Психологический классный час. Конспект «Психологический час «Поговорим о главном Темы психологических часов

Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности,

на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,

а также выявить определенные качественные психологические характеристики для дальнейшего саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час с психологом.

Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

Цели:

  1. акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
  2. научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
  3. дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задача классного часа:

  1. познакомить студентов с приемами самопознания;
  2. научить определять свои личные особенности;
  3. развивать умение правильно оценивать себя и других;
  4. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  5. побуждать студентов к самопознанию, самовоспитанию;

Форма проведения:

Беседа с элементами тестирования и тренинга.

Подготовка:

1. Составить и размножить на каждого студента анкеты (за неделю до мероприятия провести анкетирование) и тесты.

2. Подготовить докладчиков и ведущих.

3. Подготовить аудиторию столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.

Вводное слово психолога:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Тема нашего разговора «Познай себя - кто я, какой я» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя. А сейчас я приглашаю всех послушать диалог двух молодых людей.

В центр аудитории выходят двое ведущих - юноша и девушка.

У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрится в зеркало и говорит:

Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия

на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.

Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим

несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...

Ведущие вместе: Какие же мы??? Как познать себя?

  1. Беседа «Нужно ли знать себя?»

Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
А сейчас я хочу зачитать для вас ответы на вопросы анкеты «Нужно ли знать себя?», которую мы проводили в преддверии нашего классного часа.

Показ презентации с ответами студентов.

Психолог. Ваши ответы, говорят о том, что- то вы уж знаете о себе, что-то для вас остается непознанным, пугающим, во многом вам хочется разобраться и понять что-то важное как в себе, так и в других. Но все вы сходитесь в одном, в самом главном- познавать себя необходимо.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ всё это- приемы самопознания.

А вот как на вопрос «Нужно ли человеку познавать себя?», отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.

А как вы думаете, для чего человеку нужно познавать себя?

Ответы студентов.


Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Тест «Это я»

Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Упражнение «Имя-прилагательное»

Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Вопросы студентам:

Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

А как еще можно познавать себя?

Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

Ответы студентов

Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

Вопросы студентам:

Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

Ответы студентов

Психолог А сейчас вашему вниманию мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Моя самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я» в любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

Вопросы студентам

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

Ответы студентов

А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Упражнение «Создание автопортретов».

А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».

Примерные ответы студентов:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Психолог Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всей группе? (зачитываются несколько работ)

Заключение

Наше мероприятие подошло к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Помогла наша встреча найти вам ответы на вопросы кто я, какой я, узнали ли вы, что- то новое о себе? С помощью, каких приемов происходило самопознание?


Форма проведения: час общения.

Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, формирование представления о различных вариантах человеческого общения, развитие этической культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений об обществе, нормах поведения в нем;
  • развитие навыков эмпатии и продуктивного общения.

Развивающие и воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • формирование социально-одобряемых форм поведения.

Ход классного часа:

Вступительное слово психолога:

- Здравствуйте, ребята!

Хочу начать нашу встречу с вопроса: Знаете ли вы, какое самое основное отличие человека от животных? (умение общаться и жить в обществе).

Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы обсудить одну очень важную тему - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
Как вы думаете, что такое культура общения, из чего она состоит? (грамотная речь, вежливое поведение, соблюдение правил этикета).

- Хорошо! А теперь скажите, с чего начинается общение людей? (с приветствия). Знаете ли вы, как приветствуют друг друга люди в разных странах? Давайте попробуем: я говорю, как люди приветствуют друг друга, а вы здороваетесь так с соседом по парте.

Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);
- Лёгкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
- Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Итак, мы немного размялись!
Ребята, скажите, в вашем классе бывают конфликты или ссоры? Каковы причины этих конфликтов?
Как вы их разрешаете? Поднимите руку те, кто считает, что свою правоту лучше доказывать кулаками. А теперь поднимите руку те, кто считает, что словами.

(слайд 2) Хочу прочесть вам одно стихотворение:
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнила ту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Презентация классный час «Мы живем среди людей»

Бывает и такое, что люди ссорятся из-за того, что просто не поняли или недопоняли друг друга.
Предлагаю сейчас разыграть подобную ситуацию. Прошу 5 человек выйти за дверь, а одному подойти ко мне. Представь ситуацию, будто ты звонишь однокласснику, который не был сегодня в школе, его нет дома, и трубку берет кто-то другой. Тебе необходимо передать ему очень важную информацию.

«Здравствуйте! Передайте, пожалуйста, Саше, что сегодня вместо 6 уроков было 5, потому что учительница заболела. Но на завтра нам вместо 5 уроков поставили 6, поэтому кроме математики, русского, истории и географии на завтра нужно подготовить еще и биологию. Если он хочет получить «5» по биологии, то нужно прочитать 10-й параграф, ответить на вопросы и подготовить презентацию по нему, а если «4», то достаточно просто прочитать параграф и ответить на вопросы. А в субботу в 14.00 мы всем классом идем в кино, билет для него тоже взяли, если сможет, пусть приходит - мы собираемся в школе в 13.30 и вместе идем в кинотеатр. Все в классе спрашивают про Сашу: «Как он? Когда уже выздоровит и придет в школу», а Андрей шутит, что ему, наверное, нравится болеть, ведь в школу ходить не нужно. Это все, что я хотел передать Саше. До свиданья».

Что произошло с информацией после того, как ее передали от одного к другому 6 человек? (искажение, информация стала не такой достоверной, как была изначально). Могло случиться так, что заболевшему товарищу передали бы неверное домашнее задание, или время похода в кино, или как-то перевернули слова, сказанные в шутку одноклассником. Могла бы случиться ссора.

Что нужно делать в подобной ситуации, чтобы искажения информации не произошло? (внимательно запоминать сказанное, записывать самые основные моменты, не торопиться при рассказе, рассказывать вежливо, не искажать интонацию, с которой одноклассники говорили слова в адрес Саши)

Некоторые правила вежливого общения, которые помогают избежать ссор, можно найти в русских пословицах.
Сейчас я вызываю на помощь 6 человек. (разделить по 2-е)

Предлагаю вам выполнить такое задание: вам необходимо изобразить пословицу так, чтобы группы поняли ее и ответили, каким правилам поведения в обществе нас учит народная мудрость.

  1. На чужой каравай рта не разевай. (распечатать пословицы)
  2. Дареному коню в зубы не смотрят.
  3. Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться.

Ребята, скажите, как вы понимаете слово ВЕЖЛИВОСТЬ? А понятие ЧУВСТВО ТАКТА?
Важно помнить одну вещь: если правила вежливости можно механически заучить, и они будут хорошей привычкой, то такт требует большего. Чувство такта можно развить,— для этого не¬обходимо как можно чаще ставить себя на место другого челове¬ка. Тактичный человек старается предотвратить ситуации, созда¬ющие неловкость другим людям.

Всем нам очень важно не только знать, где и как себя вести, но и быть тактичными и терпимыми по отношению друг к другу. Это сделает нас добрее, внимательнее.

Еще сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о правилах этикета. Что это такое?(правила поведения в общественных местах, правила вежливого отношения к окружающим, поведение за столом и пр.).
А знаете ли вы и соблюдаете ли эти правила этикета? Сейчас проверим!
Устроим викторину: у меня в руках карточки с вопросами по правилам этикета. Я раздам каждому из вас карточку, вы думаете 1 минуту и отвечаете на вопрос. Если вопрос вызовет у вас затруднение, то класс может помочь.

(Распечатать карточки с вопросами)

  1. Надо пропустить того, кто выходит из магазина (из автобуса)
  2. Говорят: «Кто последний?»
  3. По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
  4. Идущих впереди - обходят слева, а идущих на встречу — справа
  5. Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.
  6. Надо встать и уступить место.
  7. Нужно проходить на свое место лицом к сидящим в ряду людям
  8. Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.
  9. С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
  10. Младший. Старший
  11. Когда вы едите овощные блюда - держите вилку в правой руке, когда же мясо - вилку в левой, а нож в правой.
  12. Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
  13. Проходящий.
  14. Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
  15. Не более трех цветов.
  16. Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
  17. Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.
  18. Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
  19. Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
  20. Тот, кто звонил.
  21. Чтобы поправить одежду знакомого, надо спросить у нег разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.
  22. Ноги следует вытирать перед порогом, а головной убор снимают, войдя в прихожую.
  23. Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.
  24. Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
  25. Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.

- (слайд 3) Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы и тебе и людям, окружающим тебя, было хорошо.

Рефлексия:

Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня, что было для вас новым?

Дорогие ребята, спасибо вам за активное участие в нашем классном часу! До свидания!

Приложение к классному часу

Пословицы:

«На чужой каравай рта не разевай»

«Дареному коню в зубы не смотрят»

«Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться»

Вопросы для карточек:

  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин (или в автобус) или тот, кто выходит?
  2. Как правильно спросить, когда ты занимаешь очередь: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
  3. Как правильно обратиться к продавцу?
  4. С какой стороны нужно обходить прохожего, если он идет впереди тебя? А если вы идете навстречу друг другу?
  5. При входе или выходе из общественного транспорта кто выходит первый?
  6. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
  7. Как в театре или кинотеатре правильно пройти на свое место?
  8. Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
  9. В какое время можно звонить кому-либо по телефону?
  10. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? А подавать руку для рукопожатия?
  11. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
  12. Кто первым здоровается при входе в помещение?
  13. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
  14. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
  15. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
  16. Как нужно правильно есть хлеб?
  17. Если в гостях тебе предложили блюдо, которое ты не очень любишь, что нужно сделать?
  18. Как едят пирожные, торты, пироги?
  19. Как правильно выйти из-за стола в гостях?
  20. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван?
  21. Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как ты должен поступить?
  22. Ты пришел в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги — за порогом или в прихожей?
  23. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?
  24. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
  25. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?

Классный час с психологом на тему «Секреты общения» (6 класс)

Цель: Развитие умения сотрудничать в команде. Развитие самоуважения и уважения к другим.

Задачи: 1. Формирование позитивных межличностных отношений через осознание и прочувствование детьми своей общности с другими, своей индивидуальности.

    Развитие коммуникативной компетентности.

    Формирование нравственно-этических качеств личности.

    Формирование эмоционально-чувствительной сферы личности ребёнка.

    Командообразование.

Форма проведения классного часа: игровая с элементами тренинга и этической беседы.

Методы и приёмы работы:

Проблемные вопросы

Диалоговое общение

Частично-поисковый метод

Метод коллективного принятия решений

Игра

На протяжении всех этапов – педагогическая поддержка.

Ход и содержание классного часа

Три шага ведут к успешной коммуникации.

Первый шаг – знать, чего ты хочешь.

Второй шаг – знать, чего хочет твой партнёр.

Третий – как вам обоим прийти к победе.

Д. Лаборд

Беседа психолога с детьми: Все мы живём среди людей. Чтобы иметь друзей, быть успешным в жизни надо много общаться. Кому из вас не хотелось быть в центре внимания? Любят ли вас окружающие? Как найти общий язык с одноклассниками, добиться их уважения? Мы часто задаём себе подобные вопросы, но не всегда точно знаем ответы на них. Хорошее общение – залог успеха.

Эпиграфом к нашему занятию служит высказывание Дженни Лаборд. Попробуем сами пройти эти шаги и найти ответы на интересующие нас вопросы.

Шаг первый. Знать, чего ты хочешь .

Какой человек для вас является приятным собеседником?

Ребята высказывают своё мнение.

Психолог: Хотите побыть в роли исследователей? Знать себя – великая наука. А любят ли вас окружающие? Предлагаю пройти тест.

Инструкция: Я буду читать вопросы, а вы выбираете тот вариант ответа, который в большей степени подходит вам и отмечаете количество баллов.

Тест.

1.) Очень ли вам бывает неприятно, если в присутствии кого-либо вы краснеете от смущения? А. нет (0 баллов) Б. немного (2 балла) В. очень (4 балла)

2.) Вы оказались в положении, когда оправдываться можно, лишь взвалив вину на другого. Как вы поступите?

А. Постараюсь обвинить этого другого как можно меньше. (2)

Б. Вообще не буду пытаться оправдываться. (4)

В. Ничего не поделаешь, придётся пойти на это. (0)

3.) Трудно ли вам просить кого-нибудь об услуге?

А. да (2) Б. нет (4) В. стараюсь никого не просить (0)

4.) Часто ли вы делаете комплименты людям?

А. да, очень часто (4) Б. иногда (2) В. редко (0)

5.) К вам пришли без предупреждения и не вовремя. Как вы себя поведёте?

А. Постараюсь, чтобы гость не заметил, что его приход нежелателен. (2)

Б. Воскликну: «Как я рада!» (4)

В. Не попытаюсь скрыть того, что я не в восторге от его прихода. (0)

6.) Можете ли вы представить, что ведёте длинный разговор с человеком, который ошибся номером?

А. конечно (4) Б. не исключено (2) В. в таких случаях я бросаю трубку (0)

Подсчитаем общее количество баллов. Предлагаю вам выслушать результат .

Если у вас от 0 до 4 баллов, то вы попадаете в группу людей, которые редко улыбаются окружающим и предпочитают, чтобы их считали прямыми, суровыми и холодными.

Подобное поведение ставит стену отчуждения, поэтому у них возникают проблемы с общением.

5-12 баллов. Обаяние этих людей связано с искренностью и непосредственностью, и именно эти черты симпатичны окружающим. И хотя иногда взрываются, стараются остаться воспитанными людьми.

13-20 баллов. Эти люди одарены обаянием. Симпатии окружающих доставляют им удовольствие, да и им симпатичны все и каждый.

21-24 балла. В них бездна обаяния. Им обычно прощают недостатки. Иногда их упрекают в неестественности – и это, пожалуй, справедливо.

Психолог : Правда, приятно, когда вас любят? Каждый из нас хочет, чтобы другие к нам хорошо относились.

Вспомним золотое правило : относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе (психолог начинает фразу, ребята продолжают).

Шаг второй. Знать, чего хочет твой партнёр.

Психолог: А вы знаете, что общаться можно по-разному. А какую информацию мы запоминаем лучше? Как можно общаться, не разговаривая?

Невербальные средства: движение рук, головы, ног, туловища, мимика, кожные реакции (покраснение, побледнение, потение), прикосновение, объятия, смех, кашель, вздохи и т.д.

Упражнение «Приветствия».

В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Европейцы - рукопожатием, японцы - кланяются, африканцы – трутся носами. А давайте и мы поприветствуем друг друга так же.

Психолог: В общении очень важна интонация, жесты, мимика. Они выражают ваше отношение к людям и подчас лучше, чем сами слова. Давайте угадаем настрой человека к общению.

Психолог показывает картинки с изображением разных людей (с разным эмоциональным настроем) и ребята высказываются, какой это человек. Называют тех, с кем им было бы приятно общаться…

    Жесты «лжи»: рука прикладывается ко рту, как бы в попытке задержать обман; прикосновение к носу; потирание века, уха.

    Руки в замок выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации.

    Сжатие пальцев в кулак означает враждебность (подавленность, неуверенность).

Психолог : Как лучше всего происходит передача информации, каким способом? Как вы считаете?

Психолог: Установлено, что лучше всего человек запоминает информацию, если он видит, слышит её и сам в ней участвует с помощью мимики и жестов. Даже слова, сказанные с разной интонацией, воспринимаются по-разному.

Шаг третий. Как обоим прийти к победе.

Психолог: А теперь попробуем прийти к взаимопониманию и поработать в команде.

Игра «Чем мы похожи?»

Психолог: Вы сейчас будете объединяться в группы по признакам сходства. Называются признаки: цвет глаз, волос, элементы одежды, имя начинается с одной буквы и т.д.

Постройтесь по росту.

Прежде чем объединиться мы смотрим на человека.

Упражнение «Сменяющиеся команды».

Цель : получения опыта общения и взаимодействия в разных командах .

Этапы игры:

    Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

    Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.

    Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

    Возможные варианты раундов представлены ниже:

    • «Тройки!» – участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

      «Шестерки!» – игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

      «Четверки!» – все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

      «Пятерки!» – игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

      «Семерки!» – попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

      «Двойки!» – игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

      «Восьмерки!» – каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

    В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

Упражнение «Фигуры».

Ребята встают в круг и берутся за руки, образуя круг.

Задание : закрыть всем глаза, и, не выпуская рук, построить фигуру, названную

психологом. Сначала возникает путаница, затем ребята приходят к взаимопониманию.

Учащиеся делятся ощущениями от совместной деятельности.

Психолог: А теперь давайте подарим друг другу жесты – пожелание добра и добрые слова.

Рефлексия. Ребята по очереди высказываются о том, комфортно ли они себя чувствовали, работая единой командой? С какими чувствами они уходят с занятия?

Классный час в 3 классе «Мы - дружный класс»

Задачи:

1. Повысить уровень сплоченности класса.

2. Пробудить у детей положительные эмоции.

3. Воспитывать доверительное отношение к одноклассникам.

Ход классного часа

(В ходе этого классного часа по мере выполнения упражнений у детей высвобождается много энергии и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не станет одним целым.)

Педагог (психолог). Сегодня у нас необычный классный час. Сегодня мы с вами будем играть.

Упражнение 1 (диагностическое). «Фотография класса»

Педагог (психолог). Представьте, что к нам сегодня пришел профессиональный фотограф, чтобы сделать для школьного журнала общий снимок под названием «Наш класс». Каждый из вас может принять ту позу, которая ему удобна. Внимание, снимаю!

Упражнение 2. «Паровозики»

Педагог (психолог). Давайте разделимся на несколько групп по три-четыре человека в каждой и выстроимся паровозиками. В каждом паровозике все участники, кроме первого, закрывают глаза. Первый участник - рулевой. Он должен без единого слова довести свой паровозик до противоположной стены, минуя препятствия. Основная сложность в том, что «хвост» обычно виляет и натыкается на препятствия. Чтобы этого не происходило, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Первый паровозик - на старт!

(Упражнение можно усложнить, увеличив число вагончиков и количество препятствий на пути.)

Упражнение 3. «Машины»

Педагог (психолог). Какие бывают машины? (Ответы детей.)

А вы можете представить машину, составленную из вас самих? Сейчас каждый должен стать человеком-машиной. Превратитесь в маленьких роботов!

(Ребята 5 минут пробуют быть роботами.)

Легко было выполнить это упражнение? Какие трудности возникли?

Может ли один человек изобразить машину?

(Подвести к выводу, что в полной мере изобразить машину одному сложно. Предложить сделать это парами. Нужно, чтобы дети сами, а не по указке учителя захотели работать в парах.)

А теперь разбейтесь на пары. Можете ли вы вдвоем стать работающей стиральной машиной?

Как вы будете двигаться?

Что вы делаете при стирке?

Как вы ведете себя при полоскании?

(Выполнять 5-7 минут.)

Для следующего задания соберитесь в четверки. Теперь вы сами можете выбрать, какой машиной станете. Можете стать машиной, которая существует на самом деле. А если хотите, можете придумать такую машину, какой и не существует вовсе. Соберитесь вместе и подумайте над следующими вопросами.

Какую машину вы хотите изобразить?

Из каких частей она будет состоять?

Какой частью машины хочет стать каждый из вас?

Должна ли машина издавать какие-либо звуки?

(Когда группы выберут, какой машиной они хотят стать, устройте показательные выступления. Пусть команды по очереди покажут свои машины.)

А теперь вы все вместе можете составить одну общую машину, которая будет двигаться и издавать звуки. Каждый из вас станет частью этой машины. В этот раз нам не нужно знать заранее, для чего данная машина существует. Это некий фантастический аппарат, которого никогда раньше не существовало. Первые из вас могут начать строить эту чудо-машину, а остальные пусть присоединяются сразу, как только найдут подходящее для себя место. Помните о том, что все составные части машины должны быть связаны друг с другом.

Упражнение 4. «Мотор»

Педагог (психолог). Ребята, мы с вами были и паровозиками, и машинами. Как вы думаете, что самое главное в машинах? (Ответы детей.)

Правильно, мотор. Представьте себе, что наш класс - это огромная машина.

Как вы думаете, какая это машина?

Что она умеет делать?

Кто ее использует?

Приносит ли она пользу людям?

(Эти вопросы носят диагностический характер, так как по ответам можно уловить, как учащиеся понимают смысл назначения

А кто бы мог стать мотором нашей машины? Почему?

(Таким образом выявляется лидер класса. Редко ребята доверяют эту роль классному руководителю.)

Сейчас нам нужно завести мотор. И заведем мы его по-вол- шебному. Я вас этому научу. По очереди друг за другом повторяйте мои движения.

(Ученики встают в круг вместе с учителем, который показывает простые движения: трет ладони, щелкает пальцами сначала одной руки, потом обеими, хлопает в ладоши, затем издает звук «р-р-р», имитируя рев мотора. Группа повторяет каждое движение до тех пор, пока оно не дойдет до учителя и он не изменит его на следующее. Это внешне простое упражнение повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на настрой и взаимодействия в группе.)

Как вы думаете, завелся ли наш мотор? Почему?

Что необходимо для хорошей работы машины? (Слаженность работы всех элементов машины, взаимное уважение и т. д.)

Упражнение 5. «Рисунок машины»

Педагог (психолог). Сейчас мы вместе постараемся выполнить рисунок нашей чудо-машины.

(Самые смелые ребята или художники класса начинают рисовать, каждый участник дополняет рисунок своим элементом. Важно подписать элементы, это покажет место ребенка в коллективе.)

Упражнение 6 (итоговое, диагностическое). «Фотография класса»

Педагог (психолог). Фотографу очень понравилось нас фотографировать, и он пришел опять. Теперь снимок называется «Наш дружный класс».

Воспитательные задачи на учебный год:

  • Воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда и отдыха.
  • Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома.
  • Ориентировать внимание детей на внутренний мир каждого человека.
  • Формировать уважительное отношение к автономному духовному миру личности.
  • Совершенствовать навыки общения, коммуникативной компетентности.
  • Развивать доброжелательность, вежливость и воспитанность учащихся.
  • Воспитать нравственную ответственность за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Цели:

  • воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда и отдыха;
  • прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома.

Тематика классных часов на 2008-2009 учебный год

Тема. «Этикет (Манеры)»
Тема. «Есть у человека недостатки?»
Тема. «К большому терпению придет и умение» + тема 13
Тема. «Как уважать Человека» + тема 17
Тема. «Корректный и галантный Человек»
Тема. «Человечество – это мужчины и женщины»
Тема. «Мое поведение – мое отношение»
Тема. «Познай себя самого» + тема 16
Тема. «Где располагается душа? Зло и Добро»
Тема. «Искусство быть обаятельным»
Тема. «Как понять другого. Эмпатия»
Тема. «Какие люди мне нравятся. Культура спора»
Тема. «О терпимости к людям»
Тема. «Совесть – основа нравственности»
Тема. «Язык – основное средство общения»
Тема. «Пойми меня» + тема 20
Тема. «Каждый человек достоин уважения»
Тема. «Делать добро спешите»
Тема. «Как научиться жить в мире людей»
Тема. «Воспитай себя сам»
Тема. «Красота внешнего облика» (Приложение 1 )
Тема. «К большому терпению придет и умение» (Приложение 2 )
Тема. «Как понять другого. Эмпатия» (Приложение 3 )

Дополнительный материал:

  • «О чем может рассказать дневник»
  • Конкурсы

Тематика психологических тренингов

Тема 1. Я – наблюдатель.

Цель занятия: создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

Цель занятия: создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Тема 3. Эмоциональный словарь.

Цель занятия: создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

Тема 4. Я в «бумажном зеркале».

Цель занятия: создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

Тема 5. Как справиться со злостью.

Цели занятия:

  • создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
  • разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.
  • обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Тема 6. Что такое эмпатия? (Приложение 5 ).

Цели занятия:

  • экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций.
  • создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Тема 7. Комплименты.

Цель занятия: создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

Тема 8. «Кто я такой и какой я? Толлерантность».

Используемая литература:

  1. Журналы «Классный руководитель» с 1996–2008 года.
  2. Журналы «Справочник классного руководителя» с 2007–2008 года.
  3. Золотой диск «Практикум для классного руководителя»
  4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. Н,А. Панченко. Волгоград. Учитель, 2007.
  5. «Я – подросток. Мир эмоций» Программа уроков психологии 7-9 классы. А. Микляева. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2003.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх