На какие вопросы отвечает слова названия действий. Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Дифференцированная работа по выбору

Цель:

  • ознакомить учащегося со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
  • развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
  • воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент (Психологический момент)

С какой целью вы пришли на урок русского языка? (Какой цели вы хотите достичь?)

II. Минутка чистописания.

Чем похожи слова?

(У всех слов разделительный Ь, все обозначают предмет, т.е. имена существительные)

Чем различны слова?

(1-е слово начинается с буквы “л”, остальные с буквы “в”, слова “листья, вьюга, веселье” отвечают на вопрос “что?”, а слово “воробьи” на вопрос “кто?”, в этом слове встретилось сочетание “оро”)

Определите порядок написания букв в цепочке.

III. Повторение о словах, обозначающих предметы.

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

1) А теперь задание на внимание.

Запишите имена существительные: мальчики, отвечающие на вопрос “Что?”, девочки - на вопрос “Кто?”

(Учитель диктует слова, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь)

Садовник, одежда, сорочка, суббота, Иван, дуб,моряк.

2) Проверка выполненной работы с комментированием орфограмм.

Кто из мальчиков написал все слова, отвечающие на вопрос “Что?”

Кто допустил ошибку?

(Аналогично у девочек)

Как называются эти слова, которые вы сейчас написали?

IV. Сообщение темы и цели урока. (Табличка “!”, обозначает “Внимание”, вывешивается на доске)

Наш урок – это урок эврика. Что означает это слово?

Сегодня на уроке вы сделаете открытие о словах, которые могут обозначать не только предметы. Эти слова, как и имена существительные, тоже играют важную роль в нашей речи. Я буду учить вас распознавать эти слова по вопросу и значению, а вы постараетесь этому научиться.

V. Работа над новым материалом.

(На доске картинки с изображением собаки, машины, телефона )

– Назовите предметы, изображенные на картинках и выполняемые ими возможные действия

Слова, обозначающие предметы, запишем в 1 столбик, а слова, обозначающие выполняемые ими действия, во 2-ой.

На доске и в тетради получается запись: (один ученик у доски)

На какой вопрос отвечают слова в 1-м столбике?

Во 2-м столбике?

(Над словами 1-ого столбика вывешивается табличка с вопросами “Кто?

Что?”. Над словами 2-ого столбика -“Что делает?”).

Постановка вопроса к картинкам, где девочка выполняет разные действия и мальчик.

Поставьте вопрос к словам, которые обозначают действия девочки, мальчика.

(Девочка “Что делает?”, прыгает, играет, плавает, катается).

(Мальчик “Что делает?”, бежит, боксирует, едет).

Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос “Что делает?”

Кто попробует сделать вывод о словах, которые отвечают на вопрос “что делает?”

Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопрос “что делает? что сделает? что будет делать? что делал?”

Ребята, эти слова называются глаголами. Глагол – это часть речи. Глаголы подчеркиваются двумя чертами. (Вывешивается таблица о глаголе).

Какое открытие вы сделали, ребята? (На таблице отмечается цифрами 1)обозначает действие предмета; 2) часть речи)

А сейчас вы сделаете 3 открытие: каким членом предложения является глагол? Для этого запишите предложение. (один ученик у доски).

МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ.

Выделите грамматическую основу предложения. Какой частью речи выражено сказуемое, если отвечает на вопрос “что делает?”

Так каким членом предложения является глагол? (3 открытие приписывается к табличке о глаголе “В предложении является сказуемым”).

VI. Физминутка.

У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к оленю он стучит
Тук-тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай!
Свою лапку мне давай!

VII. Продолжение работы. Чтение правила по учебнику. (стр. 131)

VIII. Работа по карточкам двух уровней.

Оцените свои способности и выберите карточку: 1-ый уровень – менее сложный. 2-ой уровень – более сложный. На выполнение 3-4 минуты. Затем карточки сдайте. (На столе у каждого ученика карточки с обозначением 1-го ур. и 2-го. Или изготовить их разного цвета.)

IX. Работа по учебнику.

Упражнение 251 (по вариантам) с последующей проверкой.

Задание:

  • I в. – 1-е четверостишие
  • II в. – 2-е четверостишие

(Учитель в это время проверяет карточки).

X. Закрепление учебного материала.

1. Работа по развитию речи.

Подберите глаголы, противоположные по смыслу. Например: смеется – плачет . (Устно)

Бежит, кричит, поднимает, теряет, грустит, болеет, оденет, намокнет, строит, встает, трудится, рассыпает.

(Поощрение самых активных учащихся).

2. “Забавная история”.

Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”

Забавная история

- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”

Здесь нет глагола.

Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.

XI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”

Как они называются?

Что такое глагол?

Каким членом предложения является глагол?

1. Объявление оценок за работу по карточке и за работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

C. 131, правило, составить, выбрав рисунок, 2-3 предложения, подчеркнуть глаголы.

Карточки

I уровень

В данных предложениях подчеркни глаголы двумя чертами

  • Мама купает малыша.
  • Стрекозы охотятся на комаров.
  • Звонко журчит ручей.
  • Снег лежит на крышах домов.

II уровень

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их двумя чертами

Забавный зверёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом белка зарывает шишки в укромные места. Она делает запасы на зиму. Почуяв опасность, белка с быстротой молнии взлетает на дерево.

Цели: -учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

Учить детей графически изображать слова, обозначающие предмет и действия предметов;

Развитие мелкой моторики рук

Ход занятия.

1.Орг.момент.

"Скрытый смысл" -дидактическая игра.

2.Работа со словами.

Кто это? Что делает?(вопросы к картинкам)

Девочка сидит.-

Мальчик спит.

Мальчик думает.

Дети сажают деревья.

Мальчик играет.

Девочка прядёт.

Что обозначает первое слово?(слово-предмет)

Что обозначает второе слово?(слово-действие)

*Назовите предмет по его действию.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Мычит...., хрюкает..., мяукает.., лает..., ржёт.., кудахчет.., шипит.., чирикает..., кукует.., квакает.., рычит.., курлыкает...

*Кто как передвигается?

корова.., белка.., заяц.., змея.., человек.., лягушка.

*"Едет, плавает, летает, ползает"-дид.игр.

Кто это? Что это?

Что делает?

Назовите слова-предметы, назовите слова-действия.

3.Развитие слухового внимания и памяти.

*Назовите слова-предметы. Назовите слова-действия.

свистит, соловей, крутит. идёт. ручка, сумка, несёт, лодка

*Послушайте слова, догадайтесь, какое слово сюда не подходят. Почему?

пишет, звенит, смеётся, соловей

кружится, лампа, поёт, говорит

коза, плавает, гудит, копает

растёт, качает, муха, ищет

слон, поёт, кошка, корова

диван, стол, стакан, висит

плачет, ручка. доска, цветок

тигр, птица, читает, лягушка

4.Графический диктант.

*в тетрадях - ; =

шуба, светит, чашка - = -

стучит, дом, говорит, сапоги = - = -

яблоко, куст, рисует, курица, звенит - - = - =

стол, поливает, собака, рычит, бегает - = - = =

ветка, ходит, окно, смотрит, школа, пишет - = - = - =

*Фишечный диктант

Ночь наступила.

Лето прошло.

Приближается осень.

Листья опали.

Цветы отцвели.

Идёт дождь.

Светит солнце.

Летят самолёты.

5.Что можно? -дид.игр.

-Что можно выдернуть?(морковь. репу, зуб, вилку из розетки)

-Что можно срезать?(салат, ногти, дорогу)

-Что можно убрать? (урожай, в комнате, вещи на место)

-Что можно чистить? (картошку, одежду, посуду, дорогу)

-Что можно высушить? (укроп, грибы, бельё, волосы)

-Что делает мама на даче?(сажает, полет, поливает)

-Что мама будет делать с созревшими помидорами?(собирать, консервировать)

-Что можно делать с огурцами?(посолить, положить в салат, замариновать)

-Как убирают разные овощи? (выдёргивают, срезают, копают, срывают)

-Что собака делает? (лает, сторожит, охраняет, грызёт, ласкается, дружит, лижет)

-Что делает кошка? (царапается, лакает, мурлыкала, жмурилась, лизала, бегала, резвилась)

-Что делают с молоком? (охлаждают, процеживают, кипятят, пьют, квасят, разливают, наливают)

-Что будем делать с лошадью? (запрягать, распрягать, поить, кормить, объезжать)

-Что делает хозяин со своими животными? (накормит, напоит, позаботится, приласкает)

6.Какое слово не подходит?

*Собака: лает, пасёт, рычит, охраняет

*корова: мычит, бодается, пасётся, кусается

*лошадь: скачет, несётся, хрюкает, лягается

7.Бывает-не бывает

Корова съела мышку. Корове дали сена. Волк убежал от овцы. Баран погнался за волком. Верблюд запрягся в сани. Лошадь питается колючками. Верблюд шагает по пустыне. Лошадь ест овёс.

8.Развитие образного мышления.

Что-нибудь общего у этих предметов.

лошадь и верблюд - на них можно перевозить груз

корова и коза- они дают молоко

коза, кролик и як- покрыты пушистой шерстью, которую люди используют для изготовления одежды

собака и замок - не пускает в дом чужих людей

табурет и лошадь - на них можно сидеть

кошка и табурет - они имеют 4 ножки

Чем они отличаются?

9.Рефлексия.

Тема: Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действие предмета.

Цели: -закрепить умение различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

Закрепить умение графически изображать слова, обозначающие предмет и действия предметов;

Учить выделять слова из простого нераспространённого предложения;

Учить правильно ставить вопросы к словам-предметам и словам -действиям;

Развивать слуховое внимание и память

Развитие мелкой моторики рук

Обогащение и расширение словарного запаса

Оборудование: серии сюжетных картин, предметные картинки.

Ход занятия.

1. Что здесь нарисовано?

2. Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

*Работа с карточками-символами.

дождь, говорит, льёт, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, греет, приближается. умывается

*У нас порядок - дид. игра

Дети называют слова-предметы, ставят к ним вопрос.

Назвать действия девочки одним словам.

Поднять картинку-действие при прочтении соответствующего стихотворения.

*Лото "Все работы хороши "

Логопед называет профессию, у детей картинки-предметы.

Найдите те предметы, которые подходят.

Что может делать повар?(назвать слова-действия)

3. физ. мин.

4. Выделение слов из предложений.

К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.

Рыба плавает. Рыболов ловит.

Солнце светит. Чашка стоит.

Ветер свищет. Галка прилетела.

Кот спит. Ножницы режут.

Мама читает. Троллейбус остановился.

Мышки играют. Кувшин упал.

Бабушка вяжет. Земляника поспела.

Плавают рыбки. Бабушка заболела.

Скульптор лепит. Перемена продолжается.

5. Можно - нельзя.

-Можно ли доить собаку?

-Можно ли ездить на свинье?

-Можно ли запрячь собаку?

-Можно ли стричь овцу?

-Можно ли прокатиться на лошади?

-Можно ли доить корову?

-Можно ли держать в доме кошку?

-Можно ли держать в доме козу?

6. Какое слово не подходит?

Гуси ходят - гуськом, неспешно, вперевалочку

Утки ходят - вперевалочку, медленно, тоненько

7. Подбор слов.

К словам, отвечающим на вопрос Кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

девочка медведь

мальчик синица

лиса попугай

белка портниха

солнце снег

машина самолёт

ветер дождь

транспорт трактор

8. Бывает -не бывает.

Курица полетела в тёплые края.

Курица снесла яйцо.

Петух нырнул в речку.

Цыплёнок взлетел на забор.

Петух нашёл зёрнышко.

Утка громко закукарекала.

На пруду громко кудахтали гуси.

Петух распустил хвост веером.

Индейка высиживает индюшат.

Утёнок болбочет (индюк).

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы ;
  • учить выделять данные слова в речи.

Ход урока

1. Организационный момент

Уч-ль. Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.

2. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока

На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.

Справка: решит, прочитал, думает

Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйтезаданиекупражнению.

Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.

Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.

(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно. )

Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.

Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает ? что делал? что сделает ? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная темаурока.)

Уч-ль. Определим цель урока.

На доске опорная запись:

  • познакомиться со … , обозначающими … … и отвечающими на …? …? …?;
  • учиться выделять данные … в … и … речи.

Уч-ки. Цель урока - познакомиться со словами, обозначающими действия предмета и отвечающими на вопросы что делает? что делал? что сделает? и учиться выделять данные слова в устной и письменной речи.

3. Минутка чистописания

Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.

Уч-к. В словах прочитал , думает и решит имеется строчная буква т . Её будем писать в узоре чистописания.

Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т. (На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т .) Каждый теперь сам составит свой узор.

Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)

4. Изучение нового материала

Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.

Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].

Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.

(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)

Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.

(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)

Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.

Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.

Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?

Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО .

(УМК « Планета Знаний», Т.М.Андрианова «Русский язык» 1класс)

5. Словарная работа

На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ

Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?

Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать . Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать ?, значит, подходит к теме нашего урока.

Уч-ль. Сделаем фонетический разбор этого слова.

(Составляем коллективно, учитель записывает на доске транскрипцию слова РИСОВАТЬ - [ р,и с а в а/ т,] - 8б.,7зв.

и заполняем звуковую схему слова:

)

Уч-ль. Составим предложение с новым словарным словом по схеме на доске:

|____ |____ ____ ____ ____ .

(Например: Девочка Марина рисует красками пейзаж .)

Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала ?

Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.

6. Физминутка

Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:

  • шагаем – стоим;
  • руки поднимаем – опускаем;
  • приседаем – тянемся вверх;
  • смеёмся – плачем;
  • кричим – молчим;
  • стоим – садимся.

7. Первичное закрепление нового материала

Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т.е. являются АНТОНИМАМИ .

Уч-ль. Назовите антонимы к словам: болеть, спать .

Уч-к. Антоним к слову болеть - здравствовать , а к слову спать – бодрствовать . (На доске вывешивается карточка с данными словами:

болеть – здравствовать
спать – бодрствовать )

Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)

Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ , т.е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать .

(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:

болеть - хворать
спать – клевать носом )

Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.

(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом. )

Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ . Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебникена странице 73 найдём упражнение 4.

(Витать в облаках - … .

Держать язык за зубами - … .

Зарубить на носу - … .)

Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.

Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:

витать в облаках, т.е. мечтать;

держать язык за зубами – молчать;

зарубить на носу – значит, запомнить .

Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.

(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)

8. Закрепление нового материала

На доске: Ветер воет.

Гром грохочет.

Птицы примолкли.

Солнце спряталось.

Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.

Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:

Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.

Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.

(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)

Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.

Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась , которые соответствуют теме нашего урока.

Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.

Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)

Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».

Уч-к. В слове «прЯмой» безударная гласная Я, которую можно проверить словом «прЯмо». Значит, в тексте я должен найти слова, обозначающие действия предметов, в которых имеется проверяемая безударная гласная: грОхочет - грохот, нАчАлась – начало, начали.

9. Итог урока

Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?(Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)

Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)

10. Домашнее задание

Уч-ль. Запишите домашнее задание: выучить правило; выполнить упражнение 3 на странице 72.

11. Рефлексия

  • если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;
  • если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте;
  • если вам было скучно – топайте ногами.

Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.

Уч-ль. Спасибо, дети, за урок!

Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят,сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем

задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.).

Л о г о п е д. Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ч т о д е л а е т? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действие?

(Что делает?) Можно предложить ученикам ряд вопросов: Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.

IV. Графическое изображение слов , обозначающих действие предмета. Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми чертами. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически. Вопросы учащимся: Как вы изображали слова-действия? Какие слова будем изображать двумя чертами?

Работа с карточками.

Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.

П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь слов, н а з ываемых л о г о п е д о м: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист.

V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти.

Логопед предлагает детям назвать только те слова, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра. Затем спрашивает: Что обозначают эти

слова? На какой вопрос они отвечают?

VI. Итог занятия.

Л о г о п е д. Что узнали нового на занятии? Чему научились?

Занятие 4

Тема. Слово.

Ц е л ь. Закрепление темы «Слова, обозначающие действия». Развитие слухового внимания и памяти.

О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы в действии.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии.

II. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашивает: что обозначаютэти слова? Затем дети рассматривают поочередно картинки,выставленные на доске, и отвечают на вопрос ч т о д е л а е т? одним словом. Например, бежит, сидит и т. д.

Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается - ..., мчится

- ..., беспокоится - . . . .

Сказать, какие действия могут производить портниха... (шить, метать, подшивать); повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать); столяр..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать,

фуговать); уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. Чему научились на занятии?

Занятие 5

Тема. Слово.

Ц е л ь. Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Развивать слуховое внимание и память.

О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

Х о д з а н я т и я.


Похожая информация:

  1. CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ. 1. Под действием ультрафиолетовых лучей кожа европейцев приобретаем коричневый цвет


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх