Проблемы использования специальных методов оперативно-розыскной психологии в раскрытии преступлений. Психология оперативно-розыскных мероприятий

Метелёв Александр Валентинович
В России в настоящее время, к глубокому сожалению, психологические знания недостаточно востребованы непосредственно в практической деятельности по раскрытию преступлений, хотя в зарубежных странах полицейский психолог уже давно перестал восприниматься как нечто экзотическое, а специальные психологические методы широко используются в оперативно-розыскной деятельности.

С точки зрения юридических психологов перед психологией оперативно-розыскной деятельности стоят три взаимосвязанные важные задачи:

  1. изучение психологических особенностей ОРД и проведения оперативно-розыскных мероприятий, выработка профессионально-психологических требований к оперативным работникам, учитываемых в процессе их профессионального отбора и расстановки;
  2. разработка с учетом результатов исследований ОРД эффективных психологических технологий, приемов и методов, позволяющих повысить уровень оперативно-розыскной деятельности;
  3. внедрение психологических рекомендаций и предложений в деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Исходя из задач, первая проблема заключается в том, что сотрудники правоохранительных органов не обладают специальными психологическими знаниями, что не позволяет им эффективно применять новые, нестандартные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений. Между тем, практика показывает, что применение этих методов влияет не только на эффективность и результативность проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, (например, при определении наличия или отсутствия признаков серийности в отдельном преступлении), но и повышает уровень раскрытия тяжких, и особо тяжких преступлений; увеличивает процент раскрываемости преступлений прошлых лет совершенных в условиях неочевидности, либо прекращенных за сроком давности; сокращает время раскрытия преступлений имеющих широкий общественный резонанс, в том числе экстремистской и террористической направленности , что, безусловно, способствует укреплению авторитета сотрудников правоохранительных органов в целом.

В настоящее время к специальным методам оперативно-розыскной психологии относятся:

  • опрос с применением полиграфа,
  • построение розыскного психологического портрета преступника,
  • психологический анализ материалов уголовного дела и составление рекомендаций для оперативно-следственных работников;
  • метод гипнорепродукции оперативно значимых сведений («следственного» и «розыскного» гипноза),
  • применение психографологического метода наряду с почерковедческим,
  • использование экстраординарных психофизиологических способностей человека для раскрытия преступлений или поиска пропавших,
  • психологические особенности внутрикамерной разработки задержанных и арестованных и некоторых других.

Владение этими методами позволяет правильно выделять и оценивать оперативно-значимые признаки характеризующие личность преступника, мотив преступления, прогнозировать его поведение и отдельные действия тем самым раскрывая субъективную сторону состава преступления.

Вторая проблема заключается в обучении сотрудников правоохранительных органов специальным методам оперативно-розыскной психологии, и привлечения самих психологов к раскрытию преступлений. Этому препятствует их допуск к государственной тайне.

Дело в том, что по своим целям и задачам оперативно-розыскная психология (ОРП) является прикладной, практически ориентированной отраслью психологического знания. Ее систему можно представить структурой состоящей из двух основных разделов.

Раздел первый ОРП, именуемый «общей» частью, представляет собой исходные теоретические положения, комплексно характеризующие ее, как особую самостоятельную отрасль научного знания. Она посвящена исследованию основных идей, терминов, понятий, принципов, определений и теоретических концепций, которые распространяются на оба ее направления и позволяют решать специфические правовые, организационные, методические и тактические задачи оперативно-розыскной и служебной деятельности. По этой причине «общая» часть ОРП, как правило, на уровне теории изучает и раскрывает лишь психологические механизмы и закономерности присущие негласной деятельности.

К базовым психологическим знаниям «общей» части оперативно-розыскной психологии, например, относятся знания о психологии личности преступника и механизмах преступной деятельности. Основное требование к таким знаниям - их конструктивность в раскрытии субъективной стороны состава преступления. Таким образом, «общая» часть ОРП не содержит фактических данных, раскрывающих государственную тайну и для ее использования специалистами-психологами нет необходимости в форме допуска к гостайне.

Содержание второго раздела ОРП как науки - «специальной» ее части - основано на анализе практической деятельности оперативных подразделений по раскрытию и расследованию конкретных преступлений происходящих в реальном времени. Здесь психологические знания и специальные методы ОРП применяются и рассматриваются в структурно-содержательном механизме оперативно-розыскной методики и тактики применения негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В связи с этим, полагаю, что «закрытый» режим исследований должен применяться строго в соответствии с Приказом МВД России № 750дсп от 25.08.2007 г. в случаях угрозы расшифровки конспиративных средств и методов оперативно-розыскной деятельности, а также подлинных участников оперативно-розыскных отношений, не получивших публичной их оценки в юридически значимых решениях уполномоченных органов. Вместе с тем, оперативно-значимая информация, полученная в ходе совместной аналитической работы психолога и оперативного работника, не является предметом обсуждения с третьими лицами, не допущенными в установленном законом порядке к раскрытию и расследованию конкретного уголовного дела.

Использование специальных методов оперативно-розыскной психологии в правоохранительной деятельности носит комплексный характер. Зависит от таких факторов как: специальное образование, научно-теоретическое осмысление прикладных проблем оперативно-розыскной и служебной деятельности, проведение качественных научно-практических разработок и авторского сопровождения по внедрению их результатов в практическую деятельность.

В качестве одного из вариантов решения проблем применения специальных психологических знаний и современных психотехнологий в практике раскрытия преступлений приведу пример работы психолога с применением метода психологического портретирования неустановленного преступника (серийного убийцы).

Методика психологического портретирования как специального научного метода оперативно-розыскной психологии основана на аналитико-психологическом подходе выделения оперативно значимых признаков, характеризующих личность преступника. Сам метод нацелен на вскрытие субъективно-личностного содержания действий преступника, исходя из чего, выдвигается аргументированная версия о его психологическом портрете. В моей практике были случаи, когда круг подозреваемых в совершении преступления лиц, можно было сузить до одного человека, и даже заставить отказаться от продолжения преступных действий.

Пример психологического портрета неустановленного преступника (серийного убийцы) в условиях неочевидности совершения преступления (в сокращенном варианте):

Заключение специалиста - психолога

Для психологического анализа в распоряжение специалиста-психолога предоставлены материалы 1 том оперативно-поискового и 2 тома уголовного дела № 00/000 от 16.00.2003 года.

Фабула

Из специального сообщения известно, что 16.00.2003 года на площадке возле чердачного помещения в подъезде дома № 13 по ул. Г-на, г. N-ска обнаружен труп гражданки Ов-вой Ж.Г., 24.08.1958 года рождения с признаками насильственной смерти.

Вопрос, вынесенный на заключение-специалиста-психолога:

1. Составление поискового психологического портрета неустановленного преступника.

Исследовательская часть

В ходе оперативно-розыскных мероприятий и предварительного следствия установлено:

Место и время обнаружения трупа: чердачное помещение одноподъездного жилого дома возле моторного отделения лифта. Труп обнаружен 16.00. 2003 г. около 9 часов утра уборщицей.

Труп лежит на спине, брюки спущены вниз, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны. На трупе имеются два проникающих ножевых ранения в область груди, одно из них в сердце.

Смерть наступила от удара ножом в сердце. Имеются посмертные манипуляции преступника с телом жертвы: отрезаны обе молочные железы, соски брошены к ногам, вскрыта брюшная полость, от левой молочной железы до половых органов с «пробитием» лобковой кости. На внутренней стороне бедер нанесено по 6 разрезов (насечек) с каждой стороны (всего 12). Место обнаружения трупа совпадает с местом убийства. Следов борьбы не обнаружено. Из протокола места осмотра явственно не следует, были ли похищены у потерпевшей какие-либо вещи.

Дополнительная информация:

  1. Характеристика потерпевшей - Ов-ва Ж.Г., 24.08.1958 года рождения, ранее судимая, склонная к злоупотреблению спиртными напитками, имеющая непостоянный источник дохода, проживающая с ранее судимым сожителем.
  2. По заключению медэкспертов брюшной разрез нанесен ножом, имеющим клинок от 3 см вначале до 7 см. в ширину у рукоятки.
  3. По заключению медэкспертов смерть наступила с 1 часа ночи до 5 часов утра этого же дня.
  4. На месте преступления обнаружены осколки из под пивной бутылки с отпечатками пальцев потерпевшей, а также пустая пачка от презервативов. Отпечатки пальцев преступника не обнаружены.
  5. Свидетели, находящиеся в подъезде примерно в это время утверждают, что никакого подозрительного шума они не слушали, один или два раза ездил лифт, но из подъезда никто не выходил.
  6. Поквартирный опрос жильцов подъезда результатов не дал. В части квартир на момент опросов жильцов не было дома.
  7. Продавец круглосуточного киоска находящегося недалеко от дома показала, что в 12-ом часу ночи мужчина в кожаных перчатках покупал пиво. Обратила на него внимание, потому что обычно покупатели перчатки снимают.

Аналитическая часть

Психолого-криминологический анализ позволяет утверждать, что преступление совершено серийным преступником. Мужчина в возрасте от 40 лет (ближе к 43-45 годам и выше), имеющий среднее образование, проживающий в данном доме и/или в жилом микрорайоне, либо командировочный, снимающий временное жилье. Возможно ранее судимый. Интроверт, замкнутый, одинокий, с заниженной самооценкой, своей семьи не имеет. С жертвой не знаком, но имеет определенные критерии выбора жертв. В психике имеются патологические мотивировки удовлетворения некросадистских потребностей.

Способ совершения преступления свидетельствует о целенаправленности и мотивосообразности поведения, полного охвата и контроля ситуации, прогноза последствий, осознанного выбора средств и способов достижения цели. Преступление совершено умышлено. Нанесение ножевых ударов, разрезов и «насечек» (по шесть с обеих сторон) на внутренней стороне бедер может расцениваться как «избыточность действий». Данные избыточные действия могут быть связаны, как с определенным эмоциональным состоянием, так и стремлением преступника (мотивом) нанесения не столько «морального (психологического) вреда, сколько физического (телесного) ущерба. Это может свидетельствовать о наличии у преступника какого-либо физического недостатка, «ущербности» (не обязательно инвалидности). Либо, о наличии органического психического расстройства, особенности которого проявляются в ригидности психических процессов, вязкости и обстоятельности мышления, склонности к застреванию переживаний. Такие люди, как правило, протоколируют свои преступления, ведут дневник, делают фото- видеозаписи с участие своих жертв. Возможно, посещают психиатра.

Разыскиваемый преступник имеет криминальный опыт, связанный с совершением агрессивно насильственных преступлений. Избыточные действия в совокупности со способом совершения преступления и механизмом нанесения повреждений могут расцениваться как определенный ритуал посмертных манипуляций с телом жертвы, «почерк» преступника. В отечественной и зарубежной криминалистической литературе это иногда называется «подписью», «визиткой», «автографом».

Существенную роль в мотивации поведения преступника играет стремление подчинить жертву, властвовать над ней, привычка к насилию, концентрация на проблеме утверждения своей личностной значимости в обществе. Целью и мотивом преступного поведения является умышленное лишение жизни потерпевшей с последующими манипуляциями с телом жертвы и удовлетворением некросадистских потребностей. Факт изнасилования не установлен.

Можем предположить, что скрытым мотивом может явиться проявление аффективных следов, сохранившихся в психике в неосознанной форме. Эти следы остались в связи с психотравмирующими обстоятельствами, связанными с взаимодействием с конкретными девочками или женщинами в детском или подростковом возрасте. В данном случае характерно снятие фиксированного аффекта, отсроченного во времени. При идентификации личности преступника в его биографии необходимо установить данный психотравмирующий фактор.
Выбор жертвы не случаен. При выборе жертвы он руководствуется следующими критериями: социально-дезадаптированные личности, склонные к злоупотреблению спиртными напитками, занимающиеся попрошайничеством на улице, легко вступающими в половой контакт с незнакомыми мужчинами, проявляют рискованное поведение, оказываясь ночью в одиночестве на улице».

  1. Проверить на возможную причастность к совершенному преступлению ФИО 00.00.1958 года рождения, прописанного (проживающего?) по адресу: ул. Г-на д. 00 кв.____ г. N-ска.
  2. Запросить информацию по учетным базам данных МВД России по следующим параметрам преступлений: а), б)…
  3. Для уточнения поискового психологического портрета неустановленного преступника необходима указанная выше дополнительная информация.

В заключение статьи отметим, что решение указанных проблем внедрения специальных психологических методов в оперативно-розыскную деятельность носит комплексный характер и зависит от научно-теоретического осмысления прикладных проблем оперативно-розыскной и служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов, проведения качественных научно-практических разработок и главное - авторского сопровождения по внедрению их результатов в практическую деятельность.

Литература:

1 . Папкин А.И., Папкин И.А. Юридическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. - 228 с.

2 . Казберов П.Н., Майдыков А.А. Об актуальности сотрудничества МВД России и ФСИН России в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

3 . Образцов В.А., Богомолова С.Н. «Криминалистическая психология». «Закон и право». Москва - 2002 г.

4 . Метелев А.В. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности в условиях реформирования системы МВД России. Социальный мир человека. - Вып. 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров» 24-25 июня 2010. - Часть II: Прикладная социальная психология / Под ред. Н.И. Леонова. - Ижевск: ERGO, 2010. - С. 229-231.

(Еникеев М. И.) («Юридическая психология», 2008, N 2)

ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. И. ЕНИКЕЕВ

Еникеев М. И., профессор МГЮА, доктор психологических наук, главный редактор журнала «Юридическая психология».

ОРД — предусмотренная законом форма непроцессуального информационного обеспечения уголовного судопроизводства. Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД) имеет законодательное определение. Статья 1 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных в законе, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности и имеет государственный статус. Она ограничена кругом ее специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и пределах, установленных законом. Ее четко определенные цели и задачи реализуются определенным перечнем специфических средств и методов. Особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковая направленность. Это обусловлено тайным, замаскированным характером преступных действий, деятельностью преступников в условиях неочевидности, уничтожения следов преступных действий, необходимостью своевременного получения сведений о лицах, подготавливающих и совершающих преступления, выяснения скрытых обстоятельств их совершения, скрытых признаков преступной деятельности, их субъектов и розыска скрывшихся лиц. Разведывательно-поисковый характер ОРД определяется принципами ее осуществления, и прежде всего консервативностью, режимом работы органов ОРД, их правом установления сотрудничества с лицами, изъявившими согласие сотрудничать с уполномоченными лицами. ОРД осуществляется как гласно, так и негласно, неочевидно, скрытно от объектов, в отношении которых ОРД проводится. При этом используемые оперативно-розыскные мероприятия, средства и методы сохраняются в тайне. Цели субъектов ОРД и объектов их деятельности разнонаправленны. ОРД осуществляется в конфликтном противоборстве. Поскольку виновность объектов ОРД изначально не определена, деятельность органов ОРД специально регламентируется рядом положений по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Первоначальной формой ОРД является оперативный поиск. Осуществление оперативного поиска обусловлено знанием субъектами оперативно-розыскных органов признаков, присущих выявленным объектам. Эти признаки подразделяются на: — признаки действий лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, сбывающих имущество, добытое преступным путем; признаки антиобщественного поведения контролируемых лиц; — психические признаки, характерные для лиц, совершающих антисоциальные деяния; — общие признаки внешности асоциальных лиц; — признаки орудий преступления и разыскиваемого имущества; — ситуативные признаки социально негативной обстановки. Поиск осуществляется посредством проведения предусмотренных ст. 6 ФЗ об ОРД мероприятий, личным сыском должностными лицами (ОРО), специалистами и гражданами, привлекаемыми к оперативному поиску. Основной задачей оперативного поиска является обнаружение еще неизвестных фактов преступлений и совершивших их лиц, организация поиска в местах наиболее вероятного обнаружения искомых объектов. Высокая вероятность криминальных проявлений характеризуется регулярностью их проявлений, частотой местонахождения разыскиваемых и заподозренных лиц. Там, где имеется вероятность обнаружения искомых объектов, оперативно-поисковая деятельность осуществляется непрерывно и систематически. В случае необходимости осуществляется групповая форма поиска с привлечением оперативно-сыскных подразделений. Оперативно-розыскная деятельность связана прежде всего с информационным поиском — наведением справок, использованием информационных систем. Тактические приемы оперативного поиска — приемы распознания, объективно основанные на закономерных взаимосвязанных материальных и психических явлениях. Первоначально получается материал для дальнейшего сравнительного исследования. Распознание признаков преступления основано на криминалистических познаниях, на знании механизмов криминального следообразования. Целостный процесс раскрытия преступления с использованием всего потенциала ОРД называется оперативной разработкой. Ее задачами являются: — установление конкретных фактов преступной деятельности разрабатываемых лиц; — выявление сообщников и других связей этих лиц; — документирование фактов, связанных с раскрытием преступления. Оперативная разработка нацелена на получение информации о скрытых криминогенных процессах, латентных очагах преступности. При этом первостепенное значение имеет исследование типологии современного преступника — его социально-психологического облика и других психологических особенностей криминогенных лиц. В деятельности ОРД широко используются оперативные комбинации, в частности регулирование общения контролируемых лиц, в процессе которого выявляется оперативно ценная информация. Вписываясь в естественные ситуации общения, агент ОРД получает скрываемую информацию. При этом оперативный работник должен учитывать особенности психологии партнеров общения — соперничество, соглашательство, внушаемость, комфортность ситуации наиболее полного раскрытия личности. В ходе реализации неотложных оперативных действий широко используются информационно-поисковые системы (ИПС), дающие установочные данные на лиц, состоящих на криминалистическом учете (особые приметы, характерные признаки внешности, совершение ряда преступлений аналогичным способом, характерные поведенческие особенности, индивидуальные навыки, привычки и др.). В психологической характеристике личности оперативного сотрудника существенны и его нравственные качества — уважение к людям, идентифицированность, профессиональная этика, честность и принципиальность имеют основополагающее значение. Однако наличие властных полномочий при недостаточном самоконтроле может вызвать и профессиональную деформацию, а конспиративность, конфиденциальность, длительное пребывание в напряженных условиях могут сформировать устойчивое состояние тревожности, подавленности и депрессии. Состояние психической напряженности вызывается большим разнообразием действий в условиях дефицита времени и исходной информации, профессиональным риском, систематическим активным противодействием преступников, частыми изменениями условий труда, суточного режима, необходимостью самостоятельно принимать ответственные решения. Высокая психическая лабильность необходима при частой смене реальных и имитируемых социальных ролей. Повышенная нервно-психическая устойчивость — одно из основных характерологических его качеств. Отбор работников ОРД должен осуществляться по повышенным требованиям их психологической пригодности к этой деятельности. К ним относятся: — развитые волевые, эмоциональные и интеллектуальные качества; — наблюдательность; — профессиональная память и внимательность; — социальная коммуникативность; — повышенная профессиональная мотивация. Оперативному работнику противопоказаны: — замкнутость; — устойчивая гипертрофия своих личностных проблем; — низкая переключаемость, застреваемость; — ограниченность объема симультанного восприятия; — дефекты оперативной и долговременной памяти; — психическая неуравновешенность и нерешительность, неспособность к прогностике и диагностике. Профессионально важными качествами памяти оперативного сотрудника являются способность к актуализации нужного материала в нужный момент, высокая способность к запоминанию словесно-логического материала (фамилии, топонимические цифры, цифры). Наряду с этим ему необходима и высокоразвитая образная память (точно передать услышанное, запомнить внешность и поведенческие особенности человека). Объектами ОРМ могут быть: 1) лица, подготавливающие, совершающие или совершившие противоправные деяния, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания; 2) без вести пропавшие; 3) защищаемые граждане; 4) лица, с которыми устанавливаются отношения сотрудничества; 5) лица, осведомленные о признаках противоправных деяний или представляющие оперативный интерес; 6) лица, претендующие на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Отдельные ОРМ не требуют специального санкционирования (опрос, наведение справок и др.). Некоторые ОРМ требуют ведомственного санкционирования (оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др.). Ряд ОРМ требуют решения суда (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи). По особенностям направленности выделяются разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные и обеспечивающие ОРМ. Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки состава преступления, либо о событиях и действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Первоначальное получение информации возможно из любых источников. Оперативно-розыскные мероприятия: Опрос — ОРМ по сбору (добыванию) информации в процессе непосредственного общения оперативного сотрудника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД. Проведение опроса возможно с использованием мер конспирации. Он может проводиться открыто и конфиденциально. Опрос — беседа при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого лица, а также посредством использования технических средств. И в том и в другом случае опрос остается непосредственной формой общения. Допускается зашифровка опрашиваемым лицом своей личности. В ходе опроса может использоваться фиксирующая аппаратура (как открыто, так и тайно). Законодатель не предъявляет каких-либо ограничений по его осуществлению. Проведение опроса имеет особенности в зависимости от статуса опрашиваемого лица (так, например, обвиняемый освобождается от обязанности доказывать свою невиновность и давать показания против себя). При проведении опроса с использованием полиграфа необходимо письменное согласие опрашиваемого. При проведении опроса оперативный сотрудник использует психологические рекомендации по установлению коммуникативного контакта, по содержанию психической активизации партнера по общению, рефлексного взаимодействия с ним. Наведение справок — ОРМ по получению информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД путем направления запросов учреждениям и лицам, которые могут располагать указанной информацией, а также путем исследования документов, материалов, баз данных. Получение информации осуществляется в форме ответов на поставленные вопросы. Их формулировка должна быть понятной и однозначной. Получение информации допускается не только по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов и мер конспирации. Запрос может быть и письменным, и устным. Однако сведения конфиденциального характера могут быть запрошены только письменно (сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, служебные сведения ограниченного распространения, врачебную, нотариальную и адвокатскую тайну, тайну переговоров, почтовых телеграмм и др. отправлений). Сбор образцов для сравнительного исследования — ОРМ по обнаружению и изъятию материальных носителей юридически значимой информации в качестве объектов последующего сравнительного исследования в целях решения оперативных задач и заключения специалиста (отпечатки пальцев и других частей тела для дактилоскопирования, соскоб части вещества, отделение части предмета, снятие копий, фотографирование: следы крови, оттиски предметов, печатей, орудий преступлений, оружие, стреляные гильзы, носители образцов почерка, голоса и др.). Основные требования к изъятию — достоверность происхождения от проверяемых объектов. Целью исследования при этом является установление сходства или различия предметов и веществ, их идентификация. Исследование предметов и документов — ОРМ, проводимое с привлечением специалистов, обладающих специальными познаниями, необходимыми для исследования указанных объектов, установления их связи с преступной деятельностью конкретных лиц. Документом является материальный объект, выполненный рукописным, машинописным, полиграфическим, компьютерным способом, на котором при помощи знаков зафиксированы фактические данные. Наблюдение — получение оперативно-розыскной информации путем непосредственного или при помощи технических средств сенсорного контроля за физическими лицами или объектами. Наблюдение — один из основных способов уголовно-правовой практики, основанной на анализе психологических особенностей преступного поведения, его инструментально-профессиональных особенностей. Общее наблюдение осуществляется в общественных местах. Специальное наблюдение устанавливается за конкретным лицом или для выяснения определенных обстоятельств. Включенное наблюдение связано с ролевым перевоплощением наблюдателя. Наблюдение — комплексное слежение с целью контроля за поведением отдельных лиц, изменением обстановки, связями наблюдаемого, маршрутами его передвижения, контактами с другими лицами, местами хранения определенных объектов и выявления другой информации, существенной для решения задач ОРД. При этом необходимы высокоразвитая наблюдательность оперативного работника, знание им типичных условий наблюдения, развитая способность к сравнению и сопоставлению, способность правильно интерпретировать и рефлектировать поведение наблюдаемых лиц, владеть навыками каузальной атрибуции <1>. ——————————— <1> Каузальная атрибуция — адекватная, правильная интерпретация причин поведения конкретных лиц.

——————————————————————

Опрос граждан - действие, направленное на получение со слов опрашиваемого лица информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Иными словами, это беседа субъекта опроса (оперативника и др.) с лицом - носителем информации .

Практика показывает, что опрос граждан - одно из самых распространенных оперативно-розыскных мероприятий.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный работник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находиться уголовное дело .

Рассмотрим пример. На предприятии, связанном с ракетостроением, путем взлома было похищено секретное изделие. В ходе первоначальных ОРМ был определен круг лиц, которые, вероятно, могли что-либо знать о ситуации, связанной с хищением. В частности, в их число была включена уборщица помещения К.

При первой встрече и беседе оперативника с К. ничего существенного установить не удалось. Однако оперативник отметил, что женщина хотя и сразу согласилась на беседу, но вела себя нервозно, слегка путалась в ответах. Вторая беседа была подготовлена уже с учетом личностной характеристики. Во время этого опроса К. рассказала, что она, задержавшись на работе в день совершения хищения, видела, как молодой рабочий, слесарь М., около 19 часов взломал ломиком дверь хранилища и вынес из него какой-то сверток. Отказ рассказать об этом раньше она объясняла тем, что М. - зять ее старой подруги, которую она не хотела подводить.

Данные этого опроса помогли значительно сузить круг подозреваемых и в кратчайшие сроки установить похитителя. В дальнейшем М. был задержан и сознался, что украл изделие для его демонтажа и изъятия ряда деталей, содержащих драгоценный металл, который он собирался выгодно продать .

Из приведенного примера видно, что главными отличительными чертами данного ОРМ является следующие:

Субъектами опроса являются исключительно сотрудники оперативно-розыскных аппаратов;

Для выбора тактики специальной беседы крайне важно учитывать характеристику личности опрашиваемого, мотивацию его поведения к преступной деятельности;

В зависимости от конкретного обстоятельства дела и особенности личности опрашиваемого определяется тактика опроса, который может проводиться гласно, а также в тайне от окружающих лиц.

Весь процесс осуществления опроса разделяется на три относительно самостоятельных этапа:

1) подготовка к опросу;

2) проведение опроса;

3) обеспечение эффективного и полного использования полученных результатов в борьбе с преступностью.

Каждый из них имеет содержание, цель, тактику достижения, а также свои психологические особенности.

В начале опроса оперативный сотрудник должен уделить внимание определению лиц, с которыми необходимо проведение этого мероприятия.

Такими лицами в первую очередь могут быть:

Работники транспортных средств (в зависимости от особенностей региона: водители такси, автобусов и иного общественного транспорта, железнодорожного и воздушного транспорта);

Рабочие и служащие близлежащих предприятий;

Пассажиры, постоянный маршрут которых пролегает вблизи места преступления;

Лица, имеющие домашних животных, которых они выводят на прогулку в те часы, когда было совершено преступление;

Жильцы близлежащих домов, в первую очередь те, из окон квартир которых видно место происшествия.

После того, как лицо располагающее необходимой информацией выявлено, необходимо перейти к изучению психологических особенностей его личности. Здесь решающее значение придается выяснению двух основных обстоятельств:

Отношение объекта беседы к противоправному факту, для выяснения обстоятельств которого намечается проведение беседы;

Его личностной характеристике, включающей особенности психологической реакции на негативные стрессовые ситуации.

При осуществлении данного мероприятия оперативному сотруднику важно уметь ориентироваться в невербальных признаках опрашиваемого. Существует, как считают психологи, определенный язык взглядов, мимики, жестов, движений. Элементарные познания в таком языке могут помочь не только в сыске, но и в повседневном общении.

Ученые утверждают, что с помощью глаз в ходе общения передаются самые открытые сигналы. Так, когда человек возбужден, его зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормой, в подавленном состоянии - сужаются.

Если человек нечестен, пытается что-то скрыть, он смотрит в глаза собеседнику не более трети времени разговора. Если он не отводит взгляд более двух третей времени, то это может означать, что он находит собеседника интересным и нужным человеком (зрачки при этом расширены), либо, напротив, настроен враждебно (зрачки сужены).

Выделяют следующие три типа взглядов:

1) официальный - внимание сконцентрировано на переносице собеседника или чуть выше. Эксперименты показывают, что такой взгляд никто не в состоянии выдержать продолжительное время;

2) повседневный (обычный - взгляд устремлен на символический прямоугольник, образуемый глазами, щеками и губами;

3) взгляд искоса - демонстрация интереса к личности (в сопровождении улыбки) или проявление враждебности, подозрительности (брови нахмурены, лоб напряжен, уголки рта опущены).

У человека, склонного к откровенности, ладони обычно полностью, или частично открыты. Скрещенные руки, спрятанные за спину, или руки в карманах говорят об обратном.

Сцепленные пальцы - в большинстве случаев признак неудовольствия, желание скрыть отрицательное отношение к чему-либо.

Закладывание рук за спину характерно для уверенного в себе человека, которому свойственно чувство превосходства. В стрессовых ситуациях такая поза позволяет снять напряжение, почувствовать себя уверенней.

Рот прикрыт рукой - человек невольно стремится не произносить какие-либо слова, ему необходимо скрыть правду во время разговора. Прикосновение к носу - вариант предыдущего жеста.

Оттягивание воротника рубашки - попытка снять напряжение, скрыть обман. Этот жест может быть признаком, что человек расстроен, рассержен.

Потирание век - желание кого-то обмануть, может быть подозрительность.

Палец во рту - угнетенное состояние, огорчение.

Ладонь подпирает щеку или подбородок - признак скуки, отсутствие интереса к разговору.

Поглаживание пальцем подбородка - размышление, принятие важного и непростого решения.

Скрещенные на груди руки - проявление защитной реакции или скептического отношения к чему-либо.

Закладывание ноги за ногу с фиксацией руками характерна для людей упрямых и несговорчивых.

Собирание с одежды пылинок означает, что человек не согласен с мнением окружающих, но не решается открыто высказать недовольство.

Положение головы. Прямое положение головы типично для людей, относящихся к получаемой информации нормально или же безразлично. Наклон в сторону свидетельствует о пробуждении интереса к разговору. Голова опущена - отношение к услышанному отрицательное, осуждающее.

Особое внимание в плане учета психологии объекта опроса занимают вопросы выбора места и времени проведения беседы. Необходимость этого вызывается тем, что успешное решение задачи получения информации во многом зависит от обстановки, в которой будет протекать беседа. Здесь, конечно, не может быть общего правила и стандарта. Однако важно предварительно отработать легенду встречи, максимально исключить различного рода ситуативные помехи (телефонные звонки, обращение соседей, коллег, вызовы к начальству), обеспечить конфиденциальность общения. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого или неожиданного, если необходимо, чтобы собеседник слушал с пристальным вниманием и не отвлекался.

Планирование и выбор вида и тактики опроса - процесс творческий: содержание и последовательность предполагаемых вопросов, подлежащих обсуждению, зависят от конкретных обстоятельств дела, характерных особенностей личности опрашиваемого и его отношения к факту по которому проводится опрос. Но в то же время имеется ряд правил общего характера, требующих максимального учета положений психологии для наиболее полного достижения целей посредством данного метода.

Прежде всего, необходимо принять решение, с какой темы следует начать беседу. При этом необходимо иметь в виду, что прежде чем перейти к непосредственно интересующим оперативного сотрудника вопросам, нужно вступительная часть, направленная на решение хотя и вспомогательной, но крайне важно задачи - установление психологического контакта.

Тактика и приемы установления психологического контакта зависят от характеристики личности как оперативного сотрудника, так и опрашиваемого, от целей беседы, а также от условий (места, времени, обстановки), в которых она протекает.

Предварительное изучение, анализ и оценка всех этих обстоятельств должны дополняться непосредственным изучением опрашиваемого в начале беседы. По реакции собеседника, его манере держаться, одеваться можно определить как положительные свойства, облегчающие установления контакта (любознательность, чувство юмора, культура поведения, вежливость), так и отрицательные, затрудняющие контакт (подозрительность, настороженность, озлобленность, грубость, беспечность).

Приступая к беседе в целях установления психологического контакта, целесообразно использовать ряд приемов:

Выбор нейтрального материала для начала беседы, который может касаться самочувствия, маршрута движения транспорта либо биографии объекта беседы, его семейного положения, интересов и увлечений;

Избегания противоречий и несогласий со стороны собеседника в начале беседы. Для этого оперативный сотрудник на основе предварительного изучения личности опрашиваемого должен высказывать свое мнение и задавать вопросы в тех формулировках, которые неизбежно вызовут у объекта беседы согласие и ответ «да»;

Создание у собеседника впечатления о совпадении интересов в отношении увлечений опрашиваемого. Так, например, разговор о музыке, спорте, литературе, коллекционировании не только создает благоприятное впечатление об оперативном сотруднике у объекта опроса, но и снимает у него настороженность и психологические барьеры.

Тактика так называемого психологического «поглаживания», проявление к опрашиваемому сочувствия, уважительное к нему отношения способствует снятию психологического барьера и настороженности;

Прием нарочитой откровенности и раскрытия содержания целей и задач беседы перед опрашиваемым;

Использования черт характера и мотивации поведения опрашиваемого по отношению к конкретной ситуации. Здесь речь может идти о негативном отношении к конкретной ситуации, взглядам проверяемых и разрабатываемых лиц, желании заслужить доверие у представителей органов власти, отличиться в глазах окружающих и т.д.;

Снятие мотивов страха перед местью со стороны заинтересованных лиц может быть достигнута как обещанием сохранить в тайне факт беседы, так и демонстрацией мер, позволяющих обеспечить тайну беседы;

Учет индивидуальных особенностей предполагает обращение к статусу гражданина, его профессиональной принадлежности (например, к работникам таможни, военнослужащему, ревизору и другим лицам, обязанным бороться с нарушениями и проявлять патриотизм, личное мужество). Апелляцию к положительным сторонам личности (чувству долга, смелости, принципиальности), использование отрицательных черт характера (хвастливости, болтливости, легкомыслия и т.д.).

Переходя к основной части предмета опроса, следует избрать правильную тактику формулирования и последовательность задаваемых вопросов. Здесь многое зависит от целей беседы, характеристики опрашиваемого, степени его изученности, имеющихся исходных данных и оценки сложившейся обстановки.

Например, опрос может быть свободным, т.е. его содержание, формулировка вопросов. Их последовательность заранее строго не планируется. Здесь во многом возможна импровизация, поскольку оперативный сотрудник в этих случаях и сам не предполагает четко, какого характера сведения он может получить. На практике свободная форма опроса используется в тех случаях, когда оперативный сотрудник надеется получить гораздо больше информации, чем можно предполагать из предварительной оценки ситуации.

Целенаправленная форма опроса используется тогда, когда оперативного сотрудника интересует конкретный факт и, как правило, имеются предварительно установленные сведения, требующие уточнения. Приступая непосредственно к цели беседы, оперативный сотрудник может сообщить опрашиваемому сведения (или часть их), имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел, и, наблюдая за реакцией собеседника, принимает меры к снятию психологических барьеров, чтобы получить необходимую информацию.

При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинства личности.

Вопросы опрашиваемого должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимо вслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы уже в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно неуместно при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. «Улавливающие» вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.

Ощутимый вред в общении сыщика с гражданином наносит обман. Он подрывает авторитет органов правосудия.

Требует учета психологии и тактика проведения концовки опроса. Поскольку психология человека устроена таким образом, что особенно запоминается и производит наиболее сильное эмоциональное воздействие именно концовка беседы, то в связи с этим крайне важно оставить у объекта благоприятное впечатление от беседы. Если цель опроса не скрывалась, то опрашиваемого следует поблагодарить за предоставленные им сведения. А в тех случаях, когда он проявлял желание оставить в тайне сам факт беседы, еще раз заверить, что данное условие будет соблюдено.

Наведение справок - получение информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем, от юридических и физических лиц, а также из других источников.

В частности, о лице - объекте оперативной заинтересованности представляет интерес следующая информация: биографические данные, образование, место проживания, совершенные в прошлом преступления (иные правонарушения и др.), родственные и иные связи и т.п.

Как и опрос, наведение справок может носить гласный (официальный) характер по форме «запрос-ответ», но может и зашифровываться.

Рассмотрим пример. На людной улице некто беспричинно нападал на женщин. Пятерых ранил ножом. Как показали потерпевшие, свои действия он сопровождал злобными выкриками, нецензурной бранью… Приметы преступника запомнились потерпевшим не очень отчетливо: рост выше среднего, возраст около 30 лет, лицо «страшное». Фоторобот тоже принес мало пользы. Судя по всему, нападавший был ранее судим. Необходимо было навести справки о недавно освобожденных, проверить стоящих на учете в психдиспансерах, «отработать» жильцов близлежащих домов. Не исключалось, что преступник недавно развелся с женой. Следовало ознакомиться в ЗАГСе с журналом регистрации разводов.

Желаемых результатов проводимые мероприятия не дали. И тогда было принято решение вести наблюдение в медицинских учреждениях, чтобы в случае поступления очередной жертвы незамедлительно организовать розыск по горячим следам.

В одной из поликлиник сыщик обратил внимание на доставленного мужчину, который вскрыл вену, пытаясь покончить с собой. Дальнейшая проверка показала: человек этот дважды судим, психически неуравновешен (хотя на учете у психиатра не состоял); после освобождения развелся с женой, был озлоблен, грозил ей расправой.

Трое из потерпевших опознали задержанного как человека, который совершил нападение .

Уяснив смысл полученного задания или самостоятельно определив цель его проведения, оперативный сотрудник должен обратить внимание и выделить главные, наиболее важные вопросы. Ими могут быть: выявления связей; наличие места хранения орудий преступления, похищенного имущества, предметов, нажитых преступным путем, противоправный образ жизни проверяемого или разрабатываемого лица, факты его преступной деятельности и т.д.

Каждая из указанных задач требует избрания особой тактики наведения справок и связана. Во-первых, с выбором лица, которое в наибольшей степени может быть осведомлено о тех или иных фактах, а во-вторых - с определением содержания и последовательности вопросов, которые необходимо задавать в процессе проведения этого ОРМ.

Для изучения объекта и контингента лиц, в микросреде которых будет осуществляться наведение справок, используется как официальные материалы, так и проводится ознакомление непосредственно на местах. Просматривая материалы официальной документации (например, домовые книги регистрации жильцов) для выбора конкретных лиц, с которыми целесообразно вести разведывательную беседу в процессе наведения справок, необходимо особое внимание уделять установлению пола, возраста, образования, национальности лиц, проживающих рядом с местом жительства проверяемого и разрабатываемого.

Анализ профессиональной принадлежности, а также режима работы дает основания оперативному сотруднику безошибочно выбрать нужный источник информации. Так, например, человек, занятый работой сверхурочно или постоянно выезжающий в командировки, вряд ли располагает нужным объемом информации. И наоборот, пенсионеры, располагая свободным временем, осведомлены о многих фактах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел. Как правило, женщины больше знают об образе жизни и связях лиц, проживающих рядом. Существуют отличия в восприятии информации мужчинами и женщинами.

Определив примерный круг лиц, с которыми целесообразно провести разведывательные беседы в процессе наведения справок, оперативный работник определяет для себя легенду прикрытия и способ зашифровки проведения мероприятия. Здесь с точки зрения психологии важно учесть естественный интерес лица, выбранного в качестве источника сведений, к определенной проблеме. Например, у домохозяйки может найти живой отклик разговор на тему о воспитании детей, соблюдение чистоты и порядка. Наметив разговор с женщиной, целесообразно выдавать себя за представителя органов народного образования, здравоохранения и санэпидемстанции. Возможно также посещение квартиры под видом агента страховой компании. Разговор с мужчинами возможен под видом организатора спортивной работы, представителя органов, контролирующих расход электроэнергии, использование газовых приборов и т.д.

Определив легенду и примерное содержание беседы, оперативный сотрудник под видом представителя организации и учреждения. Деятельность которых связана с посещением жилых домов и учреждений, начинает проведения мероприятия.

Разговор, как правило, начинается с предлога, выбранного для наведения справок и представления оперативного сотрудника под избранной им легендой. Здесь надо иметь в виду следующие психологические особенности.

Во-первых, желательно, чтобы избранная легенда поведения оперативного сотрудника и предлог его появления затрагивали в определенной степени интересы лица, намеченного в качестве источника информации, иначе человека тяжело втянуть в разговор.

Во-вторых, надо умело убедить собеседника, что перед ним представитель именно того учреждения, от имени которого под легендой выступает оперативный сотрудник. Это можно сделать, либо демонстрируя официальные бланки, которые необходимо заполнить по результатам посещения, либо предъявив удостоверение работника легендируемой организации. При этом следует иметь в виду, что женщины реже, чем мужчины, интересуются документами, и это облегчает общение с ними. В то же время, если женщина одна в квартире, то оперативному сотруднику затруднительно проникнуть в жилище, так как она испытывает естественное чувство страха. Чтобы преодолеть этот психологический барьер, желательно, чтобы предлог и легендируемая организация, от имени которой выступает оперативный сотрудник, носили гуманный, пропагандируемый средствами массовой информации в данный период времени характер.

После изложения предлога и получение конкретных результатов для зашифровки целей беседы необходимо перевести разговор на тему, близкую к искомой информации. Здесь следует действовать крайне осторожно, чтобы резкой сменой темы разговора не насторожить собеседника и не выдать своей причастности к органам внутренних дел.

Если собеседник оказывается болтливым человеком и сам перейдет к теме, которая интересует оперативного работника, то надо немедленно этим воспользоваться, задавая уточняющие вопросы. Но в большинстве случаев приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы принудить собеседника начать разговор на тему, интересующую оперативного работника. Это всегда творческий процесс, требующий инициативы, знаний и умений быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Но в то же время каждый оперативный работник должен иметь в своем распоряжении набор стандартных вопросов, позволяющих незаметно для собеседника, приблизиться к интересующей проблеме.

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Синилов Г.К.
Введение в оперативно-розыскную психологию.
М., 2008. Стр. 17-28.


Глава 2. Предмет и система оперативно-розыскной психологии

Уяснение предмета любой науки имеет исключительно важное и принципиальное значение как для теории, так и для практики. Во-первых, наличие специфического предмета исследования предопределяет возможность и социальную потребность в самостоятельном (автономном) существовании соответствующей системы знаний. Во-вторых, без уяснения и обоснования предмета науки нельзя четко определить ее содержание, сформулировать задачи, определить основные направления и перспективы развития, разработать систему, методы, ее место в ряду смежных наук. Наконец, предмет науки определяет формы, способы, приемы использования выводов и положений этой науки в определенной сфере общественной практики.

Рассмотренные нами в гл. 1 этапы становления и развития ОРП подтвердили, что она не является просто механическим инструментом использования результатов общей психологии в ОРД. Применение психологических знаний в ОРД без формирования специфичности закономерностей их предмета не создает самостоятельной отрасли науки. Право на самостоятельное существование в качестве науки приобретает такая система знаний, которая в своем содержании имеет специфические закономерности, отличающие ее от других наук. Руководствуясь этими методологическими требованиями, комплексная юридическая психология в настоящее время признает автономное существование криминальной, пенитенциарной и судебной психологии1.

В то же время ОРП формируется в самостоятельную отрасль научного знания под одновременным воздействием общенаучных принципов интеграции и дифференциации системы юридических и психологических наук.

Развиваясь в рамках юридической психологии, теории ОРД, ОРП в то же время формировала собственную систему специфических знаний, изучая скрытые действия преступников, влияние психологической структуры личности на их мотивацию и поступки, установление и развитие доверительных отношений конфидентов ОВД с ними для выявления преступных замыслов и планов, психологического разрешения конфликтных и проблемных ситуаций при использовании ОРМ по выявлению, предупреждению и раскрытию криминальных деяний.
Даже столь тезисное определение закономерных связей
рассмотренных отношений показывает, что они составляют юридико-психологические знания. Диалектическая связь существует между способами действий преступников по подготовке, совершению преступлений, сокрытию следов противоправных действий и организационно-тактическими мерами по их выявлению и раскрытию. Однако эта юридическая составляющая входит в предмет не только теории ОРД, но и таких наук, как уголовное право, уголовный процесс, криминалистика и криминология.

Дифференциация теории ОРД от этих наук происходила не только за счет более четкого отграничения той социальной практики, которую она обеспечивает, но и за счет обоснования той внутренней составляющей, которая отличает их предметы. Не составляет исключения и предмет ОРП. Поскольку предметом теории ОРД как науки являются закономерности механизма совершения преступлений и воздействия на криминальную среду, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, оценки и использования фактических данных о них, на основе изучения которых эта наука разрабатывает правовые, организационные, методологические и тактические основы по эффективному применению оперативно-розыскных сил, средств, и методов в борьбе с преступностью, то предмет ОРП как частной теории науки ОРД не может выходить за эти рамки. Однако сущность исследуемых ею закономерностей имеет свою специфику, что представляется целесообразным рассмотреть более подробно.

Интегративный и дифференционный характер предмета ОРП обусловлен системой знаний, находящихся на стыке правовых (юридических) и психологических наук, а точнее, на стыке теории ОРД и юридической психологии. Таким образом, рассматриваемая нами теория иначе как ОРП именоваться не может.

Нельзя поэтому согласиться с таким появившимся в последнее время без какого-либо обоснования ее наименованием, как «психология оперативно-розыскной деятельности»2. Такое название частной теории науки ОРД и ранее применялось, однако оно не получило поддержки во многих научных исследованиях3 и было заменено термином «оперативно-розыскная психология». Предметом изучения ОРП являются объективные закономерности возникновения и развития тех групп явлений, отношений, фактов, которые определяют применение прежде всего негласных сил, средств и методов воздействия на криминальную среду. Для разработки научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности последних в теории ОРД применяются готовые психологические знания или специальные психологические методы изучения соответствующих типовых, повторяющихся и устойчивых признаков механизма действия преступников и адекватного реагирования субъектов ОРД на их вызовы. Следовательно, ведущую интегративную функцию в данном случае выполняет не психология, а оперативно-розыскная наука.

Последняя, объединяя юридические и психологические признаки, определяет свой предмет как результат их интеграции, а с другой стороны, она разграничивает их по родовому признаку той науки, которая призвана обеспечивать психологические знания. Не случайно поэтому отрасли знаний, отпочковавшиеся от юридических наук и общей психологии, называются: криминальная, исправительная, юридическая психология. Конечные цели ОРП и юридической психологии совпадают - усовершенствование правового регулирования жизни общества на основе раскрытия психических закономерностей и влияния юридико-психологической реальности на общественные отношения и разработки мер по их оптимизации. Таким образом, синтез знаний этих наук обеспечивает их оптимальное применение в ОРД. Очевидно, что структурное содержание этих знаний будет адекватно ОРД, если они будут определяться (задаваться) именно аналогичной отраслью науки, т. е. ОРП.

Исходя из этого формируются и основные задачи ОРП:

  1. исследование фактического состояний общественных отношений субъектов ОРД с гражданами и криминальной средой для объективной оценки оперативно-розыскных зависимостей в борьбе с преступностью и разработки научно обоснованных юридико-психологических рекомендаций по их совершенствованию;
  2. содействие профессионально-психологическому развитию личности субъектов ОРД в соответствии с осуществлением ими правоохранительных функций;
  3. разработка психологически обоснованных рекомендаций по установлению доверительных отношений с лицами, вовлеченными в оперативно-розыскной процесс, для предупреждения и раскрытия неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений, разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при этом, и др.

Как видим, ОРП по своим целям и задачам является прикладной, практически ориентированной, как и теория ОРД, отраслью научного знания.

Оперативно-розыскная психология - это наука, изучающая психические явления и процессы, происходящие в условиях исполнения оперативно-розыскной функции защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, исследующая их механизмы и закономерности.

Все многообразие психологических явлений и процессов, в свою очередь, можно классифицировать по самым разным основаниям. Нам же представляется целесообразным представить их в виде двух основных групп4: 1) индивидуально-психологические и 2) социально-психологические (социально-групповые) явления, составляющие предмет ОРП.

К индивидуально-психологическим явлениям и процессам относятся следующие.

Психологические факты - относительно простые, несложно наблюдаемые и фиксируемые психологическими методами проявления существования и функционирования человеческой психики. Задача ОРП заключается в том, чтобы обучить субъектов ОРД навыкам распознавания психологических фактов, их феноменов, умению их понимания и объяснения, установления их подлинной сущности в целях отличия от скрываемых противоправных действий и поступков, что составляет содержание профессиональных обязанностей этих субъектов.

Психологические механизмы - это последовательность актов, посредством которых явления психологически преобразуются, переходят из причины к следствию и наоборот. Достаточно указать, что знание запретительных норм УК РФ у субъектов ОРД формирует психологические механизмы на их соблюдение и выполнение, а у правонарушителей опосредуется в допустимые риски по их нарушению. Психологические механизмы всегда обусловливают взаимосвязь проявления психологических фактов и закономерностей поступков людей.

Психологические закономерности - это объективно существующие причинно-следственные связи психических явлений, процессов и факторов, обусловливающие их проявления. Выявленные и зафиксированные психологические факты невозможно понять и объяснить, а тем более позитивно воздействовать на них, если не будут определены их закономерности. Поскольку в психике людей такие закономерности носят вероятностный характер, то ОРП должна выполнять свою познавательную функцию посредством сбора эмпирического материала о психологических явлениях и процессах, которые в своей совокупности должны быть типичными, чаще всего повторяющимися.

К социально-психологическим явлениям и процессам относятся:

  1. массовые психические явления, включающие групповые коллективные и общественные цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи, традиции, настроения и др.;
  2. взаимоотношения, проявляющиеся в личностно-групповых, межличностных и межгрупповых явлениях и процессах;
  3. личностные социально-психологические явления и процессы, происходящие в индивидуальной психике человека, но по своему содержанию они выражают и отражают устоявшиеся стереотипы групповых, общественно значимых явлений и процессов. Они во многом обусловлены специфическими социально-психологическими механизмами общения, восприятия, конформизма, усиливающими или ослабляющими действия субъектов ОРД и граждан, привлекаемых для сотрудничества с ними в целях эффективной борьбы с преступностью. Совокупность социально-психологических явлений и процессов в конкретной криминальной среде или коллективе единомышленников отражает их психологическое состояние, морально-психологический климат и обычно именуется групповой или коллективной психологией в зависимости от степени общественного развития. Социально-психологические явления и процессы являются объектом воздействия субъектов ОРД, поэтому и включаются в предмет ОРП как ее общеобязательный элемент.

По форме существования (функционирования) все многообразие психологических явлений можно классифицировать по трем типам: психические процессы, психические состояния и психические образования.

Психические процессы обусловлены постоянно протекающими и изменяющимися в психике людей представлениями об окружающей их действительности. Это непрерывный процесс возникновения, развития, исчезновения или изменения, а также преобразования в другие формы психологических фактов. Не осознав и не познав сущности психологических процессов, протекающих в связи с вовлечением людей в ОРД, невозможно что-либо изменить в стереотипах их поведения. Так, установление доверительных отношений субъектов ОРД с агентурой, а последней с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, является результатом процесса психологического изучения восприятия личности, а также разработки приемов и методов воздействия на людей, что невозможно осуществить без знания соответствующих психических процессов.

Психические состояния - это совокупность психических процессов, протекающих у конкретной личности в определенный период времени. Они обычно проявляются в форме возбуждения, тревоги, страха, беспечности, уверенности, бдительности, эйфории и т. п. Задачей ОРП является их выявление, познание и вооружение субъектов ОРД методиками воздействия на них, позволяющими преобразовать отрицательные, неблагоприятные состояния в позитивные.

Психические образования (свойства, стереотипы) - это устоявшиеся в психике человека явления, имеющие тенденцию к восприятию, повторению. Они разносторонне характеризуют индивидуальные особенности личности, ее потенциальные возможности. Применительно к гражданам, сотрудничающим с субъектами ОРД в борьбе с преступностью на гласной и конфиденциальной основе, психические образования затрудняют или облегчают такое сотрудничество. Предметом изучения науки ОРП являются в том числе социально-психологические или групповые ее особенности. По сравнению с индивидуальной психологией групповая и социальная изучают сложные психические реалии, характеризующиеся интегративными свойствами, механизмами и закономерностями. Эти реалии существенно обогащают и вместе с тем усложняют систему психических явлений и процессов, облегчая или затрудняя реализацию законодательно определенных задач ОРД. По этим причинам они нуждаются в психологическом изучении, обобщении и регламентации в системе оперативно-розыскных средств и методов защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств на них.

Получение с помощью ОРП научных знаний в своей совокупности и составляет определенную систему ее предмета.

В науковедении под системой научной отрасли обычно понимается структурированная определенным образом совокупность ее знаний, их разделов и частей.

Современная ОРП представляет собой достаточно разветвленную систему научного знания. Ее структуру составляют разделы:

Уже сложившихся психолого-розыскных категорий, как то: психограммы субъектов ОРД, методов их обучения и воспитания социально-психологической мотивации конфиденциального сотрудничества граждан и структуры установления доверительных отношений во взаимоотношениях оперативный сотрудник - лицо, оказывающее конфиденциальное содействие ему, - лицо, проверяемое или разрабатываемое по подозрению в совершении преступлений, их ролевого поведения и общения и др.;

  1. активно продолжающие свое развитие на третьем историческом этапе функционирования ОРП, а именно: психолого-правовые исследования в целях обоснования ее предмета, методологии и частнонаучных методов ОРП; организация и проведение психологической реабилитации субъектов ОРД, развитие эмоционально-волевых качеств для психологической включенности в оперативно-розыскные отношения; терминология и язык ОРП и т. д.;
  2. начинающие свое развитие или объективно подлежащие включению в систему предмета ОРП, составляющие направления ее развития на перспективу.

Структурирование системы ОРП по степени научной разработанности ее проблем позволяет более объективно оценивать состояние ее предмета на конкретный исторический этап развития, устанавливать отставание исследования отдельных разделов и направлений, а также стимулирует их ускоренную теоретическую разработку, внедрение в практику ОРД.

Исходя из проведенного анализа и оценки состояния научной разработанности предмета ОРП на период 2000-2005 гг., его систему можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Представленная на рис. 1 система предмета науки ОРП показывает, что по своему целевому назначению и содержанию она отвечает требованиям программы обучения в специализированных высших учебных заведениях МВД России и обоснованно претендует на выделение из теории ОРД в качестве самостоятельной науки в системе юридических отраслей знаний.

Предмет теории ОРП состоит из двух разделов.

Раздел первый - Общая часть ОРП - включает исходные теоретические положения, комплексно характеризующие ее как особую самостоятельную отрасль научного знания, продолжающую свое развитие на базе одновременного применения общенаучных принципов интеграции и дифференциации на стыке общей, юридической психологии и теории ОРД. Своей направленностью и содержанием Общая часть предмета ОРП посвящена исследованию основных идей, терминов, понятий, принципов, определений и теоретических концепций, которые распространяются на оба ее направления и позволяют решать специфические правовые, организационные, методические и тактические задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств и внешних угроз их безопасности. По этой причине Общая часть ОРП, как правило, не содержит фактических данных, раскрывающих государственную тайну, и вполне допустимо исследование ее проблем в открытом режиме публикаций, что, несомненно, будет стимулировать привлечение к исследованию специалистов разной научной квалификации.

В разделе втором - Особенной части ОРП - рассматриваются психологические аспекты оперативно-розыскной методики и тактики применения негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью, как правило составляющих государственную тайну, поэтому исследования и публикации по проблемам и многим направлениям тематики Особенной части ОРП могут осуществляться в закрытом (секретном) режиме только теми субъектами ОРД, которые допущены к ней. Однако здесь необходимо соблюдать разумный баланс между открытостью и секретностью тематики исследования проблем Особенной части ОРП. Поскольку результаты таких исследований излагаются в форме виртуальных событий и подлинные их участники не раскрываются, они не составляют государственной тайны и могут публиковаться в открытой литературе. Закрытый режим исследований должен применяться только в случаях угрозы расшифровки конспиративных средств и методов ОРД, а также подлинных участников оперативно-розыскных отношений, не получивших публичной их оценки в юридически значимых решениях.

1 См.: Ратинов Л. Р. Судебная психология для следователей. М., 2001. С. 12; Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 24-29.

2 См.: Самовичев Е. Г. Психология оперативно-розыскной деятельности // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. Разд. 5. С. 136-139.

3 См.: Ковалев О. Г. Современные научные представления психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик) - «Оса». С. 14.

4 Научную аргументацию данной классификации см.: Прикладная юридическая психология. С. 18-30.

Введение

1. Правовые основы оперативно–розыскной деятельности

2. Психологический контакт

3. Использование психологии в получении информации

4. Психологическое воздействие на личность

Список использованной литературы

Введение

Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что психология - не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.

Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.

1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах - гласно и негласно.

Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.

Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому одно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

· опрос граждан;

· наведение справок;

· изъятие образцов для сравнительного исследования;

· исследование предметов и документов;

· наблюдение;

· отождествление личности;

· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· прослушивание телефонных переговоров;

· съем информации с технических каналов связи;

· оперативное внедрение;

· контролируемая поставка;

· оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:

· Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности"";

· Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";

· Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";

· Закон Российской Федерации " О государственной границе Российской Федерации "";

· Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц ";

· Закон Российской Федерации " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации ";

· Закон Российской Федерации " О Федеральных органах налоговой полиции ".

2. Психологический контакт

Процесс общения, как правило, начинается со знакомства.

Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием данного процесса. При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивация поведения.

Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень большую роль в установлении и развитии контакта с объектом. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи. Психологические особенности интересующего лица, безусловно, накладывает свой отпечаток на этот процесс. Внешний вид: рост, телосложение, пол, цвет кожи - вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. В формировании первого впечатления большую роль играет привычный для объекта стереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что, в конечном счете, в действие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы все же дают знать о себе очень сильно. Нужно научиться подходить под эти стереотипы, исходя из особенностей культуры, реальной обстановки и психологии объекта нашего интереса.

Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается только при наличии положительного отношения друг к другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия.

Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность, наделенную определенными ценными качествами. Когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний и симпатизирует ему.

Симпатия объекта к сотруднику возникает на основе действия закона реципроксности ; в частности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. В данном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологического образования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, на кого она направлена, то есть от конкретного сотрудника.

Доверие и доброжелательность со стороны объекта - это самые существенные условия в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.

3. Использование психологии в получении информации

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче информации в той или иной форме сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, выработанного человечеством можно выделить два основных способа получения необходимой информации.

Первый - это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудников.

Второй - побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов выделяется ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой правоохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника.

Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия.

Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому опытные в профессиональном плане оперативники по возможности стараются избегать прямого давления на объекта, а предпочитают косвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам.

Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативный сотрудник, нарочито принижая собственные умственные способности, старается создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объект теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается.

К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:

1. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта. Данный прием заключается в как бы нечаянном демонстрировании предметов, связанных с преступлением и наблюдении за реакцией наблюдаемого.

2. Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные.

Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующей информации основываются на общих закономерностях бессознательных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.

Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующего лица, что поможет определить основы для установления с ним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, в частности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Сотрудник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересующего лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе.

Интересующая информация, добываемая с помощью психологических способов, носит в основном ориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.

4. Психологическое воздействие на личность

Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия - воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении. Цели подобного воздействия всегда направлены на воспитание, на перевоспитание личности уже в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия.

При помощи психологических методов воздействия в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д. Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установления истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в оперативно-розыскной деятельности, дознании и следствии.

Существует несколько методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности: метод передачи информации, метод убеждения, метод принуждения, запрещения, категорического требования, предупреждения, угрозы, метод внушения, метод постановки и варьирования мыслительных задач. Каждый из методов может применяться как в отдельности, так и в совокупности, что будет приносить в определенных случаях желаемый результат при работе в оперативно-розыскной деятельности.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх