Мастер-класс « Научи себя учиться: мониторинг формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Мониторинг метапредметных и личностных результатов в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«vystuplenie_na_rmo_nach.klassov»

Мониторинг развития метапредметных

в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Слайд 2

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Измерительные инструменты для проведения мониторинга в 4 классе находятся в разработке. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать». Слайд 3

Начало школьного обучения связано с вопросом, готов ли ребенок к школе. «Школьный старт» - это новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе, в которую входят рабочая тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г). (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова). Слайд 4

Диагностика «Школьный старт» позволяет:

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности, спланировать индивидуальную работу с детьми. Слайд 5

Инструментальный компонент стартовой готовности отражает уровень умений и способностей ребенка. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и первичный контроль своих действий.

Важным показателем личностного компонента является отношение ребенка к учению. Данные компоненты являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».

Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. Контрольные умения составляют основу формирования регулятивных УУД.

Коммуникативные умения соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школе. Слайд 6-7

Диагностические задания собраны в рабочей тетради «Школьный старт». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Они сгрупированны: 1-5 задания на наблюдательность, 6-12 мыслительные способности, 13-14 контрольные умения,15 коммуникативные,16-17 личностный компонент.

В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Максимально упрощена процедура обработки результатов диагностики. Слайд 8

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась мной на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в сводные таблицы, что в дальнейшем позволило использовать их для качественного педагогического анализа.

Слайд 9-10

Цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный – низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме. Слайд 11

Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

Сводная таблица позволяет определить:

1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.

2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.

3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

Для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные маршруты.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса

- рабочая тетрадь для 2 класса , в 2 частях
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса Слайд 12-13

В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий . Их оценка производится на базовом уровне.

Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа. Для учащихся 1-2 классов достаточным уровнем является уровень «представления», для 3-4 «Способ и применение его в контексте учебной задачи».

От класса к классу базовый уровень развития метапредметных УУД изменяется. В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. Слайд 14

С 1 по 3 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы. Слайд 15

Количество универсальных учебных действий

и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

показателей

в мониторинге

Базовый уровень

сформированности

показателей

Повышенный

сформированности

«Представление»

«Представление»

«Способ»

«Овладение УУД»

В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Диагностические задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Слайд 16

Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:

Введение,

Образец,

Три диагностических задания (А, Б, В)

И дополнительное задание предлагается тем ребятам, которые работают в быстром темпе, чтобы не мешали другим закончить работу. Выполняются задания по желанию и не учитываются.

В мониторинге 2 класса существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.Слайд 17

Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 2 класса объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

В тетради размещены бланки для учителя. В них фиксируются исходный уровень инструментальной готовности, который был выявлен на основе методики «Школьный старт», информация о том, умел ли ребенок читать на момент поступления в школу. Для каждого из 8 умений заполняется мини – таблица, в которой суммируются результаты выполнения 2-х диагностических модулей по принципу «выполнил» - « не выполнил» (1б,0б). Затем суммируются баллы полученные в задании «А» по2-м модулям, максимально-2б и «Б и В» - 4б. Эти результаты записываем в строке сумма. Подсчитываем общую сумму по всем 6 заданиям. Все это просчитывалось по каждому умению.

Получилась сводная таблица, в которой прослеживаются результаты мониторинга по каждому умению и ребенку. Слайд 18

Авторы разработали электронную программу для анализа УУД, размещенную на сайте zankov .ru , что намного облегчило обработку результатов. Занесли данные и получили результат. Такой вид имеет таблица.

По каждому обучающемуся программа выдала индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. Получили детализированный рейтинг по классу в целом. Слайд 21

Для организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы для работы создавались в соответствии с результатом выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Слайд 22

Эта информация позволила подбирать для той или иной группы детей разные задания и ситуации, формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, задать нужную степень самостоятельности.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга (учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению).

3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Развивающая система Л.В. Занкова предоставляет много возможностей для поддержки интеллектуальной активности одарённых детей, ими нужно обязательно воспользоваться.

4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).

5. Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития

универсальных учебных умений ребёнка. Слайд 23

Список используемой литературы:

1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.

2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.

Просмотр содержимого презентации
«vystuplenie_na_rmo_nach._klassov»

в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»


Мониторинг

это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.


Школьный старт

Диагностика стартовой готовности

к успешному обучению

в начальной школе

Учимся учиться и действовать

Мониторинг метапредметных

универсальных учебных

Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая


Школьный старт

Успешный старт для каждого ребенка

Учебно-методический комплект

«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» :

педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе


Школьный старт

«Школьный старт» -

это принципиально новый

подход к педагогической

диагностике и организации

учителем первых недель

и месяцев обучения

детей в школе. Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми

Уникальность диагностики

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

Наблюдательность

Личностная

готовность

Школьный

старт

Уникальность диагностики

На основе психологической экспертизы учебников первого класса авторами УМК выявлен базовый набор умений, которые: обеспечивают понимание учениками материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, позволяют ему организовать свою познавательную деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика уровня развития этих умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 таких умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «мыслительные способности», «контрольные» и «коммуникативные умения». Выделяются также 2 показателя личностной готовности ребенка.

Коммуникативные

умения

Мыслительные

способности

Контрольные умения


Учимся учиться и действовать

Умение планировать последовательность учебных действий

в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные УУД

Познавательные УУД


Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.


Обработка

результатов диагностики

Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа


Сводная ведомость диагностики школьной зрелости « Школьный старт»

ФИО ребенка

Инструментальная готовность

Наблюдательность

Мыслительные способности

Контрольные умения

Личностная готовность

Коммуникативные умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Система диагностики

http://www.tochkapsy.ru/


Учимся учиться и действовать

Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены

в форме диагностических заданий: это история-сказка,

участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы,

зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу.

Все задания (2 варианта) дети выполняют

в индивидуальной рабочей тетради

«Учимся учиться и действовать»

1 вариант 2 вариант

тетради-«перевертыша»




Учимся учиться и действовать

Введение – история и лесной школе

Номер диагностического

Задание Б –

на ориентацию

Задание А –

выполнение

по образцу

Дополнительное задание

(выполняется по желанию

Задание В – на ориентацию


Учимся учиться и действовать

Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.

1 тетрадь 2 тетрадь


Мониторинг УУД. 1 класс. Индивидуальные оценки.

Регулятивные УУД

Планирование

Оценка

Познавательные УУД

Анализ

Синтез

Сравнение

Классифи кация

Обобщение

Причинно-следственные связи


Планирование

Познавательные УУД

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи



Ученик 1

Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. 1 класс.

Регулятивные УУД

Планирование

Ученик 1

Группа

Оценка

Познавательные УУД

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи


Мониторинг 1 класса. Распределение по группам.

Планиро вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравне ние

Класси фикация

Обоб щение

Причинно-следственные связи

Преобладающая у ребенка группа

Условные обозначения

справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию"

не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию"

не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"


Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

1. Выявить , какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности (по образцу или на ориентацию способа действия)

2. Определить приоритеты в работе с тем или иным учеником. С чего начать? Какие умения замыкают рейтинг, а на какие надо опереться.

3. Отследить темп и самостоятельность выполнения ребенком диагностических заданий. Успевает работать со всеми, отстает, а может бежит впереди.

4. Получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка, сравнив результаты диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать».

5. Понять есть ли необходимость в привлечении к работе с детьми дополнительных специалистов (школьного психолога, логопеда), спланировать индивидуальный маршрут развития с учётом возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений райцентра, предоставляющих образовательные услуги.


Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

ФГОС начального общего образования даёт качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающийся из комплекса показателей. Владение умениями учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоиндентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

О качестве образования и эффективности профессиональной деятельности педагогов свидетельствуют наличие у учащихся необходимых предметных знаний, владение различными способами познания и сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС планируемые и метапредметные, и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – ещё и оценке.

Контрольная работа или опрос предназначены для оценки предметных результатов за определенный период времени (урок, тема, раздел, курс, учебный год, образовательная ступень (начальная школа)). Так постепенно, в ходе образовательного процесса, педагог вместе с учеником анализируют, как происходит усвоение необходимого объема учебной информации и предметных умений.

Метапредметные универсальные учебные действия формируются также постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокие метапредметные и личностные результаты педагог может только путем систематической работы над развитием УУД в течение всего периода обучения в начальной школе. И для этого ему нужен иной измерительный инструмент, который должен быть метапредметным. Он позволяет определять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием и поможет изучать процесс развития УУД, а не только константировать их наличие или отсутствовие.

Мониторинг – наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценивать результативность осуществляемой деятельности и принять современные и обоснованные решения.

Мониторинг основан на следующих теоритических и методических положениях.

  1. Уровень сформированности УУД показывает, насколько ученик владеет определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления, оценки. Формирование УУД зависит от того, как организована учебная деятельность ребенка и какие она проходит последовательные стадии, характеризующиеся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
  2. Мониторинг проводится на основе системы специально разработанных заданий, каждое из которых направлено на выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД. Сформированность каждого умения проверяется на материале двух и более учебных предметов.

Формулируя третью задачу, важно подчеркнуть значимость мониторинга не только для педагога. Полученные результаты предоставляют директору образовательного учреждения и его заместителю по учебно– воспитательной работе в начальной школе возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показаний.

Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД должна проводится, по мнению авторов УМК «Учимся учиться и действовать» с начала 1 класса.

В этих целях предлагается педагогу в сентябре провести в своем классе стартовую диагностику на основе УМК «Школьный старт», позволяющего определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы к достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.

В разработанном мониторинге оценка уровня сформированной УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных предметов и направлены на применение определённого метапредметного УУД-я. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий: на выполнение, на ориентацию в метапредметном способе, на его описание и т.д.

Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении отдельного учащегося и класса в целом к достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, определенных стандартом.

В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД

Метапредметные УУД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Так, и регулятивным УУД относятся, например, принятие и сохранение учебных целей, планирование, контроль, оценка действий и рефлексия и др.

Коммуникативные УУД включают также, как использование речевых средств и средств ИК – технологий для решения различных коммуникативных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

К познавательной УУД относятся, например, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для созданий моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, владение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

По родовидовым признакам, установления аналогией и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям и др.

На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Таким образом, цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

С помощью мониторинга учитель может решать следующие задачи:

1.Определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;

2.Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;

3.Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия – является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах - выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов – выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов.

Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса.

Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся с 1 класса являются 8 умений, 2 класса – 13 умений, 3 класса – 19 умений.

Рабочая тетрадь включает:

Вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания;

Диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему их двух истории, составленных на материале разных предметов);

Бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради для выполнения ребенком для мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).

Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностические задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение.

Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля.

Показатель Предметные области Типы диагностических заданий

Задания на выполнение

История 1 (1 или 2 предметные области) Задания на ориентацию

Умение Задания на описание

Задания на выполнение

История 1 (1 или 2 предметные области) Задания на ориентацию

Задания на описание

УУД, которые могут подлежать отслеживанию.

Этапы мониторинга метапредметных УУД.

Каждый тип диагностических заданий имеет свою направленность.

Первое задание истории (задание А) направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнения.

Второе задание истории (Б) направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия метапредметного способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на ориентацию.

Третье задание истории (В) направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задания на описание.

Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его описание.

Мониторинг проводится в три этапа:

Первый этап – планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим мониторинга.

Два варианта.

1) Выделение на проведение мониторинга специальных уроков. Их количество зависит от уровня учащихся класса.

2)В течение четырех недель учитель раз в день выделяет на своих уроках по 12 – 13 минут на выполнение заданий одной истории. Дробить задание одной истории ни в коем случае нельзя.

Второй этап – диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока. Важное замечание: процедура диагностики проведения учителем без ассистентов.

Третий этап – обработка и анализ результатов. Первичная обработка результатов осуществляется в специальных банках, которые представлены в рабочей тетради. Для каждого модуля заполняется отдельная таблица с первичными баллами.

После выполнения учащимися всех заданий итоговые баллы переносятся в сводные таблицы. Анализ результатов осуществляется как на основе индивидуальных листов первичной обработки результатов, так и на основе сводных таблиц.

Процедура проведения мониторинга.

Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля. Однако при некоторых обстоятельствах допустимо завершение мониторинга до середины мая.

Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от выбранной схемы.

1.Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время вводной части и перед первой историей.

2.каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б, В выполняется полностью от начала до конца. Дробить историю на части и переносить выполнение на другой день нельзя.

3. Дополнительно задание выполняется по желанию ребенка и не учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и желание, чтобы выполнить его.

4.Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу – при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневке), после урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.

5.На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).

Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схем проведения диагностического этапа мониторинга.

Схема №1.

Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного дня. Например, 5 апреля. На уроках русского языка и технологии дети выполняют задания на синтез, т.е. истории 5ч 1д. При такой схеме мониторинга (с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг каждой недели апреля).

Схема № 2.

Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1 - 2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть любой). Всего проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной части).

Если учитель знает, что тот или иной ребенок не успевает работать в одном темпе со всем классом, то такому ученику нужно предложить остаться после уроков и пройти диагностику индивидуально или в малой группе. В этом случае необходимо снизить темп подачи материала и оказать ребенку помощь в понимании инструкции и работе с заданиями. Тот факт, что ребенок работал один или в малой группе в замедленном темпе, необходимо отразить в индивидуальном бланке. Если замедленный темп выполнения мониторинговых заданий у учащегося проявился вор время работы со всем классов, необходимо попросить ребенка приостановить работу, отметить задание, которое он считает выполненным, и предложить продолжить в другое время.

Если ребенок что-то перепутал или сбился в выполнении задания, можно предложить ему выполнить аналогичное задание из истории другого варианта в удобное время. Именно эти результаты вносятся в таблицу при условии, что ребенок выполнил все задания из одной истории самостоятельно.

УДД – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дат педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, 21 века.



Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
ФГОС начального общего образования даёт качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающийся из комплекса показателей. Владение умениями учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоиндентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.
О качестве образования и эффективности профессиональной деятельности педагогов свидетельствуют наличие у учащихся необходимых предметных знаний, владение различными способами познания и сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС планируемые и метапредметные, и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – ещё и оценке.
Контрольная работа или опрос предназначены для оценки предметных результатов за определенный период времени (урок, тема, раздел, курс, учебный год, образовательная ступень (начальная школа)). Так постепенно, в ходе образовательного процесса, педагог вместе с учеником анализируют, как происходит усвоение необходимого объема учебной информации и предметных умений.
Метапредметные универсальные учебные действия формируются также постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокие метапредметные и личностные результаты педагог может только путем систематической работы над развитием УУД в течение всего периода обучения в начальной школе. И для этого ему нужен иной измерительный инструмент, который должен быть метапредметным. Он позволяет определять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием и поможет изучать процесс развития УУД, а не только константировать их наличие или отсутствовие.
Мониторинг – наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценивать результативность осуществляемой деятельности и принять современные и обоснованные решения.
Мониторинг основан на следующих теоритических и методических положениях.
Уровень сформированности УУД показывает, насколько ученик владеет определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления, оценки. Формирование УУД зависит от того, как организована учебная деятельность ребенка и какие она проходит последовательные стадии, характеризующиеся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
Мониторинг проводится на основе системы специально разработанных заданий, каждое из которых направлено на выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД. Сформированность каждого умения проверяется на материале двух и более учебных предметов.
Формулируя третью задачу, важно подчеркнуть значимость мониторинга не только для педагога. Полученные результаты предоставляют директору образовательного учреждения и его заместителю по учебно– воспитательной работе в начальной школе возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показаний.
Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД должна проводится, по мнению авторов УМК «Учимся учиться и действовать» с начала 1 класса.
В этих целях предлагается педагогу в сентябре провести в своем классе стартовую диагностику на основе УМК «Школьный старт», позволяющего определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы к достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.
В разработанном мониторинге оценка уровня сформированной УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных предметов и направлены на применение определённого метапредметного УУД-я. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий: на выполнение, на ориентацию в метапредметном способе, на его описание и т.д.
Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении отдельного учащегося и класса в целом к достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, определенных стандартом.
В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД
Метапредметные УУД Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Так, и регулятивным УУД относятся, например, принятие и сохранение учебных целей, планирование, контроль, оценка действий и рефлексия и др.
Коммуникативные УУД включают также, как использование речевых средств и средств ИК – технологий для решения различных коммуникативных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К познавательной УУД относятся, например, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для созданий моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, владение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.По родовидовым признакам, установления аналогией и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям и др.
На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Таким образом, цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
С помощью мониторинга учитель может решать следующие задачи:
1.Определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2.Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
3.Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия – является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах - выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов – выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов.
Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса.
Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся с 1 класса являются 8 умений, 2 класса – 13 умений, 3 класса – 19 умений.
Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему их двух истории, составленных на материале разных предметов);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради для выполнения ребенком для мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).
Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностические задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля.
Показатель Предметные области Типы диагностических заданий
Задания на выполнение

УмениеЗадания на описание
Задания на выполнение
История 1 (1 или 2 предметные области)Задания на ориентацию
Задания на описание

УУД, которые могут подлежать отслеживанию.
Этапы мониторинга метапредметных УУД.
Каждый тип диагностических заданий имеет свою направленность.
Первое задание истории (задание А) направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнения.
Второе задание истории (Б) направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия метапредметного способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на ориентацию.
Третье задание истории (В) направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задания на описание.
Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его описание.
Мониторинг проводится в три этапа:
Первый этап – планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим мониторинга.
Два варианта.
1) Выделение на проведение мониторинга специальных уроков. Их количество зависит от уровня учащихся класса.
2)В течение четырех недель учитель раз в день выделяет на своих уроках по 12 – 13 минут на выполнение заданий одной истории. Дробить задание одной истории ни в коем случае нельзя.
Второй этап – диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока. Важное замечание: процедура диагностики проведения учителем без ассистентов.
Третий этап – обработка и анализ результатов. Первичная обработка результатов осуществляется в специальных банках, которые представлены в рабочей тетради. Для каждого модуля заполняется отдельная таблица с первичными баллами.
После выполнения учащимися всех заданий итоговые баллы переносятся в сводные таблицы. Анализ результатов осуществляется как на основе индивидуальных листов первичной обработки результатов, так и на основе сводных таблиц.
Процедура проведения мониторинга.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля. Однако при некоторых обстоятельствах допустимо завершение мониторинга до середины мая.
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от выбранной схемы.
1.Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время вводной части и перед первой историей.
2.каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б, В выполняется полностью от начала до конца. Дробить историю на части и переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительно задание выполняется по желанию ребенка и не учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и желание, чтобы выполнить его.
4.Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу – при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневке), после урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.
5.На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схем проведения диагностического этапа мониторинга.
Схема №1.
Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного дня. Например, 5 апреля. На уроках русского языка и технологии дети выполняют задания на синтез, т.е. истории 5ч 1д. При такой схеме мониторинга (с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг каждой недели апреля).
Схема № 2.
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1 - 2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть любой). Всего проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной части).
Если учитель знает, что тот или иной ребенок не успевает работать в одном темпе со всем классом, то такому ученику нужно предложить остаться после уроков и пройти диагностику индивидуально или в малой группе. В этом случае необходимо снизить темп подачи материала и оказать ребенку помощь в понимании инструкции и работе с заданиями. Тот факт, что ребенок работал один или в малой группе в замедленном темпе, необходимо отразить в индивидуальном бланке. Если замедленный темп выполнения мониторинговых заданий у учащегося проявился вор время работы со всем классов, необходимо попросить ребенка приостановить работу, отметить задание, которое он считает выполненным, и предложить продолжить в другое время.
Если ребенок что-то перепутал или сбился в выполнении задания, можно предложить ему выполнить аналогичное задание из истории другого варианта в удобное время. Именно эти результаты вносятся в таблицу при условии, что ребенок выполнил все задания из одной истории самостоятельно.
Результаты мониторинга желательно получить в полном объеме не позднее 15 мая.
УДД – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дат педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, 21 века.

Учимся учиться и действовать. 3 класс. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Рабочая тетрадь в 2 ч. Меркулова Т.В. и др.

С.: 2014 - Ч.1. - 64с.; Ч.2 - 64с. + 102с.

Диагностическая тетрадь для 3 класса входит в состав УМК "Учимся учиться и действовать (1-4 классы)". Ее задания позволяют проводить изучение развития метапредметных универсальных действий у третьеклассников и на этой основе выстраивать педагогическую работу по достижению метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Для повышения мотивации учащихся и целостности восприятия материала задания в тетради объединены игровым сюжетом, с которым дети знакомятся в начале мониторинга. В тетради также представлены тексты, задания и дополнительные материалы для двух диагностических уроков. Рекомендации по проведению мониторинга размещены на сайте www.zankov.ru. В них подробно описана методика работы с каждым модулем, приведены варианты организации диагностики, даны конспекты

Рабочая тетрадь. Вариант I . (2014, 64с.)

Формат: pdf

Размер: 14,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Рабочая тетрадь. Вариант II . (2014, 64с.)

Формат: pdf

Размер: 15 ,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 529 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

УВАЖАЕМЫЙ УЧИТЕЛЬ!
Диагностическая тетрадь «Учимся учиться и действовать» для 3 класса предназначена для мониторинга метапредметных универсальных учебных действий в 3 классе. Она продолжает.линию аналогичных тетрадей для 1 и 2 классов. Тетрадь выпускается в двух вариантах, которые могут использоваться как самостоятельно, так и вместе.
В целом комплект диагностических тетрадей позволяет проводить систематическое изучение развития метапредметных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы и на этой основе выстраивать педагогическую работу по достижению метапредметных образовательных результатов в соответствии С ФГОС НОО. Всего в 3 классе диагностируется развитие 19 метапредметных УУД, из них 5 регулятивных, 10 познавательных и 4 коммуникативных.
Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала тетради все задания объединены игровым сюжетом: дети наблюдают за своими рассуждениями с помощью мыслескопа, который изобрел их новый друг - студент Рудольф Иванов.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
Вначале учащиеся вместе с учителем знакомятся с игровым сюжетом тетради и выполняют под руководством педагога тренировочные задания (рекомендации по проведению тренировочного блока см. в методических рекомендациях}. Далее учащиеся работаю! с заданиями каждого модуля самостоятельно.
Информация о назначении заданий модуля представлена только в методических рекомендациях.
Диагностические задания представлены в двух равноправных вариантах. Каждый вариант издан в виде отдельной тетради. Это позволяет повысить уровень самостоятельности учащихся при выполнении диагностики (сидящим рядом детям могут быть даны разные варианты), а также предоставляет возможность повторить диагностику сформированное!!! УУД в особых случаях (об этом подробно см. методические рекомендации). Сценарии диагностических уроков и методические материалы для учителя можно скачать на сайте www.zankov.ru. Все рабочие материалы для учащихся находятся в диагностических тетрадях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх