Общественные объединения

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях – решением суда.

Еще по теме 35. Общественные объединения (организации) как юридические лица.:

  1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) обществен­ных объединений граждан по ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями на 29.06.2004 г.). Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан.
  2. § 3. Корпоративные объединения В настоящем параграфе будут рассмотрены формы корпоративных предпринимательских объединений, не обладающих статусом юридического лица. 3.1. Объединения горизонтального типа Полное товарищество (генеральное партнерство)
  3. 14. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
  4. § 3. Волевой акт (решение) коллегиального органа юридического лица как форма правила поведения, составляющего волю юридического лица
  5. 9.2. Организационно-правовые формы общественных объединений. Принципы организации и деятельности
  6. Общественные объединения как субъекты избирательного права
  7. 7.4 Общественные объединения как субъекты политической системы общества
  8. 3.Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан
  9. § 3. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений
  10. Возможность создавать новые юридические лица (п. 5 ст. 66 ГК РФ), участвовать в некоммерческих организациях. включая ассоциации и союзы юридических лиц (ст. 121 ГК РФ); возможность участвовать в управ.1ении внутренними делами других организаций.

До середины 1990-х годов в Российской Федерация не было закона об общественных объединениях. 18 декабря 1991 г. для восполнения правового вакуума было принято Постановление Верховного совета РСФСР «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем отмечалось, что соответствующий закон СССР 1990 г. применяется в РСФСР постольку, поскольку не противоречит российскому законодательству и нормам международного права. Постановление предусматривало регистрацию не факта создания общественных объединений, а лишь их уставных документов, а также отменило регистрацию профсоюзов, которая предусматривалась союзным законом 1 .

Однако распад СССР и радикальные социально-экономические преобразования, начавшиеся в России с 1992 г., потребовали разработки нового законодательства. Конституция РФ (1993) закрепила право граждан на объединение, которое является одним из фундаментальных прав человека и закреплено во многих международных документах, ратифицированных Российской Федерацией: Всеобщей декларации прав человека (1965), Международном пакте о гражданских и политических правах (1986), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1989) и др.

В середине 1990-х годов был принят целый пакет законодательных актов, определяющих правовое положение общественных объединений в новой России. Среди них федеральные законы - «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), «О некоммерческих организациях» (1995), Указ Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. и др. Всего во второй половине 1990-х годов действующее законодательство включало более 200 нормативных актов, затрагивающих деятельность общественных объединений только на федеральном уровне.

Базовым нормативно-правовым актом, лежащим в основе последующего законодательства в этой сфере, явился Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., который отменил действие закона СССР 1990 г. Согласно ему общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Такая формулировка позволяла гражданам самостоятельно выбирать вид социальной активности. Однако данный закон распространяется не на все объединения, созданные по инициативе граждан в качестве некоммерческих. К таковым относятся религиозные организации, которые действуют на основании Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), а также некоммерческие союзы (ассоциации), создаваемые коммерческими организациями типа Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации крестьянских хозяйств, Союза предпринимателей и арендаторов Российской Федерации и т.д.

Подобные объединения существовали и в дореволюционной России, большое распространение они имеют и в настоящее время в большинстве развитых стран. Закон не распространяется также на органы территориального общественного самоуправления (домовые и уличные комитеты, комитеты микрорайонов и т.п.), которые в настоящее время входят в систему власти местного самоуправления. К общественным объединениям отнесены только такие формирования, которые имеют в своей основе общий политический и социально-культурный интерес.

Новое законодательство сняло ограничения в регистрации общественных объединений, установленные законом СССР 1990 г., и отменило обязательность регистрации. В последнем случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица, то есть не может иметь свой бланк, печать, расчетный счет в банке, выступать истцом и ответчиком в суде, обладать собственностью, учреждать средства массовой информации и др. Однако государственная регистрация является не только средством приобретения дополнительных прав. Она позволяет также официально заявить государству о своем существовании и своих целях, официально участвовать в политикогосударственных мероприятиях - выборах депутатов и должностных лиц, предвыборной агитации, создании фракций в представительных органах и т.д.

Без государственной регистрации общественные объединения были не вправе заниматься такой деятельностью. Регистрация дает право на государственную защиту имущественных прав и интересов общественного объединения, а также на защиту от незаконного вмешательства в его деятельность государственных органов и других физических и юридических лиц. В силу указанных причин большинство объединений предпочитает регистрироваться, однако имеются примеры общественно значимых формирований, созданных без образования юридического лица. К таковым относится, например, Национальный антикоррупционный комитет, созданный в 1999 г. в целях объединения сил гражданского общества для противодействия коррупции, куда вошли многие известные депутаты, писатели, адвокаты, политики.

В законе определены случаи, когда объединению может быть отказано в регистрации, однако решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке. Государственная регистрация общественных объединений всех уровней была возложена на органы юстиции. До 2004 г. ее осуществляло Министерство юстиции РФ, а также министерства, управления (отделы) юстиции субъектов Федерации, а с 2004 г. по 2008 г. эту функцию выполняла подчиненная Минюсту России Федеральная регистрационная служба и ее органы. С 2008 года государственная регистрация вновь возложена на органы юстиции. В то же время большая часть некоммерческих формирований проходит регистрацию только в налоговых органах.

Важное значение для организационного оформления общественного движения имело установление единых организационно-правовых форм, в которых могли создаваться и действовать общественные объединения. Первоначально таких форм было пять - общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности, а с 2001 г. к ним прибавилась шестая - политическая партия.

Как видно из приведенной классификации, общественная организация - лишь одна из форм общественного объединения. Она основана на фиксированном членстве, и в этом ее главное отличие от других форм объединений. Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения в соответствии с уставом организации. В форме общественной организации функционируют политические партии и профсоюзы. Такую же форму имеет большинство ныне действующих объединений, основанных еще в дореволюционный и советский периоды: Российское общество Красного Креста, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Всероссийское общество охраны природы, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, Вольное экономическое общество, Московское общество испытателей природы и многие др. В форме общественных организаций действуют многие созданные в 1990-е годы ветеранские (Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ) и профессиональные объединения (Гильдия актеров кино, Российское общество историков-архивистов).

Новой формой общественных объединений стали общественные движения, которые появились и были особенно популярны в годы перестройки. Общественное движение - это массовое общественное объединение, которое состоит из участников и не имеет фиксированного членства и численных границ. Между его участниками отсутствует постоянная организационная связь. Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели. Формами его проявления являются митинги, демонстрации, обращения, шествия, которые носят публичный характер. На них может присутствовать любой человек. На первом этапе демократических преобразований важную роль сыграло движение «Демократическая Россия». В значительной степени оно повлияло на обновление депутатского корпуса, рыночные преобразования в стране, избрание Б.Н. Ельцина Президентом России и т.п. В избирательной кампании 1993 г. влиятельной силой выступило движение «Выбор России». В форме движения действовали многие известные объединения: «Демократический союз» во главе с В. Новодворской, «За права человека» Л. Пономарева, «Детство без наркотиков», «Женщины России», «Российское объединение избирателей» и др. Форма движения весьма популярна у политиков, предлагающих свои пути развития страны, например, «Российское движение демократических реформ» Г. Попова, «Выбор России» Е. Гайдара, «Наш дом - Россия» В. Черномырдина, «Конгресс русских общин» Ю. Скокова и А. Лебедя, «Народовластие» А. Тулеева, «Объединенный гражданский фронт» Г. Каспарова, «Солидарность» Б. Немцова и др.

Высшим руководящим органом общественной организации и общественного движения является съезд или общее собрание членов. Он избирает постоянно действующий руководящий орган (совет, правление, президиум, исполком и т.п.), который является коллегиальным и подотчетен съезду или общему собранию.

Общественные объединения могут образовываться в форме фондов. В зависимости оттого, кто их создает, различаются государственные (Пенсионный фонд, Федеральный фонд страховой медицины ит.п.), корпоративные, частные, общественно-государственные, общественные и другие фонды. Общественный фонд представляет собой один из видов некоммерческих фондов. Он, как и общественное движение, не имеет членства, а отличается своей целью, которая состоит в накоплении средств на общественно полезные цели на основе добровольных взносов и иных поступлений. Первые общественные фонды появились в США в 1915 г. Использовалась эта форма и в России. Так, в советский период при творческих союзах были созданы соответствующие фонды (Литературный, Архитектурный, Музыкальный, Художественный и др.), которые осуществляли материальнобытовое и культурное обслуживание членов союзов, а также содействовали творческой деятельности мастеров искусств. Однако средства этих фондов пополнялись из государственного бюджета, а также за счет принудительных отчислений учреждений и предприятий.

Особой популярностью фонды пользовались в 1990-е годы, что объяснялось рядом причин. Во-первых, сравнительной легкостью их регистрации, во-вторых, трудностью проверки расходования средств из-за несовершенства законодательства. Только в Петербурге в 1996 г. насчитывалось около 50 различных общественных фондов 1 . И до сих пор общественные фонды часто находятся в центре внимания правоохранительных органов. Так, в Москве только в 2003 г. было заведено два уголовных дела в отношении общественных фондов 2 .

У каждого фонда должны быть учредители, управляющие имуществом и попечительский совет, который осуществляет контроль за целесообразностью расходования средств. Большинство российских фондов создавалось бедными людьми, у которых изначально не было средств, и они целиком зависели от пожертвований. Вместе с тем фондам, как и другим общественным объединениям, предоставлено право самим зарабатывать деньги, однако таких было и остается немного, а большинство находится в роли просителей, поэтому деятельность многих фондов оказывается малоэффективной. Среди наиболее крупных и значимых, созданных в постсоветский период, можно назвать Горбачев-фонд (1992), Фонд развития парламентаризма в России (1994), Российский общественный фонд инвалидов, «Информатика для демократии» (1997) и другие. В разных районах Москвы работают общественные фонды социальной защиты населения.

Еще одной формой общественного объединения, весьма развитой в дореволюционной России, является общественное учреждение. Оно также не имеет членства, а отличается целью, которая состоит в оказании различного вида социально-культурных услуг (образовательных, информационных, юридических и т.п.), отвечающих интересам участников. Как правило, учредителями общественных учреждений (институт, клуб, академия, центр и т.п.) выступают общественные организации или фонды, которые через них реализуют накопленные средства и оказывают услуги гражданам. В Российской империи к 1861 г. существовало 768 благотворительных заведений самой разной направленности (сиротские и воспитательные дома, училища, фельд-

См.: Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия. М., 1997. С. 82.

АиФ-Москва. 2003. № 21. С. 1.

терские школы, больницы, дома умалишенных, богадельни, инвалидные дома и т.п.), которые существовали как на средства местного бюджета, так и на общественные пожертвования. К 1902 г. их насчитывалось уже 6278. Под эгидой благотворительных обществ на частные средства содержалось почти 1900 детских учреждений .

В настоящее время эта форма не столь популярна. Среди действующих можно назвать Российский общественный институт избирательного права, Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, «Общество и право» - региональное общественное учреждение, Общественный научный центр гуманитарных проблем, Общественная академия «Шаг в будущее» (Якутск), а также различные местные общественные учреждения по оказанию социальных услуг населению. Управление общественными учреждениями и их имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями.

Орган общественной самодеятельности представляет собой общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. В советский период их не относили к общественным объединениям, хотя численность их была достаточно велика. Такими органами были товарищеские суды, народные дружины, кассы взаимопомощи и т.п., а также органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые и иные комитеты). В настоящее время к органам общественной самодеятельности относятся только структуры при учреждениях: советы школ, родительские комитеты, библиотечные советы и т.п., которые имеют общий социально-культурный интерес . Особенностью названных объединений является то, что они не имеют над собой вышестоящих органов и организаций. Кроме того, орган общественной самодеятельности не может быть общероссийским или международным объединением, поскольку сфера его деятельности ограничена социальными проблемами, возникающими у граждан по месту жительства, работы или учебы.

И, наконец, шестой формой общественного объединения является политическая партия. Это особый вид общественного объединения, правовое положение которого регулируется специальным Законом «О политических партиях», принятом в 2001 г., о котором речь пойдет ниже.

Таким образом, современное российское законодательство предусматривает шесть организационно-правовых форм общественных объединений, в которых они могут создаваться. Однако на практике существуют формирования, основанные на любительстве и удовлетворении личного интереса граждан. Для таких объединений характерна слабость внутренних связей и отсутствие государственной регистрации. Речь идет о кружках, клубах, центрах, которые в советские времена нередко называли «неформальными объединениями». К ним относятся, например, клубы спортивных болельщиков, самодеятельной песни, любителей старины, трезвости, фантастики, кружки художественной самодеятельности, центры досуга, художественного творчества и др. Такие формирования являются общественными объединениями в том случае, если они провели организационные учредительные мероприятия и приняли соответствующие учредительные документы, хотя при этом они имеют право не регистрироваться. Если же эти условия не соблюдены, то они в прямом смысле слова остаются неформальными, т.е. не оформленными группами людей .

Из вышесказанного следует, что общественные объединения различаются по характеру членства. В одних - оно фиксированное (общественные организации, политические партии, профсоюзы), в других - нефиксированное (общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности). Все общественные объединения независимо от их организационной формы должны иметь устав, который является основополагающим документом и регулирует вопросы их внутренней жизни. В нем формулируются цель и задачи объединения, определяется его структура, устанавливаются права и обязанности членов, условия вступления и выхода, порядок создания руководящих органов и другие вопросы организационного устройства.

Общественные формирования могут объединяться - создавать союзы (Союз молодежных организаций России, Союз комитетов солдатских матерей России и т.п.) или ассоциации (Российская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов и т.п.). При этом принимается устав или учредительный договор союза или ассоциации и создается новое общественное объединение.

Общественные объединения различаются также по территориальной сфере деятельности, в соответствии с которой они делятся на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

К общероссийским относятся такие объединения, которые осуществляют свою деятельность в более чем половине субъектов Федерации и имеют там свои структурные подразделения (организации,

отделения, филиалы, представительства). Всероссийский статус имеет большинство организаций, основанных в советский период и имевших разветвленную структуру на местах: Всероссийское общество охраны природы, Российское общество Красного Креста, Российский фонд мира, Литфонд России и др. Из новых объединений можно назвать Российское дворянское собрание (1990), Российское общество историков-архивистов (1990), Общероссийское объединение корейцев, общественно-политическое движение «Духовное наследие», «Союз борьбы за народную трезвость» (2000) и др. Число объединений всероссийского масштаба росло главным образом за счет ветеранских организаций, активное формирование которых происходило в 1990-е годы. Особенно много их было образовано бывшими сотрудниками силовых ведомств, численность которых к 2008 г. составляла 6 млн человек . Кроме них, активно создавались всероссийские спортивные федерации по новым видам спорта, а также союзы ветеранов спорта и т.п.

Межрегиональные общественные объединения осуществляют деятельность на территории менее половины субъектов Федерации и имеют там свои подразделения. К ним относятся, например, общественное движение «Детство без наркотиков», Совет попечителей бездомных животных, крупнейшая благотворительная организация «Открытая Россия»(2001) и др. Региональными общественными объединениями считаются такие, чья деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации. Например, Московская Хельсинкская группа, Московский союз литераторов, Экологическая вахта Сахалина (1997), благотворительное общество «Невский ангел», региональный общественный фонд «Информатика для демократии» и т.п.

Уместным общественным объединениям относятся те, чья деятельность осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. Например, Объединение воинов-интернационалистов района «Хамовники» (Москва), Совет ветеранов войны и труда района «Перово» (Москва), Объединение автомобилистов Северо-Западного административного округа Москвы, Одинцовская районная общественная организация «Общество по защите прав потребителей» (г. Одинцово Московской обл.), общественное объединение «Русь» (Уфа), «Фонд Дьячкова» (Тольятти) и т.п.

В развитых государствах огромной социально-экономической и политической значимостью характеризуются общественные объединения. Их сущность может предполагать осуществление самого широкого спектра активностей. Общественные объединения могут выражать интересы как небольшой группы людей, так и огромных по численности социумов. Соответствующие структуры могут вести активности как локальные, так и осуществляемые в мировом масштабе. В России деятельность общественных объединений регулируется на самых разных уровнях источников права. Ключевые правовые положения, имеющие отношение к данной области, закреплены в Конституции РФ. Каковы иные примечательные нюансы работы общественных объединений в РФ? Какие виды ассоциаций могут вести деятельность в России?

Определение термина

Что такое «общественное объединение»? Определение данного термина дается в российском законодательстве. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что под рассматриваемым словосочетанием следует понимать ассоциацию, которая ведет активности на территориях, которые составляют более половины субъектов РФ и обладает структурными подразделениями (например, филиалами и представительствами). В соответствии со статьей 47 данного ФЗ, общественное объединение следует считать международным, если за рубежом присутствует хотя бы одно из его структурных подразделений.

Рассматриваемый термин может трактоваться иными способами. Так, есть точка зрения, по которой под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, функционирующее на некоммерческих началах формирование, которое создается по инициативе жителей государства, решивших объединиться, исходя из общности интересов.

Классификация общественных объединений

Есть достаточно много оснований для классификации общественных объединений. Таковым может быть характеристика социальной группы, которая соответствующим образом консолидирует свои активности. Например, если это профессиональное сообщество, то оно, скорее всего, будет относиться к категории массовых объединений. Если это любители творчества, то это будет самодеятельный коллектив. Если это сторонники здорового образа жизни, то они, вероятно, будут формировать общественное движение.

К категории массовых принято относить детские, молодежные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, кооперативы. Другой критерий классификации организаций рассматриваемого типа - масштабы деятельности. Есть местные общественные объединения, работающие в конкретном городе или муниципалитете. Есть региональные, федеральные и международные организации.

Как правило, любое основание для классификации общественных объединений предполагает деление структур на дополнительные группы. Например, если речь идет о профсоюзах, то они могут быть классифицированы по отраслевым признакам, географии деятельности.

Группы интересов и лобби

Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.

Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой - дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые - на исполнительную власть.

В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.

Клубы по интересам

Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика - в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса - как и группы по интересам.

Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой - становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе - предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Социально значимые активности объединений

Как правило, в каждой ассоциации реализуются некие социально значимые активности. Таковыми могут быть:

  • материальная поддержка нуждающихся лиц;
  • психологическая и моральная помощь людям, которые находятся в сложной ситуации;
  • организация образовательных, адаптационных программ для различных категорий граждан;
  • правовая поддержка, предоставление юридических консультаций тем, кто в них нуждается;
  • реабилитационные мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных групп граждан.

Активности общественных объединений необязательно могут быть связаны с предоставлением помощи и поддержки. Часто деятельность соответствующих структур сопряжена с организацией досуга, развлечениями, научной работой, природоохранной деятельностью. Активности общественных объединений также могут быть направлены на профилактику различных негативных социальных явлений.

Социальная функция общественных объединений

Деятельность общественных объединений в любой развитой стране характеризуется высокой значимостью с точки зрения обеспечения стабильности социума и государства в целом. Человек по природе - субъект, ориентированный на социум. Потребности людей в самореализации, как правило, предполагают их активные коммуникации с обществом. Рассматриваемые объединения - один из самых доступных и действенных механизмов взаимодействия человека и общества. Деятельность соответствующих структур полезна также и с точки зрения экономического развития государства. Активности общественных организаций могут быть направлены на улучшение правового регулирования тех или иных сфер хозяйственного развития, на повышение эффективности труда за счет освоения трудящимися новых знаний.

Кто может быть учредителем общественного объединения?

В общем случае учредителем общественного объединения может быть совершеннолетний гражданин либо другое юридическое лицо. Члены и участники ассоциаций, как правило, также должны быть совершеннолетними. Детские общественные объединения могут включать членов и участников в возрасте 8 лет. Тот факт, что гражданин принадлежит какой-либо ассоциации или, наоборот, не входит в какую-либо из них, не может быть основанием для ограничения его прав и свобод, либо предоставления ему со стороны государства льгот и преференций.

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом - в двух экземплярах;
  • устав - в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях - в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения - устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации - некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры - если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Пошлина за регистрацию

Для того чтобы зарегистрировать общественное объединение, нужно уплатить в бюджет предусмотренную законом пошлину. Если речь идет о создании юридического лица, то соответствующий сбор составляет 4 тыс. руб. Государственная регистрация общественных объединений инвалидов, а также структурных подразделений подобных учреждений предполагает уплату пошлины в размере 1400 руб. Изменения, которые могут вноситься в учредительные документы соответствующих организаций, также принимаются регистрирующими органами при условии перечисления сбора государству - в размере 100 руб. Аналогичное действие для юрлиц, а также ликвидация подобных структур предполагает уплату госпошлины в размере 800 руб.

Законное право на объединение

Рассмотрев то, что такое общественное объединение, а также изучив основные сведения, касающиеся регистрации подобных структур, исследуем подробнее то, как раскрывается сущность соответствующих ассоциаций в различных источниках права. Начнем с главного закона Российского государства - Конституции.

В соответствии со статьей 30 данного источника права, каждый гражданин РФ имеет право объединяться с другими. Подобная преференция предполагает создание на добровольной основе различных общественных объединений с целью обеспечения защиты интересов и достижения целей. Граждане РФ также имеют право вступать в существующие ассоциации, равно как и выходить из них. Общественные объединения и организации могут создаваться в России без согласования с органами власти.

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых - профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач - например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Политические партии

Если рассматривать иные распространенные виды общественных объединений, то стоит, конечно же, изучить специфику политических партий. Подобные структуры создаются с целью обеспечения участия граждан РФ в управлении государством посредством выражения политической воли, участия в различных акциях, демократических процедурах.

Политические партии призваны представлять интересы жителей страны в органах власти. Статус общественных объединений соответствующего типа, как правило, предполагает формирование депутатских списков на выборах. Членом партии может быть совершеннолетний гражданин РФ. Вступление в соответствующие структуры - добровольное, выход - тоже. Однако гражданин может быть в составе только одной партии.

Признаки политических партий

Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия - прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.

Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.

Механизмы формирования партий

Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии - созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель - несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.

При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.

Некоммерческие организации

Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Главная мотивация учредителей НКО - защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.

Особенности работы общественных объединений за рубежом

Изучим то, какова специфика активностей общественных объединений за рубежом. Говоря о профсоюзах, можно отметить, что их деятельность в России и западных странах схожа. Деятельность общественных объединений соответствующего типа предполагает защиту интересов рабочих и служащих тех или иных отраслей. При этом практическое влияние профсоюзов в западных странах на органы власти может быть более выраженным, чем в России. Так, довольно часто в других государствах принимаются законы или поправки в них именно как результат деятельности профессиональных организаций.

В западных странах значимую социальную роль играют также предпринимательские объединения - такие как, например, союзы работодателей либо коммерческие ассоциации. Их влияние прослеживается также и на уровне коммуникаций с государственными структурами власти. Подобные объединения могут иметь сильное парламентское лобби. Участие общественных объединений на Западе также имеет большое значение в сельскохозяйственной сфере. Создаются фермерские союзы, также способные влиять на законотворческий и административный процессы.

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

    формы.

    Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Различают следующие виды общественных объединений:

      Общественная организация;

      Общественный фонд;

      Общественное учреждение;

      Орган общественной самодеятельности;

      Политическая партия.

    Общественная организация

    Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

    Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

    Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

    Общественный фонд

    Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественное учреждение

    Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

    Орган общественной самодеятельности

    Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

    Политическая партия

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    23. Политические партии: понятие, порядок создания, права и

    обязанности.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.

    Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

    Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

    Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

    Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

    В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

    Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с лета 2003 г.).

    Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в некоторых случаях) по решению Верховного Суда РФ.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх