Конспект занятия в старшей группе на тему: Мультфильмы. Конспект занятия по мултипликатсии

Конспект занятия
«Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)

Холоденко Юлия Евгеньевна
МБДОУ д/с №5, МО г. Железнодорожный
воспитатель

Цель: совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.


Задачи:


  1. Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.

  2. Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности)

  3. Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Оборудование : 2 куклы (Фея Вежливости и Королева Грубости), карточки с заданиями, 2 стрелки; модель «Сухое дерево»; листочки; лепестки к цветку «вежливости»; коробка; презентация «Волшебные слова».

Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово».

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? (ответы детей).

Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?

А поможет нам указать правильный путь вот это волшебное яблочко и серебряное блюдечко.

"Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Приведи нас в страну вежливости!

Ребята, посмотрите, кажется, волшебные предметы указали нам неправильный путь. Мы попали в какое то мрачное место.

Королева Грубости: Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания.

Воспитатель: Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными?

Нет. Тогда будем выполнять задания.

  1. Задание

Вежливая викторина

Воспитатель: О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов.

Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме, сказал: «Пустяки, дело житейское»? (Карлсон)

Кто из героев мультфильма съел все запасы меда у Кролика и застрял в парадном проходе? (Винни -Пух)

Кто говорил такие слова в мультфильме: «Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!» (Мыши)

Кто в мультфильме пел:

Какой чудесный день!

Какой чудесный пень!

Какой чудесный я,

И песенка моя!(Мышонок)

Вед: АХ, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова, дела важны?

Дела делами, а слова- словами.

2. задание
«Выбери правильный путь» (2 стрелки)

Воспитатель: Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.

Налево пойдешь - грубить и драться ты начнешь

Направо пойдешь -сказочных героев найдёшь».

Воспитатель: Дети, какой путь мы с вами выберем? (ответы детей)

Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.

Сценка

Воспитатель : Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Птичка : Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.

Петушок : А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка : Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок : Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок : Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

Петушок : А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка : Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Птичка : Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты! »

Вопросы к детям:

Как вы думаете, правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

Что было неправильным в их поведении?

Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Вы знаете, как надо общаться друг с другом и обращаться друг к другу?

(Ответы детей)

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, по имени, не грубить, не дразнить и уважать друг друга.

Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. Пойдемте дальше.

3.задание

Модель «Заколдованное дерево».

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)

Дети, можно ли ему помочь?

У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, вспомнит пословицу о вежливости.

Вежливости открываются все двери.

Ласковое слово и кошке приятно.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Плохое слово, что грязная вода.

Ласковым словом и мед растопишь.

Доброе дело делай смело.

Ласковое слово — что весенний день.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

Воспитатель: Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий.

Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.

Физминутка.

4. задание

Игра «Цветик - семицветик»

Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? - (цветы)

Вот видите, в Королевстве Грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое: нам нужно вырастить цветик-семицветик добрых и вежливых слов.

Если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости.

Добрый день. Простите.

Добрый день! - тебе сказали. Простите, я больше не буду

Добрый день!- ответил ты. Нечаянно бить посуду,

Как две ниточки связали- И взрослых перебивать,

Теплоты и доброты. И что обещал- забывать,

Но если я все же забуду -

Здравствуйте. Простите, я больше не буду.

Здравствуйте!-ты скажешь человеку.

Здравствуй!-улыбнется он в ответ.

И.наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «спасибо»?

За все,что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?

Доброго пути .

Нам желают: « Доброго пути»

Будет легче ехать и идти.

Приведет,конечно, добрый путь

Только к доброму чему - нибудь.

Пожалуйста.

Отменить, что- ли слово « пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет,пожалуй что, без « пожалуйста»?

Нам становится неуютно.

Будьте здоровы.

Эти слова все известны давно,

Видишь,они и просты, и не новы

Но я еще раз повторю все равно:

Добрые люди,будьте здоровы!

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.

Королева Грубости: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление Феи Вежливости)

Фея Вежливости : Ребята, спасибо вам за то, что меня выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.

Фея Вежливости : Я приготовила для вас сюрприз: дарю вам вот такую красивую коробочку. Но открыть её можно только с помощью волшебных слов.

Какие волшебные слова вы знаете? (показ презентации с загадками о волшебных словах)

(дети достают из коробочки угощение для каждого ребёнка)

Воспитатель: Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней.

И нам пора возвращаться в группу.

« То жара на планете, то вьюга

Только вместе нас не испугать

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать.

Как бы ни было нам туго

Нужно вежливость не растерять

Мы окажем друг другу вниманье

И друг друга сумеем понять»

О грубости и сквернословии.

Урок по русскому языку

Учитель Бобрышева Н.И.,

Воронежский музыкальный колледж

им. Ростроповичей

Цели: осознать ответственность за современное состояние русского языка; сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «языковая ситуация», «языковая культура личности», разъяснить понятие «ненормативная лексика», способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.

Форма урока: круглый стол.

Готовясь к уроку, ребята провели анкетирование, получили задания к занятию.

Оборудование: презентация «Ненормативная лексика», анкеты и фрагмент из художественного фильма «Председатель».

Ход урока.

ЭКакова жизнь, такова и речь. Сенека

Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский; кто знает родной язык великого народа. Надо помнить, что мы в ответе за государство.

И. А. Ильин
пиграф:

I Языковая ситуация.

    Лекция учителя.

О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.

Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка. Я бы прибавила еще и третью беду нашего общества. Это грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России 70 – 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи. А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах. («В круге первом»).

Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила… Даже если сам не говоришь скверные слова, твои земляки позаботятся о том, чтобы ты их не забыл.

Представьте себе, что есть определенное заболевание-синдром Туретта, когда человек, кроме ряда других признаков этой болезни, обладает и такой особенностью речи: речь утрачивается, а способность к сквернословию сохраняется..

Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам нашего колледжа была предложена анкета. Интересно познакомиться с её результатами.

    Группа учащихся знакомит аудиторию с результатами анкет.

Учитель.

Как видим, анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.

Чтобы наши размышления на тему сквернословия не были пустыми, давайте проясним некоторые языковые понятия. Где место бранной лексики в родном языке? Прослушайте сообщения ребят по этой теме.

II Сообщение I группы.

Выступающий 1.

В каждом языке выделяют литературную, разговорную и ненормативную лексику. Литературная лексика -это лексика культурная, которая может быть использована в любой ситуации, причем в устной и письменной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации. Сюда входят традиционно разграничиваемые книжная, высокая, научная, специальная, официально-деловая и часть традиционно выделяемой разговорной лексики (литературно-разговорная). Например, куда мы отнесём слова «человек», «гражданин», «чувак», «чел». Последние 2 слова НЕ являются литературными.

Выступающий 2.

Разговорная лексика-лексика уместная и допустимая преимущественно в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей; сюда же входит сниженная лексика, общенациональная жаргонная (сленг) и просторечие. Например, человек, человечище, тащиться (медленно идти). Есть разговорные слова нейтральные и сниженные.

Литературная и разговорная лексика образуют лексику нормативную, употребление которой соответствует нормам литературной и разговорной речи.

Выступающий 3.

Ненормативная лексика рассматривается как оскорбляющая собеседника и негативно характеризующая говорящего, в связи с чем в общественном мнении она рассматривается подлежащая исключению из публичного употребления.

Среди ненормативной лексики языковое сознание выделяет два разряда – грубую и нецензурную.

Выступающий 4.

Грубая лексика включает вульгарную и бранную (инвективную). Употребление вульгарной лексики (пузо, плешь) свидетельствует прежде всего о бескультурье говорящего и не адресуется собеседнику как оскорбление; обычно культурного человека оскорбляет просто её употребление кем-либо в его присутствии.

Бранная или инвективная лексика (свинья, собака) обычно употребляется с намерением оскорбить или унизить адресата или третье лицо. Но она в определенных ситуациях может употребляться и без такого намерения, для выброса эмоций. Публичное употребление бранной лексики осуждается общественным сознанием.

Нецензурная (синоним - неприличная) лексика-это экспрессивная лексика, которую общественное сознание современного общества постоянно запрещает в публичном употреблении. На базе приведенной классификации представляется возможным определить термин сквернословие. Сквернословие – это экспрессивные слова с недоброжелательным значением, используемые с намерением или без намерения оскорбить слушающего – бранная и нецензурная лексика. Сквернословие, таким образом, включает бранную лексику (осуждается общественным сознанием) и нецензурную лексику (запрещена к публичному использованию общественным сознанием), но не включает вульгарную (свидетельство о бескультурье говорящего).

Ненормативная лексика включает вульгарную и сквернословие (бранную и нецензурную лексику) и является более широким понятием, чем сквернословие.

Учитель.

Брань есть в каждом языке. Но существует мнение об исключительности русского мата: русский мат самый сильный, все иностранцы его признают, в первую очередь его заучивают и предпочитают ругаться исключительно по-русски.

III Сообщение II группы.

Сквернословие в языках мира.

Выступающий 1.

Ругаться на чужом языке действительно люди любят. Так легче нарушить запрет. Кавказцы, жители Средней Азии часто ругаются по-русски потому, что не решаются ругаться на своём родном языке. Русские в Германии часто ругаются немецкими словами.

Американцы издали словарь «7000 русских ругательств» , куда включили слова, которые называют какие-то недостатки человека. Сюда вошли определения глухой, хромой, слепой и под . А немцы издали словарь «100 русских вульгарных слов» . Первое из них - аппаратчик. Туда вошли такие слова, как главарь, вкалывать, недотрога, она беременная, мешок, забегаловка, шмотки, кайф, тюрьма, подружка, трус и др . Вряд ли эти слова являются ругательствами – это просто слова, которые дают человеку или предмету неодобрительную оценку, да и то не во всех случаях.

Выступающий 2.

А что понимать под матом? Мат – это самые грубые из инвектив, выражающие крайнюю степень презрения, раздражения, наиболее сильную степень эмоции, обычно – отрицательной. При этом подчеркнём, что к мату относятся некодифицированные единицы, то есть такие, которые не признаются единицами литературного языка, не фиксируются общеупотребительными толковыми словарями и не употребляются в письменной форме, не могут быть употреблены при выступлении перед аудиторией, в печати, в средствах массовой информации, художественных произведениях.

Таких слов в русском языке, как и в других языках, немного, хотя это и не делает их менее заметными, поскольку они, к сожалению, очень часто употребляются в устной речи.

Важным признаком этих слов и выражений является их сугубо устный характер – их нельзя писать, печатать, они чисто устные.

Этот запрет, к сожалению, сейчас начал сплошь и рядом нарушаться нашей прессой, телевидением, современными писателями, что оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие современного русского языка, на культуру общения и вообще на культуру общества.

Выступающий 3.

Один из наиболее распространенных в мире способов ругаться – поношение святыни. Именно нарушение “святого запрета” и делает такие ругательства очень сильными. В своей докторской диссертации В.И. Желвис сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом “мать” встречаются в 11 языках. Оскорбление матери – это оскорбление богоматери, удар по святому. Инвективы есть во всех языках, хотя каждый народ находил свои способы выражать недовольство собеседником. Мы скажем: “Дурак!” , а японец использует конструкцию типа “я умнее” , а результат тот же.

О наличии неприличных слов во всех языках свидетельствует и такое любопытное явление: иностранцы, изучающие русский язык, начинают избегать некоторых русских слов, смущаясь при их употреблении. Болгары избегают русского слова “спички” , чехи – “лекарша”, арабы - “зуб”, немцы – “пупс” и т.д.

IV Беседы по вопросам.

Учитель:

Почему люди ругаются?

Ответы учащихся :

    Снятие стресса, “разрядка” переживаемой в данный момент эмоции.

    Помогает снять физическую и душевную боль.

    Средство защиты своего статуса. Чаще скандал – защитное оружие слабого, кто боится за свое положение, престиж, привилегии и т.д.

    Функция “самоподбадривания”. Боксёры нередко начинают с оскорблений, а затем, с гонгом бросаются друг на друга с кулаками.

    Средство подавления собеседника, как агрессивное средство нападения. Не случайно “браниться” и “поле брани” однокоренные слова. В рукопашной схватке фронтовики всегда матерились.

    Как средство самоунижения. “Ах, я дурак, что наделал!”

    Ругательства помогают человеку скрыть страх, уязвимость. “Иди к чёрту! Чёрт бы тебя побрал!” и т.д.

    В качестве магической силы. “Ругайте меня, когда я буду сдавать экзамен” . Ср.: Ни пуха, ни пера!

    Традиционные ругательства – ритуальные речи: “корительные” русские свадебные песни (поношение жениха), в частушках, куплетах, анекдотах.

    Для демонстрации высокопоставленными людьми своей близости к народу.

    Ругательства часто используются в функции междометий, для “заполнения пауз”, для связи слов в предложении. Например, слово “блин”, ”ёлки-палки”, “ё-моё” и подобные им.

Учитель:

Итак, причин, по которым люди прибегают к сквернословию, много. Но ни одна из них не может служить оправданием. Это первая ступень к нарушению законов общества. С другой стороны, у человека, использующего мат, постепенно атрофируется мыслительная способность.

Кто, на ваш взгляд, чаще всего использует ненормативную лексику?

Ответы учащихся:

    Дети чаще, чем взрослые, выражают своё недовольство друг другом, используют ругательства, дразнилки, оскорбления. Они обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения.

    Подростки используют брань как средство повышения статуса, как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Или как проявление бунта.

    Чаще ругаются мужчины. Это стремление продемонстрировать мужскую силу или “принадлежность к группе”, показать, что я свой: “И тут нас выручил пожилой солдат, который спустился к самому берегу реки и принялся крыть часового отборными словечками. Только тогда часовой по-настоящему поверил, что на другом берегу свои” (“Неделя”, 1982г.)

    Мужчины и подростки нередко начинают ругаться, оказавшись в мужской компании. Ругаться как бы считается “по-мужски”.

    Люди, занимающие высокое положение в обществе, обычно публично меньше ругаются, чем низы и “слабые” люди.

Учитель:

Правда, в России нередко наблюдается начальственное сквернословие – начальник сквернословит в присутствии подчиненных, подчеркивая свою доминантность, власть. Физик В. Шкловский рассказывал об одном очень серьёзном совещании у Берии: “Берия прервал докладчика и обрушил на собравшихся академиков поток грязной брани. Учёные потупили глаза. И тут встал академик П.Капица и стал в тех же выражениях честить Берию: мол, когда разговариваешь с физиками, …, ты должен стоять по стойке смирно, а не позволять себе такую наглость. Берия тут же прекратил совещание, а на следующий день П.Капица был снят с поста директора Института физических проблем АН СССР и посажен под домашний арест. Материться имел право только Сам…”

А как вы относитесь к тому, что ругаются женщины?

Учитель:

Публичное употребление ругательств является грубейшим нарушением общественного, морального запрета. Кстати, в некоторых странах есть уголовные статьи, предусматривающие наказание за брань в общественном месте. Верховный суд США в 1978 году официально признал 7 английских слов наиболее непристойными ругательствами. Однако, что характерно – ни одна из американских газет не решилась опубликовать этот список – именно из-за его крайней непристойности.

А вы знаете о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?

Ответы учащихся:

Создан Совет по русскому языку при Президенте РФ, разработана государственная программа “Русский язык”, принят Закон “О государственном языке Российской Федерации”, 2007 год был объявлен Годом русского языка, существует статья в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”.

Учитель:

Однако остается много неясного и сложного, в том числе в осуществлении Закона о русском языке.

Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи и каким образом?

Группа учащихся – исследователей знакомит аудиторию с вариантами ответов анкет.

Учитель:

Итак, подавляющее число опрошенных считают, что необходимо изгнать нецензурщину со страниц газет, с экранов телевидения.

Оптимальный пример изображения сквернословия в художественном произведении мы видим в фильме “Председатель” (просмотр отрывка из фильма “Председатель”).

Свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей.

Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.

И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.

Итоги урока.

Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что люди должны повышать свою языковую культуру – это их долг перед страной и родным языком.

Домашнее задание.

Написать свои предложения на тему:

Как бороться с нецензурной бранью”,

Как я боролся с нецензурной бранью”.

5

О грубости и сквернословии.

Урок по русскому языку

Учитель Бобрышева Н.И.,

Воронежский музыкальный колледж

им. Ростроповичей

Цели: осознать ответственность за современное состояние русского языка; сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «языковая ситуация», «языковая культура личности», разъяснить понятие «ненормативная лексика», способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.

Форма урока: круглый стол.

Готовясь к уроку, ребята провели анкетирование, получили задания к занятию.

Оборудование: презентация «Ненормативная лексика», анкеты и фрагмент из художественного фильма «Председатель».

Ход урока.

Какова жизнь, такова и речь.

Сенека

Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский; кто знает родной язык великого народа. Надо помнить, что мы в ответе за государство.

И. А. Ильин

I Языковая ситуация.

    Лекция учителя.

О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.

Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка. Я бы прибавила еще и третью беду нашего общества. Это грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России 70 – 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи. А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах. («В круге первом»).

Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила… Даже если сам не говоришь скверные слова, твои земляки позаботятся о том, чтобы ты их не забыл.

Представьте себе, что есть определенное заболевание-синдром Туретта, когда человек, кроме ряда других признаков этой болезни, обладает и такой особенностью речи: речь утрачивается, а способность к сквернословию сохраняется..

Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам нашего колледжа была предложена анкета. Интересно познакомиться с её результатами.

    Группа учащихся знакомит аудиторию с результатами анкет.

Учитель.

Как видим, анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.

Чтобы наши размышления на тему сквернословия не были пустыми, давайте проясним некоторые языковые понятия. Где место бранной лексики в родном языке? Прослушайте сообщения ребят по этой теме.

II Сообщение I группы.

Выступающий 1.

В каждом языке выделяют литературную, разговорную и ненормативную лексику. Литературная лексика -это лексика культурная, которая может быть использована в любой ситуации, причем в устной и письменной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации. Сюда входят традиционно разграничиваемые книжная, высокая, научная, специальная, официально-деловая и часть традиционно выделяемой разговорной лексики (литературно-разговорная). Например, куда мы отнесём слова «человек», «гражданин», «чувак», «чел». Последние 2 слова НЕ являются литературными.

Выступающий 2.

Разговорная лексика-лексика уместная и допустимая преимущественно в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей; сюда же входит сниженная лексика, общенациональная жаргонная (сленг) и просторечие. Например, человек, человечище, тащиться (медленно идти). Есть разговорные слова нейтральные и сниженные.

Литературная и разговорная лексика образуют лексику нормативную, употребление которой соответствует нормам литературной и разговорной речи.

Выступающий 3.

Ненормативная лексика рассматривается как оскорбляющая собеседника и негативно характеризующая говорящего, в связи с чем в общественном мнении она рассматривается подлежащая исключению из публичного употребления.

Среди ненормативной лексики языковое сознание выделяет два разряда – грубую и нецензурную.

Выступающий 4.

Грубая лексика включает вульгарную и бранную (инвективную). Употребление вульгарной лексики (пузо, плешь) свидетельствует прежде всего о бескультурье говорящего и не адресуется собеседнику как оскорбление; обычно культурного человека оскорбляет просто её употребление кем-либо в его присутствии.

Бранная или инвективная лексика (свинья, собака) обычно употребляется с намерением оскорбить или унизить адресата или третье лицо. Но она в определенных ситуациях может употребляться и без такого намерения, для выброса эмоций. Публичное употребление бранной лексики осуждается общественным сознанием.

Нецензурная (синоним — неприличная) лексика-это экспрессивная лексика, которую общественное сознание современного общества постоянно запрещает в публичном употреблении. На базе приведенной классификации представляется возможным определить термин сквернословие. Сквернословие – это экспрессивные слова с недоброжелательным значением, используемые с намерением или без намерения оскорбить слушающего – бранная и нецензурная лексика. Сквернословие, таким образом, включает бранную лексику (осуждается общественным сознанием) и нецензурную лексику (запрещена к публичному использованию общественным сознанием), но не включает вульгарную (свидетельство о бескультурье говорящего).

Ненормативная лексика включает вульгарную и сквернословие (бранную и нецензурную лексику) и является более широким понятием, чем сквернословие.

Учитель.

Брань есть в каждом языке. Но существует мнение об исключительности русского мата: русский мат самый сильный, все иностранцы его признают, в первую очередь его заучивают и предпочитают ругаться исключительно по-русски.

I II Сообщение II группы.

Сквернословие в языках мира.

Выступающий 1.

Ругаться на чужом языке действительно люди любят. Так легче нарушить запрет. Кавказцы, жители Средней Азии часто ругаются по-русски потому, что не решаются ругаться на своём родном языке. Русские в Германии часто ругаются немецкими словами.

Американцы издали словарь «7000 русских ругательств» , куда включили слова, которые называют какие-то недостатки человека. Сюда вошли определения глухой, хромой, слепой и под . А немцы издали словарь «100 русских вульгарных слов» . Первое из них — аппаратчик. Туда вошли такие слова, как главарь, вкалывать, недотрога, она беременная, мешок, забегаловка, шмотки, кайф, тюрьма, подружка, трус и др . Вряд ли эти слова являются ругательствами – это просто слова, которые дают человеку или предмету неодобрительную оценку, да и то не во всех случаях.

Выступающий 2.

А что понимать под матом? Мат – это самые грубые из инвектив, выражающие крайнюю степень презрения, раздражения, наиболее сильную степень эмоции, обычно – отрицательной. При этом подчеркнём, что к мату относятся некодифицированные единицы, то есть такие, которые не признаются единицами литературного языка, не фиксируются общеупотребительными толковыми словарями и не употребляются в письменной форме, не могут быть употреблены при выступлении перед аудиторией, в печати, в средствах массовой информации, художественных произведениях.

Таких слов в русском языке, как и в других языках, немного, хотя это и не делает их менее заметными, поскольку они, к сожалению, очень часто употребляются в устной речи.

Важным признаком этих слов и выражений является их сугубо устный характер – их нельзя писать, печатать, они чисто устные.

Этот запрет, к сожалению, сейчас начал сплошь и рядом нарушаться нашей прессой, телевидением, современными писателями, что оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие современного русского языка, на культуру общения и вообще на культуру общества.

Выступающий 3.

Один из наиболее распространенных в мире способов ругаться – поношение святыни. Именно нарушение “святого запрета” и делает такие ругательства очень сильными. В своей докторской диссертации В.И. Желвис сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом “мать” встречаются в 11 языках. Оскорбление матери – это оскорбление богоматери, удар по святому. Инвективы есть во всех языках, хотя каждый народ находил свои способы выражать недовольство собеседником. Мы скажем: “Дурак!” , а японец использует конструкцию типа “я умнее” , а результат тот же.

О наличии неприличных слов во всех языках свидетельствует и такое любопытное явление: иностранцы, изучающие русский язык, начинают избегать некоторых русских слов, смущаясь при их употреблении. Болгары избегают русского слова “спички” , чехи – “лекарша”, арабы — “зуб”, немцы – “пупс” и т.д.

IV Беседы по вопросам.

Учитель:

Почему люди ругаются?

Ответы учащихся :

    Снятие стресса, “разрядка” переживаемой в данный момент эмоции.

    Помогает снять физическую и душевную боль.

    Средство защиты своего статуса. Чаще скандал – защитное оружие слабого, кто боится за свое положение, престиж, привилегии и т.д.

    Функция “самоподбадривания”. Боксёры нередко начинают с оскорблений, а затем, с гонгом бросаются друг на друга с кулаками.

    Средство подавления собеседника, как агрессивное средство нападения. Не случайно “браниться” и “поле брани” однокоренные слова. В рукопашной схватке фронтовики всегда матерились.

    Как средство самоунижения. “Ах, я дурак, что наделал!”

    Ругательства помогают человеку скрыть страх, уязвимость. “Иди к чёрту! Чёрт бы тебя побрал!” и т.д.

    В качестве магической силы. “Ругайте меня, когда я буду сдавать экзамен” . Ср.: Ни пуха, ни пера!

    Традиционные ругательства – ритуальные речи: “корительные” русские свадебные песни (поношение жениха), в частушках, куплетах, анекдотах.

    Для демонстрации высокопоставленными людьми своей близости к народу.

    Ругательства часто используются в функции междометий, для “заполнения пауз”, для связи слов в предложении. Например, слово “блин”, ”ёлки-палки”, “ё-моё” и подобные им.

Учитель:

Итак, причин, по которым люди прибегают к сквернословию, много. Но ни одна из них не может служить оправданием. Это первая ступень к нарушению законов общества. С другой стороны, у человека, использующего мат, постепенно атрофируется мыслительная способность.

— Кто, на ваш взгляд, чаще всего использует ненормативную лексику?

Ответы учащихся:

    Дети чаще, чем взрослые, выражают своё недовольство друг другом, используют ругательства, дразнилки, оскорбления. Они обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения.

    Подростки используют брань как средство повышения статуса, как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Или как проявление бунта.

    Чаще ругаются мужчины. Это стремление продемонстрировать мужскую силу или “принадлежность к группе”, показать, что я свой: “И тут нас выручил пожилой солдат, который спустился к самому берегу реки и принялся крыть часового отборными словечками. Только тогда часовой по-настоящему поверил, что на другом берегу свои” (“Неделя”, 1982г.)

    Мужчины и подростки нередко начинают ругаться, оказавшись в мужской компании. Ругаться как бы считается “ по-мужски” .

    Люди, занимающие высокое положение в обществе, обычно публично меньше ругаются, чем низы и “слабые” люди.

Учитель:

Правда, в России нередко наблюдается начальственное сквернословие – начальник сквернословит в присутствии подчиненных, подчеркивая свою доминантность, власть. Физик В. Шкловский рассказывал об одном очень серьёзном совещании у Берии: “Берия прервал докладчика и обрушил на собравшихся академиков поток грязной брани. Учёные потупили глаза. И тут встал академик П.Капица и стал в тех же выражениях честить Берию: мол, когда разговариваешь с физиками, …, ты должен стоять по стойке смирно, а не позволять себе такую наглость. Берия тут же прекратил совещание, а на следующий день П.Капица был снят с поста директора Института физических проблем АН СССР и посажен под домашний арест. Материться имел право только Сам…”

— А как вы относитесь к тому, что ругаются женщины?

Учитель:

Публичное употребление ругательств является грубейшим нарушением общественного, морального запрета. Кстати, в некоторых странах есть уголовные статьи, предусматривающие наказание за брань в общественном месте. Верховный суд США в 1978 году официально признал 7 английских слов наиболее непристойными ругательствами. Однако, что характерно – ни одна из американских газет не решилась опубликовать этот список – именно из-за его крайней непристойности.

— А вы знаете о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?

Ответы учащихся:

— Создан Совет по русскому языку при Президенте РФ, разработана государственная программа “Русский язык”, принят Закон “О государственном языке Российской Федерации”, 2007 год был объявлен Годом русского языка, существует статья в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”.

Учитель:

Однако остается много неясного и сложного, в том числе в осуществлении Закона о русском языке.

— Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи и каким образом?

Группа учащихся – исследователей знакомит аудиторию с вариантами ответов анкет.

Учитель:

Итак, подавляющее число опрошенных считают, что необходимо изгнать нецензурщину со страниц газет, с экранов телевидения.

Оптимальный пример изображения сквернословия в художественном произведении мы видим в фильме “Председатель” (просмотр отрывка из фильма “Председатель”).

Свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей.

Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.

И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.

Итоги урока.

Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что люди должны повышать свою языковую культуру – это их долг перед страной и родным языком.

Домашнее задание.

Написать свои предложения на тему:

Как бороться с нецензурной бранью”,

Как я боролся с нецензурной бранью”.

Конспект занятия в старшей группе "Страна мультипликации"


Назначение: Мультипликация как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет несомненно полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цели и задачи:
Создать условия для ознакомления детей с историей и способами создания мультфильмов.
Способствовать развитию любознательности, интереса к созданию мультипликационных фильмов.
Материал: мультимедийный проектор; компьютер (ноутбук); презентации; картинки движений человечка.I.Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал под музыку (Гимн Карусель-Карусель) и делают круг
Педагог: Всем, всем доброе утро! Сегодня такой прекрасный день, и вы все такие прекрасные. Поделимся друг с другом теплотой. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, какие вы замечательные. А теперь, смотря соседу в глаза, скажите доброе слово, и так по кругу. «Алина, ты такая солнечная…..» (Педагог наглядно демонстрирует).
Педагог: Молодцы, а теперь займите свои места.
II. Основная часть
На проекте изображены картинки героев из мультфильмов (Слайд 2).
Педагог: Внимание, посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, откуда все эти герои?
Ответы детей (из мультфильмов)
Педагог А из каких мультфильмов эти герои?
Ответы детей (Маша и медведь, Фиксики, Барбоскины, Лунтик, мультфильмы о богатырях).
Педагог: Ребята, я забыла, как называется место, где создают мультфильмы? Помогите мне.
Ответы детей
Педагог: Спасибо за помощь. Вспомнила, это же мультипликационная студия. А как бы вы назвали свою студию?
Ответы детей
Педагог: Я предлагаю вам, отправится в путешествие в мультипликационную студию (Название студии из ответов детей). А у меня нет от неё ключа? У какого героя мультфильма мы можем спросить ключ от студии, в которую хотим попасть?
Ответы детей

Вместе зовем Буратино (под музыку из кино «Буратино»)
Педагог: Буратино принес нам ключик. Посмотрите, какой ключ? Но Буратино спешит в свою страну и не может остаться с нами.
Педагог: Но чтобы туда попасть нам следует сказать заклинание. А какие заклинания из мультфильмов вы знаете? / Придумаем вместе?
Варианты детей
Теперь закрываем глаза и шёпотом произносим заклинание. Раз-два…..(заклинание).
«Раз, два, три в студию мультфильмов попади!»
На экране открывается дверь
Видео (Открывается мультстудия)
Педагог: Скажите, как же создаются мультфильмы, кто знает?
Ответы детей
Педагог: Люди не сразу придумали мультфильмы, сначала был создан такой подобный аппарат, которые сейчас спрятан в этих пазлах, и чтобы увидеть его нужно собрать картинку.
На столе раскладываюся пазлы и дети собирают картинку
Педагог: Мы тоже можем создать похожий аппарат у нас в студии. Что это у нас? (Педагог показывает окошечко и пустые кадры, вращает)
Педагог: Это мультфильм? А чего не хватает?
Варианты ответов детей
Педагог наклеивает на пустые кадры изображения с различными движениями человечка и вращает, дает детям попробовать.
Педагог: Что случилось с человечком? Почему нам кажется, что картинки ожили?
Варианты ответов детей
Педагог: А теперь можно сказать, что это мультфильм? Почему?
Ответы детей
Педагог: Мальчики и девочки, взгляните на экран и посмотрите, как работал аппарат.
Видео. Рисунки помещались на вращающийся предмет, в небольшое окошечко можно было смотреть на движение рисованного человечка или животного.
Педагог: Ребята, мы создали похожий аппарат, как в далеком прошлом.
Педагог: А как называют людей, которые изготовляют мультики?
Ответы детей
А изготавливают героев мультфильма художники-мультипликаторы.
Педагог: А из чего или из каких предметов можно сделать мультик?
Варианты ответов детей
Педагог: А теперь взгляните на экран и скажите, как выполнены герои этих мультфильмов, из чего?
Дети рассматривают эпизоды из мультипликационных фильмов
Если герой нарисованный: художник рисует множество рисунков с движениями своих героев. Фотографирует каждое движение и составляет из снимков фильм.
Если герой выполнен из пластилина: художник-мультипликатор постепенно меняет положение фигуры своего героя и фотографирует каждое изменение. Затем собираются снимки в один фильм.
также перемещая кукольного героя, и фотографируя каждое его движение- создается кукольный фильм.
Компьютерный. Художник рисует на компьютере каждое движение человечка.
Педагог: Хотите побыть художниками-мультипликаторами?
Педагог раздает карандаши и согнутые листы, на которых изображен человек в движении.
Педагог: А что у вас там на листочках?
Ответы детей
Педагог: Вспомните, как мы с вами сделали мультфильм. А теперь попробуйте сделать так, чтобы человечек ожил.
Если дети не догадались, педагог наглядно показывает процесс
III. Заключительная часть
Педагог: А это мультфильм? Значит, кем мы сегодня были? А из чего вы бы хотели в следующий раз сделать мультфильм?
Педагог: До новых встреч!
Дети уходят под музыку (Гимн Карусель-Карусель)

Презентация на тему: Страна мультипликации

Конспект открытого занятия с использованием мультфильма.

Тема: «Уроки вежливости».

Цель: Расширить знания детей о культуре поведения, способах использования вежливых слов в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

    Способствовать использованию вежливых оборотов речи в активной лексике, правильному произношению вежливых слов.

Развивающие:

    Продолжать развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, стараться давать полный ответ, проговорить увиденное.

В оспитательные:

    Содействовать воспитанию вежливого отношения между детьми в группе.

Ход занятия:

    Мотивация. (приветственное слово педагога, постановка проблемного вопроса)

Ребята, а вы знаете, что такое «мультклуб»?

А хотите там побывать?

Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? (Да )

А как вы думаете мультфильм может научить нас вежливым словам?(да)

А какие вежливые слова вы уже знаете?

А вот гусеницы из мультфильма про Лунтика и его друзей долго на могли понять, для чего они выучили эти вежливые слова! Хотите посмотреть, что из этого получилось?

Тогда внимание на экран!

II. Просмотр мультфильма Лунтик и его друзья с «Невежи»

III. Анализ мультфильма и работа по содержанию.

Вопросы к анализу:

1.Кто был внимателен и запомнил, как называется серия мультфильма про Лунтика и его друзей? (Невежи)

2.Почему серия называется «Невежи»? Как вы думаете? (гусеницы были не вежливы)

4.Как Лунтик обучал Вупсеня и Пупсеня вежливости? (пересказ)

5. Какие вежливые слова выучили гусеницы? (здравствуйте, пожалуйста, извините)

6.Давайте сейчас вспомним и подумаем правильно ли они их используют?

6.1 Например, когда прилетела Мила, они сказали ей «ЭЙ,ЧЕГО ПРИЛЕТЕЛА», а при встрече по настоящему вежливый должен сказать… дети- «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

6.2 А что делали гусеницы, когда забирались на дерево в гости? (говорили вежливые слова, толкались, наступали на голову друг другу, не пропускали друг друга вперед)

6.3 Они были вежливы? (нет)

6.4 Как же должен был поступить вежливый человек или герой мультфильма?(пропустить вперед товарища, ну а если нечаянно толкнул, то извиниться)

7. Как нужно произносить вежливые-волшебные слова? (Спокойным голосом, глядя прямо в глаза, от всего сердца)

8. Как вы думаете, для чего нам нужны вежливые слова? (чтобы избегать ссор, вежливые слова помогают дружить, с вежливыми людьми хочется самому быть вежливым)

Воспитатель: Конечно, ребята, вежливые слова помогают дружить, избегать ссор, с вежливыми людьми хочется самому быть вежливым.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что животные в мультфильме умеют разговаривать, думать, быть вежливыми и не очень. Этим они похожи на нас с вами. Скажите, пожалуйста, могут ли произойти такие же истории с вами? (Да)

1. А какое у вас настроение, когда вам отвечают грубо или вообще не отвечают дети? (Плохое, мне обидно, грустно)

3. Хочется ли нам простить друга, когда он вежливо от всего сердца извинится перед нами?

Воспитатель: А сейчас давайте не много отдохнем. Встаем со стульчиков и идем за мной. У меня есть песня, которую поют герои мультфильма. Можно повторять движения за героями или просто танцевать.

А какие вежливые слова вы услышали в этой песне? (спасибо, извините)

Воспитатель: Ну а сейчас, чтобы повторить и лучше запомнить вежливые слова у меня для вас есть игра. Старайтесь отвечать хором, ведь вы дружные ребята.

Предлагается игра «Доскажи словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед, говорит ему «… «(Привет!)

А его сосед ушастый, отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожье Камбала, в понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик, мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он «…» (Извини!)

Растает даже ледяная глыба от слова доброго «…» (Спасибо!)

Толстая корова Лула ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, мы ей скажем: «…»(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «…»(Пожалуйста!)

За день мы устали очень скажем всем «…» (Спокойной ночи!)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с гусеницами вспомнили и узнали много вежливых слов, которые не только приятно слышать, но и приятно говорить. У меня есть картинки, с помощью которых можно вспомнить вежливые слова. Я предлагаю нам сделать подарок для гусениц книжку-подсказку, чтобы они не забывали говорить вежливые слова. Только вот мои картинки не раскрашены(((Вы поможете раскрасить их? Тогда идемте!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх