Создание предметно-развивающей среды в кабинете. Предметная среда определяет многое Принцип сочетания разнообразных элементов

Развивающая предметная среда.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

По мнению С.Л.Новоселовой, грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, рутины, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Исходное требование к предметной среде, выдвигаемое автором, – ее развивающий характер. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Не вызывает сомнения, что правильно организованная предметная среда выступает мощным стимулом развития ребенка.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Ребенок в детском саду должен получать возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.

Большую часть групповых комнат в детском саду занимает оборудование для игр и конструирования. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Для игр в магазин, поликлинику, железную дорогу подобраны тематические коллекции игрушек, воспитатели приготовили необходимые атрибуты.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, машины. Которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких предметов в младших группах.

В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру.

Для организации активной поисково-практической, познавательной деятельности детей разного возраста в группах созданы центры сенсорики, в которых находятся материалы для развития осязания, восприятия окружающего через обоняние, восприятия на слух, тактильных ощущений; специальный центр «Песок - вода».

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

В качестве структурных компонентов «экологического пространства» можно выделить следующие: комнатные растения, объекты животного мира, лабораторный материал для экспериментирования, простейшие приборы и приспособления, календарь природы, разнообразные макеты, коллекционные материалы, дидактические материалы и игры.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создают различные породы деревьев, обладающие разными качествами. На групповых участках растут - одиночные или группами - березы, сосны, ели, липы. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему.

На территории дошкольного учреждения созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей: «Хвойный бор» , «Полянка первоцветов», «Зеленый класс», «Фруктовый сад», «Огород», «Уголок нетронутой природы», «Экологическая тропа», «Цветочный мир» (цветники, бордюры, клумбы, газоны).

Итак, для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая предметная среда.


Ученики 1-4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Использование предметной среды по математике в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельно-стному, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности.

Включение предметной среды в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Я разработала курс ИКТ-под-держки по математике для 2-го класса. Это виртуальное образовательное пространство соответствует тематическому планированию и методике изложения содержания, принятым в курсе математики 2-го класса программы «Школа России». Курс позволяет ученикам повторить материал, который они изучали на уроке. Дети, которые не были на занятии, могут самостоятельно ознакомиться с темой урока. Мотивированные дети могут заниматься с опережением программы, задавая вопросы учителю в интерактивном режиме, кроме того, дети, обучающиеся в других учеб-

ных заведениях, могут также присоединиться к курсу. Элементы курса:

арифметический диктант; задания с несколькими ответами;

курс «Математика и информатика».

Программа курса позволяет сразу проверить работу и выставить оценку. Если работа выполнена неудовлетворительно, ребенок может повторить попытку и получить положительную оценку.

Моя задача сейчас - построить свою работу таким образом, чтобы ученики были не только зрителями, но и участниками урока.

Активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объему материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.

Актуальность использования предметной среды для учителя и ученика состоит в том, что:

Можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

Предлагаемые задания могут быть как тренажерными, так и контрольными;

Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу математики;

В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал.

Курс математики в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

С какой целью я использую предметную среду по математике на уроках?

Во-первых, для того чтобы решать практические задачи, записанные в программе по математике:

Формирование прочных вычислительных умений и навыков;

Овладение нормами математического языка;

Знание математических терминов.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагают возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Применение заданий этого курса на уроках математики вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе математики и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.

При использовании данной предметной среды у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.

Я убедилась, что использование предметной среды по математике помогает реализовать личнос-тно ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности.

Понятие среды Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.


Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности: 1. Уровень среды: общеобразовательная среда; предметная образовательная среда – среда образовательного предмета; образовательная среда учреждения – школы, ВУЗа и т.д.; личная образовательная среда. 2. Тип среды, строение, содержание. В соответствии с разными уровнями образовательной среды происходит дифференциация в ее исследовании как феномена и фактора образования.


Предметная образовательная среда Предметную информационно-образовательную среду В. Дронов определяет как открытую педагогическую систему, сформированную на основе информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации, педагогических технологий, и направленную на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.


Предметная образовательная среда Предметная информационно - образовательная среда может иметь принцип построения на основе полисредового подхода. Суть которого в том, что ПИОС состоит из совокупностей сред. Наиболее общей средой является информационная среда. На её фоне взаимодействуют три среды: среда взаимодействия участников образовательного процесса (субъектная среда), ресурсная и технологическая. Функционируя в единстве, они обеспечивают эффективное протекание образовательного процесса.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики На основе общего понятия предметной информационно-образовательной среды сложилось представление, что можно рассматривать под информационно-образовательной средой курса математики. Предметная информационно- образовательная среда курса математики - это реальность, возникающая в результате активной деятельности ученика по освоению математического содержания, и учителя, организующего и поддерживающего эту деятельность.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики Результатом обучения в условиях предметной информационно- образовательной среды должно стать не только овладение каждым учеником суммы математических знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий и личностного опыта. Этого результата можно будет достичь, если учитель научиться управлять познавательной деятельностью каждого школьника.


На уровне общей педагогики, дидактики, психологии образовательная среда рассматривается как объективный феномен образования, изучаются его образующие компоненты, инвариантные свойства и отношения. Здесь можно перечислить таких известных ученых, педагогов, психологов, как С.Д.Дерябо, В.П.Лебедев, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.


Общее понимание образовательной среды Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно- образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ученика.


Информационный характер современной образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. В век глобальной информатизации признание этого свойства является не только необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды. Оно необходимо и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях. Поэтому часто образовательную среду называют информационной образовательной средой(ИОС) и рассматривают ее именно в этом контексте.


ИОС За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде».


ИОС Определение О.И.Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html): «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово- экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».


1. ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения. 2. Рассмотрение с позиций «педагогической системы» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы – общеобразовательной ИОС. 3. Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы». ИОС


Естественным интеллектом, активизирующим ИОС, а вместе с ней, всех ее потенциальных участников продуктивного взаимодействия с ней, является учитель. Именно учитель приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников (субъектов) и необходимые для этого действия информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС.


Учитель Учитель – предметник должен разработать и внедрить абстрактный образ учебного процесса, абстрактный учебный процесс в контексте реализации функций ИОС в системе данного предметного обучения. Поскольку учитель находится в центре систем отношений: Педагогическая система – учитель – учебный процесс (обучение), Знание (предметная компетентность) – учитель – ученик, то важнейший для него функцией ИОС, реализуемой им, является обучающая функция, включающая классную и другую внутришкольную учебную работу и внешкольную работу при посредстве ИОС (ее учебный и внеучебный компонент).




В классной и во внеклассной практической работе учащихся надо планировать сравнительно большую опору на электронные средства, ЭОР, представленные на компакт-дисках в качестве приложений к базовым учебникам, в электронных библиотеках и медиатеках ИОС, в медиатеках рекомендованных порталов Интернет и т.д. Необходимо самостоятельное и осознанное погружение субъектов обучения в определенную (указанную учителем) предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, где им предоставляется возможность оперирования с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Здесь также достигается несколько целей, в частности, развиваются: когнитивная и мотивационная компетентности учащихся; умение поиска и работы с информацией среды (личная информационная компетентность, медиакомпетентность); культура конструктивного диалога со средой – информационная субкультура.


По уровню электронной формы реализации предметного аспекта рекомендуется следующее: 1. Следует в большей мере задействовать компьютер с интерактивным экраном, готовить (при участии учеников – они изучают информатику) и показывать презентации по изучаемым темам. 2. Использовать стандартные ЭОР, мультимедийные, аудиовизуальные средства, вовлекая в работу большее количество личностных средств восприятия учащихся.


Что такое ЭОР и ЦОР? Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD- плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.


Что такое ЭОР и ЦОР? Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. В ЭОР можно указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.


Что такое ЭОР и ЦОР? Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.


ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Важное достоинство ЭОР нового поколения состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников. А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Что такое ЭОР и ЦОР?


ЦОР обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы: рубрикатор ЦОР; ЦОР простой структуры; ЦОР сложной структуры; метаданные ЦОР. Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока. Что такое ЭОР и ЦОР?


Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примеры простых ЦОР: статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись, видеозапись; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог. Что такое ЭОР и ЦОР?


Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Знакомство с современными ЭОР и ЦОР по математике, их особенностями, спецификой деятельности по отбору и организации проведения уроков на основе ЭОР, рекомендуем начать с двух федеральных коллекций (ФЦИОР и ЕК ЦОР).


Использование электронных образовательных ресурсов Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения модульной архитектуры. Большинство ресурсов подходит для организации фронтальной работы с использованием интерактивной доски. Среди них – модули информационного, практического и контрольного типов. Ресурсы представляют собой файлы с расширением.oms. Для их воспроизведения требуется установка специального программного обеспечения – ОМС Плеера. Дистрибутивы плеера для платформ Windows и Alt Linux находятся в свободном доступе на сайте самого центра


Использование электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) содержит разнообразные учебные материалы – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. Доступны каталоги и фильтры, позволяющие выбрать нужный предмет, нужный класс, назначение (учителю/ученику). Раздел для учителя содержит методические рекомендации для учителей по использованию ЦОР. В состав ЕК ЦОР включены комплекты ЦОР к различным УМК, инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков) и инструменты организации учебного процесса. Для просмотра ресурсов могут потребоваться различные программы, полный список которых приведен в разделе «Программы просмотра ресурсов». Все программы в свободном доступе на сайте самой коллекции:


Использование электронных образовательных ресурсов Применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению, является источником формирования индивидуальных образовательных траекторий, причем не только заданных учителем, но и самостоятельно выбранных самим обучающимся


GeoGebra GeoGebra свободно распространяемая (GPL) динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который, кстати, позволяет управлять и геометрическими построениями) Программа написана Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем). Переведена на 39 языков. Полностью поддерживает русский язык. В настоящее время активно разрабатывается.


Литература: Воронцов А.Б. Заславский С.В. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, с. Дронов В. Современная информационно-образовательная среда - важнейшее условие на пути к новому качеству образования. Информационно-публицистический бюллетень Просвещение, спецвыпуск, август Иванова Е. Осмоловская И. Дидактические аспекты процесса обучения в информационно – образовательной среде. Информационно- публицистический бюллетень ПРОСВЕЩЕНИЕ, август Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., С Федорова М.А. Дидактическая характеристика образовательного пространства: полисредовой подход. Образование и общество, 6, стр Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В.В. Юдин. - М.: Университетская книга, с.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»

Современный урок в условиях ФГОС с применением

предметно-развивающей среды

Учитель начальных классов: Шарифьянова А.А.

Март, 2014-2015 учебный год

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…. Е. И. Тихеева

В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю таким образом… (формирование мировоззрения)

Портрет выпускника начальной школы.

Важнейшие черты выпускника школы:

Нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);

Любознательность, активность в познании мира;

Готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями.

Образ выпускника - доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в основной школе.

Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественно – научных позиций. Это означает прежде всего учёт психофизиологических особенностей младших школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого – гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени.

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (водоснабжение, канализация, освещение, воздушно-тепловой режим);
  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
  • социально-бытовых условий (наличие учительской, оборудованного рабочего места);
  • пожарной и электробезопасности;
  • требований охраны труда;
  • соблюдение сроков и объемов текущего и капитального ремонта.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы (информационно-образовательная среда).

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением компьютерных технологий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной

образовательной программы

  • Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы включают:
  • параметры комплектности оснащения образовательного процесса, в том числе по каждому учебному предмету;

Параметры качества обеспечения образовательного процесса.

Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Предметно- развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

Образовательная среда начальной школы - это:

  • современная удобная мебель,
  • магнитные плакаты,
  • деревянные раздаточные дидактические материалы,
  • игровые пособия,
  • программные продукты,
  • конструкторы и многое другое.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

  • Принцип открытости
  • Принцип гибкого зонирования
  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
  • Принцип полифункциональности.

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.

Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Факторы, влияющие на планирование предметно- развивающей среды ОУ:

1. Региональное расположение ОУ

2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.

3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.

4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.

Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате.

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, помещение должно отвечать требованиям многофункциональности, рациональности использования пространства, взаимосвязи цветовой отделки и освещения, целесообразности озеленения интерьера. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать.

Оснащение детской игровой комнаты позволяет педагогам начальной школы интересно организовать досуг детей во время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой комнате дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей младшего школьного возраста, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.

Организация детской игровой комнаты в школе позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:

1. Учебная зона.

Учебная зона включает в себя трёхсекционную магнитную доску, комплекты-пары «парта-стул», рабочее место учителя.

2. Спортивно-оздоровительная зона

Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.

Спортивно-оздоровительная зона – это в первую очередь, гимнастическая стенка с гимнастической доской. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д.

Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.

3. Игровой центр.

Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелён ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне есть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках размещены различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. В уголке размещён небольшой раскладной столик и зеркало, прикреплённое к стене на уровне глаз детей. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа». В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.

4. Коррекционная (социальная) зона.

Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.

5. Зона отдыха.

Большинство детей находятся в школе до 14.30 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникает проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.

На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физкультминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.

6. Зона «Очумелые ручки»

Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.

Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

Мебель светлая – парты со стульями, трёхсекционная стенка, двустворчатый и трехстворчатый шкафы, полки для цветов.

Дизайн учебных кабинетов способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры, исследования, творческого моделирования и конструирования.

Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.

Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.

Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.

Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлекает, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе. Батут развивают ориентировку в пространстве и равновесие.

7.Зона «Мир природы»

Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы)

Оглядываясь в прошлое, надо с почтением склонить головы, а глядя в будущее – засучить рукава.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.(Стандарты второго поколения)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку

Тезисы

Требования к развивающей предметно- пространственной среде в соответствии ФГОС

1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной

5.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём;

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.


Следует отметить, что предметная среда в нашей группе имеет характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Это говорит о том, что среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Мы стараемся часто не переставлять оборудование в группе, предварительно спланировав обстановку в помещении до прихода детей. Дети второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, а не вместе.

Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности:

Игровой;

Двигательной;

Познавательно-исследовательской

– продуктивной (конструктивной);

Коммуникативной;

Трудовой;

Восприятие художественной литературы

Художественное творчество

Исходя из этого, организуя пространственно-развивающую среду, мы интегрируем в ней все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Для игры детей 5-6 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

У нас это:

· шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

· пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

· домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же развертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

· тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх