Мифы и правда о тренингах

Тренинг — это одна из форм группового обучения и передачи информации. Обучающий курс объединяет теорию и практическую отработку навыков. Чтобы создать эффективный тренинг, нужно придерживаться определенных правил. Иначе занятие не даст результата. В этой статье рассмотрим, как правильно провести тренинг и что стоит учесть при его создании.

Критерии успешного мероприятия

Разработку тренинга следует начинать с выбора тематики в той или иной отрасли. Это может быть сфера продвижения товаров, этики деловых отношений или укрепления здоровья по авторской методике. Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными и иметь крепкую семью. Поэтому темы развития бизнеса, оздоровления организма, личностного роста, развития управленческих умений, деловых и семейных отношений всегда актуальны.

Для каждой тематики характерно наличие ряда направлений. Например, в личностном росте: как правильно начать дело, продумать путь к успеху, выбрать бизнес-партнеров и так далее. Главное — разработать программу учебных занятий, которая может периодически меняться. В бизнесе трудно удержаться, если повторять один и тот же тренинг.

На успех тренинга также влияют следующие факторы:

  • новизна и оригинальность информации;
  • соответствие программы тематике мероприятия;
  • личный опыт тренера;
  • интересная подача материала.

Учебные занятия должны не только нести новую информацию, но и быть интересными. Замечательно, когда тренер показывает аудитории, как выполняется упражнение. Создатель тренингов — в первую очередь тот, кто отлично выступает на публике и умеет организовать дискуссии между участниками. И только потом это харизматичная и остроумная личность с чувством юмора.

Совет. Как провести тренинг новичку:

Опытный тренер может организовать новый тренинг на основе старой программы. А начинающему специалисту лучше создать оригинальный план мероприятия. Для этого нужно обозначить цель и задачи учебного занятия, и выстроить на их основе теоретическую и практическую части. Программа тренинга должна полностью соответствовать тематике.

Этапы проведения занятия

В отличие от лекций и семинаров тренинги позволяют не только запомнить информацию, но и получить навыки. На занятиях много времени уделяется практическим действиям — дискуссиям, ролевым играм, упражнениям. Но особое место на тренингах отводится учебной структуре, которая включает следующие этапы:

  • подготовку — прояснение результатов обучения и их оценка;
  • знакомство — начало работы учебной группы, выявление целей сотрудников организации и уровень их соответствия целям заказчика;
  • активизацию — введение участников в тему, ознакомление с содержанием учебного занятия;
  • проблематизацию — проведение ролевой игры, выявление истинных навыков работников компании;
  • обучение — работа по схеме «информация — обработка — действие»;
  • закрепление — предложение закрепляющих упражнений для осознания опыта;
  • обратную связь — предоставление результатов заказчику.

Важно соблюдать последовательность этапов. Это нужно, чтобы поддержать оптимальный уровень мотивации участников.

Как проводить тренинги по психологии

Чтобы правильно провести психологический тренинг, необходимо составить портрет участников. Следует учесть, что интересно ученикам, и какого эффекта они ждут от обучения. При проработке программы тренинга нужно ставить себя на место слушателя. Игры, упражнения и методы должны быть понятны всем.

Аренда залов для тренингов в СПБ

Все залы

Когда программа составлена, выбирается место проведения занятия. Если в помещении будет слишком душно и тесно или, наоборот, слишком много места, участники мероприятия не смогут сосредоточиться и настроиться на работу. Лучше всего тренинги проводить в просторных залах, где без проблем можно установить музыкальный проигрыватель, экран и другую аппаратуру. Это достаточно важные элементы интерьера залов для тренинга .

Тренер вырабатывает в группе доверительные отношения между участниками. Они должны обращаться друг к другу на «ты». Это уберет все личностные барьеры. В противном случае ученики будут стесняться друг друга и побоятся высказывать свое мнение.

После каждого задания участникам нужно делиться тем, какая задача для них оказалась проста, а какая вызвала затруднения. На тренинге должны даваться и стрессовые ситуации. Так человек переживет негативные эмоции и поймет: как действовать, если подобная ситуация возникнет в реальной жизни.

Как проводить тренинги по продажам

Тренинги по технике продаж чаще всего разрабатываются для продающих сотрудников. Но существуют программы и для руководителей. Грамотно управляет работой менеджеров тот начальник отдела сбыта, который четко понимает систему продаж.

Тренинги эффективных продаж учат:

  • установке контакта с клиентом;
  • грамотной презентации товара;
  • ведению переговоров о стоимости продукта;
  • выходу из конфликтных ситуаций и т. д.

Чтобы узнать, как проводить тренинги по продажам, не нужно читать «волшебные» книги. Достаточно присмотреться к реальному опыту реальных людей. Хороший тренинг продаж — это в первую очередь исследование. Тренер должен изучать отчеты, просматривать видеозаписи, прослушивать записи разговоров или даже воочию наблюдать за работой учеников.

Далее на основе наблюдений составляется основной сценарий, определяются принципы тренинга. Затем прописывается пошаговый алгоритм действий продавца, подбираются примеры из исследования. В результате у преподавателя есть этапы продаж, взятые не из книг, а из реальной жизни. Уже это позволяет провести учебное занятие даже слабому тренеру.

Насколько эффективно обучение?

Результативность тренинга зависит от правильности планирования, выбора целей и задач мероприятия. При проработке программы учитываются все уровни рабочего коллектива, которые станут участниками процесса. Как показывает практика, эффективность учебного занятия на 80% зависит от преподавателя. Ведь именно он подбирает подходящую форму обучения и мотивирует учеников на успех.

Тренер знает, как проводить тренинги с персоналом. Он понимает, насколько важно создать мотивацию и направить сотрудников фирмы на результат прохождения обучения. Если участники отнесутся к занятию как к празднику или как к наказанию, значит желаемый эффект не будет получен. Окончательная цель курса останется недостигнутой.

Задача тренинга — научить работников эффективно действовать на занятиях и после завершения обучения. Но зачастую люди, которые прошли курс личностного роста, теряют «форму». После окончания обучения их активность постепенно идет на спад. Без личной мотивации невозможно добиться высоких результатов, даже когда преподает опытный и умелый тренер.

Выводы

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Опытный специалист может доработать старую программу под требования современного рынка тренинговых услуг. А новичку лучше создать новый план под новую тематику. Это позволит выделиться на фоне конкурентов и завоевать целевую аудиторию.

Ключевые критерии успешного тренинга — новизна темы и упражнений, личность самого тренера. Самый лучший тренинг — это когда работает вся группа, а не только преподаватель. Чтобы оценить эффективность учебных занятий можно провести анкетирование персонала, опросить участников мероприятия.

Многие тренеры учатся не один год, но каждый раз говорят, что они еще не готовы провести свой тренинг самостоятельно. И это не вопрос их подготовки. Это вопрос их самооценки.

Скажем так, если тренер обучился уже на нескольких тренингах для тренеров, прошел дополнительные курсы фасилитации, например, и до сих пор самостоятельно не подготовил и не провели свой тренинг, то, скорее всего, он в принципе не готов быть тренером.

Основное качество тренера не его знания, хотя они, конечно, тоже нужны. Но они нарабатываются во время проведения тренингов. Опытные тренеры развиваются не во время обучения у других, а благодаря участникам своих тренингов. Если уметь управлять группой, добиваться от нее самостоятельной работы над материалом, то огромное количество знаний и опыта вы почерпнете в своих же тренингах.

Основное качество тренера – это удовольствие от общения с другими людьми и помощи им в получении знаний и опыта. Тренер не должен быть ходячей энциклопедией, для этого есть Интернет. Тренер должен уметь организовывать участников тренинга так, чтобы они обучались самостоятельно добывать нужные им знания и получать опыт. А тренер может структурировать то, что они сделали самостоятельно, и немного добавлять необходимых знаний по теме.

Для этого не нужно учиться долгие годы. Для этого нужно уметь анализировать и структурировать информацию. Замечать детали и уметь их обобщать. Этому вас не научат ни на одном тренинге для тренеров. Этому вы сможете научиться во время проведения собственных тренингов. Каждый следующий тренинг будет у вас получаться лучше предыдущего, если вы именно так будете подходить к его проведению.

Начинать тренинги также могут мешать шаблоны, в которые спихивают участников во время обучения на тренингах тренингов. Тренер начинает думать, как провести тренинг, а не как дать необходимые знания и навыки. Для него важнее, как проделать все правильно. Он перестает замечать реальных участников тренинга. Из-за этого тоже может быть тревога, мешающая начать работать. Кажется, что еще нужно тренироваться, чтобы идеально выполнять то, что якобы требуется от тренера – уметь красиво говорить, развлекать, правильно двигаться и т.п.

Как эффективно провести тренинг?

Отбросьте уже отжившие шаблоны, ведите тренинг так, как вам подсказывает ваш жизненный опыт и сами участники тренинга. Замечайте, что удалось хорошо, и усиливайте это. А также, что еще не очень получилось. В этом случае анализируйте и делайте выводы, почему это произошло.

Любой тренинг можно провести в сотни разных вариантов. И эти варианты зависят только от вас и от той группы, которая придет к вам. Нет такого понятия — как правильно провести тренинг. Есть творческий подход к тому, как лучше передать участникам необходимые знания и опыт, развить у них нужные навыки.

И когда вы перестанете брать всю ответственность за успех тренинга на себя, и начнете ее делить с участниками, вы перестанете тревожиться, что что-то может пойти не так.

Передайте участникам часть вопросов тренинга, на которые они самостоятельно могут найти ответы. Делите их на подгруппы и давайте творческие задания. Это поможет разнообразить ваш тренинг и вовлечь участников в создание нужного для них материала и отработку его.

Если вы представляете тренера, как того, кто постоянно вдохновляет, ораторствует, передает информацию, развлекает и наполняет знаниями, то у вас всегда будет запредельная тревога. Так как вы никогда не выполните это на 100% хорошо и кто-то из группы будет всегда недоволен. Вы же всю ответственность за то, чтобы они что-то не усвоили, всегда будете брать на себя.

Самый лучший тренинг – это когда работает группа, а не только тренер. И когда участники тренинга тоже несут ответственность за то, как они добывают и усваивают знания и навыки, за которыми пришли на тренинг.

Подумайте, как это сделать, и начинайте проводить свой первый тренинг.

А если и после этой статьи у вас осталась тревога и вопросы, пишите нам, приходите на онлайн-тренинги, где вы получите нетрадиционные советы по созданию и проведению тренингов.

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем - создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке тренинговых услуг. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Я предлагаю следующие критерии качественного тренинга личностного роста. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга а не тренеру. Критерии должны быть достаточно объективны.

Критерии качественного тренинга

1. Новизна темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность самого тренера

Я считаю, что главный интегральный критерий качественного тренинга - его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером. От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?

Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.

Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.

Определенный профессиональный и жизненный опыт.

Достаточно глубокие знания по теме тренинга.

Один из критериев удавшегося тренинга - эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников - как в положительную, так в отрицательную сторону.

Для меня, пожалуй, важный критерий успешности тренинга – это умение тренера давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:

Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?

Какие цели и задачи тренинга?

На какую аудиторию рассчитан тренинг?

Чем я отличаюсь от конкурентов?

Соответствуют упражнения информационным блокам?

Как сделать тренинг ярче, наглядней?

Какие еще есть варианты проведения тренинга?

Будет тренинг интересен аудитории и чем?

Насколько тренинг рентабелен?

Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.

Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?

Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.

Комбинация модулей из разных имеющихся программ

Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.

Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга

Какая информация особенно интересует участников тренингов - новая программа,

Какие модули тренинга пользуются особым успехом новая программа.

Что делать с бизнес–тренингами?

В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.

Модель Киркпатрика

1.Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)

2.Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.

3.Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.

Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.

Выводы

1. Нужно иметь четкие критерии оценки, чтобы разработать и проводить качественный тренинг личностного роста.

2. При разработке бизнес - тренинга мы должны иметь не только четкие критерии его оценки, но учитывать и другие общепринятые модели оценки тренинга, ориентированные на анализ изменения поведения участников тренинга в их непосредственной деятельности и экономических показателей эффективности.

Одной из самых перспективных вакансий на сегодняшний день можно считать вакансию бизнес-тренера и тренера личностного развития. Люди, способные проводить качественные и интересные тренинги, особенно востребованы на современном рынке труда.

И это совсем не удивительно, ведь тренер не только должен быть отлично осведомлен в теории и практике своей работы, но и обязан принимать всю ответственность за результаты деятельности своих учеников. Конечно же, в этом случае лица должны быть специально обучены.

Но мало кто знает, что при желании, например, представитель кадровой службы может самостоятельно овладеть навыками такой «профессии» и стать успешным лидером. Давайте же разберемся, как провести тренинг самостоятельно и какие при этом важно учитывать организационные моменты.

Тем, кто интересуется, как нужно проводить тренинги, важно понимать, что это такое. Стоит сказать, что тренинг – это в первую очередь обучающие мероприятия (психологическое определение термина произошло от английского словосочетания «to train», которое переводится как «тренировать» или «обучать»).

Они проводятся в нетипичном для прочих подобных занятий русле и потому помогают создавать оптимальную базу для быстрого усвоения и развития определенных знаний, навыков. Заметьте, что все, кто когда-либо участвовал в тренинге, запоминают не только само событие, но и всю информацию, которой их обучали в ходе мероприятия.

Начнем сначала: основные тезисы и секреты успеха

Учитывая высокую успешность и популярность тренингов, нужно знать, в чем кроется их секрет. А высокая продуктивность и эффективность тренингов полностью зависит сразу от нескольких составляющих:

  • Тщательно составленный план действий и сама программа.
  • Оригинальность и польза материала.
  • Актуальность и востребованность темы, свежесть идей.
  • Увлекательная и интересная подача информации.
  • Достижения и личный опыт инструктора.
  • Окружающая обстановка.

Если вы хотите, чтобы тренинг был успешным, обязательно создайте интригу. Подача информации должна быть цепляющей, увлекательной, интересной. Здесь ответственность полностью перекладывается на плечи тренера, ведь от его умения выступать перед публикой и от способности организовывать живые дискуссии с участниками мероприятия напрямую зависит успех всего предприятия.

Следует отметить, что качественным можно считать тренинг, программа проведения которого включает все описанные выше моменты. В частности, если вы задаетесь вопросом: «Я хочу провести тренинг – что мне для этого нужно?», — то в первую очередь вам следует заняться составлением плана действий.

Подготовка

Если вы интересуетесь, с чего и как правильно начинать подготовку к тренингу, то изначально продумайте основные цели предстоящего мероприятия. Какие задачи и идеи вам нужно воплотить через обучение? Взяв эти данные за основу, вам следует выстроить схему программы, разделяя тренинг на две части:

1. Теоретическая

2. Практическая.

Что касается тематики, то она должна быть принципиально новой либо же актуальной для слушателей. В этом случае на ваших занятиях будет настоящий аншлаг, что повысит популярность и востребованность вашего курса. Как показывает практика, в настоящее время пользуются спросом следующие несколько тем:

  • Бизнес (открытие и развитие собственного дела).
  • Личностный рост.
  • Развитие и совершенствование лидерских способностей, а также навыков управления.

Не менее популярными считаются тренинги по продажам, целью которых является увеличение продаж и выполнение планов. Подготовка к таким мероприятиям включает составление индивидуальной программы, адаптированной под конкретное предприятие (компанию, торговую точку и т.п.), что связано с наличием различных индивидуальных нюансов и особенностей фирмы.

Если вам предстоит провести психологический тренинг, то на подготовительном этапе нужно будет составлять программу, которая полностью соответствовала бы ожиданиям слушателей. И для того чтобы аудитория смогла получить ожидаемый эффект, инструктору следует обязательно считаться с потребностями участников. В случае, если материал будет подаваться широкой публике, то ориентироваться при составлении плана программы нужно будет на самую «сложную» категорию слушателей.

Если же ваша тематика совсем иная, то она обязательно должна быть интересной для широкой массы людей, а подавать ее надо настолько эффектно и одновременно доступно, чтобы каждый участник мероприятия наверняка запомнил все до мельчайших подробностей.

Организационные моменты

Что касается выбора помещения, то отдавать предпочтение нужно светлым и просторным комнатам с удобной мебелью. Обычно, когда человек чувствует себя комфортно, его деятельность очень плодотворна, он концентрируется именно на подаваемой ему информации, что повышает эффективность занятия.

Поэтому если вы решились организовать тренинг, вам нужно предварительно подобрать наиболее оптимальный вариант помещения. Можно договориться с заказчиком, чтобы он на время мероприятия предоставил вам отдельный кабинет. Либо же арендовать отдельное помещение, максимально соответствующее требованиям занятия, чтобы было место для слушателей, аппаратуры и прочей атрибутики.

Также, планируя проведение тренингов и семинаров, важно помнить о нуждах заказчика. Руководство, которое приглашает инструктора для обучения персонала, нуждается не в самом процессе «обновления знаний». Заказчик ждет конкретных результатов — реального продвижения бизнеса, роста показателей продаж продукции (услуг), улучшения качества обслуживания и т.п., которые вы можете ему обеспечить посредством проведения тренинга. Автор: Елена Суворова


Тренинги придуманы для того, чтобы люди получали пользу. Ну, конечно, ее рассчитывают получить и компании, которые тренинги заказывают. Но это уже вторичный эффект, так как если пользу не получат участники, то и компания не получит ничего.

Поэтому давайте поговорим о том, как получить максимальную пользу от тренинга.

ПЕРЕД ТРЕНИНГОМ

Подготовьтесь – поставьте цели

Во-первых, как только вы решили пойти на тренинг, вам нужно поставить перед собой цель. Это не так просто, как может показаться. Ведь настоящая цель должна быть конкретной и измеримой. Измерить результат тренинга можно двумя способами: эмоциональным и рациональным.

Рациональные цели

Рациональное измерение цели заключается в том, что вы говорите себе: “После тренинга я хочу уметь делать…» и перечисляете два-три умения, которые хотите получить. Нельзя ставить себе слишком много целей. Это помешает вам сосредоточиться.

Подходить к целям нужно внимательно, так как расплывчатое «умение», это все равно, что отсутствие цели. Например, если вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь продавать», то можете считать, что не поставили себе цель вовсе. Понятие «продажа» слишком расплывчатое и всеобъемлющее. А для того чтобы действительно научиться, нужно выделить то поведение, которое вы хотите изменить или улучшить. Например: «Хочу научиться использовать технику СПИН», «Хочу научиться понимать мотивацию других людей». Еще лучше направить прохождение тренинга на решение конкретной ситуации: «На тренинге получить инструменты, которые позволят договориться с клиентом Х», «После тренинга решить конфликт с сотрудником».

Следующий шаг рационального целеполагания заключается в том, чтобы определить поведение, которое вы хотите изменить или приобрести. Причем, такую цель вы можете себе поставить или скорректировать уже поставленную прямо во время тренинга. Например, в данный момент вы ведете переговоры с партнерами или беседы с сотрудниками интуитивно, спонтанно переключая темы и подбирая аргументы. Поставьте себе поведенческую задачу вести структурированный диалог. Тогда на тренинге вы сумеете подобрать себе инструмент, с помощью которого сможете вести себя по-новому. Главное, что нужно запомнить, для того чтобы добиться результата, что тренинг – это инструмент изменения поведения. Поэтому, после обучения, вы сможете четко понять, получили вы желаемое или нет.

Эмоциональные цели

Есть и другой вид целей. Эмоциональные. Эти цели не поддаются «оцифровке». Их можно конкретизировать только по имеющемуся опыту эмоциональных переживаний и ощущений. Наиболее показательный пример такой цели бывает на тренингах по ораторскому мастерству, куда люди приходят для того, чтобы «чувствовать себя спокойно перед аудиторией». В случае, если вы поставили себе эмоциональную цель, отследить результат иногда даже легче, чем при цели рациональной. Попав после тренинга в целевую ситуацию, вы сразу поймете, как вы себя чувствуете.

Еще один важный момент заключается в том, что цель нужно ставить только в отношении себя любимого. Если вы сформулируете цель так: «хочу, чтобы начальник изменил свое отношение ко мне», то будете ждать результатов не от себя, а от начальника. А он, скорее всего, об этом даже не подозревает. Правильной формулировкой будет «Хочу научиться изменить отношение начальника ко мне». В этом случае вы ставите цель в отношении себя и берете на себя ответственность за ее достижение.

Формулировка цели

И естественно, формулировка цели влияет на вашу собственную мотивацию. Просто сравните две формулировки: «Хочу научиться разговаривать по-английски, чтобы иметь возможность объясняться» и «Хочу выучить английский, чтобы расспросить моего знакомого Джона о его семье». Какая из этих целей будет действовать лучше?

Первый вариант расфокусирован и его практическая польза не воспринимается сознанием. Во второй формулировке есть конкретное действие, которое нужно выполнить в результате.

Так что, перед посещением тренинга и в самом его начале постарайтесь сформулировать цели максимально конкретно. Польза будет ощутимой.

НА ТРЕНИНГЕ

Теперь поговорим о том, как получить максимум пользы на самом тренинге.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

Задавайте вопросы;

Ведите себя естественно и не бойтесь сделать ошибку;

Выполняйте упражнения в удобном для вас темпе;

Фиксируйте все важные моменты и собственные идей и инсайты;

Перекладывайте теорию на собственный опыт;

Будьте готовы убеждаться;

Теперь подробнее.

Вопросы

Не стесняйтесь задавать вопросы. Даже если они кажутся вам глупыми. Глупых вопросов не бывает. Они бывают недоформулированными, расплывчатыми и т.п. Но никогда не бывают глупыми. А раз так, то любой вопрос имеет право на существование.

Кстати, достаточно часто бывает ситуация, когда кто-то из группы решается задать вопрос, который мучает половину аудитории. Это хорошо заметно по благодарным взглядам в его сторону других участников тренинга.

Конечно, старайтесь формулировать вопросы как можно конкретнее. Однако, если у вас не получается задать вопрос сразу, то приведите пример и попросите тренера помочь вам сформулировать вопрос. Вменяемый тренер никогда в этом не откажет.

Если у вас есть вопрос, который вы не хотите выносить на общее обсуждение, подходите к тренеру в перерывах. Перерывы – они для участников, чтобы была возможность немного проветрить мозг. Для тренера же перерыв – это точно такое же рабочее время, в которое он выполняет свое предназначение – нести мудрое и вечное, а значит и отвечать на вопросы.

Естественное поведение

Часто во время упражнений, участники ведут себя как на театральной сцене: используют обороты, которые никогда бы не прозвучали в обычной жизни, говорят с интонациями, которые до сих пор от них никто не слышал и т.п. Как ни грустно, но такое поведение сразу отбирает 50 процентов эффективности тренинга, так как в реальную жизнь вы заберете с собой не естественно изменившееся поведение, а театральную модель, которая пропадает через два-три дня после обучения.

Например, на управленческих тренингах руководители во время упражнения «беседа с сотрудником» иногда закатывают длинную тираду: «Уважаемый Василий Иванович, вы выполнили очень большую работу и весь коллектив, и я лично гордимся вами в этот ответственный для нашей компании момент…» и так далее. Когда же я спрашиваю, как они общаются сотрудниками на самом деле, то оказывается, что в реальности это звучит так: «Вась, предыдущий отчет сделал отлично, а в текущем поправь третью строку, там что-то не сходится». Разница ощутимая.

И поскольку тренинги нужны для того, чтобы менять реальные поведенческие модели, то и работать на нем нужно, с настоящим, естественным, поведением. И соответственно, создавать реальные поведенческие модели, которые вы сможете использовать в жизни и работе.

Для каждого упражнения свой темп

Упражнения, которые предлагаются участникам тренинга, условно можно разделить на три категории, в каждой из которых важен темп их выполнения:

- Упражнения, демонстрирующие участникам их недостаточную компетентность или недостаточное использование собственного потенциала. То есть, дающие возможность сделать наиболее распространенные ошибки, которые не дают добиться результата. На выполнение таких упражнений, как правило, дается строго определенное время. Делать их стоит в том темпе, который задает тренер. Иначе вы лишите себя удовольствия осознать собственные неправильные модели поведения.

- Упражнения, направленные на осознание участниками предложенных теоретических моделей. Они помогают понять пользу инструментов, предлагаемых в рамках тренинга. Темп выполнения задается тренером. При этом, на вопросы участников должно быть отведено столько времени, сколько требуется чтобы 70% группы получило полное понимание концепций. Если вы не успели получить такое понимание в отведенное время, а это может случиться по разным причинам: от невнимательности до попытки слишком глубоко «вжиться» в материал, то не стесняйтесь подойти к тренеру в перерыве.

- Упражнения для выработки успешных моделей поведения.

Эти упражнения создаются специально для того, чтобы вы научились. Научились делать то, что у других получается хорошо и что может хорошо получиться у вас. Поэтому, такие упражнения нужно делать в том темпе, который вам удобен.

Одна из ошибок, которую делают участники тренинга, заключается в том, что они пытаются сделать все и сразу. Конечно, собственную гениальность и адаптивность надо продемонстрировать. Но не во время обучения. Тренинг – это специальная среда, в которой положено делать ошибки, чтобы их можно было исправить. И место – где можно и нужно учиться. Поэтому, если вы делаете, например, коммуникативное упражнение, то делайте его в том темпе, который позволит подбирать правильные слова. Не спешите. Делайте паузы на обдумывание. Если тренер вас подгоняет, то просто попросите его быть несколько лояльнее и дать вам как следует освоить предложенные модели поведения. Хотя, хороший тренер не будет вам мешать.

Фиксация промежуточных результатов

Вполне возможно, что вам легче размышлять рисуя в тетради чертиков и цветочки. Однако, на тренинге такой способ обучения вреден. Так как в процессе тренинга для эффективного освоения инструментов нужно пересмотреть некоторые свои стереотипы, то лучше направить усилия на ведение записей. Причем, фиксировать стоит все, что приходит в голову по теме тренинга. Не только информацию, которую вы боитесь забыть, но и собственные выводы.

Зачастую нас меняет не большое количество инструментов, а один единственный вывод, который делает их применение легким и приятным. А если этот вывод не будет зафиксирован, то он может быть забыт из-за обилия разных мыслей и теоретических концепций.

Использование собственного опыта

Иногда бывает так, что информация, предлагаемая тренером, «пролетает» мимо участника тренинга по той причине, что не находит подтверждения в собственном опыте человека. Хотя, на самом деле, мы обладаем опытом, который необходим для освоения почти любых поведенческих инструментов. Важно его правильно определить. Возможно, вы не сталкивались с описываемыми ситуациями на работе. Но вполне могли сталкиваться с ними в семье, компании друзей или еще где-нибудь. Проанализируйте.

Такой анализ поможет вам найти пользу в применении инструментов. А значит, значительно облегчит их освоение и даст возможность задать осмысленные вопросы тренеру.

Готовность убеждаться

Еще собираясь на тренинг, примите для себя решение, хотите ли вы освоить новые инструменты или отстоять свою позицию. Если первое, то будьте готовы убеждаться. В первую очередь в том, что не все люди думают так, как это делаете вы. В том, что можно найти пользу там, где вы ее раньше не видели.

Но и не стоит принимать исключительно на веру все, что говорит тренер. Требуйте аргументов. Требуйте логики и примеров.

Кстати

Иногда участники корпоративных тренингов в крупных компаниях относятся к ним, как к неприятной обязаловке или как к поводу пару дней отдохнуть от рутины. В результате компания не получает нужных результатов, а люди разочаровываются в краткосрочном обучении. Конечно, хороший тренер сможет убедить почти всех в пользе обучения. Но на это уйдут дополнительные силы тренера и, что самое главное, время тренинга. То самое время, в течение которого вы можете научиться многим полезным вещам. Поэтому, я рекомендую вам перед корпоративным тренингом узнать рейтинг тренера и примерную стоимость его дня. И представить, что эти деньги вы заплатили из собственного кармана. Это поможет вам напрячься в достаточной степени, чтобы извлечь максимальную пользу.

ПОСЛЕ ТРЕНИНГА

Конечно, тренинг заканчивается тогда, когда он заканчивается. А вот количество пользы, которую вы можете извлечь из него, далеко не ограничивается теми знаниями, которые вы успели освоить за несколько дней обучения. Чтобы извлечь максимальное ее количество, нужно помнить несколько простых принципов.

Во-первых, после тренинга вы уносите с собой только то, что вас больше всего зацепило. А это значит, что реально вы освоите два-три важных инструмента.

Во-вторых, то что вас больше всего задело эмоционально, совсем не обязательно было самым важным из того, что преподавалось.

В-третьих, если вы не вернетесь к материалам тренинга в течение месяца-полутора после его прохождения, то скорее всего, не вернетесь к ним уже никогда.

Какие-то выводы, сделанные на тренинге, не подтвердятся вашими наблюдениями, какие-то, наоборот, станут очевидной истиной. А поскольку воспоминания будут еще живы в памяти, то вы сможете переключить свое внимание на те инструменты, которые непосредственно на тренинге не показались вам критически важными, но на самом деле, могут принести большую практическую пользу.

Эти советы подсказаны многолетним опытом как проведения тренингов, так и участия в них. Так что, используйте и получайте от тренинга максимальную пользу и удовольствие.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх