Как развить воображение. Как развить творческое воображение

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Кто из нас, серьезных взрослых, ни разу не фантазировал? Да никто. Все мы в детстве мечтали. Даже если сейчас все эти процессы задвинуты далеко-далеко, в детстве каждый придумывал какое-то невероятное космическое путешествие, прекрасного принца на единороге или управление машиной времени. Для маленьких нас фантазии были очень важны, благодаря им каждый имел какую-то заветную тайную мечту, к которой стремился. Стремления поменялись, но стали ли взрослые счастливее? Вряд ли. Почему же не пофантазировать немного и серьезным взрослым?

Что такое фантазия?

В психологии под фантазией принято понимать деятельность психики, связанной с воображаемыми, нереальными представлениями. Это, можно сказать, импровизация нашего мозга. Сразу стоит оговориться, что понятия фантазии и хоть и очень близки по значению, но не являются одним и тем же. Если воображение оперирует чем-то или кем-то реальным, то фантазия основана на нереальных, полностью выдуманных представлениях. Например, представление себя на фоне статуи Свободы – это воображение, даже если вы никогда не были около нее. А вот представление себя летящим на клювокрыле к статуе Свободы – это уже фантазия.

Многим кажется, что фантазию, как и воображение, нужно развивать лишь детям, чтобы адекватно адаптироваться к окружающей действительности. Но это не совсем так. Любая нереальная мечта движет человеком и позволяет ему создавать нечто новое. Только благодаря фантазии изобретатели явили миру лампочку, телевизор, машины и все остальные достижения человеческой мысли. Только благодаря ей у нас есть музыка, литература, кинематограф, фотография и т.д. Все созданное руками и мыслями человека когда-то было всего лишь чьей-то неосуществимой, казалось бы, фантазией.

Как развить фантазию?

Способов, как развивать фантазию, много. Не нужно бояться пробовать различные методы и упражнения, поскольку лишними они точно не будут, особенно . Интересное времяпрепровождение они гарантируют всем фантазирующим. Все методы подходят для малышей и для взрослых. Однако родителям следует помнить, что ребенок не должен полностью погружаться в свои фантазии, иначе это помешает ему контактировать с реальными окружающими, а также представления малыша не должны граничить с бредом, хотя в этом вопросе категории достаточно условны.

Игры как способ развития фантазии.

Для развития фантазии полезны упражнения, провоцирующие на придумывание чего-то нестандартного.

Например, упражнение «Стул» (или «Тумбочка», или «Степлер», это не так важно). Участникам нужно придумать как можно больше применений соответствующему предмету, причем такие применения как «посидеть» или «отдохнуть» должны отбрасываться сразу. А вот варианты «сделать пушку» или «отгонять пришельцев» вполне подойдут.

Еще одно подобное упражнение заключается в придумывании способа создания того или иного предмета. Например, стул можно сложить из монеток, слепить из растаявших шоколадных конфет и т.д.

На бумаге можно нарисовать одинаковых или разных закорючек, кружков, треугольников. Играющие должны дорисовать каждую из этих фигур до чего-то законченного.

Использование словесных упражнений.

Такие упражнения бывают самые разные. Кстати, их можно придумывать самим.

  • Соединение частей слов. Например, берем половинки от слов «розетка» и «телевизор» и получаем: «розевизор». А дальше этому «розевизору» нужно придумать описание, назначение и небольшую историю. Такие упражнения хороши тем, что не вызывают никаких подсознательных мысленных реакций – получается абсолютно новое понятие.
  • Оглаголивание существительных. Если взять два предмета и один из них сделать действием, то можно получить различные интересные словосочетания: «диванить телефон» или «телефонить диван», «нитить ковер» или «коврить нить» и т.д. И это еще не все – потом нужно описать все эти странные на слух действия.
  • Соединение образа одного предмета и действия другого. Берем два предмета, например, телефон и кружку. Представляем действие одного и другого: по телефону мы звоним, а из кружки пьем. Соединяем действие с образом: «телефон пьет из кружки» или «кружка звонит по телефону». Благодаря таким абсурдным предложениям развивается фантазия, ведь дальше нужно придумать целую историю: кому звонит кружка и почему телефон вдруг захотел пить.

Творческая деятельность.

Даже если уроки труда в начальной школе давно закончены, рисование никогда не было любимым предметом, а процесс написания стихов всегда заканчивался, толком не начавшись, из-за вечно отсутствующей музы, иногда можно сделать что-то творческое. Вместе с ребенком или самостоятельно надо взять краски, кисти и начать рисовать. Рука сама создаст нечто на листе бумаги. Если получится что-то загадочное или нереальное, можно затем придумать историю про героя рисунка. Точно также можно лепить, шить, писать сочинения, песни или стихи, играть на гитаре, подбирая аккорды на слух.

Воображаемый друг.

Почти у всех малышей был воображаемый друг. Это могло быть какое-то животное, сказочное доброе чудовище, воображаемый ребенок или взрослый. Вместе с ним малыш мог придумывать какие-то игры, разыгрывать ситуации, совершать целые путешествия. Почему бы и взрослым не придумать себе кого-то, с кем не стесняясь можно нафантазировать самых небывалых чудес? Чтобы это было еще и полезно в реальной жизни, можно наделить своего воображаемого приятеля качествами, которых нет у самого взрослого, и советоваться с ним, как поступить в той или иной ситуации. Это будет более объективный взгляд на ситуацию со стороны, что в некоторых случаях очень помогает.

Придумывание сюжетов.

Чтобы и разнообразить свою повседневную жизнь, можно наполнить ее различными интересными сюжетами. Мало того, что можно придумывать окончание книг, дочитав лишь до половины, или новых поворотов в кино, остановившись на самом интересном месте, даже то, что в жизни кажется неприятным, благодаря развитию фантазии станет приносить удовольствие.

Идя с утра на работу, можно посмотреть в лица прохожих, не забывая придумывать им интересную судьбу или профессию. Только они действительно должны быть интересными, например, обычная старушка в берете, которая толкается в метро, может стать владелицей несметных сокровищ, закопанных где-то на необитаемом острове, а спящий парень в наушниках на самом деле работает по ночам истребителем вампиров. Еще одним способом для развития фантазии может стать придумывание детства или старости случайных прохожих или попутчиков. Это очень увлекательное занятие, которое работает еще и на улучшение коммуникативных навыков.

Если научиться придумывать такие истории и биографии, можно в фантазиях представлять злого начальника милым карапузом в детстве или в смешной шапке. Относиться к нему негативно потом уже не получится, а значит, отношения улучшатся. Да и надоевшую работу можно воспринимать как квест или миссию, чтобы не терять мотивацию.

Фантазии и мечты необходимы всем, чтобы не стать бездушными роботами, выполняющими все по одному и тому же алгоритму изо дня в день. И только фантазирующим представителям общества удастся создать еще немало предметов искусства и совершить открытия в разных областях.

Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

Например, как вставить батарейку в часы, мышь, калькулятор, как закрывается крышка кастрюли, как гайка закручивается на болт. Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора. Примеров использования воображения гораздо больше.

Воображение разделяется на четыре вида, каждое и которых значительно отличается от других:

  1. Активное воображение – человек по собственному желанию рисует, строит образы у себя в голове.
  2. Пассивное воображение – это возникающие неожиданно образы, независимо от желания человека.
  3. Продуктивное воображение – это воображение, в котором реальность преобразуется творчески.
  4. Репродуктивное воображение – это воображение, восстанавливающее реальность в том виде, в каком она есть. Здесь есть место фантазии, но больше работает память и восприятие.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Так создаются продукты творческой деятельности.

Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством. Например:

    Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Или может вам нужно его поддерживать? Тогда вам стоит заняться развитием творческого воображения.

    Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

    Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

Развитие воображения у детей

Примерно к 5ти годам ребятишки имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа.

Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка.

И если вдруг получилось так, что ваш ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.

Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его "коняшку", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав что-то типа: “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

Развитие творческого воображения ребенка

Детский возраст – возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики.Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире. Книги – отличный помощник для развития творческого воображения ребенка. То, что показывает фильм, ребенок, как и любой другой человек, создает в своем воображении сам.

Можно поупражняться с ребенком на развитие творческого воображения. Дайте ребенку героев, о которых он знает.

Попросите ответить его на следующие вопросы:

  1. в чем суть каждого из героев?
  2. какие у них черты характеры?
  3. какие сильные стороны?
  4. что хорошее они делают?
  5. Чего не хватает в характере и вообще каждому из героев?

А попросите его придумать историю с этими персонажами. Если будет сложно – подтолкните, начните историю за вашего ребенка.

Упражнения для развития воображения у ребенка

    Упражнение 1. Предложите ребенку обвести свои ладошки на бумаге краской или карандашом. Это будет основой их последующего рисунка. Пускай ребенок пофантазирует и дорисует что-нибудь. Например, дерево (лес) или бабочку или цветы, животное…

    Упражнение 2. Дайте ребенку на выбор 3 краски, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг для друга. И пусть он зарисует весь лист. Что напоминает этот рисунок?

    Упражнение 3. Попросите ребенка капнуть краской на середину листа. Затем пусть сложит лист пополам. После разворачивания на листе останутся различные кляксы. Пусть ребенок подключит свое воображение и скажет на что похожа каждая из них, что она напоминает.

    Упражнение 4. Дайте ребенку листы с не дорисованными изображениями и предложите дорисовать их.

Воображение ребенка сыграем большую роль, возможно, вместо предполагаемого ответа он изобразит что-то необычное и подходящие под начальный незаконченный рисунок.

Это будет результатом его прекрасно работающего воображения. Бывает, что ребенку нужно помочь, поэтому не расстраивайтесь, если сходу не получится. Это нормально и значит, что нужно с ребенком позаниматься, чтобы он натренировался, ведь впереди у него будет тонна сложных и интересных задач (математика, физика, геометрия, жизненные ситуации и так далее.), при решении которых потребуется использовать воображение!

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста разделяют на три стадии.

    1 стадия – огромное количество вымысла и фантазий. Так как в этот период закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия длится до трех лет.

    2 стадия – совместная работа фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достичь результата во время какой-либо задачи. Стадия длится до пяти лет.

    3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и творчества. Фантазии становятся более активными и практически применимыми.

Упражнения для развития воображения у дошкольника

    Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите классическую музыку. Спросите, что ребенок представил во время прослушивания этой музыки. Помимо классической музыки можно использовать современную музыку, чем больше будет разнообразия, тем лучше.

    Упражнение 2. Это упражнение выполняется с несколькими детьми. Включите какую-нибудь музыку со словами или без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А остальные дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого упражнения развивается воображение у всех детей.

    Упражнение 3. Это упражнение отлично подходит для развития творческого мышления:

Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, потому что можно погулять», а цель ребят продолжить цепочку, например: «выйти на улицу – хорошо, потому что полезно погулять. Погулять хорошо – потому что полезно. Полезно гулять – потому что прекрасная погода на улице. Прекрасная погода – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – хорошо потому что ясно. Ясно – потому что нет дождя. Нет дождя – потому что тепло.»

Игры на развитие воображения

Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!

Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.

Игра «сложная сортировка»

Игра «сложная сортировка» - отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.

Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

Игра «матрицы цвета»

Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!

Зрительный поиск

  1. Развивает произвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

Игра «Фланговая задача»

На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!

Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

Средства развития воображения

Жизненный опыт – вот главное средство развития воображения. Общайтесь с различными людьми, принимайте участие во всяких соревнованиях, мероприятиях, найдите свое хобби, но не ограничивайтесь одним!

Чтение – одно из лучших средств развития воображения. Чтение открывает мир воображения и интересных сюжетов. Чем круче сюжет, чем увлекательней книга, чем ярче описания – тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже ели еще не успели дочитать до конца, вы можете представить, что будет дальше. А потом уже сравниваете по ходу чтения насколько хорошо представились будущие события в произведении. Если вы ошиблись – это не плохо, потому что угадать сюжет полностью практически невозможно, зато тот опыт, который вы получаете вовремя воображения – бесценен.

Фантастика – лучший жанр, для развития воображения и креативности. Потому что фантастика наиболее яркий жанр, нежели другие.

Запишитесь на наш курс развития скорочтения . В этом курсе мы будем не только ускорять скорость чтения и развивать память на запоминание, но и выполнять специальные упражнения на синхронизацию полушарий мозга и тренировку воображения, чтобы добиться максимального результата! В курсе будет даже затронута тема питания и образа жизни.Записаться на курс

Развитие мышления и воображения

Мышление и воображение тесно связанны друг с другом. Воображение можно считать мышлением, только это мышление выше реального, оно переносит вас в другой мир, мир фантазий. Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.

Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осознанность. Также мышление может становиться более точным, детализированным и позитивным.

Как развивать мышление?

    Делайте записи и рисунки . Возьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

    Рассказывайте свои мысли . Полезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

    Обсуждайте . Обсуждение мыслей довольно таки эффективная вещь. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

    Следите за речью . Мышление и речь тесно связанны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.

Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

    Обратите внимание на чужую речь . Проще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

    Совершенствуйте навык работы с текстами . Анализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Итог

В этой статье мы узнали, что такое воображение, как его развивать взрослым и детям, какие упражнения использовать и так далее. А также как воображение можно использовать в практических целях.

Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие предметы или воссоздает в памяти то, что когда-то видел. То есть на основе старого опыта мы создаем нечто новое именно благодаря фантазии и воображению. Но чем же одно отличается от другого?

С помощью воображения мы представляем, объединяем и изменяем то, что когда уже видели, то, что в принципесуществует в мире. Фантазия же помогает нам создать в сознании нечто новое, нереальное, то, чего еще никто не видел и чего не бывает. Тем не менее, и первый, и второй процесс основывается на человеческом опыте, чем он богаче, тем активнее функционирует фантазия и воображение.

Воображение разделяют на три основных типа:

  1. Воссоздающее воображение : представление тех или иных предметов или явлений по алгоритму. Так, например, работает наше воображение, когда мы читаем книгу. Мы представляем именно те образы, которые описываются в повествовании, в стихах, песне и тому подобное.
  2. Творческое : создание образов без алгоритма самостоятельно. Именно творческое воображение важно развивать у детей.
  3. Неуправляемое воображение : мы часто наблюдаем такой процесс у детей. Они просто рассказывают всякие небылицы, которые абсолютно не связаны логикой или последовательностью.

Почему фантазирование не может помочь при решении реальных задач?

Все потому, что фантазируя, ребенок рисует свой собственный мир, а значит и задачи он придумывает сам. При их решении, он может придумать способ, который невозможно реализовать в реальном мире , а значит, если перед ребенком поставить серьёзную задачу, он не правится с ее решением, ведь будет предлагать абсолютно фантастические варианты ответа. Решение взрослых задач тоже требует творческого подхода, однако у такого подхода должны быть некоторые ограничения, а фантазия, как известно, таких границ не имеет. Поэтому фантазирование нужно ребенку, но впоследствии нужно учить малыша им управлять.

Фантазия или глупость?

Можно ли как как-то отделить фантазию от глупости? Любая фантазия, которая начинает приносить вред или просто неверна, может называться глупостью. То есть глупость - это нецелесообразный, вредный, неразумный поступок или такая же мысль. Естественно, в зависимости от возраста человека, критерии разграничения фантазии и бреда несколько смещаются.

Всегда ли фантазирование - это хорошо? Стоит ли ограничивать фантазии детей, или они всегда идут только на пользу?

Фантазии ребенка нельзя рассматривать как ложь, ведь, когда он рассказывает свои небылицы, ему абсолютно все равно, реально ли это событие или нет, ему интересен сам процесс сочинения. Самое главное в процессе фантазирования, это то, что детский мозг способен создавать новые интересные образы, генерировать идеи, активно впитывать опыт, чтобы создать что-то новое.

Однако родителям все же нужно прислушиваться, о чем конкретно зачастую фантазирует ребенок . Если все его истории посвящены его вымышленным друзьям, может так он пытается рассказать вам о своем одиночестве? То есть фантазии ребенка могут быть и сигналом о помощи, который вы обязаны услышать.

Зачем ребенку развивать фантазию и воображение?

Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения» . Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение.

Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия - залог оригинального нестандартного мышления , что в свою очередь способствует более легкому решению задач.

Любому ребенку сложно действовать и думать по правилам, поэтому нужно вдохновлять ребенка мыслить нестандартно, фантазировать. Ни в коем случае не критикуйте ребенка за «выдумки».

Начиная с самого младшего возраста, игра - основной способ ребенка накапливать опыт, адаптироваться в обществе. Именно в игре он учатся мышлению, а значит, с самого детства нужно помогать им развивать воображение. Пусть создают собственные миры, генерируют идеи и образы.

Как же правильно развивать детское воображение?

Основные правила развития творческого мышления:

  • Чем богаче человеческий опыт, тем активнее работает воображение и богаче фантазия. Именно поэтому нужно помогать ребенку накапливать жизненный опыт, впитывать в себя все события и явления, которые происходят вокруг него. Именно на основе увиденного и услышанного ребенок будет потом создавать новые образы и идеи. Эрудированность ребенка так же является гарантией того, что он станет творческим человеком.
  • Основой для фантазий может служить и чужой опыт. То есть можно воображать то, чего никогда не видел, но читал или слышал об этом. Разумеется, этому тоже надо учиться и тренировать такие умения.
  • Фантазии и эмоции находятся в обоюдной зависимости. То, чем мы наполним воображаемые образы, будет зависеть от нашего эмоционального состояния и наоборот, то, что мы вообразим, повлияет на наше настроение. Поэтому эмоции и чувства - это мощный двигатель фантазии.

Способы развития фантазии

Для того чтобы успешно сформировать и развить воображение и фантазию у малыша, вам необходимо знать основные способы и приемы развития творческого мышления. Итак, что нужно делать, чтобы ребенок учился мечтать?

(3 голоса : 5 из 5 )

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, скажем, но тоже на основе реальных знаний.Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

Способы развития фантазии и воображения

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

  • в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
  • в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
  • в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов и др.).

Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.

Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

Приемы развития фантазии и воображения

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.

Ниже рассмотрено 35 приемов фантазирования:

1. Увеличение — уменьшение.

Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

Приведем игры-беседы для освоения приема «увеличение — уменьшение».

1.1. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»

— Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
— Хотела бы уменьшить домашние задания.
— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

1.3.Что будет, если у нас удлинится на время нос?

— Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
— Это хорошо, а что в этом плохого?
— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.

— Какого тогда ты будешь размера?
— А сколько килограмм ты будешь весить?

— А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?
— Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!
— Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!

Относительно веса — это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого?

Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»;
в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.

— Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.
— Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.
— Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.
— Человек покрыт перьями.

Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).

2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.
Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (фигурально говоря — красная бы лампочка загоралась в этом случае).

2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?

2.3. Сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром? Многие, наверно, из дома бы не вышли.

3. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете — оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

— Человек не спит.
— Человек не чувствует боли.
— Человек потерял вес, обоняние.

Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиям приведет их потеря.

5. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приеме — это воспитание эмпатии — умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.

6. Антропоморфизм.

Антропоморфизм — это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов — одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. — Братец мой,
— Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной…

Здесь Пушкин наделил месяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.

Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.
— В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

Придумайте не менее 10 примеров подобных превращений.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать и т. д.

Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Держи, Маша, большую конфету», или «Дарю тебе часть своего сердца», «Я дарю тебе бельчонка», «Это стеклянный шарик, не разбей его», «Это кактус, не уколись».

9. Оживление умерших людей, животных, растений.

Например:

— Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
— Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно «оживить» все виды вымерших животных и людей!

Предложите 10 вариантов такой игры.

10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок.

— Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать и он оживет.

Придумайте продолжения сказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Руслан не отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не расплавился, Онегин не убил Ленского.

Предложите 10 вариантов такой игры.

11. Оживление героев художественных картин и скульптур.

Ожили персонажи картин известных художников — бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.

Назовите 10 картин известных художников и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили.

12. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную («Открывает Щука рот»); «Серый Волк ей верно служит»; храбрый заяц; трусливый лев.

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

13. Метафора.

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд». Вот отрывок, составленный из одних метафор:

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелье
И четки мудрости златой.
А. С. Пушкин

Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.

14. Дайте новое название картине.

Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

Приведите 10 новых названий старых известных картин.

15. Фантастическое объединение.

Фантастическую, то есть невероятную идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.

16. Фантастическое дробление.

Вспомните сюжет замечательного романа «Двенадцать стульев» или сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий начал размножаться.

Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка.

17. «Как мне повезло».

Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Придумайте 10 вариантов такой игры.

18. Прием ускорение — замедление.

Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: «Что будет, если», «Что произойдет, если».

— Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать.

— Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек) Задание. Предложите три-четыре сюжета, связанные с указанным приемом.

19. Ускорение и замедление времени.

Темы фантастических рассказов.

С и т у а ц и я 1. Ты изобрел хронодин — устройство, с помощью которого ты можешь по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их.

С и т у а ц и я 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь.

Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа и все это непредсказуемо для учительницы и учеников. Начал есть торт, а время ускорилось в 1000 раз! Обидно! Как жить в таком мире?

С и т у а ц и я 3. Ты изобрел хронотур (тур — это движение по кругу) — устройство, с помощью которого ты можешь повторять события, омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины.

— Кого бы ты омолодил и на сколько лет?
— Какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?

Задание. Предложите несколько сюжетов, использующих приведенные приемы.

20. Машина времени.

У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

«Домашний вариант»: сидя дома, вы глядите в «Зеркало времени» или мысленно делаете снимки «Фотоаппаратом времени» или «Кинокамерой времени» или «Волшебным глазом». Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.

— Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
— Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
— Как жили динозавры?
— Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом.
— Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
— Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
— Поговорить со своим будущим сыном.

Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени.

21. Хроноклазм.

Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:

— Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?
— Что надо бы было изменить в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло?

Например:

— Я потерял ключи. Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи.
— Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?

— Что можно менять в прошлом? Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживой природы, окрестности.

Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин — это замечательные приемы фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.

Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
(Отправился искать невесту в прошлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)

22. Метод Л. Н. Толстого.

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

23. Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

Придумайте фантастическое растение.

— На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.

— На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты». В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски — «прекрасная дама») принадлежат к одному семейству — пасленовым.

— На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.

— Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.

— На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.

— Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

24. Придумайте фантастическое сооружение.

Здание будущего: изнутри наружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В здание не может проникнуть существо (человек, собака..) с вредными для хозяина дома намерениями.

Какими качествами должен обладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз каждый час?

25. Придумайте новый вид транспорта.

Идеи изобретений:

— На человека направляют мезонно-гравитационно-электромагнитный луч, который человека расщепляет на атомы, запоминают их взаимное положение, передают по атому в нужное место и там собирают в прежнем порядке. (Разберите ситуацию: программа сборки человека испортилась, но этого не заметили! Как собрали человека? А если перепутали атомы нескольких человек?)

— Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта.

— Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение!

26. Придумайте новый праздник или конкурс.

— Праздник цветов. У всех на щеках нарисованы цветы. В этот день можно разговаривать только на китайском языке цветов.

— Праздник прилета ласточек.

— Праздник первого комара.

Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например. «Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие»; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием, придумать невероятную историю.

27. Придумайте драматический сюжет.

— Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?

— Человек заблудился, случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там 7 лет. Как он там жил? Что ел, во что одевался?.. (Через пять лет он разучился говорить и т. п.)

28. Придумайте новую фантастическую игру.

Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.

— Шахматные фигуры сделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть.

— Игра «Съедобные шашки». Они действительно становятся съедобными, но только после того, как будут честно выиграны. Придумайте, какими особенными свойствами будет обладать выигранная дамка и запертая шашка?

— Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятся вертикали.

— Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру — одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно.

— Супершахматы. Вместо шахматных фигур — кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника.

29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать — и любое, но только доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.

Вот тест на проверку доброжелательности.

Скажите детям, что в течение часа они могут делать с людьми все что угодно, и хорошее и плохое. Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло?

Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите не менее 10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).

30. Вы стали обладать даром телепатии.

Телепатия — передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств. Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять людей делать то, что хочется вам. Как вы используете этот дар?

31. Метод Нади Рушевой.

Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать. Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная девочка Надя Рушева.

Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных: Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков и рисовала, рисовала, рисовала. Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и «парения» линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять тысяч замечательных рисунков! Занимаясь в детстве балетом, она знала, каким огромным трудом достигается эта «легкость парения». Этот замечательный, но не популярный способ называется: трудолюбие и упорство!

32. Метод «РВС».

РВС — это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость.

Надо отметить, что метод «РВС» — это частный случай более общего метода «уменьшение — увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады. Такие мысленные эксперименты «размывают» привычное представление об улучшаемой системе, делают ее «мягкой», изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют «методом проверки на монстра», или «методом предельного перехода», или «методом усиления противоречий».

Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.

Есть еще метод «супер-РВС», когда просматриваются предельные переходы одновременно нескольких характеристик. Такие «удары по подкорке» могут высечь кое-что нестандартное. Например, что будет с системой, если система будет иметь минимальную стоимость, но максимальный размер и вес и т. д. Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.

33. Метод переноса свойств.

Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов.

Алгоритм очень прост.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже — предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.

Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.

Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Электрическая лампочка — светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.
Воздушный шарик — летает, надувается, не тонет, отскакивает.
Телевизор — показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:

Кукла светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!

Кукла всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой куклой положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму — и кукла будет подогревать воду для рыбок.

Она прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.

Перегорает. Понятно, надо, чтобы у нее были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Кукла-конструктор.

Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.

Летающая кукла. Кукла-ангел, с крылышками. Кукла-лебедь, стрекоза, парашютистка, белка-летун или летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.

Надувная кукла. Можно сделать стройную или толстую Барби, можно сделать плоскую для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. С надутой куклой можно играть в ванне, учиться плавать.

Что дает сравнение с телевизором.

Пусть кукла каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, асаны йоги.
Пусть возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.

Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.

Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.

Предложения, развивающие метод.

Детям очень нравится, когда «в фокус» помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.
Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.
Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков.

До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.

Лучшие выдумки надо похвалить.

34. Комбинация приемов.

«Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет — совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смело мыслящему человеку.

Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования. Что получится?

35. Красивые древние фантазии с превращениями.

В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.

Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.

У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращен в цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.

Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.

Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных) соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном искусстве Дафну (Дафнию) изображали в момент, когда, настигаемая Аполлоном, она превращается (прорастает) в лавр.

Отчаянный юноша Фаэтон не сумел справиться с конями солнечной упряжки своего отца, бога солнца Гелиоса, за что был поражен молнией Зевса. Гелиады, сестры Фаэтона, так горестно оплакивали смерть брата, что боги превратили их в тополей, листья которых всегда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх