Синтез и анализ в науке. Анализ, синтез, аналогия и другие мыслительные операции


Анализ и синтез .

1) Анализ (греч. - разложение) - расчленение предмета или явления на его составные, простые части.

2) Синтез (греч.- соединение, составление) - соединение частей предмета или явления в целое, рассмотрение предмета в единстве.

Метафизика противопоставляет анализ и синтез как взаимно исключающие друг друга методы. Материалистическая диалектика, напротив, учит о единстве анализа и синтеза. Энгельс писал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза». В. И. Ленин также подчёркивает единство анализа и синтеза в познании. Одним из элементов диалектики, указывает В. И. Ленин, является «соединение анализа и синтеза,- разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе»

Анализ и синтез являются мощными средствами человеческого познания. Без них невозможны даже элементарные и простейшие формы психической деятельности-ощущения, восприятия. Объективный мир, объективные вещи и явления предстают перед человеком во всей своей сложности и конкретности. Конкретное есть единство многообразного. Нельзя познать это конкретное, не расчленяя его на составные части и элементы, не анализируя их. Химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможность выделить составные части этих процессов - химические элементы, атомы, молекулы. Точно так же экономист ничего не мог бы знать о капитализме и законах его экономического развития, если бы путём анализа он не выделил его элементы - товар, цена, стоимость, прибавочная стоимость и т. д.- и не познал их сущности.

Анализ сам по себе, однако, не может дать полного познания предметов. Он требует дополнения в виде синтеза, который, опираясь на результат анализа, познаёт предметы и явления как целое. Маркс, давший в « » (см.) гениальный образец диалектического познания, не ограничивается одним анализом. Проанализировав отдельные стороны, элементы капиталистического способа производства, Маркс затем даёт величественный синтез, показывающий капиталистический способ производства в целом, в диалектической взаимосвязи всех его сторон и законов Яркие образцы диалектического применения анализа и синтеза к познанию сложных вопросов общественной жизни и борьбы дают труды Ленина и Сталина.

Так, например, Ленин в произведении «Империализм, как высшая стадия капитализма», развивая идеи «Капитала» в применении к новому историческому периоду капитализма и глубоко раскрывая сущность империализма, пользуется при этом как анализом, так и синтезом. Сначала В. И. Ленин исследует путём анализа различные стороны, признаки империализма, как новой, высшей стадии капитализма. Выделив и осветив эти признаки, В. И. Ленин далее суммирует их путём синтеза и даёт общее определение сущности империализма. И. В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос», определяя сущность нации, вначале путём анализа выделяет присущие ей характерные черты, признаки: общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Затем II. В. Сталин путём синтеза даёт глубокое определение понятия «нация», которое заключает в себе в обобщённом виде все основные её признаки.

Таким образом, в процессе познания необходимо применять как анализ, так и синтез, которые как подчинённые моменты включаются в метод материалистической диалектики.

Только разложив объект исследования , рассматривая его как особую систему, на элементы, выделив присущие каждому элементу качества, свойства, отношения и изучив их, можно познать предмет , выявить и определить закономерности его раз­вития. В процессе анализа исследователь идет от конкретного (кон­кретно-чувственного) к абстрактному, от сложного и единого к простому и многообразному.

Исследуя, к примеру, процесс пер­спективного планирования производительности труда, расчленя­ют этот процесс на этапы прошлого, настоящего, будущего с выявлением, как, в каком направлении, в каком объеме и содер­жании осуществлялся и осуществляется этот процесс; мысленно выделяют факторы непосредственно и опосредовано воздействующие на уровень производительности труда (технические, органи­зационные, социальные, региональные и т.д.). Только так можно подойти к познанию истины. Но анализ - только начало процесса познания.

Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства и отношения, расчленен­ные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое (сис­тему или класс систем). Синтезирование есть процесс, раскры­вающий место и роль каждого элемента в системе, единство, взаимную связь и взаимную обусловленность, взаимодействие элементов целостной системы.

Противопоставлять и разделять анализ и синтез можно только логически, в целях обстоятельного раскрытия сущности и содер­жания обеих сторон этого противоречия. Реально они есть един­ство, обычно они переплетаются между собой (так же как причина и следствие).

Системный анализ и синтез - важнейший метод реализации системного подхода в исследовании.

Как метод исследования, системный анализ и синтез включает следующие элементы: цель исследования, альтернативы достиже­ния цели, ресурсы исследования, моделирование исследования, критерии.

Исходным пунктом системного анализа и синтеза является цель. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Для типологизации целей в виде т.н. дерева целей используют такие характеристики как их значимость (главная цель и подцели), развертываемость (вертикальная и горизонтальная), со-подчиненность (цели низшего уровня - средство для достижения целей высшего уровня).

Многовариантность достижения целей обозначается в системном анализе и синтезе как многообразие альтернатив.

Опираясь на эти правила, строят умозаключение - от ложнос­ти (неоптимальности) всех альтернатив, кроме одной, к истиннос­ти (оптимальности) этой альтернативы. Выбор альтер­натив предполагает как обязательное, непременное условие ис­пользование основных законов мышления традиционной и диа­лектической логики.

Историческо-логический метод познания имеет свою основу в

том, что каждый процесс, предмет, явление обладает своей исто­рией и логикой (объективной логикой). История предмета - конкретное его развитие во всем многообразии, последовательная смена различных состояний. В истории предмета представлено все многообразие сторон, теорий, отношений.

Объективная логика - это принципы, существенные закономерности развития, она исклю­чает частности, повороты, зигзаги развития, попятное движение. Изучение объекта может быть либо историческим, либо логичес­ким. Тот и другой подходы в конечном счете только в единстве выражают сущность и содержание предмета, процесс развития.

Индуктивный метод научного мышления или метод наведения. Он позволяют предсказывать и прогнозировать возможные изме­нения в этих процессах при тех или иных условиях; выявлять количественные границы меры, он позволяет осуществлять поиск и предсказывать количественные и другие зависимости.

Индукция как метод исследования наиболее полно реализуется системой статистических методов . Статистика как общественная наука изучает закономерности количественных отношений в непрерывной их связи с качественным содержанием.

Различают методы статистического наблюде­ния (отчетность, переписи, выборочные обследования, семейные бюджеты и т.п.) и методы обработки и анализа данных (группи­ровка, балансы, исчисление средних величин, исчисление индек­сов, графики и др.). Группировки охватывают вопросы классифи­кации, номенклатур, построения групповых и комбинационных таблиц).

Для обработки данных (в части измерения ошиб­ки выборки, анализа связи между факторами, оценки надежности результата) используются методы математической статистики и теории вероятностей (корреляционные исчисления, дисперсион­ный анализ и т.д.).

Дедуктивный метод - метод выведения по законам и правилам логики всех предложений, следствий, законов, гипотез, теорий.

Из некоторого конечного числа исходных истинных посылок получается множество логически необходимых следствий, что создает связанность, последовательность, строгость знания. Де­дуктивный метод используется различными науками.

Главные дедуктивные операции:

а) Вывод из данных теоретических положений различных

следствий (вычисления в математике).

б) Подыскание исходных теоретических положений, из

которых могут быть логически выведены данные следствия (доказательство истинности какого-либо положения,
гипотезы, теории).

Дедуктивный метод - единственный для построения теорий в логико-математических науках.

Математические методы познания есть одно из приложений дедуктивного метода.Современное развитие науки связано с всевозрастаю­щей ролью математических методов.

Среди математических методов выделяют:

а) метод формализации и б) аксиоматический метод.

Разные по конкретному содержа­нию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме умозаключений. Заменив символы понятиями, получаем новые по содержанию умозаключения.

Аксиоматический метод. Его суть состоит в том, что все поло­жения какой-либо теории выводятся дедуктивным путем из поло­жений, которые называются постулатами или аксиомами

(позволяет упорядочить рас­суждения, выяснить логические связи между понятиями и сужде­ниями, сделать изложение более стройным). В нематематических науках этот метод применяется ограниченно.

Традукция или Аналогия как метод исследования использует объективное единство разнокачественных явлений, общность за­конов, структуры, функционирования и развития ряда явлений и процессов. Как метод познания аналогия включает:

а) накопление знаний об отдельных сторонах изучаемого объекта;

б) системати­зацию этих знаний на основе наблюдения, эксперимента, изме­рения, описания;

в) уподобление изучаемой системы на основе сравнения свойств ее со свойствами других более полно изученных систем (аналогов);

г) установление необходимой и существенной связи между признаками уподобляемой системы и аналогов.

Аналогия как метод исследования является основой для моде­лирования.

Моделирование - это метод исследования объективно сущест­вующих предметов, процессов, явлений, основанный на исполь­зовании моделей.

Модель - система, с той или иной степенью сходства воспро-изводящая оригинал - исследуемую систему и поэтому позволяю­щая получать информацию об отражаемой системе (оригинале).

Два основных класса моделей:

а) материальные - средство и объект модельного

эксперимента;

б) мысленные - мысленные, идеальные конструкции, над
которыми осуществляются мысленные эксперименты.

Мысленная модель объекта познания строится на основе преж­де всего абстракции упрощения и абстракции идеализации.

Абстракция упрощения есть отвлечение от реальной сложности, многообразия внутренних и внешних связей и отношений и сохранение лишь основных, существенных связей.

Абстракция идеализации идет дальше. Она состоит в том, что свойства упрощенной абстракции доводятся до предела. В виде мысленной модели продукт идеализации вводится в науку. Моделирование - обязательное и непременное условие воз­можности разработки прогнозов, программ, планов.

Предвидение - метод теоретического мышления, опирающий­ся на объяснение, поскольку им открываются законы. Его сущ­ность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем. Предвидение - не образ будущего, а проектирование, вообра­жение его.

Всякое предвидение харак­теризуется тремя моментами: новизной того, что предсказывается; обоснованностью законом ; подтверждаемостью в будущем .

Прогноз, программа, план имеют единую основу - это формы предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего.

Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего (прогноз всегда локаль­но ограничен во времени; прогноз осуществим («если сохраняются тенденции», «если не будет экстремальных ситуаций» и т.п.).

Проект программы в отличие от прогноза: а) всегда проект управленческого решения; б) это единый комплекс решения ло­кальной проблемы, который имеет целевую направленность и

опирается на систему сбалансированных, увязанных мероприятий по ресурсам, срокам и исполнителям; в) программы всегда вклю­чают в себя в явной или неявной форме прогнозы, поскольку они связаны с развитием ведущего звена экономики, социальных отношений, научно-технического прогресса.

Проект плана - всегда проект управленческого решения. Это целенаправленная система мероприятий, опирающаяся на проек­ты программ, связанных с решением узловых вопросов данного периода, и систему прогнозов.

Объяснение - как метод исследования есть реализация логи­ческого компонента историко-логического метода.

Это заключительная стадия исследования в форме научной статьи, научного доклада, диссертации, монографии. В объяснении синтезируются законы науки, гипотезы, теоре­тические идеи, теории.

Одним из наиболее распространенных методов познания является анализ. В XIX веке этот метод вообще отождествлялся с наукой. Очевидно, по этой причине и в настоящее время анализ является доминирующим методом познания. И, дополняя аналитические процедуры синтезом, обычно об этом не говорят и не пишут. Чаше всего в обосновании управленческих решений с использованием результатов анализа употребляют только термин «анализ», хотя само решение есть не что иное, как синтез результатов анализа. Так что же такое анализ, и что же такое синтез, и почему анализ должен непременно дополняться синтезом?

В общем и целом анализ предполагает подразделение целого на части и подробное изучение (количественное и качественное) этих частей. Сам по себе анализ без последующего обобщения его результатов не имеет никакой практической значимости. Любой анализ составляющих целое частей производится для получения посредством обобщения нового знания о целом на более точной и подробной информации о составляющих его частях. Такое обобщение аналитической информации, превращение ее в новое знание о целом называется синтезом. О логической связи анализа и синтеза в познавательном процессе довольно полно и емко написал в своей книге И.П. Суслов (Отступление 3.10).

Отступление 3.10. Анализ и синтез: логическая взаимообусловленность применения в процессе познания

Если входе анализа исследование идет от единичного, эмпирически конкретного к всеобщему, то в процессе синтеза оно развертывается от всеобщего к теоретически познанному, структурно расчлененному конкретному. В результате синтеза познаваемое явление предстает как единое целое, объясненное из его «порождающей основы», внутреннего закона... Анализ и синтез составляют единство противоположностей, две стороны единого познавательного процесса, поэтому недопустим их разрыв... В принципе любой познавательный акт представляет собой одновременно и анализ, и синтез. Например, вывод стоимости денег, т.е. переход от более абстрактной категории к менее абстрактной, представляет собой не только синтез, но и анализ, так как при этом исследователь привлекает эмпирические данные о товарных отношениях, показывающих формирование денег и научного понятия о них... Применительно к исследованию можно говорить об отдельных этапах и периодах аналитической и синтетической работы. Скажем, исследование крупной экономической проблемы осуществляется по частям в отдельных подразделениях... института... Результаты такой аналитической работы затем синтезируются. На каждом этапе исследования может выдвигаться на первый план или анализ, или синтез. Анализ готовит «работу» для синтеза, синтез помогает анализу глубже проникнуть в сущность явлений. Весь процесс экономического исследования можно условно изобразить в виде цепи, где за звеном анализа следует звено синтеза, затем - более сложные анализ и синтез и т.д.

Источник: Суслов И.П. Методология экономического исследования. М. : Экономика, 1983. С. 174-179.

Согласно утверждениям И.П. Суслова, в решении любой конкретной исследовательской задачи процесс познания должен представлять собой не просто форму цельной однонаправленной последовательности методов сбора данных и производства новых знаний, но и некий механизм, позволяющий осуществлять возврат к применению уже примененных методов, но на другой, более богатой по содержанию основе. Таким образом, забегая вперед, можно отметить, что методология каждого конкретного исследования должна выстраиваться на принципах системного подхода, важнейшим из которых является обратная связь.

Анализ и синтез всегда должны применяться вместе, и синтез должен дополнять анализ. На деле так и есть. Только об этом обычно не упоминают. Можно привести пару примеров не из экономики. Так, пациент сдает кровь на анализ. Затем он приходит к врачу, который, ориентируясь на количественные показатели составляющих крови, синтезирует результаты анализа в диагноз (однако никто не говорит, что пациента направили сдавать кровь на синтез; все говорят - он пошел сдавать кровь на анализ). Точно так же можно сказать и про работу метеорологических служб страны. Многочисленные метеостанции, а также метеоспутники собирают огромный объем данных о состоянии атмосферы, облачности, направлении и силе ветра, осадках и т.п., которые в качестве данных стекаются в Гидрометеоцентр страны, где обрабатываются, формируясь в мощные информационные массивы, с тем чтобы быть подвергнутыми глубокому анализу. И все это делается только для того, чтобы результаты анализа синтезировались в прогнозы в целом по стране и по ее районам. Именно таким образом анализ и синтез применяются во всех отраслях науки. Экономика здесь не является исключением. Прав А. Маршалл: методы познания едины для всех наук (см. Отступление 3.3), но их применение обусловливается содержанием каждой конкретной отрасли знаний.

Что касается экономики, то, как и в других отраслях науки (см. выше примеры из медицины, метеорологии), рассуждения об анализе рассматриваются как бы отдельно, не в связи с синтезом. Это однозначно следует из содержания учебной литературы и хозяйственной практики. Так, в высшей школе испокон веков преподается учебный курс «Анализ хозяйственной деятельности». Издано и издается огромное количество учебников и учебных пособий, которые так и называются «Анализ хозяйственной деятельности» или «Экономический анализ хозяйственной деятельности»; есть учебники с названием «Анализ рынка» или как-нибудь по-иному, но с непременным употреблением только слова «анализ». О синтезе же - ни в названии, ни в содержании этой обширной учебной литературы - ни слова. В связи с этим может возникнуть предположение, что синтез как метод познания в высшей экономической школе не изучается вовсе; изучается только один анализ.

Однако это не так. Синтезу как в практике хозяйствования, так и в учебном процессе уделяется не меньше внимания, чем анализу, только без употребления слова «синтез». В экономической практике - так же как в медицине и в метеорологии, где синтез применяется, но речь ведут о диагнозе, прогнозе погоды - синтез на основе результатов анализа хозяйственной деятельности или анализа рынка используется в разработке предложений по развитию предприятий, регионов, страны в форме целей, стратегий, планов, программ и других управленческих решений. В учебном процессе процедуры синтеза излагаются в обширной литературе по разработке и обоснованию управленческих решений, планов, проектов, программ, целей, стратегий и т.п. В этих учебных изданиях всегда делается оговорка о том, что любое такое решение имеет в своей основе анализ, но никогда не говорится о том, что здесь задействован и такой метод познания, как синтез. Хотя так было не всегда. Например, при определении понятия «Научная организация труда» (НОТ), сформулированном в начале 1920-х гг., термин «анализ» употребляется совместно с термином «синтез» (Отступление 3.11).

Отступление 3.11. Анализ и синтез: две стороны единого познавательного процесса

Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства.

И анализ и синтез относятся к категории общенаучных методов, которые изучает в том числе методология экономической теории. Собственно, посредством анализа, как процесса логического деления объекта на составные части для их изучения, и синтеза, как изучения объекта в целом, обеспечивается системный поход к осмыслению исследуемого явления. При этом, при анализе происходит движение от конкретного к абстрактному, т.к. объект разделяется на абстрактные составляющие, что помогает понять их специфические отличительные характеристики. При синтезе происходит мыслительное обратное движение от абстрактного к конкретному, что позволяет исследовать объект как единое целое в процессе взаимодействия. Это помогает понять и объяснить те противоречия, которые объекту или явлению присущи.

Анализ и синтез в экономике

Примером проведения экономического анализа может служить процесс исследования себестоимости товара по составным частям, т.е. себестоимости сырья, стоимости процессов маркетинга и администрирования, цены затраченных на производство энергоресурсов и т.д. Примером синтеза – себестоимости этого же товара как суммы всех затрат в целом. С применением методов анализа и синтеза логически связано подразделение общей экономической теории на микро- и макроэкономику.

Анализ и синтез товарных отношений

Примером использования анализа и синтеза может также служить процесс изучения товарооборота в обществе, а именно, исследование вопроса о том, почему, вообще, происходит товарооборот, что движет этим процессом и каковы его закономерности. При этом каждый отдельный товар исследуется как отдельный объект и методом анализа определяются присущие ему свойства. Аналитически легко установить, что любой товар удовлетворяет некую человеческую потребность, иными словами, представляет собой абстрактную полезность для потребителя, поэтому имеет некую потребительскую стоимость. Более того, очевидно, что товарам присуща еще и обменная стоимость, т.е. способность обмениваться в пропорциях между собой. Таким образом, на основе применения анализа выявляются две категории – и обменная стоимость. Далее, для того чтобы понять, какова взаимосвязь между этими категориями применяется синтез. Синтетическое осмысление приводит к выводу, что такую взаимосвязь определяют общественная ценность и рыночная стоимость. Т.е. общественная ценность определяет полезность для общества, а рыночная стоимость – оценку в денежном выражении или относительно других товаров и услуг на рынке.

Следует отметить, что изучение и обоснование экономических явлений методами анализа и синтеза может сопровождаться ошибками. В частности, такими распространенными, как ошибки ложного довода (или софизм), ошибки деления и ошибки композиции. В этой связи, применение упомянутых методов требует определенной квалификации и опыта тех специалистов, которым предстоит применять их в своей работе.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

(от греч. analysis - разложение, расчленение, synthesis - соединение) - две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ (А.) - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез (С.) - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в целое.
А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные и т.д. Выделенные части могут предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Последующий С. восстанавливает объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта - С, но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств.
В различных науках используются специфические способы А. и С.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "АНАЛИЗ И СИНТЕЗ" в других словарях:

    анализ и синтез - АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis соединение, сочетание) реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный… …

    анализ через синтез - АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Новейший философский словарь

    анализ через синтез - термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает… … Большая психологическая энциклопедия

    АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ - Фраза, относящаяся к широкому классу моделей распознавания образов (паттернов) или, более точно, к классу теорий обработки информации, которые пытаются объяснять такие элементарные явления, как тот простой факт, что вы ож*те он*ть мы*л э*ти… … Толковый словарь по психологии

    АНАЛИЗ и СИНТЕЗ - термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение), 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Социология: Энциклопедия

    - (от греч. analysis разложение) а разденление объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как… … Словарь терминов логики

    - (от греч. analysis разложение) разделение объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как в… … Словарь терминов логики

    АНАЛИЗ И СИНТЕЗ - (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и С. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех… …

    Анализ через синтез - обозначение широкого класса моделей распознавания образов, использующих прежний опыт восприятия, то есть механизмы апперцепции (см.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Анализ и синтез систем автоматического управления с распределенными параметрами , Рапопорт Э.. Учебное пособие посвящено систематическому изложению основных методов анализа и синтеза систем автоматического регулирования с распределенными параметрами. Рассмотрены базовые характеристики…
  • Анализ и синтез сложных раздражителей у сложных животных , А. Г. Воронин. Ленинград, 1952 год. Государственное издательство медицинской литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В первой главе издания представлен обзор литературы по условным рефлексам…


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх