Первое чудо: претворение воды в вино(27 г. Кана Галилейская). Библия, изложенная для семейного чтения. Призвание апостолов. Чудо в Кане Галилейской

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Перед нами повествование о чудесном превращении Христом воды в вино. Он мог совершать чудеса и раньше. Но чудо, на котором торжественно ставится священная печать Его учения, Он совершает только с началом Своей проповеди.

Христос, и Матерь Его, и ученики были званы на брак. Так Господь устанавливает таинство брака, освящая его не только Своим присутствием, но и Своим первым чудом. Кто хочет, чтобы Христос был у него на браке, должен звать Его к себе с небес личной и общей церковной молитвой. И Он придет. И обратит воду в вино. Ученики, те, кто следует за Христом, будут на пиру радости вместе с Ним. Народная любовь ко Христу распространяется на тех, кто Его.

Вот это чудо. Много было приготовлено вина, но все кончилось. Пока мы в этом мире, мы можем всегда оказаться в нужде, сколь обеспеченными мы ни были бы. Но если кто истратит что на Христа и учеников Его, никогда не будет в убытке.

Матерь Иисуса просит Его помочь этим людям. Что происходит между Христом и Его Пречистой Матерью? Она сказала Ему: Вина не имут» Она не говорит Ему, чтобы Он совершил чудо, но смиренно предает их нужду Господу. Что Мне и Тебе, Жено, – отвечает Господь, – еще не пришел час Мой. У Господа для всего свое время. Но Он тем не менее совершает чудо сейчас, раньше времени – ради утверждения веры Своих учеников. И это будет залогом многих чудес, которые Он совершит, когда придет Его время. Его час приходит, когда мы в предельной нужде, и не знаем, что делать. И Его час придет, когда Он на Кресте прольет Свою пречистую кровь, чтобы избавить многих от смерти вечной. Это будет брак Агнца с родом человеческим.

Что ни скажет Он вам, то сделайте, – говорит Божия Матерь, зная Христово милосердие. Она заповедует нам, чтобы взор наш был устремлен к небу и мы в точности исполняли слово Его. Следование нашему христианскому долгу ведет к Божию милосердию. И этот путь открывает нам Божия Матерь, Заступница наша. Христос совершает чудо претворения воды в вино, показуя, что Он – Творец всего. Это первое чудо, чтобы мы увидели, что Он пришел в мир дать радость – возвысить, преобразить обыкновенную земную радость в небесную для всех верующих в Него.

Там было шесть каменных водоносов – для очищения по закону иудейскому. Для чего Христос делает их вместилищами чудесного вина? Благодать Нового Завета – вино, а ветхозаветного закона – вода. В сосудах было по две или три меры, и они были заполнены доверху. Христос дает щедро, с избытком – по богатству Своей славы. Нет ничего ярко зрелищного в Его чуде. Он сидит за трапезой со всеми, не произносит ни слова, но то, что Он желает, совершается. Он дает вкусить это вино первому распорядителю пира, потому что знает, что Он совершил. Все было добро, добро зело – с самого начала. Господь повелевает почерпнуть это вино, дарует это вино для употребления. Все чудеса Его – таковы. Если Он дал кому-то из нас познание истины и благодать, превратив воду нашей жизни в вино, мы должны этим жить. Почерпните – вкусите и видите, яко благ Господь.

Это было настоящее вино. Архитриклин понял это, попробовав его, хотя он не знал, откуда оно. А слуги знали, хотя еще не попробовали. Это было лучшее вино. Дела Христовы говорят сами за себя – даже для тех, кто не знает их Совершителя. Они всегда – лучшее из всего, что есть.

Мир исполнен тщеславия и чувственного обмана. Когда упиются, доброе вино заменяется худшим. Чем больше радости ищет в земном человек, тем меньше ее становится. Ты же соблюл доброе вино доселе, – благодарит архитриклин, не зная, Кому они обязаны за это доброе вино. Лучшее уготовано Господом в конце, и потому мы должны жить, исполняясь совершенного доверия Ему. Плотские радости со временем угасают, а духовные – все более возрастают.

Это было первое чудо, совершенное Христом. Он Сам – величайшее чудо. Но это было первое из многих, которые Ему предстояло совершить. У Него – Божественная сила, но Он должен был до времени сокрывать ее. Так явил Он славу Свою, как Единородный от Отца. И ученики Его уверовали в Него. У них уже была вера, но даже подлинная вера нуждается в укреплении. Самые великие святые были когда-то младенцами в вере, но благодать Христова питала их, пока они не достигли меры возраста Христова.

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ.

Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку именно он повелел Андрею и Симону следовать за Христом. Иисус, судя по некоторым деталям, излагаемым евангелистом Матфеем, ничего не знал о таком повелении, но вышло так, что, проходя по берегу Галилейского озера, по тропинке, огибающей мыс Гаттин и выходящей затем на дорогу к Капернауму, он заметил двух рыбаков. Что-то подсказало ему остановиться, чтобы посмотреть, как они вытягивают в лодку тяжелую сеть с бьющейся в ней рыбой. Оказалось, то были два брата - Андрей и Симон. Он их не знал, но им-то, со слов Иоанна Крестителя, было хорошо известно, что подошедший к ним странник и есть тот самый Иисус, за которым и надлежало им следовать. Внутренне братья были подготовлены к такому служению. Этим и объясняется, почему на слова Христа:

«…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4: 19) - они тотчас встали, оставили свои сети и последовали за ним.

Поскольку Андрей оказался первым, к кому обратился Христос, глядя, как они вытаскивают сети, то с тех пор он вошел в историю христианства под именем Андрея Первозванного.

Иисус Христос и рыбаки

Следуя дальше по берегу озера и уже приближаясь к Капернауму, они встретили еще двух братьев - Иакова и Иоанна, которые тоже - вместе со своим отцом Зеведеем - тащили сеть. И эти братья, оставив отца, ушли вместе с Иисусом, Андреем и Симоном. Так их стало пятеро.

Они стали путешествовать по Галилее, всюду проповедуя то, что слышали от Иоанна, но Иисус каждый раз в своих проповедях развивал Иоанновы слова применительно к каждому отдельному случаю, местности или событию. Его проповеди, имея общий смысл, всегда отталкивались от конкретного случая, что, по-видимому, вместе с заразительностью речи придавало им большую убедительность, особенно в глазах простого люда, не всегда разбиравшегося в сложных речесплетениях фарисеев, затейливо и отвлеченно толковавших Моисеевы наставления в своих синагогах.

Иисус и его ученики не пренебрегали синагогами, хотя чаще всего предпочитали собирать вокруг себя слушателей на свежем воздухе - на площадях, улицах и даже на базарах. Его апостолы - Андрей, Симон, Иаков и Иоанн - были, скорее всего, людьми малограмотными, простыми рыбаками; по-настоящему образованным среди них был лишь Иисус, но и его образованность, по-видимому, нельзя преувеличивать, помня, что он вышел из захолустного Назарета, не славившегося ни культурой, ни ученостью. Своего образования Иисус достиг собственным самостоятельным трудом: недаром двенадцатилетним мальчиком он, как мы помним, удивил иерусалимских раввинов званием священных текстов. Хорошо зная Писание, он, следовательно, обладал и необходимым культурно-историческим и философским багажом. Мы неоднократно увидим, знакомясь с дальнейшей жизнью Христа, что он постоянно использовал Ветхий завет, но брал из него, главным образом, общечеловеческое содержание. Его революционная роль состояла именно в том, что он вышел за ограниченные и жестокие пределы Моисеевых законов, став на защиту человечности в человеке, а среди всех сословий предпочтя наибеднейшее.

Слава Иисуса и его учеников множилась. Судя по евангелиям, люди шли к нему не только послушать проповедь, предрекавшую будущее равенство людей, воздаяние бедным и т. д., но и за исцелением от болезней.

Иисус Христос с учениками в Галилее

«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия (Десятиградие - страна к востоку от Иордана, включавшая в себя десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу и Канафу. Это был союз свободных эллинистических городов, прекративших свое существование в начале II века н. э., когда некоторые из них отошли к Аравии.), и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана»

(Матф. 4: 24-25).

Увеличивалось и число учеников Иисуса. Сначала появился Филипп, который привел за собой Нафанаила. Интересно, что Нафанаил не сразу поверил Филиппу - ему казалось, что пророка из Назарета, города, пользовавшегося нехорошей славой, просто не может быть.

В один из дней пришли они в Кану, маленький городок в полутора часах ходьбы от Назарета. Иисус знал, что его мать находилась уже там, будучи приглашенной на свадьбу. Возможно, впрочем, что Иисус с учениками побывали сначала в Назарете и приглашение получила не только его мать, но и он сам со своими учениками. Но они пришли в Кану намного позже матери, когда свадьба, обычно продолжавшаяся, по еврейским обычаям, семь дней, уже давно перешла свой зенит. Этим, конечно, и объясняются первые же слова Марии, обращенные к Иисусу: «Вина нет у них».

Иисус на эти слова ответил загадочно: «Еще не пришел час Мой».

По-видимому, мать Иисуса, а скорее всего, и все остальные гости были уже наслышаны о его чудесах и проповедях.

Странные слова Иисуса, судя по тексту евангелиста Иоанна, никого не удивили - они, скорее, вызвали любопытство.

«Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Мера - 4 ведра. В шести сосудах-водоносах, стоявших во дворе, находилось до 60 ведер воды.).

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха.

И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан. 2:5-11).

Эпизод в Кане Галилейской много раз комментировался и библеистами и, в особенности, богословами. Ведь в нем есть, по крайней мере, два знаменательных момента. Читатели не могли, например, не заметить, с какой видимой неохотой собирается Христос совершить свое чудо по превращению воды в вино. Обратим снова внимание на начало этой небольшой сценки. Мать говорит Иисусу: «Вина у них нет». А Иисус ей отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По-видимому, Мария уже слышала, что знаменитый Иоанн Креститель предрекал ее сыну будущность чудотворца. Но Иисус явно не хочет свершать именно чудес: он даже обращается к ней полуофициально, полуторжественно, но отчасти - в данной ситуации - и отчужденно: «жено», что значит «жена», или «женщина». Христос всегда требовал от своих учеников и от слушателей веры самой по себе, без всяких видимых и, так сказать, материальных и грубых ее доказательств. Он предпочитал доказывать свою силу, главным образом, исцелением больных и страждущих: слепых, хромых, бесноватых. И всегда избегал чуда как такового, возможно видя в подобных действиях что-то от фокуса или шарлатанства, то есть рассчитанного на чисто внешний успех. И все же, как видим, хотя и с неохотой, но он совершил чудо с превращением воды, явно пойдя здесь на уступку небогатым хозяевам дома, чувствовавшим неловкость из-за нехватки вина, так как они явно не рассчитывали на приход сына Марии, приведшего с собой несколько учеников.

Рассказ евангелистов о браке в Кане Галилейской интересен также и другим мотивом, прошедшим через все четыре жизнеописания Христа. Дело в том, что Иисус, как мы увидели в этой сценке, не чужд обычным земным радостям. Он не гнушается превратить воду в вино, чтобы пиршественное застолье в небогатой семье, куда он попал, могло завершиться так же празднично, каким оно было вначале, когда вина было еще вдоволь и все гости были довольны.

Эта сторона личности Христа обычно не подчеркивалась, но она, несомненно, отразилась в христианстве, считающем самую жизнь священным даром небес. Даже мрачное и аскетичное средневековье не могло до конца истребить этой празднично-торжествующей ноты прославления жизни и всего сущего на земле: вспомним хотя бы Франциска Ассизского, стоящего в самом начале темных средневековых столетий, - его радостная жаворонковая песнь, преодолев весь ужас инквизиции и духовного террора, невредимой дошла до праздничного и жизнелюбивого Возрождения.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ. Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2: 1-11 Галилея, которую Христос избрал для проповеди, была мало похожа на выжженную солнцем каменистую Иудею; в те времена она представляла собой цветущий край. Проходя по Галилее, повсюду можно было видеть колосившиеся хлеба, обширные

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто был женихом на свадьбе в Кане Галилейской? Об этой свадьбе упоминается лишь в Евангелии от Иоанна (2:1-11), который утверждает, что мать Иисуса «была там», и был «также зван Иисус и ученики Его». Когда выяснилось, что не хватает вина, мать Иисуса сообщила об этом сыну, а

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Брак в Кане Галилейской (Иоан., гл. 2) На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Брак в Кане Галилейской. Евангелие от Иоанна 2:1-11 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Первое чудо на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:1-12). О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке», в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист - Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Брак в Кане Галилейской Друзья позвали Иисуса, Его учеников и Деву Марию на свадьбу. Пир шел уже несколько дней. Музыканты играли на арфах и свирелях и били в бубны. Гости танцевали и громко пели. Невеста была прекрасна, и жених не сводил с нее глаз.Как вдруг жениху тихонько

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава 2 1. Чудо на браке в Кане Галилейской 1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане

Из книги Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа автора Бенуа Софья

11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Так положил Иисус начало чудесам... По наиболее авторитетным кодексам, этому месту надо дать такой перевод: "это (??????) сделал Иисус как начало (?????) знамений (?. ???????)".

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Брак в Кане Галилейской. Первое чудо Иисуса Христа (Ио. 2, 1 – 11) Вскоре после того, как Иисус Христс начал проповедовать людям, случилось Ему прийти в маленький городок Кану – в Галилее. В этот день, в городке праздновали свадьбу, и Иисуса с учениками и Матерь Его пригласили

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Первое чудо в Кане Галилейской На третий день после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно,

Из книги автора

Брак в Кане Галилейской А вскоре в городе Кана в Галилее был брачный пир, на который пригласили Иисуса и мать его Марию. Приглашены были и ученики Иисуса. И когда кончилось вино, Мария сказала об этом Иисусу. Иисус же ответил, что не пришло еще Его время. Но Мария сказала

    Брак в Кане Галилейской (картина) - Брак в Кане Галилейской библейский сюжет о первом чуде, совершённом Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета. Существует несколько картин: «Брак в Кане Галилейской» картина Босха, 1475 1480 гг.… … Википедия

    Брак в Кане Галилейской (картина Босха)

    Брак в Кане Галилейской (картина Веронезе) - У этого термина существуют и другие значения, см. Брак в Кане Галилейской (картина) … Википедия

    БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

    Брак - Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого… … Православие. Словарь-справочник

    БОГОРОДИЦА - [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

    ВЕНЧАНИЕ БРАКА - [греч. στεφάνωμα (τοῦ γάμου)], основная часть чина церковного благословения брака в правосл. Церкви и у нехалкидонитов. В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а… … Православная энциклопедия

    Паоло Веронезе - Паоло Веронезе … Википедия

    Кана Галилейская - известное из Библии поселение в Галилее, где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино. Упоминания в Библии … Википедия

    АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование арм. богослужения в III IV вв. происходило под влиянием в первую очередь греч. (через Каппадокию) и сир. (через Эдессу и Осроену) традиций (Taft. The Armenian. P. 176 179).… … Православная энциклопедия

Брак в Кане Галлилейской
Пожалуй, самая знаменитая свадьба в истории человечества, наиболее часто изображавшаяся живописцами – это свадьба в Кане Галилейской, описанная в Евангелии: праздник, во время которого Иисус Христос совершил свое первое чудо…

Год, когда совершалась свадьба, точно не установлен: ученые и теологи спорят даже о годе рождения Иисуса!
Так что с уверенностью можно сказать лишь одно: события происходили в первой половине I века нашей эры.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1–11).

Сама свадьба и чудеса Иисуса упоминались и обсуждались, но как звали брачующихся, которых столько раз рисовали на своих картинах художники Средневековья и Возрождения?

Ученые теологи не перестают исследовать библейские истории, и они выяснили, что жениха звали Нафанаил из Галилеи (он упоминается в Евангелии от Иоанна), а невесту, по-видимому, Марьям, - так же, как мать Иисуса.

Священник Рейнер Хессе и историк Энтони Чиффоло написали книгу «Благословенная трапеза», в которой в том числе рассказали и о брачных традициях древних иудеев, и о свадьбе в Канне Галилейской:

«Жена считалась собственностью мужа, а потому обладала определенной ценностью и требовала попечения. Многие жены, такие как Девора, судия Израиля, занимали в общине почетное место, и большинство успешно управлялось с ведением дома и всего хозяйства. Жена должна быть послушной, а ее неверность считалась большим грехом и каралась смертью. Хотя на мужчин подобные строгости не распространялись, верность жене и уважение к ней рассматривались как добродетель. Бракосочетанию предшествовала помолвка. Помолвка предусматривала согласие со стороны родителей невесты и передачу приданого в дом жениха. Иногда подарки от отца или родственников получала и невеста. Помолвки заключались и за несколько месяцев до свадьбы, и за годы до нее; нередко родители заключали их вскоре после появления детей на свет. Будучи помолвленной, девушка приобретала статус замужней женщины, прежним оставалось только имя, и от нее ожидали соответствующего поведения. Бракосочетание и свадьба была простой формальностью, удостоверяющей завершение сделки, тем не менее свадебное торжество, устраиваемое в доме невесты, могло длиться много дней.

Комментировать свадебное пиршество в Кане - дело непростое, ведь в христианской традиции с ним связано первое чудо, совершенное Иисусом. Превращать воду в вино - такое не каждый день случается, и рецептов этого мы не обнаружили ни в старинных поваренных книгах, ни в руководствах по магии. Точно так же мы почти не нашли сведений о матримониальных обычаях жителей Галилеи 1 века - ни в Библии, ни где бы то ни бы то еще. Лучшее, что мы можем сделать, попытаться читать между строк и реконструировать праздник в Кане, который столько веков назад посетили Иисус и его ученики, в соответствии с более поздними (и нынешними) традициями.
Точное местоположение Каны неизвестно. Одни указывают на современную территорию Кефр-Кены, примерно в семи километрах на северо-восток от Назарета. Другие склоняются к тому, что она находилась на месте древнего поселения Кирбет Кана, располагавшегося на холме километрах в пятнадцати к северу от Назарета.

Свадебные торжества начинались, насколько мы можем судить, в третий день недели (то есть во вторник: в иудаизме первым днем недели считается воскресенье) и продолжались в течение четырех последующих. Гости (мужчины) возлежали на полу на коврах, ели и пили, слушали музыку и танцевали. Женщины собирались отдельно, "за сценой", и в мужском веселье не участвовали.

На брачном торжестве в Кане присутствовала Мария и, по-видимому, другие родственницы Иисуса, а это, скорее всего, указывает на их родственные связи с невестой.

Обычай тех времен требовал, чтобы на столе присутствовали жареный ягненок, травы, хлеб и много вина, которое использовал ось не только для питья, но и для приготовления блюд. Что еще стояло на многочисленных столах, накрытых для гостей, неясно. Если это был типичный палестинский свадебный пир того времени, то, как пишут авторы книги "Кулинария в Библии", там наверняка были оливки, сардины, виноградные листья, просо, курага, финики, миндаль, изюм, утка, гранаты и рис.

Иисус и апостолы, видимо, прибыли на пир далеко не в первый день торжества, потому что вино уже заканчивалось. Это могло нанести серьезный урон доброму имени хозяина, и потому Мария, мать Иисуса, которая, можно предположить, принимала участие в организации пиршества, просит сына помочь. Как он это сделал - пусть обсуждают теологи и верующие, Евангелие просто сообщает, что вода превратил ась в вино.

Особенно существенно то, что вина в результате действий Иисуса оказалось огромное количество - 120 галлонов, и это притом, что израильтяне обычно пили вино, сильно разбавленное водой.

Превращение воды в вино - это щедрый дар, и ранняя христианская церковь толковала его как прообраз небесного пира, уготованного Господом для верующих».

Теологи так же считают, что брак в Кане Галилейской можно считать первым зафиксированным в истории обрядом христианского венчания: самим своим присутствием Иисус осветил этот брак…

Судьба Нафанаила и Марьям канула во тьме веков. Но вряд ли она могла быть банальной: ведь при жизни они соприкоснулись с величайшим чудом, какое только присутствовало на земле!

Дуччио де Буонинсенья

Джотто

Давид Герард

Бенвенуто Тизи да Гарофало

Паоло Веронезе

Якопо Тинторетто

Шнорр фон Карольсфельд

Брак в Кане Галиллейской, церковь Святого Иоанна Крестителя, Айн-Карим, Израиль

Василий Нестеренко

Елена Чернышева для Sweetetyle.ru


«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.» (Иоанна 2:6-10)

Для многих христиан, особенно для тех, кто верит формально, чудо, произошедшее в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, 2:1-11 зачастую служит доказательством того, что Иисус поощрял «умеренное» употребление спиртного. Однако, прежде чем принять эти «неоспоримые Библейские аргументы», следует обратить внимание на несколько моментов, которые указывают, что эта история не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.

Когда человек впервые читает это место в Библии, у него складывается впечатление, что там стояло шесть кувшинов, которые наполнили водой, которую Иисус превратил в вино. Но обратите внимание: эти емкости вмещали по две или три меры - μετρητής - метрЕт - мера жидкостей, содержащая 39,5 литра. Евангелие от Иоанна говорит о том, что водоносов было шесть штук. Можно рассчитать, что Иисус сделал не менее 600 литров вина. Даже на свадьбе, на которую приглашены двести человек 2-3 литра на человека, после того как было выпито все предыдущее вино, переходят границы всякой «нормы». Предположить, что Иисус ставил целью споить всю Кану, является явным абсурдом.

Теперь представьте себе, сколько будет весить каменный водонос, наполненный 120 литрами воды? Такой «водонос» с трудом подняли бы несколько взрослых мужчин. В оригинале используется слово υδρίαι - гюдрИай - сосуд . Сосуды стоящие там по обычаю очищения. Что это за обычай?

В Левит 15 главе описываются случаи, когда человек должен омыться водою, с целью очищения от ритуальной нечистоты. В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение (ивр. טומאה‎, тум’а): прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мертвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, зараженность проказой или гонореей. Способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты разнятся, однако во всех случаях без окунания в микве очищение не наступает. Миква - (ивр. מִקְוֶה‎, букв. «скопление воды») - водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.

Сегодня в каждой синагоге есть миква, которая представляет собой небольшой бассейн. В древние времена миквы были меньшего объема, но все равно достаточные для того, чтобы человек мог туда полностью погрузиться.

Итак, Иисус сказал налить воду в миквы, которые находились во дворе синагоги недалеко от которой, скорее всего, проходило свадебное торжество. Но зачем Иисус сказал налить воду для разведения вина именно в микву? Следует также заметить, что Иисус приказал никому не говорить, откуда взято вино (Иоанна 2:9). Причина этому вполне очевидна. Пить вино или что-либо из миквы – это все равно, что утолять свою жажду из плавательного бассейна или даже унитаза. Вода в этой каменной емкости, куда окунались люди после того как проходили их «истечения», при отсутствии хлорки и возможности тщательно отмыть каменную поверхность однозначно была не для внутреннего употребления. Совершая это чудо, Иисус явно хотел преподать какой-то духовный урок, иначе бы Он просто приказал наполнить водой те чаши, что были на столах, чаши в которых только что закончилось вино.

Термин «хорошее вино» в Евангелии от Иоанна употребляется не случайно. Дело в том, что как в Библейском иврите, так и в древнегреческом языке нет понятия «виноградный сок». А потому в весенний сезон, когда еще не было сбора винограда, вино получалось путем разведения желейной виноградной массы, хранившейся в мехах, в воде. Это считалось не очень хорошим вином. Хорошим вином считался виноградный сок, который весной был в большом дефиците. Именно это хорошее вино сделал Иисус в микве. Очень часто читатели Нового завета думают, что недоумение вызвал приказ Иисуса принести воду. Но в этом-то как раз проблемы и не было. Слуги, пошедшие по воду, думали что у Иисуса, возможно, есть где-то несколько мехов, которые он будет разводить в воде. Недоумение же вызвал тот факт, что Иисус приказал налить воду в миквы, и что вода стала вином без того, чтобы в ней что-то развели.

Что же хотел Иисус сказать этим чудом? Он в нечистые и скверные сосуды влил воду, и она стала хорошим вином. Из нечистого и скверного сделал хорошее и ценное. Кого Он сравнивал с этими нечистыми сосудами? «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.» (Псалтирь 13:2-3) Это был намек на нас.

Интересно, что в иврите слова «вода» и «небо» однокоренные: вода – מַים - маим, а небо – שָמַים - шемаим . Иисус говорил о воде, сходящей с небес: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.» (Иоанна 7:37-39) То есть, кто принимает Христа, тот получает источник воды живой, которая есть Дух от Бога. Об этом пророчествовал Исаия: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.» (Исаия 44:3) Также Захария говорил об этом источнике: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.» (Захария 13:1) Принимая Христа, мы получаем источник для омытия греха и нечистоты, и становимся частью виноградной лозы, в которой течет хорошее вино: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоанна 15:5)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх