Объектом исследования рекреационной географии являются объекты и субъекты рекреации в различных социокультурных образованиях. Рекреационные цели. Рекреационные ресурсы и туризм

Введение в рекреационную географию

Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы, процессы и явления, а также стандарты, являющиеся условиями реализации разнообразной рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.

Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов данного социокультурного образования - системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции СКС и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и рекреационных ресурсов на текущем этапе.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своей социокультурной системы. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации . Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они - проявления рекреационной деятельности.

С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела четкий объект исследования - территориальные рекреационные системы (ТРС).

Отличительной особенностью советской рекреационной географии можно считать жесткую практическую ориентацию Почти до конца 80-х годов рекреационная география действительно могла определяться как общественно-географическая дисциплина, занимающаяся изучением ТРС. В конце 90-х годов давать такое определение было уже немыслимо. Почти все созданные в СССР ТРС оказались расположенными за границами Российской Федерации, основного потребителя их услуг. Кроме того, многие из них попали в зоны этнических и региональных конфликтов. После распада СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может. Украина, Грузия, прибалтийские республики не в состоянии даже просто поддерживать на прежнем уровне ТРС, расположенные на их территориях, и яркий пример тому - состояние рекреации в Крыму.

С конца 90-х годов и на перспективу предметом исследования рекреационной географии стало изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреационных объектов.



В определении предмета исследования рекреационной географии важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемлема в советский период с его целевыми инвестициями в избранные регионы и категорически не соответствует реалиям российской СКС после 1991 г. Четкая конструктивная направленность была хороша для коммунистической программы и совершенно не приемлема в рамках новой, национальной программы: изменилась реальность СКС и реальность рекреационной деятельности. Под ее исследование нужен новый теоретический и методологический аппарат.

Рекреационная география должна ориентироваться на более широкий предмет. Она изучает реальность, связанную с рекреацией в рамках различных СКС. Конструктивный аспект, практические приложения играют в ней только ограниченную роль, как частное приложение общего знания. Рекреационная география - фундаментальная географическая дисциплина.

Она не занимается только узким аспектом летнего отдыха у теплого моря: это одно из важных, но частных проявлений рекреационной деятельности и ее исследования в географической науке. Мир велик и разнообразен; рекреация - вечный спутник человечества в его социокультурном многообразии, и пора переходить к систематическому исследованию этого многообразия таким, какое оно есть.

Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства рекреационных учреждений. Номенклатура типов объектов рекреации (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием. Такое разнообразие обусловлено богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих.

Типы рекреационных учреждений обычно классифицируют на основе введения ряда различительных признаков, таких как стационарность, сезонность эксплуатации, функциональная специфика, величина. Эти признаки названы у многих авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

Один из признаков различия учреждений отдыха - стационарность. Стационарные сооружения - это неперемещаемые объекты, к ним принадлежат все капитальные здания, они рассчитаны на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные сооружения - это те, которые можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. Нестационарные рекреационные объекты разделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т. п.).

Другим критерием деления является сезонность эксплуатации , в связи с чем различаются учреждения круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

Стационарные и нестационарные рекреационные здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют рекреационные комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию. По функциональному профилю следует выделить полифункциональные рекреационные комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей и т. д., и специализированные, где доминирует специализация (например, туристские комплексы, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

Следующим критерием деления рекреационных учреждений является их величина , иначе мощность (вместимость), которая выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, то есть в день сезона максимальной загруженности. Величина рекреационного комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

Существуют различные рекомендации по оптимальной величине рекреационных комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость рекреационных комплексов принимается в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Рекреационные центры, сформированные на основе озер и рек, где рекреационные ресурсы ниже, имеют, обычно, меньшую вместимость и подразделяются на малые - до 0,5 тыс. мест, средние - 0,5-2,5 тыс. мест, большие - более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость рекреационных центров: для центров круглогодичного использования - 2-15 тыс. чел., для центров сезонного (зимнего или летнего) использования - 1-7 тыс. чел., для специализированных центров - 0,5-2 тыс. чел.

Важное значение для определения оптимальной величины рекреационного комплекса имеют экологические и психоэмоциональные факторы отдыха. Формирование рекреационных комплексов с учетом этих факторов сегодня должно рассматриваться как приоритетное направление в пику сложившемуся “экономически рентабельному” подходу, который оборачивается на практике непомерной эксплуатацией рекреационных ресурсов благодаря безоглядным предпринимательским интенциям. Публикуемые в специальной печати рекомендации по величине рекреационных центров с учетом этих факторов противоречивы и требуют уточнения и дополнительных исследований.

Мировой опыт рекреационного строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, рекреационных комплексов, так и малых, почти миниатюрных. Например, вместимость крупных комплексов, состоящих из пансионатов и отелей, на приморском побережье Антальи сопоставима по числу отдыхающих в них с численностью населения малого города, а вместимость небольшой конурбации вилл ограничивается несколькими семьями. В виду этого допустимо классифицировать рекреационные комплексы по числу отдыхающих на миникомплексы вместимостью до 500 чел., комплексы вместимостью 500-2000 чел., макрокомплексы вместимостью 2000-5000 чел. и мегакомплексы вместимостью свыше 5000 чел. Термин “рекреационный центр”, который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова “комплекс”, относится скорее к макро- и мегакомплексам. Этот термин чаще всего используется авторами для характеристики крупных градостроительных образований, например, таких как полифункциональные комплексы, специализированные туристские поселки, или даже города.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стала тенденция уменьшения популярности больших рекреационных комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети рекреационных учреждений небольших рекреационных комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению, противопоставленных по своему архитектурному решению мощным центрам отдыха с высокой степенью урбанизации.

Рекреационные комплексы, это не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями её природного ландшафта. При этом именно качества ландшафта определяют рекреационные возможности (потенциал) территории и являются побуждающей причиной намерения возведения любого рекреационного устройства.

Здесь обозначается вторая ключевая проблема - проблема выбора места для размещения рекреационного объекта. Местоположению объектов рекреации специалисты придают исключительно важное значение, тем более, если речь идет о размещении элитных рекреационных комплексов.

В последнее время проблема оценки территорий для рекреационного использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма и туристского бизнеса, она широко обсуждается в специальной печати. Существует несколько подходов к оценке, общим для них является то, что все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) рекреационной деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, наличие рекреационной инфраструктуры (зданий, комплексов, инженерных систем).

Так, при анализе природных условий СССР для стационарного отдыха оценке подвергались: климат, лесная растительность, водоемы, рельеф, условия познавательного отдыха. К факторам, подвергаемым оценке при определении рекреационных свойств территории, некоторые исследователи дополнительно относят традиции рекреационного использования территории, образ жизни населения, а для районов со снежной зимой и для горных территорий также высоту снежного покрова (в момент максимального снегонакопления), высоту над уровнем моря, степень лавинной опасности.

Сложность оценки территории для целей рекреации заключается в том, что для разных видов рекреационной деятельности необходимы различные ресурсы и условия. Так, для зимней рекреации большое значение имеет высота снежного покрова, для курортно-лечебной первостепенным является наличие бальнеологических и лечебных ресурсов и т. п. В одних случаях предпочтение отдается плоскому рельефу (размещение садов и дач), в других - горному (горнолыжный спорт, альпинизм и пр.). К основным видам рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии “в природу” и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). Даже в пределах одной группы рекреационных занятий необходимы порой взаимоисключающие природно-климатические условия. Другими словами, каждый вид рекреационной деятельности требует особую группировку оцениваемых факторов и особое прочтение их значения. При этом внимание следует уделять не только “положительным”, но и “отрицательным” факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в рекреационных целях. Так, заболоченность снижает привлекательность местности, поскольку она создает дополнительные трудности при организации маршрутов, к тому же болота являются ядрами расселения кровососущих насекомых, что делает отдых в заболоченных местах дискомфортным и малоприятным.

Методика рекреационной оценки территории должна включать взаимосвязанное изучение основных аспектов территориальной организации отдыха и предусматривать комплексный анализ этих аспектов, а в методологическом плане базироваться на системной методологии. Положительные возможности для решения проблемы рекреационной оценки территории и выбора места для размещения рекреационных комплексов предоставляет аппарат многомерной статистики, в частности методы факторного анализа.

Методы факторного анализа в самом общем виде представляют собой матричные преобразования и исчисления. Изначальный этап - выбор единиц изучения и выделение признаков. Вся собираемая в ходе анализа информация представляется в форме таблицы данных, в которой строки соответствуют множеству территориальных единиц, а столбцы - множеству признаков, описывающих их экологическое состояние, рекреационное, народнохозяйственное значение и др. Такая форма позволяет провести балльную оценку территории по всему комплексу аспектов.

Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки):

1 шаг - выделение и группировку факторов (признаков), по которым ведется оценка;

2 шаг - определение интенсивности и уровня фактора (признака);

3 шаг - разработку критериев оценки и оценочных шкал;

4 шаг - проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

5 шаг - проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

6 шаг - ранжирование и категоризацию единиц территории с установлением их приоритета.

Первый вопрос, на который следует ответить перед проведением оценки, что должно быть выбрано в качестве территориальной единицы рассмотрения?

В существующих методиках рекреационной оценке подлежит ландшафт, его фрагменты. В географии ландшафт понимается как природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему. Принимая “ландшафт” в качестве объекта изучения, важно сделать одно уточнение. Географическая трактовка ландшафта постоянно пытается “схватить”, но все-таки никак не “схватывает” одной тонкой, но исключительно важной материи, это эстетические (чувственно воспринимаемые) качества ландшафта. Эти качества, улавливаемые обыденными значениями слова “ландшафт”, остаются как бы в стороне (кроме географической трактовки слова “ландшафт” есть две другие: 1) общий вид местности; 2) картина, изображающая природу, то же, что пейзаж).

Для архитектора, имеющего дело с секретами пространственной организации естественно-искусственных объектов той или иной территории, который изучает её композиционные свойства, в том числе и эстетические, представляется более привычным и более продуктивным в центр внимания поместить понятие “места”. Слово “место в русском языке имеет универсальное значение, оно может обозначать очень маленькую территорию (угол комнаты, стул, циновку - “моё местечко”), и очень большую территорию (местность). В отличие от понятия “ландшафт”, сосредоточенного на физических (натуралистических) аспектах, понятие “место” содержит в себе и физико-географическое, и культурно-историческое значение (адекватно описать историческое место, скажем, Куликово поле, Поклонную гору и урочище Пазырык только в географических терминах невозможно), и феноменальные проявления (“дух места”). Таким образом, объект изучения - ландшафт, в его широком понимании, или иначе - место, его физико-географические, культурно-исторические, феноменологические характеристики.

Любое место, с точки зрения отдыха, рекреации, может привлекать и манить к себе, либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими) свойствами.

Аттрактивность места - фундаментальная его характеристика, которая со всей необходимостью должна изучаться и учитываться при проектировании рекреационных объектов и систем.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы её оценить. Например, А.Д. Волков и А.Н. Громцев считают, что ведущими признаками, определяющими рекреационное качество ландшафта, являются контрастность форм рельефа, мозаичность и типологический спектр лесов, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, транспортная доступность.

Приведем в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности. Можно выделить три блока таких свойств: топологические, функциональные и эстетические свойства.

Привлекательны уникальные (индивидуальные, т. е. неповторимые) места, определяемые прилагательным “самый” (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т. д.). К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки - все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов - рек, озер, водохранилищ, древесной растительности - хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, насыщают цветовую гамму, создают дополнительные рекреационные возможности и, в целом, повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности .

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы - необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок - условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности .

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места . Понятие “эстетика места”, применяемое здесь, отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу рекреанта. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес.

Что должно стать объектом исследования при изучении такой характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, - пейзаж . “Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания” - отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах, индустриально развитых.

Самое общее значение слова “пейзаж” - вид какой-либо местности (в этом отношении “пейзаж” является синонимом обыденного значения слова “ландшафт”); в искусстве пейзаж - это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия - взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений - пейзажей, самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к "высшим" чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж - самый доступный элемент природы. Его восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на всё меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т. е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж, прежде всего, должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменённый природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения “белых пятен” и доступностью прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Точка зрения

Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом”.

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей - одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой “выявленности” пространства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план - средний план - далекий (мелкий) план.

Панорама, в противовес портрету, - это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Чем выше степень “панорамности” пейзажа, тем потенциально больше “изобразительных картин (планов)” оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком, наряду с цветофактурными качествами, живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места - вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т. п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и, зачастую, навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозревать различные, контрастные ландшафты - горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

Аттрактивные свойства ландшафтов - ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места. Она охватывает такие важные значения: отдыхая здесь, я могу “проделывать” - купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топологические), любоваться природой (эстетические).

Наряду с аттрактивными, местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить рекреационный потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести высокую насыщенность опасными и вредными для человека животными и растениями (насекомыми-переносчиками, к примеру, энцефалитными клещами, ядовитыми пресмыкающимися или растениями, животными-людоедами), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Аттрактивность ландшафта, пусть ключевая по позиции, но все же одна лишь из оценочных категорий, необходимых для проведения комплексного анализа рекреационного потенциала территории. При комплексной оценке местности необходимо учесть её медико-географические и физико-географические характеристики, культурно-историческое значение, микроклиматические особенности, доступность для рекреантов.

Планировочная организация любого рекреационного комплекса имеет прямое отношение к состоянию природы, которую этот комплекс “потребляет”, несовершенная градостроительная структура с критическим состоянием ее элементов может стать главной причиной деградации природной среды. В качестве планировочных факторов, усиливающих антропогенный пресс, могут быть названы следующие: изрезанность природного ландшафтного фона густой инфраструктурной сетью, что служит условием нарушения территориальной целостности живого вещества в природе; размещение агрессивных планировочных элементов в ценных средопродуцирующих и средозащитных ландшафтах; превышение мощности планировочных элементов сверх предела устойчивости природных ландшафтов; необоснованная поляризация планировочной структуры, не учитывающая свойства и особенности различных природных комплексов.

Для экологически ценных ландшафтов можно декларировать следующий принцип градостроительного формирования рекреационных объектов и систем - чем выше экологическая ценность ландшафта, тем меньшим должно быть антропогенное вмешательство, следовательно, тем меньше по величине и мощности должен быть рекреационный центр, тем отчетливее должны быть определены природоохранные мероприятия в ходе архитектурно-градостроительного проектирования. Крупные рекреационные комплексы должны быть намеренно приближены к территориям с высокой степенью урбанизации, они будут тяготеть к городам, большим посёлкам, особенно значимо, если при этом населенное место обладает памятниками истории и культуры и представляет интерес для развития познавательного туризма.

Полноценное сохранение природы немыслимо без самого бережного отношения к природному пейзажу. Дизайнеру или архитектору, занятому проектированием рекреационных объектов и систем, без сомнения, сегодня совершенно необходимо стать художником-пейзажистом. Естественный пейзаж есть высочайшая ценность сегодня и в будущем. В процессе рекреационного освоения его неизбежные видоизменения, воспринимаемые визуально, должны быть локализованы и ограничены, а захламленность антропогенным сором в пределах ценных видовых картин сведена к минимуму. Такой подход, надо надеяться, станет приоритетным по исходной аксиологической установке в средовом дизайне ХХI века.

& О П Ы Т

Проблемы выделения рекреационно-привлекательных

территорий (на примере Дальнего Востока)

(по О.В. Калашниковой)

При психолого-эстетическом исследовании территории оценивается эмоциональное воздействие свойств природно-территориального комплекса (ПТК) или его отдельных компонентов на человека. Методика этой оценки отличается чрезвычайной сложностью и в настоящее время слабо разработана. Одна из главных методических проблем связана с выявлением потенциально привлекательных с эстетической точки зрения территорий для дальнейшей, более детальной оценки и проектирования. В связи с тем, что мелкомасштабное сплошное оценивание и картирование не рационально, необходимы другие способы, позволяющие камерально выявить территории, пригодные для осуществления рекреационной деятельности, и рассматривать их при более детальных исследованиях.

В настоящее время определены некоторые критерии эстетичности, признаваемые рядом исследователей, так называемые показатели общей внушительности пейзажа, проанализировать которые можно на основе анализа современных физико-географических особенностей региона и условий его формирования.

Ниже приведен краткий анализ наиболее часто упоминающихся показателей.

1. Внешнее пейзажное разнообразие. Рассматривается рядом авторов как количество одновременно видимых ПТК, величина горизонтального и вертикального угла восприятия пейзажей, глубина перспективы, степень расчлененности линии горизонта, а также обилие мест, откуда открываются внешние по отношению к данному ПТК пейзажи. Проявление этого показателя обеспечивается характерным для геоэкотона интенсивным геопотоком, возникающим между граничащими геосистемами и, следовательно, особенностями ландшафтной структуры территории.

2. Следующий показатель - внутреннее пейзажное разнообразие - отражает главным образом свойства оцениваемого комплекса и “складывается из суммы вертикального и горизонтального разнообразия”. При этом горизонтальное разнообразие определяется частотой смены пейзажей, воспринимаемых во время прохождения маршрута, а вертикальное - многоплановостью их структуры. Данное свойство обеспечивается яркой внутренней динамикой геосистем в пределах переходных зон. Здесь ведущая роль принадлежит характерному для геоэкотонов, краевому эффекту - увеличению разнообразия и плотности разнородных объектов, в частности живых организмов. Конкретное проявление горизонтального разнообразия определяется частыми перегибами рельефа, изменением полноты древостоя (открытые, полуоткрытые, закрытые лесные пейзажи), а вертикальное разнообразие - ярусностью древостоев, разницей высотных отметок.

Наиболее ярко оба этих свойства проявляются в зоне контакта природных сред (минеральной, водной и воздушной) т. е. на побережьях и в горных районах.

3. Временная контрастность или “сезонная аспектность” - изменения растительного фона, проявляющиеся чаще, чем раз в вегетационный период. Проявление этого показателя возможно в случае, когда кроме сезонных изменений метеорологических элементов наблюдаются более локальные во времени изменения. Подобная ситуация наиболее типична для зон контакта различных типов воздушных масс. И особенно ярко сезонная аспектность проявляется когда территориально они соответствует зонам контакта различных природных сред.

4. Уникальность как “степень встречаемости или неповторимости объектов и явлений”. Переходные зоны отличаются качественно иными законами развития по сравнению с однородными территориями. Причем в области перекрытия можно найти природные объекты и целые ПТК, которых нет в других регионах мира.

5. Одного порядка с предыдущим показателем - экзотичность - степень контрастности места отдыха с местом постоянного жительства. Это наиболее субъективный из перечисленных показателей. Однако если учесть уникальность природы геоэкотонов, экстремальность их условий для проживания (за исключением морских побережий), то можно определить переходные зоны как экзотичные для большинства потенциальных потребителей рекреационных ресурсов.

Таким образом, ландшафтные экотоны можно рассматривать как территории с высоким рекреационно-эстетическим потенциалом природных комплексов. Привлекательность “переходных зон” или “контрастных сред” для туристов подтверждается социологическими исследованиями. Так в США изучение распределения туристов по участкам национальных парков показало, что наиболее высокий притягательный эффект имеют краевые зоны (особенно на равнинных территориях) - пограничные полосы между двумя разнородными средами (вода - суша, лес - поляна, холм - равнина). Однородные территории, напротив, производят отталкивающий эффект.

  • 3.4. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал
  • К проблеме оценки туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации
  • К вопросу оценки перспектив развития туристско-рекреационной сферы региона
  • Проблемы оценки природно-рекреационного потенциала территории
  • Контрольные вопросы
  • 4. Ресурсный потенциал рекреационной деятельности. Природные рекреационные ресурсы и их оценка
  • 4.1. Рекреационные и туристские ресурсы
  • Туристский ресурс и его использование на региональном уровне
  • 4.2. Рекреационная оценка природных ресурсов
  • К вопросу о рекреационной оценке природных ресурсов
  • Проблема экономической оценки природных рекреационных ресурсов
  • Пейзажеобразующее значение элементов ландшафтной структуры
  • Методические основы оценки эстетичности ландшафтов
  • 4.3. Климатические и гидрологические условия организации отдыха
  • Контрольные вопросы
  • 5. Культурно-исторические рекреационные ресурсы
  • 5.1. Культурно-исторические рекреационные ресурсы:
  • Сущность, классификация и этапы оценивания
  • 5.2. Памятники истории и культуры и их разновидности
  • 5.3. Историко-культурный потенциал и методика его оценки
  • Культурное наследие – часть туристско-рекреационного потенциала территории
  • 5.4. Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия
  • Некоторые аспекты использования наследия
  • 5.5. Природное и культурное наследие в туризме
  • Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма
  • Роль и функции наследия в региональной политике
  • Всемирное природное и культурное наследие
  • 5.6. Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма
  • Культурный туризм: особенности и развитие в Центральной России
  • 5.7. Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии
  • Особенности историко-культурного и природного наследия как основа экологического каркаса территорий
  • Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия
  • Контрольные вопросы
  • 6. Учение о территориальных рекреационных
  • 6.2. Основные подсистемы территориальных рекреационных систем
  • Отдыхающие
  • Природные и культурные комплексы
  • Технические комплексы
  • Обслуживающий персонал
  • Органы управления
  • 6.3. Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства
  • Проблемы выделения рекреационно-привлекательных территорий (на примере Дальнего Востока)
  • 6.4. Рекреационная и туристская сеть. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха и туристские учреждения
  • Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха
  • Туристские учреждения
  • 6.5. Проблемы размещения рекреационной инфраструктуры
  • Современные особенности развития рекреационно-оздоровительной сферы
  • Контрольные вопросы
  • 7. Рекреационное и туристское природопользование
  • 7.1. Рекреационное и туристское природопользование. Функциональная модель и основные типы туристского природопользования
  • 7.2. Рекреационное природопользование и охрана природы
  • 7.3. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения
  • Нормирование рекреационных нагрузок на городские и пригородные ландшафты: основные аспекты
  • 7.4. Взаимодействие туризма и окружающей среды
  • Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия
  • Индекс раздражения
  • 7.5. Влияние туризма на природную и культурную среду
  • Роль туризма в решении некоторых актуальных проблем развития регионов в современных условиях
  • Контрольные вопросы
  • 8. Особо охраняемые природные территории и экологический туризм
  • 8.1. Особо охраняемые природные территории:
  • Классификация и рекреационное использование
  • Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий
  • Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая природных рекреационных ресурсов
  • 8.2. Экологический туризм
  • Экотуризм и местное самоуправление
  • Экологический туризм как потенциал для рекреационного развития России
  • Экологический туризм в контексте регионального развития
  • 8.3. Национальные парки и их виды
  • Основные задачи национального парка:
  • Выделяются следующие принципы формирования
  • Ландшафта национального парка:
  • Национальные парки как основа развития экотуризма в России
  • 8.4. Экология и туризм
  • Туризм и экология: аспекты взаимодействия. Опыт решения проблем устойчивого экологического развития туризма в России
  • Контрольные вопросы
  • 9. Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации. Основы рекреационного проектирования
  • 9.1. Рекреационные потребности как основа территориально-временной организации рекреационной деятельности
  • 9.2. Структурные особенности рекреационной деятельности
  • Можно выделить 2 основные функции свободного времени:
  • Эволюция пространственно активной рекреационной деятельности
  • 9.3. Понятие о рекреационном проектировании. Принцип в.С. Преображенского
  • 9.4. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности
  • 9.5. Цикл рекреационных занятий. Моделирование циклов рекреационных занятий
  • 9.6. Классификация рекреационной деятельности
  • Экологические проблемы рекреационной деятельности и освоение территорий
  • Контрольные вопросы
  • 10. Туризм как вид рекреационной деятельности
  • 10.1. Понятие и цели туризма
  • 10.2. Классификация, виды и формы туризма
  • Классификация туризма:
  • Виды туризма
  • 10.3. Турист: понятие, цели, типы
  • Типы туристов
  • Контрольные вопросы
  • 11. Программный туризм: понятие, общие основы и разновидности
  • 11.1. Понятие и основы программного туризма
  • 11.2. Разновидности программного туризма
  • Контрольные вопросы
  • 12. Рекреационное и туристское районообразование и районирование
  • 12.1. Рекреационное районообразование и районирование
  • Туристский ресурс и его использование на региональном уровне
  • 12.2. Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты
  • 12.3. Особенности рекреационной оценки территорий как основа для проведения рекреационного районирования
  • 12.4. Основные понятия о туристском регионе.
  • Региональный туризм
  • Основные факторы, условия формирования
  • И развития туристского региона
  • 12.5. Особенности и принципы районирования в международном туризме
  • Районирование в системе международного туризма
  • 12.6. Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкой специализации
  • Туристские районы отличаются следующими основными признаками:
  • Туристские регионы широкой и узкой специализации
  • Контрольные вопросы
  • 13. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания
  • 13.1. Туристский центр и центр туризма. Общие положения типологии туристских центров
  • 12.2. Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров россии
  • Шкала оценки рекреационного потенциала территории
  • Статистическая типология туристских центров
  • Контрольные вопросы
  • 14. Международный туризм: факторы и условия развития, пространственная картина
  • 14.1. Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности
  • 14.2. Условия развития международного туризма. Проблемы сезонности в международном туризме
  • Проблемы сезонности в международном туризме
  • 14.3. Развитие и география международного туризма
  • Динамика международного туризма в 1950-2000 гг.
  • География международного туризма
  • Сдвиг в региональной структуре международного туризма в 1970-1998 гг.
  • 20 Стран, лидирующих в международном туризме в конце 90-х гг.
  • Контрольные вопросы
  • 15. География туристского спроса
  • 15.1. География туризма с целью отдыха и развлечений
  • 15.2. География делового туризма
  • 15.3. География религиозного туризма
  • 15.4. География лечебно-оздоровительного туризма
  • Контрольные вопросы
  • Методические указания Пояснительная записка
  • Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине
  • 2. Примерное содержание учебного курса «Рекреационная география»
  • 3. Тематика и планы семинарских занятий Семинар № 1 «Объект и предмет рекреационной географии и ее место в системе географических наук»
  • Семинар № 2 «Основные термины и понятия рекреационной географии»
  • Семинар № 3 «Рекреация как социокультурный феномен современности»
  • Семинар № 4 «Ресурсная составляющая рекреационной и туристской деятельности»
  • Семинар № 5 «Экологические аспекты и проблемы рекреационной и туристской деятельности»
  • Семинар № 6 «Рекреационное районообразование и районирование»
  • Семинар № 7-8 «Рекреационная география зарубежной Европы»
  • Семинар № 9 «Рекреационная география зарубежной Азии»
  • Семинар № 10 «Рекреационная география Африки»
  • Семинар № 11 «Рекреационная география Северной Америки»
  • Семинар № 12 «Рекреационная география Латинской Америки»
  • Семинар № 13 «Рекреационная география Австралии и Океании»
  • Семинар № 14-15 «Рекреационная география Российской Федерации»
  • Семинар № 16-17 «Рекреационная география новых независимых государств»
  • 4. Задания к практическим занятиям Задание № 1. «Проект концептуального анализа развития рекреации и туризма в регионе»
  • I. Объект анализа (характеристика туристского региона)
  • II. Предмет анализа
  • Задание № 2. «Разработка туристского маршрута по России и снг»
  • Методические указания к разработке туристского маршрута
  • I. Введение.
  • II. Задачи разработки.
  • III. Выбор темы разработки.
  • IV. План разработки тура
  • V. Оформление разработки тура.
  • Задание № 3 «Разработка программы тура»
  • Задание № 4. «Оценка рекреационной информации, доступной рядовому потребителю и необходимой для принятия решений о ежегодном отдыхе»
  • Задание № 5. «Оценка доступности рекреационного объекта для разных групп потенциальных потребителей рекреационного сервиса»
  • 1. Информационная доступность:
  • 2. Формальная доступность:
  • 3. Транспортная доступность:
  • 4. Финансовая доступность:
  • 6. Альтернативная доступность:
  • Задание № 6. «Пространственно-временной анализ поведения рекреантов во время летнего отдыха у моря»
  • Задание № 7. «Оценка проекта активизации рекреационной сферы в современный период»
  • 5. Тематика контрольных работ/рефератов (для студентов заочной/очной формы обучения)
  • 6. Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «Рекреационная география»
  • 7. Перечень обязательной рекреационно-географической номенклатуры
  • 8. Варианты типовых планов рекреационно-географических характеристик
  • 8.1. Оценка рекреационного качества территории
  • 8.2. Историко-культурная характеристика территорий
  • 8.3. План характеристики туристско-рекреационного района
  • 9. Список основной и дополнительной литературы основная литература
  • Дополнительная литература
  • 10. Понятийно-терминологический словарь
  • Приложение
  • (По в.С. Преображенскому)
  • Обслужи-вающий
  • Обобщенная система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
  • Природно-культурные комплексы
  • Краткое описание таблицы
  • Классификация особо охраняемых территорий
  • Государственные природные заповедники Российской Федерации
  • Государственные национальные парки России
  • Типы рекреационной деятельности
  • Типы элементарных рекреационных занятий
  • Функциональные зоны, различающиеся по степени использования для рекреации (б.Б. Родоман, 1976)
  • Классификация рекреационной деятельности
  • Перечень основных туристских и курортных зон России, имеющих федеральное значение
  • 6.3. Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства

    Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства рекреационных учреждений. Номенклатура типов объектов рекреации (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием. Такое разнообразие обусловлено богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих.

    Типы рекреационных учреждений обычно классифицируют на основе введения ряда различительных признаков, таких как стационарность, сезонность эксплуатации, функциональная специфика, величина. Эти признаки названы у многих авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

    Один из признаков различия учреждений отдыха – стационарность. Стационарные сооружения – это неперемещаемые объекты, к ним принадлежат все капитальные здания, они рассчитаны на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные сооружени я – это те, которые можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. Нестационарные рекреационные объекты разделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т. п.).

    Другим критерием деления является сезонность эксплуатации , в связи с чем различаются учреждения круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

    Стационарные и нестационарные рекреационные здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют рекреационные комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию. По функциональному профилю следует выделить полифункциональные рекреационные комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей и т. д., и специализированные, где доминирует специализация (например, туристские комплексы, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

    Следующим критерием деления рекреационных учреждений является их величина , иначе мощность (вместимость), которая выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, то есть в день сезона максимальной загруженности. Величина рекреационного комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

    Существуют различные рекомендации по оптимальной величине рекреационных комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость рекреационных комплексов принимается в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Рекреационные центры, сформированные на основе озер и рек, где рекреационные ресурсы ниже, имеют, обычно, меньшую вместимость и подразделяются на малые – до 0,5 тыс. мест, средние – 0,5-2,5 тыс. мест, большие – более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость рекреационных центров: для центров круглогодичного использования – 2-15 тыс. чел., для центров сезонного (зимнего или летнего) использования – 1-7 тыс. чел., для специализированных центров – 0,5-2 тыс. чел.

    Важное значение для определения оптимальной величины рекреационного комплекса имеют экологические и психоэмоциональные факторы отдыха. Формирование рекреационных комплексов с учетом этих факторов сегодня должно рассматриваться как приоритетное направление в пику сложившемуся “экономически рентабельному” подходу, который оборачивается на практике непомерной эксплуатацией рекреационных ресурсов благодаря безоглядным предпринимательским интенциям. Публикуемые в специальной печати рекомендации по величине рекреационных центров с учетом этих факторов противоречивы и требуют уточнения и дополнительных исследований.

    Мировой опыт рекреационного строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, рекреационных комплексов, так и малых, почти миниатюрных. Например, вместимость крупных комплексов, состоящих из пансионатов и отелей, на приморском побережье Антальи сопоставима по числу отдыхающих в них с численностью населения малого города, а вместимость небольшой конурбации вилл ограничивается несколькими семьями. В виду этого допустимо классифицировать рекреационные комплексы по числу отдыхающих на миникомплексы вместимостью до 500 чел., комплексы вместимостью 500-2000 чел., макрокомплексы вместимостью 2000-5000 чел. и мегакомплексы вместимостью свыше 5000 чел. Термин “рекреационный центр”, который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова “комплекс”, относится скорее к макро- и мегакомплексам. Этот термин чаще всего используется авторами для характеристики крупных градостроительных образований, например, таких как полифункциональные комплексы, специализированные туристские поселки, или даже города.

    Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стала тенденция уменьшения популярности больших рекреационных комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети рекреационных учреждений небольших рекреационных комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению, противопоставленных по своему архитектурному решению мощным центрам отдыха с высокой степенью урбанизации.

    Рекреационные комплексы, это не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями её природного ландшафта. При этом именно качества ландшафта определяют рекреационные возможности (потенциал) территории и являются побуждающей причиной намерения возведения любого рекреационного устройства.

    Здесь обозначается вторая ключевая проблема – проблема выбора места для размещения рекреационного объекта. Местоположению объектов рекреации специалисты придают исключительно важное значение, тем более, если речь идет о размещении элитных рекреационных комплексов.

    В последнее время проблема оценки территорий для рекреационного использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма и туристского бизнеса, она широко обсуждается в специальной печати. Существует несколько подходов к оценке, общим для них является то, что все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) рекреационной деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, наличие рекреационной инфраструктуры (зданий, комплексов, инженерных систем).

    Так, при анализе природных условий СССР для стационарного отдыха оценке подвергались: климат, лесная растительность, водоемы, рельеф, условия познавательного отдыха. К факторам, подвергаемым оценке при определении рекреационных свойств территории, некоторые исследователи дополнительно относят традиции рекреационного использования территории, образ жизни населения, а для районов со снежной зимой и для горных территорий также высоту снежного покрова (в момент максимального снегонакопления), высоту над уровнем моря, степень лавинной опасности.

    Сложность оценки территории для целей рекреации заключается в том, что для разных видов рекреационной деятельности необходимы различные ресурсы и условия. Так, для зимней рекреации большое значение имеет высота снежного покрова, для курортно-лечебной первостепенным является наличие бальнеологических и лечебных ресурсов и т. п. В одних случаях предпочтение отдается плоскому рельефу (размещение садов и дач), в других – горному (горнолыжный спорт, альпинизм и пр.). К основным видам рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии “в природу” и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). Даже в пределах одной группы рекреационных занятий необходимы порой взаимоисключающие природно-климатические условия. Другими словами, каждый вид рекреационной деятельности требует особую группировку оцениваемых факторов и особое прочтение их значения. При этом внимание следует уделять не только “положительным”, но и “отрицательным” факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в рекреационных целях. Так, заболоченность снижает привлекательность местности, поскольку она создает дополнительные трудности при организации маршрутов, к тому же болота являются ядрами расселения кровососущих насекомых, что делает отдых в заболоченных местах дискомфортным и малоприятным.

    Методика рекреационной оценки территории должна включать взаимосвязанное изучение основных аспектов территориальной организации отдыха и предусматривать комплексный анализ этих аспектов, а в методологическом плане базироваться на системной методологии. Положительные возможности для решения проблемы рекреационной оценки территории и выбора места для размещения рекреационных комплексов предоставляет аппарат многомерной статистики, в частности методы факторного анализа.

    Методы факторного анализа в самом общем виде представляют собой матричные преобразования и исчисления. Изначальный этап – выбор единиц изучения и выделение признаков. Вся собираемая в ходе анализа информация представляется в форме таблицы данных, в которой строки соответствуют множеству территориальных единиц, а столбцы – множеству признаков, описывающих их экологическое состояние, рекреационное, народнохозяйственное значение и др. Такая форма позволяет провести балльную оценку территории по всему комплексу аспектов.

    Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки):

    1 шаг – выделение и группировку факторов (признаков), по которым ведется оценка;

    2 шаг – определение интенсивности и уровня фактора (признака);

    3 шаг – разработку критериев оценки и оценочных шкал;

    4 шаг – проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

    5 шаг – проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

    6 шаг – ранжирование и категоризацию единиц территории с установлением их приоритета.

    Первый вопрос, на который следует ответить перед проведением оценки, что должно быть выбрано в качестве территориальной единицы рассмотрения?

    В существующих методиках рекреационной оценке подлежит ландшафт, его фрагменты. В географии ландшафт понимается как природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему. Принимая “ландшафт” в качестве объекта изучения, важно сделать одно уточнение. Географическая трактовка ландшафта постоянно пытается “схватить”, но все-таки никак не “схватывает” одной тонкой, но исключительно важной материи, это эстетические (чувственно воспринимаемые) качества ландшафта. Эти качества, улавливаемые обыденными значениями слова “ландшафт”, остаются как бы в стороне (кроме географической трактовки слова “ландшафт” есть две другие: 1) общий вид местности; 2) картина, изображающая природу, то же, что пейзаж).

    Для архитектора, имеющего дело с секретами пространственной организации естественно-искусственных объектов той или иной территории, который изучает её композиционные свойства, в том числе и эстетические, представляется более привычным и более продуктивным в центр внимания поместить понятие “места”. Слово “место в русском языке имеет универсальное значение, оно может обозначать очень маленькую территорию (угол комнаты, стул, циновку – “моё местечко”), и очень большую территорию (местность). В отличие от понятия “ландшафт”, сосредоточенного на физических (натуралистических) аспектах, понятие “место” содержит в себе и физико-географическое, и культурно-историческое значение (адекватно описать историческое место, скажем, Куликово поле, Поклонную гору и урочище Пазырык только в географических терминах невозможно), и феноменальные проявления (“дух места”). Таким образом, объект изучения – ландшафт, в его широком понимании, или иначе – место, его физико-географические, культурно-исторические, феноменологические характеристики.

    Любое место, с точки зрения отдыха, рекреации, может привлекать и манить к себе, либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими) свойствами.

    Аттрактивность места – фундаментальная его характеристика, которая со всей необходимостью должна изучаться и учитываться при проектировании рекреационных объектов и систем.

    Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы её оценить. Например, А.Д. Волков и А.Н. Громцев считают, что ведущими признаками, определяющими рекреационное качество ландшафта, являются контрастность форм рельефа, мозаичность и типологический спектр лесов, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, транспортная доступность.

    Приведем в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности. Можно выделить три блока таких свойств: топологические, функциональные и эстетические свойства.

    Привлекательны уникальные (индивидуальные, т. е. неповторимые) места, определяемые прилагательным “самый” (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т. д.). К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки – все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов – рек, озер, водохранилищ, древесной растительности – хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, насыщают цветовую гамму, создают дополнительные рекреационные возможности и, в целом, повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности .

    Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы – необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок – условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) ха рактеристики мес тности .

    Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места . Понятие “эстетика места”, применяемое здесь, отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу рекреанта. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес.

    Что должно стать объектом исследования при изучении такой характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, – пейзаж . “Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания” – отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах, индустриально развитых.

    Самое общее значение слова “пейзаж” – вид какой-либо местности (в этом отношении “пейзаж” является синонимом обыденного значения слова “ландшафт”); в искусстве пейзаж – это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

    В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия – взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений – пейзажей, самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к "высшим" чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

    Пейзаж – самый доступный элемент природы. Его восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

    Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на всё меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т. е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

    Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж, прежде всего, должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменённый природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения “белых пятен” и доступностью прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

    Точка зрения

    Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом”.

    Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей – одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

    Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

    Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой “выявленности” пространства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план – средний план – далекий (мелкий) план.

    Панорама, в противовес портрету, – это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Чем выше степень “панорамности” пейзажа, тем потенциально больше “изобразительных картин (планов)” оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком, наряду с цветофактурными качествами, живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места – вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т. п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и, зачастую, навсегда остаются в памяти человека.

    Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозревать различные, контрастные ландшафты – горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

    Аттрактивные свойства ландшафтов – ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места. Она охватывает такие важные значения: отдыхая здесь, я могу “проделывать” – купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топологические), любоваться природой (эстетические).

    Наряду с аттрактивными, местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить рекреационный потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести высокую насыщенность опасными и вредными для человека животными и растениями (насекомыми-переносчиками, к примеру, энцефалитными клещами, ядовитыми пресмыкающимися или растениями, животными-людоедами), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

    Аттрактивность ландшафта, пусть ключевая по позиции, но все же одна лишь из оценочных категорий, необходимых для проведения комплексного анализа рекреационного потенциала территории. При комплексной оценке местности необходимо учесть её медико-географические и физико-географические характеристики, культурно-историческое значение, микроклиматические особенности, доступность для рекреантов.

    Планировочная организация любого рекреационного комплекса имеет прямое отношение к состоянию природы, которую этот комплекс “потребляет”, несовершенная градостроительная структура с критическим состоянием ее элементов может стать главной причиной деградации природной среды. В качестве планировочных факторов, усиливающих антропогенный пресс, могут быть названы следующие: изрезанность природного ландшафтного фона густой инфраструктурной сетью, что служит условием нарушения территориальной целостности живого вещества в природе; размещение агрессивных планировочных элементов в ценных средопродуцирующих и средозащитных ландшафтах; превышение мощности планировочных элементов сверх предела устойчивости природных ландшафтов; необоснованная поляризация планировочной структуры, не учитывающая свойства и особенности различных природных комплексов.

    Для экологически ценных ландшафтов можно декларировать следующий принцип градостроительного формирования рекреационных объектов и систем – чем выше экологическая ценность ландшафта, тем меньшим должно быть антропогенное вмешательство, следовательно, тем меньше по величине и мощности должен быть рекреационный центр, тем отчетливее должны быть определены природоохранные мероприятия в ходе архитектурно-градостроительного проектирования. Крупные рекреационные комплексы должны быть намеренно приближены к территориям с высокой степенью урбанизации, они будут тяготеть к городам, большим посёлкам, особенно значимо, если при этом населенное место обладает памятниками истории и культуры и представляет интерес для развития познавательного туризма.

    Полноценное сохранение природы немыслимо без самого бережного отношения к природному пейзажу. Дизайнеру или архитектору, занятому проектированием рекреационных объектов и систем, без сомнения, сегодня совершенно необходимо стать художником-пейзажистом. Естественный пейзаж есть высочайшая ценность сегодня и в будущем. В процессе рекреационного освоения его неизбежные видоизменения, воспринимаемые визуально, должны быть локализованы и ограничены, а захламленность антропогенным сором в пределах ценных видовых картин сведена к минимуму. Такой подход, надо надеяться, станет приоритетным по исходной аксиологической установке в средовом дизайне ХХI века.

      О П Ы Т

    Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы, процессы и явления, а также стандарты, являющиеся условиями реализации разнообразной рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.

    Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов данного социокультурного образования - системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции СКС и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и рекреационных ресурсов на текущем этапе.

    Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своей социокультурной системы. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они - проявления рекреационной деятельности.

    Объект исследования рекреационной географии определяется независимо от типа социокультурного образования, но сам по себе он не определяет направлений развития рекреации в практическом плане и исследований рекреационных процессов. Все это обретает конкретные формы только в рамках определенного социокультурного образования, т. е. в рамках одной из социокультурных систем, социокультурных сред или регионов смешанного социокультурного освоения. Помимо того, что объект реализуется в конкретных предметах исследования, он в целом может быть не актуализирован, что также зависит от типа социокультурного образования. Только изучение особенностей освоения пространства СКС дает возможность понять, что и почему неожиданно становится рекреационным ресурсом или не становится таковым. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий.

    При определении предмета исследования необходимо уточнять, о каком времени и социокультурном образовании идет речь. В противном случае определение будет некорректным. Мы определяем предмет исследования рекреационной географии применительно к российской СКС времен ее национальной программы, т. е. после 1991 г., когда в пространстве российской СКС зародились и реализуются принципиально новые процессы.

    Географическая наука занимается изучением пространства. Она не единственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучающая его комплексно, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует множество разных направлений географии - физическая, экономическая, промышленности, населения, сферы обслуживания и т. д. Рекреационная география - одна из областей географического познания.

    Пространство социокультурных систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняется и предмет исследования географической науки. Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависимости от изменения самого объекта (т. е. рекреации) и его состояния в различных СКС.

    С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела четкий объект исследования - территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все публикации недавнего прошлого с поразительным единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.

    Отличительной особенностью советской рекреационной географии можно считать жесткую практическую ориентацию и то, что она была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне обычным.

    Почти до конца 80-х годов рекреационная география действительно могла определяться как общественно-географическая дисциплина, занимающаяся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 90-х годов давать такое определение было уже немыслимо. Почти все созданные в СССР ТРС оказались расположенными за границами Российской Федерации, основного потребителя их услуг. Кроме того, многие из них попали в зоны этнических и региональных конфликтов. После распада СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может. Украина, Грузия, прибалтийские республики не в состоянии даже просто поддерживать на прежнем уровне ТРС, расположенные на их территориях, и яркий пример тому - состояние рекреации в Крыму.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    ОБЪЕКТ РЕКРЕАЦИОННЫЙ используемый для отдыха природный участок с ограниченной площадью (озеро, пруд, лесная поляна, видовая площадка и др.). Объект рекреационный определяют рекреационную емкость территории или акватории. См. также Емкость ландшафта рекреационная .

    • - свод данных о территориях, предназначенных для отдыха и восстановления здоровья человека...

      Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

    • - водоем, используемый для массового отдыха населения...

      Экологический словарь

    • - свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое воздействие. В наибольшей мере проявляется во время отдыха...

      Экологический словарь

    • - естественный или посаженный лес, предназначенный для отдыха населения и санаторно-курортного лечения...

      Экологический словарь

    • - свод данных о территориях, выделенных для отдыха и восстановления здоровья людей...

      Экологический словарь

    • - ...

      Орфографический словарь русского языка

    • - РЕКРЕА́-ИЯ, -и,...

      Толковый словарь Ожегова

    • - РЕКРЕАЦИО́ННЫЙ, рекреационная, рекреационное. прил. к рекреация; предназначенный для пользования во время рекреации. Рекреационные часы. Рекреационный зал в гимназии...

      Толковый словарь Ушакова

    • - рекреацио́нный прил. 1. соотн. с сущ. рекреация, связанный с ним 2. Свойственный рекреации, характерный для неё. 3. Предназначенный для рекреации...

      Толковый словарь Ефремовой

    • - ...

      Орфографический словарь-справочник

    • - рекреаци"...

      Русский орфографический словарь

    • - РЕКРЕАЦИОННЫЙ ая, ое. récréatif, -ve adj. устар. Отн. к рекреации. БАС-1. Павел Федорыч заставляет Иванова учить урок в рекреационные часы, так что если и после этого захотел бы полениться, то....

      Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • - Назначенный для рекреации, касающийся...

      Словарь иностранных слов русского языка

    • - ...

      Формы слова

    • - прил., кол-во синонимов: 1 рекреационно-курортный...

      Словарь синонимов

    • - прил., кол-во синонимов: 1 восстановительный...

      Словарь синонимов

    "ОБЪЕКТ РЕКРЕАЦИОННЫЙ" в книгах

    Объект

    Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

    Объект Георг Грос и Джон Хатрвилд. «Обезумевший обыватель», 1920.Один из ранних образцов того, для обозначения чего нынче используется термин

    ОБЪЕКТ-12

    Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

    ОБЪЕКТ-12 В конце января 1949 года Жемчужину Полину Семеновну, которая к этому времени оказалась уже кругом «бывшей»: бывшим наркомом рыбной промышленности, бывшим кандидатом в члены ЦК ВКП(б), бывшим членом партии, и даже бывшей женой Молотова (они разошлись, выполняя

    «Объект 165» и «объект 166». Танк Т-62

    автора Карцев Леонид Николаевич

    «Объект 165» и «объект 166». Танк Т-62 Танк Т-55 вобрал в себя все принципиально новые системы и оборудование, повышающие эффективность ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Но вот настало время, когда потребовалось коренное улучшение боевых качеств

    «Объект 150»

    Из книги Воспоминания Главного конструктора танков автора Карцев Леонид Николаевич

    «Объект 150» Частенько в разговорах со мной А.А. Морозов упоминал по разным поводам Вячеслава Александровича Малышева, который во время войны был наркомом танковой промышленности. Из его рассказов я составил себе портрет Малышева как умного, волевого человека, блестящего

    «Объект 167Т» и «объект 166ТМ»

    Из книги Воспоминания Главного конструктора танков автора Карцев Леонид Николаевич

    «Объект 167Т» и «объект 166ТМ» Как-то оказавшись в Ленинграде, я зашел в гости к Ж.Я. Котину. Он показал мне чертежи разработанного на ЛКЗ газотурбинного двигателя ГТД-1 для «объекта 278» и изготовленную в металле обгонную муфту между валом компрессора и валом силовой турбины.

    Объект

    Из книги Андрей Сахаров. Наука и свобода автора Горелик Геннадий Ефимович

    Объект Для создания атомной бомбы отвели место, почитаемое православной церковью. Здесь, в средней полосе России, более двух веков действовал Саровский монастырь и здесь жил инок Серафим Саровский (1778-1833), в 1903 году причисленный к лику святых.Советская власть закрыла

    Объект

    Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

    Объект Термин, часто заменяющий в современной художественной культуре (ПОСТ-культуре, ПОСТ-) классическое понятие «произведение искусства». О., как правило, обозначаются отдельные пространственные предметы арт-деятельности, статические композиции и конструкции

    9.7. Объект

    Из книги Метафизика пата автора Гиренок Федор

    9.7. Объект Чтобы были объекты, нужно что-то в себе отделять от себя, делать чужим. Например, состояния превращать в Со-сто-яния. Но тогда возникает проблема необъективируемых содержаний. А эти содержания - вне евразийского замысла о новой жизни. Зачем нам новая жизнь? Затем,

    3.3 «Объект Д»

    Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

    3.3 «Объект Д» Воодушевленное широким мировым резонансом, советское руководство не поскупилось на награды для создателей первых искусственных спутников Земли.Восемнадцатого декабря 1957 года коллектив ОКБ-1 был награжден вторым орденом Ленина, около пятисот работников

    Объект № 806

    Из книги Супербомба для супердержавы. Тайны создания термоядерного оружия автора Губарев Владимир Степанович

    Объект № 806 В свободное время удалось выехать на берег Енисея. Совсем неподалеку от комбината. Здесь каменистая гряда, а потому место необычное, уединенное и очень красивое.Стремительный Енисей летит мимо. Могучая река. И холодная, что хорошо для реакторов, для их

    Объект

    Из книги Эпистемология классическая и неклассическая автора Лекторский Владислав Александрович

    Объект Объект (позднелатинское objectum - предмет, от латинского ob-jicio - бросаю вперед, противопоставляю) - то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта.Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в

    В.Объект

    Из книги Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

    В.Объект § 194. Объект есть непосредственное бытие, благодаря равнодушию к различию, снявшему себя в объекте; он, далее, есть целостность внутри себя, но вместе с тем он также равнодушен к своему непосредственному единству, так как это тожество есть лишь в-себе-сущее

    А) Мы-объект

    Из книги Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии автора Сартр Жан-Поль

    А) Мы-объект Мы начнем с изучения второго из этих опытов; здесь легче понять значение, и оно нам послужит, может быть, подступом к исследованию Другого. Вначале нужно отметить, что Мы-объект нас вовлекает в мир; мы испытываем его через стыд как общее отчуждение. Как раз это

    (а) Объект как «желанный перебежчик» или «возбуждающий желание объект», от которого шизоид уходит

    Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

    (а) Объект как «желанный перебежчик» или «возбуждающий желание объект», от которого шизоид уходит Материал, раскрывающий шизоидную позицию, становится доступным лишь в глубоком анализе и часто не постигается, когда защиты достаточно эффективны. У крайне нестабильного

    Артиллерийские установки «Конденсатор 2П» «объект 271» и «Ока» «объект 273»

    Из книги автора

    Артиллерийские установки «Конденсатор 2П» «объект 271» и «Ока» «объект 273» Установки «Конденсатор 2П» и «Ока» на военном параде на Красной площади. Москва, 1957 г.С использованием силовой установки и элементов ходовой части танка Т-10 были спроектированы и гораздо более



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх