Сотворив мир, бог благословил отдых. Отошел ко господу заштатный клирик брянской епархии протоиерей григорий ковалев Информационная служба Псковской епархии

Уже не за горами новогодние каникулы. С одной стороны, если не отдыхать, можно надорваться — примеров много. Но в отпуске мы неизбежно расслабляемся. Не греховно ли такое времяпрепровождение? Может. лучше поехать на это время в монастырь? В чем смысл отпуска? Как надо отдыхать православному? С этими вопросами редакция журнала «Нескучный сад» обратилась к клирику храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовнику воскресной школы священнику Григорию КОВАЛЕВУ.


СПРАВКА: Священник Григорий КОВАЛЕВ родился в 1959 году в Москве. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал охотоведом под Магаданом и в подмосковных заповедниках. В 1989 году рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром. Служил в сельских храмах Костромской и Нижегородской епархий. С 1999 по 2001 год служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), с 2001 года — клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва). Духовник воскресной школы при храме. Мастер спорта по подводному плаванию. Отец четверых дочерей и троих сыновей.


— Отец Григорий, есть ли какой-то духовный смысл в отдыхе или это лишь снисхождение к нашей человеческой немощи?


— Как только Господь завершил творение мира, Он благословил отдых: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт., 2, 2-3). То есть с самого начала дал понять, что отдых человеку необходим. Так или иначе люди всегда периодически отдыхали от дел. В наше время, при совершенно невероятно ускорившемся темпе жизни, это тем более актуально. Ритм современной жизни, особенно в больших городах, изматывает человека морально, а высокая утомляемость — корень раздражительности, гнева, других страстей, мешающих не только работе, но вообще жизни. Просто не надо путать отдых с праздностью. Отдых — не ничегонеделание, но, в идеале, смена места и деятельности. Наоборот, современному городскому человеку, которому в будни не хватает движения, в отпуске необходима хоть какая-то активность. А уж разумную меру этой активности каждый определит себе сам. Одному полезны большие физические нагрузки, другому по возрасту и состоянию здоровья больше подходят умеренные.


Не могу сказать за всех, но у меня, как мне кажется, на отдыхе молитва усиливается. Меньше суеты, жизнь течет спокойней, размеренней, и ничто не отвлекает от молитвы.


— Согласны ли вы с распространенным мнением, что единственная подходящая для православного человека форма отдыха — паломничество?


— В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина «православный туризм». Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм — даже теперь, когда цены подскочили, он приносит им немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается, забывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы, житейские.


Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет, к церковной жизни не приближает. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был, а я десять, ты в трех источниках искупался, а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное коллекционирование «благодати». И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске, и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно, разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.


Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.


— Что же в этом плохого? Некоторые священники даже рекомендуют пожить в отпуске в монастыре трудником.


— Это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому «благословению», как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все «за» и «против», а потом уже строить планы на отпуск.


Трудничество — свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.


— Что вообще допустимо для христианина на отдыхе? Спорт, легкое чтение, дискотеки, поездки по миру?


— На отдыхе, как и в повседневной жизни, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор., 6, 12). Разумная физическая активность в принципе полезна, а человеку городскому, мало двигающемуся, просто необходима. Когда я служил в селе, мне в голову не приходило даже зарядку делать. Хотя хозяйства большого у нас не было, в обычной повседневной работе по дому нагрузок хватало: воды принести, дров наколоть, что-то прибить, починить. В городе мы целыми днями без движения, в идеале хорошо бы находить время для физических упражнений не только в отпуске. А уж в отпуске плавание, греблю, водные лыжи, футбол, волейбол, бадминтон можно только приветствовать. Или, если зимой, лыжные прогулки по лесу, горные лыжи. Многие любят отдыхать в деревне или на даче. Я их понимаю. Кстати, уже четвертый Патриарх подряд оказывается у нас активным любителем собирать грибы.


Если есть возможность съездить посмотреть мир, почему бы нет? Это расширяет кругозор. Чего не скажешь о легком чтении. Легкая литература точно неполезна, она возбуждает в человеке дух праздности, а на отдыхе этому сама обстановка соответствует. Но если человек всегда читает такие книги, вряд ли он в отпуске изменит своей привычке. Это уже не привычка, а страсть.


Также ничего хорошего нет в современных танцах. Во-первых, они совсем не целомудренны, во-вторых, музыка, играющая на дискотеках, вредна для здоровья. Сколько децибел обрушивается там на наши уши! Это небезопасно и для нервной системы, и для слуха, развивает агрессию. Любой врач вам это скажет.


— Но хоть как-то можно в отпуске расслабиться или само такое желание греховно?


— Если человек заранее настроит себя на расслабление, велика вероятность, что он, как один из вариантов, просто начнет непрерывно прикладываться к бутылке. А оправдание всегда найдется: один летать на самолете боится, другой плохо засыпает на новом месте, третьему просто «необходимо» стресс снять. И пошло-поехало. То есть греховно не само желание, а последствия, к которым оно, скорее всего, приведет. Вообще не надо ставить каких-то специальных задач перед отпуском. Отрешиться на время от суеты, от житейских забот можно и нужно. Но как только ты начнешь себя на что-то настраивать, отдыху конец. Ничего не получится. А мы не только настраиваем, но еще и сообщаем о своих планах всем подряд: соседям, сослуживцам, попутчикам. Зачем? Никого не интересуют наши предпочтения мест отдыха, досуга. Надо жить без деклараций, в тишине, в тайне. Научимся так жить, придет и сердечная молитва, мы сможем осознанно попросить Господа о душевном мире. Тогда есть надежда, что мы действительно отдохнем, восстановим силы. А настрои, декларации — это пустое.


— Есть люди, которые прямо говорят, что не умеют отдыхать, не знают, чем заняться в отпуске. Вам часто приходилось такое слышать?


— Очень часто. Чуть ли не каждый третий так говорит, но в большинстве случаев это поза. Да «забудьте» вы мобильный телефон дома, и через день-другой будете прекрасно себя чувствовать в отпуске. Но никто не забывает, не хотят. Людей же, которые действительно не умеют отдыхать, не знают в жизни ничего, кроме работы, не так много.


Мне кажется, не надо им себя насиловать, переделывать, лучше просто найти активное хобби; например, что-то мастерить на досуге. От свободного времени все равно не убежишь, так пусть человек, если не может без работы, меняет вид деятельности. Смена деятельности — тоже отдых, но одновременно он и без работы сидеть не будет. Мне кажется, для трудоголиков это оптимальный вариант.


— Некоторые супруги детей отправляют к бабушке или в лагерь, а отдыхать едут вдвоем. Правильно ли это или все же отдыхать нужно всей семьей?


— Опять обратимся к апостолу Павлу. Подросток должен привыкать к хотя бы периодическим отрывам от семьи, к жизни в коллективе. Конечно, лагерь лагерю рознь. Я четверых младших детей отправлял в лагерь «Большое приключение», который уже много лет проводят в Карелии известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро. К сожалению, когда мы о нем узнали, трое старших уже выросли. Там дети живут в палатках, ходят в серьезные походы под руководством опытных инструкторов. Мои приезжали оттуда повзрослевшими, возмужавшими. Когда дисциплина и большие физические нагрузки, на глупости не остается ни времени, ни сил. Прекрасный палаточный лагерь с середины 90-х проводит в Нижегородской области мой друг отец Михаил Резин. Они в походы не ходят, живут на одном месте, но тоже сами заготавливают дрова, носят воду, помогают готовить еду. В лагере все время проходят интересные мероприятия. Детьми занимаются. А туда, где праздность, детей посылать не следует. Таких лагерей, к сожалению, сегодня немало. Вожатые расценивают поездку туда в том числе и как отпуск для себя, дети предоставлены сами себе, естественно, ничему хорошему они там не научатся. Но хороший лагерь, где дисциплина, много спорта и активных общих дел, пойдет ребенку только на пользу. И ничего плохого нет, если и родители в это время где-то отдохнут вдвоем, наберутся сил на год вперед.


И в поездке ребенка к бабушке нет ничего плохого. Проблема в том, что многие родители под предлогом своей занятости с малых лет полностью сваливают ребенка на бабушку, сами им вообще не занимаются. Плоды такого воспитания проявляют себя быстро, и они печальны. Но если родители весь год занимаются ребенком, учат его уважению к старшим, почему бы на каникулы не отправить его с бабушкой в деревню или на дачу? Бабушка — тоже близкая родственница!


— А могут ли супруги отдыхать врозь, отдельно?


— Этот вопрос супруги должны решать сами. Если по обоюдному согласию, почему бы нет? Греха я не вижу. Люди все разные, на чьих-то взаимоотношениях такая краткая разлука может сказаться благотворно. Бывают и объективные причины — время напряженное, не всегда удается мужу и жене уйти в отпуск одновременно. На Афон жену не возьмешь. Правда, там, рядом с полуостровом, есть светская зона отдыха. Причем близость монастыря сказывается — нет там курортной вольности, построже как-то все. Вот моя матушка оставалась в этой зоне со своей подругой, а я несколько дней провел в монастыре.


— Вообще отдых священника отличается от отдыха мирянина? От чего больше всего устают священники?


— Физически, безусловно, от долгого стояния. Недаром у священников так распространены венозные болезни ног. А морально, наверное, от однообразия действий. Это касается, прежде всего, исповеди, треб. Особенно в городах, где приходится исповедовать долго, на требы ездить часто. За год усталость накапливается. И, если говорить о семейных священниках, невозможность нормально отдохнуть с семьей. Для нас суббота-воскресенье — самые напряженные дни, в будни же мы иногда бываем свободны, но тогда домашние работают или учатся. Для семейного священника отпуск — едва ли не единственное время для нормального отдыха с семьей.


А чем отличается отдых священника? Я люблю съездить с семьей к морю, там много ныряю, отдаю дань прошлому — в молодости серьезно подводным плаванием занимался. Чаще всего под Анапу, есть у меня там любимое место. Приезжаем с палаткой. Но был и на цивилизованных курортах и там несколько раз невольно наблюдал, как семьи священников (видно было, что это они) по полдня искали место, где их никто не увидит, сооружали какие-то простынные ограждения, выскакивали оттуда в море и тут же обратно. Странная картина, бросающаяся в глаза. Ну можно же найти место немноголюдное, спокойно отдохнуть с семьей, искупаться, не привлекая к себе внимание.


Знаю, что очень многие священники любят рыбалку. Это едва ли не самый популярный отдых у современных отцов. В общем, нормально отдыхаем, по-человечески!


— Вы еще раз напомнили, что у священников на неделе бывают свободные дни. У работающих на пятидневке мирян таких дней нет, и в результате возникает проблема отдыха не в отпуске, а в течение всего года. В субботу всенощная, в воскресенье литургия. Получается, что у православных нет выходных. Как быть?


— Очень сложный вопрос. Я сам часто сочувствую мирянам. Наверное, для них допустимо иногда пропустить вечернюю службу, что многие и делают. Мы не можем запрещать причащаться только из-за пропуска всенощной. Некоторые и на литургии не каждое воскресенье бывают. Формально это нарушение четвертой заповеди, но все зависит от причин. Господь видит сердце человека. Начнет человек расслабляться внутренне, говорить себе, что раз он так тяжело и много работает, ему достаточно в храм раз в месяц (два, три, полгода, год) прийти, станет ходить все реже и реже, если вообще не уйдет из Церкви. Надо стремиться к регулярному посещению храма, воскресной службы, но не как к формальному выполнению закона. В сердце должен быть Бог. Молиться не забывайте.


А не успевают отдохнуть и сделать домашние дела не только православные. Проблема современного человека в неумении остановиться, сбавить темп. Наступил вечер пятницы, надо, говоря автомобильным языком, переходить на вторую скорость. А мы не умеем, и все выходные у нас проходят на той же пятой скорости. В итоге в понедельник никакого ощущения отдыха нет, в голове кавардак, всех дел все равно не переделали, и никакой перспективы. В следующие выходные все повторяется. Единственный выход из этого тупика — учиться снижать скорость.


Беседовал Леонид Виноградов


Милосердие.ру / Нескучный сад

Хочешь жить - умей кусаться
"НЕСКУЧНЫЙ САД"
журнал о православной жизни, №3 март 2010г.


Московские власти между двух огней: с одной стороны, на них давят звезды шоу-бизнеса и защитники природы, требующие гуманного отношения к животным. С другой - покусанные и облаянные москвичи, требующие решить проблему бродячих собак. Пока что принятое решение - пожизненно содержать собак в городских приютах - не устраивает ни тех, ни других.

Война собак и людей

«5 января 2010 года в районе Хорошево-Мневники была устроена бойня. Неустановленный преступник-живодер, возомнивший себя героем и народным мстителем, хладнокровно и профессио-нально отстреливал бездомных со-бак», - жаловались в конце января мэ-ру Москвы Валентин Гафт, Андрей Макаревич, Сергей Юрский, Инна Чури-кова и ряд других деятелей культуры, требуя введения при столичном прави-тельстве поста... уполномоченного по правам животных. За что же мог карать собак «мститель»? Может, за события, происшедшие на другом конце Москвы, где 28 декабря 2009 года поймали больную бешенством собаку, искусав-шую более сорока человек. В Выхине-Жулебине был объявлен собачий ка-рантин, начался массовый отлов бродячих животных. 41 покусанного, в том числе троих детей, госпитализиро-вали. Собаки в связи с инцидентом ни-каких требований мэру Москвы не вы-двигали.
Современная медицина знает всего три случая выздоровления после появ-ления симптомов бешенства, поэтому все покусанные или ослюнявленные больной (или предположительно боль-ной) собакой подвергаются вакцина-ции. Но шесть уколов в ногу и опасность неизлечимо заболеть - не единствен-ные последствия нападения животного на человека. Ежегодно в Первую инфек-ционную больницу Москвы поступают на госпитализацию не менее 20 бере-менных женщин, пострадавших от уку-сов безнадзорных собак. Как минимум одна из них, Людмила Кубышкина, на-ходившаяся на третьем месяце бере-менности, в 2006 году в результате на-падения потеряла ребенка. Это могло случиться как в результате вакцинации, так и вследствие психологической трав-мы. О психологических последствиях встречи с дикой собакой рассказывает Татьяна Любимова, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес», много лет занимающаяся реаби-литацией детей с различными наруше-ниями развития при помощи специаль-но обученных собак: «Реабилитация детей-инвалидов, покусанных бездо-мными собаками, дело очень сложное и долгое. У нас на занятиях таких доволь-но много, и они просто проходили мимо стаи. Многие из них при виде собаки теперь или замирают, закрыв голову рука-ми, или кричат от страха до рвоты». По данным управления Роспотребнадзора по Москве, в медицинские учреждения города ежегодно обращаются около 30 тыс. человек, укушенных животными. Только за первое полугодие 2009-го из 12 930 обратившихся за помощью было госпитализировано 3379 человек. Бо-лее чем в половине случаев людей куса-ли именно бездомные собаки

Собаки сыты, крысы целы

В сложившейся ситуации виноваты прежде всего сами люди. Собаки попадают на улицу в результате перепроизводства домашних животных. Сначала хозяева из жалости или экономии не стерилизуют своих животных (стерилизовать собаку среднего размера в Москве стоит около 5 тыс. рублей), а потом, когда собачка приносит щенков, выбрасывают их на улицу, считая это более гуманным, чем усыпление. Иногда на улице оказывается и взрослая собака, переставшая по какой-то причинеустраивать хозяев. Если сука голодает, она практически перестает давать приплод. Если же питания достаточно, то животное начинает приносить по семь-восемь щенков дважды в год. В Москве собак подкармливают все кому не лень: сторожа, продавцы в ларьках, сердобольные старушки. На остатках трапезы пируют крысы, на которых сытые собаки не обращают никакого внимания. Всегда стая может отобедать содержимым мусорных контейнеров, ведь пищевые отходы, в отличие от Европы, у нас не сжигают, а выбрасывают. По оценкам комиссии по экологической политике МГД, в Москве на сегодняшний день живет от 30 до 60 тыс. бездомных собак.

Гуманисты от зоологии

На то, как следует решать проблему безнадзорных животных в городах, существует как минимум две точки зрения, и обе научные. Так, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Андрей Поярков считает, что собаки - это неотъемлемая часть городской экосистемы, а город является для них естественной средой обитания. Если истребить прикормленных псов, то на их место придут более злые из области или крысы, являющиеся переносчиками ряда опасных заболеваний. Наиболее гуманным методом регулирования численности собак, успешно применяемым во всем цивилизованном мире, является программа ППВСО (поимка, проверка, вакцинация, стерилизация, освобождение). Постепенно стареющая популяция будет сокращаться естественным образом и дойдет до приемлемой численности. А вот биолог Владимир Рыбалко, сотрудник общественного научно-исследовательского центра проблем городской фауны , полагает иначе. «Большое количество бездомных собак- это эколегическая и социальная болезнь города, показатель падения ответственности владельцев и некомпетентности городских властей. Российские города не приспособлены для бесконфликтного присутствия множества безнадзорных собак, ни в социально-культурном аспекте, ни в аспекте межвидовых отношений», - уверен он. Противники присутствия бездомных собак в городах утверждают, что город является враждебной средой по отношению к бездомным собакам,находясь в которой они неизбежно вступают в конфликт с человеком. В результате конфликта страдают как люди, так и сами собаки, которых отстреливают из пневматического оружия и травят противотуберкулезным препаратом изониазидом. Собаки практически не регулируют численность крыс, но зато поголовно уничтожают их врагов - кошек. Собачьи стаи зачищают парки города от зайцев, ежей, барсуков и лягушек, угрожая биоразнообразию. Противники программы ППВСО предлагают обратиться к опыту стран западной Европы, где бездомность домашних собак и кошек рассматривается как негативное явление.

Чип и благодать

Согласно исследованию, проведенному Всемирным обществом защиты животных и английским Королевским обществом предотвращения жестокого обращения с животными в 2006-2007 годах, в восьми европейских странах безнадзорных собак в принципе нет. Об этом заявили представители Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В государственной политике западных стран по отношению ксобакам и их владельцам есть общие черты. Например, дифференцированное налогообложение собаковладельцев. Содержание более чем одной особи на семью - дорогое удовольствие. Зато налог снижается для владельцев стерилизованных животных, действуют программы льготной стерилизации. Собаки подлежат обязательной регистрации с присвоением идентификатора (чип, татуировка, жетон на ошейнике), позволяющего установить владельца, если животное потеряется. Стоимость регистрации варьируется от нуля (Нидерланды) до 50 евро (Бельгия). На региональном уровне действуют как государственные, так и волонтерские программы по просвещению владельцев и пропаганде ответственного отношения к домашним животным. Действуют особые правила, касающиеся выгула собак (собака обязана быть на поводке и контролируется владельцем). Если собака бродит сама по себе - это преступление. Представители полиции или муниципальных органов власти отлавливают ее и помещают на короткий срок в приют для установления личности владельца. В случае неудачи стараются подыскать нового хозяина, а по истечении установленного законом срока (неделя или две) безболезненно усыпляют. Агрессивных, бешеных, тяжелобольных разрешено усыплять сразу. В результате приютов для собак относительно немного, но они всегда готовы принять новых животных. Так, восьмимиллионный Лондон кормиттри приюта: на 40, 80 и 800 голов. Сравним с Москвой, в которой, по информации городского департамента ЖКХ и благоустройства, действуют 24 государственных приюта общей вместимостью 24тыс. голов. Сейчас в них содержатся около 15 тыс. собак и кошек.

Россия - щедрая душа

Строительство приютов в Москве началось после закрытия программы ППВСО, запущенной в 2001 году, видимо, под давлением общественных организаций, отстаивающих «права животных». Предполагалось, что, стерилизовав 80% живущих на улице сук, можно будет решить проблему, и число безнадзорных животных снизится до приемлемого уровня. Эксперимент, стоивший приблизительно 389 млн рублей (данные газеты «Известия»), был прекращен в 2009 году (хотя, по некоторым оценкам, это произошло еще раньше). Служба отлова диких животных была расформирована и обязанности по регулированию численности бродячих животных переданы муниципалитетам. В «регламент по отлову» внесли указание вместо возврата на прежнее место помещать пойманных животных в приюты. При этом запрет на усыпление никто не отменил.
Я посетил один из московских приютов. По дороге к нему от остановки автобуса я заметил не менее семи собак. Чем ближе подходишь к зеленым воротам, тем сильнее становятся запах и лай. Недалеко от ворот лежит ощенившаяся сука. На стенде объявления: «Собак от частных лиц не принимаем», «Вход по списку», «Контактноелицо для желающих стать добровольцем - Ольга». Я уверял, что хочу взять собаку, но внутрь меня не пустили. Причина - в затяжном конфликте с добровольческой организацией, опекающей собак в приюте. Волонтеры, недовольные условиями содержания животных, пытались сделать компрометирующие администрацию снимки. В ответ приют опустил «железный занавес», и теперь без пропуска туда не попасть. Однако через щели в заборе видны ряды вольеров в человеческий рост, размером где-то два на два метра. Собаки живут в вольерах по трое. На строительство и содержание приютов в Москве в 2009 году были выделены земля и около 950 млн рублей. На 2010 и 2011 годы в бюджете на приюты для бездомных собак заложено уже 2 млрд рублей. В прошлом году содержание одной собаки обходилось городу в 174 рубля в сутки, то есть 522 рубля за вольер. Для сравнения: на ребенка-инвалида, живущего в доме-интернате в Костромской области, государство выделяет 450 рублей в сутки. На «воле» собаки живут пять лет, а в приюте, благодаря уходу и питанию, смогут прожить все девять. Источник в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что, когда на международных конференциях западные специалисты слышат от своих российских коллег про 15 тыс. животных на балансе города, у них от удивления глаза лезут на лоб. «Откуда у вас столько денег и земли? У вас что, нет других проблем?!» - недоумевают европейцы. «Если ни усыпить, ни выпустить животное нельзя, то что же вы будете делать, когда все приюты окажутся заполнены?» - в свою очередь, спросил я у своего собеседника в департаменте. «Будем думать», - ответил он.
Так что московским бездомным собакам еще очень повезло: и без уполномоченного по их правам им попалось едва ли не самое человечное по отношению к животным градоначальство. Намного меньше повезло бездомным людям. Их помещать на пожизненный пансион никто не торопится, пусть даже бомж лежит на морозе грязный, голодный и больной. Он ведь не собака - не укусит.

Накормил - пристрой

Священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма Мучеников Флора и Лавра на Зацепе, бывший охотовед:
- Пока нет нормального законодательства в городе и в стране, человек, следуя велениям своего сердца, в долгосрочной перспективе оказывается неправ. Да, он пару раз покормит собаку, но он не несет никакой ответственности за ее дальнейшую судьбу! А стая начинает считать своей территорию, где ее кормят, и защищает ее от вторжения. Для людей это место становится зоной риска, особенно для тех, кто не очень в себе уверен. Ко всему надо относиться серьезно. К разведению животных и их содержанию в городских условиях в том числе. Покормили собаку - сдайте ее в приют или найдите ей владельца. Если вам угодно сделать доброе дело, значит, надо его делать по-серьезному и нести ответственность за последствия своих действий. Впрочем, когда люди из жалости подкармливают собак, это вряд ли сильно влияет на популяцию - гораздо серьезнее роль магазинов, ларьков, помоек, промзон и гаражных кооперативов.

Как быть при нежеланной встрече

Татьяна ЛЮБИМОВА, кинолог, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес»:
- Лучше всего с собаками вообне пересекаться, а постараться обойти их по широкой дуге. Если вы все же встретили дикую собаку или стаю, ни в коем случае не надо убегать. Опасно кричать и размахивать руками. Нужно замереть на месте и отвести глаза от собаки. Когда ей надо.ест на вас лаять, она уйдет сама. Городские собаки - опытные психологи, и хорошо чувствуют, если человек их боится. Впрочем, если вы уверены в себе, то можно изо всех сил рявкнуть на собаку. Такое удается преподавателям, которые умеют работать со сложной аудиторией. Можно притвориться, что поднимаешь с земли камень, но на московских собак это уже практически не действует - они очень наглые. А еще лучше носить с собой перцовый баллончик и уметь его применять. С помощью этого средства можно ненадолго шокировать собаку и успеть уйти.

Город для собак?

Евгений ИЛЬИНСКИЙ, биолог, президент АНО «Центр правовой зоозащиты»:
- Допускать ситуацию, когда домашние животные, лишенные содержания, остаются одни выживать на улице, - бесчеловечно. Но узаконивать эту ситуацию, да еще в рамках так называемой «гуманной» программы, безнравственно и цинично. Что делать, чтобы животные не гибли и не попадали на улицу? Основную роль в решении проблемы бездомных животных должно играть правительство, которое обязано вводить комплекс хозяйственно-правовых мер, не допускающих перепроизводства животных. Для того чтобы повлиять на принятие решений правительства, аргументация должна лежать не в этическом, а в правовом поле. В России же возникла ситуация, когда некоторые из зоозащитников отождествляют защиту бездомных собак и кошек не с решением проблемы бездомных животных, а с защитой их права свободно обитать на улицах.

16 апреля 2018 года, на 96 году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Брянской епархии протоиерей Григорий Ковалев.

Григорий Степанович Ковалев родился 27 июня 1922 г. в с. Деремна Брянской области в семье крестьян. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам. По гражданской специальности был сапожником.

В 1976 году епископом Орловским и Брянским Глебом был рукоположен во диакона, и в августе того же года - во иерея.

После принятия священного сана служил настоятелем храмов в с. Хохловка, с. Деремна, с. Баклань Брянской области.

В 1980 г. был переведен в Сумскую епархию и служил настоятелем Вознесенского храма г. Коноток Сумской области, с 1981 г. - настоятелем Вознесенского храма с. Тростянец Сумской области.

В 1981 г. архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием был награжден правом ношения набедренника и камилавки.

В 1982 г. снова перешел в Брянскую епархию и служил настоятелем Иоанно-Богословского храма в с. Чепово Погарского района Брянской области.

В 1985 г. был награжден наперсным крестом, а в 1988 г. архиепископом Орловским и Брянским Варфоломеем награжден саном протоиерея.

В 1986 г. епископом Орловским и Брянским Паисием награжден правом ношения палицы.

С 1998 г. служил в Свято-Никольской церкви с. Деремна Мглинского района.

В 2000 г. награжден крестом с украшениями.

По причине преклонного возраста и состояния здоровья был почислен за штат. Будучи заштатным священником, помогал совершать требоисполнения в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брянска.

18 апреля 2018 г. в храме во имя Cвятителя Николая с. Деремна Мглинского района, на малой родине отца Григория, было совершено его отпевание. Чин возглавил протоиерей Димитрий Снегирев, благочинный Климовского церковного округа Клинцовской епархии. Его Высокопреподобию сослужили благочинный Почепского церковного округа протоиерей Ростислав Козак, духовенство Почепского и Мглинского благочиний Клинцовской епархии. Новопреставленный протоиерей Григорий был погребен на местном кладбище с. Деремна рядом со своей супругой.

Выражаем соболезнования родственникам усопшего, да упокоит Господь душу новопреставленного протоиерея Григория в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная!

Вечная ему память!

Есть ли у меня духовная жизнь?

Хожу в храм уже пять лет. Стараюсь молиться, исповедуюсь, причащаюсь. В православной литературе, которую я тоже стараюсь читать, часто пишут, что люди ведут духовную жизнь. А что это такое на самом деле, не очень понятно. Вот я и задумалась: а есть ли у меня духовная жизнь? Как это понять, посоветуйте.
Ира, г. Мытищи, 26 лет

Отвечает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:

- Вспомните первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Нищие - не потому, что не имеют (такие люди называются бедными), но потому, что просят. Они не притворяются, но просто знают, что у них нет духовной жизни, и просят Бога им ее дать. А когда человек начинает замечать в себе духовную жизнь (например, считает себя прозорливым, видит будущее или грехи других людей), чаще всего это оказывается одержимостью. Духовная жизнь у него, действительно, есть, но он не понимает, что источник ее - не Бог, а темные силы. Те же, кто живет подлинной духовной жизнью, с Богом, видят свое несовершенство, но не духовный рост. Это как в полете: если нет воздушных ям и облака ровные, пассажирам кажется, что самолет стоит на месте. В духовной жизни человек тоже может стремительно лететь вперед и не замечать этого.

Если человек хочет стать нищим духом, то есть просить духа у Бога, хорошим духовным руководством для него может быть книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

У природы нет плохой погоды?

В последние годы зима в Москве какая-то неправильная, слишком теплая, малоснежная. Я заметил, что мы очень часто ругаем погоду: «Какая гадость на улице! Погода - просто ужас!» и т. п. При этом я где-то слышал, что так говорить - грех. Ведь погода послана Богом. Это правда?
Спасибо, Ф. Демьянов, Москва

Отвечает священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт, работал охотоведом под Магаданом на Охотском море:

Погода - сочетание природных явлений, плохо прослеживаемых материалистически (у нас в лесотехническом был курс метеорологии). А жалуемся мы всегда на кого-то. Так что вне религиозного контекста жалоба на погоду - бессмыслица. Ну, а верующему человеку, чтобы понять, грех ли это, уместно обратиться к другим языкам. Многие из них говорят о погоде так: «Он делает так-то», - например, по-французски «Il fait froi» - «Он делает холод» - в смысле «на улице холодно»; по-итальянски «Fa caldo» - «Он делает жарко» - в смысле «стоит жара» и т. д. То есть во все времена люди понимали погоду как Божие произведение. Сразу становится понятно, на Кого мы жалуемся, сетуя на погоду. И ответ на вопрос, грех ли это, тоже станет очевиден.

Парадоксально, но такой вопрос может возникнуть только у жителей мегаполиса. Когда я работал под Магаданом, мы, бывало, по полгода при свечах сидели. У нас были дизельные электростанции, а солярку не подвозили - самолеты не летали из-за непогоды, баржи не могли пройти через льды. Печку топили… рыбой, потому что дров там не напасешься. Никто не роптал. В экстремальных условиях люди мобилизуются, думают о том, как протянуть. А на погоду ропщут, когда сидят в тепле. В одном из рассказов Фазиль Искандер остроумно написал, что москвичи слушают погоду на завтра с таким интересом, как будто им завтра на охоту или на рыбалку идти.

Климат меняется, и меня тоже не радует, что мои сыновья не могут всю зиму кататься на лыжах, как катались мы в детстве. Но некоторые философы считают, что климат во многом повторяет психофизическое и нравственное состояние общества: учащаются стихии - значит, общество на грани стихийных потрясений, стабильно общество - стабилен и климат. Как и было при советской власти (стабильное общество - необязательно хорошее). Так же считали древние мудрецы. Мне возразят, что ничего такого нет у святых отцов. Но святые отцы вообще не писали о погоде, потому что это не духовный вопрос. Я не вижу в версии взаимосвязи стабильности общества и климата ничего противоречащего христианскому отношению к жизни. По грехам нашим и погода. Так что не жаловаться надо на нее, а стяжать дух мирен. Тогда, по словам преподобного Серафима, тысячи вокруг тебя спасутся, соответственно, изменится и общественный климат.

Как побороть «любимые» грехи?

Я часто унываю оттого, что всю жизнь исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как победить такие грехи и что делать, чтобы не унывать, если все-таки они возвращаются?
Большое спасибо! Лидия Алексеевна

Отвечает священник Евгений ЛАЛЕНКОВ, клирик храма Святых Двенадцати Апостолов города Тулы, преподаватель факультета теологии Тульского государственного университета:

Человеку свойственно повторять грехи, в которых он неоднократно исповедовался. Повторяемость - отдельный грех. Христианская жизнь - непрерывная борьба с грехами, недаром святые отцы называли ее духовной бранью. А вот как конкретно бороться с «любимым» грехом, можно посоветовать только после беседы с человеком. Как можно ответить на страницах журнала или по интернету, не зная ни конкретного человека, ни о каком именно грехе идет речь? Также нельзя заочно ответить, как бороться с унынием. По внешним признакам уныние очень трудно отличить от депрессии, это только опытный духовник может при личной беседе с человеком. При депрессии человек нуждается не только в духовной, но и в медицинской помощи. Если же речь идет именно об унынии, то с ним надо бороться как с любым другим грехом. Но как врач не пропишет лекарство, не видя больного, так и священник не даст заочный совет по борьбе с унынием.

Как правило, когда люди повторяют одни и те же грехи, причины надо искать глубже, менять весь образ жизни. Бросить курить, к примеру, проще, если заняться спортом. Нездоровый образ жизни никак не стимулирует отказ от многолетней вредной привычки. Тем более необходимо изменить жизнь, когда речь идет о более серьезных, смертных грехах. Например, гневливость часто бывает наследственной, и немудрено, что многие раз за разом в ней исповедуются, а потом продолжают гневаться на домашних, сослуживцев, а некоторые - и на весь мир. Без благодати Божией избавиться от такого «наследства» невозможно, но и рассчитывать только на благодать, надеясь, что после десятой или двадцатой исповеди гнев сам по себе исчезнет, неправильно. Не исчезнет, если непрестанно не раздувать в своем сердце искру любви к себе и ближнему. Надо полюбить себя не как плотского человека, а как образ Божий. И дай Бог нам хотя бы к концу жизни обрести подобие Божие.

«Пием без сомнения святую воду!»

Говорят, святую воду можно пить только натощак? А почему же тогда в некоторых церквях стоят емкость с надписями «Святая вода», а рядом - чашечки и все желающие могут попить? И еще вопрос: сколько дней положено говеть перед причастием и за сколько часов нужно переставать есть перед причастием? Приходилось слышать разные мнения: 6 часов, 8 часов, с полуночи, с наступления темноты.
Спасибо, Петр, г. Калуга

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Действительно, есть такой благочестивый обычай - утром съесть кусочек просфоры и выпить святой (крещенской или освященной на водосвятном молебне) воды. И я тоже, когда не служу литургию, утром съедаю кусочек, правда, не просфоры, а антидора и запиваю крещенской водой. Так меня научила старушка монахиня, когда я только пришел в Церковь 30 лет назад и стал алтарником в храме, при котором она жила и несла послушание. Однако съедать натощак просфорку со святой водой - это только благочестивый обычай, а не общецерковное правило и тем более не заповедь Божия. В «Типиконе» же в статье на праздник Крещения Господня прямо сказано: «Известно же бyди всем о святей воде, яко нецыи сyть отлучaюще себе от святыя воды вкушeния рaди, не добре творят, ибо благодaти рaди Божия дана бысть на освящение миру и всeй твaри… Очищении же от сих, пием без сомнения сию святую воду». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя. Как же правильно? По сложившейся традиции крещенскую воду обычно пьют натощак. Однако и в употреблении святой воды, и во всем подобном нужно руководствоваться послушанием. Если человек живет в монастыре, пусть слушается монастырское начальство. Если имеет духовного отца, пусть все делает с его благословения. В семье младшие пусть слушаются старших. А старшие, если они обязаны устанавливать правила, пусть делают это с рассуждением, с молитвой и - если нужно - с советом более опытных. И никто не должен никому навязывать своей воли и своих обычаев.

То же самое и по второму вопросу. Есть духовный отец - спроси у него. Только не беги сразу навязывать своим знакомым полученное благословение. Принадлежишь к какому-либо церковному сообществу (монастырь, приход, православная семья) - следуй действующим в нем правилам и обычаям и будь в мире. Некого послушаться - держись средней меры по своему разумению и моли Бога, чтобы Он сам все устроил и твои ошибки исправил. Главное - не сводить духовную жизнь к правилам и спорам о правилах, ведь «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Священник Евгений Ковалев – настоятель храмов Нерукотворного образа Спасителя и преподобномученицы Анастасии Римляныни (в Кузнецах). Ему 42 года, женат, двое взрослых детей. Евгений Ковалев еще и практикующий врач – ортопед. По благословению Владыки Евсевия он имеет послушание: помогать страждущим от пьянства. О. Евгений говорит, что в Церкви у всех одна обязанность – спасать свою душу, а «у меня, как у пастыря - пасти овец Христовых, тех, кого Господь привел в Церковь. Но я врач, и особенность моего служения в том, чтобы помогать тем, кто болен, и чья болезнь сопряжена с болезнью души».

Разрешите, о. Евгений, Вам задать вопрос, на который многие ищут ответа, но не находят, возможно, ответа нет: что же такое русское пьянство? Русские пьют, потому что Бога ищут, или потому, что что– то не устраивает в жизни?

Я бы сказал, что такое высказывание о богоискательстве в пьянстве – оскорбительно. Путь, указанный Самим Господом - без пьянства, а вот русский народ изобрел себе такой вот способ Бога искать через пьянство? Это очень неправильное заключение, неправильная мысль. На самом деле, это страх признать свое несовершенство в себе, какой – то грех. Мы должны признать, что пьянство – это грех осознанный. Грех, когда человек встает только на этот путь, в самом начале, когда выбор сделан: пить или не пить. Но по прошествии какого – то времени, человек становится несвободен, и тогда пьянство превращается в болезнь. И так выстроены наши межличностные отношения, что в них непременно присутствие алкоголя. В армии шутят, если ты сегодня с нами не выпил – завтра ты Родину продашь. Не пьешь: ты не наш, ты – чужой. Добрая русская традиция все, что связано с жизнью, с горем и радостью, мы сопровождаем употреблением спиртного.

Руси есть веселие пити.

Да, такова традиция. Но это не значит, что все должны этой традиции следовать.

Но все следуют, весь народ следует.

Весь народ следует потому, что негромко, очень неясно и слабо звучит предостережение, голос, начиная с семьи, что это нельзя делать. Может, родители и говорят, что не надо пить, но сами пьют. И чтобы они не говорили, ребенок научается не со слов, а с действий семьи. Нет голоса школы, который очень значим. И в целом наше общество делает большие экономические ставки на то, чтобы пьянство существовало. А на самом деле, для государства это огромный, колоссальный экономический ущерб. Я не говорю уже о духовном ущербе, что само по себе бесспорно, но для определенных слоев это выгодно. И если говорить о пьянстве – это болезнь. Алкоголизм - это болезнь, но первые шаги к ней человек делает через грех. Конечно, большой недостаток есть в том, что молчит и семья, и школа, и Церковь, я скажу, очень мало делает сегодня в этой области.

Но голос Церкви не должен быть слышен на площадях, он должен быть тихим, в ухо каждому прихожанину. Я против того, чтобы Церковь выступала по телевидению и т.д. Это забота общества, а наша забота пастырей - работа с конкретным человеком. К сожалению, мы слишком часто бываем снисходительны, что похоже на безразличие к судьбе того или иного прихожанина. Мы часто смиряемся и не научаемся от Христа, который говорил: «Просите и обрящете, толците и отвержится вам» (Мтф.7,7). Мы мало просим Бога и мало молимся.

Мало верим?

Мало верим, что Господь нам поможет. Вот наше маловерие и есть источник такой ситуации. Сама Истина в Церкви есть, и она говорит: «не упивайтесь вином, яко в нем есть блуд». Не каждый человек откроет Библию и прочитает, но священник должен знать, чем живет каждый прихожанин и стараться помочь разными способами, быть строгим и внимательным к грехам и помогать человеку, пришедшему в церковь их исправить. И человек верующий должен осознавать эту проблему. Апостол Павел, упоминая грешников, среди прочих говорит: «И пьяницы Царствия Божьего не наследуют».

В Притчах Соломоновых говорится: «Дайте сикеру погибающему, и вино огорченному душою, пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании» (Притчи, 31). Вот и наш русский народ всегда бедствует и огорчен сердцем?

Кто же так огорчил наш народ? Кто же его огорчил? Как он не сам себя. То, что мы, наш народ сейчас имеет, я думаю, он сам в этом повинен. Не нужно искать никаких себе оправданий, что нас кто – то соблазняет.

Но вообще мы соблазняемся быстро, отец Евгений.

Может быть, мы сами этого хотим.

А вот, опять же, первое чудо в Евангелии, где рассказывается о браке в Кане Галилейской, когда Иисус Христос чудесным образом превратил воду в вино. Там тоже не хватило вина, кончилось.

Здесь было чудо в том, что Господь позаботился о радости людей. Если что – то в этом мире материальное способствует радости общения, как на этой свадьбе в Кане, и если вино в радость – то Слава Богу. Но если это повреждает душу и тело человека, то я абсолютно уверен, мы не найдем этому оправданий в Библии. Здесь, в Кане, Господь смилостивился, чтобы продлить людям радость праздника.

Вы священник и одновременно практикующий врач, что несколько необычно. Почему Вы здесь, в церкви Нерукотворного образа Спасителя?

После того, как я стал священником, наш Владыка поручил мне заниматься вопросами духовного окормления людей, страждущих пьянством и наркоманией. Мне эта область ближе, чем другим. Я врач, и у меня есть специализация по наркологии. Вообще помогать страждущим – задача каждого священника на своем приходе. Очень много помогают в этой области алкоголикам и наркоманам духовно и материально в Псково – Печерском монастыре.

Несколько женщин как-то стояли около одной из церквей в Печерах, ожидая праздничного обеда – был престольный праздник; женщины - алкоголички, мужчин не было. Что происходит с нашими женщинами? Они пьют, забывают своих детей, доводят их до физического и психического истощения, и пополняют ими детские дома? Пример подобного едва ли не единственный в мире.

Брошенные дети, спивающиеся матери, разрушенные семьи, дети токсикоманы и т.д. – это общий ряд такого положения, которое свойственно сегодняшней нашей жизни, но это, прежде всего, является следствием духовных процессов. Духовной пустоты, беспомощности общества и, в какой – то степени, Церкви, которая была отделена от народа в течение десятков лет. И мы сейчас пожинаем эти плоды. Пожинаем то, что было посеяно нашими дедами, отцами. И сейчас это плод тех лет, которые всем нам известны. Отказ от Бога породил такое положение. Это не Бог нам такое устроил, а мы сами от него ушли и оказались в этой беде. Если мы отходим от света, то становится темнее, и, отходя от Бога, мы оказались во власти другой силы, которая вот так и проявляется в нашей жизни, жизни общества, в жизни каждого человека.

Наш народ погибает от пьянства?

Я не могу делать прогнозов, но могу сказать одно: мне, как человеку, очень больно, что люди, наделенные талантами, красотой духа в силу обстоятельств погибают. Погибает ли наш народ? Но так, как сейчас, мы никогда не пили, потому что утрачена наша нравственность, истины Христовы. Все можно. Там где нет Бога, там все перестает иметь цену. Но как священник Русской Православной Церкви, я должен сказать, что какие бы ситуации не складывались, какие бы обстоятельства мы не претерпевали в нашей истории, какие бы трудности не случались, у нас всегда есть возможность и надежда на то, что мы можем исправиться. И с самого дна, с самой последней точки нашего движения вниз, мы можем подняться к вершинам. В самых тяжелых обстоятельствах, когда уже вставал вопрос о существовании нашего государства, Господь поднимал. И сейчас мы сможем, если Церковь сможет вымолить, поднять духовно нашу страну, наш народ… Я считаю только Христос в силах спасти нас, «не Царь и не герой», но Бог.

Наверное, в вашем храме, о. Евгений, должно стоять полгорода на молебнах.

У нас человек 30-40 на молебнах, на Литургии стоят. Этот храм, который именуется Нерукотворного образа Спасителя, был открыт двадцать вторым по счету в Пскове.

Почему люди не приходят? Мало верующих?

Они не верят, в то, что будет дано. Они не верят. И даже сюда приходящий для исцеления от пьянства, не всякий ищет Бога. Он ищет только прикладную сторону: выздоровел и ушел из храма. Знаете, есть такие ситуации, когда человек находится несколько дней в запое, в состояние такого длительного алкогольного эксцесса. Он даже не может встать, и уже стоит вопрос жизни и смерти. И ему родственники вызывают капельницу, и думают, что он перестанет пить. Капельницу – то вызывают, но потом он сам идет в ларек. Так и получается: человек, который умирал, после медицинской помощи обрел физическую силу и продолжает пить. Случается, люди, обретая трезвость телесную, уходят в другие пороки, страсти духовные. В пути исцеления от пьянства важно, чтобы человек видел цель - Бога. Поэтому мы, молясь за него, надеемся, что он вернется к Богу, вернется в лоно Церкви Христовой. Не само по себе выздоровление ценно, а ценно спасение души, духовное воскресение.

У каких святых просят помощи на молебнах в храме Нерукотворного образа Спасителя? Молебны служите у иконы «Неупиваемая Чаша»?

Могу только одно сказать – молиться нужно Господу нашему Иисусу Христу. Он только один «благих податель», только Он. А все святые ходатаи за нас. В нашем обстоянии болезненном мы просим ходатайства у св. мученика Вонифатия, св. бл. Ксении, св. Пантелеимона, преподобного Моисея, св. Симеона Верхотурского и др. Но при горячей молитве все святые помогают. Мой духовный опыт в этой области всего три года, но мне не очень понятны справочники, где указаны святые, помогающие от той или иной болезни. Вот и здесь мы молимся, прежде всего, Богородице. У нас нет Божией Матери Казанской, Божией матери Неупиваемая Чаша - у нас одна Божия Матерь, но иконы в ее честь разные, а с иконой «Неупиваемая Чаша» связана определенная история.

Что же Вы посоветуете «простым пьющим людям», отец Евгений?

Священник может распространять свою учительную миссию на Церковь, и я могу обращаться только к верующим, православным. Что им посоветовать? Тем, кто к церкви не имеет отношения? Эта болезнь унижает Россию. А спорить с неверующими и доказывать - дело вообще бессмысленное. И истины не прибавляет.

Пьет весь мир, но почему – то до крайности, некрасиво пьют только русские.

Некрасиво пьют и немцы, и все остальные. Национальность не при чем. Но если человек действительно понимает пагубу этой страсти, ее опасность, духовную и телесную, он должен искать помощи у Бога. А как к Богу прийти? Этот путь начинается в церкви, с Таинств Христовых. И первое Таинство, если он человек крещеный, Таинство покаяния. Он должен покаяться искренне в своем грехе и своем бессилии. И понять, что никто ему, кроме Бога, в этой ситуации не поможет. Вообще, пьющий человек не должен ничего, но если он хочет, он должен прийти в Церковь. Путь спасения лежит через покаяние, изменение своей жизни, через обсуждение со священником причины своего падения. Надо искать ее в себе, обсудить свои страсти, наметить какие – то постепенные шаги. Макарий Египетский говорил, что человек идет к Богу не от вершины к вершине, а от падения к падению. И если это общение со священником состоится, произойдет осознание возможности духовной, физической гибели, человек дает зарок. Вот сегодня на молебне такой зарок давал наш прихожанин: на месяц.

Что такое зарок?

Зарок не страховой полис, это искреннее обещание человека Богу. Со всей верою. Если нарушишь, опять вставайте, кайтесь и опять давайте зарок. И так от падения к падению.

Как страдают жены, которые уже плохо понимают, чем помочь, и зачастую или начинают пить, или превращаются в психопаток и говорят: я же старалась, я помогала, капельницу ставили, а он все равно пьет. Что должна делать жена, как помогать мужу в такой сложной ситуации?

Готовых решений не бывает, каждый несчастен по - своему, и нет готового рецепта. Надо смотреть в каждой конкретной ситуации. Но если человек окончательно сделал свой выбор и пьет, и через него гибнет семья и эта женщина, то иногда нужно обострить проблему вплоть до развода. Но что делать в духовном смысле: не озлобляться, не проклинать, не желать ему зла, не мстить, хотя очень обидно. Молиться и просить о помощи Господа. Но не бегать к знахаркам, заговорщикам, использующим духовную темную силу. Сила Божья в немощи совершается. И изменения в человеке совершаются незаметно. И если у кого – то что – то изменилось в лучшую сторону об этом трубить и говорить не надо. Есть люди по молитвам своих родственников, или своих собственных, обращаясь к Богу за помощью – исцелялись. И жены должны молиться Господу, чтобы муж не ожесточил их сердце. Но мы говорим о верующих, живущих церковной жизнью, а их мало, к сожалению. Господь может оказать помощь, но тех, кто к нему за этим обращается, один процент.

Так одним процентом и останемся?

Мы, как верующие люди, должны быть в церковной общине, и если община и ее прихожане будут духовно здоровы, то через них, через прихожан, которые как соль земли, как малая закваска, будет изменяться общество. Церковь все свое усердие должна направить на заботу о тех, кто в ограде церковной. И те, кто будет крепок духом и верой, будут менять весь народ. Духовный рост – таинственное дело. Путь человека к Богу очень личный.

Но многие об этом даже не подозревают.

И даже мы, верующие, бываем слабы в вере. Но если человек пришел в церковь, его надо окружить вниманием и теплотой, не выталкивать из храма грубостью и поучительством.

На ваших молебнах об исцелении от греха пьянства, как видно, стоят люди простые, социально, явно из небогатых. У нас богатые не пьют, среди них нет алкоголиков?

Путь к Богу – изменение всей жизни, а богатые люди не хотят отказываться от своих благ. Они ищут разные способы, в основном, медикаментозные, которые их бы останавливали. Эти способы чаще всего основаны на страхе.

И такие способы бесполезны на самом деле?

Для человека светского, нецерковного есть методики, которые не являются опасными для его души. И если человек обращается к наркологу, то это нормально. Не к бабушкам, которые чего – то там намешивают.

А кодирование?

Само по себе, это ширма, за которой разное прячется. Нужно разделять. Гипноз область таинственная, и Церковь предупреждает, чтобы им не пользоваться. Но есть разные методики: иглотерапия, акопунктура, акопрессура, «подшивание» - это все применяется при лечении алкоголизма.

Эти методики и усугубляют проблему: сегодня тебе помогла акопрессура, завтра, а потом?

Но в этот период, пока человек не пьет, есть надежда. Напомню евангельское событие: «Исцеление слепорожденного», когда Христос взял брение и помазал глаза слепому. Христу не нужно было это делать, Он мог просто Словом вылечить, но это для нашего маловерия. Так вот и в таких случаях: кому - то иголки, кому - то подшивание, таблетки. Так можно все лечение отбросить и сказать: Господи, все в Твоих руках, и обходиться без хирургов, травматологов и т.д. Можно получать помощь через совестливого врача, и с помощью нашей молитвы. Ведь не только Бог помогает нам, но и мы должны помогать Ему, не лениться и не перекладывать все на Бога.

Спаси, Господи.

Информационная служба Псковской епархии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх