Реформы симеона полоцкого планы результаты. Кем был С.Полоцкий и какой вкаладон внес в культуру России

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Биография

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Возможно, во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-ых годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Московском государстве.

В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666-1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

Богословие и педагогика

По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Хотя Собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав «Жезл» «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным», сочинение содержало некоторые западные богословские мнения (прежде всего, по вопросу о времени пресуществлении св. Даров), что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.

Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку - тогда языку дипломатии - молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

С 1667 года на С. Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).

С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилее»: «Московская академия по проекту царя Феодора - это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ - и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров С. Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (1690) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у Патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681-1683 гг., в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий - один из первых русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в 1680 г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Память

  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
  • В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский).

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий». В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле - силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков - Л., 1935. - С. 89-119.
  • Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. - Ленинград: Советский писатель, 1970. - С. 164-173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. - Минск: Мастацкая літаратура, 1990. - 447 с. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 280 с. ISBN 5-02-026993-X

Симеон Полоцкий - монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик.

В миру Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович, а прозвище Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых — в Полоцке).

С 1637 по 1651 гг. - учился в Киево-Могилянской коллегии.

В 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию.

В 1656 принял иночество и стал преподавателем (дидаскалом) в Полоцкой братской школе. При посещении Полоцка в 1656 г. Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные "Метры" своего сочинения.

В 1660 году впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята.

В 1663/1664 г. он перехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 г. Симеон поднес царю "благоприветствование о новодарованном сыне" и этим укрепил за собой благосклонность царя. В то же время Симеон с усердием выполнял некоторые поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера.

По уполномочию вост. патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, Симеон произнес пред царем орацию о необходимости "взыскати премудрости" (т. е. усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора 1666 г. он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием "Жезл правления на правительство мысленнаго стада православно-российския церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих". Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация — все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума "простецов", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на "сумнительства" свои. "Жезл" не только не оказал никакого влияния, но высокомерное отношение Симеона к противникам в связи с некоторыми резкими выражениями крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Симеона с высокой похвалой, признав "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Симеона, чудовским монахом Евфимием.

С 1667 г. на Симеона было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: "Вертоград Многоцветный" (сборник стихотворений, предназначенный служить "книгой для чтения"), "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Книга кратких вопросов и ответов катехизических". В "Венце веры кафолическия" Симеон сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу "Венца" положен апостольский символ (вместо никейского), причем Симеон пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаж. Иеронима и Августина). Несомненно, что в свое время "Венец" должен был привлекать внимание читателей занимательностью и новизною.

Своим независимым положением при дворе Симеон воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди Симеона (числом более 200) представляют собой образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворных результатов для церковной жизни. Проповеди Симеона изданы уже после его смерти, в 1681—83 гг., в двух сборниках: "Обед душевный" и "Вечеря душевная".

Стихотворческие опыты Симеона лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятою им на себя ролью придворного стихотворца. Кроме стихотворного переложения Псалтири (изд. в 1680 г.), Симеона написал множество стихотворений (составивших сборник "Рифмологион"), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в "Вертоград Многоцветный".

Симеон написал также две комедии для зарождавшегося театра: "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне"; особенным успехом пользовалась последняя.

Значение Симеона должно быть измеряемо не количеством написанного им; гораздо важне то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Симеон служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокоиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Симеона делало его неуязвимым.

В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь".

В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.

После его смерти были изданы его труды: "Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему Льву Философу" и "История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском". Сборники его стихотворений остались неизданными; впоследствии напечатаны из них лишь отрывки. Cbvtjy создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр (Медведев). Лучшее исследование о Симеоне — Л. Майкова, "Симеон Полоцкий" (в "Древн. и нов. России", 1875; в дополненном виде вошло в "Очерки из истории русской литер. XVII и XVIII ст.", СПб., 889).

Полоцкий - топонимическое прозвище, данное в Москве по месту прежней службы; 1629 - 25 августа 1680) - монах, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик; один из предводителей «латинского» направления в просвещении и богословии в Москве 1670-х. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою лит. "службу", к-рая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей. К наставлениям Симеон прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной кн. к-рой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения. Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в рус. лит-ре писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682), писатель, поэт, педагог. В 1656 - монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В 1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666-67 переводчик, затем автор “Жезла правления” - антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре “латинствующих” и грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр. Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху “Верхней” (дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоград многоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы - “Комедия притчи о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” - полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”

Направления деятельности.

Внутренняяя политика.

Направления деятельности Результаты
1.Совершенствование системы государственного управления Создание нового верховного органа- Расправной палаты- подчиняющегося лично царю (это особый судебный отдел в Боярской думе). Было сокращено количество приказов, регламентирован рабочий день центральных органов власти. Была усилена власть и полномочия воевод. Налоги стали собирать головы и целовальники. 1682- отмена местничества , что позволило прийти к власти многим дворянам. 1681- введено воеводское и местное приказное управление. Готовился проект введения чинов- прообраза петровской « Табели о рангах».
2. Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии. Продолжилось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров. Именно при нём были заложены основы регулярной действующей армии.
3. Повышение роли и значимости дворянского сословия. Поддерживал права собственности дворян на землю, разрешал использовать им труд крестьян. В связи со строительством оборонительных сооружений на юге (Диком поле), раздавали земли дворянам в той местности, если они хотели увеличить свои земельные владения.
4. Совершенствование финансовой и налоговой системы. Введение единого налога- стрелецкие деньги. 1678-1679- перепись населения. Введение подворного обложения, что сразу пополнило казну, но усилило гнёт
5. Дальнейшее уменьшение роли церкви в стране. Повышение роли митрополитов и ограничение власти патриархов. Увеличение сборов с церковных земель. Продолжение гонений против старообрядцев.
6. Мероприятия по развитию образования, повышению количества грамотных в стране. Строительство училищ, школ. Фёдор был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, хотя она была создана в 1687 г. Приглашение иностранцев для преподавания в Москве. При Фёдоре грамотность в стране выросла в 3 раза, а в Москве в 5 раз, расцвет поэзии.
7. Социально- экономическое развитие России. Строительство светских зданий (палат, приказов). Москва почти полностью из деревянной перестроилась в каменную. В Москве построена единая система канализации. Попытки европеизации страны. Так в 1678-1680- смягчены уголовные наказания, например, переняли закон об отмене отрубания рук за воровство.

Внешняя политика.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ Было совершенствовано государственное управление, увеличилась централизация власти в руках царя.

§ Централизация военного управления путём проведения военной реформы, начало создания регулярной армии.

§ Усиление роли дворянства в обществе, оценка деятельности людей по личным заслугам.

§ Была совершенствована финансовая и денежная система страны.

§ Дальнейшее сокращение роли церкви в делах государства.

§ Были достигнуты успехи в культурно- экономическом развитии страны, страна развивается по пути европеизации.

§ Во внешней политике не все задачи были решены, но Турция признала вхождение Левобережной Украины в Россию. Однако выхода к Балтийскому и Чёрному морю не было.

Таким образом, правление Фёдора Алексеевича во многом предопределило те реформы, которые будет проводить его брат- Пётр 1.

Яркой личностью периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий.

Годы жизни: 1629-1680

§ Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.

§ В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.

§ Известность пришла к Полоцкому в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем инаставником царских детей , а также придворным поэтом.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты.

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование, будучи преподавателем в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу « Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком катехизисе (это официальный документ церкви, содержащий основы веры). Им было написано много проповедей («Обед душевный» (1681),« Вечеря душевная »(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

Другим направлением была поэтическая деятельность.

Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения (в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый - «Вертоград многоцветный »(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия - справочник, где читатель мог найти много интересных сведений из истории, географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология» (1679) - произведение, в котором были представлены речи на различные торжественные случаи в царской семье.

Талант Полоцкого проявился и в драматургии . Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и Олоферне» и «О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы , при его содействии была открыта типографи я в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения - Славяно-греко-латинской академии , но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий - яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Симеон Полоцкий вошел в историю, как известный просветитель. Человек многих талантов, он был превосходным писателем, поэтом и драматургом, проповедником и богословом. Но деятельность Полоцкого, как наставника детей русского царя Алексея Михайловича оставила не менее яркий след в отечественной истории.

Придворный учитель

Родиной Самуила Петровского-Ситниановича является белорусский город Полоцк, который в начале XVII века входил в Речь Посполитую. Духовное образование он получил в Киевско-Могилянской коллегии. В возрасте 27 лет юноша вернулся в родной город и стал православным монахом в Богоявленской обители, получив при пострижении имя Симеон.
С 1964 года Симеон Полоцкий начал работать при царском дворе. Такие крутые перемены произошли в его жизни, во многом, благодаря случаю. По время русско-польской войны царь Алексей Михайлович проезжал через Полоцк, и там он заметил литературные таланты молодого монаха. Прошло время, и Симеона вместе с другими полоцкими учеными пригласили к царскому двору.
Спустя три года молодого литератора и богослова назначили придворным наставником царских детей. Полоцкий учил всех трех детей, рожденных государем в браке с Марией Милославской (Федора, Софью и Алексея). Выбор его в качестве учителя был более чем удачен.
Симеон имел прекрасное европейское образование, знал латинский, польский, белорусский, украинский и русский языки, прекрасно владел риторикой, диалектикой и поэтикой, и имел обширные энциклопедические знания. Благодаря превосходной подготовке, которую Симеон Полоцкий дал царевичу Федору, тот в совершенстве знал латынь и польский язык, а также умел писать неплохие стихи.

Педагогические сочинения

Как человек образованный и мудрый, Симеон Полоцкий считал, что воспитание простыми нравоучениями будет уступать силе воздействия хорошей художественной литературы. Влияние печатного слова, и в особенности, стихотворных произведений, на детское создание очень велико. Поэтому Полоцкий специально для царских детей пишет книгу для чтения в стихах, назвав ее «Ветроград Многоцветный».
Эта необычное произведение содержит около тысячи стихотворных текстов, выстроенных согласно алфавиту церковнославянского языка. И стихи для нее автор писал вплоть до своей смерти в 1680 году. Ветроград посвящен стихотворному изложению сюжетов Ветхого и Нового Заветов, рассказам о жизни монахов, а также светским историям.
Согласно традициям воспитания тех лет, очень много внимания уделялось богословскому обучению. Поэтому царский учитель составляет для царевичей и царевны адаптированное жизнеописание Иисуса Христа, книгу, в которой сгруппированы катехизические вопросы и ответы, а также «Псалтырь рифмованную». Последняя книга стала широко известна, и Михаил Васильевич Ломоносов однажды назвал ее «вратами своей учености».

Педагогические взгляды и идеи

1. Главным посылом Симеона Полоцкого было строить обучение детей очень широко, используя достижения многих наук. В XVII веке многие преподаватели ограничивались лишь трудами основателей греко-восточной церкви. В отличие от них, Симеон Полоцкий, помимо богословских знаний, в обязательном порядке учил детей латыни, основам политики, риторики и диалектики. Кроме того, он стремился привить своим ученикам любовь к самому процессу обучения и чтению книг.
2. Большое место в педагогической системе Симеона Полоцкого занимает приучение к труду. Не забываем, он воспитывал царских детей – тех, кого высокий социальный статус, казалось бы, не обязывает ежедневно трудиться. Однако, прогрессивный педагог имел на этот счет иное мнение. Во всех своих книгах и проповедях он призывает трудиться всех, не зависимо от занимаемого положения в обществе, в любом возрасте и сословном статусе.
По мнению Симеона Полоцкого, если начинать трудиться с детства, труд станет для человека привычным делом. В своих книгах он очень часто использует слова «люботрудник», «трудник» и «трудолюбие». И главная роль в трудовом воспитании ложится на родителей, задача которых состоит в том, чтобы оградить ребенка от «злого» общества, не губить свое дитя чрезмерным «ласканием», а с ранних лет приучать его к рукоделию.
3. Симеон Полоцкий горячо поддерживал прогрессивные в те времена педагогические взгляды. Он считал, что обучение детей должно быть наглядным и доступным, а воспитывать ребенка нужно обязательно с учетом его индивидуальных особенностей.
4. Наставник царских детей категорически отрицал, что у детей есть какие-либо врожденные пороки, и решающее значение придавал самому процессу воспитания. Детскую душу он сравнивал со «скрижалью ненаписанной». И говорил о решающей роли личного примера родителей и учителей.

Симеон Полоцкий считается одним из видных деятелей отечественного просвещения. Возможно сегодня часть его педагогических взглядов кажется нам очевидной. Но мы не должны забывать, что для века XVII это были самые новаторские воззрения. Самобытный ум, энергичность и результаты практической работы Симеона Полоцкого, его литературные и богословские труды нельзя переоценить. А воспитанные по его методике дети царя – Федор и Софья стали первыми российскими правителями, которые получили европейское образование.

С уважением,
Юлия Козлова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх