Кто был предан анафеме русской православной церковью. Что такое анафема и чем она опасна

Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие - что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит, и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно - в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение - отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже - в 5 веке.

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными . Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь - епитимья это временное отречение, а анафема - вечное (за редкими исключениями).

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город - чешский Жатец. Причина: поддерживание Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема - это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это - очень и очень серьезное решение церкви.

Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?

  1. Король Германии Генрих Четвертый (1050-1106 гг). Этот венценосный правитель хотел сам назначать епископов, что Ватикану очень не понравилось, и папа отлучил строптивого короля от церкви. В то время это было очень сильное наказание, которое могло стоить Генриху престола. Ему пришлось отправляться за прощением грехов (пешком!), несколько дней ждать аудиенции… Анафема была снята.
  2. Фридрих Второй Гогенштауфен (1194-1250 гг). Этот правитель протянул руки к принадлежавшим Ватикану землям. Правителя предали анафеме несколько раз, еще и назвали антихристом. Сначала он на это никак не реагировал, но под напором верующих вельмож он решил сделать Ватикану приятное - возглавил 4-й Крестовый поход, желая занять Иерусалим. И он сделал это, причем совершенно мирным способом - путем переговоров. Правда, от анафемы его это не спасло.
  3. Английский король Генрих Восьмой (1491-1547 гг). Он оказался весьма любвеобильным, женившись 6 раз. Первый же его развод так не понравился святым отцам, что папа римский отлучил его от церкви. Король ответил довольно жестко, запретив в Англии католицизм. Его соотечественники католического вероисповедания, которым не понравилось решение короля, подверглись гонениям. Правда, в политическом плане страна стала более независимой, ведь в ней появилась собственная церковь.
  4. Запорожский гетман Мазепа (1639-1709 гг). Он повел своих козаков против Петра Первого, заключив союз с шведским королем. Это действие было не противорелигиозным, а мирским, политическим, но подчиненная Петру российская церковь провозгласила гетмана отщепенцем и предала анафеме, причем с большой помпой и проклятиями.
  5. Революционер, кубинец Фидель Кастро (1926-2016 гг). Ватикан боролся с коммунизмом, и Фидель тоже попал под их «руку». Впрочем, на Кубе большинство революционеров были истинными католиками. Они не жгли церквей, не расстреливали священников, Кастро даже встречался с понтификом. В общем, скорее всего, эта анафема не длилась долго.

И не правители, но тоже известные люди

  • Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского , героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни причислен к лику святых.
  • Отрепьев , позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
  • Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
  • Емельян Пугачев (анафема - 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
  • Лев Толстой . Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
  • Марков , математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.

Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Дарк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.

А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?

  • Евграф Дулуман , главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
  • (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
  • Сторонники экуменизма , желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
  • Киевский Патриарх Филарет , Предстоятель Украинской православной церкви (в миру Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
  • Якунин , диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
  • Дементьев , журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году, за критические статьи о женском монастыре.

Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви:

Спрашивает максим
Отвечает Василий Юнак, 07.11.2007


Анафема - это отвержение, непринятие. Это греческое слово, вошедшее в русский язык с христианским учением.

Подробнее о значении слова можно узнать в словаре :

Заклятие [евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. Евр. харам означает "предавать уничтожению, уничтожать", эфиоп. харама - "отлучать от мирского общества" (ср. также араб. харем).
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Соотв. греч. слово анатема (-" Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В это понятие обозначает "приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. - "вклады"). Обычно греч. слово анатема переводится как "предавать проклятию". Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа ( ; и след.). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в , где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы ( ; см. также ). В говорится о том, что нек-рые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае на-рушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в .

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Видимо, отец Максим, разговор естественно начать с выяснения значения самого термина «анафема». Большая советская энциклопедия утверждает, что в христианстве это «церковное проклятие, отлучение от церкви». Так ли?

- «Анафема» – слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Анафема – то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было. В церковном же значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.

Так что анафема – это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина. Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях. Но отлучение от церковного общения, как таковое, бывает и без анафемы. По нашим канонам, тяжко согрешивший может на известный срок отстраняться от участия в церковных Таинствах… Поэтому анафема означает не просто отлучение, а свидетельствование Церкви о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал и был в том утвержден: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся.

Верно ли, что впервые все вероотступники были преданы анафеме в IX веке, после победы Церкви над ересью иконоборчества?

Это не совсем так. Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком. Святой апостол Павел писал: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Анафемы объявлялись, конечно, и на Вселенских Соборах. Так, в IV веке был осужден пресвитер Александрийской церкви Арий, отрицавший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла константинопольского патриарха Нестория, ложно учившего о соединении Божественной и человеческой природы во Христе. Такие церковные суды были вплоть до VII Вселенского Собора, на котором были преданы анафеме иконоборцы.

В 842 году в Греческой Церкви в первое воскресенье Великого поста был впервые совершен праздник Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осужденными на Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми антихристианскими учениями. Богослужебный чин этого праздника включал в себя, во-первых, провозглашение вечной памяти подвижникам благочестия, защитникам веры, во-вторых, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.

- Этот праздничный чин и сейчас совершается в нашей Церкви?

В Неделю Торжества Православия («неделя» на славянском означает «воскресенье») этот чин полностью совершался у нас до большевистской революции 1917 года. И хотя никакого специального церковного постановления на сей счет не было, анафему перестали объявлять, чтобы не усугублять и без того враждебное отношение новой власти к Церкви. Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен, что представляется разумным, поскольку он конечно же нуждается в уточнении – применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или во многом отошедших от давних заблуждений преемников тех же несториан, если сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?

К вопросу восстановления чина анафематствования мы позже обязательно вернемся, а пока хотелось бы поговорить об особо громких осуждениях в нашей церковной истории. Некоторые люди и сейчас задаются вопросом: не переборщила ли в свое время с отлучением Льва Николаевича Толстого?

Признавая его одним из величайших русских писателей, Церковь вместе с тем не могла умолчать о религиозных заблуждениях писателя, ибо «молчанием предается Бог». Только не нужно представлять то событие по известному рассказу Куприна, с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась – это художественный домысел автора. В действительности же очень выдержанное Синодальное определение от 22 февраля 1901 года было свидетельствованием собственных взглядов писателя. Он к тому времени в своих религиозно-философских исканиях сам пришел и к отрицанию необходимости Церкви и ее Таинств – Крещения, Исповеди, Причастия, и к отрицанию основного постулата христианства – что Христос является действительно Сыном Божиим. Наконец, писатель дерзнул составить «Евангелие, изложенное Львом Толстым», в гордыне своей считая, что он лучше всех из живших на протяжении девятнадцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Христос… «…Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…» – говорилось в церковном определении. Напомню, что Лев Николаевич незадолго до смерти был в Оптиной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в дальнейшем уже оптинского старца не допустили к умиравшему писателю. Так что окончательным для него был суд Божий.

- А чем объясняется предание анафеме такой личности, как гетман Мазепа?

Не только он, изменник Отечества, но и Гришка Отрепьев, и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание «симфонии властей» – церковной и светской. Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая – о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия. В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование.

В последние годы за антицерковную деятельность были преданы анафеме бывший митрополит Филарет (Денисенко), бывший священник Глеб Якунин… Скажите, у них и у других столь же сурово осужденных Церковью людей в принципе сохраняется возможность возвращения в Дом Божий?

Анафема – это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию.

Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное – они опять получают возможность спасения. Единственное, что не может быть им возвращено, – это прежний сан.

- Интересно, а существует ли анафематствование в Римско-Католической Церкви?

В Ватикане есть Конгрегация по вопросам вероучения, которая является правопреемницей печально знаменитой священной инквизиции, бросавшей в Средние века в костры еретиков по всей Европе. Хотел бы здесь же подчеркнуть, что Русская Церковь никогда не занималась насильственным искоренением ереси… Так вот, в нынешней ватиканской Конгрегации по вопросам вероучения периодически выносятся суждения и о конкретных лицах, и о конкретных направлениях религиозной мысли. Можно назвать ряд бывших католических богословов и религиозных воззрений (к примеру, «теология освобождения» в Латинской Америке), которые в новейший период были осуждены Ватиканом, что равнозначно преданию анафеме.

В заключение просил бы вас, отец Максим, вернуться к проблеме восстановления общецерковного чина анафематствования в Неделю Торжества Православия…

Думаю, что при обстоятельном и широком разъяснении православному народу, что же являет собой анафема, что такое свидетельство Церкви о заблуждающихся, восстановление этого чина имело бы серьезное значение для многих наших современников. В первую очередь для тех, кто под воздействием сектантской велеречивости стал считать, будто и впрямь допустимо быть одновременно православным и, скажем, саентологом. Или быть православным и состоять в какой-то одиозной протестантской секте, лидеры которой обманно говорят о себе – «мы вообще христиане».

Полагаю, что «перспектива» быть анафематствованным может удержать неразборчивого в духовном плане человека от опасного увлечения лжеучителями, а это в конечном счете окажется небесполезным и в целом для духовного здоровья народа. Насколько я знаю, такого мнения придерживаются многие священники и миряне.

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.

Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι , что означает «накладывать, возлагать». Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви и проступки. Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими.


Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.


Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие».
Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь - живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы - отторжения мертвых клеток и самоочищения.
Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства - это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки - главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех - болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.
В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор - епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.
Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей - от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым.

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.
Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член - клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает - операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема.

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), - говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), - повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема.

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».
В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения».

Как видим, анафема не есть проклятие. Это и не акт, закрывающий путь к возвращению в Церковь.

Если отпавший будет способен на покаяние - анафема может быть снята.

Одной из последних достаточно известных анафем была провозглашенная в 1997 году архиерейским собором Русской Православной Церкви анафема своему бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. Однако он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Ссылаясь на апостольские и святоотеческие правила, собор вынес определение: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

В завершение следует сказать, что провозглашая анафему, Церковь всегда руководствуется законом любви. Она всегда применяет апостольский принцип: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23).

протоиерей Владимир Ровинский



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх