нельзя выносить или показывать кому-то, кроме ближайших родственников. Здесь Дева Мария должна была принести законную жертву для богов за подаренного ей первенца.

Если смотреть по закону Моисея, все женщины, ставшие матерями мальчиков, должны выждать сорок дней (раньше ей нельзя переступать даже порог храма), затем прийти, взяв ребенка для очистительной жертвы. Правда необычные обстоятельства рождения (Иисус ведь родился без греха) избавил его мать от очистительной жертвы, ей осталась благодарственная. Так люди искренне благодарили Бога за счастье познать материнство.


Что же удивительного в этом? Ранее старец Симеон говорил, что получил откровение Всевышнего о явлении Спасителя и что ему, старцу, дарована долгая жизнь и возможность увидеть его воочию. Возможно, старец много странствовал, ведь он не мог знать, где именно родится Спаситель. И вот однажды, Симеон посетил храм (зная законы, старец поступал верно, ходя именно в храмы, ведь туда несли детей все матери) именно в нужный день, когда там была Дева Мария. История праздника как раз в этой судьбоносной встрече. Симеон узнал Спасителя мира и взяв на руки, провозгласил это всем. Что его очи наконец узрели дарованное Богом спасение. Вот какой смысл имеет слово «сретение».

Важность мероприятия

Ну прошла встреча старца, что тут судьбоносного? Казалось бы, в храмах всегда ходят старцы, старушки и другие люди. Велика вероятность встретить кого-то из них любой молодой матери, принесшей младенца. Однако, для любого верующего этот день действительно важен.

Ведь первым пророком, заговорившим о едином Боге был Моисей и он завещал, что придет некий Мессия как Божий Помазанник. Даже факт его рождения станет удивительным, это выделит его среди остальных людей. Люди верили, что пришедший Мессия изменит мир, их жизнь, все станет иначе. Кому не захочется воочию убедиться в исполнении пророчества? Возможно, кроме старца Симеона тысячи верующих мечтали о такой встрече, но повезло ему. И всем, кто был тогда в храме, ведь Симеон крикнул о явлении Спасителя открыто.


Симеон – кто он?

Желая узнать побольше о празднике, стоит разобрать и ключевые фигуры, кто имел огромное влияние на жизнь Иисуса, даже когда ему исполнилось всего сорок дней. Дева Мария – святая мать, женщина, давшая ему жизнь. Иосиф – принявший его как родного, ее муж и земной отец ребенка. Что касается старца, то в момент судьбоносной встречи он справил уже 360 лет(!). Так говорится в преданиях. Имя «Симеон» значит «слышание». Возможно, старец обладал богатыми знаниями, ведь его относят к 72 книжникам, которые получили указ Птолемея Второго, египетского царя переводить Священные писания, пришедшие верующим на понятный для египтян, греческий язык.

Тогда сведения Симеона о явлении пророка находят логичный источник – Священное писание. Впервые писание открыл для людей Моисей, затем он постепенно распространил учение среди народа, поэтому первые источники были естественно на древнееврейском. Потом писанием заинтересовался египетский царь, что неудивительно, стоит вспомнить бегство евреев с Египта. Христианство распространялось, вера крепла. Возможно, Симеон владел несколькими языками, имел хорошее образование и сев переводить древний текст, узнал пророчество.


Там писалось о деве, которая родил сына, будущего Спасителя для мира. Израильский пророк пытался изменить показавшееся ему не слишком удачным слово «дева» на более «пристойное» — «жена», подразумевая, что Спаситель родится, как обычно, в семье, но ангел, явившийся в коротком видении, воспрепятствовал этому.

Тогда Симеон впервые увидел небесного посланника и решив выполнить просьбу, взамен попросил возможность увидеть воочию, как сбудется пророчество. Вот 15 февраля и стал тем самым, обещанным ангелом днем.

Анна – пророчица

Как было сказано выше, кроме старца Симеона в храме присутствовали еще люди, когда Дева Мария относила туда сына. Они тоже стали невольными свидетелями происходящего и среди них был интересный персонаж, которого тоже можно отнести к «сретению Господню». Это 84 вдова, подошедшая к Марии – Анна. Она видимо тоже знала писание и часто читала слушателям мудрые речи, в которых упоминала деяния Господни, возможно, часто посещала храм.

Люди прозвали женщину Анна-пророчица, возможно, она действительно обладала даром ясновидения или развитой интуицией. Горожане уважали ее почтенный возраст, возможно часто обращались за житейскими советами, выслушивали проповеди. Вот Анна, услышав речь старца Симеона, поклонилась Спасителю на руках Девы Марии и покинув храм, разнесла новость о рождении Христа окружающим.

Что же до самого старца, то он уже со спокойным сердцем вскоре умер. Многие ученые утверждают, что раньше люди имели долгий век, что отражено и на библейских персонажах. Например, Ною, строителю Ковчега, на момент Потопа было уже за 250, мужчина был женат, причем жена тоже была за 200, имел сыновей и невесток, большую семью.

Языческое Сретение

Известно, как до распространения христианства, славяне, как и многие другие народы жили по своим законам, были язычниками. У них проводились свои праздники, имелось собственное летоисчисление. С появлением новой религии отношение к ее мероприятиям во многом остались прежними, языческими. И Сретенье по дате приходится на последние дни после , поэтому его и отмечают скорее не как отдельный праздник, а как последнее прощание с Рождественским праздничным циклом.


15 февраля еще считался пограничной датой, чем-то средним, когда зима еще толком не прошла (а многие регионы еще весь март будут в снегу), а весна не началась. Наши предки серьезно готовились к встрече потепления. Сретение выступало еще ориентиром. По нему они судили, что пора выгонят скот к загонам, впервые, ведь зимует домашняя скотина в теплых сараях. А здесь их выгоняют размяться, прогреться.

Уже на праздничный день их обильно кормят – курам добавляют сена, это нужно для увеличения яиц, остальным тоже сыплют больше корма, тогда к весне можно рассчитывать на хороший, богатый приплод. Затем идет доскональный подсчет оставшихся запасов – что из зерна есть, овса и хлеба и пр. Если остается половина, все хорошо, живем дальше, если меньше – увы, пора затягивать пояса, экономить, это касается и кормов. Ведь каждый крестьянин запасает для зимы еды себе и скоту соответственно. Также нужно готовить семена для будущих посевов – просеять, убрать лишнее. Белили деревья, весной начнется мошкара и другие вредители.

Хозяйки начинали печь все круглой формы, прославляя Солнце, несущее жизнь, свет и тепло. Пекли вкусные и на молоке, разнообразные пироги. Другие селения имели забавную традицию печь баранки, которыми угощали потом всех желающих, даже животных. Народ верил, что испеченное с любовью, заботой в особенный день станет защитой от разных болезней.


Конечно, гуляли, пели, танцевали! Более того, запрещалось скучать, для Сретения это считалось крайне негативной приметой. Ведь покровителем дня кроме самого Солнца считалась еще богиня Любви и если скучать или не отмечать сретение, она могла уйти.

На Руси любили сжигать чучело, которое изготавливали сами, называя куклой Ерзовкой. Основа делалась из соломы и веток, снаружи украшали цветами, разноцветными лентами и шили праздничную красивую одежду. Эта кукла видимо символизировала для людей Солнце с богиней Любви, ведь Солнце давало людям свое тепло, значит любило их. Для обряда ждали, пока Солнце не достигнет небесного зенита. Считалось, что, почитая его, можно призвать богатый урожай, больше теплых дней.

А влюбленные, пользуясь моментом, пока кукла еще висела на шесте, просили вместе от богини Любви взаимопонимания, гармонии, ее покровительства и счастья в будущей супружеской жизни. Могли попросить все желающие: молодожены, еще незамужние девушки, мечтающие о суженом, парни, которые надеялись в будущем году отыскать себе красивых и любящих жен и супружеские пары. Ведь любви хочется всем.

Сретенская вода по мнению предков обладала почти мистическими свойствами, и чтобы набрать ее, люди дождавшись полуночи, посещали 3 колодца. Они верили, если обрызгать ею тяжело больного, тот вскоре выздоровеет. А чтобы дети росли здоровыми, в ней купали, также пили ее.


Иногда проводили обряд так называемой «продажи ребенка». Вот посторонний, не связанный родственными узами с семьей человек (лучше старушка) подходил к дому. Затем родители передавали ему ребенка через открытое окно, а старушка платила небольшую сумму. На нее родители обычно брали свечи, которые потом зажигали. Это считалось символом начала жизни для ребенка. Долгой, полной хороших событий и открытых горизонтов. Затем старушка возвращала ребенка с хорошими, добрыми пожеланиями, чаще счастья.

Приметы, которые связывают со Сретением

Уже понятно, что церковники считают его своим мероприятием, а народ – языческим, праздновать который они умеют по-своему. Сохранилось несколько примет, непосредственно связываемых с днем Сретения:

Народ считал, что нужно обязательно наблюдать за погодой на Сретение. Вот какая выпадет, такой и получится будущая весна. Также если ночью видно много звезд, значит сама весна все же придет поздно.

Когда к празднику выдавался теплый день и наступала ранняя оттепель, люди верили: значит, пшеница богатая получится. Капель – хороший урожай, вьюга – хлеба увы не будет. Иногда Сретенье приходилось на холодный, ветреный день. Мела метель, снег кружился и люди вздыхали – урожай не выйдет.

Это касаемо погоды. Конечно, для предков главным определяющим фактором был урожай, ведь от него зависела их жизнь. Пшеница – значит мука, хлеб, овес – корм лошадям и тоже хлеб людям. Крестьяне большую часть года проводили на полях ради урожая, молились о хорошей погоде. Ведь пшеница плохо растет в сильные морозы, нужно следить, чтобы дожди проходили вовремя. Увы, наблюдать за полями можно было только со стороны, управлять погодой или налаживать оросительную систему для больших полей людям не приходило в голову. Они полагались только на волю богов.


Стоит наблюдать за поведением свечей, зажженных для Сретения. Когда они горят ровно и огонь даже мало двигается, не гаснет сам, то и проблем со здоровьем не ожидается. А если у пламени синий цвет, оно колышется, иногда само гаснет, пора морально готовится к будущей проблеме.

Приметы могут коснуться и дороги. Если человек уходит в путь 15 февраля, значит это долгая дорога, и скоро его ждать не стоит. Объяснялось это прозаически – все же Сретение, это пограничный праздник, неясно, зима еще на пороге или весна уже. Часто выпадали дни с беспросветной метелью, когда людям приходилось днями ждать на постоялых дворах или сильные дожди, размывающие дороги.

Как в церкви празднуют

Праздничный день в Сретение священники посвящают свои службы чаще Богородице, освещая ее личность и деяния. Сначала им нужно освятить свечи и всю воду внутри церкви перед обрядами. Люди собираются, потом разносят освященные предметы домой. С этим предки связывали свое поверье: если дом охраняет освященная свеча, можно не бояться молнии, а лучшее место для такой свечки – пространство перед иконой.

Стоит обязательно посетить ближайшую церковь, чтобы послушать красивые тексты, где раскрывается личность пророка Симеона, выполненное для него обещание ангелов, когда старцу дали огромную честь – увидеть первое явление Спасителя.

Если говорить о продолжительности мероприятия, то Сретение долгое – его празднуют целых 8 дней, начиная с предпразднования (14 февраля), заканчивая отданием праздника 22 февраля.


Священники тщательно готовятся для Сретения – они все будут в традиционных белых одеждах и перед самым началом торжественной мессы пройдут красиво, держа свечи. Затем будет сам обряд, с активным участием всех прихожан. Они поют за священниками песни, где пересказываются слова Симеона, произнесенные при виде младенца. Заканчивая обряд, священники обязательно окропят всех присутствующих святой водой.

Многие верующие считают Сретение важным праздником таким же как и , ведь для них это первая весточка о прибытии Спасителя, началу его долгой и наполненной событиями жизни. Мастера посвящали Сретению множество картин, расписывали иконы, чтобы запечатлеть встречу.

Интересно, что многие полагают встречу старца с маленьким ребенком символической. Это как передача эстафеты от Ветхого завета, который представлял Симеон к новому, что миссия Моисея вместе со смертью Симеона уходит спокойно в вечность, зная, что верующие в хороших руках.

Сретение обычным людям

Религия для любого народа занимает особое место и споры о ней наверняка не стихнут еще долгие годы. Одни пытаются объяснить появление мира опираясь на ученых и космическую теорию, другие свято верят в присутствие Творца, как единого Разума, наполняющего все вокруг. Третьи стараются не вникать в религиозные споры и только наблюдают, не поддерживая никого.


Праздники же занимают отдельное место. Ведь неважно, кто и во что верит, отдохнуть хочется всем. Тем более, если нужно наряжать елку или сжигать чучело – почему нет? Для предков религия была ответом на самые значимые вопросы, она давала надежду, ведь люди жили настоящим, не зная, куда все уйдет потом, что происходит сейчас в другой стране или происходило ранее. Они учили своих детей, передавая так традиции, чтобы вековые привычки не ушли следом за умершими родителями.

Если говорить о верующих, то Сретение для них важный, светлый праздник, возможность прославить Христа, окунуться на мгновение в события давно ушедшего времени. На миг представить себя в том храме, когда Дева Мария заносит маленького Иисуса, впервые увидевшего мир за стенами дома. И как улыбается старец Симеон, понимая, что вот, его долгие поиски закончились. Спаситель пришел. И все теперь будет хорошо.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх