Кто такие печенеги? Как выглядели и кто такие кочевые печенеги

печенеги (лат. и виз. пацинаки, пачинакиты, араб. банджак).

Язык

огузкая подгруппа тюркской языковой семьи [Баскаков].

Время существования

С 889 г. выходят на историческую арену, появляются первое упоминание в иточниках, под своим именем. По XII век., когда печенеги были фактически полностью ассимилированы венграми и болгарами. На Руси последний раз упоминаются в летописях под 1151 г., но уже входят в союз «черных клобуков». В византийских хрониках (историка императора Византии Иоанна Киннама) упомянуты в 1155 г.

Происхождение

Первое упоминание (китайские хроники) протопеченегов под именем «кангар» относится к I–II вв. до н.э. Место обитания указывается бассейн реки Сырдарьи. Еще позже (386-618 гг.) также в китайских хрониках упоминается государство Кангюй, захваченное в 641 г. Западнотюрским каганатом. Очередное упоминание орды «кангар» относится к концу IX веку, объединившую разрозненные племена кочевников заволжских степей. Тогда же начинает складываться печенежский союз, который был фактически зажат со всех сторон недоброжелательными соседями:

  • кипчаки – с востока
  • гузы – с юго-востока
  • волжскими болгарами и венграми – с севера

По антропологическому типу печенеги были в основном европеоидами, что может свидетельствовать, что печенежский союз сложился на основе сарматских племен [Плетнева], в отличие от их соседей огузов.

История

889 г. Хазары, видя усиление печенегов, привлекают на свою сторону огузов. Огузы громят печенегов и вопреки желанию Хазарии вытесняют их с плодородных пастбищ. По словам византийского историка императора Константина Багрянородного, огузы «пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны … ». «пачинакиты же, — пишет он, — обратись в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения». Печенеги, лишенные пастбищ двинулись через Хазарию, круша все на своем пути. Как раз в это время прекращают существования многие поселки и городища Хазарии. Именно печенеги нанесли непоправимый урон Хазарскому каганату, чтобы через 150 лет он окончательно прекратил существование.

Дальше существует две версии развития событий:

  • Первая . В этом же году печенеги нападают на венгров (мадьяр) – союзников хазар, в Леведии. Леведией называлась страна, охватывающая нижнее течение Дона и Северное Приазовье, и видимо, Прикубанье. После поражения венгры переселяются в Аталькузу (междуречье Днепра и Днестра). [обе страны упоминаются у Константина Багрянародного]
  • Вторая . Леведия и Аталькуза – это название одной и той же страны [Артамонов, Гумилев]. Поэтому в 889 г. печенеги всего лишь переправились через Волгу и поселились в низовьях Дона.

895 г. Болгарский царь Симеоном заключил союз с печенегами, дабы отомстить венграм, которые годом ранее опустошили всю Болгарию. Союзники нападают на Аталькузу, когда венгры находились в походе. Были перебиты все дети, женщины и старики. Вернувшиеся венгры застали страну в запустении и, по одной версии [Плетнева], сначала двинулись на север в сторону Киева, где были встречены прохладно, и им пришлось откочевать за Карпаты в Паннонию (современная Венгрия). По другой версии , они сразу же двинулись через Карпаты, сначала в район современной Трансильвании, а уже оттуда захватили Паннонию [Артамонов].

896 г. Все тот же союз болгар и печенегов наносит поражение Византии и территория печенегов распространяется до реки Сирет.

Конец IX – начало X вв. Печенеги выходят к устью Дуная, громят города уличей по нижнему течению Днепра, а также разоряют славяно-тиверские города в Приднестровье. После этого они фактически становятся хозяевами Северного Причерноморья.

Тогда же в арабских источниках, находим деление печенегов на три части: тюркские, хазарские и заволжские. Тюркские жили — в междуречье Дона и Дуная, хазарские — в предкавказье, на нижнем Дону и его притоке Маныче, заволжские — остались под властью гузов в районе озера Челкар [Плетнева].

915 г. Первое упоминание печенегов у стен Киева. Заключен мир с князем Игорем.

920 г. Князь Игорь уже идет походом на печенегов, однако, более подробных сведений о нем не сохранилось.

940 г. Совместный поход печенегов и русичей князя Игоря на Византию. Т.к. император Роман откупился, князю пришлось разрешить печенегам разграбить болгарские земли.

948-952 гг. Написан труд «Об управлении империей» Константина Багрянородного, один из значительных трудов по истории печенегов. На тот момент они играли значительную роль во внешней политике Византии. Именно в этом труде узнаем о племенном составе печенегов.

Состав орды:

  • Племя Иртим (в расширенном варианте — Иавдиертим ) соответствует тюрк. Йабды Эрдим — «отличающееся заслугами».
  • Племя Цур (расширенный вариант — Куарцицур ) соответствует тюрк. Куэрчи Чур — «голубой чур» (где «чур» — должностное лицо).
  • Племя Гила (расширенный вариант — Хавуксингила ) соответствует тюрк. Кабукшин Йула — «йула цвета древесной коры» (где «йула» или «гила», «дьюла» у мадьяр, — должностное лицо с весьма высоким титулом).
  • Племя Кулпеи (расширенный вариант — Сирукалпеи ) соответствует тюрк. Суру Кул-бэй — «серый кулбэй» (где «кул» — часть титула или имени, а «бэй» — «господин»).
  • Племя Харавои соответствует тюрк. Кара Бэй — «черный господин».
  • Племя Талмат (расширенный вариант — Вороталмат ) соответствует тюрк. Боро Толмач — «темный переводчик».
  • Племя Хопон (расширенный вариант Гиазихопон ) соответствует тюрк. Яазы Копон (где Йазы — собственное имя, встречающееся еще раз у Константина ниже и в перечне имен печенежских «архонтов», а «копон» — титул должностного лица).
  • Племя Цопон (расширенный вариант Вулацопон ) соответствует тюрк. Була Чопон (где Була — собственное имя, а «чопон» — «чабан», т.е. пастух).

Отмеченный во многих племенных названиях элемент цвета — весьма характерное для кочевых народов явление.

Карта. Печенеги в середине X века по данным Константина Багрянородного.

Середина X в. Великий князь Венгрии Токсон (Такшонь) был женат на печенежке и ко двору был приглашен хан Тонузобу, а его орда получила кочевья на северной границе, по реки Тисе.
В это же время еще два хана Билу и Баксу со своими ордами были поселены в Венгрии и им отдали город Пешт.

965 г. Возможно, печенеги, совместно со Святославом участвуют в его походе на Хазарию. Предположение основано на том, что пройти через печенежские земли без разрешения и ведома самих печенег, не представлялось возможным. Печенеги достигают своего могущества, теперь они владеют территорией от Карпат и Дуная на западе, до Волги на востоке.

968 (969) г. Большой поход печенег на Русь. Княгиню Ольгу с малолетними сыновьями спасли войска воеводы Претича, подошедшие на помощь Киеву. Произошел обмен оружием, между военачальниками и подтверждение мира.

970 г. Святослав совершает поход в Византию. Битва при Аркодиополе, в которой участвуют и печенежские войска (которые, кстати, погибают одними из первых). Существует две противоречивые версии о том, кто победил в этой битве. Но наиболее авторитетная является та, которая говорит о победе византийцев.

971 г. Святослав вернулся в Болгарию для подготовки нового набега на Византию. Но позже в битве под Доростолом он был разбит. По возвращение обратно в Киев, ему приходиться зимовать в Белобережье, вблизи Днепровских порогов (ныне район Запорожья), ввиду того, что пройти через враждебные степи не было возможности.

Смерть Святослава в битве с печенегами. Миниатюра из «Хроники Иоанна Скилицы» (скорее всего XII-XIII вв.)

972 г. По весне ослабленные воины князя не смогли прорваться из окружения. Святослав и его дружина были истреблены. Печенежский хан Куря приказал из его черепа изготовить чашу, обтянутую кожей и обшитую золотом.

978 г. Начало княжения Владимира Святославовича в Киеве. Идет укрепление пограничных областей с Диким полем, южнее Стугны. Строятся «змиевы» валы, цель которых предотвратить длительный захват русских земель и превращением их в кочевые угодья. Одновременно печенеги усиливают натиск на русское порубежье.

993 г. Печенеги перешли Сулу, и встали на берегу Трубежа, на другом берегу встал Владимир со своей дружиной. Спор решился в поединке богатырей. Победил русский поединщик, печенеги были рассеяны. На месте битвы был основан Переяславль.

996 г. Новых поход печенегов на Русь. Владимир терпит поражение, недооценив противника. Тактика немного меняется. Теперь они подходят к какому-то городу и берут его измором, угоняя людей в рабство.

997 г. Печенги подходят к Киеву и осаждают Белгород-Киевский – крепость под Киевом. Князь Владимир в это время находился в отъезде, собирая новую дружину после уже упомянутого разгрома, годом ранее. Здесь и происходит знаменитый «кисельный случай», описанный в летописях. После долгой осады, когда продовольствия в крепости оставалось на исходе, жители решили обмануть кочевников. Пригласили их к себе на переговоры и продемонстрировали как из колодцев они черпают кисель и «медовую сыту». Напоили, накормили пенежских переговорщиков и заявили им буквально следующее: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги поверили и осада была снята. На самом же деле эти продукты буквально последнее, что удалось жителям крепости насобирать со всех амбаров и хранилищ.

Конец X в. На территорию Венгрии переселились несколько орд печенегов, в результате они были расселены не только на границе, но и в центре Венгрии.

1010 г. Внутри печенегов происходит распря. Часть печенегов во главе с Тирахом приняли ислам. Тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца.

1015-1019 гг. Междоусобная война на Руси между Святополком и Ярославом – сыновьями Владимира.

1015 (1016) г. Любеческая битва Ярослава против Святополка в союзе с печенегами. Святослав разбит варяжскими дружинами сводного брата.

1019 г. Битва на реке Альте под Переяславлем, длилась весь день и носила ожесточенный характер. Ярослав Мудрый наносит окончательное поражение Святополку с печенегами. Урон был нанесен достаточно серьезный, что дало передышку Руси.

1032 г. Ярослав начал ставить города и восстанавливать порубежные укрепления.

1036 г. Печенеги подошли к Киеву. Ярослав привел варяго-словенские войска с севера и дал бой печенегам. Битва была жестокая и длилась целый день. В итоге печенеги были полностью разбиты. После этого события печенеги частью входят в союз племен, названных берендеями (позднее черными клобуками), частью откочевывают к границам византийской империи, на Дунай. Их места обитания между Днепром и Дунаем постепенно начинают занимать торки (гузы), а позднее . Отдельно как народ, печенеги упомянуты еще в 1151 году в Повести временных лет.

1049 г. Проникновение торков (гузов) в страну печенегов.

Середина XI века. Печенеги вытеснены с левобережья Днепра гузами (торками). В это время, очевидно, происходят глобальные изменения в степях Северного Приченоморья. Место печенегов занимают торки и половцы, но печенеги не изчезают со страниц русских летописей и постоянно участвуют то тут, то там в различных междоусобных войнах князей. Причем выступая чаще в союзе с торками или в объединении племен, называемых берендеями и черными клобуками. Скорее всего, в это время они обитают на южных границах русских княжеств, находясь в той или иной степени вассальной зависимости от русских князей (в летописях их называют «свои поганые»).

1048 г. Тирах, преследуя своего заклятого врага Кегена, переправился через Дунай в стоставе 80 тыс. воинов и начал грабежи и насилия на территории Византии. В ответ император Константин Мономах поручил руководство армией Кегену, который учинил немало вреда своим соплеменникам. Еще же больший урон нанесла непогода и пристрастие варваров-печенегов к пьянству. В итоге полудеморализованная армия Тираха сдалась в плен, как и сам печенежский предводитель.

1049-1050 гг. После победы над печенегами император дал им земли с условием занятся земледелием, а также взял в армию печенежскую конницу. Но печенеги, будучи свободолюбивыми, недолго оставались покорными. Корпус печенежской конницы дезертировал из армии и вернулся в Болгарию, где печенеги снялись с места и откочевали в местность между Балканскими горами и Дунаем (страна «Сто холмов»). Оттуда они совершали свои грабительские набеги. Попытка их усмирить обернулась поражением императорской армии под начальством Никофора. Имепратор пытался усмирить печенегов, послав к ним Кегена (который был до этого ранен и находился на излечении в императорском дворце). Но привеженцы Тираха убили его.

1053 г. Войска византийцев под начальством Михаила и Василия Монаха перешли Балканские горы, но в ночном сражении были разбиты печенегами.

1059 г. Византийцы переходят Балканские горы и один за другим приводят к покорности орды печенегов.

1063 г. Вторжение узов (огузов) в переделы империи (называется цифра в 600 тыс.). Но вскоре часть их умирает от голода и болезней, часть переселена правительством в Македонию, часть смешивается с печенегами на Дунае.

1071 г. Битва византийцев и сельджуков при Манцикерте. Часть печенежко-огузких войск переходит на сторону сельджуков, и это в какой-то степени сыграло роковою роль в поражении императора Романа, который к тому же попал в плен.

1074-1078 гг. Печенеги участвуют в борьбе за власть между тремя претендентами, попутно грабя оседлое население. В то время их предводителем является Татуш.

1088 г. Император Алексей Комнин совершил большой поход на Дунай, чтобы усмирить или уничтожить печенегов. Сражение произошло около города Дерстра. Но византийцы бежали с поля боя увидев Татуша, который привел 36 тыс. половцев на помощь. Одна при дележе добычи половцы и печенеги рассорились и последние были разбиты.

1090 г. Происходят очередные стычки византийцев и печенегов. Император Алексей Комнин призвал на помощь половцев в составе 40 тыс. всадников под предводительством Тугоркана и Боняка.

1091 г. Печенежские войска подошли к Константинополю. 29 апреля состоялась решающая битва при Люберне. Печенеги были разбиты византийско-половецким войском. После сражения все пленные печенеги вместе с женами и детьми были истреблены византийцами. Весь день и всю ночь печенегов убивали византийские солдаты. Целый народ фактически прекратил существование. Анна Комнина писала: Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день. Это событие также нашло отражение в византийской песне: «Из-за одного дня скифы (так византийцы называли печенегов) не увидели мая».
Остатки некогда большой орды (по некоторым оценкам она составляла 600 тыс. человек) были поселены на востоке от реки Вардара и позднее составили в византийском войске отдельное подразделение.

1094 г. Половцы в Подунавье снова нападают на печенегов, которые не приняли участия в войне 1091 г. Множество их было перебито.

1116 г. Где-то на Дону (точный район неизвестен) произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками (гузами) и печенегами с другой. Победу одержали половцы.

1117 г. Побежденная орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение (Плетнева), что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, чуть ранее русские отогнали половцев от своих границ, два раза взяв их городки (1107 и 1116 гг.), и те в свою очередь отошли на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. В пользу этого говорят археологические изыскания — именно в это время происходит запустение Белой Вежи.

1121 г. Предположительно (по мнению профессора Михаэля Ангольда), остатки печенегов и огузов были выгнаны из южнорусских степей и они вторглись на территорию Византии.

1122 г. Битва при Верии (современная Стара-Загора в Болгарии). Император Иоанн II Комнин нападает на печенегов, расположившихся лагерем. Пока битва происходила в поле печенеги имели перевес, но в конечном итоге войска императора добрались до укрепленного лагеря печенегов и с помощью тяжелой варяжской гвардии разгромили кочевников. Остатки печенегов включены в армию Византии.

1155 г. Печенеги упомянуты (византийский историк Иоанн Киннам), как союзники императора Мануила I Комнина в битве при Андрии на юге Италии против нормандского короля Сицилии Вильгельма I Злого.

XII век. Печенеги теряют свою национальную идентичность, хотя некоторые их группы еще сохраняются на территории королевства Венгрии. Но в последующие десятилетия они были ассимилированы венграми и болгарами.

Общественное устройство

Рис. Конская узда печенгов X-XI вв.

Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы – архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т. е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда — меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников. Константин Багрянородный записал имена первых ханов, под главенством которых печенеги захватили восточноевропейские степи:

  • Ваицу (орда Иртим),
  • Куркутэ (Гилы),
  • Каидум (Харавои),
  • Гиаци (Хопон),
  • Куел (Цур),
  • Ипаоса (Кулпеи),
  • Батан (Цопон),
  • Коста (Талмат).

Главы орд Иавдиертим, Куарцицур и Хавуксингила были наиболее могущественными, и также назывались «кангар». Скорее всего именно они стояли во главе печенежского союза в момент его образования и движения на запад.

Власть в орде наследовалась двоюродными братьями или детьми двоюродных братьев, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом» – так описывал обычаи наследования власти у печенегов император Константин. Это может служить доказательством существования у печенегов матриахата, по крайней мере, его пережитков.

Князья (ханы), по совместительству и военачальники, обладали исполнительной властью. В экстраординарных случаях печенеги, как известно из более поздних (XI в.) источников, собирали «сходку», являвшуюся, по существу, народным собранием – органом военной демократии.

Торговые отношения

Печенеги занимали важное место в торговых отношениях местных областей. Особенно интенсивные связи их были с крымскими городами Византии (в частности, Херсонеса). Печенеги продавали в Крым шкуры и воск (поставлялся из Руси). На Русь печенеги поставляли быков, овец, коней.

Восточные авторы отмечают наличие у печенегов посуды из серебра и золота, богато украшенного оружия, серебрянные пояса. Также печенеги богато украшали и уздечки своих коней, что не удивительно для настоящих кочевников. Наличие таких искуссно сделанных вещей, говорит о высоком уровне мастерства печенжских ювелиров.

Источники

  • Артамонов М.И. История хазар, Л.1962, с. 336-352;
  • Василевский В.Г. Византия и печенеги (1048-1094),Труды В. Г. Васильевского. Том I. СПб., 1908;
  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь, М., 1989. (Глава XIII. На степной границе (1036-1061));
  • Константин Багрянородный «Об управлении империей», М.: Наука, 1991, главы 1-6, 37;
  • Плетнева С.А. Половцы, М.: Ломоносов, 2010, с. 12-30;
  • Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV-XIII): Учебное пособие, Воронеж, 2003, с. 103-135;
  • Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская русь, СПб.: Алетейя, 2003, с. 45-66.

По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы — баджнак. Некоторые историки полагают, что этноним беченек/печенеги происходит от имени исторического или легендарного вождя Бече. Однако вероятнее другое. Печенежская орда состояла из разных племен и этносов. По свидетельству Константина Багрянородного, самоназвание трех ее «колен» или «округов» (малых орд) было кангар — «как более мужественных и благородных, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». Кангарами, по всей видимости, были тюркские выходцы из распавшегося политического союза, носившего их имя (в государственное объединение Кангюй/Кангар (II в. до н. э. - IV в. н. э.) входили кочевые и оседлые племена на землях Хорезма, в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи). В своем движении на запад они влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья, которые собственно, и назывались печенегами (ср. финноугорский гидроним «Печенга»), заняв среди них привилегированное положение.

До начала IX в. печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Затем, в период хазарской смуты, они прорвались в Среднее Подонье. Но здесь они пробыли недолго. Хазары натравили на них огузов (торков), чей удар расколол печенежскую орду. Анонимный персидский автор географического трактата «Границы мира» (конец Х в.) говорит уже о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Последняя кочевала в степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. Константин Багрянородный писал о ней: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих: одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показывать, что они отрезаны от своих родичей и соплеменников». Хазарская ветвь печенегов быстро захирела и утратила этническую самостоятельность.

Другая, тюркская ветвь (названная так по причине присутствия среди них тюрков-кангар), откатилась на запад. Бежав от огузов, говорит Константин Багрянородный, печенеги «стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения». Археологи прослеживают их путь по дотла спаленным поселениям Среднего и Нижнего Подонья (салтовской культуры), развалинам замков и городов на Таманском полуострове. С конца 80-х — начала 90-х гг. IX в. византийские и западноевропейские источники отмечают присутствие печенегов в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Причерноморская орда состояла из 40 родов, которые объединялись в 8 колен. Колена возглавляли ханы, роды - старейшины, «архонты более низкого разряда», по определению Константина Багрянородного, или «лучшие мужи в родах», как называет их наша летопись. Ханы пользовались неограниченной властью только на войне. Византийский император отметил древний обычай престолонаследия в коленах, по которому власть над ордой наследовал не сын или брат умершего хана, а двоюродный брат покойного или один из его сыновей, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии». Днепр делил печенежскую орду надвое. Кочевья четырех колен находились к западу от Днепра (до бассейна Прута), четырех других - к востоку (до донских степей). По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было.

Карта распространения восьми печенежских объединений в европейских степях

Ибн Фадлан, видевший печенегов своими глазами, описал их внешность так: «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами». Десятилетия кочевой жизни в днепровско-днестровских степях и регулярные набеги на соседей обогатили печенегов, сделали их, по свидетельству персидского географа XI в. Гардизи, владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия. Среди характерных печенежских изделий упоминаются между прочим трубы в виде бычьих голов, при помощи которых ханы подавали сигналы своим воинам во время боя. Часть этих предметов присутствует в печенежских могильных курганах — наборные серебряные пояса, серединные костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с «роскошным» орнаментом и т. д. Рядом со всадником хоронили его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. В X в. такой погребальный обряд распространился по всей Великой степи.

Боеспособность печенежской орды современники оценивали весьма высоко. Архиепископ Феофилакт Болгарский (X в.) писал, что набег печенегов — это «удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют... Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия - когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно». Византийский историк второй половины XII — начала XIII в. Никита Хониат считал, что в сражениях с ромеями печенеги имели значительное преимущество, благодаря стремительным конным атакам, меткому обстрелу из луков и устрашающему действию оглушительного крика, с которым они производили свои налеты. Однако ни людские ресурсы, ни военная организация не позволяли печенегам покончить с противником одним ударом, раз и навсегда подорвать его могущество, как это удавалось, например, монголам; военное давление с их стороны выражалось в непрерывных набегах. Поэтому цивилизованные соседи печенегов довольно часто с успехом противостояли им. Так, в одном из сражений с византийцами печенеги огородились повозками, создав подобие степной крепости. Это было действенное средство против конницы, с которой преимущественно и привыкли иметь дело печенеги. Но пешие варанги-«секироносцы» (выходцы из Британии) быстро разрушили укрепление и ворвались внутрь, обеспечив ромеям победу. По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары ежегодно совершали походы в страну печенегов (восточноднепровских) и приводили оттуда множество пленных. Впрочем, для того, чтобы изгнать печенегов из Северного Причерноморья, у Хазарского каганата не хватало сил.

Византия и подавно стремилась поддерживать с печенегами мирные отношения. Печенежский козырь был очень значим в той политической игре, которую вела империя на своих северных границах. Подытоживая внешнеполитический опыт своих предшественников, Константин Багрянородный наставлял своего сына: «[Знай], что, пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю».

Между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30-35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Константин Багрянородный полагал, что это позволяло русам «жить легче и сытнее». Как показывают археологические исследования, собственное животноводство и в самом деле удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

Сообщение о первой стычке помечено в Никоновской летописи 875 г.: «Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир». Однако эта дата плохо согласуется с археологическими сведениями о местонахождении печенегов во второй половине IX в. Более правдоподобно выглядит сообщение Повести временных лет под 915 г.: «Приидоша печенези первое на Руськую землю, и сотворивше мир с Игорем…». В 920 г. в поход выступает уже сам Игорь: «Игорь воеваша на печенеги»; впрочем, как направление похода, так и его исход остаются загадкой.

Все же есть основания полагать, что первые набеги печенегов на Русь, как правило, были удачны. Особенно страдали от них славяне, жившие в лесостепной зоне к востоку от Днепра. Археологические раскопки здешних поселений показывают, что с началом Х в. начинается их запустение и значительное падение уровня жизни населения. Исчезают крупные ремесленные центры, реже встречаются украшения из драгоценных металлов, прекращается торговля с мусульманским Востоком. Константин Багрянородный пишет, что печенеги способны воевать с венграми, болгарами и русами «и, многократно нападая на них, стали ныне [им] страшными».

Очевидно, что киевскому княжескому роду и всем «кыянам» было очень важно замирить печенегов и заручиться их дружбой. Ведь, по словам Константина Багрянородного, «против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удалятся от своих семей, — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться».

Судя по всему, в 30-х гг. Х в. печенежский натиск на Русскую землю значительно ослаб. Следующее летописное известие о печенегах под 944 г. говорит о них как о союзниках Игоря в походе на греков. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует и тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. И тогда, говорит Константин, «частенько, когда у них нет мира друг с другом, они [печенеги] грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб». Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» - земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, зиждились лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава — хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

Первый удар по печенежскому могуществу был нанесен во время недолгого правления князя Ярополка Святославича. Подробности его похода против печенегов неизвестны. Короткая летописная строка говорит только, что степные орды были рассеяны русской ратью: «победи Ярополк печенеги, и възложи на них дань». Сокрушительное поражение произвело такое впечатление на печенежских ханов, что один из них, по сообщению того же источника, поспешил отдаться под Ярополкову руку: «Прииде Печенежьский князь Илдея, и би челом Ярополку в службу; Ярополк же приат его, и даде ему грады и власти, и имяше его в чести велице».

Укротить печенежскую опасность выпало на долю князя Владимира. Многолетняя война Руси с печенегами в его княжение охарактеризована «Повестью временных лет» как одно нескончаемое сражение: «рать велика бес перестани». Однако мы можем выделить в этой растянувшейся почти на четверть века борьбе два этапа.

Первый, сугубо оборонительный, продолжался примерно до конца 90-х гг. Х в. Он был отмечен как блестящими победами русского войска, вроде той, которая получила легендарное отражение в сказании о переяславском отроке, так и тяжелыми поражениями, когда жизнь самого князя Владимира оказывалась под угрозой: «…приидоша печенези к Василеву, и Володимер с малыми людми изыде противу им, и не мог Володимер стати противу им, подбег ста под мостом, едва укрыся от противных» (летописная статья под 995г.). К археологическим свидетельствам яростного печенежского натиска на Русь относятся разоренные пограничные городки*, расчлененные тела людей в древнерусских погребениях этого времени, скелеты мужчин, хранящие следы сабельных ударов (могильники в Воине и Жовнине). В постоянной опасности находился и Киев, о чем говорят остатки внушительного вала, которым Владимир опоясал Старокиевский холм. Но политика князя по укреплению южной границы принесла свои плоды. Хотя печенеги и доходили до белгородской оборонительной линии, им, по-видимому, все же не довелось разбить свои шатры под стенами «матери городов русских». В 1018 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский, хорошо информированный о русских делах, записал, что Киев — город «чрезвычайно укрепленный», и «до сих пор ему, как и всему тому краю… удавалось противостоять весьма разорительным набегам печенегов».

* Как, например, небольшая крепость на мысу в Заречье, разгромленная на рубеже Х-XI вв. Около ее воротной башни найдены две серебряные монеты Владимира, вероятно, оброненные во время грабежа кем-то из нападавших.

С началом XI в. война вступила во второй этап. Русь перешла к наступлению на степь. Наибольшие успехи были достигнуты на правом берегу Днепра. Применительно к этому времени археология фиксирует расширение зоны славянской колонизации в Среднем Поднепровье до бассейна реки Рось, неуклонный рост количества пограничных поселений (в том числе торговых) и увеличение занимаемых ими площадей. Правобережная печенежская орда вынуждена была откочевать далеко вглубь степи. Если в середине Х в. Константин Багрянородный писал, что печенежские кочевья отделяет от «Росии» всего «один день пути», то епископ Бруно Кверфуртский в 1008 г. засвидетельствовал, что его путь от Киева до русско-печенежской границы продолжался уже два дня (что соответствует расстоянию от Киева до берегов Роси), а месторасположение самого табора печенегов было обнаружено им лишь на пятый день путешествия по степи. Он же отметил глубокую усталость кочевников от войны и, главное, их убеждение, что длительный мир с Русью возможен только при условии, если «государь Руси не изменит уговору». Другими словами, Владимир к тому времени настолько сильно прижал правобережных печенегов, что судьбы войны и мира всецело находились в его руках. Стараниями Бруно мир тогда был заключен, но продлился он, по-видимому, недолго, и в последние годы жизни Владимиру вновь пришлось вести брань с вероломными степняками.
И все же, именно в княжение Владимира были заложены предпосылки для окончательной победы над печенегами и изгнания этой орды из «русского» ареала Великой степи.

Во время династической смуты 1015-1019 гг. печенеги поддержали князя Святополка, но были разбиты Ярославом Мудрым.
Последнее и, по всей видимости, решающее столкновение с печенегами датируется летописью 1036 г. В то время, когда Ярослав был в Новгороде, к нему пришла весть, что печенеги осадили Киев. Собрав многочисленное войско из варягов и словен, Ярослав поспешил к Киеву. Печенегов было без числа, но Ярослав дал им бой в открытом поле. Противники схватились на месте, где позднее был построен собор святой Софии. После жестокой сечи, к вечеру одолел Ярослав. Печенеги бросились врассыпную, множество их утонуло в Сетомли и других реках, а остаток их, добавляет летописец, бегает где-то и до сего дня.

Из византийских источников следует, что печенеги отхлынули в Подунавье, откуда стали тревожить набегами Болгарию и Византию. «Это событие, оставляемое без внимания во всех новых исторических сочинениях,— пишет В. Г. Васильевский по поводу перехода печенегами Дуная,— имеет громадное значение в истории человечества. По своим последствиям оно почти так же важно, как переход за Дунай западных готов, которым начинается так называемое переселение народов... Непосредственной причиной великого движения с запада на восток, то есть Первого крестового похода, насколько эта причина заключалась в положении Восточной империи, были не столько завоевания сельджуков в Азии, сколько грозные и страшные массы орды печенежской, угрожавшей самому Константинополю» (Васильевский В.Г. Труды. СПб. Т. I. 1908, с. 7—8 ).

В 1091 г. половецкие ханы Боняк и Тугоркан, явившиеся на Балканы по приглашению византийского императора Алексея I Комнина, разгромили придунайских печенегов в долине реки Марицы. С печенежским господством на Балканах и в Подунавье было покончено в один день. Масштабы постигшей печенегов военной катастрофы изумили современников. «В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах, — писала дочь Алексея Комнина, Анна. — Это было 29 апреля, в третий день недели» .

Конечно, известие Анны Комнин о гибели всего печенежского «народа» не следует понимать буквально. Источники первой половины XII в. все еще упоминают об остатках придунайских печенегов. Но как субъект исторического процесса печенеги навсегда сошли с политической сцены.

Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

История печенежских племен

Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11- печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

Ассимиляция в социальных процессах

В народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

Ассимиляция в лингвистике

Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или . Так, в требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в встречается гораздо реже, зато ее можно найти в английском. К примеру, в cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

Видео по теме

Источники:

  • ассимиляция в биологии

Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.

Инструкция

Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая . Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.

Вопреки некоторым представлениям, не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.

Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.

Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.

Тюркских и других племен в заволжских степях в 8-9вв. В 9 в. - в южнорусских степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги наРусь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, частьпеченегов откочевала в Венгрию.

Значение слова Печенеги по словарю Ушакова:
ПЕЧЕНЕГИ
печенегов, ед. нег, а, м. (истор.). Древний народ тюркского происхождения, кочевавший в 9-11 вв. хр. э. на юго-востоке Европы, неоднократно нападавший на Киевскую Русь.

Значение слова Печенеги по словарю Брокгауза и Ефрона:
Печенеги - русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny ö; арабские писатели называют страну П. Баджнак. Весьма вероятно, что все это - одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков. Некогда П. кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда П. переселились из Азии в Европу. В IX в. они обитали уже между Волгой и Яиком (Уралом). Во второй половине этого века хозары в союзе с узами начали теснить П., которые, в свою очередь, вытеснили из южнорусских степей венгров. В это время они заняли все степи от Дона до Дуная, делясь на племена, или колена, из которых каждое имело свою местность для кочевья; только устья Днепра, Днестра и Дуная, по-видимому, не были заняты ими. Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей. Власть князей была невелика; в каждом племени она принадлежала одному роду, но переходила от одной семьи к другой. Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон. Иногда княжескую власть захватывали и посторонние лица, не принадлежавшие к владетельному роду. Внутренний быт П. носит на себе все типические черты, свойственные кочевникам-степнякам. Уже в Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецией, Русью и Хозарией. В начале XI в. между П. стал распространяться ислам. До 60-х годов Х в. П. не тревожили Руси (по крайней мере, не говорят об их нападениях); но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили. Святослав был убит ими у Днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с П. была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами; таково происхождение Змиева вала в нынешней Киевской губ. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). Последнее нападение П. на Русь (они осадили Киев) относится к 1034 г.; они были совершенно разбиты. В это время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди П. были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков. Лучший труд о П. - проф. П. В. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы" (Киев, 1884). Д. Б-ый. Печенеги (Ново-Белгород) - слобода Харьковской губ., Волчанского у., на р. Сев. Донце, в 10 в. от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Жит. 6579.

Определение слова «Печенеги» по БСЭ:
Печенеги - союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. В 8-9 вв. П. обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в 9 в. в причерноморских степях кочевавших там венгров, П. заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. П. жили родовым строем. В 10 в. делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись
«великими князьями», роды - «меньшими князьями», избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У П. существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников П. продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия. Русская земля подвергалась нашествиям П. в 915, 920, 968. В 944 и 971 киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды П. в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 войска П., возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В 1036 Ярослав Мудрый нанёс П.

Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.

Кто такие печенеги, что это за кочевой народ? По летописям и, прежде всего, по «Повести временных лет» Нестора мы узнаём, что печенеги в основном занимались скотоводством, так как вели кочевой образ жизни. Они жили родовым строем, во главе родов стояли вожди, которых выбирали родом или племенем. Во главе всех племён стоял хан, или каган. Власть ханов была не выборная, а наследственная.

Русь и печенеги

История печенегов тесно связана с Русью. Огромные просторы Руси всегда манили к себе эти кочевые племена. Печенеги были серьёзной опасностью для Руси почти 120 лет - с 915 года, когда они впервые вторглись в пределы Руси, до 1068 года, когда им был дан решительный отпор Ярославом Мудрым.

Хронология борьбы Руси с печенегами

  • 915 г. Первое появление печенегов на территории Руси во время правления князя Игоря. Он сумел подписать с ними мирный договор.
  • 920 г. Война Игоря с печенегами, так как племена стали опасностью для Руси. Начался период постоянных военных столкновений, который характеризовался переменным успехом с той и другой стороны.
  • 968 г. В правление княгини Ольги и Святослава они даже дошли до стен Киева. Ольга героически руководила защитой города, пока не подоспела дружина Святослава, находившаяся в это время на юге страны.
  • 1036 г. Решительный удар печенегам нанёс князь Ярослав Мудрый. В честь победы был возведён знаменитый Софийский собор в Киеве. Победа над печенегами прославила имя князя в истории Древней Руси.

Однако история печенегов на этом не заканчивается. Более трёх веков их использовали в качестве военной силы. Так, Ярослав Мудрый многих из них поселил на юге страны, где они стали защищать границы государства. Императоры Византии сделали часть печенегов своими союзниками в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. И лишь в 14 веке печенеги перестали существовать как отдельный народ, смешавшись с многочисленными народами разных государств: Руси. Византии, стран Запада.

Такую роковую шутку сыграла с печенегами история, с некогда грозным и сильным кочевым народом.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх