Презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему: Биография Агнии Барто. Агния львовна барто краткая биография - жизнь и творчество

Агния Барто. Стихи для детей

Писать Агния Барто начала с детства в младших классах. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Ее стихи легко читать и запоминать детям. Стихи для детей Барто стала писать, когда стала постарше. Написала детские стихи о своих подружках. С тех пор ее стихи для детей стали популярными. Юмор и выражение детских чувств характерен для стихов А. Барто.Стихи для детей Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. Именно потому стихи для детей Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений. Стихи для детей Барто - это страницы нашего детства. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получала тысячами.

Агния Львовна Барто

рассказ о жизни и творчестве

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно заняться литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А С.Я. Маршак говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

Биография

Агния Львовна Барто

Одна из известнейших советских детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу киносценарии, пьесы, поэмы, выступала как публицист и теоретик детской литературы. Ее творчество, новаторское в 1920-30-е гг., «многословное и конъюнктурное» (Е.О.Путклова) - в последующие десятилетия, всегда пользовалось признанием не только читателей, но и властей: Б. - непременный делегат всех писательских съездов, лауреат Сталинской (195О) и Ленинской (1972) премий, участник советских делегаций на различных международных мероприятиях.

Родилась в Москве. Отец - ветеринарный врач Л.Волов. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Во время выпускных торжеств Б. читала свои стихи, на которые обратил внимание нарком просвещения А. В. Лукачарский, вызвавший ее в Наркомпрос и посоветовавший писать веселые детские стихи. В 1925 г. вышла первая книга Б., состоящая из двух стихотворений - «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Определяющим в формировании молодой поэтессы оказалось влияние В. В. Маяковского, Этим влиянием объясняется и преимущественно сатирическая направленность ее произведений, и пристрастие к стилистическим экспериментам: Б. резко меняет размер в пределах одного стихотворения («Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду»), широко употребляет неожиданные эффектные рифмы, порой граничащие с каламбуром («мне когда"-"некогда»; «Лида, мол"-"выдумал»). Эти поиски в области формы подчас негативно воспринимались критикой, и поэтессе приходилось доказывать право на подобные эксперименты в детской поэзии.

Барто никогда не увлекалась небылицами, «перевертышами» широко представленными в детской поэзии 20-30-х гг. В ее стихотворениях создаются сатирические и юмористические образы детей, высмеиваются самые разнообразные недостатки. К. Чуковский писал ей, поздравляя с 50-летием, в 1956 Е: Даже когда Вы в своей книге высмеиваете какую-нибудь Соню или Клаву, это воспринимается ими не как нудная нотация взрослых, а как дразнилка своей же подружки «…» Вы разговариваете со своими Егорами, Катями, Любочками не как педагог или моралист, а как уязвленный их

Плохим поведением товарищ". Несколько известных стихотворений 20-х гг. «Девочка-ревушка», «Девочка - чумазая» и пр. написаны в соавторстве с первым мужем, П. Н. Барто, который уже в 80-е гг. издал своеобразную детскую поэтическую энциклопедию по орнитологии.

Второй муж Барто - А. В. Щегляев, ученый-энергетик, доктор наук, академик. Плодотворным оказалось сотрудничество Барто с С. Я. Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в излишней фльетонности". Маршак требовательно, подчас придирчиво критиковал произведения Барто. По свидетельству самой Барто., она однажды предложила

Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки». Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением, понравившимся ему был «Снегирь».

Конец 20-30-х гг. - период расцвета дарования Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр «Игрушки» - по сегодняшний день самое известное произведение Б. (Во время встречи с Барто Ю. А. Гагарин подарил ей свою фотографию, на обороте которой записал строчку «Уронили мишку на пол»). Совместно с Р. Зеленой Барто написала сценарий

Фильма «Подкидыш» (1940) и пьесу «Дима и Вава» (1940).

Во время войны Барто некоторое время работает корреспондентом на Западном фронте, затем уезжает в эвакуацию в Свердловск, где встречается с П. П. Бажовым; по его совету, чтобы лучше понять психологию рабочего, освоила токарное дело и получила второй разряд.

В послевоенные годы Барто. продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20-30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от «мелкотемья» и опасности «сбиться на боковую тропинку только словесных поисков». В то же время тематический спектр произведений

Самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу требованиям времени, в. уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка - так возникает цикл «я расту"

(1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник «За цветами в зимний лес» (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался «непоэтическим», и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.

Важное место в послевоенной деятельности Барто. занимает проект «Найти человека». В 1947 г. Барто опубликовала поэму «Звенигород», идиллически изображающую жизнь детей в детском доме. По свидетельству поэтессы, именно издание этой поэмы послужило толчком к началу работы по воссоединению семей, разлученных во время войны. Зачастую люди, потерявшие свои семьи, сохранили отрывочные, случайные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи «Найти человека» (1964-1973 гг.; в 1968 г. Барто опубликовала повесть с тем же названием). Всего за время существования радиопередачи, бессменным ведущим которой была Барто, удалось воссоединить 927 семей.

Значительный интерес представляет сборник «Переводы с детского» (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника - провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира.

В 1976 г. Барто выпустила книгу «Записки детского поэта», обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о «современности, гражданственности и мастерстве», как о «трех китах», на которых должна стоять детская литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою «детскость», теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава «В защиту деда Мороза»).

Творческое наследие Барто многообразно - от пропагандистских стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных лирических зарисовок. Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно ее пристрастие к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: «Но, следуя за модой,//Себя не изуродуй»; «А если плата вам нужна,//Тогда поступку грош цена»; «Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про шестую" // Так судачить не должны» и пр. Во многих произведениях Барто детская психология изображена тонко и с мягким юмором. Таково стихотворение «Снегирь» (1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать «хорошим», чтобы родители согласились купить ему птицу мучительно переживает эту необходимость («И ответил я с тоской:!! - Я теперь всегда такой»). Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: «Значит, снова можно драться. //Завтра утром во дворе». В стихотворении «Я выросла» (1944) девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою «взрослость», все же сохраняет трогательную привязанность к старым игрушкам. Все творчество Барто проникнуто убеждением в праве детства - как особого мира - на определенную независимость от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день.

Агния Львовна Барто родилась в 1906 году, в дружной московской семье, отец – ветеринарный врач Лев Волов – интересовался искусством, любил балет и театр, поэтому отдал дочь в балерины. Стихи сочиняла еще в гимназии, и в балетном училище продолжала творить, опираясь на стиль Маяковского. На выпускном торжестве, читая стихи собственного сочинения, смогла заинтересовать наркома просвещения А. В. Лукачарского, который вызвал ее в «Наркомпрос» и рекомендовал писать стихи для детей.

1925 год – важная дата в биографии Агнии Барто. Выходит первая книга, в ней два стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Стиль поэтессы – новаторский, она с мастерством дразнит свих читателей, не боится применять разный размер в пределах одного стихотворения, говорит с детворой на одном, понятом, языке.

Конец 20-х годов, начало 30-х – расцвет таланта и лучший период творчества Агнии Барто. В 1936 издается цикл миниатюр «Игрушки», входящий в золотой фонд детской литературы, тиражи цикла зашкаливают. Барто сотрудничает с Маршаком, две творческие личности не сразу находят точки соприкосновения, Маршак придирчив, категоричен, критичен, но благодаря ему появляются на свет действительно стоящие стихи.

Первый муж Агнии поэт Павел Барто развелся с ней после шести лет жизни, они вместе работали над известными стихотворениями « Девочка-ревушка», «Девочка - чумазая», именно его фамилию она носила до конца своих дней, прославив на весь мир. Второй муж, Андрей Щегляев, академик, доктор наук, далекий от искусства и творческих метаний. Во время войны Барто непродолжительное время работает военкором, за год до начала Великой Отечественной, в 1940, выступила в непривычной для себя роли – написала сценарий к фильму «Подкидыш» совместно с Риной Зеленой и пьесу «Дима и Вава» Позднее уезжает в эвакуацию в Свердловск.

Послевоенный период творчества поэтессы не так ярок. Она плодотворно пишет, пробует себя в лирике, уходит от пропаганды и концентрируется на внутреннем мире ребенка. Барто обласкана вниманием руководства страны, ей присуждают Сталинскую премию в 1950 году, и Ленинскую премию в 1972 году, часто включают в состав советских делегаций.

В 1976 году Агния Барто пишет книгу «Записки детского поэта», где обобщает и переосмысливает весь накопленный поэтический опыт, формулирует принципы детской литературы – современность, гражданственность и мастерство. Важное место в послевоенной деятельности занимает проект «Найти человека» - радиопередача, где поэтесса читала обрывки воспоминаний тех, кто потерял родных в ужасе боев.

Агния Барто ушла из жизни в 1981, оставив бесценную кладезь произведений. Творчество её неоценимо для восприятия детства, поэтесса настаивала, что ребенок вполне независимый от взрослых человек, имеющий право на действия и поступки, умеющий улыбаться и грустить, играть и быть серьезным, жемчужины стихотворных произведений поэтессы, несомненно, должны быть в каждой семье.

Врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был. И как вспоминает А. Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно заняться литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А. Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Когда А. Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы . Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В. Маяковским и М. Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Замечательный детский писатель К. Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде , и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам , где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А. Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".

А еще писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А. Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

Барто Агния Львовна, биография которой будет подробно рассмотрена в этой статье, знаменита на всем постсоветском пространстве прекрасными детскими стихами. Однако мало кто знает, что поэтесса также занималась переводами, писала киносценарии и даже была радиоведущей.

Детские годы

17 февраля 1906 года родилась Барто Агния. Биография писательницы говорит о том, что ее детские годы были очень радостными. Девочка появилась на свет в интеллигентной семье. Ее отец, Лев Николаевич, работал ветеринаром, а мать, Мария Ильинична, воспитывала дочь и вела хозяйство.

Агния (в девичестве Волова) родилась в Москве, где и прошли ее детство и юность. Особенно тепло она всегда вспоминала об отце. Лев Николаевич часто бывал в командировках, но в те редкие дни, когда был дома, проводил много времени с любимой дочерью, читал ей басни Крылова, научил читать. Именно он привил Агнии любовь к литературе. Первым его серьезным подарком стала книга-жизнеописание «Как жил и работал Л. Н. Толстой».

К матери у поэтессы были несколько противоречивые чувства. С одной стороны, она ее любила, с другой - признавалась, что считала ее капризной и ленивой женщиной, которая постоянно откладывает дела на завтра. Заботились же о ребенке няня, приехавшая из деревни, и гувернантка, учившая девочку французскому.

Учебные годы

Агния Барто (фото и биография представлены в этой статье) получила прекрасное домашнее образование, руководил которым отец. Лев Николаевич надеялся, что дочь станет балериной, поэтому она долгие годы занималась танцами, но в этой области таланта не проявила. Зато писать стихи Агния начала уже в детстве. Эталоном для нее стала Ахматова. Тем не менее балет она не бросила и совмещала эти занятия с гимназическими.

Первым критиком для Агнии стал отец. Он очень строго относился к ее поэтическим пробам и не позволял дочери пренебрегать стилистикой и стихотворными размерами. Особенно он ругал ее за то, что часто в строках одного стиха меняла размеры. Однако именно эта черта поэзии Барто станет позднее отличительной.

Революционные события и Гражданская война не особенно повлияли на судьбу девочки, так как она жила в мире балета и поэзии. После гимназии Агния пошла в Хореографическое училище, окончила которое в 1924 году. Это были голодные годы, и будущая поэтесса, несмотря на пятнадцатилетний возраст, пошла работать в магазин, где выдавали селедочные головы, из которых варили суп.

Выпускной экзамен

Изобилует счастливыми случайностями биография Агнии Барто (краткое содержание жизни поэтессы можно составить из множества неожиданных совпадений). Итак, в балетной школе приближался выпускной зачет, на котором должен был присутствовать сам Луначарский, нарком просвещения. В программу входил выпускной экзамен и концерт, подготовленный выпускницами. На концерте Агния читала свои стихи, это была юмористическая зарисовка «Похоронный марш». Луначарский запомнил юную поэтессу и через какое-то время ее пригласили в Наркомпрос. Нарком лично беседовал с Агнией и сказал, что ее призвание писать юмористические стихи. Это очень обидело девушку, так как она мечтала сочинять о любви. Поэтому Барто не прислушалась к Луначарскому и поступила в балетную труппу, в которой проработала год.

Путь поэтессы

Вынуждена была бросить карьеру балерины Барто Агния, биография писательницы круто изменилась после работы в театральной труппе. Девушка поняла, что танец - это не ее. И уже в 1925 году выходит первая книга поэтессы - «Китайчонок Ван Ли», а потом стихотворный сборник «Мишка-воришка». К этому времени ей только исполнилось 19 лет.

Барто очень быстро приобрела известность, однако это не избавило ее от природной застенчивости. Именно она помешала девушке встретиться с Маяковским, чьи стихи она обожала. В то же время один за другим выходили книги с ее стихами для детей: «Игрушки», «За цветами в зимний лес», «Снегирь» «Мальчик наоборот» и пр.

1947 год ознаменовался выходом поэмы «Звенигород», героями которой стали дети, чьи родители погибли во время войны. Для написания этого произведения Барто посетила несколько детских домов, поговорила с их воспитанниками, которые и рассказали ей о своей жизни и погибших семьях.

Творчество

В своих стихах разговаривала с детьми на их языке Барто Агния. Биография поэтессы свидетельствует о том, что у нее не было творческих провалов. Наверное, причиной тому было ее отношение к малышам, как к сверстникам. Вот поэтому каждый из нас знаком с ее стихами и помнить их наизусть. Именно с произведениями Барто впервые знакомится ребенок, а потом рассказывает их уже своим детям.

Мало кто знает, что Агния была также и сценаристом. В частности, она написала сценарии к следующим известным фильмам:

  • «Десять тысяч мальчиков».
  • «Алеша Птицын вырабатывает характер».
  • «Подкидыш».
  • «Слон и веревочка».

За свои произведения Барто получила несколько правительственных наград. Среди них Сталинская (1950) и Ленинская (1972) премии.

Заграничные выезды и война

Несколько раз побывала за границей Барто Агния (биография это подтверждает). Впервые это произошло в 1937 году. Поэтесса попала в Испанию, где велись военные действия. Здесь она стала свидетельницей ужасных картин и услышала рассказы матерей, которые навсегда лишились детей. Уже в конце 30-х писательница отправилась в Германию, которая казалась игрушечной. Однако по лозунгам и нацистской символике поняла, что войны Советскому Союзу не избежать.

Во время Великой Отечественной Барто не хотела эвакуироваться из столицы и собиралась работать на радио. Однако ее второго мужа, специалиста по электростанциям, командировали на Урал, и он взял семью с собой - жену и двоих детей. Несмотря на это, поэтесса находила возможность приезжать в Москву и записывать передачи для Всесоюзного радио. В столице Барто жила в своей квартире и как-то раз попала под бомбежку. Ее дом не пострадал, зато разрушение соседнего она увидела и запомнила надолго.

В это же время она не раз просила зачислить себя в армию, и под конец войны ее желание было исполнено. Агнию отправили на фронт, где она в течение месяца читала бойцам свои детские стихи.

Личная жизнь

Не так удачлива в личной жизни, как в творчестве, была Агния Барто. Краткая биография, рассказывающая о ее семье, полна невосполнимых утрат и горя.

Впервые поэтесса вышла замуж в 18 лет за Павла Николаевича Барто, именно под его фамилией она и прославилась. Он был писатель и поначалу работал вместе с Агнией. Они сочинили следующие произведения: «Девочка-ревушка», «Считалочка» и «Девочка чумазая». В 1927 году у четы родился мальчик, которого назвали Эдгаром, но Агния всегда ласково звала его Гариком. Появление на свет ребенка не спасло брак, и через 6 лет супруги расстались. Предположительно, причиной стал творческий успех поэтессы, который муж отказался признавать.

Второй брак оказался намного удачнее. Избранником стал Андрей Владимирович Щегляев, который считался одним из лучших энергетиков СССР. В их доме часто собирались представители различных творческих профессий: режиссеры, писатели, музыканты, актеры. Среди подруг Барто были Фаина Раневская и Рина Зеленая. Андрей и Агния любили друг друга, их совместная жизнь сложилась хорошо. Вскоре у них родилась дочь, которую назвали Татьяной.

4 мая 1945 года в семье произошла страшная трагедия - машина сбила Гарика, катавшегося на велосипеде. Семнадцатилетний юноша умер мгновенно. В первые месяцы после похорон Агния была оторвана от реальности, почти ничего не ела и ни с кем не разговаривала. Дальнейшую свою жизнь поэтесса посвятила мужу и воспитанию дочери и внуков.

В 1970 году Барто ждал еще один удар - от онкологического заболевания скончался ее муж. Поэтесса пережила его на 11 лет и покинула этот мир 1 апреля 1981 года.

Агния Барто (биография): интересные факты

Приведем несколько примечательных событий из жизни поэтессы:

  • Во всех документах Барто указано, что она родилась в 1906 году. Но на самом деле Агния появилась на свет на год или два позже. Неточность в датах не является ошибкой бюрократов, лишние годы писательница прибавила себе сама, чтобы ее взяли на работу, так как в те годы в стране был ужасный голод.
  • Поэма «Звенигород» примечательна не только популярностью и тематикой. Сразу после ее издания Агнии пришло письмо, которое написала женщина, потерявшая дочь в начале войны. Некоторые части поэмы показались ей знакомы и у нее возникла надежда на то, что в детском доме поэтесса беседовала с ее ребенком. Вскоре выяснилось, что так оно и есть. Мать и дочь встретились после 10-летней разлуки.
  • В юности Агния была влюблена в Маяковского. Именно слова поэта о том, что писать нужно лишь для детей, побудили девушку выбрать такую поэтическую судьбу.

Агния Барто: биография для детей

Рассказ о жизни поэтессы для малышей лучше начать с ее детских лет. Поведать о родителях, занятиях балетом и мечтах. Затем можно перейти в поэзии. Желательно здесь продекламировать несколько стихов Барто. Нелишним будет упомянуть о заграничных поездках и привести интересные факты. Можно сделать упор на общении поэтессы с детьми. Личной жизни лучше не касаться - школьникам это редко бывает интересно.

Напоследок можно рассказать о том, как провела последние годы своей жизни Агния Львовна Барто. Биография для детей не должна изобиловать датами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх