«Око за око, зуб за зуб» и другие выражения, которые пришли из Библии. Око за око - что значит

Не так давно мое внимание привлекло расследование одного из израильских телеканалов в отношении возможности приобретения арабскими жителями Израиля квартиры в строящемся новом проекте центра страны. Поводом послужила жалоба представителя нац. меньшинства мусульманского вероисповедания о, якобы, отказе продать последнему единицу жилья рядом с евреями.

«Расследование» было неутешительным для нашей либеральной общественности. Под видом потенциального покупателя тележурналист допытывался у представителя отдела продаж, может ли тот быть уверен, что его соседями не окажется арабская семья. На что «представитель» уверенно заявляла, что волноваться не стоит, поскольку «двоюродным братьям» здесь не продают.
Негодующая общественность потребовала немедленного ответа и послала официальный запрос в строительную компанию, после чего из руководства поступил заикающе-размытый ответ, о том, что, мол, «представитель» была неправильно понята и покупка доступна любому, кто принесет деньги.

А ведь оправдываться не надо. И продавать не надо по одной простой причине: В Палестинской автономии (ПА) арабу грозит смертная казнь за продажу недвижимости еврею. «Око за Око»-закон из Пятикнижия Моисея. Читали? Нет? Читали, но забыли? В любом случае очень рекомендую пройтись.

Я думаю не требует особого доказательства тот факт, что, если бы закон о запрете продажи земли евреям не свирепствовал в ПА, значительная часть Восточного Иерусалима и Хевронa с арабским населением были бы уже давно выкуплены и заселены израильтянами. То же касается и земель Иудеи и Самарии.

Как можно добиться отмены людоедского закона? Введя собственный закон о запрете продажи арабам-мусульманам недвижимости в еврейских населенных пунктах. И тогда, естественно, возмутится весь либеральный запад. Ну что ж мы отменим дискриминационный закон, но пусть и ПА отменит свой. И тогда посмотрим у кого воли и любви больше в освоении земли Израиля.

Впрочем, это из области фантастики. Никогда преступные главари Хамаса, Фатха или мучеников еще какой-нибудь Аль-Хрени, простите за выражение, не пойдут на разрешение евреям скупать «мусульманскую», как они считают, недвижимость. Поэтому наиболее простой вариант отмены дискриминирующего евреев закона распустить «законодателей». Не надо силком держать власть Абу Мазена или «преемника», который придет за ним. Хаос сам сметет и законодателей и оппозицию, как это было в Ливии, Сирии, Йемене. Ну а нет «автономии», нет и закона. Поможем, страдающим от распрей между Хамасом и Фатхом, бедным «палестинцам» найти приют в благословенной Европе, предварительно выкупив дома и участки, обеспечив тем самым благополучный переезд.

Впрочем, статья не об этом. А о той самой заповеди «Око за Око, Зуб за Зуб»

В статье «Кома Христианства» я уже писал, что не одна из синайских заповедей, бывших некогда столпом христианства не исполняется. Это же относится и к «Око за Око». Ни Европа, ни Америка не должны были допускать строительство мечетей на своей территории пока в Саудовской Аравии, где находится краеугольный камень мусульманской цивилизации и куда совершают хадж миллионы страждущих исмаилитов, не разрешат строить церкви.

На самом деле не только церкви с синагогами строить там запрещено, но и за ввоз Библии, как мы знаем, грозит тюремным сроком. «Око за око, зуб за зуб» говорите? Нет. Это как будто вам выбили все зубы, чтобы вы шмякали там что-то невразумительное за ценности демократии, пока зеленое чудовище с аппетитом, белыми, здоровыми и крепкими зубами медленно и верно пожирает вашу цивилизацию. Да в придачу выкололи то самое «око», что бы не видели и не догадывались добрые европейцы, как медленно и верно их переваривают в утробе, под воздействием псевдолиберальных и «мирноисламских» пищеварительных соков.

Как работает закон «Око за око» показывают последние успехи еврейского государства по борьбе с террором, когда, количество терактов и жертв намного уступают европейским показателям. Это и снос домов террористов, и лишение гражданства, недавно подписанное главой МВД Арье Дери в отношении израильского араба-убийцы Раеда Ахмада. Конечно, это еще не «зуб за зуб», но уже где-то удар под дых и потенциальные террористы тысячу раз подумают, а стоит ли ставить под вопрос благоденствующее существование себя и своей семьи.

Мне вполне разумно могут возразить, что заповедь «Око за окоб зуб за зуб» уже давно не воспринимается буквально и была интерпретирована мудрецами Талмуда в том духе, что, если тебе выбили зуб, необязательно выбивать зуб обидчику. Можно получить денежный выкуп и разойтись с миром.

Кстати, сознательно или нет, используя такое же толкование, действуют и сегодняшние либералы. После терактов в Америке или Европе, часто, Саудовская Аравия и Катар жертвуют миллионы долларов напрямую или через подставные фонды с целью умиротворение ситуации. Взявшие деньги начинают петь песни о мирном характере Ислама, не забывая при этом подчеркнуть о необходимости вести «бескомпромиссную войну с террором». А между тем количество мечетей и экстремистски настроенных проповедников на деньги тех же саудитов только растет. Но либералы, не успокаиваются и снова пытаются при помощи тех же денег откупиться от террора: дадим шекели/евро/доллары на школы, мечети, исламские университеты, да тому же Арафату, как это решили Рабин с Пересом, и все уладится. Да как-то не улаживается.

Я где-то понимаю мудрецов Талмуда, вынужденных в течении многих веков творить в изгнании. Представим себе ситуацию, что зверствующий антисемит, скажем во времена Богдана Хмельницкого, подошел к еврею и со злостью выбил тому зуб. Допустим наш еврей решил действовать буквально заповеди. Собрал друзей и братьев (а это необходимо, ибо злодей хорошо вооружен), поймал антисемита и выбил тому зуб. Что последует дальше? Наиболее вероятно, погром, который уничтожит не только зубы, но и как минимум половину населения местечка. Разумнее подать жалобу гетману или шляхтичу, смотря кто главенствует, с просьбой заставить юдофоба возместить ущерб.

В общем то подход рациональный, но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, проблемы не решает. И история тому подтверждение. Заплативший деньги антисемит затаит злобу и при первой возможности поднимет бучу, так или иначе спровоцировав новый погром.

А уж тем более сейчас, когда вот уж как более 70 лет еврейский народ вышел из изгнания и вернулся на свою землю, негоже и недолжно следовать галутным толкованиям прямых заповедей Торы. Основываясь на череде чудес, начиная с процесса голосования в ООН о создании еврейского государства, анализируя события Шестидневной Войны, а также множество других эпизодов современной израильской истории, я бы не стал отрицать вероятности помощи Небес в процессе становления Израиля.


А если это так, то более, чем логично предположить, что для процветания и успешного развития еврейского народа на Святой земле наши действия должны соответствовать тем заповедям, которыми напутствовал устами Всевышнего Моисей двенадцать израильских колен перед переходом реки Иордан. К слову, это все описано в разделе Торы под названием Дварим, который мы читаем сейчас, перед наступлением праздника Рош-ха-Шана.

P.S. А в конце вопрос на засыпку. Если бы все-таки закон «Око за Око» имплементировался в полную силу, какой пропорциональный ответ должен быть на тот факт, что евреи, фактически, не могут под страхом смерти проживать на территории ПА и Иордании, где подавляющее большинство населения составляют палестинские арабы?

1 Люди часто в своей повседневной речи используют крылатые фразы и выражения, смысл которых не совсем им понятен. К сожалению, сегодня образование находится на столь низкой отметке, что мало кто знает об их происхождении и значении. На сайте сайт мы стараемся растолковывать самые различные выражения, пословицы и сленговые слова, поэтому вы без труда найдёте ответы нас свои вопросы. Добавляйте нас в закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня мы будем говорить про довольно известную в широких кругах поговорку, это Око за око , что значит вы можете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем вы продолжите, я бы хотел ознакомить вас с моими новыми публикациями по тематике фразеологизмов . Например, что значит Вечер в хату ; как понять Накручивать себя ; что означает Аршин проглотить ; что такое Авгиевы конюшни и т. п.
Итак, продолжим, что значит Око за Око ?

Око за Око - это принцип возмездия, иначе называемый принципом Талиона, то есть наказание тебе назначается такое же, какой ты вред принёс


Око за Око - это цитата из Библии, особая формула закона возмездия


Синоним выражения Око за Око : сквитавшийся, рассчитавшийся, расквитавшийся, посчитавшийся, оплатившей той же монетой, отомстивший, невестке в отместку, как аукнется, так и откликнется; кровью за кровь; расплатившийся, припомнивший, поквитавшийся.

Происхождение фразеологизма Око за око, своими корнями уходит в историю Израиля. Этот принцип был сформирован в качестве гражданского закона, и он гласил: "Кто нанесёт повреждение на теле ближнего своего, тому необходимо сделать то же самое - зуб за зуб, око за око, перелом за перелом".

Хотя не стоит так буквально трактовать эту фразу. Она вовсе не означает, что если кто-то выбил вам глаз, то вы должны сразу же бить в ответ. Если какой-нибудь человек, по злому умыслу или случайно нанёс вам увечья, то вам следует обратиться в судебные органы, в которых необходимо рассказать о произошедшей беде.
После того, как в суде решали, что обвиняемый вами индивидуум, действительно виновен, и он не смог помириться с заявителем, то только в этом случае, обвиняемому наносили такое же повреждение. Как мне думается, это было весьма справедливое правило, и нам нужно снова взять его на "вооружение".

Данными законами руководствовались многие древние народы. Хотя существовал такой момент, что имелась вероятность, откупиться от возмездия деньгами. Впрочем, у нас всё то же самое, если человек богат, то он способен "залить" любой пожар своими денежными средствами, невзирая на лица и положение.

Прочтя эту небольшую статью, вы теперь будете знать, что значит Око за Око , и откуда пошла эта любопытная фраза.

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает оно равноценное воздействие за нанесенный ущерб, несет негативный оттенок, связанный с местью, борьбой, дракой, выяснением отношений и тп.

Известная всем фраза око за око, зуб за зуб приписывается библии, но на самом деле имеет значительно более древнее происхождение. У всех народов, у всех людей на земле есть понятие справедливости и справедливого возмездия, которое предполагает равноценный ответ за нанесенную обиду, оскорбление или любой другой ущерб. В основе своей это выражение образное и не предполагает впрямую выбивание зубов или лишения зрения, а лишь говорит о том, что «отниму у тебя столько же, сколько и ты у меня». Хотя в дикие времена средневековья и ранее, возможно такая мера суда, точнее, самосуда, и имела место. То есть преступнику, выбившему человеку зуб, сломавшему руку, нанесшему увечья должно было понести телесное наказание точно такое же. В ответ на причиненное зло причинялось точно такое же зло.

Интересно, что призывающее к справедливому возмездию выражение «зуб за зуб» имеет только негативный оттенок, его никогда не используют в смысле «платить добром за добро в равной мере».

С выражением зуб за зуб впрямую связано выражение иметь зуб . Иметь зуб на кого-то означает злиться, сердиться, замышлять недоброе, вынашивать планы мести и тп. Иными словами, «мне выбили зуб, и я дождусь удобного момента, чтобы выбить зуб тебе», то есть отомщу.

Лингвисты утверждают, что выражения похожие на зуб за зуб можно встретить и в других языках мира.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Это один из библейских законов, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Но как же, так? Получается, что Бог призывает древних евреев мстить друг другу? Именно так, кажется, если взглянуть на это дело поверхностно. На самом же деле все было ровно наоборот. Этим законом жестокость вовсе не благословлялась, а наоборот - ограничивалась.

Дело в том, что почти у всех древних народов существовал закон кровной мести. Он предписывал членам пострадавшего рода мстить не только конкретному виновнику, но и всему роду обидчика. И независимо от тяжести вины достойной местью считалась лишь смерть.

Повеление Бога, данное Моисею, состояло как раз в том, чтобы прекратить бессмысленные кровопролития. Ответственность теперь мог нести только конкретный виновник. И мера наказания не могла превышать меру вины. За поврежденный глаз больше нельзя было убить своего обидчика.

Закон Моисея,- стал важным шагом на пути нравственного прогресса человечества. Но он не совершенен. Господь дал его людям лишь потому что к иному они еще не были готовы. Должно было пройти время.

Когда же в мир пришел Христос, Он сказал уже другие слова:

«Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Так Спаситель призвал людей не слепо следовать закону взаимной жестокости, но проявлять смирение и милосердие в отношении близких. А потому действительно - не стоит царапать машину вашего обидчика, если у вас есть возможность решить дело миром.

Спрашивает Александр
Отвечает Виталий Колесник, 13.08.2011


Александр пишет: "Доброго времени суток. Разъясните пожалуйста: в ВЗ сказано око за око, зуб за зуб, о чём это? А в НЗ Господь наш Иисус Христос говорит: Не противься злому. Как это объяснить людям? Они говорят, что здесь какие-то противоречия"

Здравствуйте, Александр!

Дело в том, что принцип "око за око, зуб за зуб" был дан Израилю на то время как гражданский закон: "Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (). Другими словами, это не значило, что если человеку выбили око, или зуб, то он должен был тут же выбить в ответ обидчику око или зуб. Если имел место факт членовредительства, то потерпевший имел право обратиться в соответствующие судебно-исполнительные органы того времени и призвать обидчика к ответу. И если, после рассмотрения дела, оказывалось, что обвиняемый виноват, и не примирился с потерпевшим, тогда ему делали такое же повреждение на теле.
Согласитесь, что в принципе, это было довольно таки справедливо.

Если мы посмотрим на данные Израилю в древности законы в целом, то можно заметить, что эти постановления были намного гуманней тех законов, которые существовали (и существуют) в других странах. Например, о воровстве Израилю было дано следующее повеление: "Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое" (). Для Бога более ценен человек, а не вещи, вор должен был только вернуть вдвое больше украденного и все. В странах же, где действуют законы шариата, до сих пор воровство карается отсечением руки.

В Нагорной проповеди Иисус сказал: "Вы слышали , что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (). Кстати, есть созвучный этому тексту принцип, который имеет ту же суть, но звучит для нас более понятно: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (). Заметьте так же, что в своей Нагорной проповеди Иисус подчеркивал, что это "сказано древним" (см. , 27, 33), и после того, как Иисус говорил что именно было сказано древним, следует фраза "а Я говорю вам". Фактически, Иисус, своей Божественной властью, отменяет то, что было дано древним на определенное время, и дает новую заповедь, дает более глубокое понимание Божьего Закона, основанного на принципах любви. Просто, порой грешные, эгоистичные люди не способны принять свет Божественной истины в полноте, и потому Бог выводит свой народ во свет постепенно, шаг за шагом.
И каждому из нас, следует еще задуматься над тем, что по закону, за убийство Божьего Сына, всех нас ожидала смерть, но Бог Отец простил нас, и сейчас Он предлагает принять Жертву Сына, принять Спасение, которое Христос совершил ради нас.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх