Календарь у мусульман. Определение начала и окончания рамадана

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Предисловие

И пусть благословение и приветствие пребудут над посланником Аллаха.

Со слов Ибн Умара передается, что пророк сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите новый полумесяц, и не прекращайте поститься, пока не увидите другой полумесяц. А если случится так, что на небе будут тучи, то отсчитайте количество дней» (Приводят аль-Бухари и Муслим)

Таким образом, начало месяца Рамадан, так же, как и любого другого лунного месяца, определяется одним из двух способов:

Способ первый

Нужно определить начало Рамадана по появлению на небе молодого полумесяца.

Определить молодой полумесяц - значит увидеть на небе невооруженным глазом новолуние в ночь с 29-го на 30-ое число предыдущего месяца (т.е.месяца Шаабан).

Требуемое количество свидетелей нового полумесяца.

По этому вопросу у мусульманских ученых существовало несколько мнений.

Первое мнение:

достаточно свидетельство хотя бы одного достойного человека.

Это мнение считается предпочтительным в ханбалитском мазхабе и более сильным - в шафиитском.

Доказательства сторонников этого мнения.

1. То, что приводится от Ибн Умара, сказавшего: «Было так, что люди вышли ночью искать на небе новую луну, и я пошел к пророку сказать, что увидел её. Тогда пророк стал поститься и велел соблюдать пост всем людям».

Однако достоверность этого хадиса спорна.

2. То, что передал Икрима от Ибн Аббаса, рассказавшего: «Некий бедуин приехал к пророку и сказал, что видел новый полумесяц (имея ввиду Рамадан). Тогда пророк спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха?», и тот подтвердил его слова. Потом спросил: «А свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад - посланник Аллаха?», и тот вновь подтвердил его слова. Тогда пророк обратился к своему муадзину: «О Биляль! Сообщи всем людям, пусть они постятся с завтрашнего дня».

Однако некоторые ученые сочли этот хадис слабым.

Второе мнение:

Необходимо наличие как минимум двух свидетелей.

Его придерживаются маликиты, а также некоторые шафииты.

Доказательства его сторонников:

То, что приводится со слов Абдурахмана бин Зайда бин аль-Хаттаба о том, что он отправился собирать дрова в тот день, когда вероятно наступление Рамадана. Он сказал о себе: «Я же учился у сподвижников посланника Аллаха и спрашивал их, а они мне рассказали, что пророк сказал: «Начинайте пост тогда, когда увидите его (полумесяц - прим.пер.), и прекращайте пост тогда, когда увидите следующий, а если на небе окажутся тучи, то отсчитайте тридцать дней. Но если два свидетеля мусульманина поклянутся, что видели его, то вам следует начинать пост, либо прекращать его». (Этот хадис приводят Ахмад и ан-Насаи).

Третье мнение:

Если небо будет облачным (или на нем будут какие-то другие помехи), то принимается свидетельство даже одного человека. Но если небо будет ясным, то необходимо, чтобы о видении новой луны засвидетельствовало большое количество разных людей.

Таким является мнение представителей ханафитского мазхаба. А его доказательство следующее.

Когда совершенно разные люди в большом количестве не смогли найти на небе новый полумесяц, несмотря на то, что на небе не было никаких помех, и лишь один человек клянется, что видел, то это, скорее всего, говорит о том, что человек просто ошибся. Трудно поверить, что он был прав, так же как трудно поверить тому, кто находился на некой встрече среди большого количества людей, а затем излагает услышанные сообщения совершенно иначе, чем это делают остальные свидетели. В таком случае его заявление будет отвергнуто, пусть даже он будет надежным человеком.

3 Требуемое количество свидетелей о наступлении месяца Шавваль (следующим за Рамаданом - прим.пер.), а также остальных лунных месяцев.

Подавляющее большинство ученых считают, что об окончании Рамадана и появлении нового полумесяца Шавваля должны заявить не менее двух свидетелей. Если же есть всего один свидетель, то его заявление не принимается.

Имам ат-Тирмизи сказал по этому поводу: «Ученые не разногласили в этом вопросе, а считали, что о прекращении поста должны засвидетельствовать как минимум два человека».

Имам ан-Навави так же сказал: «Прекращать пост нельзя, опираясь на свидетельство лишь одного человека. Так считали почти все ученые, кроме Абу Саура, разрешившего принимать заявление одного свидетеля».

Большинство ученых ссылалось на упомянутый нами ранее хадис от Абдурахмана бин Зайда, в конце которого говорится: «Но если два свидетеля мусульманина поклянутся, что видели его, то вам следует начинать пост, либо прекращать его».

Также они ссылались на хадис, передающийся от амира города Мекка аль-Хариса бин Хатыба, рассказавшего, что пророк велел им соблюдать ритуал поста, основываясь на появлении новых полумесяцев: «…Но если мы не увидим луну, а двое достойных людей поклянутся, что видели её, то мы должны принять их свидетельство». (Этот хадис приводит Абу Дауд, а имам ад-Даракутни сказал, что иснад этого хадиса достоверен. Имам ан-Навави также счел этот хадис достоверным в своем труде «аль-Маджму»).

4. Условия, предъявляемые к свидетелям.

Во-первых, человек, свидетельствующий о новой луне, должен быть мусульманином;

Во-вторых, он должен быть разумным;

В-третьих, он должен обладать достойной, порядочной репутацией.

Обладателем достойной репутации считается такой мусульманин, который известен тем, что соблюдает все обязательные каноны религии, не известен тем, что совершил большой грех или в большом количестве малые грехи.

«Соблюдать обязательные каноны религии…» - значит совершать общеизвестные фарзы, такие, как пятикратные намазы.

«…не известен тем, что совершил большой грех…» - такой, как, например, лжесвидетельство, клевета и т.п.

Вместе с надежной репутацией человек должен обладать сильным, точным зрением, так, чтобы ему можно было верить о том, что он заявляет. Если же зрение человека было слабым, то его свидетельство не может быть принято, даже если он будет обладателем достойной репутации, т.к. в таком случае он, скорее всего, ошибался, когда считал, что видел новую луну.

5. Правила, связанные с наступлением и окончанием поста, для человека, в одиночку увидевшего луну.

Тот, кто увидел появление новой луны для Рамадана либо для Шавваля в одиночку, а затем сообщил об увиденном жителям своей местности или шариатскому судье, но получил от них отвод, должен ли сам поститься в такой день или нужно придерживаться того, что делают все люди?

Большинство ученых склонились к тому, что этому человеку нужно соблюдать пост в такой день, независимо от того, последовали люди его свидетельству или нет. Точно так же, подавляющее большинство ученых

сказали, что и при наступлении Шавваля тому, чье свидетельство было отвергнуто людьми, следует прекратить пост.

Другая, небольшая часть ученых посчитали, что такому человеку нужно поститься и прекращать пост только вместе с обществом людей.

Шейх-аль-ислам Ибн Таймия, разобрав доводы сторон, склонился ко второму мнению, сказав, что тот, чье свидетельство было отвергнуто, должен начинать и заканчивать пост только вместе со всеми людьми.

А в доказательство себе он привел следующие доводы:

Во-первых, он сослался на хадис, в котором сказано именно следующим образом: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают; день жертвоприношения тогда, когда все приносят животных в жертву». Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, сказав после него: «Некоторые из ученых прокомментировали его, сказав, что и начало поста, и окончание должны быть вместе с обществом людей и большинством их».

Во-вторых, Ибн Таймия сослался на то, что если бы некий человек в одиночку стал свидетелем зарождения месяца Зуль-Хиджы, то никто в исламе не говорит, что ему следует отправляться на гору Арафат на день раньше остальных людей.

Кроме того, Ибн Таймия подкрепил свое мнение еще и разъяснением о том, что в религии на самом деле должно считаться полумесяцем. Он пояснил, что Всевышний Аллах, упомянув в Коране о новолуниях, связал религиозные ритуалы именно с этим термином:

«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (сура «Бакара», 2: 189)

На языке оригинала Корана - арабском, новолуние звучит как «хиляль», что дословно означает «знак, служащий для оповещения, объявления, информирования». Таким образом, в этом слове уже изначально заложено, что если луна появится на небе, но люди не смогут различить ее, то и «новолунием, хиляль» называться она не сможет.

То же самое получится, если мы рассмотрим арабское слово «шахр» - месяц. Этимологически оно происходит от слова «шухра», что значит «известность, признанность». Так что если о появлении нового месяца людям не стало известно, он не был ими признан, то и называться «шахр» он не может.

«А многие люди, - продолжает Ибн Таймия, - ошибаются в этом вопросе, ибо считают, что месяц начинается как только новая луна появится на небе, даже если люди ее не признают, о ней не будет известно, объявлено, проинформировано. Но это не так. Наоборот, обязательно должны быть общеизвестность и оповещение о появлении нового месяца. Именно поэтому пророк сказал: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают…», что буквально значит следующее: ваш пост должен быть тогда, когда все вы знаете, что в такой-то день следует поститься, в такой-то - прекращать пост, в такой-то - праздновать жертвоприношение. А если вы не знаете этого дня, то и обряды не могут быть исполнены».

7. О ночи, когда небо затянуто облаками

В ночь с 29-ого Шаабана, когда вероятно появление новой луны, небо может и не оказаться чистым, а быть скрытым. Например, оно может быть затянуто облаками, либо дым, туман будут препятствовать нормальной видимости. Если в такую ночь мы не сможем увидеть луны, то обязаны считать следующий день 30-ым числом месяца Шаабан, но никак не первым днем Рамадана.

Пророк же говорил: «Не начинайте поститься, пока не увидите новый полумесяц, и не прекращайте поститься, пока не увидите другой полумесяц. А если случится так, что на небе будут тучи, то отсчитайте для Шаабана 30 дней» (Приводят аль-Бухари и Муслим).

Требуется ли людям искать на небе новую луну в ночь ее вероятного наступления?

Часть ученых высказала мнение, что искать на небе полумесяц Рамадана является коллективной обязанностью (фард-кифая) для мусульман. Иными словами, если никто из них не станет этого делать, то грех падет на всех, а если необходимое количество людей вызовутся, то снимут ответственность и с себя, и с остальных. Таким было мнение ханафитского мазхаба.

Другие же ученые предпочли сказать, что искать луну желательно, но не обязательно. По их словам, поступать так нужно потому, чтобы более надежно установить наступление Рамадана и избежать возможных разногласий. Также они приводили и хадис: от Аиши приводится, что пророк

в месяц Шаабан (предшествующий Рамадану) становился осторожным как ни в какие другие месяцы, а затем постился в месяц Рамадан. Это сообщение приводит ад-Даракутни с достоверным иснадом.

Комментаторы этого хадиса сказали, что слова «становился осторожным» означают, что пророк усердно отмечал и считал дни Шаабана, дабы точно знать, когда следует ожидать наступление Рамадана.

Кроме того, передаётся и от Абу Хурайры, что пророк сказал: «Считайте дни Шаабана для месяца Рамадан». Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, а шейх аль-Албани назвал его иснад хорошим.

Комментатор этого хадиса в книге «Тухфа аль-ахвази» процитировал слова Ибн Хаджара, который сказал: «Этот хадис означает, что нужно более усердно подойти к подсчету дней в месяце Шаабан. Еще до его наступления следует ожидать появления полумесяца, сверять фазы луны и т.п., дабы быть уверенными в том, когда может наступить новый месяц Рамадана».

Таким образом, можно заключить, что искать на небе появление нового месяца Рамадана, Шавваля, Зуль-Хиджы является обязательным для общества мусульман, ибо с этими сроками связаны два важных столпа исламской религии - пост и хадж.

И Аллаху это известно лучше.

Второй способ:

Нужно определить начало Рамадана по прошествии 30 дней Шаабана

Так, если новолуние не произошло после 29-ого Шаабана, следующий за этим день считается 30-ым днем того месяца. А по его окончании начинается месяц Рамадан. Точно так же следует поступать и в конце Рамадана, а также в остальные месяцы.

Доказательством на это являются слова пророка: «Месяц может состоять из 29 дней, но вы не начинайте поститься, пока не увидите новой луны. А если небо будет затянуто облаками, то отсчитайте 30 дней».

Также пророк сказал: «Начинайте поститься тогда, когда увидите новолуние, и прекращайте поститься тогда, когда увидите следующее новолуние. А если небо будет затянуто облаками, то отсчитайте 30 дней Шаабана» (приводят аль-Бухари и Муслим).

Имам Ибн Абдуль-Барр, поясняя этот хадис, сказал: «Из него мы видим, что существует лишь два способа, которыми Аллах обязал своих рабов определять начало поста - либо они увидят на небе появление нового полумесяца, либо, в противном случае, отсчитают нужное количество дней месяца Шаабан, а это - 30 суток».

Вопрос: как следует поступать, если в какой-то мусульманской стране было объявлено о новолунии, но та страна, в которой живу я, об этом не объявила и сочла следующий день 30-ым числом Шаабана?

Ответ : обязанностью мусульман изначально является соблюдать пост всем вместе, когда увидят новолуние, и прекращать пост, когда увидят следующее. Так следует поступать, основываясь на слова пророка: «Начинайте поститься тогда, когда увидите новолуние, и прекращайте поститься тогда, когда увидите следующее новолуние. А если небо будет затянуто облаками, то отсчитайте 30 дней Шаабана» (приводят аль-Бухари и Муслим)

Таким образом, если все мусульмане доверяют сообщению о новолунии, тому, что оно действительно произошло, то следует начинать пост или заканчивать его в соответствии с этим сообщением.

Но если мы живем в разных странах, и жители одной из них не полагаются на сообщения из других государств, а решают определять начало и конец поста самостоятельно, то вам следует руководствоваться тем, как поступают мусульмане в вашей стране и, соответственно, начинать и заканчивать пост вместе с ними.

Так следует поступать, основываясь на следующие доказательства:

Во-первых, хадис: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают; день жертвоприношения тогда, когда все приносят животных в жертву».

Во-вторых, приводится от Ибн Аббаса, что ему сообщили о жителях Шама, которые начали поститься с пятницы. На это Ибн Аббас сказал: «Но мы увидели новолуние только на субботу! И мы продолжим пост до тех пор, пока мы либо не увидим новолуния, либо не пройдет 30 дней». Таким образом, Ибн Аббас не счел нужным соглашаться с жителями Шама, т.к. Шам

далеко располагается от Медины. Так что для вас есть прекрасный пример в Ибн Аббасе и тех, кто склонялся к его мнению из ученых, считавших, что начинать и прекращать пост нужно с жителями своей страны.

В-третьих, если вы станете отличаться от мусульман своей страны в сроках начала и конца поста, это вызовет множество разногласий, споров и недовольства, что, несомненно, будет большим злом. Ведь известно, что исламская религия призывает к единству и сплоченности, сотрудничеству в делах благочестия, отказу от склок и распри. И поэтому сказал Всевышний: «Держитесь все за вервь Аллаха вместе и не разделяйтесь» (сура «Али Имран», 3: 103). А пророк когда направлял своих сподвижников для проповедования религии, говорил такие напутственные слова: «Радуйте людей, а не отвращайте их! Помогайте друг другу, а не разногласьте».

И от Аллаха зависит успех.

Вопросы и ответы

Вопрос: Как мне следует поступить, если я начал поститься в своей стране, а затем во время Рамадана отправился в другую, и оказалось так, что мусульмане во второй стране начали поститься на день позже нас? Нужно ли мне, следуя за обществом, поститься в день, который для меня будет уже 31-ым?

Ответ . Поститься в Рамадан следует начинать вместе с жителями той местности, в которой тебя застал этот день. А заканчивать пост нужно вместе

с жителями той страны, куда ты приехал. Но если общее количество дней получится 28, то нужно возместить один день после Рамадана, потому что ни один лунный месяц не может быть меньше 29-ти дней. Обратная ситуация: если страна, в которую ты приехал, начала поститься на день позже страны, в которой начал пост, и ты продержал уже 30 дней, то нужно поститься вместе с жителями этой местности в свой 31-ый раз. Также и праздновать Ийд аль-фитр (Праздник разговения) следует в тот день, когда его празднуют местные жители.

Вопрос: Как поступить человеку, который в начале дня находился в одной стране, и в ней было объявлено о начале Рамадана, а затем в этот же день он прибыл в другую страну, поститься в которой еще не начинали?

Ответ : Человеку, заставшему начало месяца Рамадан в какой-либо стране, нужно начинать поститься вместе с ее жителями, пусть даже в течение этого дня он окажется в другой местности, в которой о Рамадане еще не объявили. Поститься в такой день он должен потому, что месяц Рамадан наступил для жителей той страны, из которой он уехал. Всевышний сказал: «И тот из вас, кто увидит месяц, пусть постится» (сура «Бакара», 2: 185), а этот человек считается увидевшим месяц, так что должен начать поститься.

Что же касается разного количества дней, которое может получиться в результате переезда, то следует ли отсчитывать дни по первой стране или по второй?

Отвечая на этот вопрос, большинство ученых сделали следующее правило: переселенец должен ориентироваться на жителей той страны, в которую он прибыл. Так, если жители второй страны будут держать пост 30 дней, то и ему следует поститься вместе с ними, хотя последний день будет для него 31-ым по счету. А если у тех пост продлится 29 дней, то в таком случае трудностей не возникает, т.к. для него это будет 30-ый день. Лунный же месяц может состоять либо из 29-ти, либо из 30-ти дней.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

А1узуБиллах1и мин аш-шт1анир-рожийм!

Каждый год в нашем чеченском обществе возникают разногласия по поводу начала и конца месяца Рамадан. На злых языках уже закрепились стандартные реплики, которые слышишь каждый год, уже на протяжении последних пару десятков лет: «вот раньше, когда еще не было так много муллов, как сейчас, начинали и заканчивали «мархнаш» строго в один и тот же день», и развивая эту тему, продолжают - «когда мечеть была только в Хасав-Юрте...»; далее следуют такие словосочетания – «да, уж слишком много «молнаш» (муллы) у нас развелось…», «вай цкъа а барт ца хуьлу (никак не приходим к соглсаию)», «почему не встречаем и провожаем Рамадан как все люди?», «вот в Москве, в Саудовской Аравии, везде такого-то числа, а у нас…», «вот есть расписанный календарь!...» и т.д., и т.п..

Во первых, подобные разговоры неприятно слушать, и во вторых, обидно за наше общество, которое никак не может начать и завершить пост в один и тот же день, несмотря на то, что в последние годы через все СМИ Чеченской Республики строго это объявляется.

Должен честно признаться, когда-то, по незнанию, сам был сторонником того, чтобы встречали и провожали Рамадан согласно Мусульманскому календарю, который у нас в России печатают еще с 90-х годов прошлого столетия. Мое мнение по поводу строгого следования календарю изменилось недавно, после того, как однажды, во время пятничной молитвы в Мечети «Сердце Чечни» в Грозном, Председатель Духовного управления Чеченской Республики (ДУМЧР) Султан Мирзаев произнес примерно следующее: «Посланник Аллах1а, с1оллоллох1у 1алейх1и вас-Салам, нам не наказывал следовать календарю или проводить какие-то астрономические расчеты лунного цикла, чтобы определить начало и окончание Рамадана, а следить за появлением месяца на небе». И далее он привел известный Хадис: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Разумеется, я не компетентен решать религиозные вопросы, не имея за спиной соответствующего образования. Но, не смотря на это, хочу привести вырезки из статей, опубликованных в Исламских изданиях, как подтверждение к тому, что наше ДУМЧР принимает правильное решение (хотя лучше всех знает Один Аллах1), когда встречаем и провожаем Рамадан по появлению луны, а не ссылается на календарь. (Видит Всевышний Аллах1, не с целью подхалимажа, а с целью ответить злым языкам, о которых сказано выше. Дай Аллах1, чтоб мы пришли к единству и уважению друг другу, и да направит Он всех нас на правильный путь!)

Наступление Рамадана определяется двумя способами, пишет "Дин-Ислам" со ссылкой на "К Исламу":

"1. Обнаружением на небе месяца Рамадана.

Если полумесяц замечен в ночь с двадцать девятого на тридцатое ша’бана, то это означает, что наступил месяц Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал Всевышний Аллах: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост» (аль-Бакъара 2: 185).

2. Установлением завершения предшествующего ему месяца ша’бана.

Если прошло тридцать дней ша’бана, то тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?

Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: "Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и благословение Аллаха) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое” Абу Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль-Хаким 1/423. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Хазм, аз-Захаби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Хаджар, аль-Альбани.

Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шавваля, то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: "Поистине, я сидел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и расспрашивал их (о начале поста), а они мне сказали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из числа праведных мусульман»” Ахмад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-Даракъутни 232. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль” 909.

Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См. "Тухфатуль-ахуази” 3/374.

Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?

По данному вопросу среди ученых существует большое разногласие. Одни считают, что на основании видения новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на одни и те же хадисы, но разногласили в их понимании.

Однако самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение ханафитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. "аль-Къауанинуль-фикъхия” 103.

Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все» ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: "Некоторые ученые сказали, что смысл этого хадиса состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с джама’атом (общиной) и большинством людей” См. «аль-Джами’» 3/311.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха)” См. "Маджму’уль-фатауа” 25/114.

Ибн аль-Къайим сказал: "В этом хадисе содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают. Также сказано, что если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься один” См. "Тахзибу-Ссунан” 3/214.

Имам ас-Сан’ани сказал: "В этом хадисе содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми – принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения – является обязательным для отдельного человека” См. "Субулю-Ссалям” 2/72.

Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: "Я пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: "Дайте Масруку каши, и сделайте ее послаще”. Масрукъ сказал: "Ничто не удержало бы меня в этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения”. На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Байхакъи. Иснад хороший. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/442.

На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех, кто, проживая в исламских странах поститься не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой исламской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет противоречием велению пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все».

Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и конца Рамадана

Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами:

1. Зрительной фиксацией луны.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно и недвусмысленно сказал: «Поститесь увидев полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Но множество мусульман в наши дни не обращают внимания на эти слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и сообщают людям за год вперед начало и конец поста, опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поститься и разговляться, завидев новую луну!

Ни сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные предшественники не делали ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен определяться только зрительной фиксацией . См. "Бидаятуль-муджтахид” 1/423, "Хашияту Ибн ‘Абидин” 2/393, "Фатхуль-Бари” 4/159.

Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы.

Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Шариатское доказательство – это Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может противопоставляться словам посланника Аллаха!” См. "аль-Икътида” 1/270.

Имам аль-Хараши сказал: "Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца шабан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет!” См. "Шарх мухтасар Халиль” 2/237.

Следует также отметить, что речь идет именно об астрономическом вычислении наступлении и завершения поста, а не использовании каких-либо приборов для обнаружения луны.

Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были приведены (полный текст см. на Дин-Ислам) слова имама Ибн Къудамы: "Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)!”

Но если то самое духовное управление опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо исламскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними, а не опираться, скажем, на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь тогда, когда постятся все». "


Это интересно.

£1000 - любому, кто увидит новолуние. (Пишет Исламнювс)

Ни один житель Саудовской Аравии, как бы ни старался, не увидит 29 августа полумесяца, свидетельствующего об окончании Рамадана. С таким категоричным заявлением выступило Исламское общество по наблюдению за Луной (Великобритания), передает "Аль-Арабийя".

В обществе пояснили, что согласно астрономическим данным, увидеть Луну в Саудовской Аравии после захода солнца 29 августа не представляется возможным даже в телескоп.

Между тем, Высший совет по исламскому судопроизводству Саудовской Аравии ежегодно призывает жителей королевства выходить на улицу для лицезрения полумесяца воочию, как это делали еще при пророке Мухаммаде .

Британская организация на своем сайте заявила, что готова заключить с каждым пари и выплатить 1000 фунтов стерлингов (примерно 1645 долларов) тому, кто сможет опровергнуть ее прогноз, сняв на видео появление новолуния.

Напомним, что все без исключения мусульмане убеждены, что начало и окончание месяца Рамадан зависит от состояния полумесяца. Разница заключается лишь в том, что одни ждут лицезрения светила воочию, другие предпочитают руководствоваться точным астрономическим расчетом, который позволяют сделать современные технологии.

Пост Рамадан – это священный праздник в исламе, продолжительностью в целый месяц. В исламском календаре по счету этот месяц девятый. Свое название получил в честь священного месяца календаря.

Давайте разберемся, что это за такой священный праздник и почему он так важен для его верующих. Рамадан знаменит на весь мир тем, что согласно традициям он проводится в строгом посте и молитве. Пост подразумевает под собой отказ от еды, питья, развлечений и дурных мыслей, проведение верующего в раздумьях и молитвах.

Этот праздник помогает человеку сблизиться с Богом. Сближение происходит через несколько видов очищения:

Физическое, которое происходит в ограничении приема пищи и питья.
Духовное, в момент соблюдения поста запрещены развлечения, удовольствия, занятия сексом, а также мысли о греховных делах.

Основным смыслом этого праздника и соблюдения всех ограничений является возможность показать верность Аллаху и усмирение негативных качеств в человеке, которые толкают его на совершение зла. Считается, что с ограничением себя в жизненных радостях у человека появляется время на обдумывание своих злых и коварных поступков, совершенных за год, которые влекут все негативное в его жизнь.

Стоит отметить, что Рамадан не совпадает с другими священными праздниками. Его наступление строго связано с тем, что исламский календарь лунный, а все месяцы наступают с момента наступления новолуния. Так как ислам является мировой религией, то и время наступления Рамадана в разных странах будет проходить по разному, с появлением луны.

Что запрещено делать в Рамадан:

С наступлением Рамадана запрещено дневное осознанное потребление пищи и питья, курение различных табаков, в том числе и кальянов, строго запрещается утоление половой жажды.

Что разрешено делать в Рамазан:

В Рамадан разрешено несознательное употребление пищи, поцелуи, совершение ласок, которые не приведут к семяизвержению, купание и чистка зубов, сдача крови, непроизвольная рвота.

Мусульмане уверены, что в Рамадан значимость совершения благих дел и паломничества возрастает в 700 раз. В этот месяц шайтана заковывают в цепи, и добрые дела быстрее и лучше доходят к Аллаху. В это время мусульмане подходят более ответственно к исполнению молитв, чем обычно, читают священную книгу Коран, совершают добрые дела, дают пожертвования беднякам и раздают обязательную милостыню.

Во время соблюдения поста обязательным является выплата милостыни (закят аль-фильтр). Данная выплата является обязательной для мусульман и имеет точное измерение. Размер милостыни составляет 1 саа. Саа-это мера веса, равная 3500 г. В разных городах используются для пожертвования разные продукты. Так в Европе отдают закят аль-фильтр пшеницей и ячменем, на Ближнем Востоке-финиками, в Юго-Восточной Азии-рисом.

Как питаются в Рамадан:

Основа поста в Рамадан достаточно проста, нельзя употреблять пищу и воду пока на небе светит солнце. Утренний прием пищи- сухур, должен осуществляться пока на небе не появятся проблески солнца. Вечерний прием (ифтар) может начаться только тогда, когда солнце скроется за небосклоном. Прием пищи обычно начинается с фиников и воды. Перед приемом пищи обязательным является чтение молитвы.

И конечно же обязательным условием во время выдерживания поста является ният (намерение) совершить его. Оно проявляется в чтении молитв и совершении обрядов. Намерение произносится каждый день между ночным и утренним намазом.

Кто может быть освобожден от поста в Рамадан:

Выдерживание поста является обязательным, но некоторые категории людей могут быть освобождены от строгих условий саума. От поста освобождаются несовершеннолетние и люди с психическими отклонениями. В случае если верующий уехал в путешествие, то он начинает соблюдать пост по возвращении. Также освобождаются беременные, и женщины, кормящие грудью детей, женщины с менструациями. Пожилые люди, которые не могут сдерживать себя в еде, готовят пищу для нищих.

Нарушение поста в Рамадан и его последствия.

Может случится такое, что верующий нарушил выдерживание саума из-за тяжелой болезни или из-за хайда (менструации). В таком случае верующий может реабилитироваться перед Аллахом, и он должен поститься один день до прихода следующего Рамадана, или должен предоставить определённую сумму нищим. Если верующий совершил половой акт в дневное время, ему необходимо возместить это нарушение шести десятью днями непрерывного поста, или накормить шестьдесят бедняков.Нарушение поста без уважительной на то причины считается грехом.

Конец месяца Рамадан

Последние десять дней поста являются самыми важными у мусульман. Многие из них следуют примеру Мухаммада и уединяются для прочтения молитв. Для этого они скрываются в мечети.

Славный праздник Рамадан

После окончания ограничений Рамадан завершается , наступают три дня праздника, которые сопровождаются разговением. Первый день считается не рабочим, а в школах могут сделать каникулы на все три дня.

Совместное проживание нескольких религий и условия для лиц, не соблюдающих пост
Также следует отметить, во время Рамадана, людям, которые не соблюдают пост, из уважения к мусульманам нежелательно демонстративно принимать пищу в дневное время, курить, жевать жвачку, громко включать музыку в общественных местах. Также существует это негласное правило в странах со смешанной религией, к примеру в Израиле, а также в городах где совместно проживают арабы и евреи.

Рамадан 2019: когда

В 2019 году Рамадан начинается с 5 мая по 3 июня. Следует отметить, что наступление этого праздника люди ждут с нетерпением и благоговением, потому что Рамадан это не просто великий праздник, а личное чудо души и тела каждого мусульманина.

А1узуБиллах1и мин аш-шт1анир-рожийм!

Каждый год в нашем, чеченском обществе возникают разногласия
по поводу начала и конца месяца Рамадан. На злых языках уже закрепились
стандартные реплики, которые слышишь каждый год, уже на протяжении последних
пару десятков лет: «вот раньше, когда еще не было так много муллов, как
сейчас, начинали и заканчивали «мархнаш» строго в один и тот же день», и
развивая эту тему, продолжают - «когда
мечеть была только в Хасав-Юрте...»; далее следуют такие словосочетания - «да,
уж слишком много «молнаш» (муллы) у нас развелось…», «вай цкъа а барт ца хуьлу
(ни как не приходим к соглсаию)», «почему не встречаем и провожаем Рамадан как
все люди?», «вот в Москве, в Саудовской Аравии, везде такого-то числа, а у нас…»,
«вот есть расписанный календарь!...» и т.д., и т.п..

Во первых, подобные разговоры не приятно слущать, и во вторых, обидно за наше общество, которое никак не может начать и завершить пост в один и тот же день, не смотря на то, что в последние годы через все СМИ Чеченской Республики строго это объявляется.

Должен честно признаться, когда-то по незнанию сам был
сторонником того, чтобы встречали и провожали Рамадан согласно Мусульманскому
календарю, который у нас в России печатают еще с 90-х годов прошлого столетия. Мое
мнение по поводу строгого следования календарю изменилось недавно, после того, как однажды, во время пятничной молитвы
в Мечети «Сердце Чечни» в Грозном, Председатель Духовного управления Чеченской Республики (ДУМЧР) Султан Мирзаев произнес примерно
следующее: «Посланник Аллах1а, с1оллоллох1у 1алейх1и вас-Салам, нам не наказывал
следовать календарю или проводить какие-то астрономические расчеты лунного
цикла, чтобы определить начало и окончание Рамадана, а следить за появлением
месяца на небе». И далее он привел известный Хадис: «Поститесь, увидев полумесяц, и
разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине
облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями»

аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Разумеется, я не компетентен решать религиозные вопросы, не имея
за спиной соответствующего образования. Но, не смотря на это, хочу привести
вырезки из статей, опубликованных в Исламских изданиях, как подтверждение к тому, что наше ДУМЧР принимает правильное решение (хотя лучше всех знает Один Аллах1), когда встречаем и провожаем Рамадан по появлению луны, а не ссылается на календарь. (Видит Всевышний
Аллах1, не с целью подхалимажа, а с целью ответить злым языкам, о которых
сказано выше. Дай Аллах1, чтоб, мы пришли к единству и уважению друг другу, и
да направит Он всех нас на правильный путь!)

Наступление Рамадана определяется двумя способами, пишет "Дин-Ислам" со ссылкой на "К Исламу":

"1. Обнаружением на небе месяца Рамадана.

Если полумесяц замечен в ночь с двадцать
девятого на тридцатое ша’бана, то это означает, что наступил месяц
Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал
Всевышний Аллах: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост» (аль-Бакъара 2: 185).

2. Установлением завершения предшествующего ему месяца ша’бана.

Если прошло тридцать дней ша’бана, то
тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь,
увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не
видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц
(ша’бан) тридцатью днями»
аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?


Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: "Люди
пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и
благословение Аллаха) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и
благословение Аллаха) принял решение поститься и повелел людям сделать
то же самое”
Абу Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль-Хаким 1/423.
Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан,
аль-Хаким, Ибн Хазм, аз-Захаби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Хаджар,
аль-Альбани.

Что же касается окончания месяца
Рамадана и видения полумесяца Шавваля, то для его фиксации должно быть
два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн
Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления
Рамадана, сказал: "Поистине, я сидел среди сподвижников посланника
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и расспрашивал их (о начале
поста), а они мне сказали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и
разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если
вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И
поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из
числа праведных мусульман»”
Ахмад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-Даракъутни 232. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль” 909.


Таким образом нам становится ясно, что
начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух
мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн Умара о начале поста делает это
исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких
доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См.
"Тухфатуль-ахуази” 3/374.

Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?


По данному вопросу среди ученых
существует большое разногласие. Одни считают, что на основании видения
новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а
другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели
новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с
одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на
одни и те же хадисы, но разногласили в их понимании.

Однако самым лучшим мнением в этом
вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности,
то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая
ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом
отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в
Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или
стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение
ханафитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому
мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См.
"аль-Къауанинуль-фикъхия” 103.


Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь
тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются
все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все»

ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам
Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх
аль-Альбани.


В этом хадисе содержится опровержение
тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не
принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса
ат-Тирмизи сказал: "Некоторые ученые сказали, что смысл этого хадиса
состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с
джама’атом (общиной) и большинством людей”
См. «аль-Джами’» 3/311.

"Человек
не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже
если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с
людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение
Аллаха)”
См. "Маджму’уль-фатауа” 25/114.


Ибн аль-Къайим сказал: "В этом
хадисе содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает
положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено
поститься и разговляться, даже если другие не знают. Также сказано, что
если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его
свидетельство, он не должен поститься один”
См. "Тахзибу-Ссунан” 3/214.

Имам ас-Сан’ани сказал: "В этом
хадисе содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми -
принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который
полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан
быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной
молитвы, завершения поста и жертвоприношения - является обязательным для
отдельного человека”
См. "Субулю-Ссалям” 2/72.


Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал:
пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: "Дайте Масруку каши, и
сделайте ее послаще”. Масрукъ сказал: "Ничто не удержало бы меня в этот
день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день
Жертвоприношения”.
На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Байхакъи. Иснад хороший. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/442.

На основании этих аргументов становится
ясным ошибочность поступков тех, кто, проживая в исламских странах
поститься не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии
была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой
исламской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не
следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет
противоречием велению пророка (мир ему и благословение Аллаха),
сказавшего: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все».


Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и конца Рамадана

Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами:


1. Зрительной фиксацией луны.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно и недвусмысленно сказал: «Поститесь
увидев полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не
видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями»
аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Но множество мусульман в наши дни не
обращают внимания на эти слова посланника Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха), и сообщают людям за год вперед начало и конец
поста, опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время,
когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поститься и
разговляться, завидев новую луну!


Ни сподвижники пророка (мир ему и
благословение Аллаха), ни праведные предшественники не делали
ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана
является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов
уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен
определяться только зрительной фиксацией
. См. "Бидаятуль-муджтахид”
1/423, "Хашияту Ибн ‘Абидин” 2/393, "Фатхуль-Бари” 4/159.
...
Таким образом, нам становится ясно
истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит
этому, не имеет никакой основы.

Но даже если и подтвердилось бы, что
кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца
Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Шариатское доказательство - это
Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев
некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых
или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может
противопоставляться словам посланника Аллаха!”
См. "аль-Икътида” 1/270.


Имам аль-Хараши сказал: "Пост не
утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на
основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по
завершению месяца шабан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого.
Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на
его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет
ли ему сердце или нет!”
См. "Шарх мухтасар Халиль” 2/237.
...
Следует также отметить, что речь идет
именно об астрономическом вычислении наступлении и завершения поста, а
не использовании каких-либо приборов для обнаружения луны.
Подводя итог, следует отметить, что если
мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление
опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о
наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были
приведены (полный текст см. на Дин-Ислам) слова имама Ибн Къудамы: "Если кто-то станет опираться в
начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с
правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто
бывают правыми (в вычислении Рамадана)!”

Но если то самое духовное управление
опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе
следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе
с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо
исламскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними, а
не опираться, скажем, на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению
пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь тогда, когда постятся все». "


£1000 - любому, кто увидит новолуние. (Пишет Исламнювс)

Ни один житель Саудовской Аравии, как бы ни старался, не увидит 29 августа полумесяца, свидетельствующего об окончании Рамадана. С таким категоричным заявлением выступило Исламское общество по наблюдению за Луной (Великобритания), передает "Аль-Арабийя".

В обществе пояснили, что согласно астрономическим данным, увидеть Луну в Саудовской Аравии после захода солнца 29 августа не представляется возможным даже в телескоп.

Между тем, Высший совет по исламскому судопроизводству Саудовской Аравии ежегодно призывает жителей королевства выходить на улицу для лицезрения полумесяца воочию, как это делали еще при пророке Мухаммаде .

Британская организация на своем сайте заявила, что готова заключить с каждым пари и выплатить 1000 фунтов стерлингов (примерно 1645 долларов) тому, кто сможет опровергнуть ее прогноз, сняв на видео появление новолуния.

Напомним, что все без исключения мусульмане убеждены, что начало и окончание месяца Рамадан зависит от состояния полумесяца. Разница заключается лишь в том, что одни ждут лицезрения светила воочию, другие предпочитают руководствоваться точным астрономическим расчетом, который позволяют сделать современные технологии.

Иса Балаев.
www.st-atagi.ru

Каждый год с приближением месяца Рамадан сторонники визуального наблюдения и астрономических вычислений поднимают дискуссию о том, какого числа начинается Рамадан. Какие же доводы приводят стороны для аргументации своей правоты?

В Коране говорится:

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Коран, 2:185).

Исторические факты свидетельствуют о том, что в далеком прошлом мусульмане часто начинали и завершали пост в разные дни. Передвигались и даты празднования двух великих праздников: Ид аль Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

В современном мире в условиях наличия всевозможных средств коммуникации человечество получило возможность прийти к общему мнению о том, какого числа начинается Рамадан, однако этого не происходит. Ни спутниковое телевидение, ни интернет, ни телефонная связь не смогут объединить государства, разделенные политическими границами и границами религиозных течений и мазхабов.

Когда начинается Рамадан? Новолуние – начало отсчета нового месяца

Согласно мусульманскому календарю, новый месяц начинается с новолуния.С началом нового месяца связаны многие нормы шариата. В своей работе «Цели шариата» шейх Юсуф аль Кардави предлагает полагаться на визуальное наблюдение луны как способ установления начала месяца. Там же он цитирует достоверный хадис:

«...Не начинайте поститься, пока не увидите его (молодой месяц), если же будет облачно, то доведите счет (дополните количество дней шаабана) до тридцати» (Аль Бухари, Муслим). В другой версии хадиса сказано: «...А если небо будет скрыто от вас за облаками, то завершите тридцать дней (шаабана)» (Аль Бухари, Муслим).

На арабском языке молодая луна – «хиляль». Толкование слова – «луна отражает свет, она не темная, она «светит» ». Свечение делает ее видимой для человека. Новый мусульманский месяц не может быть начат без наблюдения новой луны. Следовательно, начало месяца Рамадан должно основываться на непосредственном наблюдении за небом и на ожидании появления новой луны.

Ученые о новолунии

Новолуние – это первое появление луны на небе в виде узкого серпа после астрономического новолуния. А поскольку меняется географическая широта места наблюдения луны и расположение луны на орбите, изменяется и промежуток времени между астрономическим новолунием и неоменией – первым появлением узкого серпа луны.

Объясняя это явление, добавим еще, что в новолуние мы видим освещенную солнцем часть луны, – ту часть, которая постепенно увеличивается до полнолуния, а затем снова уменьшается.

В отношении явления новолуния мусульманам необходимо понимать, можно ли использовать астрономические вычисления для определения начала лунного месяца, поскольку задача – когда начинается Рамадан – определяет даты Уразы и праздников.

Классические школы фикха о способе определения начала Рамадана

Официальная теологическая позиция ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов – астрономические вычисления являются недостоверным способом определения начала месяца. Время начала Рамадана должно быть подтверждено двумя способами: реальным наблюдением и видением или отсчетом до 30 дней.

Слова «фа манн шахида минкумуаш-шахра » («тот из вас, кого застанет этот месяц» или «кто из вас в этот месяц находится дома») большинство ученых толкуют как требование буквально видеть молодой месяц.

Это толкование подтверждается предписаниями Пророка (мир ему и благословение):

«Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан» (Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также сказал:

«Поститесь при её (луны) появлении, и прекращайте пост при её (луны) появлении. Если небо покроется, то дополните количество дней» (месяца ша’бан до 30 дней) (Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул священный месяц Рамадан и сказал:

«Не поститесь, пока не увидите её (луну) и не прекращайте пост, пока не увидите её (луну). А если небо покрылось облаками или тучами, то завершите 30 дней (месяца Ша"бан)» (Бухари, Ахмад).

Известный шафиитский правовед Шихаб Ад-Дин ибн Ахмад Ар-Рамли считал, что Пророк (мир ему и благословение) не полагался на вычисления и полностью отвергал их, говоря, что: «Поистине, мы – народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким » – (имеется в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда – из тридцати дней) (Бухари). Действительно, простым людям, не живущим в больших городах, сложно было бы заниматься подсчетами. Лишь немногие могли разбираться в таких вопросах.

Еще одной причиной отказа древних ученых заниматься вычислениями начала и окончания месяца Рамадан являлась связь астрологии (наблюдения за звездами) с магией, которая запрещена Пророком (мир ему и благословение).

Аль-Хафиз ибн Хаджар (имам, автор 150-ти трудов почти по всем исламским наукам) строго запрещает использовать вычисления, ссылаясь на высказывания Пророка, предостерегавшего мусульман от занятий астрологией: «Тот, кто изучает астрологию, изучает часть колдовства, чем ее больше, тем больше колдовства » (Абу Дауд). Так, мусульманин, который воспротивился этим заповедям Посланника Аллаха, и начал поститься на основании одних только вычислений, должен был возместить дни поста.

Пророк (мир ему и благословение) хотел, чтобы люди начинали месяц Рамадан, будучи уверенными, что молодая луна уже появилась на небе, и заканчивали при том же условии. Реальное видение новой луны было для них единственным способом обрести полную уверенность в том, когда начинается месяц Рамадан.

Многие правоведы признают, что видение само по себе – это не единственное условие наступления месяца Рамадана

Знаменитый классический ученый ханафитского мазхаба Са’ад аль-Дин Мас’уд бин Умар аль-Тафтазани утверждал, что все мусульманские ученые едины в том, видение молодой луны – это только одно из средств, но не цель.

«Смысл коранического аята «тот из вас, кто станет свидетелем этого месяца» означает «застанет этот месяц». Свидетельство месяца – это только средство. То же самое следует из слов Пророка «поститесь, когда увидите молодой месяц ». Все мусульманские ученые согласны с тем, что реальное видение – это не показатель, показатель – это то, что это видение доказывает, то есть наступление (нового) месяца».

Современный юрист мусульманского права доктор Мустафа аль-Зарка уверен: «Установленный факт, что видение молодой Луны само по себе не является актом исламского поклонения. Это только одно из средств узнать время. Это был единственный способ, доступный народу, не умеющему ни писать, ни считать. Его неграмотность была единственной причиной того, что он полагался на невооруженный глаз. Именно это утверждается в тексте хадиса, который является источником данного постановления».

Пророк (мир ему и благословение) предписал реальное видение невооруженным глазом, так как такой способ был доступен мусульманам того времени для знания того, какого числа наступает священный месяц Рамадан и когда он заканчивается. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал и на причину этой необходимости – неграмотность уммы в те времена. Мусульмане времен Пророка (мир ему и благословение) приняли самый простой метод. В настоящее время принят другой метод определения времени наступления месяца Рамадан, и правоведы считают его допустимым.

В Коране написано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран, 2:187).

В современных условиях жизни, когда технический прогресс сопровождает нас повсюду, довольно сложно буквально следовать этим словам. Вместо таких ориентиров мы пользуемся часами. Время намазов зухр и аср мусульманская умма вычисляла при помощи тени палки. Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал следить за тенью для определения времени молитв. Сейчас время молитв нам подсказывают астрономические часы. Многие задачи в современном мире выполняются с помощью астрономических вычислений, да и сама наука астрономия стала другой, избавившись от порицаемых предсказаний и магии. Можно лишь порадоваться тому, что дух исламского закона гибок в тех вопросах, которые можно легче решить, используя достижения технического прогресса.

Например, представитель современного направления мусульманской правовой школы Зиан аль-Дин бин Ибрагим ибн Нуджаим утверждает: «Ибн аль-Шихна говорит, что маг и астролог, упомянутый в хадисе, это тот, кто говорит о духах и утверждает, что знает будущее. Словам этого человека верить нельзя и соглашаться с ними означает неверие. Но вычисление фаз луны не имеет к этому никакого отношения. Оно основано на точных расчетах, а не гадании или вещах, связанных с духовными сущностями. Разве вы не видите, что Аллах, хвала Ему, говорит в Коране: “Он – тот, кто даровал солнцу сияние, а луне – свет и установил для нее периоды, чтобы вы могли определять счет годов и счисление [времени]” ».

Рамадан в 2016 году

В этом году Ураза начнется 6 июня, а таравих-намаз в 20 ракаатов в мечетях России начнут читать 5 июня. Последний день поста выпадает на 4 июля. А Ураза-байрам приходится на 5 июля, праздничная молитва в этот день пройдет в 7 часов утра. Даты стали известны на заседании Совета улемов ДУМ РТ, посвященном предстоящему месяцу Рамадан.

По материалам islam.com.ua



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх