Собор иоанна крестителя. Собор иоанна предтечи

Одним из наиболее посещаемых туристами мест мальтийской столицы является Кафедральный собор Святого Иоанна. Он считается жемчужиной искусства и архитектуры барокко.

Огромный вклад в создание собора был сделан Великими магистрами и рыцарями Мальтийского ордена, пожертвовавшими множество произведений искусств и художественных ценностей для его обогащения.

В настоящее время Кафедральный собор Святого Иоанна в Валлетте является одной из главных святынь страны, а также местом проведения разного рода культурных мероприятий.

История собора

Строительство Собора было начато еще в 1573 году и длилось около пяти лет. Его инициатором был 51-й Великий магистр Мальтийского ордена Жан де-ла-Касьер. Первоначально это была монастырская церковь ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна.

В 1666 году по проекту мальтийского скульптора Мелькиоре Каффы началось возведение главного алтаря, который должен был состоять из бронзовых фигур, изображающих сцену Крещения Христа. Однако из-за трагической смерти Каффы, работы были временно приостановлены. Лишь в 1703 году за их продолжение взялся Джузеппе Маццуоли, ученик Каффы, который использовал в строительстве не только бронзу, но и мрамор.

В 1820 году с разрешения Епископа Мальты рыцарский монастырь стал Кафедральным собором страны, а забота о нем была возложена на Фонд Святого Иоанна, который и по сей день выполняет свою миссию.

Архитектура

Кафедральный собор Святого Иоанна был спроектирован мальтийским военным архитектором Джироламо Кассаром. Здание святыни считается одним из самых больших соборов в мире, а также прекрасным образцом стиля барокко в европейской архитектуре. Материалом для его строительства служил мальтийский известняк, который легко поддается обработке.

Снаружи собор имеет монументальный величественный вид. Его часовни посвящены разным странам и их святым. В одной из них хранятся реликвии, собранные рыцарями Мальтийского ордена на протяжении нескольких столетий.
Внутреннее убранство здания собора является резким контрастом его лаконичному фасаду. Его пышный барочный интерьер был щедро декорирован художником Калабрии Маттиа Прети, который стал автором резных каменных стен, а также росписей потолка и боковых алтарей, где можно увидеть его работы, описывающие сцены из жизни Святого Иоанна. Полы Кафедрального собора покрыты мраморными плитами, которые являются одновременно надгробьями могил мальтийских рыцарей. Каждая из плит украшена символикой того или иного рыцаря, погребенного под ней.

Главным украшением интерьера является картина, написанная Караваджо в 1608 году. На ней изображена сцена «Усекновения главы святого Иоанна Крестителя». Здесь можно увидеть еще одну работу этого художника, которая изображает «Пишущего Святого Иеронима».

Информация для туриста

Посетить Кафедральный собор Святого Иоанна в Валлетте можно с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:30. В субботу он открыт с 9:30 до 12:30, а воскресенье и праздничные дни считаются здесь выходными.

Стоимость входного билета составляет 6 евро - для взрослых. Для детей до 12 лет вход бесплатный. Добраться сюда можно городским атобусом №133, выйдя на остановке "Ганк" (Ganc).

Достопримечательности рядом

При Кафедральном соборе Святого Иоанна создан музей, экспозиция которого представлена фламандскими гобеленами, книгами для церковного хора, шелковыми ризами и другими интересными предметами, принадлежавшими некогда рыцарям Мальтийского ордена.

Главный вход в Собор выходит на Площаддь Святого Иоанна, где можно увидеть небольшой памятник бывшему премьер-министру Энрико Мицци, сооруженный в 1964 году. Слева и справа от Собора находятся два фонтана Льва и Единорога, выполненные скульптором Мариано Града (Mariano Gerada).

Площадь является одной из немногих «зеленых» областей в Валлетте, которую образуют несколько фикусовых деревьев, посаженных в 1920 году вдоль фасада Собора.

Показать больше

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Статья - о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Зимний свадебник

Собор Иоанна Предтечи , Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - православный праздник , отмечаемый 7 (20) января . Установлен в честь Иоанна Предтечи , или Крестителя.

Непосредственно следует за праздником Крещения Господня , или Богоявления :

Иные праздники, посвященные Иоанну Предтече

В честь Иоанна Крестителя установлены также следующие праздники (перечислены в хронологическом порядке гражданского календаря):

  • 24 февраля (9 марта) в невисокосном году, 24 февраля (8 марта) в високосном году - первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи ;
  • 25 мая (7 июня) - третье Обретение главы Иоанна Предтечи ;
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи ;
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи ;
  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи .
  • 12 (25) октября - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи .

См. также

Напишите отзыв о статье "Собор Иоанна Предтечи"

Примечания

Отрывок, характеризующий Собор Иоанна Предтечи

– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.

Церковь Иоанна Воина расположена в Москве, на улице Большая Якиманка. Она была построена в XVIII веке. Храм никогда не закрывался и принимал христиан даже в годы гонений на церковь. Именно поэтому ему удалось сохранить атмосферу старой Москвы и преемственность поколений.

У этой церкви есть и еще одна особенность. Дело в том, что здесь хранится множество святынь из других московских храмов, которые в свое время были закрыты или разрушены. В частности, здесь можно увидеть храмовые иконы из церквей Иоакима и Анны и великомученицы Варвары.

История и строительство храма

Самое первое упоминание о церкви датировано 1625 годом. В то время в этом районе Москвы проживали стрельцы вместе со своими семьями. Своим покровителем они считали Иоанна Воина, а потому на свои средства построили в честь него храм.

Но после стрелецкого восстания и его подавления, оставшиеся в живых стрельцы, бежали из этих мест, прихватив с собой жен и детей. Поселение опустело, и вместе с ним опустела и церковь. А в 1708 году в этих краях произошло сильное наводнение, из-за чего храм фактически оказался затоплен.

В 1708 году мимо церкви проезжал Петр I. Он обратил внимание на людей, которые добирались до храма на лодках. Удивившись, царь приказал построить на возвышении новую церковь и выделил на ее строительство 300 рублей (огромную по тем временам сумму). Проект нового храма Петр I поручил разработать любимому архитектору Ивану Зарудному.

Строительство продолжалось 9 лет. В 1717 году церковь освятили и провели в ней первое богослужение. В честь этого знаменательного события царь прислал новому храму несколько подарков. Среди них были золотые сосуды для литургии, тяжелая гиря на массивной цепи и картина с надписью «Аптека, врачующая грехи». Гирю повесили прямо над входом, чтобы она постоянно служила напоминанием о порядках во время службы.

В 1812 году в Москву вошли войска Наполеона. Французы, которые непрерывно занимались мародерством, почему-то решили, что в церкви спрятан клад. Они разграбили храм, выломали в нем все двери и разбили полы, но никаких сокровищ, естественно, не нашли. Уходя из столицы, оккупанты устроили пожар, в котором погибло множество старинных зданий. Однако до церкви огонь, к счастью, не дошел.

После изгнания Наполеона храм начали потихоньку приводить в порядок. В нем заново освятили все престолы, отремонтировали поломанные двери и полы. К 1840 году, благодаря старанию прихожан, удалось полностью восстановить все внутреннее убранство.

В советское время церковь не закрывалась. Однако в 1922 году у нее конфисковали все имущество, включая иконостас и колокола. Настоятель храма, протоиерей Христофор Надеждин, был арестован по надуманному обвинению и вскоре расстрелян.

Позже церковь Иоанна Воина стала хранительницей святынь из закрытых и разрушенных храмов столицы. А также здесь находятся иконы из часовен московского Кремля.

Архитектура церкви

Имя зодчего точно неизвестно, но считается, что им был Иван Зарудный - любимый архитектор Петра Великого. В пользу этой версии свидетельствую характерные для Зарудного элементы декора и сходство храма с Меньшиковой башней также построенной этим архитектором.

Храм выполнен в стиле русского и украинского барокко. Однако в некоторых элементах можно усмотреть и европейское влияние, характерное для всей эпохи Петра.

В целом же церковь вполне соответствует канонам московской архитектуры того времени. Она построена в форме «корабля» и состоит из трех частей: самого храма, трапезной и колокольни, которые вытянуты с востока на запад. При этом храмовая часть выполнена в виде «восьмерика на четверике», что тоже характерно для русской храмовой архитектуры. Однако Зарудный спроектировал и декорировал храм так, что издалека он напоминает ротонду - круглую беседку.

Церковь отличается декором, тщательно продуманным для каждого яруса. Окна храма обрамлены белокаменными ветвями и орнаментом в виде цветов, поэтому храм выглядит очень нарядным.

К храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. В ее конструкции использовался все тот же «восьмерик на четверике», но вместо привычного для той эпохи шатра, она увенчана необычной главкой на восьмигранном барабане. Декор у колокольни довольно скромный, и единственное ее украшение - это роспись «в шахмат» на куполе и одном из четвериков.

Церковь окружена небольшим живописным двориком. Он огорожен старинной кованной оградой, которую украшает причудливый орнамент из вьющихся ветвей с листьями. Ограда относится к елизаветинскому барокко и считается настоящим шедевром художественной ковки.

Святыни храма

Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:

Святыни храма




А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.

Социальная и миссионерская деятельность

При храме работает воскресная школа, в которую принимают детей от шести лет. В ней дети знакомятся со Священным Писанием, с православной символикой и культурой, участвуют в экскурсиях и в различных праздничных мероприятиях.

Для прихожан постарше в церкви организован молодежный клуб. Его участники совершают паломнические поездки в другие города, слушают лекции и устраивают литературно-музыкальные вечера.

Приход активно занимается благотворительностью. В частности, он взял шефство над коррекционной школой-интернатом в городе Кашине (Тверская область), где учатся полторы сотни детей. Прихожане оказывают школе материальную и финансовую поддержку, собирают для детей продукты, одежду, игрушки и книги.

Работа храма Иоанна Воина

Адрес церкви: город Москва, улица Большая Якиманка, дом 46, строение 1.

Проще всего добраться до церкви от станции метро «Октябрьская». Выйдя из метро, нужно перейти на другую сторону улицы и пройти мимо «Школоданицы», банка «Открытие», кафе Панчо Вилья и кафе Ichiban Boshi. Сразу за этими кафе будет виден храм Иоанна Воина на Якиманке.

Расписание богослужений.

Расписание служб может меняться в зависимости от времени года.

Престольные праздники (даты указаны по новому стилю):

  • Иоанна Воина - 12 августа.
  • Гурия, Самона и Авива - 28 ноября.
  • Дмитрия Ростовского - 10 ноября, 4 октября и 1 августа.

Обязанности настоятеля храма временно исполняет протоиерей Геннадий Героев.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын , Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. , обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце ХIV - начале ХV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.

В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796-1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх