Кохановский В., Лешкевич Т.Г. Философия науки - файл n1.doc. Философия - Кохановский В.П

Кохановский В.П. и др.

Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 603 с. (Изд. 6-е)
Серия Высшее образование
ISBN 978-5-222-14565-4
DjVu 13,8 Mb

Качество: сканированные страницы

Язык: Русский

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»).
Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

От авторов
Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей - молодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность подготовиться к наиболее серьезному в их жизни официальному экзамену по философии - кандидатскому экзамену. Поэтому мы находим возможным обратиться непосредственно к самим будущим читателям книги.
Рассматривая проблему философии науки, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая, при всем многообразии своих обликов, несомненно, отличается от других сфер человеческой жизни- производства, морали, искусства, религии, обыденного сознания и т. п.
Мы надеемся, что предлагаемое вашему вниманию учебное пособие в равной мере будет полезным для представителей всех частных научных дисциплин - как для «физиков», так и для «лириков».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • §1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
  • §2. Научное знание как система, его особенности и структура
  • §3. Наука и философия. Наука и искусство
  • §4. Классификация наук
  • §5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

  • §1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле
  • §2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
  • §3. Средневековая наука
  • §4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре
  • §5. Наука в собственном смысле: главные этапы становления
  • §6. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки
  • §7. Технологическое применение науки. Формирование технических наук

ГЛАВА III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • §1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование
  • §2. Особенности эмпирического исследования
  • §3. Специфика теоретического познания и его формы
  • §4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
  • §5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории
  • §6. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования
  • §7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

ГЛАВА IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

  • §1. Динамика научного знания: модели роста
  • §2. Формирование первичных теоретических моделей и законов
  • §3. Становление развитой научной теории
  • §4. Проблемные ситуации в науке
  • §5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
  • §6. Общие закономерности развития науки

ГЛАВА V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • §1. Метод и методология
  • §2. Классификация методов
  • §3. Основные модели соотношения философии и частных наук
  • §4. Функции философии в научном познании
  • §5. Общенаучные методы и приемы исследования
  • §6. Понимание и объяснение

ГЛАВА VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

  • §1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
  • §2. Научные революции как перестройка оснований науки
  • §3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности

ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

  • §1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки
  • §2. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска
  • §3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира
  • §4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки
  • §5. Этические проблемы науки XXI в.
  • §6. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации
  • §7. Сциентизм и антисциентизм
  • §8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ

  • §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе
  • §2. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей. В. Виндельбанд, Г. Риккерт)
  • §3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера
  • §4. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер)
  • §5. Особенности современного социального познания
  • §6. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии

ГЛАВА IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  • §1. Наука как социокультурный феномен
  • §2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
  • §3. Эволюция способов трансляции научных знаний
  • §4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Основы философии. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др.

15-е изд., стер. - М. : 2015. - 232 с.

Простым и доступным языком изложены основы философии, раскрыты такие ее важнейшие проблемы, как бытие, человек и общество, сознание, познание. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения и программе дисциплины «Основы философии». Для студентов среднего профессионального образования, преподавателей, а также для всех приступающих к изучению философии.

Формат: pdf

Размер: 8,3 Мб

Скачать: drive.google

Оглавление
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Глава 1. Предмет философии 5
Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли 20
Раздел II. БЫТИЕ
Глава 3. Бытие как философская проблема 31
Глава 4. Субстанция 42
Глава 5. Материя 45
Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Глава 6. Природа человека и смысл его существования. Человек и Космос 55
Глава 7. Свобода и ответственность личности. Ценности 75
Глава 8. Общество как условие и продукт деятельности людей 90
Глава 9. Культура и цивилизация 106
Глава 10. Человек перед лицом глобальных проблем 120
Раздел IV. СОЗНАНИЕ
Глава 11. Человек и его сознание 129
Глава 12. Сознание и общество 145
Глава 13. Общественное сознание и его структура 154
Раздел V. ПОЗНАНИЕ
Глава 14. Сущность и формы познания 167
Глава 15. Наука и научное познание 187
Глава 16. Методы научного познания 208

Правильно и осознанно ориентироваться в сложных процессах, происходящих в современном мире* невозможно, если опираться только на здравый смысл, воспринимающий мир, не проникая в суть процессов и явлений. Необходима способность разумного мышления, которая не является врожденной и которой надо обучаться. Философия - лучшая школа такого обучения. Она обладает методами постижения глубин человеческого бытия в мире, заставляя размышлять о том, о чем здравый смысл даже не догадывается.
Философия существует более 25 веков, а потому ни один учебник не в состоянии раскрыть и передать все богатство и многообразие решаемых ею проблем.
Замысел авторов учебника - дать самое общее представление о проблемах, методах, языке философии, ее понятиях и категориях, ее многовековой истории. При этом авторы старались изложить философские проблемы простым и ясным языком, но не в ущерб научному содержанию.

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Название: Философия.

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.


XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
1. Предмет философии
2. Специфика философского знания
3. Основные части (структура) философии
4. Место и роль философии в культуре
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития
Глава III. Бытие и материя
1. Понятие "бытие": философский смысл
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия
3. Бытие: единство мира
4. Многообразие мира как проблема
5. Материальное единство мира и его многообразие
Глава IV. Диалектика
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции
3. Детерминизм и индетерминизм
4. Закон. Динамические и статистические закономерности.
5. Границы, сфера действия диалектического метода
6. Метафизика и ее значение для познания
Глава V. Человек
1. Понятие человека. Человек и природа
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека
3. Смысл человеческого бытия
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах
Глава VI. Человек и его сознание
1. Проблема сознания в истории западной философии
2. Гносеологический смысл сознания
3. Этический смысл сознания
4. Онтология сознания
5. Язык, общение, сознание
6. Сознание, память, самосознание
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания
8. Сознание и бессознательное
Глава VII. Общество
1. Общество и его структура
2. Общество как саморазвивающаяся система
3. Гражданское общество и государство
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Глава VIII. Человек и общество
1. Человек в системе социальных связей
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право
4. Религиозные ценности и свобода совести
5. Личность: проблемы свободы и ответственности
Глава IX. Познание
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм
2. Познание, творчество, практика
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности
4. Единство чувственного и рационального
5. Истина и заблуждение
6. Действительность, мышление, логика, язык
7. Понимание и объяснение
8. Вера и знание
Глава X. Научное познание и знание
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
2. Структура научного познания, его уровни и формы
3. Методы научного исследования
4. Рост научного знания
5. Научные революции и смена типов рациональности
6. Общество, наука, техника
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира
1. Взгляд науки
2. Философия: человек и мир
3. Религиозные версии мироздания
Глава XII. Будущее человечества
1. Человечество как субъект истории
2. Мировая ситуация начала XXI столетия
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур
Заключение

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия - Кохановский В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Ростов-на Дону

Кохановский В.П. Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Любой учебник по философии имеет один существенный недостаток: в нем излагается определенная сумма знаний, итоги философствования того или иного мыслителя без прояснения пути, ведущего к ним. Это бесспорно обедняет философское содержание, затрудняет понимание того, что такое подлинная философия и философствование. И хотя освободиться от подобного недостатка полностью невозможно, авторы тем не менее попытались смягчить его. С этой целью многие разделы книги написаны в жанре размышлений о какой-либо проблеме, оставляющих место для вопросов и дискуссий. По многим темам и проблемам представлены различные точки зрения, с тем чтобы пригласить читателя к участию в их обсуждении. Содержание данного учебного пособия, форма его изложения строились таким образом, чтобы разрушить стереотип восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые надлежит неукоснительно заучить, а затем, часто бездумно и некритически, воспроизвести.

И наконец, авторы стремились к открытому и честному философскому анализу проблем и противоречий общества и человека, как тех, которые унаследованы от прошлого, так и возникших в наше время. Вызвать озабоченность будущих специалистов глобальными перспективами развития мировой цивилизации, судьбой человечества, входящего в новый виток развития, - с такой надеждой писалось настоящее учебное пособие.

Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор И. В. Ватин (гл. V, гл. VIII, 5, гл. X, 6); доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. Е. Давидович (гл. XII); доктор философских наук, профессор Л. В. Жаров (гл. VII, гл. VIII, 1-4); доктор философских наук, профессор Е. В. Золотухина (гл. XI); доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский (гл. IV, гл. IX, 1, 2, 3 (в соавторстве), 4, 5, 7, 8, гл. X, 1-4); доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш (Введение, гл. III, гл. VI, гл. IX, 3 (в соавторстве), гл. X, 5); доктор философских наук, профессор Е. Е. Несмеянов (гл. I, 1, гл. II, 2); доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев (гл. I, 2-4, гл. II, Заключение).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх