Подсистемы политической власти. Подсистемы политической системы общества: понятие, функции и элементы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

контрольная работа

по дисциплине Политология

на тему:

Выполнила:

Студентка группы 210

Максимова Ольга Валерьевна

Владимир 2010

План

Ведение………………………………………………………………………...…..3

1. Политическая система. Её элементы и подсистемы………………….…4

1.1 Политическая система и её функции………………………….……4

1.2 Элементы политической системы………………………………..…7

1.3 Подсистемы……………………………………………………..…..10

Заключение………………………………………………………………….…....12

Список использованной литературы……………………………….…………..13

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Тема актуальна тем, что понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

1. Политическая система. Её элементы и подсистемы

1.1 Политическая система и её функции

Политическая система – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Сущность политической системы также проявляется в ее функциях.

Функции политической системы:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны.

Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

2. Политическая система - управляющая система.

Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем.

Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной.

Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать.

Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным.

Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе.

Обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.

Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как одно – порядковые явления, можно выделить следующие:

Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.

Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны.

Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований.

Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.

Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

1.2 Элементы политической системы

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществоми государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

политическая партия политическая система

Большой юридический словарь дает такое определение политической системы: Политическая система (общества) - это: (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

Иными словами политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

  • 1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
  • 2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
  • 3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
  • 4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
  • 5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство, тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализации совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку.

Институциональная подсистема

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяют ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров 1 .

Нормативная подсистема

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств .

2. Функции политической системы

Политическая система характеризуется функциями. Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования - подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Таким образом, политическая система представляет собой целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.

    Типология современных политических систем: общие черты и особенности, тенденции развития.

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации.

1. В соответствии с социальной основой выделяются : военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); гражданская; национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическая система .

2. На основе характера политического режима выделяют политические системы : демократические; либеральные; тоталитарные; авторитарные.

3. Широко распространено деление политических систем на: традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти; модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

4. На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы : либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительного участия; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

5. Политические системы подразделяют также на : открытые , имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой; закрытые , имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

6. Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие: завершенные и незавершенные; централизованные и децентрализованные; микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные; инструментальные и идеологические; с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Главным критерием для определения характера политической системы является распределение власти в процессе управления обществом: рассредоточена ли она между несколькими политическими субъектами или концентрируется в руках одного субъекта - будь то личность, партия или коалиция партий. Основываясь на данном положении, рассмотрим политическую систему России.

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально- экономических и политических решений.

В науке существует несколько основных теорий политической системы общества.

Теория Т. Парсонса (1902-1979) заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона (1917-2014) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Его системный подход позволяет более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Теория Г. Алмонда (1911-2002) (структурно-функциональный подход) представляет политическую систему как систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Занимаясь сравнительным анализом политических систем Г. Алмонд перешел от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего он определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (1912-1992) рассматривает политическую систему как кибернетическую , в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Структура политической системы определяется исходя из выбранного подхода. По мнению большинства ученых в ее структуре выделяют такие подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, идеологическая.

Институциональная подсистема - совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Состоит из государственных, партийных, общественно- политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающем в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе, профсоюзам, организациям предпринимателей, различным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти.

Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь.

Средства массовой информации иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

Политическая роль церкви обусловлена, прежде всего, массовым характером ее воздействия. На протяжении многих веков шла борьба за власть между церковью и государством, которая завершилась разделением светской и духовной властей. В демократических государствах этот принцип проведен наиболее четко и последовательно. В авторитарных политических системах латиноамериканских стран церковь является серьезной политической силой, действующей в оппозиции к диктатуре.

Нормативная подсистема- правовые, моральные, политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Нормы определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Нормы подразделяются на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политической жизни, выражающееся в деятельности партий и групп интересов.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри, которой, действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии «политического режима» (демократического, тоталитарного, авторитарного, речь о которых, пойдет в теме 5.6.)

Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.

Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

В литературе встречается и другая классификация структурных элементов политической системы. В ее рамках выделяются следующие элементы политической системы: политические институты; политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы общества:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества по выполнению целей и программ;
  • распределение материальных и духовных ценностей внутри социума;
  • согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства;
  • разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии (как например, в Российской Федерации, в Украине), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических.

Тип политической системы оказывает влияние на специфику выполняемых ею функций. Согласно марксистскому подходу, типы политических систем различаются в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражают и отстаивают. В соответствии с этими критериями все политические системы современности делились на два типа: буржуазные и социалистические. При этом подчеркивалась противоположность отживающей буржуазной политической системы передовой социалистической. Такой подход к типологии политических систем выполнял в основном идеологическую функцию.

По характеру существующего политического режима выделяются тоталитарный, авторитарный и демократический типы политических систем.

Из характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Перечисленные типы политических систем не исчерпывают палитру их классификации. Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современной политической жизни, о необходимости изучать, анализировать политические системы и их структурные элементы с учетом разных подходов, методов и критериев.

Теория политической системы показывает, что для четкого функционирования механизма власти необходимо : вовлечение в политический процесс должностных лиц и граждан и устойчивое распределение властной деятельности по вертикали и горизонтали; согласование отобранных и обобщенных предложений и требований к государству с учетом интересов различных партий и общественных объединений; формирование правового пространства для выработки политических решений; градация объема полномочий в зависимости от уровня инстанции и специфики учреждения, соблюдая принципы иерархичности и компетентности, и др.

В качестве показателей эффективности функционирования политической системы могут быть приняты:

  • своевременность и компетентность принятия политических решений, которые оперативно превращаются в конкретные действия в интересах всего общества;
  • обеспечение оптимальных политико-правовых условий для создания материальных и духовных ценностей и справедливого распределения, накопления и потребления;
  • достижение бесконфликтности, социально-политической стабильности и прогрессивного развития общества и др.

Все они способствуют целостности политической системы, ее самообновлению и переходу в новое качественное состояние. Следует иметь в виду, что нет единой теории политической системы. Различное видение структуры и типов политических систем предполагает многовариантность подхода к их изучению и возможность использования преимуществ, присущих каждому из них.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «политическая система»?
  • 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные теории политической системы общества.
  • 3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы политической системы общества.
  • 4. Каковы функции политической системы общества?
  • 5. Перечислите основные типы политических систем.

Одно из важнейших назначений политики - обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции, действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы является ее политическая организация - совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической и моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения.

Государство и партии - собственно политические организации . Главное в их деятельности - прямое и непосредственное осуществление политической власти в полном объеме или стремление к ней. Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Функции политической системы :

Определение целей и задач общества;

Выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;

Мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

Контроль за распределением ценностей - именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и их социальной целостности; потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

Интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе следующих подсистем.

1. Институциональная подсистема политической подсистемы представляет собой совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти. Структурные элементы - государство, политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы), средства массовой информации, а так же церковь.


2. Нормативная подсистема - совокупность политических норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества. К ним относятся правовые нормы, нормы деятельности общественных организаций, неписаные обычаи, традиции, а так же этико-моральные нормы.

3. Функциональная подсистема включает в себя формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

4. Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. В идеологической подсистеме выделяют два уровня: теоретический - уровень политической идеологии (взгляды, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический - уровень политической психологии (чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения, традиции).

5. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики.

6. Культурная подсистема является интегральным фактором политической системы, комплексом типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх