Современные средства оценивания результатов профессионального обучения. Современные средства оценки результатов обучения план

С 80-х гг. XX в. до сегодняшнего дня идут активные научнотеоретические исследования в области изучения проблем контроля, оценки качества обучения. Продолжаются поиски оптимальных шкал для оценивания учебных достижений школьников: от 6-ти до 100-балльной системы. Эти поиски связаны с объективными причинами: учителя, не удовлетворенные 5-балльной системой, старались ее изменить: либо сжимали оценочную шкалу, либо растягивали ее. У одних учителей шкала, по сути, была двубалльной: учащиеся, которые имеют проблемы с обучением, получали лишь «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», а у «учеников - хорошистов» и «отличников» диапазон отметок соответственно составлял «отлично» и «хорошо». Другие учителя стремились в дополнение к четырем баллам (разницы между «двойкой» и «единицей» никто не мог объяснить) использовать знаки «плюс» и «минус», что приводило к 12 или 10-балльной, по сути, системе: 5 + , 5, 5-, 4+, 4, 4-,3+,3, 3-,2+,2, 2- (иногда градация «двойки» не использовалась).

В целом в XX в. в отечественной школе сложилась практика ориентации на разработанные Министерством нормы, например, «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», в которых указывается, каким требованиям должен отвечать устный или письменный ответ ученика для его аттестации соответствующим баллом, а также типичные недостатки ответа, за которые балл снижается.

Сегодня в соответствии с федеральным законом «Об образовании» каждая школа имеет право принимать в своем учебном заведении собственную систему отметок. Некоторые школы перешли на 10-12-балльную систему.

Учитель-новатор Н. Палтышев предложил свою систему оценивания. Он развел отметку, которая выставляется за знания, которые обеспечил учитель (за то, чему он научил), и оценку, которой оценивается деятельность ученика. В книге «Педагогическая гармония» он пишет, что на разных типах урока видоизменяется оценочная деятельность, поэтому для ее разных видов он ввел следующую систему знаков: # - отметки, 0 - оценочная деятельность учащихся, 0 - # - превалирует оценочная деятельность, # - 0 - превалирует отметочная деятельность. Таким образом, оценочная деятельность в зависимости от типа урока выглядит следующим образом: вводный урок - 0; урок изложения новых знаний - 0; урок закрепления знаний - 0 - #; урок отработки полученных знаний - 0 - #; урок контроля знаний - #; урок по ликвидации пробелов в знаниях учащихся - 0 - #; обобщающий урок - # - 0.

Учителями, работающими в системе «ТРИЗ-шанс», использовалась на уроках своя валюта (например, «таланты», «абсолюты» и др.), при которой ученик за определенные виды заданий получал некоторое количество валюты, при накоплении определенной суммы ученик «обменивал» ее на отметку.

Аккредитованные при международной системе бакалавриата школы используют критериально-ориентированную систему оценивания, то есть за разные виды работы выставляются оценки с учетом разных критериев. Например, в гимназии № 45 на уроках русского языка оценивают учащихся по следующим критериям: критерии «А» (проверяется содержание речи учащегося): «отражает способность учащегося продемонстрировать осознание значения и функции родного языка как основного средства общения и выражения своих мыслей по самым разным вопросам через творческие работы, понимание литературных произведений и отклик на литературу», критерии «В» (проверяется сформированность организационных умений): «выражает способность учащегося выражать свои мысли последовательно и ясно», критерии «С» (помогают проанализировать стиль и использование языка в речи школьника): «выражает способность учащегося использовать язык в разных целях. При этом он отбирает соответствующую лексику и стилистику в соответствии с типом и стилем речи. Отражает практическое применение в письменной речи знаний о системе языка, правил и норм правописания», критерии «Б» (проверяются знания учащихся о системе языка и речи): «этот критерий отражает знания и понимание общих сведений о языке, о его системе, о функционировании языка и речи, а также различные учебно-языковые умения (различные виды разбора)».

В течение последних нескольких лет российские педагоги активно обсуждают реформу школьной оценки. В ходе дискуссий было предложено множество вариантов, которые можно свести к шести.

Вариант 1-й: вовсе отменить школьные баллы, а ограничиться зачетами и незачетами. Вариант 2-й: использовать трехбалльную шкалу, при этом «1» будет означать плохое знание предмета, «2» - средний уровень успеваемости, «3» - школьник прекрасно знает материал. Вариант 3-й: использовать семибалльную систему, в этом случае «4» можно ставить вместо «4», «5» превратится в твердую «четверку», «6» заменит «5», а «7» знаменует собой безупречное знание материала; таким образом сразу решится проблема плюсов и минусов, которые сегодня ставят учителя в школьных тетрадях, хотя в официальных табелях успеваемости они не выставляются. Вариант 4-й: ужесточить критерии выставления оценок, добавить к целым оценкам еще и дробные, например, «3,4» или «3,8» покажет, что подросток знает материал лучше, чем на простую «тройку», но до «четверки» еще недотягивает. Вариант 5-й: использовать десятибалльную систему оценок, она позволит педагогам точнее, нежели сейчас, оценивать реальный уровень знаний школьников, при такой шкале за слабое усвоение материала ученикам следует ставить от «1» до «4», знание основных понятий достойно таких отметок, как «5» и «6», это показывает, что ученик старается, но до хорошего результата недотягивает, а «7» - «10» должны отождествляться с сегодняшними «хорошо» и «отлично». Вариант 6-й: введение 100-балльной системы, так до 50 баллов оценка будет считаться неудовлетворительной, от 50 до 70 - удовлетворительной, от 70 до 90 - хорошей, а от 90 до 100 - отличной. Пока неясно, какой вариант будет избран.

В зарубежной школе ситуация другая: системе оценивания отводятся иные функции: обеспечение эффективности ранжирования и отбора индивидов, сертификация, то есть подтверждение завершения стандартного курса или цикла обучения, систематическое диагностирование для повышения качества обучения, средство наблюдения за реформированием системы образования.

Термин «оценивание» используется в широком смысле, включая все возможные суждения, связанные с результатами образования, индивидуальными и агрегированными, служащими одной или нескольким целям и используемые различными людьми и институтами.

В большинстве зарубежных стран традиционно, начиная с начала XX века, для контроля над результатами обученности используются тестовые методики, хотя в последнее десять лет в большинстве стран мира (Германии, Франции, Великобритании и США) явно проявляется тенденция замены тестовых процедур (testing) на эссессмент (assessment - проверка, контроль), то есть замена тестов как системы заданий с выбором ответов на задания, позволяющие оценить не только правильность полученного ответа, но логику изложения, обоснованность суждений и многие другие умения, которые невозможно проверить с помощью тестов. Появились такие понятия, как аутентичная оценка (authentic assessment) и оценка деятельности (performance assessment).

В «Энциклопедии TIMSS» говорится: «... оценка образовательных достижений школьников осуществляется наиболее часто учителем в процессе текущего и итогового контроля. Текущий контроль обычно используется для постоянного слежения за обучением учащихся, а также планирования и организации учебного процесса. Итоговый контроль в основном дает информацию об усвоении учащимися пройденного курса или программы. Основными формами являются письменные и устные тесты, портфолио, практические работы, самооценка и наблюдения учителя. В большинстве стран учащиеся сдают письменные экзамены в конце основных ступеней обучения для определения возможности их перехода на последующую ступень обучения. В основном эти экзамены проводятся и проверяются в школах».

В различных странах по-разному подходят к выбору шкал оценивания, например, в Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью, то есть количественные и качественные обозначения имеют следующий вид: 1 - sehr gut «отлично»; 2 - gut «хорошо»; 3 - befriedigend «достаточно»; 4 - ausreichend «удовлетворительно»; 5 - mangelhaft «неудовлетворительно»; 6 - ungeniigend «очень плохо». В Польше используется 6-балльная система, во Франции - 20-балльная, в Италии - 30-балльная, в Японии, Африке и Голландии - 100-балльная система.

В США оценочная шкала имеет не цифровое, а буквенное обозначение: от «А» до «F», что приравнивается к цифровым баллам следующим образом: А = 4, В = 3, С = 2, D = 1, F = 0. В некоторых штатах используются варианты, представленные знаками «плюс». Их обычно считают, как соответственно «плюс» - 0.3 и «минус» - 0.7. Например, так как В = 3, то В+ = 3.3 и В- = 2.7. Некоторые учреждения используют единственную среднюю точку между единицами шкалы. Они считают оценки А- и В+ одинаковыми. В таких случаях оценка АВ заменяет опции А-/В+ и считается как 3.5. Также иногда опускается D - считая, что всё, что ниже D, по определению провал.

В Великобритании принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок. Форма оценивания выглядит так:

I. Фамилия, имя ученика. Учебный предмет. Дата заполнения. Характеризуемый период времени (1, 4 или 12 недель).

И. Общая характеристика успеваемости ученика по предмету - развернутое мнение учителя.

III. Подробная характеристика по отдельным видам деятельности и отношений:

  • 1. Классная работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
  • 2. Домашняя работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
  • 3. Отношение к предмету в целом: положительное, безразличное, негативное.
  • 4. Участие в работе класса на уроках: постоянное и инициативное, регулярное, частое, редкое.
  • 5. Глубина понимания материала: отличная, хорошая, слабая, очень слабая.
  • 6. Любознательность и познавательный интерес проявляется: часто, редко, почти никогда.
  • 7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен, нуждается в помощи и сопровождении, самостоятельность проявляет редко, уклоняется от ответственности.
  • 8. Внимание: отличное, среднее, легко отвлекается.
  • 9. Поведение в классе: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.
  • 10. Взаимодействие и взаимоотношения с товарищами: положительные, безразличные, негативные.
  • 11. Общее впечатление учителя об ученике: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.

Документ подписывается как учителем, так и учеником.

Многие страны бывшего СНГ тоже перешли на более широкую балльную шкалу: Белоруссия, Молдавия и Грузия ввели 10-балльную шкалу; Украина - 12-балльную; в Эстонии используется пятибалльная шкала («1» - оценка за невыполненную работу).

Судя по последним новостям, на мировом образовательном пространстве грядут изменения, касающиеся системы оценивания. Так, в конце 2009 г. на Всемирном форуме по обучению и технологиям (Learning and Technology World Forum), прошедшем Лондоне, компании Cisco, Intel и Microsoft предложили план многоотраслевого исследовательского проекта по разработке новых подходов, методик и технологий, которые позволят оценивать успешность преподавания и обучения по всему миру в XXI веке. Проект предполагает работы в нескольких ключевых областях, способных привести к наиболее значительным преобразованиям обучения и системы оценок. Группы преподавателей и научных сотрудников сконцентрируют свои усилия на создании методик и технологий образовательных оценок, эффективных обучающих сред, а также воспроизводимых методов преподавания и выставления оценок на базе ИКТ, направленных на приобретение необходимых учащимся знаний, умений и навыков, а также на контроль результатов обучения. Чтобы ускорить реализацию проекта и включить его результаты в очередные версии PISA и TIMSS, будут изучены практические методы аудиторного преподавания и тестирования знаний, умений и навыков, необходимых в XXI веке, а также сделаны выводы о возможности широкомасштабного использования этой системы оценок. Это сотрудничество, по мнению его инициаторов, поможет изменить глобальную образовательную систему, в частности устранить существующий разрыв мещду школьными знаниями и требованиями реального мира, а также более эффективно оценить навыки, действительно необходимые в XXI веке.

1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся

3. Накопительная оценка «Портфолио»

Список литературы

1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.

Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики, о чем мы поговорим позже.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания), жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), "доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Анализируя особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.

Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества, например, овладение учащимися учебным материалом.

Научное обоснование оценки результатов обучения означает, что высказываются такого рода суждения, которые покоятся на фактах, признаваемых за истинные, и в которых содержится характеристика существенных связей, а не любых внешне наблюдаемых признаков.

В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки. Рассмотрим группу исследований по вопросам количественного исследования обучения и его эффективности. К обучению в этих работах подходят с различных точек зрения, как к информационному процессу, выясняется возможность математической оценки получаемых результатов, обсуждается применение количественных критериев определения его эффективности.

Все авторы сходятся на том, что прежде, чем оперировать теми или иными математическими понятиями и формулами, что является в известной мере техническим вопросом, сначала должна быть установлена специфика педагогических явлений, для чего нужно содержательно интерпретировать наблюдаемые явления, нужны содержательные критерии, которые могут быть получены педагогическим анализом. Подходя к процессу обучения как к сложному многоуровневому процессу, они склонны применять к нему различные варианты кибернетических методов и методов математической статистики. Количественная формулировка педагогических закономерностей, по их мнению, открывает новые возможности для контролирования педагогических гипотез, для обоснованного предсказания характера педагогических явлений, протекающих в различных условиях, и создания на этой основе нужных рекомендаций для полного и эффективного управления педагогическим процессом. Проблему эффективности обучения иногда отождествляют с проблемой успешности усвоения знаний, для чего разрабатываются новые для педагогики количественные методы.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении.

Справедливой критике подвергают многие авторы систему текущих и вступительных экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии; количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.

Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний, о чем более подробно мы поговорим дальше. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования.

Другое направление в исследовании этой проблемы связано с изучением воспитательных функций оценки, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение школьников к предмету (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Л.А. Рыбак и др.).

В 60-70-е гг. в связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в изучении проблемы. В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ. (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог, Н.М. Розенберг, Н.Ф. Талызина, Н.М. Шахмаев и др.). Исследователями этих проблем были сформулированы более четкие требования к качеству планируемых знаний, критериям и нормам оценок, выявлены преимущества и недостатки различных видов вопросов, разработаны методики контроля знаний.

Таким образом, проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

2. Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения

Введение балльной системы является первым этапом на пути к полномасштабному переходу на обучение системе зачетных единиц. Кроме того, обязательным условием аттестации и аккредитации абсолютно всех вузов будет предоставление результатов по данному эксперименту.

Переход на новую систему обучения качественно не изменит содержание учебных дисциплин: количество часов, лекционных и семинарских занятий остается прежним.

Данная система должна использоваться в учебном процессе по всем дисциплинам учебного плана, включая дисциплины федерального и вузовского компонентов, а также дисциплины по выбору студентов.

Бально-рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно - ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;

осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;

своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;

своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;

обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

Бально-рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).

При разработке балльной системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели учитывают следующие моменты:

кафедры в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин устанавливают виды текущего контроля и их стоимость в баллах;

стоимость посещения каждого занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение занятий суммы баллов на количество планируемых учебных занятий;

по каждому виду учебной работы максимальное количество баллов выставляется при условии выполнения его на «отлично»;

при неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются;

кафедра вправе объявить выполнение каких-либо заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран Европы.

теоретического материала - посещение лекций;

практические навыки - выполнение и защита лабораторных работ, семинарские занятия;

выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические работы, курсовые работы и проекты) и их защита;

учебная, производственная и др. практики.

Бально - рейтинговая технология должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 - итоговая аттестация.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

Трудоемкость изучения дисциплины (количество часов или зачетных единиц согласно учебного плана) учитывается коэффициентом в оценке по среднему показателю успеваемости (ОСПУ):

Где О1, О 2, Оn - числовые эквиваленты оценок по дисциплине;

К1, К2, Кn - учетные зачетные единицы соответствующей дисциплины.

Таблица 1

Балльная система оценки контроля успеваемости предусматривает не только дифференцированную оценку различных видов учебной работы, но и соблюдение сроков их выполнения. Устанавливаются следующие сроки представлений кафедрами (преподавателями) отчетов по текущей успеваемости студентов:

К этим срокам каждый преподаватель представляет в деканаты отчеты о текущей успеваемости студентов в группах, где он проводит учебные занятия.

При наличии у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов к моменту представления отчета, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) деканат продлевает ему сроки сдачи контрольных распоряжений по деканату с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедру).

Студент, без уважительной причины не выполнивший контрольные задания и не набравший минимальное количество баллов, требуемых для получения зачета или экзаменационной оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из университета.

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие - в качестве итоговой экзаменационной оценки. И при использовании бально-рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.

3. Накопительная оценка «Портфолио»

Сегодня в российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.

В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений школьников, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Эффективным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений ("портфолио") школьника.

Портфолио - совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющая образовательный рейтинг выпускников основной школы.

Основная цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

Поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;

Развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

Формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школы портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.

В старшей профильной школе портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, о результатах олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др.

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз, поскольку в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена.

В целом портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу - одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.

Вместе с тем следует отметить и некоторые затруднения введения портфолио:

Высокий уровень субъективности оценки, связанной с трудностью формализации критериев оценивания ряда материалов портфолио;

Неготовность учителей одобрить и принять эту инновацию в связи с расширением их функционала;

Необходимость систематической работы по повышению квалификации учителей.

Несмотря на реальные трудности и противоречия реализации данной инновации в учебном процессе, следует отметить, что введение портфолио для оценки индивидуальных достижений учащихся является одним из направлений обновления традиционной системы оценивания образовательного результата, формирует новое понимание самого процесса обучения.

Портфолио документов;

Портфолио работ;

Портфолио отзывов.

Портфолио документов. В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) результаты индивидуальных образовательных достижений школьника:

Копии дипломов олимпиад, конкурсов, соревнований, грантов (международного, федерального, республиканского, муниципального, городского, школьного уровней),

Копии выписок, грамот, свидетельств,

Сертификаты учреждений дополнительного образования и др.

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Достоинством данного типа портфолио является возможность исчисления итоговой балльной оценки, которая может стать составляющей образовательного рейтинга ученика (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения использования данного варианта связаны с тем, что дается представление о результатах, но не описывается процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен - 5; за два экзамена -10, либо как-то иначе (что может устанавливаться муниципальным либо региональным органом управления образованием). Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе. При комплектовании данного раздела портфолио учащихся 10-11 классов возможен учёт материалов без их оценивания внутри школы.

Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио по месту предъявления.

Портфолио работ - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (либо региональной) образовательной сети.

Преимущество этого типа - представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения - качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности. Документы предоставляются учителями, родителями, педагогами или руководителями учреждений дополнительного образования, сторонними организациями и др.

Эта часть портфолио также включает анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам: автобиографию ученика и его жизненные планы, материалы самооценки.

К достоинствам этой формы портфолио относится возможность включения механизмов самооценки ученика. Ограничивает сферу использования данного варианта сложность формализации и учета собранной информации.

Портфолио ученика - это, так называемая, накопительная оценка или «папка», в которой заключены документы, дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за ее пределами, которая помогает последнему оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их в высшем учебном заведении.

Материал портфолио собирается не один год, а в течении всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

Формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

педагогический контроль оценивание обучение


Список литературы

1. Антропова М.В. Педагогика: Учебник. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.

Апанасенко Г.А Педагогический контроль // Педагогика, 2008. - № 4. - с. 23-25

Баевский Р.М. Портфолио: за и против // Современная школа, 2009. - № 8. - с. 33-38

Белецкая В.И. Педагогика: Учебник. - М.: Просвещение, 2005. - 260 с.

Каневская Л.Я. Педагогика: Учебник. - М.: - Просвещение, 2006. - 164с.

Климова В.И. Педагогика: Учебник. - М.: Знание, 2008. - 192 с.

Колбанов В.В. Педагогика: Учебник. - СПб.: ДЕАМ, 2008. - 232с.

Кузьмина М.Ф. Педагогика: Учебник. - М.: Педагогика, 2009. - 288 с.

Современные средства оценивания результатов обучения

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Сегодня в качестве современных средств используют: тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

    Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах учебного процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений. Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало.

На своих уроках в 5 – 6 классах регулярно использую «Тесты по математике» под редакцией В. Н. Рудницкой. Содержание сборника дает возможность оперативно вести изучение успешности усвоения учащимися основных вопросов программы по математике.

Так в 6 классе с помощью тестов проверяются важнейшие предметные знания и умения по следующим блокам: делимость натуральных чисел; сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень рациональных чисел; преобразование алгебраических выражений; пропорции и пропорциональные зависимости; линейные уравнения первой степени; величины.

Тестами также проверяются универсальные общеучебные способы деятельности учащихся (наблюдение, сравнение, выбор ответа, контроль и оценка, умение анализировать и делать вывод и др.). К каждому тестовому заданию даются от двух до четырех вариантов ответов. Выбрав верный с точки зрения ответ, ученик ставит в соответствующей клеточке на полях страницы «знак». Предлагая ребятам тот или иной тест, стараюсь учитывать особенности учащихся каждого конкретного класса, их подготовку и скорость работы. Время проведения теста и его место на уроке определяю сама.

В своей практике использую образовательный проект «Школьный помощник». Э то сервис, который поможет закрепить знания учащихся, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Он создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы.

Выбрав предмет и класс в левом меню, мы попадаем на страницу со списком тем. Перейдя к соответствующей теме, можно прочесть правила, а также выполнить упражнения или решить задачи. Ответы проверяются компьютером и для зарегистрированных пользователей, сохраняются в базе данных "Школьного помощника". Независимо от того, правильно решена задача или нет, каждый сможет посмотреть правильное, подробное решение. Статистику своих занятий зарегистрированный пользователь сможет увидеть в личном кабинете.

Нравится мне и моим обучающимся сайт «ЯКласс». За три года существования он был признан одним из лучших образовательных проектов, который позволяет педагогам успешно внедрять новые государственные стандарты обучения. Сегодня «ЯКласс» даёт в руки учителю не просто современные инструменты ИКТ-образования, но и помогает эффективно применить их в повседневной работе. Это уникальный тренажёр знаний по школьной программе, который поможет освоить непонятную тему и улучшить успеваемость. Это доступ к более чем 6 000 000 вариантов заданий по основным предметам школьной программы и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. На сайте каждый заинтересованный ученик может создать свой профиль и соревноваться с одноклассниками.

Своим ученикам даю тестовые задания на ЯКлассе. Для этого:

    Составляю тестовую работу для всего класса.

    Автоматическая проверка и отчётность – оценки сразу готовы для выставления в журнал!

На уроках вместе с учащимися и самостоятельно дома вела работу на сайте «Мастер-Тест», который позволял создавать тесты по любой теме. Я могла как создать онлайн - тест, так и скачать его. Ученики могли пройти как онлайн-тестирование, так и тестирование без подключения к интернету.

    Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

    Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Рейтинг (от английского «rating») - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Данная система дает возможность:

    определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

    отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

    дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);

    отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда;

    повысить объективность оценки знаний.

    Учебное портфолио. Третий год практикую у учащихся, склонных к точным наукам, формирование портфолио по математике. Сегодня в российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

    поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

    поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;

    развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

    формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В учебное портфолио можно включить следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности: во-первых, работы самого учащегося - как классные самостоятельные, так и домашние. Затем прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор), решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; математическое сочинение по сложным вопросам данной темы; математический реферат с историческим содержанием, наглядные пособия по данной теме, настенные материалы, модели; копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимся по данной теме; математическая автобиография учащегося; математический дневник; работы над ошибками, выполненные в классе и дома; задачи, составленные самим учащимся по данной теме; оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме, сделанные учащимся или группой учащихся; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; исследовательские работы; описания экспериментов и лабораторных работ учащимся (выполненных как индивидуально, самостоятельно, так и в малой группе); варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения; аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре...); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае не достижения целей; копии работ учащегося, выполненные в математических кружках, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах, имеющих отношение к данной теме, и копии электронных записок, которыми он обменивался с одноклассниками, учителем и др. при выполнении проектов и творческих заданий; дипломы, грамоты и поощрения.

Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что способен мой ученик.

    Оценивание – процесс формирования оценки учебных достижений, в котором интегрируются и представляются в определенной шкале данные, полученные при тестировании, использовании портфолио, проведении экзаменов, выполнении практических работ учащимися, рейтинговании их результатов.

    Тестирование – процесс применения тестов, который является частью процесса оценивания.

    Аттестация – процедура установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников зафиксированной документально системе требований к уровню и качеству образования.

    Критерий надежности – проверка точности и устойчивости данных тестирования.

    Критерий валидности – адекватность данных поставленной цели измерений.

    Самоконтроль – действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий.

    Самооценка – результат процесса самоконтроля.

    Устные поурочные опросы – получение ответов учащихся на вопросы учителя.

    Письменные поурочные опросы – контрольные работы, которые подводят итоги определенного этапа обучения.

    Портфолио – вид измерителя, выявляющий позитивную динамику изменений подготовленности, активности учащихся в усвоении новых знаний, рост их компетентности, степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений.

    Рабочее портфолио – работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его сознаниях.

    Протокольное портфолио – отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося.

    Процессное портфолио – предназначено для демонстрации достижений учащегося на различных этапах процесса обучения.

    Итоговое портфолио – используется для получения суммурной оценки знаний и умений учащегося, усвоенных по основным предметам учебной программы.

    Тесты – новая форма измерителей для оценки практической деятельности учащихся.

    Репрезентативность выборки – важнейший фактор, влияющий на обоснованность интерпретации результатов тестирования и качества измерений.

    Теория генерализации – обосновывает качество широкого диапазона компонентов измерений: тестов, шкал учебных достижений, моделей измерения, процедур проведения тестирования, методов обработки результатов, поведения экзаменаторов и экспертов, влияющих на величину ошибки при принятии определенных управленческих решений.

    Метод оценивания надежности – метод, основанный на расщеплении результатов на две части (split-half method) позволяет вычислить коэффициент надежности при однократном выполнении учениками теста.

    Метод Кьюдера – Ричардсона – метод для оценки надежности, основанный на однократном тестировании и не зависящий от искусственных допущений о полной параллельности двух частей теста.

    Корелляционный анализ- метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными.

    Валидность – это характеристика теста, отражающая его способность получать результаты, соответствующие поставленной цели и обосновывающая адекватность принимаемых решений.

    Принцип конфиденциальности – это неразглашение сведений о результатах тестирования без согласия ученика.

    Принцип доступности – это право учащегося на получение доступа к содержательной интерпретации тестовых результатов, анализу проблем и неудач в выполнении отдельных заданий теста.

    Шкалирование – это отображение сырых балов на готовую шкалу, производимое по определенным правилам

    Перцентиль – это производный показатель, который оценивается в единицах процента испытуемых

    Пробит-преобразование – способ преобразования сырых балов к нормальному распределению

    Шкала «станайн» - разбиение нормального распределения на девять интервалов.

    Шкала стенов – это шкала стандартных десяти единиц

    Шкала Гуттмана – это шкала, в которой задания отбираются в порядке возрастания их трудности по определенным, тщательно структурированным элементам содержания дисциплины.

    Рейтинговый балл учащегося- это накопленный балл, полученный в результате простого или взвешенного суммирования оценок в порядковых шкалах, которые строятся на основе субъективного выставления и учета баллов учащегося в соответствии с различными уровнями учебной деятельности, временными промежутками в обучении или уровнями усвоения.

    Дистракторы - неправильные, но правдоподобные ответы в тесте.

    Фасет - форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста.

    Автоматизированный тестовый дизайн - метод автоматизированной компоновки теста для компьютерного предъявления в режиме оффлайн или онлайн.

    Фиксировано-ветвящаяся стратегия - стратегия адаптивного тестирования когда один и тот же набор заданий с их фиксированным расположением на оси трудности используется для всех испытуемых, но каждый учащийся движется по набору заданий индивидуальным путём в зависимости от результатов выполнения очередного задания.

    Варьирующе-ветвящаяся стратегия адаптивного тестирования предполагает отбор заданий непосредственно из банка по определённым алгоритмам, которые прогнозируют оптимальную трудность последующего задания по результатам выполнения испытуемым предыдущего задания адаптивного теста.

    Общероссийская система оценки качества образования – это совокупность организационных и функциональных структур, которая обеспечивает основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты

    КИМ – контрольно-измерительный материал. Это вопросы и задания, которые на ЕГЭ.
    Оценка учебных достижений выпускников проводится стандартизовано в максимально однородных ycловияx, и с применением максимально однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов.

    Мониторинг – это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояние объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучение и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития.

    Информационный мониторинг – это сбор, накопление, анализ, структуризация и интерпретация данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный характер или прогностический, а констатирующий характер.

    Диагностический мониторинг – это мониторинг, который предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся

    Сравнительный мониторинг – это специфический анализ данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности.

    Прогностический мониторинг – это мониторинг, который предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.

    Модель соответствия нормам и стандартам – это модель мониторинга, которая нацелена на сбор данных о процессе и результатах образовательной деятельности, включая их анализ путем сопоставления с установленными нормами и стандартами.

    Модель "вход-выход"- это модель мониторинга, которая основана на предположении о том, что входные данные учащихся существенно влияют на результаты их обучения в школе.

    Стратификация – расслоение выборки на страты, размеры которых должны быть пропорциональные размерам соответствующих популяций в генеральной совокупности учащихся.

    Стандартизация теста – процесс определения норм

    Нормы – это совокупность показателей, отражающая результаты выполнения теста четко определенной выборкой испытуемых - релевантной нормативной группой, репрезентативно представляющей генеральную совокупность тестируемых учащихся.

    Стандарты выполнения – критерии, полученные экспертным путем и прошедшие эмпирическую валидизацию в процессе конструирования текста.

    Истинный балл – это идеализированная константа испытуемого в гипотетической генеральной совокупности заданий бесконечного теста.

    Матрица – это прямоугольная таблица, сводящая воедино профили ответов учащихся (строки из оценок учащегося по всем задания теста) и профили заданий теста (столбцы из оценок всех учащихся по каждому заданию теста).

    Мода – это такое значение, которое встречается наиболее часто среди результатов выполнения теста.

    Среднее выборочное (среднее арифметическое) – это значение, определяющееся суммированием всех значений совокупности баллов и последующим делением на их число.

    Размах – это расстояние на шкале, в пределах которого измеряются все значения показателя в распределении.

    Дисперсия – это мера изменчивости, основанная на вычислении отклонений каждого значения показателя от среднего арифметического в распределении.

    Корреляция – это статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин, а также наборов данных.

    Предметная чистота – это требование к содержанию любого теста, заключающееся в том, чтобы все проверяемые знания относились к проверяемому предмету и/или теме.

    Валидность – это показатель дифференцирующей способности (дискриминативности) заданий теста.

    Гомогенность (содержательная однородность) задания – это характеристика задания, отражающая степень соответствия его содержания измеряемому свойству человека.

    Функция правдоподобия - это вероятностная модель выполнения заданий теста группой испытуемых, предложенная Р. Фишером.

    Предтестовое задание – это единица контрольного материала, содержание, логическая структура и форма представления которого удовлетворяют ряду требований и обеспечивают однозначность оценок результатов выполнения благодаря стандартизированным правилам проверки.

    Нормативно – ориентированный тест – это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают высокую дифференциацию, точность и обоснованность оценок качества учебных достижений.

    Уровневый системный подход описания достижений учащихся – подход, позволяющий сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной работы.Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих курс «Современные средства оценивания результатов обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернявская А.П.

Гречин Б.С.

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА

ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧЕНИЯ

Компетентностный подход в образовании

Традиционная практика обучения видит свою важнейшую задачу в том, чтобы приобщить обучаемых к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества. Отсюда - утверждение ведущей роли теоретических знаний, ориентация на усвоение основ наук. Широко распространен взгляд на образование как на способ и процесс передачи знаний, умений и навыков. Учебная деятельность обучающихся оказывается как бы вырезанной из контекста реальной жизни - им навязываются цели усвоения накопленной информации. Этим, прежде всего, объясняется падение интереса к учению и профессии.

Информация и знания – это не одно и то же. Учебная информация - это знаковая система, учебный текст, звуки произносимых педагогом слов, которые должен воспринять и усвоить обучающийся.

Знания - проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение человеком, ставшее ориентировочной основой компетентного действия. Знание - это информация, перекодированная на язык мозговых структур. Чтобы получить статус знания, осознанного отражения действительности, информация с самого начала должна «примериваться» к действию и поступку, усваиваться в их контексте. Мышление рождается в проблемной ситуации, а не в ходе решения задачи по заранее известному образцу.

В настоящее время в сфере образования все больше распространяются субъект-субъектный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Основные особенности субъект-субъектного образования

1. Ситуация, когда учащийся стремится сам приобрести знания, а учитель создает для этого условия;

2. Использование методов, которые дают возможность совместного «сотворения» или изобретения знания в процессе обучения;

3. Вариативность общего содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся при сохранении инвариантности базового содержания, в том числе вариативность сроков освоения материала при инвариантности общего периода обучения;

4. Наличие общих правил учебной деятельности и взаимодействия, которым подчиняются все субъекты образовательного процесса и вариативность их применения;

5. Наличие особой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса и диалог как отражение этой системы;

6. Оценивание не только стандартного набора знаний учащегося, но и его «индивидуализированной» карты знания и процесса развития в соотнесении с его возможностями;

7. Равное внимание к процессам получения знаний и целостного развития личности ребенка.

Суть личностного подхода состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития.

С позиции деятельностного подхода, качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре общества. В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные целостные виды деятельности и соответствующие им способности. Этим результаты образования, ориентированного на развитие личности, отличаются от результатов обучения и воспитания, ориентированных на передачу знаний, умений и навыков.

Рефлексивные умения выражаются в способности формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала.

К общим рефлексивным умениям относятся:

Умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;

Адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям, с целью достижения оптимальных результатов;

Прогнозировать последствия своих действий, осуществлять контроль и самоконтроль, осознавать выполненную деятельность, самокритично относиться к ней;

Оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт других людей.

По Дж. Равену, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» . Природу компетентности можно понять на основе следующей схемы (Схема 1) . Компетентность формируется в той области, где все три параметра накладываются друг на друга.

ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

Функции контроля:

1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);

2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);

3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);

4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).

Требования к контролю:

1) индивидуальный характер ;

2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;

3) разнообразие методов и форм проведения;

4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);

5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).

Виды контроля:

1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);

2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);

3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);

4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);

5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).

Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля :

6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);

7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).

Формы контроля:

1) индивидуальный;

2) групповой;

3) фронтальный;

4) парный.

Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.

Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

1. Устный (устный опрос).

2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).

3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).

4. Машинный .

5. Самоконтроль.

6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.

Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 .

Таблица 2

Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля

контроль

входной

промежуточный

итоговый

остаточные знания

собеседование,

анкетирование,

контрольная работа,

экзамен,

тестирование

(входное НОТ)

собеседование,

анкетирование,

контрольная работа,

опрос,

домашнее задание,

семинарское занятие,

лабораторная работа,

деловая игра,

тестирование

(формирующее, диагностическое КОТ),

мониторинг

зачет,

экзамен,

тестирование

(тематическое, рубежное, итоговое КОТ),

мониторинг

тестирование

(итоговое КОТ)

Оценка и ее функции

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.

Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).

Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).

Функции оценки:

1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);

2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);

3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку);

4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика).

Этапы развития пятибалльной шкалы оценок:

2) сентябрь 1935 года - введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»;

3) январь 1944 года – возврат к цифровой «пятибалльной» системе оценки успеваемости.

Недостатки традиционного пятибалльного оценивания:

– низкая дифференцирующая способность;

– травмирующий характер для ребёнка;

– малая информативность для родителей учащихся;

– невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для достижения результата;

– малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений;

– создание формальной мотивации, отсутствия активной позиции по отношению к обучению и личной заинтересованности в его результатах.

Основные ошибки при выставлении отметки:

1) инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);

2) искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);

3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);

4) двойка как средство борьбы с недисциплинированностью .

Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.

Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).

Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).

Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).

– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;

– социальная активность учащегося.

Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.

– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;

– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности

– построение индивидуальных образовательных программ;

– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.

Креативная (формирование творческого потенциала учащихся);

Рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);

Стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);

Диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);

Коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся) .

– модульная организация учебного процесса,

– постоянное отслеживание уровня знаний,

– многобалльное оценивание обученности учащихся.

(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):

академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),

– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),

– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),

званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами) .

(по сравнению с традиционной технологией контроля):

– стимулирование систематической самостоятельной работы;

– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;

– повышение роли состязательности в учебе;

– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

– количественная характеристика качества учебной работы;

– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

– повышение учебной мотивации.

– в росте социальной активности учащихся;

– в признании равноценности различных образовательных траекторий;

– в ориентации на успех;

– в повышении адекватности самооценки;

– в укреплении командного духа;

– в осознанности жизненного выбора.

Управление качеством подготовки учащихся

Поиск информации:

– о количестве учащихся, достигших максимального предела эталонной шкалы;

– о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования;

– о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования.

3. Характеристика (на основе сравнения и анализа):

– уровня обучаемости учащихся;

– уровня образовательной системы в учебном заведении;

– качества учебного процесса;

– эффективности РСК.

4. Решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга.

контроля по дисциплине:

1. Формулировка целей обучения по учебному предмету (внутренних и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опираются на данную).

2. Отбор и подготовка учебного материала.

3. Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.

4. Разработка структуры системы контроля.

5. Назначение средств измерения (распределение заданий-измерителей по учебным темам программы курса).

6. Разработка системы оценивания (оценивание каждого задания - измеряется в баллах).

Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.

Рейтинг-шкала – унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.

Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.

Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.

Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):

1. Степень усваиваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);

2. Дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.

Контрольно-оценочные циклы. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.

Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.

Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:

Обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);

Проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;

Оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;

Выставляет отметку.

Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого.

В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.

В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым преподаватель приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.

В качестве заданий - измерителей обученности могут использоваться тесты, контрольные работы, коллоквиумы и т. п.

Источник информации - http://pedte.narod.ru/SSORO_Uchebnik.html




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх