Краткое содержание рассказа а платонова усомнившийся макар. Главный герой рассказа «Усомнившийся Макар» – смех

Главный герой произведения Макар Ганушкин. Ему противопоставлен другой герой по имени Лев Чумовой. Первый из них очень талантлив, имеет золотые руки, но не силен в уме, а другой самый умный среди жителей села, но ничего не умеет делать.

Так в один день Макар добывает железо из руды. Чумовой обвиняет его в утаивании и штрафует. Макар поехал в Москву на поезде с целью оплатить штраф. Его на пол пути спустили из-за неимения билета. Тот спрятался под поезд. Макар по дроге в Москву сделал много открытий для себя, которые только разочаровали его.

В Москве Макар всем предлагал свои умные решения вместо уже привычных. На стройке Макар придумывает как облегчить дело рабочим при помощи новой техники. Макар со своей идеей добрался до главного инженера. Ждал до самого вечера начальника. Начальник дал направление к Лопину, который должен был помочь Макару в деле научного открытия.

Никто в пролетариате не обратил внимания на планы и предложения Макара. Он лег спать и увидел во сне умнейшего идола, попросил совета, но тот рассыпался. Макар знакомится с неким Петром. Тот нездорового Макара отводит в психбольницу. Они читали письма Ленина. В них говорилось, что социализм строить должны не бумажки, а массы. Ничего не менялось, а работающие с бумагами, как Чумовой, так и умирали среди бумаг.

Картинка или рисунок Усомнившийся Макар

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бальзак Блеск и нищета куртизанок

    В романе Оноре де Бальзака Блеск и нищета куртизанок описывается жизнь французского высшего общества первой половины 19 века.

  • Краткое содержание Шмелев Страх

    События разворачиваются 13 марта 1881 года, в непростое время, когда на правящего императора Александра II происходит покушение. Малолетний главный персонаж произведения проживает с мамой, старшими сестрами и братом

  • Краткое содержание Войнович Иван Чонкин (Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина)

    Действие произведения происходит в самом начале войны в одной из деревень. Нюрка Беляшева, которая работала почтальоном, трудясь на огороде, увидела, как прямо на нее падал вертолет.

  • Краткое содержание Особняк Фолкнер

    Минк Сноупс пристрелил фермера Хьюстона, и прокурор вынес решение о пожизненном заключении подсудимого. Когда закончился суд, адвокат разъяснил Минку, что если тот будет честно трудиться

  • Краткое содержание Бунин Кукушка

    В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак.

Рассказ «Усомнившийся Макар» был написан в 1929 г. и напечатан в журнале «Октябрь» № 9 в том же году. В 11 номере «Октября» была напечатана разгромная статья Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах». Авербах назвал рассказ двусмысленным и «враждебным нам».

Сталин, прочитав рассказ, назвал Платонова талантливым писателем, но сволочью, а его произведение идеологически вредным. Редактор журнала «Октябрь» Фадеев назвал рассказ анархистским и идеологически двусмысленным.

Литературное направление и жанр

Рассказ – сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей. Он имеет черты фельетона, критически осмысливая современность. Гротескные образы рассказа сближают его с сатирическими произведениями Гоголя и Салтыкова-Щедрина, так что «Усомнившийся Макар» продолжает традиции русской реалистической сатиры.

Тема и проблематика

Тема рассказа – анализ произошедших в обществе 20-х гг. перемен, оформленный как путешествие человека, обладающего народным сознанием, в столицу. Основная мысль рассказа подрывает устои социализма: бюрократический аппарат сводит на нет все высокие идеи, заботясь о теле своих граждан и забывая о душе. Такое государство стоит ликвидировать.

Проблема потери души в большом городе и во всём государстве – центральная в творчестве писателя. За формальными действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души человека, хотя страна, казалось бы, заботится о его жилье и пище.

Одна из проблем, которые предугадал, вернее, вычислил как профессионал (инженер-мелиоратор) Платонов - экологическая. Макар замечает, что в Москве «человек живёт и рожает близ себя пустыню». Воздух в Москве пахнет «возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов».

Актуальны для Платонова проблема одиночества человека в социалистическом обществе, где «живут семействами без размножения, кушают без производства труда»; проблема бюрократии, которую метко формулирует Пётр: «Ленина - и то могли замучить учреждения».

Сюжет и композиция

Действие происходит в 1929 г., то есть произведение написано на злободневную современную тему. Деревенский житель Макар Ганушкин оштрафован представителем местной власти Чумовым и вынужден ехать на заработки в Москву.

По дороге в Москву Макар встречает молочного начальника и предлагает ему построить молочную трубу для грязных бидонов. После разговора с ним Макар усомнился в том, что необходимо такое разделение: в Москве сидят умнейшие люди, а на местах работают исполнители.

В Москве Макар в поисках центра столицы нанимается на строительство «вечного дома из железа, бетона, стали и светлого стекла». Изобретя строительную кишку, Макар отправляется в научно-техническую контору, затем попадает в профсоюз, а в поисках промышленной линии и пролетариата - в ночлежный приют.

Во всех казённых учреждениях Макар получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. Вместе с рябым Петром он отправляется «думать за всех».

Посещение сумасшедшего дома, где Макара оставили как душевнобольного и покормили тройной порцией, надоумило Петра с Макаром сесть в учреждении и «думать для государства», борясь за дело Ленина и бедняков.

В РКИ (рабоче-крестьянской инспекции) Пётр с Макаром нашли Чумового. Получив власть «над гнетущей писчей стервой», Макар и Пётр недолго думали за бедняков, увидев бесполезность своего занятия. Зато Чумовой 44 года работал в комиссии по ликвидации государства, пока не умер.

Хронотоп рассказа – тоже средство осмысления действительности. Мир, с точки зрения Макара, просторен и пуст. Макар – человек периферии, который никогда не занимает центрального или руководящего положения. Даже в поезде он выбирает место не внутри вагона, а на сцепке. Москва для Матвея – середина, центр государства, «город чудес науки и техники». Столица подобна другой планете. Даже трава и деревья в Москве чахлые, поэтому Матвей решает, что в Москве живут особые негодяи, от которых дохнут даже растения. Дома в Москве «грузные и высокие», воздух наполнен ядовитыми парами.

Герои и образы

Макар Ганушкин – «нормальный мужик», имеющий «порожнюю голову» и мудрые руки. Макар не может думать, а может только «сразу догадываться». Думать он начинает только тогда, когда его руки в покое. Чумовой называет Макара стихийной головой.

Наука и техника – панацея для Макара. Он умудряется самостоятельно выплавить из железной руды, найденной в колодце, железо в печке. То есть в нём есть интуитивное понимание техники. Но даже объяснить, как он это сделал, Макар не может, потому что, по его словам, у него нет памяти.

Рассуждения героя очень примитивны. Например, он отказывается сделать Чумовому потерянного жеребёнка, потому что у него нет мяса. Он требует себе чего-нибудь в трамвае, не понимая, что это остановка по требованию.

Логика Макара не может обобщать общественные явления. Его предметно-действенное мышление не позволяет понять, что милиционер грозит подводе с ржаной мукой не потому, что в Москве не уважают ржаную муку. Недаром же Макар попадает в сумасшедший дом, потому что отвечает врачу точно как сумасшедший.

Макар «заботится не о хлебе, а о зрелищах». Он народный умелец, который интуитивно сооружает разные предметы, не владея теорией их изготовления. Макар сделал народную карусель, которая должна была вертеться от ветра, самоход, который не стронулся с места. В Москве он изобретает молочную трубу, по которой нужно отправлять пустые бидоны из-под молока.

На стройке дома Макар придумал строительную кишку для бетона.

Макар ценит и жалеет механизмы (колёса вагона поезда, механизм трамвайного вагона) наравне с людьми. Способность одухотворять предметы – одна из детских черт Макара. Он наивен и не разбирается в политике и общественной жизни вообще (например, не знает, что в поезде платят за проезд).

Москва описана глазами Макара – сельского жителя. Ему она кажется слишком многолюдной. Суету Макар воспринимает как спешку людей к месту работы, а работа москвичей, с точки зрения Макара,– изготовление одежды и обуви для деревенских жителей. Даже недалёкому по уму Макару видно, что в Москве «непорядки и утраты ценностей».

Лев Чумовой – более выдающийся, чем Макар, «член государства». Он формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы. Человек для Льва – ничто, если он не часть государственной машины. Макара Лев называет индивидом-дьяволом, единоличником и требует с него штраф.

Заставив Чумового с его «организационным умом» умереть за бумагами по делам ликвидации государства, Платонов отомстил сразу всем бюрократам, которые были причиной запрета его произведений.

Художественное своеобразие

Имена и фамилии героев рассказа говорящие. Макар как будто вышел из фразеологизма «куда Макар телят не гонял» (то есть далеко, куда невозможно попасть). Именно туда герой и отправляется. Фамилия Чумового воспринимается как характеристика его безумных и разрушительных действий.
Язык рассказа своеобразный и самобытный. Но современники Платонова сразу узнавали язык газет и общественной жизни 20-х. То, что читатель 21 века воспринимает как косноязычие, Платонов черпал в публицистике.

Грамматические ошибки («наиболее умнейший») в рассказе обнаруживаются не в речи героев, а в речи повествователя, что позволяет предположить, что читатель видит события глазами Макара.

Иронический смысл достигается Платоновым с помощью излюбленного приёма разметафоризации метафор. Например, «Макар был неподъёмен» означает, что его трудно было поднять из колодца, потому что он держал в руках глыбы железной руды. Макар характеризует себя как человека пустого. Прилагательное двусмысленно. Макар подразумевает, что он не думает, у него пустая голова. А читатель прочитывает «бесполезный», «ненужный».

Среди других приёмов избыточность («шёл где-либо мимо»), использование слов одновременно в разных значениях («добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей»).

В рассказе важны сны Макара, особенно последний сон, символизирующий мёртвость государственной машины. Этот сон берёт начало в библейских видениях пророка Даниила, видевшего разрушение колосса на глиняных ногах, обычно трактуемое как гибель Римской империи. Во сне Макара на горе стоит научный человек, не видящий Макара, а думающий «о целостном масштабе, но не о частном Макаре». Очи у научного человека мёртвые. Он будто поглотил многие живые жизни. При прикосновении мёртвое тело обрушивается на Макара. Сон аллегорически описывает государство, угрожающее личности, близко с ним соприкоснувшейся.

в чем усомнился макар в повести платонова "усомнившийся макар"

  1. Усомнившийся Макар усомнившийся в правильности социалистического выбора, классовой ненависти писатель А. Платонов.

    Для раннего творчества Платонова характерны рассказы, в них он выражает сво видение жизни. Его герои честны, хотят жить правдой. Поискам этой правды посвятил свою жизнь Макар Галушкин из рассказа
    Усомнившийся Макар, написанный Платоновым в 1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма -- машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях. Нормальный мужик Макар Ганушкин отправился в Москву, чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей. Он задается вопросом: Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен? Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного развития. Идол мертв, потому что мертва любая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель.
    Макар считает неправильным то, что транспорт везт пустые бидоны из-под молока из Москвы, предлагает построить трубу для перекачки молока. Начальник, к которому он обратился, говорит: Я исполнитель, а не выдумщик труб. Макару снится сон: на горе стоит научный человек думающий о целостном масштабе. Взор его обращн в дальнюю, массовую жизнь. Макара он не видит, Макар залез на гору и тронул начальника за плечо, тот рухнул, так как был мртв. Так Макар и не понял правды. Человек, стремящийся быть полезным, деятельный, беспокойный не востребован.
    Услышав в дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях, Макар пошел туда бороться за общебедняцкое дело. В результате он сам, как свежий человек из низов, был принят в ряды чиновников. Так поиски истины закончились у Макара обретением теплого местечка, где уже совсем не хотелось думать о тех самых трудящихся, ради интересов которых он двинулся в путь.. .
    История Макара Ганушкина -- это рассказ о том, как нормальный мужик превращается в обезличенного служащего. Платонов пытается сказать тем самым, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними. Платонов же видит такой выход: Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи.

Главный герой рассказа Платонова «Усомнившийся Макар» — сельский мужик Макар Ганушкин. У него были золотые руки, но вот голова была пустой, отчего он порой делал глупые вещи. Полной его противоположностью был Лев Чумовой, главный человек на селе. У того была умная голова и пустые руки.

Однажды соорудил Макар карусель, которая приводилась в движение ветром. Вокруг карусели столпились жители села. Да вот только ветра не было, и карусель работать не стала.

Пока народ так стоял, у Чумового убежал жеребенок. Чумовой стал ругать Макара, а тот пообещал ему сделать вместо жеребенка самоход на колесах. Нашел Макар железную руду, выплавил из нее железо и сделал колеса, а вот самоход сделать не получилось. Тогда Чумовой оштрафовал Макара и чтобы тот штраф выплатить, Макар поехал на заработки в Москву.

Ехал он на поезде, и на одной из станций сошел, завидев впереди Москву. На станции Макар обратил внимание, как в вагон загружают бидоны с молоком, а из вагона вытаскивают пустые бидоны. Решил Макар, что гораздо эффективнее молоко в город по трубе доставлять, чтобы вагоны пустые бидоны не возили. Обратился он со своей идеей к человеку, руководившему погрузкой бидонов. Но тот сказал, что он всего лишь простой исполнитель и советовал искать в Москве умных людей.

Пошел Макар в Москву и там увидел, как строят дом из бетона. И здесь у Макара тоже родилась идея, что бетон можно подавать по трубам. Стал он искать в Москве человека, который бы принял его изобретение. Нашел он место, где его выслушали, но там ему лишь выдали рубль, как неимущему изобретателю и отправили в профсоюз.

В профсоюзе ему выдали еще один рубль и отправили дальше скитаться по инстанциям. В итоге Макар оказался в ночлежном доме, где познакомился с думающим пролетарием по имени Петр. Вдвоем они стали ходить по Москве и искать свое назначение в жизни. Два приятеля побывали сначала в милиции, потом в сумасшедшем доме, а закончились их хождения в рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), где Петр заявил, что у них с приятелем ум накопился и потребовал дать им власти.

Чиновник дал им власть, и стали Макар с Петром заседать в РКИ, где общались с приходящими к ним бедняками.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Усомнившийся Макар» заключается в том, что бюрократизм способен свести на нет любое здравое начинание. Макар Ганушкин хотел, чтобы его изобретательские идеи были воплощены в жизнь, а вместо этого он превратился в служащего, просиживающего штаны в кабинете.

Рассказ Платонова «Усомнившийся Макар» учит быть инициативным и образованным человеком, чтобы добиваться полноценной реализации своих идей.

В рассказе мне понравилась инициативность Макара, его неуспокоенность в отношении текущего положения дел. В разрезе сегодняшнего дня про Макара можно сказать, что ему не хватает умения практически реализовывать свои идеи. Мудрый человек требует всего прежде всего от себя, и только потом от других.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Усомнившийся Макар»?

Мужик в землю смотрит, а на семь сажен видит.
Всяк своим умом живет.
Источник нашей мудрости - наш опыт.

«Усомнившийся Макар»)

часто называют тайной русской души. Дерзновенность мысли, глубина рассмотрения философской проблематики всегда отличали произведения Платонова. Писатель удивляет читателя уже с первой строки самобытностью созданного им характера героя. Это народный тип, чаще всего рабочий, мастеровой, которого волнуют проблемы мироустройства, отличает упорное стремление постичь глубинный смысл происходящего. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно мыслящего, ищущего свое место в жизни. Таков «нормальный мужик» Ганушкин, главное действующее лицо рассказа «Усомнившийся Макар».

Русский народный характер особенно ярко проявляет себя в творчестве Платонова в искании универсальной истины. Не случайно Макар, подобно многим героям-странникам в русской литературе, отправляется в путешествие, пытаясь открыть для себя сокровенный смысл бытия: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?». Как и его многие литературные собратья, Макар лишен эгоизма и корысти, он беззаветный искатель истины, не щадящий ради этого ни сил, ни времени, отвергающий материальное во имя достижения духовного просветления. Главная цель его усилий не личное благополучие, а стремление стать частью общей жизни, содействовать ее улучшению. Только в этом видит герой свое предназначение, только так может быть счастлив.

» - Москву. В произведении отсутствует детализация описаний: пейзажей, места действия, так как автор сосредоточен на повествовании о внутренней жизни героя, его настойчивом поиске истины. Обо всем мы узнаем через восприятие Макара, одаренного тонкой наблюдательностью и самостоятельностью мышления. Искусство создания народного характера проявляется Платоновым в индивидуализации речи героя: «неправильная» гибкость языка Макара, его прекрасное «косноязычие», искусственная «шероховатость» фраз подчеркивают самобытность личности героя, искренность его исканий. Нельзя не сказать и о другой особенности платоновского героя: почти всегда он несет в себе некую долю ущербности, неполноценности. У Макара Ганнушкина, по словам «умнейшего на селе Льва Чумового», «стихийная, порожняя голова». Чумовой и Макар в рассказе антиподы: сельский активист, руководящий «движением народа вперед, по прямой линии к общему благу», «живет голым умом», а «единоличник», «индивид-дьявол» действует «своими умными руками». Однако ограниченность Ганушкина на поверку оказывается мнимой: он познает действительность не с помощью логики, аналитических способностей, а чувством. Подчеркивая уникальность интуитивного понимания мира Макаром, его удивительную наблюдательность, автор замечает: «Думать он не мог, но зато мог сразу догадываться». В этом отражается яркая особенность русского мировосприятия, народного характера, воплощенная еще в фольклорных произведениях, любимые герои которых, часто считавшиеся простаками и недотепами, проявляли недюжинные способности в решении сложнейших жизненных задач. Успеха они достигали потому, что думали не только о себе, а стремились помочь другим.

через сквозную антитезу, являющуюся главным принципом построения кульминационной сцены. Макар увидел во сне гору, на которой «стоял научный человек». Герой же «лежал» под этой горой, как «сонный дурак», и «глядел» на вышестоящего, «ожидая» от него «слова». Но тот «молчал», «не видя» Ганнушкина и думая лишь о «целостном масштабе», а не о «частном Макаре». Лицо «умнейшего человека» освещало зарево «дальней массовой жизни», которая «расстилалась перед ним вдалеке». На мучавший Макара вопрос о смысле своего бытия он не отвечал, лишь «миллионы живых жизней отражались в его мертвых очах». Тогда Ганнушкин пополз «на высоту». «Три раза» им овладевал страх, и «три раза» страх побеждало «любопытство». Если бы Макар «был умным человеком», то не полез бы на гору, но он был «отсталым человеком». «Силой своей любопытной глупости» герой добрался до «образованнейшего» и тронул его «толстое, громадное тело». Оно шевельнулось, как «живое», и рухнуло на Макара. Это «неизвестное тело» было «мертвое». Так во сне герою открывается разрушительная сила бюрократизма, которая управляет живыми людьми, постепенно развивая в них безынициативность, пассивность, отчуждение друг от друга. Искренность и самозабвенность духовных поисков истины привели героя к открытию, которое миллионы людей сделали лишь много десятилетий спустя. Макар стал олицетворением внутренней свободы, независимости мысли и символом сопротивления тоталитарной системе. Такова сила обобщения художественного образа, созданного искусным мастером слова.

«Одухотворенные люди». Это моряки, защищающие Севастополь от фашистов и не прекращающие напряженные размышления о жизни, смерти, судьбах человечества даже в окопах. Их задача - понять сокровенный смысл происходящего и осознать свою роль в этих событиях. Матрос Фильченко приобретает иное видение войны, когда становится свидетелем того, как дети хоронят своих кукол. С этого момента он ощущает себя не просто бойцом, выполняющим приказ, но человеком, на которого возложена миссия спасения, которая выражалась в остром желании «отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть».

что его судьба стала частицей общей, когда его существование помогает сделать жизнь людей красивее и чище. В момент наивысшего прозрения бойцы понимают, что «они родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать ее обратно правде, земле и народу, отдать больше, чем получили от рождения, чтобы увеличился смысл существования людей». Эти слова могли бы принадлежать многим героям писателя, ведь в них звучит неиссякаемая потребность в искании правды, добра, красоты. Такова формула народного характера в творчестве Андрея Платонова, таково его главное художественное открытие, которое ставит его в один ряд с великими художниками слова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх