Синдромы по неврологии. Неврологические синдромы при соматических заболеваниях. Неврологический осмотр верхних конечностей

Список неврологических заболеваний довольно широк и не зависит от возраста и пола, эти болезни признаны самыми распространенными. Функциональные нарушения при таком типе патологии могут образовываться в любом месте организма.

Причины, провоцирующие нарушения нервной системы

Болезни неврологического характера бывают приобретенными и врожденными. Провокационными факторами, приводящими к нарушениям являются:

  • Травмы . Черепно-мозговое повреждение влечет развитие всевозможных неврологических расстройств.
  • Болезни внутренних органов в хронической стадии.
  • Наследственная предрасположенность. В этом случае проявление нарушений начинается с раннего возраста: это тики, эпилептические приступы, нарушения двигательной функции, полная или частичная потеря чувствительности.
  • Нарушения кровообращения сосудов головного мозга. Расстройства проявляются головокружением, дезориентацией, мигренью, а также
  • Истощение организма на нервной почве. Болезни, которые обусловлены этой причиной, отличаются психосоматическими признаками.

Энцефалиты, менингиты

Их диагностируют при поражении мозга, и они входят в список неврологических заболеваний для установления инвалидности. Мягкие оболочки мозга подвергаются воздействию вредных агентов, бактериальной или вирусной природы.

К сожалению, от этих болезней не может быть никто застрахован. Такие диагнозы ставят и новорожденным, а причиной в данном случае является перенесенная во время беременности инфекция. Опасность поражения мозга заключается в осложнениях: это прогрессирующее слабоумие и состояния, приводящие к инвалидизации человека. Несвоевременно начатое лечение приводит к отеку мозга и летальному исходу.

Вегетососудистая дистония

Эта патология признана одним из самых распространенных неврологических нарушений. Состояние характеризуется хроническим течением. Симптомы: скачки артериального давления, частые головокружения, боли в сердце. Правильно подобранная терапия приводит к полному излечению.

Мигрень

Это заболевание признано лидером среди неврологических нарушений. Признаки болезни проявляются приступами сильнейшей мучительной головной боли. Терапия подбирается индивидуально в течение длительного периода. Избавиться от болевого синдрома сложно.

Возрастные неврологические патологии

Список неврологических заболеваний у людей старше 60 лет, которые неизлечимы: старческое слабоумие, рассеянный склероз (в настоящее время встречается и у более молодого поколения граждан), паркинсонизм, болезнь Альцгеймера, нарушение когнитивных функций. Причиной их развития считаются длительная артериальная гипертензия, не компенсированная лекарственной терапией, сбой метаболических процессов и недостаточное кровоснабжение головного мозга. Ниже представлен неполный список неврологических заболеваний (в таблице), связанных с нарушением памяти у людей пожилого возраста.

Своевременное обращение за медицинской помощью улучшит качество жизни больного, позволит на какое-то время отодвинуть прогрессирование болезни.

Состояния, при которых следует обратиться к врачу

Синдромы и симптомы при неврологических заболеваниях, указывающие на проблемы в функционировании следующие:

  • постоянная усталость;
  • дезориентация;
  • проблемы со сном;
  • ухудшение памяти;
  • ослабление внимания;
  • сбой в активности мышц;
  • образование пятен в области зрения;
  • галлюцинации;
  • головокружения;
  • спутанность сознания;
  • тремор;
  • боли, возникающие внезапно и затрагивающие разные части тела;
  • панические приступы;
  • чувство онемения в нижних и верхних конечностях;
  • парезы или параличи.

Обнаружение вышеперечисленных признаков требует врачебной помощи, так как они могут являться предвестниками серьезных неврологических заболеваний, список которых подразделяется на нарушения в работе как центральной, так и периферической нервной системы.

Виды исследований

Доктор-невролог при необходимости направит пациента для прохождения дополнительных обследований:

  • магнитно-резонансная томография назначается при нарушениях сознания, галлюцинациях, болевом синдроме;
  • допплерография показана при мигрени, головокружении;
  • электронейромиография - при параличах или парезах, а также внезапно возникшей боли.
  • компьютерная томография помогает определить местонахождение и характер патологии;
  • ультразвуковое исследование различных органов в зависимости от предъявляемых пациентом жалоб;
  • позитронно-эмиссионная томография, с ее помощью диагностируют травмы и последствия болезней;
  • эхоэнцефалография применяется для выявления патологий мозга;
  • нейросонография используется для исследования головного мозга новорожденных;
  • краниография выявляет переломы костей в черепе и врожденные дефекты.

Какой конкретно вид обследования назначить, определяет лечащий доктор в зависимости от наличия симптомов. Лечение неврологических заболеваний и их профилактика - это его прерогатива. Самостоятельное принятие решения о лечении или прохождении исследования не рекомендуется.

Методы лечения

Существует четыре способа терапии, которые успешно применяют для лечения неврологических заболеваний (список их приведен выше):

    Медикаментозный или лекарственный. Включает в себя широкий ассортимент препаратов, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используют для лечения этих состояний.

    Физиотерапевтический . Включает различные занятия лечебной физкультурой, направленные на разные органы и мышцы, а также магнитную и лазеротерапию, электрофорез и другие виды физиотерапевтического воздействия.

    Хирургический . Используется этот метод при прогрессировании заболевания и полного отсутствия эффекта от других способов терапии. Оперативные вмешательства осуществляются на нервных волокнах, спинном и головном мозге.

    Немедикаментозный . К нему можно отнести диетотерапию, лечение лекарственными травами, иглоукалывание, массаж, мануальную и рефлексотерапию, остеопатию.

Детские неврологические заболевания: список и описание

Основными причинами, провоцирующими неврологический стресс или срыв, признаны:

  • психологические травмы;
  • некомфортная и агрессивная среда, в которой находится ребенок;
  • неконтролируемые физические и умственные нагрузки;
  • невозможность справится с сильными эмоциями (страх, обида).

Неразвитая нервная система ребенка не успевает своевременно отреагировать на различные стрессовые ситуации, поэтому дети не могут быстро адаптироваться к сложным жизненным условиям. Согласно данным медицинской статистики, список детских неврологических заболеваний неуклонно растет. Самых беззащитных жителей земного шара поражают такие болезни, как:

  • Энурез или недержание урины. Очень часто встречается у маленьких мальчиков и проявляется в ослаблении контроля в ночное время. Причинами такого состояния детские неврологи называют: стрессы, постоянные наказания ребенка.
  • Различные неврозы, которые занимают лидирующее место среди всех нарушений неврологического характера: боязнь высоты, темноты, одиночества и другие;
  • заикание. Чаще всего встречается у мальчиков. Причина - это сильное потрясение в виде испуга или травмы, т. е. то, с чем ребенок не смог справиться самостоятельно и произошел сбой в речевом процессе.
  • Тики . Различают моторные, они выражаются в подергивании, моргании или пожимании плечами; вокальные - хмыканье, покашливание; ритуальные - повторяются все действия, выполняемые в определенной последовательности; генерализованные, которые объединяют несколько видов. Причина тиков кроется в внимания, а также чрезмерной опеке, стрессе.
  • Расстройства сна невротического характера. Предпосылками развития этого состояния считаются регулярные переутомления в дополнительных секциях, в школе и хронический стресс.
  • Головные боли. Наличие этого симптома свидетельствует о присутствии патологического процесса неврологической направленности в организме ребенка.
  • Синдром дефицита внимания. Особенно часто проявляется во время обучения в школе и дальше может перейти во взрослую жизнь. Проявления синдрома - это тревожность, агрессивность, негативизм, эмоциональная лабильность.

Список и описание неврологических заболеваний в детском возрасте можно продолжать бесконечно. С целью эффективности лечения патологий нервной системы следует своевременно обращаться за медицинской помощью. Частично помогут избежать этих нарушений нахождение общего языка с ребенком, поддержка и вера в его собственные силы, снисходительность и терпение, психологически благоприятный климат в семье. Главное в таких ситуациях - не искать виноватых, а совместно со специалистами (неврологами, психологами) найти правильный выход, думая в первую очередь о подрастающем поколении.

Неврологические заболевания у новорожденных

Список этих патологий возглавляют самые распространенные, такие как:

  • Гипертонус и гипотонус. Признаком первого считается напряжение в мышечной ткани, не проходящее после первой недели жизни малютки. Симптомы второго - верхние и нижние конечности разогнуты, при пассивном разгибании отсутствует сопротивление. Лечение заключается в проведении регулярной гимнастики и курсов массажа.
  • Синдром нарушения центральной нервной системы. Предполагается, что такое состояние прослеживается у большого количества новорожденных. Причины его появления кроются в неблагоприятных влияниях внешних условий на нервную систему в период вынашивания, родоразрешения и в первые дни жизни малыша. При первых признаках болезни следует незамедлительно начать лечение, используя физиотерапевтические методы. Несвоевременная терапия впоследствии обернется мозговой дисфункцией.
  • Внутричерепное давление. Оно может быть неустойчивым или повышаться и приводить к гипертензивно-гидроцефальному синдрому. Симптомы, которые должны насторожить молодую мамочку, проявляются в виде частого плача, срыгивания особенно при смене атмосферного давления, раздражительности или, наоборот, отмечается сонливость, вялость, отсутствие аппетита. На переносице, висках и черепе малютки проявляется рисунок из вен, который заметен невооруженным глазом. К началу второго месяца от роду возможно увеличение размеров головы малыша.
  • Перинатальная мозговая гиповозбудимость. Она возникает периодически или может быть постоянной, имеет выраженность разной силы. У малыша проявляется пассивность, вялость, он не проявляет любознательности, мышечная активность снижена, основные рефлексы - глотание и сосание - снижены, низкая двигательная активность. Этот вид патологии характерен для недоношенных младенцев, а также тех, которые подверглись гипоксии или родовой травме.

Любой мамочке необходимо знать признаки неврологических заболеваний у детей, список которых перечислен выше, и при малейшем подозрении обращаться за квалифицированной помощью к докторам в медицинское учреждение.

Подводя итоги

Ранний возраст индивида особо важен для всей последующей жизни, так как именно в этот период закладываются базовые основы для успешного физического благополучия. Своевременное устранение нарушений или стабилизация состояний, связанных с патологическими неврологическими проблемами, помогут быть здоровым.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ


1) НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

Существует несколько форм, различающихся глубиной и сопутствующими клиническими проявлениями.

Кома

По тяжести состояния выделяют три степени:

I - легкая,

II - средней тяжести

III - глубокая - бессознательное состояние, при котором нарушены функции ствола головного мозга с расстройством дыхания, сердечной деятельности и резким снижением рефлексов.

Контакт с такими больными отсутствует; на резкие болевые раздражители сохраняется реакция в виде гримасы боли или простейших движений.


Патогенетические механизмы коматозных состояний чрезвычайно многообразны (черепно-мозговая травма, инсульт, менингит, менингоэнцефалит, опухоли, экзо- и эндогенные интоксикации, эпилептический статус, соматические заболевания, эндокринные расстройства). Решающим признаком мозговой комы является установление очаговой неврологической симптоматики (глазодвигательные расстройства, парезы, параличи, снижение тонуса). При глубокой коме характерными симптомами являются выраженная атония, арефлексия с отсутствием реакции зрачков на свет на фоне значительных нарушений дыхания и резкого нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

Спутанность и дезориентация

Характеризуются неспособностью больного реально оценить свое состояние, он не понимает, где находится, дезориентирован в месте и времени (энцефалиты, черепно-мозговая травма, опухоли).

Патологическая сонливость.

Больной постоянно засыпает, при этом развивается состояние, близкое к нормальному сну, что наиболее часто встречается при острой интоксикации лекарственными препаратами, энцефалитах.

Оглушение

Характеризуется внезапно наступившей молчаливостью, безучастностью к окружающим людям и обстановке (опухоли, прогрессирующие деменции).

Сопор.

Глубина выключения сознания выражена меньше, чем при коматозных состояниях. Больной может реагировать на обращение и механические раздражители, открывая при этом глаза и совершая конечностями ответные действия, но при прекращении раздражителей быстро впадает в прежнее состояние. Наиболее часто встречается при таких тяжелых поражениях головного мозга, как опухоль головного мозга, черепно-мозговая травма, энцефалиты, инсульты.

Сумеречные нарушения сознания

Глубокое расстройство психической деятельности, наиболее характерное для генуинной эпилепсии и органических заболеваний головного мозга, протекающих с эпилептиформным синдромом.

2) НАРУШЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В умении правильно говорить, читать, способности выражать свое логическое мышление, проявлять богатство своего интеллекта принимает участие весь мозг человека. Вместе с тем существуют определенные центры коры большого мозга (левое полушарие у правшей), поражение которых вызывает разнообразные расстройства речи, а также чтения, счета и письма.

Моторная афазия

Нарушение способности произносить слова и фразы. Речь и смысл слов окружающих понимаются правильно.

Одновременно с явлением моторной афазии иногда наблюдаются литеральная и вербальная парафазии (перестановка букв, слов) .

Моторная афазия часто сочетается с нарушением чтения - алексией , а также с расстройством письма – аграфией.

Сенсорная афазия

Нарушение понимания устной речи, когда больной слышит обращенную к нему речь, но не может понять ее смысл.

Амнестическая афазия.

Больной не помнит названия хорошо знакомых ему предметов. Подсказ врачом первых букв забытого слова нередко помогает вспомнить название предмета.

Апраксия

Нарушение целенаправленных движений бытового или профессионального характера (невозможно причесаться, зажечь спичку).

Различают моторную апраксию (нарушение спонтанных движений и движений по подражанию) , часто ограничивающуюся одной конечностью;

конструктивную апраксию (невозможность конструировать целое из частей - составить фигуру из спичек) ;

Агнозия

Нарушение узнавания при сохранности функции органов чувств, нередко сочетается с апраксией. Зрительная агнозия характеризуется тем, что больной при сохранности зрения не узнает знакомых предметов, людей. Иногда предметы воспринимаются неправильно (увеличенными или уменьшенными).

Астереогноз

Нарушение узнавания предметов на ощупь при сохранности поверхностной и суставно-мышечной чувствительности. Нередко больной ощущает "лишние ноги" (три), шесть пальцев (псевдомелия) или путает правую и левую сторону тела (аутотопагнозия)

3) ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.

Двигательная активность человека в норме обусловлена согласованным взаимодействием корковых центров головного мозга, подкорковых узлов, мозжечком и спинным мозгом.

Центральный паралич или парез

Характеризуется невозможностью произвести произвольное движение из-за слабости в конечностях.

Гемипарез

Ослабление произвольных движений конечностей с одной стороны

монопарез - слабость одной конечности

парапарез верхний или нижний – слабость конечностей верхних или нижних

Гемиплегия

Поражение обеих конечностей на одной стороне

Перекрестный паралич

Наблюдается одноименный парез или паралич верхней конечности и противоположной нижней

Двусторонний спастический паралич, или параплегия

Поражение всех четырех конечностей - встречается при поражении верхних отделов спинного мозга.

Спастичность

Повышение мышечного тонуса, сухожильных и периостальных рефлексов, сочетающееся с клонусом надколенных чашечек и стоп, а также появлением патологических стопных рефлексов разгибательного (рефлекс Бабинского) и сгибательного (рефлекс Бехтерева) характера. Повышение мышечного тонуса характерно для пирамидных расстройств.

Ригидность

Состояние мышц, характеризующееся их уплотнением, напряженностью и сопротивлением пассивным движениям.

Миоклонии

Быстрые ритмичные сокращения, как правило, мелких мышц лица, конечностей. Встречаются при энцефалитах, травмах головы, интоксикациях некоторыми промышленными ядами или вместе с эпилептическими припадками

Спастическая кривошея

Кривошея, обусловленная сокращением мышц шеи: голова повернута в сторону или сильно наклонена к плечу за счет судорожного сокращения шейной мускулатуры. Также наблюдается, как торсионная дистония, при воспалительных или сосудистых заболеваниях ЦНС, но может иметь психогенную основу.

Лицевой гемиспазм, или параспазм

Периодически повторяющиеся клонико-тонические судороги соответственно мышц половины или всего лица.

Блефароспазм

Двусторонние судорожные сокращения круговых мышц глаза. Наблюдается при поражении ствола головного мозга, подкорковых узлов (ревматическая хорея, эпидемический энцефалит, атеросклероз).

Тремор

Ритмическое мелкоразмашистое дрожание в пальцах конечностей

Интенционное дрожание

Дрожание, возникающее или усиливающееся при целенаправленных движениях, нередко переходя в выраженные гиперкинезы у больных с рассеянным склерозом.


Атаксия

Нарушение координации движений, когда движения становятся неловкими, нарушается равновесие при ходьбе, движениях (динамическая атаксия) и стоянии (статическая атаксия).

4) РАССТРОЙСТВА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Гиперпатия

Неадекватное восприятие холода, тепла или прикосновения в виде жгучего неприятного раздражения

Анестезия

Полная потеря чувствительности. Если анестезия захватывает правую или левую половину тела, то говорят о соответствующей гемианестезии

Поражение ствола головного мозга (инсульты, опухоли, нейроинфекция) проявляется гемианестезией на противоположной стороне, а в области лица - на стороне очага

Тетраанестезия

Патологические рефлексы (ПР) представляют собой группу рефлексов, которые проявляются в момент поражения главного нейрона. Нейрон локализован в центре головного мозга человека, нейронных путей, которые ведут к спинному мозгу, а также отделов черепных нервов.

Данные структуры отвечают за двигательные акты. Следствием их поражений становится образование новых связей между ощущениями (физическими) и реакциями организма на раздражители.

Получается, что патологические рефлексы проявляются неспецифическими двигательными действиями, которые происходят в результате воздействия раздражающих факторов извне.

Проявиться ПР могут только в случае поражения или нарушения пирамидальных путей. Чаще всего причиной этому становятся различные неврологические расстройства и недоразвитость центральной нервной системы у младенцев.

Наибольшее внимание сегодня привлекают патологические стопные рефлексы и орального автоматизма. Хотя кроме них существует огромное количество и других разновидностей рефлексов человека.

Возможные причины возникновения ПР

К этиологическим факторам возникновения патологических рефлексов принято относить экзогенные и эндогенные причины, провоцирующие развитие определенного заболевания.

Экзогенные причины:

Эндогенные причины подразделяются на первичные и вторичные. К первичным принято относить ишемию, получение различных травм головы и спины, отек ткани мозга, генетическая предрасположенность.

К вторичным относят такие, которые существуют в самой нервной системе под влиянием первичных и в следствие становятся главной причиной развития патологических процессов в организме:

  • нарушение нейронов;
  • определенные изменения в нейромедиаторах;
  • смена нейрона генома;
  • нарушения в межнейронной передаче;
  • изменения в нервной трофике;
  • чрезмерная активность нейронов;
  • патологическая детерминантность;
  • ГПУВ;
  • присутствие антител к ткани мозга.

Разновидности исследуемых рефлексов

Сегодня современная медицина предложила следующую классификацию патологических- рефлексов:

  • рефлексы верхних конечностей;
  • рефлексы нижних конечностей;
  • оральные рефлексы.

Неврологический осмотр верхних конечностей

К патологическим рефлексам верхних конечностей относятся следующие:

  1. Россолимо (проявляется при ударе по концам согнутых 2-4 пальцев на руках).
  2. Жуковского (возможно диагностировать при ударе по центру ладони в ответную реакцию на сгибание пальцев руки).
  3. Бехтерева (для диагностирования необходимо ударить пациента по наружной стороне тыла кисти руки).
  4. Якобсона-Ласка (применяется в момент исследования карпорадиального рефлекса, при этом происходит рефлекторное сгибание всех пальцев кисти руки).

Рефлексы данной этиологии могут проявиться в грудном возрасте и продолжать развиваться до 2-3 возраста ребенка. Проявление их в этот возрастной период не считается отклонением от нормы, поэтому н является поводом для беспокойства.

В том случае, если данные рефлексы присутствуют у детей 4-6 возраста, то можно предположить о развитии патологических процессов в центральной нервной системе.

В данном случае в обязательном порядке проводится осмотр невропатологом и назначаются клинические и лабораторные исследования для постановки и подтверждения предполагаемого диагноза.

Неврологический осмотр нижних конечностей

К патологическим рефлексам нижних конечностей относят следующие:

Оральные рефлексы

К патологическим рефлексам ротовой мускулатуры принято относить такие:

Патологические реакции безусловных рефлексов

Кроме патологических рефлексов верхних, нижних конечностей и ротовой мускулатуры выделяют так же и патологические реакции безусловных рефлексов:

  1. Рефлексы извращенные . Провоцируют подобные рефлексы образование доминантного очага в области основного центра (например, сгибание руки). При растяжке сухожилий в момент раздражения из-за доминантного очага будет происходить не сгибание, а разгибание конечности. Такая патология может быть спровоцирована интоксикацией столбнячными токсинами, травмированием нервных окончаний и давлением на нервные волокна рубцов.
  2. Контрактуры рефлекторные . Проявляются в той области, где произошел застой доминантного очага. Нервные импульсы, которые будут передаваться по суставам из области травмирования, вначале будут создавать, а позже усиливать данный очаг в самом спинном мозге. В результате такого процесса происходит сильное сгибание поврежденной конечности, которое при длительном протекании вызывает сильные боли и дискомфорт.
  3. Паралич рефлекторный . Проявляются вследствие замедления мотонейронов импульсов более чувствительных нейронов. Примером может послужить образование рубцов в районе чувствительных нервных окончаний. При сильном надавливании и ущемлении нерва и может развиться паралич конечностей и тела.
  4. Рефлексы, проявляющие неспецифической рефлекторной проекцией . Одним из ярких примеров данного типа рефлекса может послужить симптом Бабинского. Он заключается в сгибании пальцев на ноге при воздействии раздражителя на область от конца пятки до начала пальцев.

Прямое поражение пирамидального пути

Поражение пирамидального пути имеет такую классификацию:

  1. Клонус стопы . Проявляется при сильном сжимании стопы в положении человека лежа. Положительная реакция будет заключаться в резких клонических двигательных действиях стопы.
  2. Клонус надколенной чашечки . Для диагностирования необходимо захватить верхнюю часть коленной чашечки и немного потянуть ее вверх, а после чего резко отпустить. При наличии патологического нарушения будет проявляться сокращение четырехглавой мышцы бедра.

Синкинезия представляет собой рефлекс в ходе которого одно рефлекторное движение верхней или нижней конечности сопровождается рефлекторной реакцией другой.

Синкинезии подразделяются на:

  • глобальные (сгибание парализованной руки совместно с разгибанием парализованной ноги);
  • имитационные (непроизвольные двигательные акты парализованных конечностей привычных для здорового человека движений);
  • координаторные (произведение различных движений парализованными частями тела в ходе выполнения других сложных двигательных актов).

Для исключения развития патологических рефлексов, как в детском, так и во взрослом возрасте очень важно много времени уделять состоянию своего здоровья. Особое внимание необходимо уделить режиму дня, здоровому питанию, чередованию отдыха и физической активности.

В случае проявления неспецифических признаков болезни в срочном порядке потребуется обратиться за консультацией к врачу невропатологу.

Министерство образования и науки РФ

Академия социального образования г. Казани

Кафедра общей и специальной психологии

Е.С.Строков

НЕВРОПАТОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов психологических специальностей

Казань

УДК 616.8 – 07

Строков Е.С. Невропатология: Учебное пособие.- Казань: АСО, 2008.- 195 с.

Введение

История невропатологии как клинической дисциплины начинается с Х1Х века, века бурного роста производительных сил, развития естествознания и техники, быстрого развития физиологического эксперимента, патоморфологических методик и выделения нозологических форм болезни. Невропатология как медицинская дисциплина развивалась в зависимости от достижений в изучении анатомии, физиологии и патоморфологии нервной системы. Ни одна из медицинских наук так хорошо не характеризует уровень развития наук в стране в определённый период, как невропатология. Изучение нервной системы – наиболее трудная задача, которая зависит от развития техники и достижений физики и химии.

Предметом исследования невропатологии является человек с различными отклонениями в развитии и состоянии отдельных структур нервной системы. Невропатология – это учение о заболеваниях центральной, периферической и вегетативной нервной систем. В невропатологии изучаются такие заболевания, в клинике которых психические расстройства не являются ведущими. Задача врача-невропатолога состоит в выявлении заболевания, оказания помощи больному, чтобы затем совместно с психологом и педагогом подготовить его к семейной, трудовой и общественной жизни. Изучение анатомии, физиологии и болезней нервной системы поможет психологу более сознательно и более эффективно вести работу с аномальными и нервнобольными людьми.

1. Основные неврологические симптомы и синдромы ___________________________________5

1.1.Симптомы и синдромы двигательных нарушений ___________________________________5

1.2. Симптомы и синдромы нарушений чувствительности ______________________________10

1.3.Неврологические синдромы с различными нарушениями ____________________________18

1.4.Нарушения высших корковых функций______________________________________22 2. Неврозы _______________________________________________________________________30

3. Инфекции нервной системы ______________________________________________________53

4. Травмы нервной системы ________________________________________________________88

5. Интоксикации нервной системы __________________________________________________ 95

6. Хронически-прогрессирующие заболевания и дисплазии _____________________100 7.Сосудистые заболевания нервной системы _________________________________________120

8. Опухоли нервной системы ______________________________________________________127

9. Неврологические основы патологии речи__________________________________133 9.1.Афазии ______________________________________________________________________133

9.2. Алалии _____________________________________________________________________142

9.3.Дизартрии____________________________________________________________________1449.4.Расстройства темпа и ритма речи ________________________________________________145

10. Алексия и аграфия ____________________________________________________________148

11. Детский церебральный паралич _________________________________________________154

11.Стресс и дистресс _____________________________________________________________159

12. Значение биоритма для жизнедеятельности организма ______________________________163

13.Высшая нервная деятельность. Сигнальные системы человека ________________________168

14. Свойства нервной системы _____________________________________________________171

15.Медико-психолого-педагогическое консультирование _______________________________178

Заключение _____________________________________________________________________180

Вопросы к экзаменам _____________________________________________________________183

Основные неврологические симптомы и синдромы

При нарушениях функций различных отделов головного и спинного мозга, при поражениях корешков, нервных сплетений и нервных стволов могут наблюдаться двигательные, чувствительные, вегетативные нарушения и изменения высших корковых функций. Указанные нарушения могут быть отдельными или сочетанными. Например, при поражении переднего корешка спинного мозга будут наблюдаться только нарушения двигательных функций, а при поражении межпозвонкового нерва будут двигательные и чувствительные нарушения. При повреждении лобной и теменной доли левого полушария мозга будут двигательные, чувствительные, вегетативные изменения и нарушения высших корковых функций. В клинической практике невропатолога встречаются чаще типичные нарушения тех или иных функций нервной системы. Знание неврологических синдромов помогает в уточнении локализации и, следовательно, в ранней диагностике и лечении. К описанию симптомов и типичных синдромов мы с вами перейдём.

При поражении головного мозга, относящегося к центральному отделу нервной системы, развиваются общемозговая и очаговая симптоматика.

А. Общемозговая симптоматика проявляется головными болями, фотопсиями, головокружением, шумом в ушах, иногда психомоторным возбуждением, судорожными припадками, потерей сознания.

1. Часто причиной головных болей является гипертензионный синдром или синдром внутричерепной гипертензии. Он развивается при нарушении ликвородинамики, при опухолях, внутричерепных гематомах вследствие травм, воспалительных процессах в головном мозге. Его главный клинический признак –головная боль, сначала приступообразная, редкая, чаще по утрам, постепенно усиливающаяся распирающего характера. При прогрессировании патологического процесса она становится постоянной. Появляются оглушенность, вялость, бедность мимики. Взгляд становится тусклым. Временами на этом фоне развиваются гипертензионные кризы чаще ночью или рано утром после сна, натощак, на высоте невыносимой головной боли открывается рвота фонтаном.

У грудных детей при этом синдроме наблюдается увеличение черепа. Лицо кажется очень маленьким и имеет форму перевернутого равнобедренного треугольника. Отмечаются экзофтальм, «симптом балкона», когда лобная область нависает над орбитами. При пальпации черепа можно определить выбухание тканей в области не заращения родничков, м. б. расхождение костей свода черепа. При перкуссии слышен характерный звук «теснувшего горшка». Диагностика: при обследовании окулистом глазного дна выявляются застойные соски зрительных нервов; при люмбальной пункции наблюдается повышение ликворного давления. В норме в горизонтальном положении 70- 200 мм. рт. ст.На краниограмме (обзорной рентгенограмме черепа) видны характерные «пальцевые вдавления», истончение костей свода черепа, углубление дна турецкого седла, расхождение швов свода черепа у детей. Лечение: этиотропное-это лечение основного заболевания; симптоматическое-приём мочегонных препаратов (диакарб, фуросемид, глицерин). Назначается диета с ограничением употребления жидкости и соли.

Б.Очаговая симптоматика проявляется двигательными и чувствительными нарушениями, клиническая картина которых связана с локализацией очага поражения в головном. Например:

2. При поражении мозжечка развивается мозжечковый синдром , который проявляется шаткостью походки, неустойчивостью в позе Ромберга, мозжечковой атаксией (наблюдаются положительные пальценосовая и колено-пяточная пробы), горизонтальным нистагмом (нистагм - колебательные движения глазных яблок при их максимальном отведении), интенционным дрожанием, гипотонией мышц на стороне поражения, скандированной речью,.


3. При нарушении в области ствола мозга развивается бульбарный синдром, который проявляется дисфагией (нарушением глотания), поперхиванием, затеканием пищи в нос, дисфонией (гнусавостью голоса). При тяжелых стволовых нарушениях могут развиться остановка дыхания и сердечной деятельности, т. к. там расположены центры вегетативных функций.

4. Менингиальный синдром развивается при патологии мозговых оболочек: воспалении, кровоизлияниях под оболочки, травматических поражениях головного мозга, опухолях и абсцессах головного мозга. Клинически менингиальный синдром проявляется резкими головными болями, сопровождающимися рвотой, светобоязнью, гиперакузией (повышенной чувствительностью к звукам). При обследовании выявляется ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Кернига и Брудзинского. С целью установления причины развития менингиального синдрома проводят люмбальную пункцию и исследуют ликвор. Если причиной является воспалительный процесс в мозговых оболочках, в ликворе обнаруживают значительное увеличение клеточных элементов (плеоцитоз) и небольшое, по сравнению с увеличением клеточных элементов, увеличение содержания белка. Такое соотношение клеточных элементов и белка в ликворе называется клеточно-белковой диссоциацией. Если причиной менингиального синдрома является опухоль, абсцесс или арахноидит, в ликворе значительно возрастает содержание белка, а содержание клеточных элементов увеличивается в меньшей степени. Такое соотношение клеточных элементов и белка в ликворе называется белково-клеточной диссоциацией.

При гриппе, кори, дизентерии или других заболеваниях, протекающих с тяжёлой интоксикацией, часто у детей развивается состояние клинически идентичное менингиальному синдрому, но в ликворе при этом воспалительных изменений не наблюдается, т. е. нет клеточно-белковой диссоциации. Такое состояние называется менингизм.

5. Синдром Броун-Секара проявляется при поражении половины поперечника спинного мозга , является характерным признаком экстрамедулярной опухоли спинного мозга. Кроме того, причиной этого синдрома могут быть травмы спинного мозга, воспалительные и сосудистые заболевания спинного мозга. Клинически наблюдается нарушение глубокой чувствительности и спастические параличи на стороне поражения и нарушение поверхностной чувствительности на противоположной стороне на два сегмента ниже. При этом на уровне очага поражения могу быть корешковые расстройства (боли, полосы гипэстезии, параличи мышц периферического характера).

НАРУШЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ АФФЕРЕНТНЫХ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ) ПУТЕЙ.

  1. Расстройство чувствительности по периферическому типу развивается при поражении периферических нервов и нервных сплетений в определенной зоне тела, иннервируемой данным нервом или из данного сплетения. Поражение нервного сплетения ведет к нарушению чувствительности всех зон иннервируемых из данного нервного сплетения, при этом нарушается не только чувствительность, но и двигательная и вегетативная иннервация.
  2. Нарушение чувствительности по полиневритическому типу развивается при множественном поражении удаленных от трофических центров (нейронов) дистальных отделов периферических нервов симметрично в зоне их иннервации по типу перчаток или носков.
  3. Нарушение чувствительности по корешковому типу развивается при патологии спинальных канатиков и задних спинальных корешков в зонах иннервации из этих сегментов на туловище опоясывающего характера, на конечностях продольно.
  4. Нарушение чувствительности по сегментарному типу развивается при избирательном поражении серого вещества задних корешков спинного мозга. При этом наблюдается Диссоциированное расстройство чувствительности: нарушаются болевая и температурная чувствительность. Расстройства глубокой чувствительности нет.
  5. Нарушение чувствительностипо табетическому типу развивается при поражении задних столбов спинного мозга. При этом нарушается глубокая чувствительность. Tabes dorsalis-в переводе с латинского-спинная сухотка, одно из осложнений сифилиса.
  6. Нарушение чувствительности по проводниковому типу развивается при поражении боковых столбов. При этом нарушается болевая и температурная чувствительности на противоположной стороне туловища на два сегмента ниже.

7. Нарушение сложных видов чувствительности развивается при поражении коры головного мозга. В зависимости от зоны поражения могут развиться такие нарушения как апраксия- нарушение движения, алексия -невозможность читать, аграфия -невозможность писать, нарушение двухмернопространственного чувства и нарушение трёхмернопрстранственного чувства -астереогнозия , при поражении лобных долей развивается «лобная психика».Человек становится апатичным, неряшливым, дурашливым, склонным к «плоским» шуткам. У него сужается круг интересов, память. При поражении зрительных проекционных зон в области медиальной поверхности затылочной доли наблюдается выпадение полей зрения на противоположной стороне, фотопсии, может развиться слепота. При поражении левой височной области может наблюдаться нарушение речи. При поражении в области наружной стороны височных долей наблюдается снижение слуха, простые слуховые галлюцинации.

НАРУШЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ ЭФФЕРЕНТНЫХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) ПУТЕЙ.

Травма, кровоизлияние или другой патологический процесс в области передней центральной извилины головного мозга приводит к развитию контрлатеральных, т. е. на противоположной стороне тела спастических (центральных) парезов или параличей. Парез- нарушение движения в конечности. Паралич (плегия) - отсутствие движений в конечности. Различают:

монопарезы и моноплегии - это нарушение или отсутствие движения в одной конечности;

парапарезы или параплегии это нарушение или отсутствие движения в двух руках или в двух ногах;

гемипарезы или гемиплегии - это нарушение или отсутствие движения в руке и ноге на одной стороне тела;

тетрапарез или тетраплегия- это нарушение или отсутствие движения во всех конечностях.

Параличи и парезы развиваются при поражении двигательных нейронов и двигательных (эфферентных) путей проведения нервных импульсов. Параличи и парезы, в зависимости от локализации очага поражения, делятся на центральные и периферические. При поражении центрального двигательного пути развивается центральный паралич. Признаками центрального паралича являются:

1. обездвиженность

2. гипертонус мышц (мышцы напряжены);

3. их гипертрофия (мышцы увеличены в объёме);

4. гиперрефлексия (наблюдается повышение сухожильных рефлексов с пораженных мышц);

5. появляются положительными патологические рефлексы: Бабинского, Оппенгейма, Россолимо и т. д.

При поражении периферического отдела двигательного пути развивается периферический паралич.

Признаки периферического паралича:

1. обездвиженность;

2. гипотония мышц;

3. гипотрофия мышц;

4. гипорефлексия мышц;

5. появляется, так называемая, реакция перерождения (извращённая реакция поражённой мышцы на раздражение электрическим током).

Нервная система делится на соматическую, которая иннервирует мышцы и вегетативную, которая иннервирует внутренние органы, железы, сосуды и другие ткани организма, играя большую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма-гомеостаза. Вегетативная нервная система делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Влияние этих отделов на внутренние органы носит в большинстве случаев антагонистический характер (см. таб.).

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная система делится на соматическую и автономную. Автономная нервная система называется вегетативной. Она имеет два отдела: симпатический и парасимпатический, влияние которых на внутренние органы и системы в большинстве случаев носит антагонистический характер, а в некоторых случаях они действуют как синергисты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх