Решение практических задач

Опорный конспект по теме:

«Первая медицинская помощь при кровотечениях».
Кровотечение и острая массивная кровопотеря является наиболее частым осложнением травм при катастрофах.

Состояние пострадавшего во многом зависит от вида кровотечения и величины кровопотери.

Кровотечение может быть первичным – повреждение сосуда во время травмы и вторичным, которое возникает спустя некоторое время вследствие дефекта, возникает на месте ушиба.

Интенсивность кровотечения зависит от вида сосуда и характера повреждения.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и смешанные кровотечения.

Артериальное кровотечение . Кровь ярко-красного цвета, бьет пульсирующей струей. При повреждении крупных сосудов (аорта, подключичная, бедренная артерия и др.) в течение нескольких минут может произойти кровопотеря, несовместимая с жизнью. Однако при ранении даже крупного артериального ствола смертельного кровотечения может не наступить в результате того, что поврежденный сосуд сдавливается гематомой, в его просвет ввертывается внутренняя оболочка и образуется тромб.

Венозное кровотечение . Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. Цвет крови темно-вишневый. Такое кровотечение реже приводит к массовой кровопотере. Однако при ранении вен шеи, груди в их просвет в момент вдоха может поступить воздух, вызывает грозное осложнение – воздушную эмболию.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов (неглубокие порезы кожи, ссадины). Кровь из раны вытекает медленно, по каплям. При нормальной свертываемости крови прекращается самостоятельно.

Смешанное кровотечение наблюдается при одновременном ранении артерии и вен. Этот вид кровотечения характерен при повреждениях печени, селезенки, почек (паренхиматозное кровотечение). Сосуды паренхиматозных органов не спадаются, поэтому самостоятельной остановки такого кровотечения почти некогда не происходит.

В зависимости от того, куда изливается кровь из поврежденного сосуда, различают кровотечения наружные и внутренние.

Наружное кровотечение – кровь вытекает из раны или естественных отверстий человека.

Внутреннее кровотечение – кровь скапливается в тканях и замкнутых полостях тела .

Распознание наружных кровотечений обычно не вызывает затруднений. Диагностика внутренних кровотечений в ряде случаев представляет определенную сложность.

При внутритканевых кровотечениях больной жалуется на сильные боли в раненой конечности. Вследствие формирующей гематомы объем поврежденного сегмента конечности увеличивается, мягкие ткани становятся напряженными. Ниже уровня повреждения магистральной артерии отмечается бледность кожи, похолодание конечности. При этом пульс на периферических сосудах может отсутствовать.

Диагностика кровотечений в полости основывается на общих признаках массовой кровопотери, локальной симптоматики, появления крови в той или иной полости.

При любых травмах, сопровождающихся повреждением крупных кровеносных сосудов, следует хотя бы предположительно определить степень кровопотери. О вероятности степени кровопотери можно судить на основании характера и локализации травмы.

Условно принято считать, что при переломах бедренной кости кровопотеря достигает 1000-1500 мл; костей голени – 600-700 мл; плечевой кости – 300-400 мл; костей предплечья – 100-200 мл; таза – 1500-2000 мл. внутрибрюшные и внутриплевральные кровотечения могут сопровождаться кровопотерей до двух и более литров.

О величине кровопотери можно судить также по индексу Алговера: отношение частоты пульса к уровню систолического артериального давления (см. приложения).

При острой массивной кровопотере больной предъявляет жалобы на головокружение, потемнение в глазах и мелькание «мушек», зевоту, жажду, тошноту. У него отмечаются: бледность кожного покрова и видимых слизистых оболочек, холодный липкий пот, учащенное дыхание, частый и слабый пульс; по мере утяжеления состояния падает артериальное давление, наступает помрачение сознания, зрачки расширяются, дыхание приобретает патологический характер – типа Чейна-Стокса.

Борьба с острой кровопотерей реализуется путем остановки кровотечения и воспаления кровопотери.

При оказании первой медицинской и доврачебной помощи осуществляют временную остановку наружного кровотечения прижатием поврежденного сосуда на протяжении, резким сгибанием и фиксацией в этом положении конечности, наложением давящей повязки, кровоостанавливающего жгута или закрутки.

Прижатие поврежденного сосуда на протяжении – сдавливание артерии выше места ее ранения и вены – ниже места ее ранения.

Пальцевое прижатие сосуда к подлежащим костным образованиям обеспечивает немедленную остановку кровотечения, что позволяет выиграть время для остановки кровотечения другими способами.

Для каждого крупного артериального ствола имеются типичные места, где производят его пальцевое прижатие:


  1. Из боковой поверхности лба , щеки, верхнего и нижнего века:

    • поместить большой палец кисти на 1 см спереди от козелка ушной раковины;

    • прижать височную артерию к дуге скуловой кости.

  2. Из верхней и нижней губы, подбородка, десны, языка:

    • расположить большой палец кисти на расстоянии 1 см от угла нижней челюсти спереди от него;

    • прижать челюстную артерию к краю нижней челюсти.

  3. Из шеи:

    • уложить пострадавшего без подушки, повернуть его голову в противоположную сторону от раны;

    • поместить 3 палец кисти у наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

    • на этот палец наложите указательный палец другой руки;

    • надавить по направлению к позвоночнику, прижимая сонную артерию к поперечному отростку 4 шейного позвонка.

  4. Из отделов верхней конечности или плечевого пояса:


    • большой палец кисти поместить в подключичную ямку;

    • остальные пальцы расположить в области трапециевидной мышцы сзади ;

    • прижать подключичную артерию к первому ребру.

  5. Из предплечья и нижележащих отделов:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • правой рукой захватить предплечье пострадавшего и поднять его вверх, согнув руку в локтевом суставе под углом 80 0 ;

    • левой рукой захватить плечо пострадавшего так, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы находились во внутренней борозде двуглавой мышцы плеча, а большой палец – на противоположной стороне плеча;
четырьмя пальцами левой руки прижать плечевую артерию у средней трети плечевой кости.

  1. Из нижнего отдела бедра, голени, стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • в середине паховой складки кулаком прижать бедренную артерию к лобковой кости.

  2. Из голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на живот;

    • поместить 2, 3, 4, и 5 пальцы в середину подколенной ямки;

    • с помощью другой руки захватить голень пострадавшего и согнуть ему ноги в коленном суставе под углом 120 0 ;

    • прижать подколенную артерию к головке большеберцовой кости.

Временная остановка кровотечения наложением тугой давящей повязки:


  • закрыть рану несколькими слоями стерильного бинта (салфетками) или подушечками из ППИ;

  • поверх стерильного материала положите слой стерильной ваты или скатку бинта;

  • наложить туго круговую повязку, при этом перевязочный материал, плотно прижатый к ране, сдавливает сосуды и способствует остановке кровотечения ;
Временная остановка кровотечения наложением стандартного кровоостанавливающего жгута применяется, в основном, при кровотечении из крупных сосудов конечностей.

Методика наложения жгута:


  • придать поврежденной конечности (если это возможно) возвышенное положение;

  • на обнаженную часть конечности, выше раны, наложить марлевую салфетку, сделать несколько туров бинта или использовать любую другую прокладку из одежды, платка и т. п.;

  • сильно растянутый жгут наложить на конечность выше места кровотечения на прокладку так, чтобы 1-2 обороты жгута оставили кровотечение. Последующие туры жгута накладываются с меньшим натяжением таким образом, чтобы один перекрывал другой на 1/3, что предупреждает замещение мягких тканей, развитие боли и некроза;

  • закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки ;

  • поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время наложения жгута;

  • на рану наложить асептическую повязку и ввести пострадавшего обезболивающее средство;

  • проверить правильность наложения жгута по прекращению кровотечения, пульсу на периферических артериях, цвету кожи конечности.
Примечание:

  • в зимнее время конечность, с наложенным жгутом, обернуть ватой, одеждой и т. п.;

  • время наложения жгута не должно превышать 1,5-2 часа в теплое время года и 1 час – в холодное ;

  • для предотвращения некроза тканей через каждый час, а в зимнее время – каждые полчаса, для частичного восстановления кровообращения в перетянутой конечности, жгут расслабляют на несколько минут, осуществляют при этом пальцевое прижатие артерии. Если с момента наложения жгута прошло более 2-х часов, то после расслабления жгута на несколько минут его накладывают немного выше.

Временная остановка кровотечения наложением жгута-закрутки. В качестве импровизированного жгута можно использовать косынку, платок, полотенце и т. п. Указанные предметы складывают в виде широкой ленты и ею обертывают конечность, предварительно наложив на область сосудистого пучка пелот (валик) из какого-либо плотного материала. Концы ленты связывают двумя узлами, между которыми вставляют крепкую деревянную палочку, ее вращением (закручиванием) сдавливают конечность. Палочка фиксируется куском и т. д. Закрутку накладывают по правилам наложения жгута.

Временная остановка кровотечения максимальным сгибанием конечности в суставе.


  1. При кровотечении из нижнего отдела плеча, предплечья и кисти:

    • в подмышечную впадину вложить ватно-марлевый валик, прибинтовать плечо к туловищу плотно бинтом, при этом валик сдавливает плечевую артерию и кровотечение останавливается.

  2. При кровотечении из предплечья и кисти:

    • вложить валик в локтевой сгиб ;

    • плотно прибинтовать плечо к предплечью, при этом валик сдавливает плечевую артерию, что способствует остановке кровотечения.

  3. При кровотечении из верхней трети плеча и подключичной области:

    • в подмышечную впадину на стороне ранения вложить ватно-марлевый валик;

    • согнуть руки пострадавшего в локтевых суставах и завести их за спину;

    • зафиксировать руки в области локтевых суставов с помощью ремня или бинтовой повязки.

  4. При кровотечении из нижней трети бедра, голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в подколенную ямку;

    • согнуть ногу пострадавшего в тазобедренном и коленном суставах;

    • плотно прибинтовать голени к бедру.

  5. При кровотечении из верхней и средней трети бедра:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в паховую складку ;

    • согнуть бедро в тазобедренном суставе и максимально привести его к нижней части туловища;

    • плотно зафиксировать бедро ремнем или бинтованием к туловищу.
Сгибание конечности с последующей фиксацией ее в этом положении. Способ применим при кровотечении из ран, расположенных у основания конечностей. При ранении предплечья и голени конечность фиксируют в локтевом и коленном суставах ; плеча – руку заводят до отказа за спину и фиксируют, бедра – ногу сгибают в тазобедренном и коленном суставах и фиксируют в положении, приведенном к животу.

Давящая повязка . Показана при венозном кровотечении и ранениях небольших артерий. На рану накладывают несколько слоев марли, а сверху плотный ком ваты и туго бинтуют.

Конечность следует уложить в приподнятом положении, а поверх повязки положить пузырь со льдом (холодной водой) и умеренный груз – мешочки с песком. Сдавленные повязкой поврежденные сосуды могут затромбироваться, и поэтому данный способ временной остановки кровотечения может стать окончательным.

Кровоостанавливающий жгут . Жгут должен применяться по строгим показаниям. Абсолютными показаниями следует считать ранения с повреждением магистральных сосудов , локализирующиеся выше коленного и локтевого суставов. Относительными показаниями являются: отрывы, длительное сдавливание дистальных отделов конечности, когда жгут применяется с целью профилактики вторичного кровотечения и уменьшения последующей токсимии. Его накладывают выше места кровотечения и по возможности ближе к ране. Последовательность и правила наложения жгута:


  • место предполагаемого наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта;

  • жгут растягивают и делают 2-3 оборота вокруг конечности по подложенному бинту;

  • концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка;

  • конечность должна быть перетянута до полной остановки кровотечения и исчезновения пульса на дистальных артериях;

  • поверх жгута повязку накладывать запрещается;

  • после наложения жгута следует ввести обезболивающий препарат;

  • время наложения жгута указывается в записке, которую прикрепляют к одежде пострадавшего.
Вместо жгута может быть применена закрутка . При ее наложении используются подручные средства (ремень, полотенце, толстая веревка). Подручный материал свободно завязывают вокруг конечности и образуют петлю. В петлю вводят палку, отвертку. И вращательным движением петлю закручивают, пока кровотечение не остановится. После чего указанную палку (отвертку) надежно фиксируют. Для предупреждения ущемления кожи при закручивании под образующийся узел подкладывают какую-либо плотную прокладку. Все правила наложения закрутки аналогичны правилам наложения жгута.

Жгут (закрутку) можно держать на нижней конечности не более 2 ч, а на верхней – 1,5 ч. Пребывание жгута (закрутки) на конечности сверх указанных сроков приведет к необратимым изменениям, омертвлению конечности. Если эвакуация задерживается, то по истечении критического времени для частичного восстановления кровообращения в конечности жгут (закрутку) необходимо снять или ослабить на 10-15 минут, а затем наложить вновь несколько выше или ниже того места, где он находится. На этот период артериальное кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии на протяжении.

III. Воспитательные задачи

Тип урока

Вид урока

Методы

Средства урока

План урока

  1. Организационный момент
  2. Ориентировочно - мотивационный этап.
  3. Операционно - исполнительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексивно - оценочный этап.

I Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап.

  1. Кровь - это. (ткань)

III

ВИДЕОРОЛИК

IV . Операционно - исполнительный этап.

Кровотечение (haemorrhagia) - истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

Проверяем схему………….

По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные - травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Динамическая пауза

V

  1. под музыку

Наложение жгута: 1 ряд - на плечевую область правой руки

2 ряд - на область предплечья руки

3 ряд - на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд - на средний палец руки

2 ряд - на большой палец руки

3 ряд - на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Познавательное - в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно - оценочный этап.

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии -

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно - напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Просмотр содержимого документа
«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

I. Развивающие задачи

    формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы

    развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием

    развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости

II. Образовательные задачи

    научиться определять типы кровотечений

    научиться оказывать первую помощь при кровотечении

    формировать навыки работы с раздаточным материалом

III. Воспитательные задачи

    продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

    содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему

    содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока

    Комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

    С применением средств мультимедиа

Методы

    По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

    По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа

    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

    По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

    компьютер, мультимедийный проектор

    памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”

    текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.

План урока

    Организационный момент

    Ориентировочно – мотивационный этап.

    Актуализация знаний и практических умений.

    Операционно – исполнительный этап.

    Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Домашнее задание.

    Рефлексивно – оценочный этап.

I Организационный момент.

День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).

II . Ориентировочно – мотивационный этап.

Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

    Кровь – это... (ткань)

    Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)

    Человек, которому переливают кровь … (реципиент)

    Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)

    Мышечный слой сердца … (миокард)

    Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)

    Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)

    Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)

    Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)

    Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)

    Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)

    Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)

    Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)

    Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)

    Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)

    Малый круг кровообращения … (лёгочный)

III . Актуализация знаний и практических умений.

«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?

IV . Операционно – исполнительный этап.

Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?

Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

капиллярное артериальное венозное

Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.

Проверяем схему………….

И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).

По каким признакам определить артериальное кровотечение ……………..(записываем).

Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?..........................(записываем).

Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...........(записываем)

Промыть рану перекисью водорода.

Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?............(записываем)

Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).

Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).

Рану обработать и наложить давящую повязку.

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?....(записываем)

Обработать края раны йодной настойкой.

Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).

При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?

Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.

Запишем в таблицу меры первой помощи:

Пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;

На переносицу наложить холодный компресс;

В носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.

Динамическая пауза

V . Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Задание по вариантам (2 варианта).

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.

    Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку

Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки

2 ряд – на область предплечья руки

3 ряд – на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки

2 ряд – на большой палец руки

3 ряд – на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.

Обязательное - §25, записи в тетради.

Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно – оценочный этап.

Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.

Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.

Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.

Урок биологии в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечении»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи;

Обучающие: Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока : Изучение нового материала на основе командной работы, с элементами лабораторной работы

Форма проведения : Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет, карточки-задания, таблица «Первая помощь при кровотечении», табельные и подручные средства оказания первой доврачебной.

Время урока : 30 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 4 человека в каждой. Мы начинаем самый замечательный и важный для нас урок биологии.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах прикреплены цифры, которые указывают номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участник №1, поднимите руки, №2,№3,№4. И здесь нумерация столов: стол№1, №2,№3.

Мотивация на начало урока . Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3% , в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Просто человек-это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем свой организм. У вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки создать команду, при этом вы можете двигаться, общаться, но время ограничено (дети создают команду). По какому принципу вы объединились? Произошло чудо! Имена детей перечисляются –вы теперь одна команда. Вторая, третья команда. Посмотрите, а что-нибудь всех вас объединяет? ЧТО? Покажите, что вы единая система, как надо встать, построиться? (встать в круг). Давайте встанем в круг и покажем что вы единая система (берутся за руки).

2. Постановка целей и задач урока .

Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я хочу назвать вас, немедиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, чтобы назвать товарищами по «медицинскому оружию», которые скорее «Скорой» могут прийти на помощь.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении)

3. Восприятие наовой темы.

Слайд Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным , если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним , если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.

Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают, и заполним кластер (опорную схему) на доске. Для этого обратимся к тексту учебника на с.120. Внимание! Команда №1 находит информацию в абзаце 2 сверху, 2-третий, 3 команда-с абзаца 4.На это вам минута дается. А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе чтения, а участник под №1 с каждой команды выходит и закрепляет эту карточку на доске.

(Слайд) Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении»

Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник под номером 2 каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.

4. Закрепление. И следующее задание называется «Прием в травмункте».

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями. Они адресованы участникам команд под №3. А оказывать помощь им будет участник №4.

Задача №1При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

Задача №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

6. Заключение.

Д/З параграф 25, и творческое задание составить алгоритм действий при носовом кровотечении, буклет «Как сохранить здоровье»

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок! Досвидания!

Ситуация №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.


Ситуация №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую помощь.

Ситуация №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

    Командная работа,

    Фронтальная беседа;

    Индивидуальная работа

    практическая работа

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Цел и:

образовательные: изучение факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему; ознакомление с мерами первой довра-чебной помощи при кровотечениях;

развивающие: развитие логического мышления па основе рас-крытия причинно-следственных связей;

воспитательные: формирование валеологических знаний и умений.

Оборудование, средства обучения; рисунок 50 учебного пособия, жгут, подручные средства для остановки кровотечения, иллюстрированный раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, давайте позитивно настроимся на работу, поднимем настроение себе и присутствующим. Посмотрите на меня, теперь друг на друга и подарите добрую улыбку. Искренняя улыбка - успех в любой работе. И с хорошим настроением начнем работать.

  1. Проверка домашнего задания

1.Устный контроль знаний (ответ учащегося у доски)

2. Письменный контроль (3-е учащихся получают индивидуальные задания на карточках)

III. Актуализация знаний.

1. В каких сосудах скорость кровотока максимальна?

2. В каких сосудах скорость кровотока минимальна?

3. Что относится к причинам движения крови?

Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим,как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто СУМЕЕТ. Для того, чтобы суметь, надо знать и уметь. Вот и мы сегодня будем учить себя оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. И так тема нашего урока « Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы» (учащиеся записывают тему урока в в рабочие тетради). Во первых, нам с вами необходимо изучить виды кровотечений. Для того, чтобы знать какую первую доврачебную помощь необходимо оказать пострадавшему. Во вторых,нам необходимо ознакомится,как правильно оказывать первую помощь, не навредив пострадавшему.И в третьих, нам необходимо ознакомиться с факторами, негативно влияющими на сердечно-сосудистую систему. И так,задачи поставлены, приступим к их выполнению.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 крови является угрожающей жизни, особенно в случаях вытекания.

Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Вам наверняка в своей жизни приходилось сталкиваться с этим явлением. Кровотечения могут быть внешними и внутренними, когда кровь выливается наружу, и внутренним, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство. При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь на-чинает свертываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зе-леной и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить, о давности ушиба. При ушибе головы излившаяся из сосудов- кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку». «Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли. Как распознать более серьезное внутреннее кровотечение?

Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс (на партах). Больному нужно придать полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу. На (на партах) перечислены действия, которые необходимо предпринимать при внутреннем кровотечении.

Выделяют три типа наружного кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. (на рисунке 50., стр. 99, показаны виды кровотечений).

Таблица. Первая помощь при кровотечениях

Вне зависимости от его типа,кровотечение надо как можно скорее остановить. При значительном кровотечении необходимо вызвать врача.

Наружное кровотечение бывает при всяком ранении. Если рана, например, на руке или на ноге, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка - повреждены .

Признаки капиллярного кровотечения.

Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

при капиллярном кровотечении. Чтобы остановить капиллярное кровотечение, достаточно обработать края раны спиртосодержащим раствором, наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты.При этом надо следить за тем, чтобы не перетянуть руку (или ногу) слишком туго, т.е. чтобы ниже перевязки кожа не посинела. Пример, как останавливать капиллярное кровотечение, представлен на рисунке (на партах)

Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко красный значит, повреждена крупная артерия. На рисунке (рис.50) представлены признаки артериального кровотечения .

При артериальном кровотечении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение, но предварительно постараться остановить кровотечение, наложив кровоостанавливающий жгут или закрутку. Для этого конечность (если нет перелома) надо приподнять, и выше раны, ближе к туловищу, наложить резиновый жгут (жгут при наложении растянуть) и, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязать узлом. Закрутку можно сделать из носового платка, верёвки или оторванной от рубашки полосы, связав её концы. Затягивать закрутку следует палочкой (или карандашом) до прекращения кровотечения. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более полутора - двух часов летом и 50 минут - 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Если жгут или закрутка лежат больше положенного времени, их надо каждый час, а зимой каждые полчаса отпускать на 10 минут, прижав на это время артерию пальцами к кости выше раны: сонную артерию - к поперечным отросткам шейных позвонков, подключичную артерию - к ключице, бедренную артерию - к бедренной кости, плечевую артерию - к плечевой кости. Останавливать кровотечение, прижав пальцем артерию выше раны, следует в том случае, когда под рукой нет жгута или готовят закрутку, так как большая потеря крови может оказаться гибельной. На рисунках (на партах) показаны примеры того, как оказывать первую помощь при кровотечениях.

А теперь давайте представим,ситуацию, пострадавший с артериальным кровотечением, ему необходимо незамедлительно оказать первую доврачебную помощь, ваши действия? Д.О. « Первая помощь при артериальном кровотечении.»

Если кровь из раны не бьёт фонтаном, а течёт равномерной струёй и имеет тёмно - красный цвет, то повреждена вена (рисунок 50, учебник).

При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании. На рисунке (на партах).

1. Остановка кровотечения является важным элементом оказания как доврачебной, так и квалифицированной врачебной помощи.

2. Выделяют две основных группы методов остановки кровотечения: временные и окончательные. Временные относятся к методам доврачебной помощи, с их помощью можно остановить кровотечение на 1—3 часа, что позволит доставить пострадавшего к месту оказания квалифицированной врачебной помощи.

3. Временная остановка кровотечения: сдавление в ране (тугое тампонирование и тугая повязка), остановка положением (возвышенное положение конечности и шинирование или иммобилизация),прижатие на протяжении (валиками с максимальным сгибанием , пальцевое, наложение жгута и прижатие в местах сгиба), термическая остановка с помощью низкой температуры.

Физкультминутка .

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка

И так, еще раз, обратите свое внимание на тему урока, какая из задач у нас осталась не выполнена? Верно,мы еще не ознакомились с факторами, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. Каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, должен знать о том отрицательном влиянии, которое оказывают на сердечно-сосудистую систему, следующие факторы (сообщения учащихся).После выступлений учащиеся делают вывод.(Каждый, чтобы сохранить свое здоровье, должен помнить о том отрицательном влиянии на сердечно-сосудистую систему, выше названных факторов.

V. Закрепление изученного материала.

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

Пациент 4: у него бледность кожи, липкий пот, дыхание поверхностное, пульс слабый.

Беседа по вопросам:

1.Какие бывают виды кровотечений?

2.Какие признаки артериального кровотечения?

3.Какие признаки внутреннего кровотечения?

4.Какие признаки капиллярного кровотечения?

6.Факторы, негативно влияющие на сердечно- сосудистую систему….

VI. Подведение итогов.

Выставление отметок за активную работу на уроке, сообщения.

Рефлексия. (А сейчас, каждый, подумайте, на сколько вам было интересна и полезна полученная информация на уроке? Если вам было интересно и вы с пользой для себя провели это время, поднимите,пожалуйста две руки, если вам было трудно, не интересно, и считаете, что полученные знания вам не полезны, поднимите одну руку.)

VII .Домашнее задание. Изучить § 33, ответить на вопросы к пара-графу; подготовиться к тестовой проверочной работе по теме «Сердеч-но-сосудистая система».

Спасибо за внимание!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх