Какие проблемы в балтийском море. Весман А.В. Современные проблемы Балтийского моря

Мастерская

«Экологические проблемы Балтийского моря»

Цель: Рассмотреть основные экологические проблемы Балтийского моря и разработать

Пути решения данных проблем и программу действий на ближайшие несколько лет.

Задачи:

Образовательные:

  1. формирование аналитических навыков при работе с текстом;
  2. развитие навыков целевого отбора материала и создания монологического высказывания;
  3. формирование коммуникативной компетенции у учащихся.

Развивающие :

Развитие

  1. критического и образного мышления;
  2. читательского интереса обучающихся;
  3. творческих способностей и воображения;
  4. личностной рефлексии

Воспитывающие :

  1. формирование духовно-нравственных и коммуникативных качеств личности, самостоятельности, толерантности и креативности.

Оборудование : мультимедийная презентация, проектор, листы бумаги, задания.

Форма работы : групповая.

Тип урока : мастерская.

Ход мастерской:

Подготовка кабинета:

  1. Расставить столы для работы в группе;
  2. Разложить на столах листы бумаги, карандаши и ручки;
  3. Настроить проектор для показа презентации.

Проведение урока:

  1. Ученики делятся на 6 групп и рассаживаются на подготовленные места;
  2. Вступительное слово учителя.
  1. «Индуктор» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос ) создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. включение в работу.

На экране выведены названия Балтийского моря на разных языках. О каком море идет речь?

В Повести временных лет названо Варяжским морем.

  1. английское : Baltic Sea
  2. Латинский : Oceanus Sarmaticus (Сарматский океан) - по данным Географии Птолемея (кн.3, гл.5, 1): греч. Σαρματικων .
  3. датское : Østersøen (Восточное море)
  4. немецкое : Ostsee (Восточное море)
  5. латышское : Baltijas jūra
  6. литовское : Baltijos jūra
  7. польское : Morze Bałtyckie
  8. финское : Itämeri (Восточное море) - исключение; название является калькой со шведского названия (на самом деле море находится к западу и югу от Финляндии)
  9. шведское : Östersjön (Восточное море)
  10. эстонское : Läänemeri (Западное море)
  11. Древнескандинавское: Eystrasalt или austan haf (Восточное море)
  1. Самоконструкция.

Какие ассоциации вызывает у вас название « Балтийское море»? Какие картины рисует воображение?

Ребята называют любые характеристики, связанные с этим понятием, а учитель записывает их на листе ватмана или на доске. А теперь, используя презентацию, подведем итог нашим представлениям, и, возможно, добавим новые характеристики.

Что бы вы хотели добавить к вашим ассоциациям?

  1. Социоконструкция – работа в группе.

Сегодня мы примем участие в заседании Хельсинской комиссии (ХЕЛКОМ), деятельность которой направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и поразмышляем об экологических проблемах Балтийского моря. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.

Каждая группа получает пакет документов: краткая справка о работе ХЕЛКОМ, характеристика одной из экологических проблем Балтийского моря (см. приложение), чистые листы бумаги для создания кластера (графический способ организации материала в виде блоков идей ) своей программы действий

  1. Социализация – предъявление созданного интеллектуального продукта участниками занятия, выступление группы перед аудиторией. Создание общего кластера «Экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения».
  1. Рефлексия – этап мастерской, в котором происходит отражение чувств, ощущений, анализ собственного состояния и интеллектуального уровня развития. Ребятам предлагается написать свои ощущения, а желающим озвучить их всему классу.

Заключительное слово учителя:

Сегодня у нас была уникальная возможность познакомиться с деятельностью Хельсинской комиссией, которая направлена на защиту морской среды Балтийского моря от различных источников загрязнений. Попробовали кратко рассмотреть экологические проблемы Балтики, а, главное, смогли разработать свои программы действия по решению этих проблем. Спасибо за качественную, продуктивную работу! Желаю вам успехов и удачи во всех ваших начинаниях! Благодарю за урок.

ПАМЯТКА:

  1. Внимательно прочитайте текст «О ХЕЛКОМ» и развернутую информацию по предложенной вам экологической проблеме Балтийского моря;
  1. Обсудите в группе суть проблемы: выясните её причины и последствия;
  1. Каковы возможные пути решения экологической ситуации? P.S. Не забудьте, что вы представители «ХЕЛКОМ».
  1. Изобразите на карте Балтийского моря символами или опишите словами причины, последствия и пути решения данной экологической проблемы;
  1. Обоснуйте свои выводы и решения.
  1. Придумайте плакат: «Мы выступаем против…»

Или «Мы выступаем за…»

О ХЕЛКОМ

Деятельность Хельсинской комиссии или ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и реализуется в рамках межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии.

ХЕЛКОМ является руководящим органом «Конвенции по защите морской среды Балтийского моря», известной под названием Хельсинская конвенция.

ХЕЛКОМ видит в будущем окружающую среду Балтийского моря как среду благоприятную для здоровья человека с разнообразными компонентами, сбалансировано функционирующими и оказывающими поддержку обширной экономической и социальной деятельности человека.

Для достижения этой цели прибрежные страны объединили свои усилия для совместной деятельности в рамках Хельсинской комиссии, действующей в качестве:

Инициатора реализации экологической политики для района Балтийского моря посредством разработки общих экологических целей и мероприятий для их выполнения;

Экологического центра по предоставлению информации о состоянии морской среды; эффективности предпринимаемых шагов по её защите; совместных инициативах и позициях, которые формируют основу для процесса принятия решений в рамках других международных форумов;

Органа для разработки соответствующих специфических потребностей Балтийского моря, своих собственных Рекомендаций, а также дополнительных Рекомендаций к мерам, предпринимаемым другими международными организациями;

Органа надзора, предназначенного для обеспечения выполнения экологических стандартов всеми странами Балтийского моря и странами его водосборного бассейна;

Координационного органа, организующего многосторонние ответные действия в случае возникновения крупных морских инцидентов.

Уже в течение трех десятилетий деятельность ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря и, хотя она привела к улучшениям в различных областях, но ещё много предстоит сделать.

«Ваша группа – члены ХЕЛКОМ. Какая из проблем экологии Балтики является наиболее важной и требует решения в первую очередь (научного, материального, социального, политического и т.д.)? Аргументируйте свой ответ и предложите пути решения данной проблемы, т.е. выработайте программу действия на несколько ближайших лет. Умейте обосновать каждое свое утверждение, иначе приоритет отдастся проблеме, которую представляют другие представители ХЕЛКОМ (другие группы)».

Эвтрификация вод Балтийского моря.

За 70 лет экологическая ситуация на Балтийском море резко ухудшилась, и по прогнозам специалистов при сохранении таких же темпов загрязнения уже через 10 лет воду нельзя будет использовать в пищевых целях, а фауна рискует исчезнуть навсегда.

Этим летом мы все ещё раз имели возможность убедиться, как далеко зашёл процесс ЭВТРИФИКАЦИИ – накопление в водах биогенных элементов под воздействием антропогенных или природных факторов, проявившаяся в «цветении» воды из-за массового развития сине-зеленых водорослей, уменьшении прозрачности морской воды и, как следствие, снижении биологического разнообразия. Бурно размножающиеся водоросли при распаде потребляют много кислорода, в результате чего кислорода на дне становится все меньше, а при дефиците кислорода вещества разлагаются, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. Сейчас концентрация сероводородных зон на дне крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской настолько велика, что там не может существовать не один живой организм. Также, нехватка кислорода лимитирует рост и развитие живых существ на дне, что, в конце концов, уничтожает пищу для рыб. Разнообразие форм жизни в Балтийском море уменьшается, так как на настоящий момент отдельные участки морского дна мертвы, а некоторые биотопы (относительно однородные участки биоценоза ) полностью уничтожены. Это, в свою очередь, привело к уменьшению численности особей одних видов, в то время, как численность других неконтролируемо увеличивается.

Кроме того сине-зеленые водоросли во время своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека. Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии. Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации.

Эвтрофикацию вызывают:

Сточные воды;

Фосфор и азот, составляющие отходы сельского хозяйства и рыболовства, которые поступают в результате смыва удобрений с полей и с коммунальными стоками городов, отходами некоторых предприятий.

По уровню выброса в Балтийское море азота доля Польши составляет 27% от общего объема выбросов 9 стран, входящих в Балтийский регион. На втором месте находится Швеция – 17%, и затем Россия - 14%. По уровню сбросов фосфора Польша также лидирует – 35%, на долю России приходится 17%. Прежде всего такая разница связана с развитым в Польше сельским хозяйством. В реку Вислу попадает множество вредных веществ, а затем они выносятся в море. Международная конференция, с учетом развития производства стран, выработала нормы допустимых сбросов. Для России они составили 2,5 тонн фосфора и около 7 тысяч тонн азота. Самые высокие нормы даны Польше, так ежегодный выброс азота составляет более 60 тысяч тонн.

Только городская система канализации Санкт-Петербурга ежегодно сбрасывает в акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн.куб.м сточных вод, хотя в европейской части на данный момент, город имеет одни из лучших очистительные сооружения.

Значимая проблема Балтийского моря – загрязнение воды нефтью.

Балтийском море. Здесь обнаружены нефтяные пленки, растворенные нефтяные углеводороды (НУ), эмульсии, нефтяные агрегаты. Ежегодно в море попадает 20-70 тыс. т нефти. Значительное количество НУ поступает с суши по рекам с промышленными, бытовыми, ливневыми стоками. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов, отравляющие их или поступающие в пищевую цепочку.

Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. В последнее время значительно увеличилось количество нефти, поступающей в море в результате аварийных разливов. С 1969 по 1995 г. в Балтийском море зарегистрировано 39 крупных аварий, когда выбросы нефти составляли 120 т и более от каждой. В среднем в год в Балтийском море происходит около трех аварийных разливов по 225 т каждый.

Серьезными источниками загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся транспортировкой и утилизацией нефтепродуктов. Вероятно, потери нефти, связанные с аварийными ситуациями, будут увеличиваться, так как в нынешнем десятилетии объемы нефтеперевозок, по предварительным расчетам, могут возрасти до 177 млн т в год. Каждый год в Балтику попадает до 600 тысяч тонн нефти, в результате чего у побережья сопредельной Швеции содержание в воде нефтепродуктов превышает нормы в десять раз. Интенсивность движения судов грузоподъемностью до 5000 т, перевозящих нефтепродукты, составляет 8-10 судов в сутки, а годовой грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн.тонн. Многие суда, используемые для перегрузки нефтепродуктов, устарели, так как используются более 20 лет и не отвечают требованиям международной экологической безопасности. Уровень загрязнения заметно выше вдоль трасс нефтеперевозок, в местах интенсивного судоходства, в прибрежных акваториях и вблизи крупных городов. Интенсивность судоходства в восточной части Финского залива уже является одной из самых высоких в Мировом океане. За последние 10 лет грузооборот увеличился в несколько раз. Это связано с тем, что на берегах Финского залива создаются новые порты. К 2010 году общий риск разливов нефти на Балтийском море увеличился дополнительно на 40%, а в районе Финского залива – на 100%.

Нефтяные углеводороды могут долго существовать в море, переноситься течениями на большие расстояния и многократно мигрировать из морской среды в донные отложения и обратно. Поэтому они оказывают токсическое воздействие на морские организмы и птиц. Вместе с продуктами моря нефтяные углеводороды могут поступать и в организм человека, вызывая раковые и другие заболевания.

В целом следует отметить постепенное снижение загрязнения моря нефтяными углеводородами. Особенно это заметно по уменьшению количества нефтяных пленок на поверхности моря.

Экологическая проблема: накопление тяжелых металлов.

Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь и др.), а также мышьяк относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. По опасности они занимают второе место среди вредных веществ, уступая лишь пестицидам. Острый характер этого загрязнения определяется: высокой концентрацией соединений тяжелых металлов в прибрежных районах моря; образованием высокотоксичных металлорганических комплексов, которые включаются в абиотический компонент экосистемы и усваиваются гидробионтами; накоплением металлов морскими организмами в дозах, опасных для человека. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонны, на 21 тысячу куб.км водного объема акватории.

Основными источниками поступления тяжелых металлов в море являются сток с суши, поскольку применение их в различных производствах приводит к загрязнению промышленных сточных вод, а также атмосферный перенос. Среди тяжелых металлов наибольшее количество составляют цинк, свинец и медь, меньше поступает ртути и кадмия. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонны, на 21 тысячу куб.км водного объема акватории. Причем приток металлов, обусловленный антропогенной деятельностью, уже превосходит естественный вынос многих металлов реками. Однако в целом содержание тяжелых металлов в водах, за исключением некоторых гаваней, не превышает допустимый уровень.

После поступления в море тяжелые металлы накапливаются в донных отложениях. Интенсивное накопление цинка и свинца происходит в водорослях и беспозвоночных, цинка и ртути - в рыбах. Обнаружить влияние тяжелых металлов на различные организмы удается далеко не всегда.

Кроме того, известны случаи захоронения токсичных металлов на дне Балтийского моря в контейнерах. Было обнаружено высокое содержание мышьяка в водах южной Балтики, и это привело к открытию, что почти 60 лет назад в бетонных контейнерах было затоплено 7000 т мышьяка - количество, достаточное, чтобы при соответствующем применении трижды убить население земного шара.

Экологическая проблема: накопление органических веществ.

Хлорорганические углеводороды являются одними из наиболее распространенных и вместе с тем опасных загрязняющих веществ в Балтийском море. Они отличаются устойчивостью во времени, способностью накапливаться и передаваться практически всеми морскими организмами. Установлено, что ежегодное поступление, например, полихлорированных бифенилов (ПХБ) составляет 8 т. При этом в процессе водообмена с Северным морем из Балтики удаляется около 3,5 т ПХБ. Концентрация полихлорированных бифенилов (ПХБ) в Балтике в несколько раз выше, чем в Северном море и открытом океане, поскольку их продолжают использовать при производстве пластмасс, красителей, трансформаторов, конденсаторов. Наиболее загрязнены ПХБ и пестицидами южные части моря, особенно Гданьский залив, Датские проливы и акватории крупных портов.

Присутствие в морской среде хлорорганических соединений наносит ей непоправимый ущерб. Они являются чуждыми морской среде веществами, в большинстве своем ядовиты, медленно разлагаются и аккумулируются в жировых тканях морских организмов, поэтому опасны даже в малых дозах. Хлорированные углеводороды имеют сравнительно небольшой объем использования. В основном они применяются в качестве пестицидов в ряде отраслей промышленности (целлюлозно-бумажной, текстильной).

Одним из наиболее распространенных и вместе с тем опасных пестицидов является ДДТ, производство которого в настоящее время прекращено всеми странами, в том числе и Россией. Хотя концентрация пестицида ДДТ перестала увеличиваться, его содержание в Балтийском море в 5 раз выше, чем в среднем в Мировом океане, так как это запрещенное в странах Балтии загрязняющее вещество продолжает поступать сюда путем атмосферного переноса из тропиков и субтропиков. ДДТ токсичный для человека, животных и рыб, поражает главным образом, центральную и периферическую нервные системы и печень. Концентрация ряда вредных веществ, вызывающих рак и врожденные дефекты у детей, особенно в сельдевых и лососевых рыбах, превышает уровень, разрешенный Евросоюзом для пищевых продуктов.

Экологическая проблема, связанная с развитием атомной энергетики.

Радиоактивное загрязнение Балтийского моря связано с четырьмя источниками: Чернобыльской аварией в апреле 1986 г., испытаниями ядерного оружия в 1960-е гг., сливами ядерных отходов французскими и английскими заводами в пролив Ла-Манш и Ирландское море и ядерными установками, расположенными в районах стоков в Балтийское море. Балтийский регион характеризуется сложной радиационной обстановкой, связанной с наличием и функционированием множества ядерно- и радиационно-опасных предприятий и объектов. Так, например, в акватории Балтийского моря размещены 12 шведских, 4 финских и 19 немецких действующих энергоблоков, в Финском заливе – Ленинградская АЭС. На побережье создаются, базируются и ремонтируются атомные подводные лодки и наземные суда, часть которых подлежит утилизации. Кроме того в глубинах Балтийского моря лежит несколько затонувших ядерных подводных лодок. Все это привело к тому, что в рыбе, выловленной в Балтийском море, содержание стронция и цезия в 5 раз превышает норму.

Другим важным источником искусственных радионуклидов стали глобальные выпадения после проведения испытаний ядерного оружия. Радионуклиды из этого источника более равномерно распределялись по акватории Балтийского моря. В этих выпадениях доминировали 137Cs и 90Sr в соотношении около 1,6. Сбросы заводов по переработке ядерного топлива в Селлафилде и Ла Аге оказали влияние на содержание радионуклидов в Балтийском море через поступление загрязненной морской воды через датские проливы. Однако в связи со значительным сокращением сбросов в Селлафилде и Ла Аге в последние годы эти источники играют все менее и менее заметную роль. Наименее существенное влияние на содержание искусственных нуклидов в Балтике оказывают сбросы ядерных предприятий, расположенных в дренажном бассейне Балтийского моря. Большинство нуклидов может быть зарегистрировано только в непосредственной близости от источника загрязнения. Общее содержание 137Сs в Балтийском море увеличилось в 1986 г. более чем в10 раз и затем уменьшилось в половину к 1991 г. вследствие процессов седиментации (оседание взвешенных частиц в водном объекте под действием силы тяжести ) и выноса за пределы региона. В 1991 г. концентрация 137Сs в Балтийском море была существенно выше, чем в любых других шельфовых морях мира, как, например, в центральной части Северного моря, где средний уровень достигал значений около 20 Бк/м3. В настоящее время наибольшее количество искусственных радионуклидов сосредоточено в донных отложениях. Накапливают радиоактивные вещества и живые организмы. При употреблении морепродуктов они попадают в организм человека.

Затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов.

Проблема химических вооружений, затопленных в Балтийском море, становится важнейшей экологической проблемой Балтики, проблемой выживания населения стран Балтийского моря. Сегодня уже никто из проживающих здесь не может сказать, что это проблема его не касается.После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Постдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено химическое оружие и боеприпасы (авиабомбы, снаряды и мины, начиненные ипритом, фосгеном, табуном, кларком, адамситом, люизитом, арсиновым маслом).
По уже имеющимся данным, обнаруженное в Германии химическое оружие, американскими и английскими оккупационными войсками было затоплено в четырех районах прибрежных акваторий Западной Европы: на норвежском глубоководье близ города Арендаль; в Скагерраке близ шведского порта Люсечиль; между датским островом Фюн и материком; близ Скагена, крайней северной точки Дании. Всего в шести районах акваторий Балтийского моря на морском дне лежит 302875 тонн отравляющих веществ.
Первыми (как ни странно) забили тревогу ученые России. Уже не раз медики били тревогу по поводу кожных заболеваний, возникающих после купания в акваториях Балтийского моря Финского залива. Их симптомы удивительно напоминают поражение небольшими дозами кожно-нарывных газов. Ученые утверждают, что под слоем воды этот яд может сохраняться годами, не теряя своей токсичности. Люизит разлагается водой, но при этом превращается в другое, не менее токсичное вещество, которое в виде нерастворимой в воде взвеси начинает разноситься течениями по всем окрестностям. Кроме того, люизит содержит ядовитый мышьяк, накапливаемый планктоном и попадающий затем в организмы рыб. Последние исследования английских генетиков показали, что иприт и люизит на уровне отдельных молекул обладают мутагенными и канцерогенными свойствами. То есть даже бесконечно малые их дозы способны вызвать в человеческом организме такие серьезные нарушения как сбои генетического кода и вызвать онкологические заболевания. Иприт и люизит даже в ничтожных концентрациях нарушают работу генов, вызывая заболевания, напоминающие лучевую болезнь. В этом они сродни радиации и потому их воздействие на организм человека окрестили "лучевыми газами".
По результатам исследований об опасности химического заражения Балтийского моря предупредили мировое сообщество специалисты МЧС России и ученые производившие исследования. Наиболее реальную опасность для окружающей среды на сегодня представляет Лусикильское захоронение немецких трофейных химических боеприпасов на Балтике. Ученые с помощью телеуправляемого глубоководного аппарата провели осмотр затопленных судов. Оказалось, что из разрушенных коррозией оболочек боеприпасов на глубинах 190-215 метров уже постоянно поступают в воду отравляющие вещества. Сейчас эксперты уже не исключают вероятности «залпового» выброса химических отравляющих веществ и продуктов их трансформации. Да и другие захоронения могут оказаться опасными. В зоне очагов поражения могут оказаться густонаселенные районы Норвегии, Дании, Швеции, Германии, Польши, России, Литвы, Латвии и Эстонии.
Проблему можно решить лишь объединенными усилиями многих заинтересованных и причастных государств. Комиссия по охране окружающей среды стран ЕС в 2005 году, выделила 2,2 миллиона евро на осуществление проекта MERCW, который показал наличие мертвой зоны в Бартольской впадине под действием химического оружия.

Рефлексия:

  1. Что больше всего понравилось?
  2. Трудно ли было работать по данной теме?
  3. Как происходил поиск решений внутри вашей группы?
  4. Почувствовал ли ответственность за принятые решения?
  5. Легко ли было решать экологические проблемы в роли представителей «ХЕЛКОМ»?
  6. Как ты думаешь, важно ли знакомить ребят с экологическими проблемами Балтики?
  7. Узнал ли ты что-нибудь новое?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ã 2010 г. , к. х.н.

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. , Москва, Вернадского просп., 86

Аннотация: Проанализированы основные экологические проблемы акватории Балтийского моря. Показано, что ухудшение экологической ситуации носит комплексный характер и связано с производством и потреблением атомной энергии и техногенных радионуклидов (уран (235U), плутоний (239Pu, 240Pu), цезий (134Cs, 137Cs), стронций (90Sr), тритий (3H)), сельским хозяйством , обработкой сточных вод и промышленно-бытовых отходов, содержащих тяжёлые металлы (медь (Cu), кадмий (Cd), ртуть (Hg), свинец (Pb)), транспортировкой нефти
и нефтепродуктов. Даны пути возможного решения экологических проблем.

Ключевые слова: Балтийское море, экология, эвтрофикация , техногенные радионуклиды (235 U, 239 Pu, 240 Pu, 134 Cs, 137 Cs, 90 Sr, 3 H), тяжёлые металлы (Cu , Cd , Hg , Pb ), нефть.

26. Wuff F., Rahn L., Jonsson P., Brydsten L., Ahl T., Granmo A. A mass balance model of chlorinated organic matter for the Baltic Sea – a challenge to ecotoxicology. Ambio. 1993. V. 22. pp. 27-31.

27. , Рязанцев безопасность ядерно-энергетического комплекса России. М.: ИздАТ, 2000. c . 384.

28. Бюллетень по атомной энергии. Атоминформ . М., май-июнь 2008. c с. 20-44.

29. Radioactivity of the Baltic Sea, 1999–2006. HELCOM Thematic Assessment. Baltic Sea Environment Proc.: Publ. HELCOM . 2009. N 117.

30. Андреев Б. M ., Тяжелые изотопы водорода в ядерной технике, M., 1987.

31. Wilson P. D. The Nuclear Fuel Cycle. Oxford University Press. 1996. pp. 1-17.

32. Sinha R. K.& Kakodkar A. Advanced Heavy Water Reactor. INS News. 2003. Vol 16. p. 15.

33. Ignalina Nuclear Power Plant (6 June 2009). NNP preventive maintenance. Press release. Retrieved 31 December 2009 .

34. Maloney J. O. Production of Heavy Water. McGraw-Hill. New York. 1955.

35. Шатенштейн анализ воды. 2 изд. Москва. 1957.

36. Мосин методов биотехнологического получения аминокислот, белков и нуклеозидом, меченных стабильными изотопами 2Н и 13С с высокими уровнями изотопного обогащения. Автореф. диссерю к. х.н. МГАТХТ им. . 1996. с. 1-26.

37. , Стовбур Окружающей среды. Радиационный мониторинг . 2008. № 2.

38. Finnish Centre for Radiation and Nuclear Safety. Evaluation of population doses in the vicinity of a nuclear power plant. 23 Jan. 1997 (in Finnish)

39. , Гаврилов загрязнение после аварии на ЧАЭС. Труды радиевого института им. . 2009. Т. XIV . сс. 154-162.

40. Skwarzec B., Struminska D. I., Boryto A. Radionuclides of iron (55Fe), nickel (63Ni), polonium (210Po), uranium (234U, 235U, 238U) and plutonium (238Pu, 239+240Pu, 241Pu) in Poland and Baltic Sea environment. Nukleonika. 2006. Vol. 51. pp. 45-51.

41. Radioactivity in the Baltic Sea 2000–2005. Baltic Sea Environment Proc.: Publ. HELCOM 2008. N 85.

42. The Baltic Sea Joint Comprehensive Environmental Action Programme. HELCOM. Helsinki, 1993. (Balt. Sea Environ. Proc. No. 48), pp.

43. HELCOM (2007) Baltic Sea Action Plan. Helsinki: HELCOM.2007. p. 10.

44 . Bastrop R., Blank M. Multiple Invasions – a Polychaete Genus Enters the Baltic Sea. Biological Invasions. 2005. Vol. 8. N. 5. pp. .

THE MAIN ECOLOGICAL PROBLEMS OF THE BALTIC SEA AND THE WAYS OF ITS RESOLVING

ã O. V. Mosin (Cand. Sc., Ph. D)

The Moscow State Academy of Fine Chemical Technology named after M. V. Lomonosov, Moscow, Vernadskogo prospect, 86

The basic environmental problems of water area of the Baltic Sea are analyzed. It is shown, that deterioration of an ecological situation bears a complex character and it is connected with manufacture and consumption of electroenergy by nuclear powerful engineering, production of artificial radionuclides (uranium (235U), plutonium (239Pu, 240Pu), ceasium (134Cs, 137Cs), strontium (90Sr), tritium (3H), agriculture, processing of sewage waters and wastes containing heavy metals (copper (Cu), cadmium (Cd), mercury (Hg), plumbum (Pb), transport of oil and oil-products. There are given ways of the possible solving of environmental problems.

Oleg Viktorovich Mosin

The Russian researcher of water, Candidate of Chemistry, the honored science worker of Russian Federation. The sphere of scientific interests includes ecology, the studying of the structure of water (heavy water), biological adaptation to heavy water and isotope effects of deuterium in biological systems. According to the research of O. V. Mosin there have been published 40 scientific works and monographies, as well as some patents on preparation of highly deuterated biologically active connections are made out. O. V. Mosin is a member of the Japanese society of biochemistry, biotechnology and a bioscience, the Russian Academy of natural sciences, the winner of the Presidential Prize (1995) and the Prize of professor Marinov (Bulgaria) (2010).

Аннотация к статье ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проанализированы основные экологические проблемы акватории Балтийского моря. Показано, что ухудшение экологической ситуации носит комплексный характер и связано с производством и потреблением атомной энергии и техногенных радионуклидов (уран (235U), плутоний (239Pu, 240Pu), цезий (134Cs, 137Cs), стронций (90Sr), тритий (3H)), сельским хозяйством, обработкой сточных вод и промышленно-бытовых отходов, содержащих тяжёлые металлы (медь (Cu), кадмий (Cd), ртуть (Hg), свинец (Pb)), транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Даны пути возможного решения экологических проблем.

Статья посвящена обзору основных проблем Балтийского моря и путей их решения. Представленные в статье новые данные интересны с научной точки зрения, актуальны и раннее нигде не публиковались.

Подпись : (О. В. МОСИН)

Олег Викторович Мосин

Российский исследователь воды, кандидат химических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Его область научных интересов включает экологию стабильных изотопов, изучение структуры воды (тяжёлой воды), биологическую адаптацию к тяжелой воде и изотопные эффекты дейтерия в биологических системах. По данным исследований опубликовано около 40-ти научных работ и монографий, оформлено несколько патентов по получению высоко дейтерированных биологически активных соединений. – член Японского общества биохимии , биотехнологии и бионауки, Российской академии естественных наук, лауреат Президентской Премии (1995 г.) и премии профессора Маринова (Болгария) (2010 г.).

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. , Москва, Вернадского просп., 86

10 июля 1976 года в небольшом итальянском городке Севезо произошла страшная катастрофа. В результате аварии на местном химическом заводе по производству трихлорфенола в воздух вырвалось огромное ядовитое облако, содержащее более 2 кг. диоксинов – одних из самых токсичных веществ на земле. (Такое количество диоксинов способно убить более 100 тысяч человек). Причиной аварии явился сбой в процессе производства, в реакторе резко повысилось давление и температура, сработал предохраняющий от взрыва клапан, и произошла утечка смертоносного газа. Утечка длилась две-три минуты, образовавшееся белое облако начало с ветром распространяться на юго-восток и растянулось над городом. Затем оно начало опускаться и покрывать землю туманом. С неба, подобно снегу, сыпались мельчайшие частицы химикатов, а воздух наполнился едким хлороподобным запахом. Тысячи людей охватили приступы кашля, тошноты, появилась сильная резь в глазах и головная боль. Руководство завода посчитало, что произошел всего-лишь небольшой выброс трихлорфенола, который в миллион раз менее токсичен чем диоксины (никто и не предполагал, что они могут там содержаться).
Руководители завода предоставили подробный отчет о происшествии лишь к 12 июля. А между тем, все это время ничего не подозревающие люди продолжали употреблять в пищу овощи и фрукты, как уже оказалось позже, с загрязненной диоксинами местности.

Трагические последствия случившегося в полной мере начали проявляться с 14 июля. Сотни людей, получивших серьезные отравления, оказались в больницах. Кожа пострадавших покрылась экземой, рубцами и ожогами, они мучилась от рвоты и сильной головной боли. У беременных женщин, наблюдался чрезвычайно высокий процент выкидышей. А доктора, полагаясь на информацию компании, лечили больных от отравления трихлорфенолом, который в миллион раз менее токсичен, чем диоксины . Началась массовая гибель животных. Они получали смертельные дозы яда намного быстрее, чем люди, из-за того что они пили дождевую воду и ели траву, в которых содержались большие дозы диоксинов. В этот же день было проведено совещание мэров городов Севезо и недалеко расположенного Меда, на котором был принят план первоочередных действий. На следующий день было принято решение о сожжении всех деревьев, а также урожая фруктов и овощей, собранных на загрязненной территории.

Только через 5 дней химической лабораторией в Швейцарии было установлено, что в результате утечки, в атмосферу было выброшено большое количество диоксинов. О загрязнении местности диоксинами оповестили всех здешних врачей, был установлен запрет на употребление в пищу продуктов с загрязненного региона.
24 июля началась эвакуация жителей из наиболее загрязненных территорий. Эта зона была огорожена колючей проволокой, и вокруг нее были расставлены полицейские кордоны. После этого туда вошли люди в защитных комбинезонах, для уничтожения оставшихся животных и растений. Вся растительность в наиболее загрязненной зоне была выжжена, вдобавок к 25 тысячам умершим животным было убито еще 60 тысяч. На этих участках до сих пор невозможно здоровое существование человека.

Учеными Миланского университета было произведено исследование по изучению частоты раковых образований у населения близлежащих к городу Севезо поселений.
Под наблюдение попало более 36 тысяч людей и у них выявлена значительно превышающая норму частота онкологических заболеваний. С 1976 по 1986 года в районе катастрофы от рака скончалось около 500 человек. В 1977 году там было зафиксировано 39 случаев врожденных уродств, что значительно больше, чем до катастрофы.

Крупнейшая Венгерская промышленная и экологическая катастрофа, произошедшая в 4 октября 2010 года на производящем алюминий заводе (Ajkai Timfoldgyar Zrt) вблизи города Айка (150 км. до Будапешта). На заводе произошел взрыв, разрушивший платформу, которая сдерживала емкость с токсичными отходами. В результате произошла утечка 1100000 кубометров высокощелочного красного шлама. Оказались затоплены территории областей Ваш, Веспрем и Дьер-Мошон-Шопрон. Известно о 10 жертвах аварии (еще один считается пропавшим без вести), всего из-за аварии более 140 человек получило химические ожоги и травмы. Большинство местной флоры и фауны погибло. Ядовитые отходы попали во многие местные реки, значительно повлияв на их экосистемы.

Хронология событий:

4 октября в 12.25 – разрушение плотины. Утечка 1.1 млн. кубометров ядохимиката – красного шлама.

7 октября – превышена норма содержания щелочи в Дунае (по данным Службы по контролю над водными ресурсами Венгрии). Создается угроза всей экосистеме Дуная.

9 октября – начало эвакуации населения пострадавшего города Колонтар из-за имеющейся угрозы повторного разлива шлама.

12 октября – принятие решения о национализации компании, владеющей заводом. Все пострадавшие получат компенсацию. По показаниям мониторинга на сегодняшнее время количество токсических веществ в почве снижается, хотя их уровень по прежнему остается на опасном уровне

Пожалуй, самая главная экологическая проблема реки Нил – это перенаселение стран, располагающихся на реке. Жизнь населения этих стран, полностью зависит от Нила. С каждым годом потребности людей растут. Река обеспечивает народ водными и электрическими ресурсами. Многие войны, в былые времена велись из-за нефти, в современном же мире, они могут вестись из-за воды. Именно Нил – великая река мира, пропустившая сквозь свои потоки историю человечества, окажется в эпицентре конфликта.

Пресная проточная вода всегда питала жизнь на нашей планете, но сейчас ее ценность выше, чем когда либо. Предполагается, что в течение следующих 20 лет, объем воды доступный каждому человеку сократится втрое. Речь идет о Египте. Так, как Египет находится ниже по течению, относительно Эфиопии, вопрос рационального использования водных ресурсов Нила, имеет конфликтный характер. Ситуация крайне серьезна и Египет уже заявлял о возможности войны, имея в виду Эфиопию.

Нил в Египте практически все время течет по пустыне, не считая узких полосок зеленых орошаеых земель, граничащих по обоим берегам с рекой, всю территорию страны составляет бесприютная пустыня. В борьбе за выживание в этой пустыне, река играет ключевую роль.

Гигантские платины были построены выше по течению Нила, для того, что бы удовлетворять потребности в электричестве, но они так, же стали задерживать течение реки и разрушили жизни Египетских крестьян. Раньше в этой стране была одна из самых лучших почв в мире, однако строительство плотин нарушило процесс отложения ила, который естественным образом обогащал эту землю, на протяжении многих тысяч лет. Теперь поля приносят крайне скудный урожай.

Прямым результатом современных методов строительства плотин – стал упадок сельского хозяйства в Египте, впервые за всю историю. Крестьяне вынуждены отказываться от того образа жизни, который поддерживал нацию на протяжении многих тысяч лет. По мере того, как река приближается к самой южной точки границы Египта, становится трудно не заметить, что этот народ быстро осовременивается и что туризм, вымещает земледелие с места главной опоры Египетской экономики, в то время, как старый образ жизни постепенно уходит в прошлое.

Строительство гигантской плотины в Эфиопии, может решить многие проблемы населения этой бедной страны, в том числе обеспечить в полной мере электричеством. При положительном исходе данного проекта, планируется возведение еще нескольких дамб, что в свою очередь сократит поступление водных ресурсов, расположившегося ниже по течению Египта, примерно наполовину.

Несомненно, каждая страна, хочет использовать бесценные богатства Нила, по максимуму. Если компромисс не будет найден, дальнейшая судьба Нила будет печальной. Как бы то ни было, столь специфичную экологическую проблему, река приобрела благодаря росту населения, его осовремениванию и повышенным потребностям.

Tallinna Ehituskool

По Экологии на тему:

Экологические проблемы

Балтийскогоморя

Дмитрий Шиманов

Введение

Человек – не единственное существо, подверженное морской болезни. Когда море заболевает, от этого страдают многие живые существа. А в итоге все равно страдаем и мы сами.

Морская программа Эстонского Фонда Природы направлена на то, чтобы помочь нашему уникальному Балтийскому морю. Море кажется безграничным и бездонным, а количество воды в нем бесконечным. И все-таки совершенно ясно, что безрассудная деятельность человека оказывает губительное влияние на здоровье моря. Балтийское море, омывающее берега Эстонии, считается на сегодняшний день одним из самых загрязненных морей мира. Этому способствует и медленный водообмен, и человеческая деятельность: токсичные вещества, сбрасываемые в воду, накапливаются в тканях растений и животных и оказывают влияние на здоровье морских организмов. Сточные воды и химикаты, переносящиеся реками в море, приводят к бурному росту водорослей, отчего из глубинных слоев моря пропадает кислород, происходит быстрое зарастание прибрежных мелководий и мелких заливов, и донные отложения превращаются в ядовитую грязь. Вдобавок изменяются многие другие свойства воды и ухудшаются условия нереста. Одной из проблем является увеличивающийся объем судоходства в Балтийском море и сопутствующие аварийные разливы нефти.

Экологические проблемы Балтийского моря

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.

Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30-50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки - Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики - избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской.

Вторая по значимости проблема Балтийского моря - накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца - 3 тыс. т, кадмия - около 50 т, а ртути - «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики - загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива.

Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как открытого моря, так и прибрежных зон. Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение, помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей. Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и разрушением морской экосистемы.

В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные изменения в использовании земли и моря. Рост перевозок наземным и морским транспортом, а также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с транспортировкой нефтепродуктов и химикатов.

Приоритеты:

Эвтрофикация, особенно вклад сельского хозяйства;

Опасные вещества;

Наземный транспорт;

Морской транспорт, в том числе при выполнении Балтийской стратегии;

Воздействия на окружающую среду в процессе рыболовства и применения различных практик;

Защита и охрана морского и прибрежного биоразнообразия;

Выполнение Совместной комплексной программы природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря;

Морская научная экспедиция – Gretagrund

Правительство Эстонской Республики решило в 2010 создать морской заповедник Гретагрунд для защиты уникальной среды обитания разных растений, животных и редких видов птиц.

Согласно законопроекту, по предложению Эстонского Фонда Природы, под охрану берется отмель Гретагрунд, находящаяся в уезде Сааре. На отмели будет создан новый природный подзащитный объект - первый заповедник Эстонии, полностью находящийся в море.

Изучение природной среды отмели Гретагрунд в сотрудничестве с морскими биологами, и предложение создания заповедника является частью работы Эстонского Фонда Природы по защите морской флоры и фауны.

Существует несколько типов охраняемых природных территорий на Балтийском море. Некоторые из них, такие как Охраняемые территории Балтийского моря (BSPAs) или Ключевые орнитологические территории (IBAs), созданы в интересах разных стран международными организациями, например HELCOM и BirdLife. Такие территории важны для всего Балтийского моря. Морские территории сети Natura 2000 являются еще одним примером усилий по охране морских экосистем. Они утверждаются на национальном уровне. Большую роль в сохранении морской среды играют также национальные охраняемые территории. Созданные в наиболее важных и уязвимых районах, они гарантируют сохранение морских природных ценностей.

Важным пунктом является создание сети морских охраняемых территорий. Такая сеть особенно важна для перемещающихся групп животных, таких как птицы, млекопитающие и рыбы, особенно мигрантов. Если будут охраняться только районы зимовок, а районы размножения останутся неохраняемыми, вид может столкнуться с риском вымирания. Некоторые прибрежные районы также особым образом связаны.

Рифы - вероятно, наиболее привлекательные и экологически важные биотопы в восточной части Балтийского моря, настоящие оазисы, обеспечивающие высокое биоразнообразия рыб, птиц, беспозвоночных и растений. Рифы могут быть биологического происхождения (например, коралловые рифы) или геологического - как рифы в Балтийском море, сформированных на грунтах и скалах, возвышающихся среди песчаного дна. В зависимости от особенностей условий окружающей среды в каждом регионе они формируют уникальные образования, становящиеся домом для специфичных типов растений и животных.

Наиболее типичными в таких условиях видами являются красные, бурые и зеленые водоросли, а также виды животных, связанные с дном, например, асцидии, мшанки, двустворчатые моллюски (Modiolus modiolus, Mytilus sp., Dreissena polymorpha), ракообразные, придонные рыбы.

Рифы используются для нереста большинством промысловых видов рыб и обеспечивают кормовыми территориями ныряющих птиц, питающихся моллюсками и ракообразными. Рифы привлекают рыб, за которыми следуют и тюлени, поэтому рифы играют важную роль в пищевых цепях.

Защита Балтийского моря

Развитие транспортной инфраструктуры в балтийском регионе, активная перевозка нефти и нефтепродуктов, рост уровня потребления - все это существенно увеличивает угрозу разрушения природных комплексов Балтики. Снижение этой угрозы возможно только при наличии сильной и консолидированной позиции и совместных действий всех экологических организаций региона.

Балтийская программа WWF объединяет усилия WWF России, Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Латвийского и Польского программных офисов WWF, а так же Эстонского Фонда Природы (ELF) и Балтийского Фонда Природы (Россия) для сохранения окружающей среды Балтийского моря как составной части экорегиона «Северо-восточная Атлантика».

Балтийская программа WWF направлена на развитие комплексного управления территориями, побережьями и акваториями всего водосборного бассейна Балтики и на расширение возможностей местных жителей по устойчивому использованию ресурсов Балтийского моря. В настоящее время WWF работает над расширением сети охраняемых морских и прибрежных территорий для сохранения наиболее важных природных объектов Балтийского моря и его бассейна. WWF принимает меры, направленные на установление зон, свободных от рыболовства, на применение исключительно природосберегающих методов лова и внедрения административных и рыночных механизмов поддержки экологически дружественных рыболовецких предприятий.

Еще в 1996 – 1999 годах WWF реализовал программу, которая способствовала возвращению орлана-белохвоста в Балтийский регион.

Информационная поддержка WWF способствовала тому, что в 2004 году Балтийское море было объявлено особо уязвимым морским районом. Нам удалось добиться этого решения, несмотря на активное противодействие тех, кто перевозит нефтепродукты на старых и экологически опасных судах. Признание Балтийского моря особо уязвимым морским районом означает, что все суда, проходящие Балтийское море, должны принимать дополнительные меры предосторожности при навигации.

ELF подготовил несколько бригад по устранению загрязнения нефтью, которые могут принять участие в ликвидации разлива нефти в Балтийском море.

В настоящее время WWF работает над расширением сети охраняемых морских и прибрежных территорий для сохранения наиболее важных природных объектов Балтийского моря и его бассейна. WWF принимает меры, направленные на установление зон, свободных от рыболовства, на применение исключительно природосберегающих методов лова и внедрения административных и рыночных механизмов поддержки экологически дружественных рыболовецких предприятий. WWF добивается сокращения поступления биогенных элементов в Балтийское море за счет поддержки устойчивых методов ведения сельского хозяйства, эффективной очистки сточных вод, сохранения и восстановления водно-болотных угодий.


Это крупнейший водоем мира с солоноватой водой. Его площадь 370 тыс. км 2 и объем 21 тыс. км 3 . Площадь бассейна Балтики 1,7 млн. км 2 . Общий речной сток в морс составляет около 450 км 3 .

С запада, через Датские проливы, в Балтику поступает высокосоленая и богатая кислородом пода из Атлантики. Это происходит нерегулярно, в результате сильных западных ветров. За XX столетие было около 90 втор­жений соленой воды, но с 1983 до 1992 г. не было ни одного. В январе 1993 г. в море поступило из Атлантики 300 км ³ весьма соленой воды, половина которой была насыщена кислородом. Такие вторжения способствуют улуч­шению состояния моря, в особенности водных масс, занимающих глубо­ководные впадины. Впадины имеют глубины до 250-260 м и разделены порогами глубиной всего лишь 18-25 м.

Сложный рельеф дна и причудливый контур береговой линии пре­допределяют разнообразие гидрологических и гидрохимических условий моря, от почти пресноводных Ботнического и Финского заливов до высокосоленых проливов в западной части Балтики и от приемлемою состояния воды в центральной части моря у его поверхности до време­нами заморного состояния (т.е. состояния отсутствия растворенного кислорода) в некоторых глубоководных впадинах.

В бассейне моря проживает около 120 млн. чел., преимущественно в южной и юго-восточной частях бассейна, из них 80 млн. чел. живут в прибрежной зоне. Вследствие экономической деятельности как на по­бережье, так и в бассейне увеличивается загрязнение воды моря. Непос­редственными причинами являются сбросы бытовых и промышленных стоков и рассеянного сельскохозяйственного загрязнения. Это приво­дит к эвтрофикации моря, снижению концентрации кислорода в воде, накоплению токсических веществ в пищевых цепях, снижению рыбных ресурсов и численности водоплавающей птицы и морских животных.

Состояние Балтики есть отражение сложной комбинации факторов, как природных, так и антропогенных.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Летом прошлого года туристов, отдыхающих на пляжах Балтийского моря, начали пугать необычные насекомые. Внешне они напоминали ядовитых скорпионов и отличались чрезмерной агрессивностью. Энтомологи констатировали, что эти насекомые не известны природе. Это мутанты. Причина - невероятная загрязненность этого водоема. Сегодня Балтийское море является одним из самых загруженных водных путей - на его долю приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. Ежегодно на Балтике перевозится порядка 170 миллионов тонн нефтепродуктов. По прогнозам специалистов, к 2015 году этот объем вырастет еще на 40%.

Каждый день в море курсирует около 2000 судов. Контролировать экологическую безопасность Балтийского региона становится все труднее. Среди огромного количества танкеров, сухогрузов, паромов и пассажирских судов бывает невозможно найти виновников очередного разлива нефтяного пятна или сброса нечистот. Пролить в море полторы тонны нефти и остаться незамеченным - это почти штатная ситуация на Балтике.

В конце января этого года в Эккернфердской бухте села на мель немецкая подводная лодка. Чудом топливо не разлилось. А саму субмарину и ее экипаж удалось спасти.

В августе 2002 года в Балтийском море было обнаружено нефтяное пятно размером 320 тысяч кв. метров. Разлив такого размера содержит примерно полторы тонны нефтепродуктов. Источник загрязнения установлен не был...

Спустя год в районе национального парка Куршская коса было загрязнено более 30 километров моря. В ходе очистки береговой полосы было собрано более полутора тонн смеси нефти с песком, в которой содержалось 20% чистого мазута. Виновник происшествия снова не был найден.

Говорят, что снаряд дважды не падает в одну воронку, но национальному парку не повезло еще раз. В сентябре 2006 года на морском побережье Куршской косы обнаружили маслянистую вязкую жидкость светло-коричневого цвета, предположительно таловое масло, которое применяют при строительстве, эксплуатации и ремонте нефтяных и газовых скважин.

Летом того же года в 33 милях от мыса Таран были обнаружены крупные нефтяные пятна. Площадь загрязненной поверхности составляла более 2 тыс. кв. метров. Еще два пятна размером 4,4 и 7,5 тыс. кв. метров были обнаружены во владениях Швеции. В акватории Польши нефтяная пленка покрыла 6,2 тыс. кв. метров моря.

В июне прошлого года в акватории Канонерского судоремонтного завода Санкт-Петербурга был зафиксирован разлив нефтесодержащих смесей. Прошло более полугода, но администрация петербургского судоремонтного завода все еще выясняет причины и пытается установить виновника аварии.

Понятно, что хозяева полуторатонных нефтяных плевков на Балтийском море не всегда известны, но более масштабные аварии небезымянны. Китайский сухогруз Fu Shan Hai разлил в 2003 году 1200 тонн дизельного топлива, американский танкер Baltic Carrier в 2001 году - 2700 тонн нефти.

На морском нефтетерминале Бутинге, расположенном на территории Литвы рядом с Клайпедой, в январе прошлого года танкер Antarktica, который ходит под флагом Каймановых островов, пролил во время разгрузки около 400 кг нефти. Всего на литовском терминале в течение трех лет было обнаружено более четырех фактов несанкционированных утечек нефти. Специалистами были выявлены массовые нарушения эксплуатации терминала, и сегодня ситуация по-прежнему остается критической.

Однако первенство по разливам принадлежит не Литве, а Польше. Так, в декабре 2007 года в реке Висле произошли сразу две утечки нефти, превратив главную водную артерию Польши в нефтяную. Первый разлив случился 10 декабря в результате аварии на трубопроводе Полоцк - Нова Велька, который принадлежит государственному предприятию по эксплуатации нефтепроводов «Дружба» (PREN Przyjazn). Несмотря на то, что удалось собрать лишь 15% разлитого топлива, работа трубопровода была возобновлена через неделю. В результате 16 декабря произошла повторная утечка. На этот раз около 100 тонн дизельного топлива двигалось по Висле в сторону Балтийского моря. К счастью, опасность загрязнения удалось предотвратить, но, несмотря на заверения польских властей о том, что опасность миновала, следует отметить высокую вероятность оседания в холодной воде активно испаряющихся тяжелых фракций, присутствующих в нефтепродуктах. В будущем они могут подниматься время от времени, причиняя вред экосистеме.

По данным специалистов, участвовавших в исследованиях трансграничного поступления загрязняющих веществ из устья Вислы в Польше, содержание нефтепродуктов в районе Калининградского морского канала в пробах воды увеличивается в десятки раз. Несмотря на это, в настоящее время Польша ведет подготовительные работы по строительству судоходного канала через польскую часть Вислинской (Балтийской) косы для организации нового пути судоходства из порта Эльблонг в Балтийское море. По оценкам экспертов, в случае реализации польского проекта будет полностью нарушен природный водный баланс в этом регионе Балтийского моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Четвёртая проблема - Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Главная экологическая проблема Балтики заключается в эвтрофикации - избыточном поступлении органических веществ, в первую очередь соединений азота и фосфора, способствующих размножению сине–зеленых водорослей, зарастанию залива, отмиранию глубинных слоев и разрушению экосистемы в целом, - подчеркнул Марис Звиедрис.

Азот и фосфор являются питательной средой для водорослей, способствуют зарастанию, заилению и "цветению" водоемов. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота и фосфора в воде становится очень сильной, при этом уменьшается количество кислорода и нарушается естественный баланс. Чем выше температура, тем выше процесс зарастания моря.

Проект станции очистки разрабатывался в советское время - в 1979 году, сама станция и очистные сооружения были построены в 1991 году. Одновременно со строительством очистных сооружений была принята Директива Европейского союза об очистке сточных вод, в которой определены требования по уменьшению параметров концентрации загрязнения азота и фосфора после очистки сточных вод. В те времена технология работы системы очистных не предусматривала отделения азота и фосфора в составе коммунально–бытовых и промышленных водоотходов. В 2001 году была проведена реконструкция, которая предусматривала обновление и улучшение нескольких технологических узлов в работе биологических очистных сооружений.

Проекты «Чистое балтийское море» Фонда Джона Нурминена направлены уменьшение эвтрофикации за счет повышения эффективности удаления фосфора на городских очистных сооружениях. Целью является достичь уровня содержания фосфора до 0,5 мг на литр в очищенных сточных водах, что является нормативом, рекомендованным Хельсинской комиссией по защите морской среды Балтики (Helcom). Задачей проектов является сокращение в общей сложности выбросов на 2500 тонн фосфора в регионе Балтийского моря.

В соответствии с программой действий, разработанной Helcom в отношении Балтийского моря ежегодная фосфорная нагрузка, которая в настоящее время попадает в Балтийское море в объеме 30 000 тонн, должна стать наполовину меньше для возвращения хорошего состояния моря. В достижении этой цели, то есть за уменьшение фосфорных выбросов до 15 000 тонн, доля Фонда Джона Нурминена составляет шестую часть.

Фосфор из сточных вод можно удалять как химическими, так и биологическими способами, или их комбинациями. Для уменьшения количества попадающего в Балтику фосфора важно также обратить внимание на обработку осадка на очистных сооружениях.

Первый проект «Чистое балтийское море» был запущен в Санкт-Петербурге на крупных очистных сооружениях в 2005 году. Целью его было уменьшить попадание ежегодной фосфорной нагрузки в Финский залив на 1000 тонн.

Проект был осуществлен в тесном сотрудничестве с водоснабжающей организацией Санкт-Петербурга, с «Водоканалом»

На петербургских крупнейших центральных водоочистных сооружениях решение о первой очереди повышении эффективности удаления фосфора было принято осенью 2007 года, а решение о второй очереди – в 2009 году. Удаление фосфора было запущено на целевом уровне, 0,5 мг на литр очищенных сточных вод, к концу 2010 года такое удалении будет организовано также и на других крупных очистных сооружениях – Северных и Юго-Западных.

В 2009 проекты были запущены и в других районах бассейна Балтийского моря. Кроме Санкт-Петербурга запущены проекты в Гатчине (Россия) и в Риге (Латвия). Повышение эффективности удаления фосфора в рамках финансируемого EС совместного проекта PURE происходит на очистных сооружениях Риги, Юрмалы (Латвия), Бреста (Белоруссия), Гданьска и Щецина (Польша), а также в Кохтла-Ярве (Эстония).

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Радиационный фон Балтийского моря

Если сравнивать Балтийское море с другими морями и океанами, то Балтика - несомненный чемпион по самому высокому содержанию искусственных радиоактивных веществ.

Морю явно не повезло, считают в санкт-петербургском научном институте «АтлантНИРО». Атомные электростанции, которыми напичкано побережье, перерабатывающие заводы систематически сбрасывают в воду радиоактивные вещества. Если к этому добавить выпадения от испытания ядерного оружия, последствия Чернобыльской катастрофы, то нетрудно представить, что море постепенно может умереть и превратиться в громадную грязную лужу, на берегах которой никому не придет в голову жить.

Стратегия регулирования состояния Балтийского моря заключает­ся в развитии сотрудничества между всеми странами бассейна моря. Первое соглашение о сотрудничестве было принято в 1974 г. в Хельсин­ки. Была создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, разрабатывающая и координирующая осуществление совместных про­грамм. Центральной задачей текущей экологической программы явля­ется сокращение нагрузки от точечных источников загрязнения. На 1996 г. идентифицированы 132 «горячих точки» особенно значитель­ных источнике» загрязнения в пределах бассейна и ведется работа по сокращению сбросов из них. Есть основания полагать, что состояние моря может быть сохранено и даже улучшено, но это требует дальней­ших согласованных усилий всех стран бассейна.

Американские и шведские ученые установили, что 405 регионов моря на Земле испытывают такую сильную нехватку кислорода, что там могут исчезнуть признаки жизни. Из 10 самых больших вымерших районов 7 находятся в Балтийском море. Площадь мертвых зон на Балтике составляет в общей сложности 40 000 кв. км, что примерно равно территории Эстонии.

Балтийское море является хрупкой и закрытой экосистемой в силу своей географии и гидрографии. Это внутреннее море, состав воды которого обновляется только каждые 30 лет. Однако, несмотря на это, многочисленные экологические проблемы намеренно замалчиваются властями стран региона, так как оглашение реального уровня его загрязнения может препятствовать развитию туристической отрасли и реализации балтийской рыбы на внешних рынках, а осуществление новых энергетических проектов никак не сможет ухудшить экологическую ситуацию в море. Хуже уже некуда... При подготовке статьи использовалась информация из открытых источников.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх