Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»? Порядок и правила оформления инвалидности по зрению Группа здоровья при плохом зрении

Действует Редакция от 30.12.2003

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"

Приказ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию по (приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложения

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

Уровень функционального состояния основных систем организма;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1) или избыточной массой тела (масса более M+2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

К IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей -отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Классы, группы болезней, отдельные нозологические формы Шифр по МКБ-10 Группа здоровья Примечания
1 2 3 4
органы кровообращения
пороки сердца: III, IV, V В зависимости от компенсации (степени недостаточности кровообращения)
- при отсутствии недостаточности кровообращения - III
- при недостаточности кровообращения 1 ст. - IV;
- при недостаточности кровообращения в ст. более 1 - V.
врожденные Q20-Q28
приобретенные I34-I38
I05-I09
миокардит неревматической этиологии I40-I41 III, IV, V При полной клинической ремиссии - III,
при неполной клинической ремиссии - IV, V
ревматическая лихорадка I00-I20 III, IV Без порока сердца
- при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки - III,
- в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки)- IV
Малые аномалии сердца: II
- открытое овальное окно; Q21,1
- двустворчатый клапан аорты; Q23,1
- аномально расположенная хорда; Q24,8
пролапс митрального клапана I34.1 I, II, III, IV Без регургитации - I;
с регургитацией 1 ст - II;
с регургитацией в ст. более 1 - III - IV
нарушения ритма сердца и проводимости: II, III, IV
- экстрасистолии; I49.1-I49.4 II.
- тахиаритмии; I47-I48 - при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии - III, IV
- без пароксизмов - II:
- синдром преждевременного возбуждения желудочков; I45.7 - при наличии пароксизмов- III, IV
- брадиаритмии (СССУ, миграция предсердного водителя ритма) I49.5
I49.8
- при наличии синкопе - V
блокады сердца: II, III. IV, V
- предсердно-желудочковые блокады 1ст. I44.0 - II;
-предсердно-желудочковые блокады II - III ст.; I44.1-I44.3 - при наличии синкопе III - V
- внутрижелудочковые блокады I44.4-I45 - III - V
синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу II, III - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10- 5-го процентиля для данного пола, возраста и роста- II.
- при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. - III
синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу II, III - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90- 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста II.
- при наличии вегетативной дисфункции тахикардия, субфебриллитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ- III
артериальная гипертензия I10-I15 III, IV, V - средние уровни САД и или ДАЛ равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста - III, IV,
- при появлении сердечной недостаточности - V
варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей I83, I80,0-I80,3 III, IV при отсутствии венозной недостаточности - I;
при наличии венозной недостаточности - IV
варикозное расширение вен мошонки I86,1 III, IV при отсутствии венозной недостаточности - III;
при венозной недостаточности - IV
Органы пищеварения
кариес (декомпенс.) К02 II множественный (4-5 и более зубов)
функциональные расстройства желудка К31 II при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса
функциональные кишечные нарушения К59 II
хронический гастрит К29.4, К29.5, К 29.7 III
хронический дуоденит, гастродуоденит К29.8-К29.9 III при наличии эндоскопических признаков
эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь) К25, К26 III, IV в стадии ремиссии - III; при осложнениях - IV.
Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит К50-К52 III, IV в стадии ремиссии - III, при обострении - IV.
синдром нарушения кишечного всасывания К90.0 II, III, IV, V вторичного характера - II;
первичного характера в зависимости от тяжести течения - III, IV, V
хронический панкреатит К86 III
хронический гепатит К73 III, IV, V вне обострения - III,
при обострении в зависимости от тяжести - IV, V
хронический холецистит К81.1 III
дискинезия пузырного протока и желчного пузыря К82.8 II
другие болезни желчевыводяших путей К83 III
гельминтоз В65-В83 II, III без признаков интоксикации - II,
при наличии признаков интоксикации - III
грыжи К40-К46 I, III После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений - I.
кровь и кроветворные органы
Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др) D50, D51, D52, D53 II, III при легком течении - II;
при среднетяжелом - III
Органы дыхания
хронический бронхит, простой слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный J40-J42, J44 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений:
-1-4 раза в г. - III;
-5-6 раз в г. - IV
Астма бронхиальная J45 III, IV, V при полной клинической ремиссии - III;
при неполной клин. ремиссии - IV
В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования):
- при легком течении - III,
- при среднетяжелом течении - IV;
- при тяжелом течении - IV или V;
- при гормональной зависимости - V.
бронхоэктатическая болезнь J47 III, IV, V в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности)
аллергический ринит J30 II, III, IV, при легком течении - II;
при среднетяжелом - III;
при тяжелом течении - IV
хронический ринит J31.0 III
хронические болезни миндалин и аденоидов J35 II, III при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации - II;
при гипертрофии 3 ст. - III
хронический синусит J32 III
искривление носовой перегородки без нарушения дыхания II при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ
хронический назофарингит, хронический фарингит J31.1, J31.2 II, III без клинических проявлений - II
носовые кровотечения. R04.0 II при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих
поллиноз II, III, IV в ремиссии - II,
при обострении- III, IV в зависим. от тяжести течения
ухо и сосцевидный отросток
хронический отит Н65-Н75 III, IV при обострениях до 4 раз в г. - III;
при обострениях свыше 4 раз в г. и отчетливом снижении слуха - IV
отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.) потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха) Н80; Н90;
Н91.9;
Н93-Н95
III, IV, V в зависимости от степени потери слуха:
- шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров - III;
- шепотом речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров- IV;
- шепотная речь не слышна - V
нарушения вестибулярной функции, вестибулярные синдромы Н81-Н83 II, III, IV в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV
психические расстройства и расстройства поведения
соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения:
НЦА (по гипертензивному типу)
НЦА (по гипотензивному типу)
НЦА (по смешанному типу)

F45.3
F45.3
F45.3

II
II
II

фобические тревожные расстройства F40 II, III слабо выраженные II
выраженные III
неврастения F48.0 II
невротические и/или астенические реакции II
невротические реакции, связанные со стрессом F43.2 II, III слабо выраженные II
выраженные III
расстройство сна неорганической этиологии F51 II
органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство F06.6 III
расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга F07 II, III слабо выраженные II
выраженные III
эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз. др.) F90-F98 II, III слабо выраженные - II
выраженные- III
специфические расстройства личности (психопатии) F60-F62 II, III слабо выраженные - II
выраженные- III
шизотипическое расстройство F21 III
гиперкинетические расстройства F90 II, III при компенсации - II
при субкомпенсации - III
расстройства поведения F91 II, III, IV ограничен. рамками семьи - II;
несоциализирован. расстр. - III;
социализирован. расст. - III-IV
задержка псих. развития /умств. отсталость легкой степени F70 II
специфические расстройства развития речи и языка F80 II
нервная система
эпилепсия G40 III, IV на фоне резидуально - органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) - III
в стадии субкомпенсании (с постоянной терапией) - IV
Мигрень G43 III
другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии) G44 III
расстройства вегетативной (автономной) нервной системы G90 II, III без ангиоспазмов с частотой менее
1 раза в неделю - II
с ангиоспазмами - III
гидроцефалия G91 II, III при компенсации - III,
при клинических проявлениях - IV
детский церебральный паралич G80 III, IV V в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V
полиневропатии G62 III, IV Двигательные, чувствительные и координационные нарушения:
- без снижения функц. возм. - III
- при снижении - IV
демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы G37.9 III, IV вне обострения - III,
в период обострения - IV
глаз и его придаточный аппарат
аккомодационное косоглазие Н50 II без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярною зрения
Паралитическое и неаккомодационное косоглазие Н49 III, IV с учетом степени аномалии рефракции
гиперметропия сл. степени Н52.0 II
гиперметропия средней и высокой степеней Н52.0 III
спазм аккомодации, предмиопия II
миопия слабой степени Н52.1
миопия средней и высокой степеней Н52.1 III
амблиопия Н53.0 III
анизометропия Н52.3 II, III до 5 диоптрий - II
свыше 5 диоптрий - III
хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз H01, H13.2 III
Аллергический конъюнктивит НЮ II, III в зависимости от течения и осложнений
мочеполовая система
доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая) II при отсутствии заболеваний почек
Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома II при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек - см. интерстициальный нефрит обменного генеза
Малые аномалии почек и мочевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиэлоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома Q60-Q64 II, III, IV при отсутствии мочевого синдрома - II;
при присоединении мочевого синдрома - III;
при снижении функции почек - IV
гломерулярные болезни (гломерулонефрит) N00-N08 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и снижении функции почек - IV;
тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический - первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) N10-N16 III, IV, V при полной ремиссии- III;
при активности и при снижении функции почек - IV;
в стадии хронической почечной недостаточности - V
нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания)
энурез

F98.0, N39.4

II
врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей Q60-Q64 III, IV, V
в стадии хронической почечной недостаточности - V
инфекции мочевыводящих путей, цистит N30.1 III
вторичная артериальная гипертензия (ренальная) III, IV при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем - III;
при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем - IV
мочекаменная болезнь N20-N23 III, IV, V при сохранных функциях почек - III;
при снижении функции почек -IV;
в стадии хронической почечной недостаточности - V
крипторхизм (неопущение яичка) Q53 III
расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища; болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом N91
N92
N93
N94
II, III в период становления менструального цикла в течение 1,5 - 2 лет после первой менструации - II;
при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях - III
хронические болезни женских тазовых органов N70, N73, N75, N76 III
гидроцеле N43,0-43,3 II, III
эндокринная система, питание, обмен веществ
увеличение щитовидной железы Е00.1-Е04.0 II, III - увеличение I, II ст. без нарушения функции - II;
- увеличение III, IV ст. без нарушения функции - III;
- увеличение I - IV ст. с гипо- или гипертиреозом - III
недостаточность питания (дефицит массы тела) Е43-Е46 II масса тела меньше значений минимального предела "нормы" относительно длины тела (M-1)
избыток массы тела II масса тела больше значений максимального предела "нормы" относительно длины тела (M+2) (на 15-19,9% от должной)
низкий рост Е34.3 II варианты роста меньше минимального предела "нормы" относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений
низкий рост (нанизм) Е34.3 III, IV
ожирение экзогенно-конституциональное I -IV ст. Е66 III, IV превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и др. систем - III,
при их наличии - IV
юношеская гинекомастия N62 II при исключении эндокринной патологии
гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов Е50-Е56,
Е64
II
нарушения толерантности к глюкозе R73.0 II
инсулинзависимый сахарный диабет (I типа) Е10.0 III, IV
сахарный диабет (II типа) Е11 II, III в зависимости от степени компенсации
задержка полового созревания Е30.0 II, III, IV
при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV
Раннее или преждевременное половое созревание II, III, IV без сопутствующих эндокринных заболеваний - II,
при их наличии ив зависимости от тяжести - III или IV
кожа и подкожная клетчатка
атонический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит L20, L23 III, IV в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса, при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна - III;
при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна - IV.
Крапивница L50 II, III, IV локализованная - II; генерализованная, рецидивирующая - III; генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич. шоком (в анамнезе) - IV
Зуд L29 II
Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.) L40-L45 III, IV в зависимости от степени компенсации
костно-мышечная система и соединительная ткань
кифоз, лордоз М40 II
Сколиоз М41 III, IV рентгенологически и клинически не более 2ст. искривления - III;
искривление более 2ст. или наличие нарушений функции внутренних органов - IV
юношеский остеохондроз М42 III, IV без выраженных клинических проявлений - III;
с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др. клиническими проявлениями - IV
нарушения осанки II при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника
уплощение стоп II по результатам плантографии
плоская стопа (плоскостопие) М21.4 III по результатам плантографии
вальгусная деформация стопы М21.0 III
врожденные и рахитические деформации грудной клетки Q67.5-Q67.7 I
дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника М40-М54 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов
деформации голени, бедра M21,7-M21,9 III, IV в зависимости oт компенсации анатомического дефекта
артропатии, остеопатии и хондропатии М00-М25, М80-М94 III, IV
юношеский (ювенильный) артрит М08 III, IV в зависимости от компенсации процесса
юношеский ревматоидный артрит М08.0 III, IV в зависимости от компенсации процесса
поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей М60-М63, М65-М68, М70-М79 III, IV в зависимости от компенсации процесса и состояния функции

План:

  1. Введение.
  2. Миопия.
  3. Причины миопии.
  4. Лечение миопии.
  5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
  6. Ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.
  7. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.
  8. Физическая культура для школьников с близорукостью.

Введение

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

Миопия

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физическая культура для учащихся с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. В Приложении 1 приведёны специальные физические упражнения, которые необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости укрепления глазодвигательных мышц не реже 3-4 раз в неделю.

Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

  1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
  2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
    Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
  3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
  4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
  6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
  7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
  8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
  9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

  1. И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
  2. И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
  3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
  4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
  5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.
  6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
  7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
  8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
  9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3 )

Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).

Список используемой литературы:

  1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
  2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И . Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
  3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.
  4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
  5. Стив Шенк ман «Можно ли жить без очков?», М:1992
  6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
  7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
  8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

Установление инвалидности . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработка индивидуальной программы реабилитации.

Инвалидность без срока переосвидетельствования . В соответствии с Приложение к Правилам признания лица инвалидом , применительно к нарушениям зрительных функций (пункт 9), инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) в следующих случаях:

Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Критерии определения групп инвалидности по зрению

Определение группы инвалидности по зрению производится на основании степени нарушений функций зрительного анализатора, которые сформулированы в Международной классификации болезней десятого пересмотра, том 1, часть 1. Они включают в себя оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации
независимо от состояния остроты центрального зрения.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.

III группа инвалидности устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;

Оспаривание решений МСЭ . В соответствии с Правилами признания лица инвалидом , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган - главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро МСЭ. Решение Федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в главное бюро, или одновременно и в главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и инвалидности.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Глазные недуги - не причина отказываться от спорта

Но по итогам последних клинических исследований это совершенно неправильно.

Физические упражнения и занятия определенным видом спорта для людей с близорукостью очень важны. Они выполняют такие функции:

способствуют развитию тела в положительном качестве; активируют работу множества функций в организме.

Повышенная работоспособность цилиарной мышцы и укрепление склерой оболочки провоцируются именно правильными физическими нагрузками.

Так проецируется луч

Разрешено или нет заниматься определенным видом физической деятельности, зависит не от наличия болезни, а от стадии ее развития.

Миопия и тренировки в бассейне

Довольно часто больные интересуются, можно ли заниматься плаванием с наличием миопии.

Вода - универсальная среда для тренировок при плохом зрении вдаль

Врачи утверждают, что на слабой или средней стадии развития патологии (до 6 диоптрий) без сопутствующих болезней данный вид физической деятельности разрешается.

Но: тренировки должны быть умеренными при средней форме отклонения в работе оптической системы, чтобы пульс не превышал 140 ударов в минуту.

Лучше отдавать предпочтение тренировкам средней интенсивности

Важно: Сильные нагрузки при плохом зрении вдаль, свыше 6 диоптрий особенно, запрещены, потому что есть риск отслоения сетчатки, что уже грозит слепотой.

При средней интенсивности и регулярности занятий по плаванию можно даже улучшить состояние органов зрения.

Силовые упражнения на руки при близорукости

Пациенты нередко спрашивают у офтальмолога, можно ли при миопии качать руки.

Силовые нагрузки нужно выполнять с осторожностью

Накачивание рук для развития мышц предплечья и трапециевидных возможно только на слабой и средней стадиях развития офтальмологического отклонения.

Этот вид физической активности относится к тяжелым нагрузкам не изначально, а в перспективе, поэтому нужно найти идеальный баланс.

Для того чтобы не навредить глазам и получить эффект от упражнений, стоит увеличивать нагрузку медленнее нормы для здорового человека.


Если все же беспокоит возникающий риск, не лишним будет проконсультироваться с офтальмологом. Доктор уже порекомендует дальнейшие действия.

Помощь тренера - это необходимость

При слаборазвитой миопии подобная физическая активность не вредна глазам. Главное – не сильно усердствовать.

Спорт и плохое зрение вдаль: совместимы ли данные понятия?

Регулярные тренировки много значат для современного человека.

Чтобы тело было в хорошей физической форме, настроение всегда отличным, а внутренние органы функционировали так, как надо, необходимо систематически укреплять организм.

Здоровое питание также много значит

Однако иногда некоторые виды спортивной деятельности противопоказаны по причине нарушения функций организма. Именно поэтому офтальмологи часто слышат вопросы о том, можно ли заниматься спортом при миопии.

Циклические упражнения средней тяжести полезны при миопии и не наносят вреда глазам. Более того, они даже оказывают пользу в ускорении обменных процессов.

К видам спорта, которые разрешены при нарушении глазной функции до 8 диоптрий, относятся:

бег; йога; плавание; лыжный спорт; серфинг.

Легкая атлетика положительно влияет на организм при миопии

Упражнения высокой интенсивности противопоказаны из-за повышенной частоты сердечных сокращений и напряжения, которое негативно сказывается на глазах.

Близорукость и спорт могут сосуществовать, но, если относиться к этому тандему с полной ответственностью и осторожностью.

Важно: Тяжелая атлетика при офтальмологической патологии с отклонением более 4 диоптрий запрещена категорически.

У детей при снижении физической активности и увеличении зрительной может развиться близорукость.

Именно поэтому не стоит запрещать малышу заниматься любимым видом спорта, если у него есть генетическая предрасположенность к данному глазному недугу.

Диагностика играет важную роль

Важно: Если у ребенка уже выявлена близорукость, стоит включить его в особую группу физической подготовки, которая есть в каждой школе.

Правильно рассчитанная нагрузка во время занятий спортом при близорукости приносит пользу и телу и глазам.

Не стоит полностью отказываться от активного образа жизни даже при высоком уровне близорукости.

Йога с индивидуально подобранными занятиями, как и гимнастика, позволят поддерживать тело в тонусе, и не нанесут вред глазам.

Занятия йогой идеально подходят для тех, кто плохо видит вдаль

Консультацию о том, какие именно нагрузки разрешены при разных стадиях заболевания, можно получить у офтальмолога и компетентного тренера в любом спортивном центре.

Также не забывайте делать гимнастику для глаз.

Ознакомьтесь также с видео роликом на данную тему:

Если Вам нужна консультация специалиста, обращайтесь:

Совместимы ли миопия и спорт? Раньше на этот вопрос существовал только один ответ - конечно, нет. Однако при грамотном подходе к этой проблеме определенные физические упражнения не только не запрещены, но даже показаны, поскольку помогут укрепить сосуды глаза и стабилизировать состояние. При полном отказе от любой физической активности происходит расслабление мышц, снижение тонуса во всем организме человека.

Группы здоровья при миопии

Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от степени миопии и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

Первая группа здоровья, основная. Включает детей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий. Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят дети со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить дети с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз. Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется детям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы.

Какие упражнения полезны?

В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

Упражнения для глаз

Близорукость не является диагнозом, при котором нельзя двигаться. Очень полезны для кровообращения и укрепления мышц циклические упражнения. Главное, не превышать рекомендованную интенсивность и длительность. При этом основным показателем является частота пульса.

При слабой и средней степени миопии необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 удоаров в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры - пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

Какими видами спорта нельзя заниматься при близорукости?

Во время учебы в школе дети часто посещают разнообразные кружки и спортивные секции. Диагноз близорукость не должен стать препятствием на пути ребенка быть наравне со сверстниками. Однако, перед тем как окончательно остановиться на выборе того или иного вида спорта, следует учесть интенсивность нагрузки и существующие противопоказания.

При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

бокс; борьба; большой теннис; спортивная и художественная гимнастика; прыжки на лыжах с трамплина; горнолыжное двоеборье.

При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

Близорукость легкой степени не предполагает особых ограничений, кроме тех, которые накладываются при любой степени заболевания. Рекомендуется выбирать цикличные виды спорта без больших и длительных нагрузок. Не допускается повышение ЧСС более 180 ударов в минуту при выполнении упражнений. Поэтому лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта:

бегу; спортивной ходьбе; плаванию; гребле; фехтованию; стрельбе и т.п.

Однако, даже несмотря на то что циклические виды спорта полезны для укрепления мышц глаза, нужно быть осмотрительным. Следует избегать акробатики, гимнастических упражнений на снарядах, прыжков на любую высоту, поскольку это может привести к развитию ишемии.

Если человек носит линзы, это не является противопоказанием к занятиям спортом. Занимаясь некоторыми видами спорта, их можно даже не снимать.

Как не допустить прогрессирования миопии?

Стабилизировать близорукость, не допустить ее дальнейшего прогрессирования и ухудшения зрения можно с помощью регулярных упражнений. Главное правило для достижения успеха - утреннюю гимнастику следует проводить регулярно, обязательно включив комплекс упражнений для укрепления цилиарной мышцы глаза.

Не последнюю роль в достижении стабильной ремиссии играет закаливание. С его помощью можно добиться укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости вирусным и бактериальным заболеваниям.

Разработать комплекс упражнений и определить необходимую нагрузку поможет специалист - врач спортивной медицины или офтальмолог. Спорт не только позволит укрепить организм, но принесет массу удовольствия.

Кроме того, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога и при необходимости проходить профилактическое лечение. При ухудшении зрения нельзя игнорировать факт прогрессирования заболевания или заниматься самолечением, следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту .

Это даст возможность не допустить дальнейшего развития заболевания, ухудшения зрения и развития необратимых процессов на глазном дне.

Видео

  • Категория:


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх