Шпеер Альберт: биография, фото и интересные факты. Придворный архитектор Гитлера: Альберт Шпеер

"Если бы у Гитлера могли быть друзья,

я стал бы его другом. Я обязан ему восторгами и славой

моей юности, равно как ужасом и виной позднейших лет".

Альберт Шпеер, Нюрнберг

Альберт Шпеер, 19 марта 1905, Мангейм - 1 сентября 1981, Лондон

Личному архитектору Гитлера, ему - одному из немногих в мире, - выпала возможность реализовать свои идеи на десятки лет вперед. В фюрере Шпеер, по его собственным словам, встретил своего Мефистофеля, покоряющего не менее, чем гетевский.

Ему было всего двадцать восемь, когда фюрер издал указ, согласно которому Шпееру предоставлялись неограниченные полномочия. В его распоряжении - любые денежные средства, он не подчиняется никакому ведомству; здание академии искусств на Паризерплац освобождено под его нужды.

Возможность создавать проекты и воплощать их в жизнь потрясала.

Когда при проекте стадиона на 400 тыс. человек Шпеер обратил внимание Гитлера на то, что гигантская арена не соответствует предписанным олимпийскими требованиями размерам, фюрер, не меняя интонации, словно речь шла о чем-то вполне естественном и не заслуживающим обсуждения, сказал: "Не играет роли. Следующие Олимпийские игры пройдут в Токио. Но уж после этого они во все времена будут проходить только в Германии, на этом стадионе. И тогда мы будем решать, каких размеров должна быть спортивная арена".

Для нацистских собраний Шпеер создавал своего рода монументальные декорации с обилием флагштоков и особыми световым
и эффектами. Один из проектов был, возможно, первым произведением световой архитектуры. 130 зенитных прожекторов создавали колон ны света, на высоте шести-восьми километров сливающиеся в сияющий небосвод. Английский посол заметил, что "одновременно и торжественно, и красиво, словно находишься внутри ледяного собора".

Шпеер был настоящий трудоголик: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы, занимался реконструкцией Берлина.

При некоторой плакатности, все проекты - общей, ясно сформулированной стилистики. Усиленный классицизм со сверхразмерами и сверхмасштабностью.

Один колосс против другого - такое впечатление создавалось на Всемирной парижской выставке1937 года, где коварство французской администрации проявилось в умышленном размещении площадок немецкого и русского павильонов точно друг против друга. "По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона , - пишет Шпеер. - С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я бы стро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв. За это сооружение я получил золотую медаль, но мой советский коллега - тоже ".

Когда Шпеер согласился построить новую рейхканцелярию за год, он знал, что пускается в авантюру. Чтоб уложиться в срок, о н руководил этой постройкой поистине имперского размаха в несколько рабочих смен, местами выполняя строительство по черновым наброскам. Через девять месяцев Гитлер приехал из Мюнхена за несколько дней до назначенной даты, ожидая застать обычную суету - поспешну ю уборку, мытье стекол, вывоз мусора. Вместо этого он смог пройти по убранным коврами помещениям и сразу же сесть за стол в своем 4 0 0-метровом кабинете.

Чтоб попасть в зал приемов, делегаты должны были проделать более чем двухсотметровый путь по парадной анфиладе с мраморным полом. "Это как раз то, что нужно" - сказал Гитлер. - "Эти уже от пути от входа кое-что почувствуют от силы и величия Германского Рейха! Пусть они, как и подобает дипломатам, движутся по скользкому полу".

Талант организатора, серьезное отношение к работе и нешаблонные решения Шпеера видимо запомнились Гитлеру, поск ольку четырьмя годами позднее архитектор неожиданно для себя был назначен министром вооружения. Не подлежит сомнению проницательность Гитлера. Потому что этот, казалось бы, непрофессионал, случайный человек своими импровизационными методами, организацией серийного производства, сокращением бюрократии произвел значительный рывок военной промышленности.

Он не был политиком и военным, и рассматривал свой новый пост как вынужденную меру, своего рода воинскую повинность. Но, по мнению специалистов, Шпеер как исключительный организатор поддерживал высокий уровень военного производства даже в тяжелых экономических условиях, позволив Германии продержаться дольше как минимум на год. Некоторое время он считался вторым наиболее значимым человеком в Третьем Рейхе.

Общепризнано, что он был наиболее способным и порядочным человеком из окружения фюрера. В конце войны он открыто саботировал нероновские приказы Гитлера об уничтожении городов и инфраструктуры и был осведомлен о заговоре против фюрера.

После войны Шпеер был обвинен в использовании рабского труда и арестован в числе других сотоварищей по партии. Шпеер утверждал, что ничего не знал о геноциде евреев до самого конца войны. Неизвестно, в какой мере он был искренен.

В одном из 100 неизданных писем Шпеера, выставленных на продажу в Лондоне аукционным домом Bonham"s, есть такие строчки: "Не может быть никаких сомнений. Я был против, когда 6 октября 1943 года Гиммлер объявил о том, что будут убиты все евреи". Чтоб быть против плана, прежде всего, нужно о нем знать.

Но его поведение во время Нюрнбергского процесса внушает уважение. Он не старался уйти от ответов или как-то оправдать себя. Без громких фраз был единственным, кто признал свои ошибки, сказав, что нижестоящие инстанции обязаны исполнять поступающие сверху приказы; но даже в этом случае это не избавляет их от ответственности.

Следующие 20 лет он провел в тюрьме Шпандау. Он не стал обращаться к странам-победительницам с просьбой о пересмотре приговора. "Любое наказание все равно казалось мне ничтожно малым по сравнению с теми бедами и горестями, которым мы были причиной" - написал он в своих мемуарах.

Начало карьеры

Шпеер родился на юго-западе Германии, в городе Мангейм, 19 марта 1905 года. Его отец был архитектором, и именно благодаря ему сформировались вкусы и интересы мальчика. Альберт учился в Карлсруэ, Мюнхене и Берлине. В 22 года он окончил столичное училище и стал дипломированным архитектором.

Карьера Шпеера началась с того, что он стал преподавателем. Как заявлял сам архитектор, в своей юности и молодости он был глубоко аполитичным. Однако именно в это время Германия переживала кризис за кризисом, из-за чего стала популярной радикальная нацистская партия. В 1930 году Шпеер Альберт вступил в ее ряды после того, как услышал речь Гитлера, которая его крайне воодушевила и оставила сильные впечатления.

Вступление в нацистскую партию

Молодой человек стал не просто членом партии. Он оказался в рядах штурмовых отрядов (СА). Политическая деятельность не помешала ему расти профессионально. Он поселился в родном Мангейме и стал получать заказы на изготовление планов построек. Партийное руководство также не обошло стороной молодой талант. Нацисты платили ему за перестройку зданий, в которых размещались учреждения НСДАП.

Реконструкция здания министерства пропаганды

Уже тогда Шпеер Альберт был непосредственно знаком с партийной верхушкой. В 1933 году Гитлер окончательно пришел к власти. Тогда же Геббельс дал Шпееру самое ответственное на тот момент для него задание - перестроить устаревшее здание, в котором должно было начать работать министерство пропаганды. Это была новая структура, созданная нацистами после прихода к власти. В министерстве было несколько отделов - административный, отвечающий за прессу, пропаганду, радио, литературу и т. д. Огромное государственное учреждение включало в себя многотысячный штат. Он должен был уместиться в новом здании так, чтобы не только успешно работать, но и быстро контактировать между собой. Все эти задачи были поставлены перед командой, которую возглавил Шпеер Альберт. Работы амбициозного архитектора вселяли уверенность в то, что он справится со своей миссией. Так и случилось. Во время Альберт Шпеер привлек внимание фюрера. Гитлер имел собственного архитектора - Пауля Трооста. Шпеер был назначен его помощником.

Помощник Пауля Трооста

Пауль Троост был знаменит по своим работам в Мюнхене, где много лет прожил Гитлер. Например, это знаменитый Коричневый дом, где до самого окончания войны располагалась баварская штаб-квартира нацистской партии. В 1934 году Троост скончался - вскоре после того, как Шпеер был назначен его ассистентом.

После этой потери Гитлер сделал молодого специалиста своим личным архитектором, поручая ему самые важные проекты. Шпеер Альберт занялся перестройкой столичной рейхсканцелярии. Еще за год до смерти Трооста он отвечал за оформление атрибутов партийного съезда, проходившего в Нюрнберге. Тогда впервые вся Германия увидела демонстрацию огромного символа Третьего рейха - красного полотна с символом черного орла. Этот съезд был запечатлен в пропагандистском документальном фильме «Победа веры». Вдохновителем многого из того, что было на пленке, был Альберт Шпеер. Архитектор с этого времени оказался в ближайшем окружении Адольфа Гитлера.

Несмотря на свою занятость Шпеер Альберт, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, не забывал и о своей семье. Он был женат на Маргарет Вебер, у них было 6 детей.

Перестройка Берлина

В 1937 году Шпеер Альберт получил должность генерального инспектора имперской столицы, отвечающего за строительство. Архитектор получил задание разработать проект полной реконструкции Берлина. План был закончен в 1939 году.

Согласно макету, Берлин должен был получить новое название - Столица мира Германия. Это словосочетание полностью отражало пропагандистскую и идеологическую основу перестройки города. В названии употреблялась латинская версия написания слово «Германия». В немецком языке оно обозначало не страну (Deutschland), а ее женский образ. Это был национальная аллегория, которая пользовалась популярностью в XIX веке, когда еще не было никакой объединенной Германии. Жители многочисленных княжеств считали этот образ единым для всего немецкого народа вне зависимости от того, на территории какого государства он жил.

Над проектом новой столицы работали непосредственно Адольф Гитлер и его приближенный Альберт Шпеер. Архитектура города должна была быть монументальной, что символизировало бы центр мира. В своих публичных выступлениях Гитлер не раз упоминал о новой столице. По его задумке, этот город должен был походить на Вавилон или Рим во время существования античной империи. Конечно, Лондон и Париж казались бы провинциальными местечками по сравнению с ним.

Большую часть идей фюрера перенес на бумагу Шпеер Альберт. Фото современного Берлина также могут содержать некоторые его реализованные задумки. Например, это знаменитые фонари, которые были установлены рядом с Шарлоттенбургскими воротами. Столица должна была быть пронизана двумя осями дорог, которые позволяли бы быстро добраться до кольцевого шоссе, окружавшего город. В самом центре оказалась бы рейхсканцелярия, над реконструкцией которой также работал Альберт Шпеер. Проекты архитектора, касавшиеся перестройки Берлина, были одобрены фюрером.

Для того чтобы Шпеер как можно быстрее мог воплотить в жизнь амбициозный план, Гитлер наделили его невиданными полномочиями. Архитектор мог даже не считаться с мнением городских властей Берлина, в том числе магистрата. Это также говорит и большой степени доверия, которое Гитлер питал к своему приближенному.

Реализация проекта

Перестройка города должна была начаться со сноса большого жилого массива, в котором проживало около 150 тысяч жителей. Это привело к тому, что в столице оказалось много беспризорников. Для того чтобы расселить бездомных на новые квартиры, в Берлине начали репрессии против евреев, которых изгоняли из их родных апартаментов. Жилье отдавали вынужденным переселенцам, чьи кварталы сносились для реконструкции.

Реализация проекта началась накануне Второй мировой войны и продолжалась до 1943 года, когда многочисленные поражения на разных фронтах привели к экономическим проблемам. Реконструкция была заморожена до лучших времен, однако так и не возобновилась из-за поражения Третьего рейха.

Интересно, что перестройка затронула не только жилые кварталы. Были уничтожены кладбища в разных районах города. Во время реконструкции было перезахоронено порядка 15 тысяч трупов.

Зал Народа

Зал Народа являлся одной из самых значительных идей, которые были представлены в рамках проекта реконструкции Берлина. Это сооружение должно было появиться на севере столицы и стать важнейшим символом мощи немецкого государства. По задумке Шпеера, главный зал смог бы поместить около 150 тысяч посетителей во время торжеств.

В мае 1938 года Гитлер побывал в Риме. В античной столице он посетил многие памятники древности, в том числе и Пантеон. Именно это здание стало прообразом Зала Народа. Берлинский Пантеон планировалось построить из высококачественного мрамора и гранита. Гитлер рассчитывал, что здание простоит как минимум десять тысяч лет. Как и другие важные сооружения новой столицы, Зал Народа должен был быть построен к 1950 году, когда Германия окончательно покорила бы Европу.

Венцом сооружения был купол, который по проекту в десять раз превышал объем купола Собора Святого Петра в Ватикане. По подсчетам специалистов, строительство Зала могло обойтись немецкой казне в миллиард рейхсмарок.

Депутат рейхстага

Так как с наступлением войны большая часть профессиональной деятельности Шпеера была связана со столицей, он также начал участвовать в организационной жизни города. С 1941-го по 1945-й архитектор был депутатом берлинского рейхстага. Он был избран в западном избирательном округе города.

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов

В 1942 году в авиационной катастрофе недалеко от Растенбурга погиб рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт. На освободившуюся должность неожиданно был назначен Альберт Шпеер. Биография этого человека представляет собой пример жизнеописания дисциплинированного члена партии, который старательно делал свою работу, вне зависимости от того, какой пост занимал.

Также Шпеер отвечал за инспекцию энергоресурсов и дорог в Германии. Он регулярно посещал промышленные предприятия страны и делал все для того, чтобы они максимально долго работали на полную мощность, снабжая армию всем необходимым в условиях тотальной войны. На этой должности Шпеер много сотрудничал с Генрихом Гиммлером, который курировал концентрационные лагеря. Рейхсминистрам удалось создать экономическую систему, при которой благосостояние государства было основано на подневольном труде заключенных. В это время все взрослые и здоровые немцы сражалась на фронте, поэтому промышленность приходилось развивать за счет других ресурсов.

Последние месяцы войны

Весна 1944 года была крайне тяжелой для Шпеера. Он заболел и не мог работать. Отчасти из-за его отсутствия, но по большей части из-за бедственного положения экономики в это время немецкая промышленность находилась на грани краха. Летом был раскрыт неудачный заговор, целью которого было убийство Гитлера. Была обнаружена переписка предателей, в которой они обсуждали идею о том, чтобы сделать Шпеера министром в новом правительстве. Архитектору только чудом удалось убедить нацистскую верхушку в том, что он не был причастен к заговору. Сыграла роль и привязанность Гитлера к рейхсминистру.

В последние месяцы войны Шпеер пытался убедить фюрера не применять тактику выжженной земли. Уходя из городов, куда приближались союзники, немцы, как правило, разрушали всю промышленность, чтобы осложнить врагам их жизнь на пути наступления. Рейхсминистр понимал, что эта тактика гибельна не только для союзников, но и для Третьего рейха, где к концу войны не осталось ни одного стабильно работающего предприятия. Дороги и инфраструктура были разрушены снарядами и артобстрелами. стратегических объектов Германии стали регулярным событием, особенно после того, как к союзникам присоединились американцы.

Арест и приговор

Шпеер был арестован 23 мая 1945 года. Он был одним из немногих, кто признал свою вину на Архитектор также избежал смертной казни, в отличие от многих своих коллег в нацистском правительстве. Главным обвинением против рейхсминистра стало обвинение в использовании труда заключенных концентрационных лагерей. Шпеер использовал его в то время, когда отвечал за За свои преступления он был приговорен к тюремному сроку в 20 лет.

Заключенного отправили в Шпандау. Местная тюрьма контролировалась четырьмя странами-союзницами. Он отбыл весь положенный срок и вышел на свободу в 1966 году.

После освобождения

В 1969 году Альберт Шпеер (после тюрьмы) издал написанные за решеткой мемуары «Воспоминания». Эта книга сразу стала бестселлером в Европе и США. В Советском Союзе мемуары рейхсминистра не издавались. Это произошло уже после распада коммунистического государства.

В 90-е годы в России были изданы не только «Воспоминания», но и еще несколько книг Шпеера. В них он не только описывал обстановку в высших эшелонах власти Третьего рейха, но и пытался объяснить свои поступки на разных государственных должностях. Альберт Шпеер после тюрьмы жил в свободной обстановке буржуазной Европы. В 1981 году он скончался во время визита в Лондон.

Д аже став известным архитектором, Шпеер-младший оставался сыном «того самого» Шпеера. Когда совпали не только имена, но и профессии, сравнений с родителем не избежать. К тому же, и дед, и прадед в семье Шпеер также были архитекторами - такая вот преемственность поколений.

Однако кажется, Шпеер выбрал профессию архитектора не по семейной традиции, а, скорее, вопреки ей, в абсолютной уверенности, что это - то, чем он хочет заниматься всю жизнь. И понимая, что одним из главных испытаний станут бесконечные сравнения с отцом.

После Нюрнбергского процесса Шпеер-старший попал в тюрьму Шпандау. Оттуда он писал , что сын Альберт хотел стать архитектором еще в школе. Так и произошло.

Когда в 60-х молодой Шпеер открыл архитектурное бюро во Франкфурте, его отец все еще сидел в тюрьме. Компания занимала квартиру, и чтобы убедить иностранных партнеров, приходилось звать друзей и изображать большой офис.

Шпеер придумал себе подпись - такую, которая сильно отличается от подписи отца. От старшего Шпеера он никогда не отрекался, говоря, что он военный преступник, но все-таки отец.

В 70-х бюро Шпеера-сынв стало международным - он работает в странах Африки и Азии, проектирует в родном Франкфурте-Майне. Казахстан, Непал, Ливия, Китай, Ганновер, Мюнхен, Франкфурт… Один из последних проектов - объекты к чемпионату мира в Катаре.

Как повлияла жизнь отца на сына - сказать трудно. Но их архитектурная судьба была разной. Снос зданий, чтобы построить новый Берлин, бараки для рабочих, перестройка стадиона Цеппелинфельд - у Шпеера-отца. Экологичные города, много «воздуха» - у сына.

Был ли виноват Шпеер-отец в преступлениях нацистской Германии? Тут мнения историков расходятся. Не знать о них он не мог, однако и биограф Шпеера, и многие другие считают, что во всем виновато слепое доверие Гитлеру и загруженность работой. Он не был ни политиком, ни военным. Однако именно Шпеера Гитлер назначил министром вооружений - и именно это сыграло далеко не в его пользу на Нюрнбергском процессе.

По воспоминаниям, на суде он молчал, не прося ни о помиловании, ни о казни. Его приговорили к двадцати годам тюрьмы - из Шпандау он вышел только в 1966 году. Все прошения о помиловании, которые подавала семья, были отклонены.

В тюрьме личный архитектор Гитлера писал книгу воспоминаний, где представлял себя интеллектуалом, который не хотел знать о преступном режиме и просто исполнял свой долг. В 1981 году Шпеера-старшего не стало.

Спустя 36 лет умер и его сын, который даже после смерти на 83-м году остался «младшим». Это, впрочем, никак не умаляет его талант.

Каждый лидер имеет свои человеческие слабости. Если это влечение к мистике, то фаворитом может стать «чудотворец». А детские мечты босса о большом спорте приводят в «серые кардиналы» тренера по теннису. Адольф Гитлер на полях гимназических конспектов самозабвенно рисовал архитектурные эскизы. Когда он стал фюрером, архитектор Альберт Шпеер был вознесен на самый верх исключительно потому, что понимал вкусы вождя. Шпеер получил пост министра вооружений и полтора миллиарда марок.

На папином BMW – к успеху

Этот архитектор ни на кого в окружении Гитлера не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер мог обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил право входить в кабинет фюрера без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ «нестяжательного гения», которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это купился и подпал под влияние незаурядного авантюриста. А между тем ему стоило бы навести справки о прошлом этой «творческой личности». В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету – математике и посвятить себя собирался именно этой науке. В архитекторы Шпеера заставил пойти отец, владелец крупной строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное бюро и заручился папиным обещанием передать ему десяток-другой обеспеченных клиентов. Однако богатые клиенты не спешили передавать заказы новичку.

Альберт пару лет жил на крохотные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще несколько однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов властителя Амануллы Второго. Султан-реформатор хотел превратить Афганистан в прекраснейшую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, вверг азиата в языческий трепет. Но уехать в Афганистан Шпееру не удалось – Амануллу некстати сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной академии простым ассистентом кафедры. Но ощущение близости к власти за время подготовки к работе на султана он успел полюбить. Его студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя – скучную лекцию можно было сорвать, вызвав его на демагогический спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в этих спорах разбивали вялого либерала Шпеера в пух и прах. В результате он стал постоянным участников нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП.

Партия стремилась использовать каждого активиста с максимальной пользой. Альберта назначили председателем автоклуба – в берлинском пригороде Ванзее он был единственным автовладельцем. Отец подарил ему старенький BMW на 25-летие. После очередной партийной сходки одним из пассажиров Шпеера оказался розовощекий Карл Ханке, в недалеком будущем статс-секретарь Геббельса, а тогда председатель местного «обкома» НСДАП. В кресле BMW функционер ругал своего бессовестного зама, который за бешеные деньги арендовал под партийное бюро виллу с протекающими потолками. Дипломированный архитектор Шпеер вызвался в порядке партийной солидарности бесплатно перепланировать и обустроить виллу. Да к тому же согласился подписать откровенно завышенную смету. Пособничество чиновнику в мелком воровстве стало трамплином, который вознес архитектора в высшие эшелоны власти. Его новый друг Карл Ханке спустя два месяца, даже не успев обжить шикарное здание «обкома», был переведен в Берлин на должность обергауляйтера (вице-премьера городского правительства). Первым заданием, которое он получил от столичного гауляйтера, было найти талантливого архитектора – члена НСДАП, способного в кратчайшие сроки и без гонорара перестроить здание берлинского горкома.

Партийное строительство

С тех пор Шпеер ни дня не сидел без работы. Он занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля нацистских митингов и собраний. Жутковатая эстетика Третьего рейха была рождена именно фантазией молодого Шпеера. Именно он, например, придумал проводить ежегодные собрания партийных лидеров по ночам при свете факелов – чтобы замаскировать животы функционеров, раздобревших на хлебных должностях.

Большую часть заказов архитектор получил благодаря Ханке, который продолжал стремительно взбираться по карьерной лестнице и тащил Шпеера за собой. Высшие чиновники рейха придавали огромное значение интерьеру своих жилищ и кабинетов. Ханке использовал Шпеера в качестве взятки: рекомендовал его нужным людям как отличного и недорогого специалиста. Всего за полгода Шпеер приобрел популярность среди нацистской номенклатуры. Он оформлял квартиры Геринга и Гесса, не говоря уже об их многочисленных подчиненных. Однажды за Альбертом пришли трое молчаливых адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили растерянного архитектора в просторный Mercedes. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Статс-архитектор Рихард Троост попал в опалу. Личный помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком. Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о государственных делах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании молодого архитектора. Если язвительному профессору Троосту он никогда не решался высказывать свои замечания, то в лице Шпеера он нашел приятного собеседника. Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера, благо в этом не было ничего сложного. Диктатору, вышедшему из бедной бюргерской семьи, нравились помпезность и пышность. Когда работа была завершена, Гитлер пригласил архитектора пообедать в узком кругу. Чтобы Шпееру не пришлось выйти к столу в рабочей одежде, фюрер предложил ему костюм из собственного гардероба. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе ваш пиджак?» Диктатор ласково ответил: «Так ведь господин архитектор тоже мой!»

Ремонт-шоу

Шпеер перенес свое бюро на Беренштрассе, поближе к штаб-квартире фюрера, и нанял два десятка бессемейных архитекторов, которые могли в случае необходимости работать круглосуточно. Теперь он обслуживал верхушку рейха, и срочность исполнения заказов значительно возросла.

Благодарностью новому протеже служило безграничное доверие фюрера в вопросах архитектуры. Однажды, когда их разговор о реконструкции центра Берлина затянулся глубоко за полночь, фюрер вдруг достал из сейфа какие-то бумаги. Он смущенно сообщил, что в них изложены его представления о том, как должен выглядеть центр столицы. Он… просто просит г-на Шпеера учесть его пожелания. В папке Шпеер обнаружил десятки эскизов гигантских уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Проект без ложной скромности был озаглавлен «Die Schone Strasse» («Великолепная улица»). Гитлер придумал разрезать Берлин на две части самым широким в мире проспектом с самыми большими в мире административными зданиями. В самом центре на улице будет возвышаться увенчанный стеклянным куполом дом собраний нации высотой 400 м. Над ним еще будет парить 50-метровый германский орел, сжимающий в лапах позолоченный земной шар. Шпеер в общих чертах подсчитал стоимость этого проекта – вышло около 40 млрд марок. Он дал указание ошалевшим сотрудникам бросить все другие работы и начать готовить сметы по Великолепной улице. Отказ от строительства «мечты Гитлера» в лучшем случае означал концлагерь. Шпеер стал заложником собственного успеха.

Выгодный патриотизм

Такого строительства бюджет рейха выдержать не мог. Архитектор внес серию «рацпредложений» по финансированию проекта. В частности, он предложил Гитлеру разверстать расходы по строительству по бюджетам организаций и ведомств, которые впоследствии займут здания на Великолепной улице, а также заранее начать продажу крупным концернам их будущих головных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здания из сверхпрочных материалов, чтобы даже спустя века их руины выглядели не менее живописно, чем развалины Древнего Рима. Эта затея имела и практический смысл: с концернов можно было снять более крупные взносы.

Едва информация о строительстве Великолепной улицы дошла до чиновников и менеджеров крупнейших предприятий, как маленькое бюро Шпеера стало напоминать высокосветский салон и переполненный трамвай одновременно. Представители политической и финансовой элиты наперегонки бросились к нему, чтобы успеть внести взнос за здание, находящееся как можно ближе к будущей резиденции Гитлера. Вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался оплатить полную стоимость целого квартала, спроектированного в 30 м от дома народных собраний, чтобы разместить в нем дом моды своей жены. В первые же месяцы в фонд Шпеера поступило 400 млн марок, а к началу сентября 1939 года – больше 1,2 млрд. Шпеер и Гитлер торжественно заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Никто из инвесторов не сомневался в надежности своих вложений. Возможный форс-мажор в виде приближающейся войны никем всерьез не воспринимался: она казалась чем-то смешным и легким – вроде недавнего аншлюса Австрии, армия которой даже не решилась сопротивляться вермахту. Зато Альберт Шпеер осознавал, что в лучшем случае реализация проекта завершится не раньше, чем большая часть инвесторов покинут этот мир: в 70-80-х годах ХХ века. Практически все начальные взносы к 1939 году были внесены в фонд, а ежегодные поступления обещали составить 200-250 млн марок. Архитектор наотрез отказался занять предложенное ему кресло заместителя министра пропаганды по вопросам архитектуры – доктор Геббельс был одним из самых крупных вкладчиков фонда и наверняка заинтересовался бы финансовыми потоками. Шпеер удовлетворился созданной под него должностью генерального инспектора по вопросам строительства и отчитывался исключительно перед фюрером. Гитлера интересовало только то, как будут выглядеть здания, которые он в юности мечтательно рисовал на бумаге. Финансовая сторона его мало заботила, и он довольствовался обещаниями Шпеера закончить работу в 1952 году.

Шпеер продолжал управлять строительством без надежды когда-либо его завершить. Он рассчитывал на то, что приближающаяся война будет достаточно жестокой и кровопролитной, чтобы убедить фюрера прекратить строительство. И тогда никто не попросит архитектора отчитаться за уже освоенные средства. В первые же дни войны с Советским Союзом Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и «передать средства фонда на нужды обороны». Гитлер на это не согласился. Инвесторы через рейхсмаршала авиации Геринга также намекнули Шпееру, что не одобряют его «горячего патриотизма» и не хотят, чтобы их деньги исчезли где-то в России. Шпеер судорожно выдумывал все новые и новые причины, чтобы прекратить строительство. Он, например, утверждал, что купол дома народных собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В ответ Геринг, в душу которого уже закрались определенные подозрения, просто заверил фюрера, что ни один вражеский самолет не проникнет в воздушное пространство над Берлином. Наконец в декабре 1941 года Шпееру удалось частично свернуть строительство. Он выступил с докладом о том, что неудачи вермахта под Москвой в первую очередь обусловлены слабостью военно-инженерных частей немецкой армии. Советские солдаты, утверждал он, отступая, взрывают за собой все транспортные узлы и магистрали. Шпеер напомнил Гитлеру о «печальном опыте Наполеона Бонапарта, которого русские заманили в глубь страны и там разбили». Гитлер немедленно распорядился сформировать военно-строительные отряды из 60 000 подведомственных Шпееру рабочих и отправить их в Россию чинить железные дороги и восстанавливать мосты. Шпеер по его собственной просьбе был назначен руководителем военно-инженерной службы в звании полковника. Ни Геринг, ни другие заинтересованные лица не смогли противодействовать этому. Архитектор улетел на Украину.

Молодой реформатор

Теперь Альберту Шпееру оставалось реализовать вторую часть своего плана – грамотно пристроить уже собранные на строительство 1,5 млрд марок. Этому способствовало его новое назначение. Гитлер пожаловал архитектору, вдруг ставшему активным сторонником увеличения военных расходов, пост министра вооружения. На эту должность претендовал сам Геринг, у которого был «под колпаком» прежний министр Фриц Тодт. Наблюдатели предсказывали войну между влиятельным министром авиации и высоко взлетевшим архитектором. Но Альберт Шпеер сумел предотвратить эту схватку. Он отправился на виллу Геринга, некогда им самим перестроенную и обставленную. Вначале Геринг просто не пускал его на порог, но Шпеер все же добился аудиенции. Более того, он смог убедить Геринга, что все это сиюминутный каприз Гитлера, что в экономике и уж тем более в вопросах вооружения он, Шпеер, ничего не понимает. Шпеер сыграл перед Герингом растерянного художника, который сам не знает, что делать на своем неожиданном посту. По другой версии, во время этого разговора Шпеер открыл Герингу истинное состояние дел фонда «Великолепной улицы» и предложил поделить 1,5 млрд марок на двоих, а остальным вкладчикам объявить, что деньги ушли на войну. Действительно, уже в конце 1942 года Шпеер при поддержке Геринга фонд ликвидировал. Гитлеру об этом даже не сообщили. Да ему уже было не до архитектурных прожектов: на Берлин сыпались английские бомбы, армия отступала, японцы не исполняли союзнических обязательств. Ликвидировав фонд, Шпеер укоротил языки концернам, являвшимся его вкладчиками. А заодно перехватил у Геринга кураторство над крупными военными концернами. Для этого ему пришлось сломать систему взаимоотношений «естественных монополий» с министерствами через так называемые круги друзей.

Подобные организации начали возникать вокруг рейхсфюреров, помощников и секретарей Гитлера, после того как вождь отказался напрямую общаться с концернами. Официально был зарегистрирован лишь «круг друзей рейхсфюрера СС Гиммлера», в который входили крупнейшие предприятия пищевой, химической и машиностроительной промышленностей. Ежегодно взносы «друзей» в ведомство составляли около 1 млн марок и являлись по сути платой за «крышу» СС. Экономического интереса для промышленников СС практически не представляла – исключение составляли только пищевики, которые через «круг друзей» лоббировали сбыт низкокачественной продукции для питания заключенных в подведомственных СС концлагерях. Да еще химический концерн Farbenindustrie, использовавший военнопленных из Освенцима для строительства нового завода. Свой «круг» был и у Геринга. Его министерство, как и министерство вооружений, «кормилось» при ассоциации немецких промышленников – самой влиятельной лоббистской структуры рейха, объединявшей военные предприятия. Объем военных заказов, как это было заведено у Геринга, зависел исключительно от суммы «отката». Небольшой сталелитейный завод, руководство которого хорошо заплатило Герингу, мог получить заказ, превышавший его производственные возможности. А гигантские заводы Mannesmann месяцами простаивали из-за несговорчивости их хозяина Вильяма Цагена. Такая система загоняла военную промышленность страны в гроб. Спустя три недели после назначения на министерскую должность Шпеер решил эту систему сломать. Карт-бланш на реформу он получил от самого фюрера. Шпеер созвал 50 крупных членов ассоциации немецких промышленников на совещание в рейхсканцелярию. Он предложил промышленникам новую схему, согласно которой за каждым предприятием закреплялся постоянный объем производства определенных типов военной продукции. Промышленники так обрадовались этой идее, освобождавшей их от необходимости постоянно торговаться с Герингом, что «забыли» поинтересоваться судьбой полутора миллиардов марок, вложенных в строительство центра Берлина. Дальнейшую судьбу этих денег так никто никогда и не узнал, хотя вопрос о них всплывал на Нюрнбергском процессе. После окончания Второй мировой войны Шпеер оказался там на скамье подсудимых. Он снова попытался разыграть образ аполитичного художника, рассказывая трибуналу о том, что в 1944 году собирался устроить покушение на Гитлера, так как тот не прекращал заведомо проигранную войну. Но это не помогло Шпееру: перед трибуналом выступили со свидетельскими показаниями обманутые вкладчики фонда «Великолепной улицы». Бывший министр вооружения и личный архитектор фюрера был осужден на 21 год заключения в тюрьме Шпандау. После освобождения он поселился в доме отца и до конца жизни писал мемуары. Публикуя отдельные их части, он получал неплохую прибавку к своей скромной пенсии. текст Павел Жаворонков

Архитектура и скульптура Третьего Рейха призваны были реализовать со всей возможной выразительностью идею циклопической Мощи и потрясающего сознание Величия Империи, воссозданной на руинах Прошлого.

Главным идеологом и творцом Новой тысячелетней Империи был Альберт Шпеер. Новую скульптуру арийского государства создавал Арно Бреккер - один из талантливейших учеников Огюста Родена. Образы Империи Ариев - государства безжалостных и жестоких Владык Нового Мира - поражают воображение своей грубой и сильной выразительностью, в них не осталось ничего человеческого, гуманного - одна только чудовищная Воля и все сокрушающая Мощь.

Следует признать, что воздействие образов архитектуры и скульптуры на сознание униженных, преданных и ограбленных германцев было чрезвычайно велико. Нацистским лидерам удалось вернуть в массовое сознание общества ощущение Силы и Гордости. Вернуть и преумножить. Однако обществу были предложены иллюзорные, даже фальшивые идеалы. Позже германскому народу пришлось расстаться с лживым очарованием национал-социализма, заплатив огромную и кровавую цену. В сознании многих бывших граждан Третьего Рейха до сих пор остаётся чувство вины и стыда из-за причастности к деяниям национал-социализма.

Возможно, одним из наиболее ярких и значительных образов новой жизни стали Flakturm - некогда грозные, могучие творения Альберта Шпеера. Сохранившиеся и поныне гигантские башни, обрамлённые живой яркой зеленью парков, утратили свою былую

мрачную силу. Прошлое осталось в прошлом, Новая яркая Жизнь бурлит вокруг.


1. Новый Рейсхтаг.

4. Рейхстаг. Зал собраний.

5. Берлин - столица нового тысячелетнего Рейха дожен был стать величайшим городом на Земле.

6. Гигантские стадионы должны были вмещать десятки тысяч граждан Рейха.

12. Здесь нет места Человеку, есть только единая многотысячная eine Masse.

14. Огромные коллонады.

15. Человечек стоящий перед такими дверями чувствует себя входящим во врата Обители Гигантов.

18. Скульптура в условиях Третьего Рейха могла развиваться только вместе с архитектурой: ведь функционально ее сущность сводилась к роли постоянного аллегорического символа в архитектурном пространстве.

19. В скульптуре Третьего Рейха нет Человека, только Идея абсолютного превосходства Ариев.

20. Ариец.

21. Единство. Йозеф Торак (Клоны)

23.

25. Очень популярный мотив - Прометей.

25. Прометей, утверждается что Арно Бреккер вдохновлялся личностью А Гитлера. Воображение творческого человека - удивительно.

27. Исторический источник вдохновения - статуая Кондотьера Леоне(вместе с лошадкой). Во всяком случае некие рудименты человеческого сохранились



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх