Народ осетины. Осетины

Осетия - единственная православная республика на Северном Кавказе. Осетины были крещены раньше Руси и сохранили свою веру, несмотря на монгольское пленение, мусульманское окружение и советский государственный атеизм. Правда, несмотря на традиционное Православие, советская историография считала осетин язычниками. Действительно, они до сих пор посещают святилищадзуары и режут в горах жертвенных барашков. Как сочетается это с Православием, разбирался наш корреспондент.

Базилика Георгия Кавтисского, Х век, Цхинвал. Один из древнейших храмов Южной Осетии. Богослужения здесь бывают очень редко. Зайти в храм просто: дверь закрывается на проволочный крючок

Потомки аланов

Владикавказ - столица Северной Осетии - расположен у самого подножья Большого Кавказского хребта, в хорошую погоду из центра города, прямо с набережной Терека хорошо видны его белые вершины. За снежными перевалами - Грузия. Восточнее Владикавказа, неподалеку от городской черты - граница с Ингушетией и Пригородный район, зона знаменитого осетино-ингушского конфликта. В начале 1990-х здесь чуть не вспыхнула полномасштабная гражданская война. Немного на север - печально известный Беслан.

Подавляющее большинство осетин - православные христиане, но православная традиция здесь удивительным образом переплетается с традициями национальными. Так, осетины чтят святого Георгия Победоносца (Уастарджи), чей образ в народном сознании сочетает в себе черты православного мученика и легендарного божества из языческого пантеона. Если двигаться из города на запад, на пути к Алагирскому ущелью по правую руку от дороги будет небольшая роща и крытый павильон, издалека похожий на автобусную остановку. В центре павильона красочное панно - седовласый старец парит верхом на крылатом коне. Это и есть Уастарджи. Роща за павильоном - священное место, здесь, по легенде, святой Георгий явился легендарному воину Хетагу, сыну кабардинского князя, отказавшемуся принимать ислам.

Современные считаются потомками древних аланов - ираноязычного народа, произошедшего от кочевых племен скифов и сарматов, населявших когда-то обширные территории от прикаспийских степей до Крымского полуострова. Книжные прилавки Владикавказа пестрят монографиями по иранистике, пересказами гимнов Авесты в сравнении с народным эпосом осетин, в местные вузы на стажировки приезжают зарубежные студенты-лингвисты, изучающие иранские языки. Когда-то средневековая Алания была крупнейшим христианским государством Северного Кавказа, а ее территория простиралась от современной Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии на западе до современных Чечни и Ингушетии на востоке. В балкарском селении Архыз до сих пор сохранились величественные осетинские храмы, построенные аланами в византийском стиле. Здесь находилась столица Аланской епархии, а возможно, и аланского государства. Считается, что аланский народ был крещен одновременно с грузинами, по преданию это произошло уже в I веке трудами святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Канонита. Историки не берутся опровергнуть или подтвердить это, но предпочитают говорить об осетинском Православии только с середины X века, когда у региона налаживаются прочные связи с Византией. К XII веку аланы формируют национальную христианскую традицию, сопоставимую с русской.

Цхинвал, центр города. Значительная часть столицы Южной Осетии - частный сектор, одноэтажные, реже двухэтажные домики. Местами пейзажи почти сельские

В начале XIII века Алания гибнет под ударами монгольских орд, а выжившие аланы уходят высоко в горы. Аланская епархия хотя и продолжала существовать, но к концу XIV века, попав в изоляцию и оставшись без епископа, оказалась лишена собственного духовенства. Ее христианская культура адаптировалась к новым условиям и приобрела черты «народного Православия».

Древние православные храмы, которыми и теперь богата осетинская земля, превратились в святилища-дзуары. Хранители этих мест, миряне-дзуарлаги, со временем приняли на себя функции отправителей «мирянского» богослужения. Скорее всего, большинство из них были выходцами из священнических семей, но после исчезновения Аланской епархии священников рукополагать стало некому, и дети переняли эстафету у собственных родителей как могли. Со временем они превратились в некоторое подобие жрецов.

Горное село Нузал, Северная Осетия. Здесь в старинной часовне XIV века, как считают многие ученые, похоронен последний аланский царь и легендарный воин Ос-Багатар. В конце XIII века осетины во главе с царевичем Багатаром захватили грузинский город-крепость Гори с прилегающими землями. Позже тут будет основан Цхинвал. Около 1306 года Багатар погиб, вместе с ним погибло и аланское государство

Впрочем, последние дзуарлаги исчезли достаточно давно; с начала XIX века многим храмам, простоявшим в руинах четыреста лет, возвращаются их первоначальные функции усилиями отчасти грузинских, но в первую очередь русских миссионеров.

Старец всея Осетии

Вдоль речки Ардон, почти до Рокского туннеля, который связывает Южную Осетию с Северной, тянется Алагирское ущелье. На самом въезде в него расположен единственный в Северной Осетии женский монастырь. Вместе с настоятельницей, матушкой Ноной, тут проживают 15 монахинь.

За невысоким забором - опрятные корпуса. Монастырский храм, построенный в 2006-м и освященный в честь преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, расписан фресками в византийском стиле. Многие надписи дублируются на осетинском. С элементами осетинского здесь уже не первый год служат и литургию. В руках настоятельницы молитвослов - тоже на осетинском, перевод издан усилиями сестер обители. Между храмом и центральным монастырским корпусом - небольшая гостиница для паломников, вокруг - цветы на идеально постриженных газонах. Еще десять лет назад тут были пустырь и руины, оставшиеся от пионерского лагеря.

«Какие же мы язычники? Все наши традиции пронизаны христианством, - разъясняет мне настоятельница. - Например, пирог за столом первым принимает отец семейства, сидящий посередине, потом самый младший - сидящий ровно напротив отца, потом средние члены семьи, по левую и правую руку от старейшины. Что получается если эту схему нарисовать? Крест!» Игуменья Нона (Багаева) по светской профессии журналист-телевизионщик, окончила в Москве Институт повышения квалификации для сотрудников региональных телерадиокомпаний, защитила диссертацию. К вере пришла случайно. Приехала в Курскую область делать репортаж о насельнике Рыльского монастыря - известном по всей России и популярном среди осетинской диаспоры старце архимандрите Ипполите (Халине) и в итоге осталась трудницей при курском монастыре. Несколько лет прожила в обители, потом около года собирала пожертвования на монастырь, стоя в Москве у метро, - таким стал для молодой послушницы монашеский искус, назначенный старцем. «Сначала было страшно. Милиция часто забирала, все-таки кавказская прописка, да и сама роптала: что я тут делаю, кандидат наук? Но послушание превыше всего. Познакомились со всеми местными бомжиками, помогали им как могли, подкармливали», - вспоминает матушка. Пройдя московскую школу послушания, она вернулась в Курскую область и вскоре отправилась на родину монахиней - устраивать первую в республике женскую обитель. Идея создать женский монастырь в Осетии также принадлежала старцу Ипполиту. Он и благословил будущую настоятельницу на предстоящие труды.

Перед ритуальной трапезой три осетинских пирога обносят вокруг храма «крестным ходом». Обводят вокруг храма и жертвенного барана

Монастырь открыли в 2004-м. Интеллигентная матушка оказалась отличным организатором. Почти одновременно с монастырем рядом с обителью вырос монастырский детский реабилитационный центр, построенный при помощи осетинских меценатов и при поддержке Зарубежной Церкви. Здесь проходят реабилитацию ребята из Беслана, дети из Южной Осетии, пережившие штурм Цхинвала. С ними работают педагоги и психологи. Интересно, что духовные чада курского старца основали и второй осетинский монастырь - мужской. Расположен он в соседнем ущелье, Куратинском.

У вас свечи, у нас - бараны

Междуречье Большой, Малой Лиахвы и реки Ксан на южных склонах Кавказского хребта - это так называемая Южная Осетия, республика, на правах автономной области в начале двадцатых годов вошедшая в состав Грузии и трагически попытавшаяся отделиться в конце XX века. Этнический конфликт между грузинами и осетинами здесь вспыхнул настоящей войной в 1991-м, а закончился только недавно провалом грузинского блицкрига и введением российских войск.

В столице Южной Осетии Цхинвале спустя более чем три года после окончания конфликта боевых разрушений почти не осталось. С ближайших высот видны невооруженным взглядом масштабы послевоенного строительства: все новые крыши выкрашены в кирпичнокрасный цвет, и в центре таких крыш большинство.

В самом Цхинвале кроме кафедрального собора в честь Пресвятой Богородицы есть еще несколько православных храмов, но большинство из них полузаброшены. До войны из-за натянутых отношений между грузинами и осетинами грузинское духовенство практически не окормляло жителей города. Само же население довольствовалось «народным Православием» и традиционной обрядовостью: ежегодно поднималось в горы к родным дзуарам зарезать барашка и вспомнить предков.

Баранов по религиозным и семейным праздникам режут не только в Осетии, так поступают мусульмане и христиане во многих кавказских республиках (например, в Грузии и Армении). Как правило, эти жертвоприношения считаются особой формой выражения благодарности Богу. «В России принято ставить свечки, а мы режем барашков, но по сути это одно и то же, - объясняют осетины. - Когда мы режем барана, мы читаем молитвы и молимся не какому-то языческому богу, но тому же самому Богу, которому мы молимся в Церкви».

Хоам в селе Цру, на родине президента Э. Кокойты. Как и прочие приходы в Южной Осетии, он де-факто управляется канонически не признанной «Аланской епархией»

Семья Габаревых живет в Цхинвале, но происходит из высокогорного села Залда. Здесь их дзуар - живописные развалины храма, незаметно приютившиеся на лесистом склоне. Сегодня у Габараевых праздник - день рода. В осетинском обществе родовые связи до сих пор играют первостепенную роль, однофамильцы обязательно принадлежат к одному и тому же роду, у каждого рода есть свой день - и этот день остается одним из главных семейных праздников. Территория вокруг храма - святое место. Именно здесь будет зарезан барашек. Мясо жертвенного барана станет главным угощением на праздничном столе.

Импровизированная скатерть стелется тут же: на ней нехитрые салаты и обязательные осетинские пироги. Три пирога, похожих на большие лепешки, - тоже ритуал. Количество пирогов - дань христианской традиции, которая пронизывает любой народный обряд. Перед застольем эти пироги положено трижды обнести вокруг здания храма - наподобие крестного хода. В течение всей церемонии участники читают народные молитвы на осетинском, их содержание в целом соответствует благодарственной молитве, обращенной к Богу, хотя и не имеет отношения к тем молитвословиям, которые мы можем найти в наших Требниках. Тем временем барана закалывают, предварительно накормив его солью (это обязательный элемент обряда) и опалив свечой часть шерсти.

Вареное баранье мясо подают на стол. Первые три тоста произносит старейший член семьи: за Бога, за святое место и за членов семьи. Последующие тосты произносят только мужчины, женщинам слово дают в виде исключения. Молодые люди и мужчины до тридцати лет, как правило, не садятся за стол, а подают вино, наполняют бокалы и приглядываются. Осетинское застолье - серьезное испытание, прежде чем разделить трапезу со взрослыми, молодежь наблюдает и учится, как правильно себя вести.

Георгий Победоносец (по-осетински Уастарджи), фреска Нузальской церкви, XIV век

Гости могут зайти в храм. Церковных служб тут не бывает, на месте алтарной апсиды - столик. На столике пироги, домашнее пиво, вино и чача. За столиком молодые ребята - отпрыски других семей того же рода произносят тосты. Каждый тост завершается громким «омен!» - на осетинский манер переделанным церковным «аминь».

Сегодня многие высокогорные осетинские храмы, простоявшие в руинах до последнего времени, восстанавливаются, а с ними восстанавливается и баланс между народной и церковной традицией. Еще не освящен, но уже построен (фактически возведен заново) храм в местечке Цру. Этот населенный пункт со «шпионским» названием известен всей республике, Цру - родовое село Эдуарда Кокойты, президента Южной Осетии, президентский «дзуар».

Еще выше в горы - Свято-Георгиевский храм в селе Гер (груз. Джери). Церковные богослужения в Джери бывают редко, но храм действующий. В отличие от Залды алтарная его часть отгорожена от общего пространства, а «столик» в апсиде является полноценным престолом. Сюда не кладут пироги и не ставят напитки. Впрочем, чуть ниже по дороге к храму легко заметить все те же лавочки под небольшим навесом - сюда до войны со своими баранами приходили как осетины, так и грузины, но теперь, когда грузинские села у подножья горы уничтожены (во время последней войны их население бежало в Грузию), в храм приезжают в основном осетины. На звоннице вместо веревок к языкам колоколов привязаны измочаленные, но легко узнаваемые флаги стран-победительниц: России и Южной Осетии.

«У каждого народа есть свои праздники и традиции: русские пекут блины на Масленицу - а мы режем барашка», - объясняют осетины. В дни семейных и церковных праздников на Кавказе баранов режут повсеместно, такая традиция есть у грузин, армян и многих других народов

Но храмы эти раскольничьи: де-юре оставаясь канонической территорией Грузинской Церкви, Южная Осетия уже в течение 20 лет де-факто управляется автономной и канонически не признанной в православном мире «Аланской епархией», находящейся в евхаристическом общении только с греческими «старостильниками», отколовшимися от греческой Церкви в начале XX века. Последняя война и одностороннее признание российским государством независимости Южно-Осетинской Республики усугубили проблему: грузинское население, естественная паства Грузинской Церкви, оказалось изгнано, а грузинские деревни практически стерты с лица земли.

Осетинский потенциал

На Северном Кавказе единственной христианской республикой остается Северная Осетия. Ее столица Владикавказ, как центр Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ, объединяет православных христиан всего региона.

«Сейчас в некоторых кругах модно говорить об осетинском язычестве. Но народу нужна “родная” религия, - говорит осетинский историк, сотрудник Института истории и археологии Северо-Осетинского государственного университета Михаил Мамиев. - Если все “причесывать” под русские традиции, мы просто потеряем прихожан. Тогда в поисках национальной идентичности они уйдут к настоящим язычникам. Народные традиции не угрожают Православию, наоборот, они могут стать ему надежной опорой. Четыреста лет наша традиция оставалась хранительницей христианских ценностей, хранительницей православного аланского наследия, и нельзя теперь ее просто так игнорировать или отвергать».

На первом епархиальном собрании воссозданной весной этого года Владикавказской епархии, состоявшемся 4 мая, было принято решение о развитии осетиноязычного богослужения в республике. «Мы начинаем работу над современным переводом основных богослужебных текстов на осетинский язык, - поясняет архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. - Уже сейчас в некоторых храмах нашей епархии Символ веры и Евангелие за богослужением читаются параллельно на славянском и осетинском... Люди, которые тут живут, очень верующие, и потенциал у них огромный. Господь заповедовал своим ученикам возвещать Евангелие всем народам, и осетинское богослужение, я уверен, будет украшением нашей Церкви». Возможно, богослужение вернется и в древние храмы, расположенные в горных селах.

Текст: Дмитрий РЕБРОВ
Фото: Ирина СЕЧИНА

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: готовят будущих студентов одного из самых престижных вузов страны. Четвертый год подряд одиннадцатиклассники из центра развития одаренных детей «Интеллект» оказываются в числе победителей телевизионной олимпиады «Умницы и умники» на Первом канале и без экзаменов зачисляются в МГИМО.


Одним из победителей минувшего 26-го сезона игры стал Муслим Дзодзиков, еще двое ребят из Северной Осетии дошли до финала. Все они — ученики педагога центра Залины Сосрановой. Всего с 2009 года она подготовила семь победителей и двух призеров телеолимпиады (призеры получают дополнительные 100 баллов к ЕГЭ по гуманитарному направлению).


Мы поговорили с Залиной Сосрановой, чего стоит поступление в МГИМО и как развить талант в ребенке.



«Минимальный объем чтения - шесть часов в день»




Для четвертьфинального этапа регионы получают три темы, на полуфинал и финал - по одной. На подготовку к каждой - ровно месяц. Темы обширные. К примеру, в этом году в полуфинале была очень сложная - «Страны Балканского полуострова». Финальная тема не менее объемная - «Города России», мы даже не знали, что именно будет: культура, история, какие ее периоды - древняя Русь или современная Россия?


На «Умниц и умников» участники попадают после регионального отбора. Он стартует в мае. Сама олимпиада проходит в три этапа - с сентября по апрель. До финала доходит около 20 игроков: знатоки и теоретики двух категорий. В этом году в конкурсе приняло участие 120 школьников почти из всех регионов. Победители - 12 человек.


Чтобы не «промахнуться», приходится перерабатывать огромный объем материала. Подбор литературы и источников - важный этап, от которого зависит наш результат. В прошлом году мы угадали практически всю литературу. Тогда наша Диана Камболова стала победителем. Но так случается не всегда.



Вообще, ребятам приходится сложно: за короткое время надо проштудировать огромный объем литературы, а они ведь еще учатся в школе. Выпускные классы, подготовка к ЕГЭ - и без того много работы. Занимаемся два-три раза в неделю по три-четыре часа. Ближе к финалу - каждый день. Но не стоит думать, что детей приходится заставлять. Отнюдь, на этом даже родители не настаивают, ребята сами проявляют интерес. Бывает, звонят в 12 часов ночи, советуются по поводу литературы. Минимальный объем чтения - шесть часов в день. В прошлом году на всех этапах олимпиады дети прочитали 90 книг, каждая - объемный труд.


Результат стоит таких усилий. Та же Диана Камболова занималась по 15 часов в день. Но она ни о чем не пожалела. Сейчас студентка одного из лучших вузов России изучает китайский язык, знать который мечтала с детства. Более того, она уже практически трудоустроена, так как образование по этому направлению - заказ Министерства иностранных дел России.



«Не надо развивать в ребенке чувство поражения»



В Москве дети уже не занимаются, приезжаем непосредственно на игру. Живем все вместе в гостинице. Отыграли неделю четвертьфиналов - возвращаемся домой. Если прошли, получаем новую тему и начинаем подготовку к следующему этапу. Потом полуфинал и финал. Его снимают в Останкино в течение одного дня - с 12:00 до 22:00. В студии бывают только участники игры - ведущий, жюри и дети. Преподавателям там находиться запрещено, телефоны заносить тоже.


Я всегда очень переживаю и перед игрой, и во время нее, но детям стараюсь этого не показывать, боюсь, что мое волнение передастся им. Когда что-то идет не так, всегда делаю им замечание, чтобы держать в тонусе. Они, как все их сверстники, любят себя пожалеть. Я же, наоборот, веду себя строго, и тогда они берут себя в руки. За время подготовки к игре я хорошо изучаю характер каждого и могу предположить, как именно его психологически настроить.


Никогда не смотрю эфиры - нервничаю. Но ребята сами все рассказывают. Правда, после игры стараюсь их отвлечь, чтобы они дали мозгу отдохнуть. Никогда не прошу сразу анализировать свои ошибки, все это уже потом. Если ребенок проиграл, не надо развивать в нем чувство поражения, лучше просто забыть об этом и двигаться дальше. Я в таких случаях говорю: «Не волнуйтесь, генеральские погоны с вас не снимут - у вас их нет».


От чего зависит успех? Главное, конечно, знания. Плюс удача. Многое решает и характер: если ребенок не справляется со своими эмоциями, ему сложно собраться и настроиться на игру. Очень важна реакция, так как многое зависит от того, как быстро ты поднимешь руку. В студии одновременно находится более ста детей, лучшие умы страны их возраста. Важно соображать максимально быстро и так же реагировать.



Как воспитать победителя



Говорят, что победителей не ищут, их взращивают. Важно развивать в ребенке мышление, логику, творческие способности. Но если у ребенка нет природных данных, сделать это будет очень сложно.


Заниматься надо с раннего детства. Наклонности детей проявляются довольно рано, и их надо развивать. Есть специальные методики, разработанные по государственным образовательным программам. На базе «Интеллекта» они реализуются начиная с 4−5 лет вплоть до 11 класса. Олимпиадное движение, например, очень популярно - считается, что оно развивает одаренность в ребенке. К каждому ученику нужен свой подход в зависимости от скорости усвоения материала и так далее.


Редкие дети понимают, что именно им надо. Поэтому иногда их стоит направлять. Здесь важно, чтобы это делали и родители. Не все дети, к примеру, осознают, что «Умники» - шанс поступить в один из лучших вузов страны без ЕГЭ. Это очень серьезный стимул, но его надо донести до ученика.


Чтобы не «загнать» школьника, учителя и родители должны действовать слаженно. Родители, как правило, знают возможности своих детей. Оптимально, если они координируют свои действия в вопросе влияния на ребенка с учителем.


За уровень знаний ученика ответственен педагог. У родителей другие функции - воспитательные. Проконтролировать, чтобы ребенок сел за уроки - да, но не более.


Преподаватель же должен научить, объяснить, подсказать, помочь. И утвердить ребенка в мысли, что он сумеет добиться успеха.



«Успешный ребенок - не обязательно отличник»



Как мотивировать ребенка учиться? Тут все индивидуально. Одним детям нужен стимул. Я знаю родителей, которые покупают сотовые телефоны за отличную учебу или за то, чтобы сын или дочь говорили на родном языке. И это действует, дети стараются, если их ждет награда. Другие и сами считают необходимым учиться.

О происхождении осетин

Из статьи П. Ницика

В кратком обзоре горских племен на Кавказе, составленном покойным Берже, об осетинском племени мы читаем следующее. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харакский упоминает еще в первом веке как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам, они обитали на севере от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром, в соседстве с роксаланами, по сказанию Плиния, их одноплеменниками. Моисей Хоренский полагает алан близ Кавказа. Прокопий включает их в число готских народов. Масуди признает их могущественнейшей из всех наций, обитавших на Северном скате Кавказа.

Аммиан Марцеллин, историк IV в., писавший подробнее всех об аланах, между прочим, говорит, что они получили это имя от названий гор. Это подтверждают Ефстафий и Дегин, последний место жительства алан назначает среди гор Уральских. Далее, Ефстафий, живший около 1160 г., замечает, что слово «алан» происходит от сарматского «ала» — гора и что аланы сами себя называют ир или ирон, названием, которое в прежнее время обозначало восточную часть Кавказа от Терека до Дербента и распространялось на все земли, входившие в состав Персидского государства. Между тем известно, что осетины сами себя называют поныне ирон — имя, совершенно тождественное Ирану. Это-то сходство послужило Д ’Оссону и многим другим поводом считат осетин потомками алан, от которых, по мнению Лерберга, получили название многие реки, текущие с севера в Черное море.

По уверению грузинской летописи царя Вахтанга, осетины — потомки пленных грузин, которые были захвачены в Картвел Сомхетии во время первого нашествия хазар (2302 г. от сотв.
мира) и, доставшись в удел Уобосу, сыну хазарского царя, образовали колонию в стране, лежащей на западе от Терека. Это показание летописи, замечает Берже, явно несогласное по своей
хронологии с временем появления на исторической арене хазар, не известных до Рождения Христова, не уничтожает однако же действительности самого события, именно вторжение народа, жившего на северной стороне Кавказа. Но народ этот, по мнению Клапрота, путешествовавшего по Кавказу в 1807-08 годах, были скифы греческих писателей, нашествие его относится к 633 г. до Р. X.

Клапрот, посвящая исследованию об осетинах несколько страниц в своем сочинении, приходит к такому выводу, что осетины: а) мидяне, носившие название Иран и известные у Геродота под названием Arianoi; б) мидийские сарматы древних и Мидийская колония, поселившаяся на северной стороне Кавказа, где она была основана, по свидетельству Диодора Сицилийского, скифами; в) аланы средних веков и, наконец г) яссы или ассы, отсюда оссы. В заключение же своего ученого исследования Клапрот выражает мнение, что язык осетинский должно считать отраслью языков индо-германских, а потому и самих осетин сродными со всеми азиатскими и европейскими народами, принадлежащими индо-германскому племени. Мнение Дюбуа, одного из новейших путешественников, было более смелое: по его заключению, осетины-меоты, или, что то же, ассы, яссы, аланы и впоследствии комоны, и что язык их имеет большое сходство с языком эстонским.

Далее в этом обзоре кавказских горских племен Берже поясняет только теперешнее существование осетин отдельными обществами: Дигорское, Воллагирское, Куртатинское и Тагаурское, касаясь их характера и внутреннего общественного устройства, несколько сходного с феодальным. Обозрение было доведено до освобождения зависимых сословий.

Мнение и догадки поясненных писателей о происхождении осетин, как видим, различны. Во всяком же случае, несомненно то, что осетины — потомки алан, об этом в истории встречаем положительные доказательства. Но насчет того, что осетины сами себя называют иронами и потому племенное происхождение их полагают от Ирана, то с этим, безусловно, можно бы согласиться только в том случае, если бы тип осетин сходствовал с народами Ирана, составляющими Персидское государство и вообще с обитателями той страны, по которой в древности расселялись племена иранского происхождения.

Поэтому вопрос о племенном происхождении осетин остается навсегда неразгаданным для интересующихся этим вопросом, во всяком случае, достойным внимания. Найдут другие данные к разъяснению его более вескими догадками, чем то, что Ир и ирон — названия сходствующие. Если бы аланы, впоследствии осетины, происходили от иранского племени, то об этом не упустил бы сказать персидский историк X в. Масуди, и он говорил только, что аланы были могущественнейшим из всех наций. О происхождении их от Ирана полагает только Ефстафий, живший около 1160 г., сочинение которого издано во Флоренции в 1730 г.

Кроме того, из истории видно, что аланы получили название ассов (или в последнее время осетин) от грузин и насчет этого знатоки грузинского языка объясняют, что название оссы придает им значение «народа воинственного». У армян осетины называются оссы, что значит народ, который всему удивляется. Так, например, если встречаются люди, чему-либо удивляющиеся, то им говорят, вы удивляетесь, точно оссы.

Летописец наш Нестор упоминает о народе яссы, а именно, описывая подвиги Вел. Кн. Святослава Игоревича, говорит, что он победил ясов и касогов. Карамзин при этом полагает, что яссы — нынешние осетины которые будучи аланского племени, обитали среди гор Кавказских в Дагестане, а также и близ устья Волги и, что часть гор Кавказских именовалась у нас в ХIII и XIV веках Ясскими, и ясский город Дедяков или Тетяков был в Дагестане. Армяне и теперь еще называют Дагестанские горы Аланскими.

В начале XI в. народ этот часто делал набеги на хазар, как об этом говорится в Военном энциклопедическом лексиконе, а в 1126 году третий сын Мономахов Ярополк Владимирович, воюя в окрестностях Дона, пленил множество яссов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на которой женился. Монголы около 1223 года покорили яссов с семью народами в окрестностях Азовских. Рубруквис пишет, что недалеко от реки Ахтубы, на среднем притоке Волги, находился древнейший город Сумеркент, где обитали яссы и сарацины; татары осаждали его 8 лет и едва могли взять. В 1277 году князья русские, исполняя волю хана, ходили с татарами в Дагестан, завоевали ясский город Дедяков и сожгли его. Во время хана Узбека, папа Венедикт XII распространил на земле яссов латинскую веру. В 1395 году завоевал эту страну Тамерлан. Упоминается при том, что многие русские князья женились на яссинках.

Первобытная история представляет туманный период жизни людей, с послепотоповского происхождения от Ноя до народов исторических, но следуя преданию, что Кавказ был колыбелью рода человеческого, и что европейское племя есть кавказское, рождается вопрос: не есть ли осетины остатки того кавказского племени, от которого произошли европейские народы? При этом надо принять во внимание тип осетин совершенно отличный от других азиатских племен. Возьмем, например, любого осетина: у него склад лица совершенно европейский и большое сходство с венгром. У дигорцев есть предание, что родоначальник привилегированного между ними сословия бадилят, Бадил, был венгром из рода владетельных, явившихся к ним с спутником своим Ано, как к своим одноплеменникам. В подтверждение этого предания, известный генерал Мусса Кундухов, во время венгерской кампании, достал там какие-то генеалогические справки.

Царство Аланское было геройско-могущественное, но в первом веке по Р.Х. при вторжении его в Армению под предводительством молодого наследника Аланского престола Сатена, оно потерпело поражение, причем взят в плен и Сатен, бывший единственным наследником. Сестра его Сатеник, явившаяся к победителю, молодому царю Армении Арташесу, просить освобождения брата, красотою своею очаровала Арташеса до того, что пленник был освобожден, но с условием, чтобы прекрасная Сатеник осталась супругою повелителя Армении. Хотя после этого Сатен был провозглашен царем Аланским, но, как видно, царство его в политиком своем могуществе ослабело.

На исходе второго века являются на Северный Кавказ воинственные толпы васлов или васлаков, обитавших при Волге, и хазаров, живших уже здесь вместе с сарматами.

Относительно брака аланской царской дочери Сатеник с царем Армении Арташесом в летописи М. Хоренского, пояснено, что царствование Арташеса аруехиане, родом из аланов, сродни Сатеник, ее сопровождающие, возведены в дворянское достоинство и в армянское нахарарство, как сродники великой царицы. Во время Хозрова, отца Тердата, он вступил в родство с одним из могущественных Басилов, переселившихся в Армению. Басил или баслик, по мнению М. Хоренского, народ, живший в Сарматии на берегах реки Этила (Волги). Из летописи М. Хоренского видно, что аланы жили в то время на северо-западе Каспийского моря.

Народ, под позднейшим наименованием осетин, назывался аланами или асами. В царствование Тиверия, покорившего царей Колхиды и Иверии, о них не упоминают, но с тех пор, как римляне пришли в столкновение с парфянами, началась борьба, успешная то для одной, то для другой стороны, наступила эпоха вторжения на Кавказ варваров, и аланы прикочевали тогда к северной стороне Кавказского хребта. С ним вместе являются народы под наименованием хазар и массагетов. Готы, распространяясь от моря Балтийского к Азовскому, победив алан, начали господствовать на берегах Понти Эвксинского. После этого, гонимые гуннами, массагеты, хазары и остатки аланов или асов заняли кавказские земли по нижним частям Терека и в современном Дагестане, откуда происходили нападения их на Армению. Аланы или асы разделились на две части: одна из них бросилась в Западную Европу, а другая заняла центр Кавказа около вершин Эльбруса и теснин Дариальских. На исходе IV-гo столетия по Р. X. на северной стороне хребта являются гунны, распространившиеся от Дона до Волги.

В VII в. наступило для всей исторической Азии время страшных религиозно-политических переворотов от введения мусульманской религии оружием аравитян. При этом северные кавказские народы занимались хищничеством и в VIII в. хазары опустошили Армению и Азербайджан, за что потерпели от аравитян мщение изгнанием из Дагестана, а затем вскоре держава их окончательно разрушена дружинами русско-славянскими. Место хазар занял новый прикочевавший к северо-востоку народ — узы или газы.

В XI в. народ, называвшийся аланами или асами, после покорения его грузинами, именуется уже асами или осетинами. За сим после вторжения монголо-татар, пришедших на Кавказ после разорения ими Персии, под предводительством полководцев Чингиз-хана Джебе и Субутая, изменился вид кавказской страны и произошли перемены в составе ее народонаселения, напоминавшего многочисленными остатками татарских масс. Преобладание татар на Кавказе утверждено было еще более походом Тамерлана. После этого асы или осетины утратили всякую самостоятельность. Узы или газы совершенно исчезли. В XV в. наступила совершенно новая эпоха для кавказской страны: она стала яблоком раздора между двумя новообразовавшимися державами — Персией и Турцией, а жители Северного Кавказа, не имея постоянных властелинов, переходили из-под зависимости Персии под зависимость Турции и обратно. В таком положении находился Кавказ, когда Московское княжество, свергнув в России иго татарское и возвеличив имя русское в умах соседних народов, вызвано было обстоятельствами и желанием закавказских христиан принять участие в деле этой страны.

Из этих сведений видно, что аланы перекочевали с северной стороны Кавказа, но в истории Армении сообщается также, что аланское царство образовалось в древности. поэтому есть полное основание предполагать, что аланы произошли от первобытных жителей Северного Кавказа. Наименование же алан они получили, от сарматского слова «ала» (гора), т. е. горцы. Потом они распространились к долинам Дона и Волги. В подтверждение этого представляется следущее: реки Кубань, Дон и Волга имеют наименования чисто осетинские и в древнейшее время реки эти имели названия: Кубань — Донбит, Атпикан или Вардак, Дон — Танаис, Волга — Ра, называлась и Эдила. Река же Терек в древности называлась Алонта или Аланская. Ясно, что первобытное начало алан было здесь, а потом, когда они стали народом могущественным, распространились и туда. Там между ними встречается народ под названием васлаки. В переводе это выходит: Василий — по-гречески — царь, леги—по-осетински люди, значит царские люди… Из всего вышеизложенного видно, что осетины несомненно потомки алан, которые были народ древний и могущественный, история Армени свидетельствует, что Аланское царство образовалось также в глубокой древности, как и царство Армянское.

Представляется вероятным и то, что (по мнению Ефстафия) аланы имели жительство и среди гор уральских. Так как видно, что юрги или мадьяры — теперешние венгры, должны быть соплеменниками алан. Мадьяры, как известно, до переселения народов были обитателями Югорских, т. е. Уральских гор, составляя там одно сборище одноплеменных с гуннами монгольских, финских, турецких и других орд. Но жительство их в местностях, по которым расселились народы Ирана, составившие персидское господство, не видно. Каким же образом могло случиться, что аланы произошли от Ирана? В потомках алан, теперешних осетин, не заметно ни малейшего сходства с теми народами и если обитатели восточного Ирана, т. е. афганцы, по окладу лица, статности и характеру, резко отличаются от персиан и не считаются иранами, то аланы тем более не могут считаться ими. В Древней истории Персии относительно происхождения имени Иран читаем, что оно происходит от Эриене, видно, гористой страны, лежащей от границ Бухары, хребта Мустага и Белура до пограничных гор Индии, Паропомаза, а на севере до Алтая.

Кажется, что хазары, а также и другие воинственные толпы—васильцы или васлаки и роксаланы, были одноплеменниками алан, говорившими одним с ними наречием. Относительно же роксалан, что они соплеменны аланам, в начале обозрения приведено мнение Плиния. У осетин, например, дом называется хазора (хзедзар).

В старинных осетинских песнях и сказках говорилось, что предки их произошли от родоначальника народов, появившихся в Кавказских горах после потопа, которые размножались, пошли многочисленными обществами на север, богатея такими конями, подобных которым на свете не было. Жизнь они вели кочевую, но были из них и занимавшиеся оседлым хозяйством. Знали они при этом и плавание по большим рекам, о чем упоминается в одной из древних песен, а именно: как они, собираясь на войну, спускались по Волге, т. е. реке Верхней, повелевая всеми жившими там народами. Храбры они были до того, что никакое войско не могло устоять против них. Имели царей, которые пред началом сражения выходил на единоборство с царями противной стороны причем всегда оставались победителями и тем часто кончалась война. С народа побежденного царя они брали большие подати. Если же приходилось сражаться всем народам, то впереди всегда сражались близкие царские люди.

Кто именно были цари аланские— в предании не сохранилось ничего; не упоминается даже о Сатене, взятом в плен, хотя между прочим говорили мне другие старики, что есть какое-то романтическое сказание, но не пришлось мне его выслушать. Рассказывали также в горах Дигории про какого-то знаменитого героя Арослана, властвовавшего над всеми горцами; указывали и место погребения его без всяких признаков уже, на небольшой долинке в урочище Мацут, где сливаются р. Сонгути-дон с р. Урухом.
У горцев люди, достигающие глубокого возраста, стараются иметь больше сведений о жизни предков и передают их в наказах (ныхасах) молодому поколению.

Казалось бы, народ с таким боевым младенчеством должен бы быть нрава жестокого и типа сурового, между тем в потомках этого народа мы видим людей нрава скромного, добродушного, способного к умственному развитию и трудолюбивого, а по наружности красивого. Это доказывает, что племенное происхождение этого народа есть чисто кавказское, и что предки его в свое историческое время жили не в разнузданной воле, а под повелительной властью, охранявшей принципы общественного строя жизни. Что у осетин были цари, об этом уже говорилось выше, а именно, что дочь аланского царя, прекрасная Сатеник была царицей великой Армении, женою царя героя Арташеса; затем по генеологии грузинского царского дома значится: царь Георгий (1014) во втором браке был женат на дочери осетинского царя; царь Георгий III (1155) тоже; знаменитая Тамара (1184) была в супружестве с осетинским князем Сосланом; царь Давид V (1247) вторым браком был женат тоже на дочери осетинского царя.

Из всего вышеизложенного видно, что аланы на поприще исторической деятельности являются народом могущественным, а по сказанию Масуди, и могущественнейшим из всех наций, обитавших на Северном Кавказе, а потом распространившимися на север и занявшими громадное пространство, в доказательство чего видим, что река Ра и Танаис получили наименования осетинские. Даже названия рек Днепр и Дунай чисто осетинские. В битвах они не знали над собой победителей до разбития их героем Арташесом. Басильцы, которых, по всей вероятности, следует считать соплеменным им, объявляют себя потомками Иераклия, т. е. мифологического Геркулеса, причем греки признают их царским народом. В «Истории Армении» Глинки, в описании войны аланской с Тридатом, царь Басильский именуется царем приволжским. Поэтому есть основание предположить, что имя «ирон», удержанное осетинами до настоящего времени в самоназвании, происходит от слова «ирой», т. е. герой. В военном энциклопедическом лексиконе в объяснении слова «герой» сказано, что греки и римляне в отдаленной древности называли героями всех людей, отличных храбростью, силою и могуществом. Слово «герой», переиначенное на «ирой», мы встречаем и в наших старинных книгах, где, например, А. Македонского называли «ирой». Читаем так и в истории Армении.

Имя же «Иран» происходит от названия страны Эрино — Видна, от которого аланы всегда были далеки. А если они и жили в провинции, некогда входившей в территорию Персидского государства, то это еще не основание к догадке, что аланы иранского племени. В подтверждение этого возьмем хотя бы переговоры прекрасной Сатеник с царем Арташесом об освобождении из плена ее брата; в этих переговорах она называет свой народ племенем «героев». М. Хоренский об этом говорит так: «Аланы, соединившись с горцами, привлекли на свою сторону почти половину Иверии и огромными толпами распространились по земле Армении. Арташес также собирает многочисленные войска и тогда завязывается война в пределах земли армянской, между народами хра:брыми, луконосцами. Племя аланов уступает немножко, переходит через великую реку Куру и станом располагается на юге: река разделяет оба народа. Но так как сын аланского царя был взят в плен армянским войском и проведен к Арташесу, то царь аланов просил мира, обещая дать Арташесу, что он пожелает, и заключить с ним вечные клятвенные условия, дабы дети аланов впредь не делали нашествия на армянскую землю.

И когда Арташес не согласился отдать юношу, приходит сестра юноши на берег реки, на большую возвышенность и через переводчиков передает в стан Арташеса: «К тебе речь моя, храбрый муж Арташес, к тебе, победителю храброго царя аланов, согласись отдать юношу мне, прекрасноокой дочери аланов! Не следует героям отнимать жизнь у племени других героев из-за какой-нибудь мести или поработить их и держать, как рабов, а тем укоренить.вечную вражду между двумя храбрыми народами»… Арташес, услышав такие мудрые речи, сам отправился на берег реки и, увидев прекрасную деву и услышав от нее речи мудрости, полюбил ее. Позвав кормильца своего Сембата, он объявил ему задушевную свою мысль — иметь женою эту деву, заключить договор и условия с храбрым народом и отпустить юношу с миром. Сембат одобрил это и послал к царю аланов предложение отдать царственную деву Сатеник замуж за Арташеса. И говорит царь аланов: «А где возьмет храбрый Арташес тысячу тысяч и тьму тем, чтобы заплатить за благородную царственную деву аланов?».

Был ли уплачен такой калым — не сказано, но о церемонии, какая была выполнена Арташесом при взятии Сатеник, там же говорится: «Мужественный царь Арташес сел на красивого вороного коня, вынул аркан из красной кожи с золотым кольцом, пролетел быстрокрылым орлом через реку и, бросив аркан, охватил им стан царственной девы и быстро увлек ее в свой лагерь». Затем было поднесено царю аланов большое количество Лайки и много золота. В свадебной песне говорится, что золотой дождь шел на Арташеса и жемчужный дождь лился на Сатеник».

Был ли тесть царя Арташеса главный царственный повелитель всего аланского народа, или только частично, господствовавшей в то время на Северном Кавказе — не видно, но во всяком случае можно предположить, что он был царем только кавказских аланов, т. к. выше пояснено, что часть ’
В общей выдержке из исторических сведений об аланах вытекает следущее: «аланы — один из тех варварских народов, которые участвовали в разрушении Западно-Римской империи. Они были происхождения скифского и сарматского, жили на восточной стороне Днепра в Южной России и разделялись на многие племена. За 40 лет до Р. X. гунны оттеснили их до Меотийского (Азовского) моря, некоторые зашли на Кавказ, где под своим именем и были известны в средние века, а потом под именем осетин. Аланы были искусные и неутомимые наездники, любили войну, и смерть в битве считали великою честью. В царствование Васпасиана, кавказские аланы вторглись в Мидию и Армению, причем парфянский царь Вологез принужден был искать помощи у римлян.

При императоре Гордиане аланы вошли в Македонию в 406 г., перешли от Дуная к Рейну, присоединились там к галлам и другим народам и опустошили Галлию. В 409 г. многие из них под предводительством Батако перешли в Испанию, поселились в Лузитании. В 418 г. разбил их визаготский <вестготский> царь Валлия, и они покорились императору Гонорию. В 451 году являются они союзниками Аттилы. В 464 г. аланы были разбиты в Италии близ Бергамо Рициметом, затем императора Анфилия: начальник их Биер был убит и они почти совершенно истреблены». Выдержка эта извлечена из Военного энциклопедического лексикона.

Не буду в претензии, если по поводу моего мнения, что «иро» или «ирон» происходит от слова «ирой» или «герой», скажут, что догадка моя весьма смелая. Сочту даже счастьем, если это поведет не только к положительному разъяснению племенного происхождения осетин, но и для полезного труда осетинскому юношеству, развивающемуся в учебных заведениях, которому давно бы пора заняться историей своего народа, если не по историческим данным, то хотя бы по народным преданиям. Преданий у осетинских горцев много, как у народа, врожденно-способного удерживать в памяти все давно минувшее, придерживаясь при этом древнего культа, старинных песен, легенд, сказок и поговорок.
Древнейший культ осетин и позднейший их индифферентизм обстоятельно был описан доктором Головинским.

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх