«логико-математические игры на занятиях по фэмп и в свободное время. консультация. Картотека по математике (старшая группа) на тему: Картотека логико - математических игр



















1 из 18

Презентация на тему: Логико-математические игры дошкольников

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький);г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером,толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

№ слайда 4

Описание слайда:

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. + 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

№ слайда 5

Описание слайда:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь.* Успешно овладеть основами математики и информатики.

№ слайда 6

Описание слайда:

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением: для развития умений выявлять и абстрагировать свойства; для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;для развития действий классификации и обобщения; для развития способности к логическим действиям и операциям.Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту

№ слайда 7

Описание слайда:

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

№ слайда 8

Описание слайда:

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.1 вариантКладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискательищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:- Клад под синим блоком?- Нет, - отвечает ребенок.- Под желтым?- Нет.- Под красным?- Да.- Под большим?- Да.- Под круглым?- Да.Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»Малыши прибыли в гости к Микки – Маусу! Посмотрите, какой это город фигур!Есть район больших и район маленьких домиков. В каждом районе есть улицы разного цвета. Домики имеют разную форму.Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.А Катюша зашла в гости к кротику. И говорит всем деткам: «Кротик живет в квадратном домике на синей улице в районе маленьких домиков»! Четырехлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют между делом, сразу три свойства фигур. Что с трудом дается некоторым первоклашкам в программе «Школа 2100»!

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться.Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой.А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг. Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы!

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

№ слайда 16

Описание слайда:

«Развивалки" на ходу. 1. Чаще считайте вместе с малышом все, чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле обеденного стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать. 2. Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в любимом диване.3. Соберите несколько пустых коробок из-под обуви или подарков. Лучше всего делать это после дня рождения или Нового Года. Коробки можно купить и специально для этой цели: они не так дорого стоят. Желательно чтобы они укладывались друг в друга как матрешки. Разложите крышки отдельно, а коробки – отдельно. Попросите подобрать крышку к каждому контейнеру. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть коробок. Двухлетний малыш с удовольствием повозится с 4-5 коробками, а вот 10 для него будет слишком много.

№ слайда 17

Описание слайда:

4. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 5. Соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке. 5. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком малыша по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 2, 1. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием. 6. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад7. Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите малыша повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между вами и малышом или сядьте спиной друг к другу. Предложите ему разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям. Тоже неплохая игра для того, чтобы занять время ожидания приема в поликлинике

№ слайда 18

Описание слайда:

8.Когда малыш или малышка купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает воду на здоровье. Поговорите о том, где воды больше. По Пиаже, это возраст интересных открытий для родителей. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным9. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера». 10. Чаще готовьте еду вместе с малышом. Показывайте, как вы готовите то или иное блюдо, сколько продуктов берете. Используйте мерные чашки, покажите, что для блинов нужно взять вот столько муки и вот столько сахара.

) я заинтересовалась не спроста. Возможно, кто-то из постоянных читателей помнит мой конспект . В нём я писала, что уже в средневековье занятие на выкладывание рисунков и узоров считались очень полезными для развития детского творчества. Материал для выкладывания может быть самым различным: обычные кубики, пуговицы, лучинки, мозайки и т.п. Кубики Никитина, на мой взгляд, имеют преимущества по сравнению с другими материалами для выкладывания. При игре с ними требуется не просто положить кубик, а кроме того подобрать подходящую для рисунка грань, что усложняет задачу.

В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров.

Каждая грань кубика имеет свою расцветку:

Таким образом из этого набора можно сложить просто невероятное количество рисунков и узоров. Мы пока практикуемся на самых простых:

В комплекте с кубиками идет содержательная брошюра. В ней очень много вариантов схем. Выкладывание рисунков по образцам всего лишь промежуточный этап занятий с этими кубиками. Основная цель — это, конечно же, заставить работать фантазию и начать придумывать собственные рисунки.


В дополнение к набору я приобрела альбом с заданиями (My-shop):





Кубики выполнены из пластика. Видно, что изначально они были синие. Красный, желтый и белые цвета приклеены сверху.

Свое знакомство с кубиками мы начали с выкладывания простейших рисунков и занятий по альбому. Сказать, что у нас случился ажиотаж с появлением кубиков Никитина, не могу. На данном этапе Яна больше любит играть в сюжетные игры, в том числе с этими кубиками. Они у неё играют роль грибов 😀 .

Палочки Кюизинера

Это многофункциональный счетный материал (My-shop). В набор входят 10 видов палочек. Каждый размер палочек выделен своим цветом. Чем больше размер палочек, тем меньше их количество. Больше всего самых маленьких палочек (белых — 25 штук), меньше всего самых больших палочек (оранжевых — 4 штуки).

Помимо обучению счета из этих палочек можно выкладывать различные узоры и рисунки. Надо отметить, что обычные счетные палочки имеют мало общего с палочками Кюизинера. Последние достаточно крупные. В поперечном сечении имеют форму квадрата, поэтому из них можно выкладывать даже объемные фигуры.

Особый интерес к этим палочкам у меня вызван изучением проверенных временем методик развития. В 19 веке педагог-новатор разработал ряд материалов для развития детей. Одним из элементов развития творчества являлось выкладывание изображений из лучинок. Когда я увидела впервые палочки Кюизинера, кубики Никитина и альбомы со схемами к ним я несказанно обрадовалась, что в настоящее время есть аналоги даров Фрёбеля. Нельзя не отметить, что современный вариант развивающих материалов более приятный и многофункциональный нежели средневековый. По палочкам Кюизинера можно изучать цвета, размеры, счет, сравнения, простейшие арифметические операции.

Кроме того, специально для палочек разработан ряд альбомов и комплектов со схемами, которые дополнительно увеличивают интерес. Мы приобрели комплект «На злотом крыльце…». Комплект замечательный, но на мой взгляд в нем мало схем для самых маленьких. Ниже несколько фото разворотов:



С палочками, как и с блоками Дьенеша, существует множество вариантов произвольных игр. Так как мы только начали своё знакомство с ними, то играем в самые простые варианты:

Вероятно, со временем у нас наберется копилка с играми для палочек. Сегодня приведу пример, как я учила Яну выкладывать домик. Обычное пошаговое повторение оказалось не интересным и в этом случае даже нельзя сказать, что домик у Яны не получался. Он у нее вообще не хотел строится, потому что все наши палочки — это «желе, которое надо кушать малышам (плюшевым игрушкам)»:oops:. Пришлось навязать свой сюжет. Для этого я использовала сказку про зайца и лису. Яне был выдан следующий реквизит: наклейка зайца, 4 синие палочки, 2 красные палочки и лист А4. Себе я взяла: 4 палочки оранжевого цвета, 2 красного цвета, наклейку с лисой и лист А4.

  1. Наклейки наклеили на центр листов. Я делала первая, Яна следом за мной.
  2. Сделали пол — каждый положил свою палочку под наклейкой.
  3. Сделали потолок — положили палочку над наклейкой.
  4. Построили стены — положили палочки по бокам.
  5. Затем построили крышку — две палочки сверху. В этот момент лицо Яны засияло от получившегося результата.

В интернете выложено большое количество игр с палочками Кюизинера рассчитанных на разные возраста. Их можно найти, введя в поисковик фразу «конспект занятий с палочками Кюизинера младшая/старшая группа «.

Математический планшет

Еще одна наша «развивашка» из разряда «все гениальное просто» — математический планшет (My-shop). Он предназначен для изучения элементарных понятий геометрии (симметрия и т.п.) и развития речи.

Игра-конструктор с молотком

Эта игра меня заинтересовала возможностью забивать «гвоздики» по-настоящему и своей творческой составляющей.
При заказе я не подумала, что такие «гвоздики» могут быть опасными для малышей, так как не видела что они из себя представляют. Когда я увидела, что «гвоздики» представляют собой силовые кнопки с круглой шляпкой, то была разочарована. Тем не менее, можно справедливо отметить, что существование безопасных гвоздиков, с возможностью забивать по-настоящему, перечит законам физики.

Поначалу игра вызвала большой интерес. Возможность забивать «гвоздики» была воспринята на «ура». Но ряд ограничений, сделанных из соображений безопасности, достаточно быстро остудил пыл к игре. Думаю, эта игра больше подходит для среднего или старшего дошкольного возраста.


В завершение

Читая посты о наших обильных «развивашках», мне часто задают вопросы об их необходимости для малышей. Хочу отметить, что наша с Яной особенность — обилие книг и «развивашек». У нас их количество растет потому, что я вижу в ней большую отдачу от наших развивающих игр. Мне доставляет большое удовольствие предлагать Яне очередное задание и наблюдать за её интересом и прогрессом. В то же время надо осознавать, что для гармоничного развития малыша содержание всех «развивашек» - дело вторичное . Первичным является эмоциональное, познавательное и разнообразное общение с мамой . Можно каждый день с малышом играть в разнообразные сюжетные игры или совершать различные прогулки с большим количеством качественных бесед и в раннем возрасте. Такое развитие в раннем возрасте будет не менее эффективно, чем большой набор «развивашек». Очень подробно на многочисленных примерах об организации правильного взаимодействия мамы с ребенком пишет .

В то же время, если речь идет о развитии дошкольника среднего и старшего детсадовского возраста , то знакомство с азами математики и развитие творчества посредством выкладывания рисунков и узоров является важными моментами. Для знакомства со многими понятиями потребуются наглядные примеры. Материалы, описанные выше, являются прекрасным вариантом для этих целей.

Всем приятного и эффективного процесса развития!

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

Конспект «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»

Составитель: Сафронова Татьяна Александровна воспитатель старшей группы МАДОУ №90 г.Тюмени.

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу) , через игру «Муравей идёт в гости» , «Карандашик заблудился»
  • развивать глазомер, через игру

Речевое развитие:

  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением
  • совершенствовать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт
  • закреплять знания об основных формах предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Физическое развитие:

формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками) , задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Ход деятельности:

Вводная часть:

От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.

Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!

Здравствуйте! - отвечают дети.

Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.

Нет, нет! До Нового года осталось очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!

До свидания, Почтальон Печкин!

Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.

-Ребята, а вот и письмо:

«Дорогие, ребята! Скоро зимние каникулы! А у меня не выполнены задания по математике! Если я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин и Пёс Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, поможем дяде Фёдору! - спрашивает воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.

Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.

Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)

Воспитатель зачитывает задания для игры №1

Игра 1. «Разложи фигуры»

Цель: развитие внимания и мышления.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке треугольники, четырёхугольники, круги.

Найдите фигуру, у которой 6 углов, - это шестиугольник.

Разложите фигуры, как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

Воспитатель зачитывает задания для игры№2

Игра 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления

Задание:

Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую» , обдумывать практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т.д.)

Вопросы для анализа «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель зачитывает задания для игры №3

Игра №3 «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Задание: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

Физкультминутка:

Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.

Воспитатель зачитывает задания для игры №4

Игра № 4 «Сколько животных за забором»

Задание: Сколько животных спряталось за забором.

Материал: картинки на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№5

Игра №5 «Муравей идёт в гости»

Цель: развитие логического мышления.

Задание: Отгадайте, в какой домик-гриб идет в гости муравей, если известно, что у этого домика не больше трёх этажей, но и не меньше двух, в нём не больше пяти окошек он без пристроек.

Материал: картинки с головоломкой на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№6

Игра № 6 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Задание: Продолжи ряд. Какая рожица должна быть в пустой клетке. Нарисуй её.

Воспитатель зачитывает задания для игры№7

Игра №7 «Загадки»

1. Под кустами у реки жили майские жуки.

Доска, сын, отец и мать,

2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок..

Сколько пирогов испекла мама (4)

3. В дом вошла Маринка,

За нею Иринка,

Потом вошёл Игнат.

Сколько всех ребят? (3)

Заключительная часть-рефлексия

Воспитатель обращается к детям

Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими листочками – решениями для Дяди Фёдора и он поедет на зимние каникулы в Простоквашино.

Наталия Бабалыхян
Логико-математические игры в работе с дошкольниками

Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи , наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования . Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике .

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют : освоению детьми средств познания : эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания : сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна : игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат : собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико – развивающей , математической игры , как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр ».

Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления , стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры .

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. Способствовать развитию образного и логического мышления , умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.

4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа :

Создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека» , где расположены развивающие, дидактические игры , оформлен центр «Математики и конструирования» …/;

- разработана модель педагогического процесса;

- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;

- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;

Составлена картотека логико-математических игр ;

Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как : формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.

В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий :

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану , то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования логико -математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико -математического мышления у детей.

Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы :

Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей ;

Изучение имеющихся знаний у детей;

-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;

Анализ полученных результатов.

В своей работе опирались на принципы организации игр /С. А. Шмаков/.

Отсутствие принуждения;

Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;

Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Учитывали, что для логико – математической игры характеры :

Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

Общая направленность на развитие инициативы детей.

Современные логико-математические игры разнообразны : настольно-печатные игры / «Цвет и форма» , «Игровой квадрат» , «Логоформочки» /, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех» , «Геометрический конструктор» , «Шар» /, игры на плоскостное моделирование /«Танграм» , «Крестики» , «Соты» , «Монгольская игра» /, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор» , «Уникуб» /, игры на составление целого из частей / «Дроби» , «Чудо-цветик» /, игры-забавы /перевертыши , лабиринты/.

Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности . В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

Также в работе с детьми , использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры , как «Домино» , «Угадай-ка» , «Необычные фигуры» , «Засели домики» , «Где, чей гараж» , «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера :

Научить работать коллективно ;

Придерживаться определенных правил;

Уметь проигрывать , но стремиться к победе честными способами;

Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически , удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры : «Сделай сам» , «Уникуб» , «Кубики для всех» , «Дроби» , «Палочки Кюзинера» , «Блоки Дьенеша» , «Игровой квадрат» , «Танграм» , «Сложи узор» , «Шар» , «Игра с цветом» и другие.

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности :

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры , стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх