Консультация пути преодоления чувства сенсорного голода. Сенсорный голод. Смотреть что такое "Сенсорный голод" в других словарях

В то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние , осязание , вкус , температурные рецепторы и вестибулярный аппарат . Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине , психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству , галлюцинациям , депрессии и асоциальному поведению.Это происходит из-за растормаживания коры головного мозга.

Камера сенсорной депривации

Камера сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает на поверхности солёной воды, температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации , расслабления и в нетрадиционной медицине . Также используется термин «флоутинг» капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Использование в БДСМ

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сенсорный голод" в других словарях:

    СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД - см. Изоляция, Сенсорная изоляция. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорный голод - 1. вообще потребность организма в сенсорной стимуляции; 2. в нейрофизиологии – состояние фрустрации, наступающее в условиях сенсорной депривации; 3. в психологии любопытство, потребность в новых ощущениях, впечатлениях. Чрезмерная потребность в… …

    - [сэ] и [се], ая, ое. [лат. sensus восприятие, чувство, ощущение] 1. Биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С ая реакция человека. С ая физиология (физиология органов чувств). С. голод (неразвитость или ограничение … Энциклопедический словарь

    сенсорный - (сэ) и (се) ая, ое.; (лат. sensus восприятие, чувство, ощущение) 1) биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С ая реакция человека. С ая физиология (физиология органов чувств) Сенсо/рный голод (неразвитость или… … Словарь многих выражений Википедия

    ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - условия деятельности, которые предъявляют повышенные требования к оператору. Такие условия называются иначе также усложненными или уникальными. Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии психология труда в особых… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАБОЧИЙ ТЕМП - (...от лат. tempus время) скорость выполнения последовательных рабочих операций в течение определенного времени. Как замедленный, так и слишком быстрый Р. т. приводит к развитию утомления. Оптимальный Р. т. зависит от тяжести труда и содержания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Что такое сенсорный голод — пояснить несложно. Это нехватка разнообразных ощущений. Доказано, что новорожденные, лишенные контакта с людьми длительное время, вскоре погибают. Информации о сенсорном дефиците в интернете немного, но специалистам-дефектологам, как правило, без труда удается определить потребность ребенка в дополнительной стимуляции органов чувств, а также выработать методы его восполнения.

Проявления сенсорного голода

Проявления сенсорного дефицита могут быть самыми различными, и подтвердить наличие или отсутствие такого рода голода сможет квалифицированный дефектолог. Тем не менее, вы и сами сможете понять, что крохе не хватает ощущений, если:

— он посасывает язычок (но это также может быть и неудовлетворенным сосательным рефлексом);

— пытается привлечь к себе внимание любым способом;

— разбрасывает игрушки, бьет их;

— облизывает практически все, что попадается под руку.

Все это — этапы взросления малыша, абсолютно адекватные, поэтому для уточнения дефицита ощущений желательно все-таки проконсультироваться с медиками. Восполнить сенсорный дефицит несложно, а вот пренебрежение сигналами, которые подает ваш ребенок, может обернуться отставанием в развитии, нервозностью и проч.

Причины возникновения сенсорного дефицита

Наиболее распространенная причина этого явления — недостаток внимания от матери или близких ребенку людей. Поглаживания, контакт «кожа к коже», массаж для самых маленьких, создание развивающей обстановки — все это позволяет сделать мир ребенка ярким, наполненным массой разнообразных ощущений, а значит — интересным, привлекательным.

Вторая причина может крыться в индивидуальных особенностях ребенка. Скажем, сниженный слух с неизбежностью породит дефицит в сфере слуховых ощущений, поэтому мама должна постараться говорить громче и четче, слушать вместе с ребенком музыку, выполнять рекомендации медиков по развитию слуха у малыша.

У некоторых детей снижена чувствительность кожных покровов.

Любые особенности следует учитывать, придумывая интересные игровые способы преодоления сенсорного голода.

Способы устранения сенсорного голода

Контакт с ребенком должен быть регулярным. Погладить по голове, потрепать по щечке, ущипнуть за ручку — все это вклад в копилку сенсорных ощущений. Но не стоит останавливаться на этих обычных методах.

Специалисты считают, что ребенка с сенсорным голодом необходимо как можно чаще и крепче обнимать. Пусть это будет не просто эмоциональный акт — ребенок должен почувствовать ваши объятия. Для совсем маленьких детей предлагаются воздушные ванны, а в это время вы сможете сделать ему легкий массаж (сделайте акцент на чувствительных (но не до боли!) щипковых движениях). А после ванны хорошо обтирать ребенка жестким махровым полотенцем — это и дополнительные массажные движения, и отличная сенсорная стимуляция.

С детьми постарше можно и так играть: забросать малыша тяжелыми подушками — пусть барахтается, выбирается. Ощутимо прижмите его подушкой к дивану, а затем отпустите — пусть поднимается сам! Это и отличная физическая тренировка, и невероятный эмоциональный подъем, много смеха и радости. И, конечно, устранение сенсорного голода.

Ребенок заинтересовался содержимым комода? Позвольте ему поиграть — это подарит ему незабываемый бесценный опыт. Главное, чтобы там не было ничего опасного для ребенка — мелких предметов, маникюрного набора, ножниц.

Сделайте для ребенка сенсорный ящик — например, коробочку с лоскутками разного цвета и фактуры. Этими же кусочками ткани можно прикасаться к коже малыша, поглаживать ее. Полезны будут игры в — в развивающих центрах иногда создаются такие помещения.

В ящик также поместите разнообразные предметы и игрушки. Пусть они умеют пищать, играть музыку, пусть они будут мягкими и приятными и, наоборот, жесткими и колючими. Да-да, неприятные ощущения также должны присутствовать в вашей программе сенсорного развития. Запахи, звуки, цвета, предметы, прикосновения — малыш должен испытывать воздействие разнообразных раздражителей сполна!

Обратите внимание на одежду, постель. Они также подарят ребенку много новых ощущений.

Wisenteta специально для сайта Я — молодая мама

2011, . Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Зри в корень

Лестница мастерства

  • Сначала ты не знаешь то, что ты не знаешь: если ты никогда не видел велосипед, то ты не знаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты не знаешь: увидев велосипед, ты понимаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты знаешь: обучившись кататься на велосипеде, ты знаешь, как на нем кататься.
  • А потом ты не знаешь как, но ты знаешь: навык владения велосипедом - часть тебя, и ты не знаешь как, но ты ездишь на нем.
  • Потом ты можешь достигнуть мастерства владения велосипедом, когда можешь обучить другого этому ремеслу.

Познай самого себя

Сенсорный голод

Младенцы без физического контакта деградируют в результате сенсорного голода - это касается не только людей, но и животных. У взрослых - аналогично. Этим обусловлен страх одиночных камер, несущих психические расстройства - даже закоренелые преступники боятся их больше всего. Сенсорная депривация несет за собой органические дегенеративные изменения в нервных клетках.

Сенсорный голод похож на пищевой голод: есть аскеты, есть гурманы, есть переедание - это чрезмерная стимуляция и недоедание - недостаточная стимуляция нервной ткани.

Ребенок отдаляется от матери, тактильная близость позади. Остается компромисс - превратить касания в речь. Этим обусловлена потребность в признании . Усложняется путь к достижению удовлетворения, и рождается индивидуальный путь или судьба : киноактер или ученый, например. У каждого свой рацион.

Какими стимулами сформирована нервная ткань у ребенка, на такие стимулы он, будучи взрослым, будет провоцировать окружающую среду и создаст соответствующую среду обитания для себя.

Стимулы, которыми удовлетворен сенсорный голод ребенка, формируют для него уровень нормы. Когда ребенок вырастает, он бессознательно создает такие события в своей жизни, чтобы получить такой же набор стимулов.

  • Роли остаются, а исполнители ролей меняются.
  • Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди.
  • Форма следует за функцией - закон из архитектуры.

Поглаживания

Поглаживание - это физический контакт, принимающий разные формы: погладили, обняли, щелкнули по лбу. В разговорной речи - любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Поглаживание - это единица социального действия. Обмен поглаживаниями - транзакция - единица общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей . Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также и на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Организм бессознательно адаптируется под то поведение, при котором есть стимуляция нервной ткани поглаживаниями.

Например, если бессознательное ребенка обучилось тому, что получить внимание родителей можно в случае болезни, то ребенок будет болеть. Важно научить себя оказывать внимание близким людям без видимых на то причин.

Упорядочивание времени

Как ведут себя люди после приветствия - это проблема: о чем же нам говорить - вот вопрос. Одна из функций жизни в обществе - это помогать друг другу в этом вопросе . Извечная проблема человека - как организовать часы бодрствования, что же делать. Решение проблемы упорядочивания времени - программирование.

3 вида программ: материальные, социальные, индивидуальные. Материальная программа - строительство корабля, если действительно хотим построить, а не изображать трудовую деятельность. Социальная программа - это ритуальное общение: хорошие манеры, приемлемость: не рыгать, правильно здороваться, прощаться, интересоваться делами собеседника.

Игры

По мере того, как люди лучше узнают друг друга, начинается индивидуальная программа. Инциденты, случайности - случайны лишь на первый взгляд . Они следуют определенным моделям, предсказуемы. Работают четко по негласным правилам и инструкциям. И это - игры. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях - всё это год за годом может протекать в вариантах одной и той же игры.

Игры - не значит забавно или несерьезно. Игры - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Игры могут быть мрачными и опасными. Игры - это подмена реальной жизни и подлинной близости.

Варианты упорядочивания времени: ритуалы, развлечения, игры, близость, деятельность, которая может служить основой для остальных. Деятельность - это такой способ упорядочивания времени, когда вы упорядочиваете время других людей.

Задача игры - получить удовлетворение, выигрыш (самоуничтожение может являться выигрышем, поэтому выигрыш как понятие не имеет оценочной окраски).

Подлинная близость наступает, когда социальные схемы, скрытые мотивы отступают. Подлинная близость может удовлетворить сенсорный голод.

Индивидуум вне общества занят фантазиями или деятельностью. Если он в группе, то время упорядочивается следующим образом по увеличению сложности: ритуалы, развлечения, игры, близость и деятельность, которая служит основой для остальных.

Структурный анализ

Наблюдения за пациентами проявили различные состояния Я. Каждое состояние Я - это связанная система чувств, связанная система образцов поведения. Каждое из них - не роль, а психологическая реальность.

Родитель - зафиксированный образ родителей. Взрослый - объективная оценка реальности. Ребенок - образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.

В один момент времени активно одно состояние, которому о других ничего не известно.

Родитель нужен, чтобы дети сохранились: повтор ими родительского поведения делает многие реакции автоматическими, менее энергозатратными. Родитель выжил таким, значит таким же выживу и я.

Примеры изменения эго-состояний

Ирина ведет машину по дороге с сильным движением. Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих ее машин и следит за дорожными знаками. Она управляет автомашиной, реагируя «здесь и теперь» на то, что происходит вокруг нее. Ирина находится в эго-состоянии Взрослого . Внезапно другой водитель обгоняет Ирину и резко вклинивается впереди ее машины. В течение доли секунды Ирина испытывает страх от того, что произойдет столкновение. Она бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Все это время она находилась в эго-состояний Взрослого . Ее чувство страха соответствовало реагированию на опасность по принципу «здесь и теперь», помогая ей быстро реагировать, чтобы избежать столкновения.

Когда другой водитель, обогнав ее, пропадает вдали, Ирина качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине». В этот момент Ирина перешла в эго-состояние Родителя . В детстве она часто ездила рядом с отцом в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.

Минуту спустя Ирина сворачивает с дороги и останавливается у своего офиса. Она смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу со своим боссом. Она падает духом и какое-то мгновение испытывает чувство шока. Сейчас Ирина перешла в эго-состояние Ребенка, так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу и испытывала страх от того, что ее может наказать учитель . Ее чувство шока является реакцией на эти старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней сейчас как со взрослым человеком. В этот момент Ирина не осознает, что она проигрывает свое детство. Если бы вы спросили ее, напоминает ли эта ситуация какое-либо событие в ее детстве, она, возможно, вспомнит давнюю сцену в классе. И наоборот, может быть, она похоронила эти болезненные воспоминания так глубоко в своей памяти, что будет не способна их сразу же вспомнить.

Когда Ирина сейчас вновь переживает свои детские чувства и мысли, она ведет себя так же, как и много лет назад, будучи школьницей. Ее сердце колотится, а глаза широко раскрыты. Затем через некоторое время Ирина говорит себе: «Минутку! Чего собственно я боюсь? Мой босс - умный мужчина. Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае мы компенсируем потерянное время, поработав немного во время перерыва» . Ирина снова возвратилась в свое эго-состояние Взрослого. Она улыбается и смеется. Ее смех - это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного ребенка.

Транзактный анализ

Единица социального общения - транзакция. Двое собрались вместе и кто-то да скажет что-то, признает существование другого. Стимул и реакция, каждая реакция в следующей трансакции становится стимулом. Транзактный анализ позволяет нам определить, какое состояние Я породило стимул, а какое - реакцию;

Дополняющие трансакции. Пересекающиеся трансакции. Скрытые транзакции.

Процедуры и ритуалы

Процедура - это серия простых дополняющих трансакций от Взрослого к Взрослому, направленные на изменение действительности. Ритуал - это серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями. Ритуалы могут быть формальными, неформальными. Форма ритуала определяется традицией. Ритуал приветствия - точный расчет поглаживаний. Устоявшийся ритуал мешает новой процедуре.

Процедуры программируются Взрослым, ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

Развлечения

Развлечение - это обмен трансакциями, например, болтовня о том, поменял ли ты зимнюю резину, какая футбольная команда лучше и так далее. Развлечение позволяет отобрать подходящего субъекта под игру. Отбор происходит на бессознательном уровне. Развлечения не смешиваются. Развлечения стереотипны, так как служат стереотипным целям.

Мы изучили сенсорный голод и неосознаваемую потребность его утолять привычными стимулами и реакциями.

Если вы принимаете решение менять свой рацион, я приглашаю вас познакомиться со структурой сильных убеждений.

1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия

  • Со мной и с каждым все ОК;
  • У каждого человека есть все необходимые ресурсы;
  • За каждым действием стоит позитивное намерение;
  • Человек всегда делает наилучший выбор;
  • Люди учатся - изменения не только возможны, но и неизбежны - любой может стать любым.

Перед любой коммуникацией вы можете принять решение: или эта коммуникация будет выгодна для обоих или вы не будете принимать в ней участия: принцип выиграл/выиграл или не связываться.

Притча - В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл - мы победим, если решка - проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

Никто не может изменить судьбу, - сказал ему слуга после битвы.

Конечно, нет, - ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

В зависимости от того, с каким намерением вы входите в опыт каждого вашего дня, тому вы и найдете подтверждение.

Современные дети легко и быстро ориентируются в мире информации и виртуальных технологий. Это никак уже не изменишь и бессмысленно вспоминать, как было в нашем бескомпьютерном детстве. Но все-таки мы можем помочь (а чаще даже — не мешать) ребенку восполнить нехватку ощущений и соприкосновений с физическим миром.

    Зимой на горке часто можно увидеть, как родители нервничают, пытаясь наладить порядок движения, а дети как будто-то специально устраивают кучу-малу. И детям действительно нужно толкаться, въезжать друг в друга, падать. Хорошо бы и летом давать им возможности кататься по земле и бороться и самим участвовать в такой возне.

    Одна из лучших тактильных игрушек, которую мы делали с сыном — сенсорная коробка . Впрочем про такую коробку я поняла достаточно поздно. Но когда сыну был год-два, для него не было большего счастья, чем добраться до хранилища круп, рассыпать их по полу и играть в этой «каше».

    Из органов чувств мы больше всего полагаемся на зрение. И это мешает развиваться слуху, обонянию, осязанию. Поэтому иногда стоит играть в темноте — выполнять обычные дела с зажмуренными глазами, передвигаться по квартире с выключенным светом. А ребенку постарше можно устроить незабываемое приключение под землей (но обязательно при поддержке опытного и здравомыслящего спелеолога).

    Думаю, все читали про восемь ежедневных объятий, которые необходимы каждому ребенку. Вот только надо бы еще уточнить, о каких объятиях речь. Большинству детей мало легкого минутного прикосновения ваших рук. Нужен тесный контакт — крепко-крепко, долго-долго и целиком. И можно не только обнимать руками, но и кататься друг по другу, накрывать ребенка своим телом. Не зря ведь дети так любят втискиваться между обнимающимися родителями.

    Очень важен массаж, пусть даже не профессиональный, а наследуемые из поколения в поколение «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». Еще можно рисовать ребенку на спине, чтобы он угадывал, что вы делаете. Прикосновениями учить его отыскивать и чувствовать все уголки своего тела.

    Развитию обоняния очень мешают химические запахи, которыми наполнен наш дом. Попробуйте хотя бы на время перестать использовать обычные стиральные порошки и моющие средства, духи и косметику с запахом, продукты с ароматизаторами. Учитесь вместе с ребенком чувствовать настоящий запах вещей. Сможете ли вы узнать каждого члена семьи по запаху?

    Я уже неоднократно писала, что один из способов снять напряжение и тревожность — это заземлиться. Поэтому не мешайте ребенку чаще лежать на полу и устройте ему удобное для этого место. Да и сами попробуйте после трудного дня не падать на диван, а растянутся на ковре.

    Одежда, обувь должны быть приятными на ощупь и свободными, чтобы привычка чувствовать свое тело не отмерла, зажатая тесными ботинками и жесткой рубашкой. И не стоит мешать детям бегать без одежды, воздушные ванны тоже полезны.

    Предложите ребенку закрыть глаза и перемещаться (лучше ползать на четвереньках) по комнате, двигаясь на издаваемый вами звук. Устраивайте минутки отдыха, когда нужно лечь и попытаться услышать все, что сейчас звучит — радио у соседей, птиц за окном, скрип форточки, шум стиральной машины.

Которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему . Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке , космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости .

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству , утере связи с реальностью, галлюцинациям , депрессии , неспособности концентрироваться и асоциальному поведению , которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу . Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания (см. например, «пять методов » или «расширенные методы допроса »).

Камера сенсорной депривации [ | ]

Камера сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации , расслабления и в нетрадиционной медицине . Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце -х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Преимущества сенсорной депривации [ | ]

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями. Наиболее распространенными из них являются:

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество - все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития .

Негативные последствия [ | ]

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий .

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Факторы риска у детей [ | ]

Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание .

Примечания [ | ]

  1. Сенсорная депривация // Советская военная энциклопедия . - М. : Военное издательство Минобороны СССР, 1980. - Т. 7. - С. 325.
  2. Stuart Grassian


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх