Статистика употребления наркотических средств. Учебно-методическое пособие (11 класс) на тему: Методическое пособие "Профилактика употребления ПАВ"

Статистические исследования, проведенные за последние десятилетия на территории Российской Федерации, отмечают значительный рост числа подростков, употребляющих психоактивные вещества. При этом возраст начала потребления снизился в среднем на 2,5 – 3 года. Так, если верить статистики, 13,1% подростков и молодежи употребляют наркотические вещества. Из них 80,8% потребляют алкоголь, а 49,5% – страдают табакокурением.

Глобальное увеличение уровня наркотизации в Российской федерации, по мнению ряда исследователей, связано с приобщением российской молодежи к распространенным в мире модным культуральным течениям, стрессогенностью социальной, психологической и экономической ситуации в стране, а также ухудшением состояния здоровья подростков.

Наркотик является веществом, влияющим на мысли, чувства и поведение человека. В обыденной жизни к наркотикам относят и психоактивные вещества .

Следует отметить, что психоактивным веществом называется любое вещество, которое при введении в организм человека может воспринимать его восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. То есть, помимо наркотиков, это еще и алкоголь, табак или никотин, кофеин, летучие растворители и лекарственные психотропные средства, прочее .

Как и любые наркотики, употребление психоактивных веществ вызывает привыкание, то есть психическую (потребность в постоянном приеме наркотика и других веществ с целью получения приятных ощущений и избавления от дискомфорта) и физическую зависимость (проявляется в интенсивных физических расстройствах при прекращении поступления данного вещества в организм) .

Одним из факторов риска употребления наркотических веществ является подростковый возраст.

С целью изучения отношения современных подростков к употреблению психоактивных веществ было проведено анкетирование.

Экспериментальной базой стали учащиеся 10-11 классов МОУ г. Джанкоя Республики Крым «Межшкольный учебно-производственный комбинат». Всего в исследовании приняло участие 159 человек.

Были получены следующие результаты.

Отвечая на вопрос «Что такое наркомания?», 62,6% старшеклассников ответили, что это болезнь, 51,3% – вредная привычка, 25,2% – удел слабовольных, 13,1% – образ жизни, 3,4% – мода, которая пройдет (Рисунок 1).

Рисунок 1. Наркомания глазами подростков

Таким образом, большинство подростков понимает, что наркомания это отрицательное явление в жизни человека и, что, заболев однажды, избавиться от него будет достаточно сложно.

Но несмотря, на негативное отношение к данному явлению, были указаны следующие причины, по которым современная молодежь начинает употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества: желание следовать традиции компании – 61,7%; из-за невозможности решения своих личных проблем – 38,2%; потребность в самоутверждении - 26,9%;убежденность в том, что это не причинит вреда их здоровью – 21,7%; из-за скуки – 13%; затруднились ответить – 6,9% (Рисунок 2).

Рисунок 2. Причины употребления психоактивных веществ (мнение подростков)

То есть, можно говорить о том, что основной причиной употребления психоактивеых веществ в подростковой среде является желание принадлежать к определенной группе сверстников, не отделяться от них, быть похожими, заслужить авторитет и уважение. Также психоактивные вещества рассматриваются как средство решения проблем личного характера.

Среди последствий употребления психоактивных веществ подростки отметили: потеря доверительных отношений с родителями – 41,7%; физической зависимости – 48,7%; нарушению закона – 36,5%; нежеланию учиться и работать – 20,8%; потере друзей – 18,3%; денежными проблемами – 34,8%; наркотик – решение всех проблем – 3,6%; ничего плохого в жизни не происходит – 3,6% (Рисунок 3).

Рисунок 3. Последствия употребления психоактивных веществ

Как мы видим, подростки осознают всю тяжесть употребления психоактивных веществ.

Следует отметить достаточно высокую осведомленность подростков о характере развития зависимости от психоактивных веществ. Так, 39,1% считает, что зависимость развивается после первого приема, 36,5% – после нескольких, 6,1% – после длительного употребления и 7,8% – затруднились ответить (Рисунок 4).

Рисунок 4. Осведомленность подростков о характере развития зависимости от психоактивных веществ

Риск развития зависимости от психоактивных веществ старшеклассники оценили следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1. Риск развития зависимости от психоактивных веществ

К лицам, употребляющим наркотики 40% опрошенных подростков относятся сочувствующие, 32,2% – осуждающе, 22,6% – безразлично.

78,3% подростка считают возможным отказаться от употребления наркотика, тогда как 21,7% уверены, что не всегда можно сказать «нет».

На вопрос «Как Вы оцениваете курение девушек и юношей?» получены следующие ответы:

40,8% опрошенных считают курение юношей возможным в некоторых случаях, 26,9% – совершенно недопустимым, 22,6% – обычным делом, в котором нет ничего особенного.

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ (ПАВ)

Смирнова Мария Вячеславовна

студент, факультет психологии, кафедра социальной педагогики-психологии ВлГУ, РФ, г. Владимир

Онуфриева Вера Васильевна

научный руководитель, доцент кафедры социальной педагогики-психологии, ВлГУ, РФ, г. Владимир

В условиях современного общества проблема употребления наркотических и психоактивных веществ достаточно актуальна. Обострение социально-экономических условий приводит возникновению таких тенденций в поведении как: пессимизм, апатия, безысходность. Это является одной из причин распространения наркотиков среди молодежи. Но наркотизация возникает не только из-за изменившихся условий общества, но определяется особенностями личности. Часто молодежь употребляет наркотики, чтобы расслабится, быть веселым, из-за любопытства или как как способ преодолеть трудности. Пытаясь решить проблемы с помощью наркотиков, молодые люди одновременносталкиваются с новыми трудностями.

Проблема наркомания разрабатывалась в психологии, педагогике, медицинекак в прошлом, так и в настоящее временя. Первое изучение действия наркотиков отмечено в рамках художественной литературы, это произведения Самуиле Тейлоре Кольридже, Томасе де Квинтет и других. Позднее к исследованию наркомании подключились ученые-практики (Ф. Зертюрнер, У. Джеймс, Г. Дрессер, А. Хоффман и другие), которые при помощи химических средств, пытались провести «реабилитацию» первых наркозависимых, «отучив» их от пагубного пристрастия. Результатом деятельности Ф. Зертюрнера стало возникновение нового наркотического вещества - морфина.

Изучение наркотизма в XX веке осуществлялось в рамках девиантологии, где исследовался причинный комплекс наркотизма. К этой группе исследователей относятся: Р. Мертон, А. Коэн, У. Шелдон, А. Габиани, Я. Гилинский, Б. Левин, Л. Журавлева, М. Позднякова, Л. Кесельман, Л. Тимофеев, Э. Колесникова. Исследования наркотизма среди подростков и молодежи стало предметом изучения девианталогов в последнее время и связано с именами С. Бычкова, А. Гришко, И. Кирилллова, З. Коробкина, В. Попова, Ф. Ямбикова и других .

Проявление наркотизации более характерно для неблагополучных групп молодежи, но при этом встречаются также в благополучных. В рамках нашего эмпирического исследования выявлялось отношение молодежи к психоактивным веществам (ПАВ). С этой целью в качестве исследуемой группы приглашались студенты 1-5 курсов университета в возрасте от 17 до 23 лет. Всего в исследовании приняли участие 123 юношей и девушек, обучающихся в университете

В качестве объекта исследования рассматривалось отношение молодежи к ПАВ, предметом исследования выступала динамика отношения студентов к ПАВобучающихся на разных курсов.

В процессе планирования исследования предполагалось не только выявить отношения студентов к ПАВ, но и проследить динамику этого отношения у студентов разных курсов

Поскольку в качестве испытуемых привлекались студенты университета, то ожидалось, что отношение к ПАВ у студентов будет отрицательным.

Для оценки отношения студентов к ПАВ разработана программа исследования на диагностической основе, в которую включались анкеты, опросники и методика семантического дифференциала. Задачей исследования являлось создание скрининговой программы, в результате применения которой можно получить первоначальное представление об отношении к ПАВ.

Исследование реализовано с помощью следующих методик: опросника «Отношение к вредным привычкам», анкеты анонимного опроса подростков под редакцией Л.М. Захарова, М.А. Шалимовой, Л.И. Самошкиной, О.В. Липатовой .

На первом этапе исследовалось отношение студентов к вредным привычкам, для этого применялся опросник «Отношение к вредным привычкам». В результате было установлено, что на всех курсах наблюдаются высокие оценки по познавательной шкале, высокие результаты установлены на 4 курсе (5,45), низкие для студентов 3 курса (4,65), у остальных оценки находятся в пределах нормы. Это говорит о том, что у студентов верно сформированы представления о ПАВ. Оценки по эмоциональной шкале у всех студентов находятся на высоком уровне, наименьшая выраженность имеется на 5 курсе (4,8). При этом они не равнодушнык проблеме употребления ПАВ.Показатели по практической шкале находится на высоком уровне, что позволяет утверждать - для студентов потребность попробовать ПАВ не актуальна.

На втором этапе исследования применялся опросник, выявляющий, отношение к употреблению табака, алкоголя инаркотиков среди молодежи.

Обработка результатов исследования показали, что большинство студентов чаще всего проводят свое свободное время с друзьями (53 %), любят читать книги (47 %) и помогать по дому (47 %). Немногие студенты имеют хобби (28 %), смотрят телевизор (20 %), занимаются в спортивной секции (18 %).

В основном студенты не курят (83 %), остальные курят (13 %). Впервые попробовали сигарету в период с 13 до 15 лет – 21%, 18% студентов с 16 до 18 лет, 4-6 % до 10 лет и в период с 10 до 12 лет. В основном студенты попробовали сигарету всего несколько раз (29 %), ежедневно курят 8 %, регулярно 5 %.

Большинство студентов попробовали алкогольв 15-16 лет (45 %), в 13-14 лет 21 %, некоторые впервые употребили алкоголь до 10 лет, в 10-12 лет, в 17 и 18 лет (4-5 %). Студенты редко употребляют спиртные напитки, в том числе и пиво (44 %), 35 % выпивают алкоголь изредка (1-2 раза в месяц), 5 % 1-2 раза в неделю, 1 % студентов ежедневно или почти ежедневно.

Выяснение представлений студентов о наркотических веществах показывают, что студентам известны общеупотребительные названия наркотических веществ: 44 % - героин, 25 % - марихуана, 21 % - кокаин, 15 % - гашиш, 13 % - конопля, 12 % - амфетамин, 10 % - ЛСД, 8 % - никотин, опиум, 7 % - морфий, 6 % - травка, 5 % - насвай, спайс, психотропные вещества - 4 %, 3 % - клей. В меньшей степени студентамзнакомы тяжелые синтетические наркотики и новые наркотические вещества: ганжа, план, крокодил, экстази, галлюциногенные грибы, анаша, курительные смеси, антидепрессанты, дезоморфин, канабоиды, кодеин (2-1 %).

В основном все студенты знают про существование таких наркотиков как: героин, кокаин, марихуана, гашиш, ЛСД, конопля, амфетамин, никотин, опиум, спайс. Некоторые студенты, называют наркотические вещества, о которых не многие знают. Учащиеся второго и пятого курса больше остальных знают названия различных наркотических веществ.

В ближайшем окружении студентов (69 %) нет людей, употребляющие наркотики. 17 % утверждают, что такие люди есть, 12 % затрудняются ответить на этот вопрос.

В основном студенты не знают, где в городе можно купить наркотики - 85 %, 7 % - знают. Единичные студенты употребляли такие наркотики как травка, марихуана, гашиш (0,4 %-1 %). 6% студентов употребляли наркотики один раз в жизни, 2 % несколько раз (не более 5 раз).

Среди друзей у студентов есть знакомые, которые употребляю токсические вещества - 5 %,у 72 % таких знакомых нет, 20 % затрудняются ответить. В основном студенты не употребляют токсические вещества - 95 %, и лишь 1,4 ответили утвердительно.

В качестве причин, по которым студенты употребляют ПАВ были выделены следующие: 26 % - для усиления чувства радости по праздникам, событиям, 18 % - для улучшения настроения, 16 % - из-за неприятностей, чтобы забыть оних. 6 % - под влиянием друзей, за компанию, неудобно отказаться, нравятся приятные ощущения в состоянии опьянения, «хочется выпить», 4-3 % употребляют ПАВ, чтобы было легче иинтереснее общаться сдрузьями, знакомыми, просто так, от нечего делать, по праздникам.

Опасность употребления ПАВ отмечают 94 % студентов в связи с тем, что ПАВ принимать опасно, так как они разрушают здоровье. При этом они считают, что ПАВ вызывают психические расстройства (70 %), укорачивают жизнь (54 %), можно потерять друзей (50 %), близких, возникают проблемы сзаконом (37 %), можно заболеть СПИДом(19 %), считают, что отразится на потомстве, можно умереть (1 %-1,4 %).

В том случае если возникают проблемы, связанные скурением, употреблением алкоголя или наркотиков, знают ли студенты куда необходимо обращаться. В результате оценки были получены следующие данные: 51 % не знают, 46 % - знают, 16 % - обратились бы к врачам, 2 % - к учителям и родителям, 1 % - к друзьям.

С целью выявления динамики отношения к ПАВ у студентов и подтверждения выдвинутогов начале исследования предположения том, что отношение к ПАВ у студентов будет отрицательным,проводился сравнительный анализ показателей отношения на каждом курсе.

По результатам опросника «Отношение к вредным привычкам» было установлено, что у всех студентовправильно сформированы представления о ПАВ. Второй и третий курс отрицательно относятся к употреблению ПАВ, первый, четвертый, пятый курс менее озабочен данной проблемой. Следовательно, для студентов всех курсов не актуальна потребность попробовать ПАВ в настоящее время.

Одним из факторов употребления наркотических веществ является наличие свободного времени, которое заполняется в том числе и употреблением того или иного ПАВ. Первый, четвертый и пятый курс в основном предпочитают проводить свое В связи с этим оценивалось наличие свободного времени у студентов и те виды занятий, которые в свободное время предпочитают студенты. Полученные данные показывают, что в свободное время студенты предпочитают: проводить время вместе с друзьями (56-61 %), помогать по дому (40-50 %), большинство студентов второго и третьего курса читают любимую книгу (50-60 %), на пятом курсе многие студенты предпочитают смотреть телевизор (33 %), мало кто читает книги (24 %), занимаются в спортивной секции, уделяют время своему хобби, готовят, общаются в социальных сетях, слушают музыку (4-9 %).

Оценка склонности к курению показала, что увеличение процентной доли курящих,возрастает от первого курса к пятому (от 6 до 14 %).

Выявление возраста студентов, когда они выкурили первую сигарету показал, что многие студенты с первого по четвертый курс первый раз выкурили сигарету до 10 лет (5 %),с 10 до 12 лет (4 %).В основном молодежь впервые знакомятся с сигаретой в подростковом возрасте (39 %).

Сравнение показателей всех курсов позволяет утверждать, что студенты в основном попробовали сигарету всего несколько раз. На первом и втором курсе никто из студентов не курит ежедневно. Одинаковое количество студентов на всех курсах курят несколько раз в неделю (4-6 %).

Оценка употребления алкоголя показывает, что студенты с первый по пятый курс попробовали первый раз алкоголь в 15-16 лет (45 %). На втором месте находится возраст 13-14 лет (21 %). В отличие от остальных курсов, на втором все студенты пробовали алкоголь в разные возрастные периоды. На четвертом и пятом курсе несколько студентов попробовали впервые алкоголь лишь в 17-18 лет (5-10 %).

Частота употребления спиртных напитков является крайне редкой - несколько раз в год (52 %). Со второго по пятый курс 16% процентов выпивает алкоголь 1-2 раза в неделю. На третьем курсе есть учащиеся, которые пьют ежедневно или почти ежедневно (4 %).

Оценка употребления наркотиков в ближайшем окружении студентов показывает, что у большинства студентов нет таких знакомых: на втором (25 %) и третьем курсе (26 %) наибольшее количество студентов, у которых есть в ближайшем окружении наркоманы. Многие студенты второго (20 %), четвертого (14 %) и пятого курса (14 %) не знают, есть ли такие люди или нет. При этом на каждом курсе есть небольшое количество студентов, которые знают, где можно купить наркотики (6-10 %).

Оценка употребления наркотиков на разных курсах и частота их употребления выглядит следующим образом: на первом и четвертом курсе никто из студентов не употребляли наркотики, на втором курсе употребляли алкоголь (5 %), а также употребляли травку (4 %). Некоторые из студентов пятого курса употребляли марихуану (2 %), гашиш (5 %), травку (2 %). Следовательно, большинство студентов никогда не употребляли наркотические вещества, но есть небольшой процент студентов, которые употребляли наркотики один или несколько раз (5-9 %).

Отдельно рассматривалось употребление токсических веществ. На первом и третьем курсе никто из студентов не употребляет эти вещества. На втором, четвертом (5 %) и пятом курсах (2 %) есть небольшой процент употребляющих токсические вещества. В окружении студентов практически нет знакомых, которые употребляют токсические вещества. На первом, втором, третьем, пятом курсах небольшой процент учащихся уверены, что есть друзья, которые употребляют токсические вещества (5-9 %), на втором курсе большинство таких знакомых не имеет.

В качестве причин, которые студентыуказывают при употреблении ПАВ, были перечислены следующие: для усиления чувства радости, по праздникам, для улучшения настроения, некоторые студенты четвертого и пятого курса употребляют ПАВ от нечего делать (5 %). На студентов третьего, четвертого (4-5 %), пятого курсов (12 %) оказывают влияние друзья. Студенты первого, второго, третьего и четвертого курса принимают психоактивные вещества при возникновении неприятностей (6-10 %).

Студенты представляют себе последствия употребления ПАВ. В качестве таких последствий приводится следующие: укорачивают жизнь, вызывают психические расстройства, возникают проблемы с законом, можно заболеть СПИДом. Пятый курс считает, что это отразиться на потомстве (2 %).

Знание студента о том, куда можно обратиться за помощью выше на первом, втором и четвертом курсе (51 %). При этом к помощи других лиц (врачи, друзья, родители или учителя) обратились бы на третьем (61 %) и пятом курсе (55 %), хотя большинство студентов не знают, где могут помочь в подобной ситуации.

Таким образом , в процессе эмпирического отношения студентов к ПАВ верифицируется выдвинутое в начале исследования предположение о том, что отношение к употреблению ПАВ студентов в большинстве случае является отрицательным.

Анализ причин, которые приводят к употреблению наркотиков показывает, что это происходит с одной стороны, когда студенты испытывают напряжение, тревогу, либо фрустрированные каким-либо обстоятельствами; с другой стороны - желание обратиться к ПАВ возникает тогда, когда у студентов появляется свободное время, которое не заполнено общественно полезными видами деятельности.

В случае возникновении негативной ситуации приупотребления ПАВ многие студенты четко не представляют себе, куда необходимо обратиться и где можно получить помощь.

Установленное в процессе эмпирического исследования отношение студентов купотреблении ПАВ, позволяет сформулировать направления профилактики: организация досуга студентов свободное от занятий время, информация о мерах и видах помощи в случае возникновения негативной ситуации и представление информации о негативных последствиях потребления ПАВ.

Список литературы:

  1. Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие / М.В. Антонова, Н.А. Исаев, Е.В. Марковичева. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие Орел, 2003. - С. 25.
  2. Шалимова Н.А., Самошкина Л.И., Липатова О.В.; под ред. Захарова Л.М. Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков и раннее выявление «группы риска»: методические рекомендации дляпедагогов. Владимир 2013. - с. 42.

Среди множества проблем современной российской действительности все большую обеспокоенность и тревогу вызывает проблема массового распространения употребления наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) среди населения нашей страны и, прежде всего, среди молодежи. Статистика убедительно свидетельствует о том, что в последнее десятилетие ПАВ (наркотики, алкоголь, табак) стремительно проникают во все социальные слои населения вне зависимости от возраста, половой и национальной принадлежности, а также региона проживания.

Одной из тревожных особенностей, характеризующих ситуацию по потреблению ПАВ в России, являются темпы роста токсикоманов среди подростков. Так, по данным официальной статистики Минздрава России, в 2011 году из общего количества (2521391 чел.) больных, состоящих под диспансерным наблюдением психоневрологических и наркологических учреждений по поводу алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости, на каждые 100 тыс. подростков в поле зрения медицинских учреждений по причине употребления ПАВ приходилось 12596 чел., из них более 8,3 тыс. подростков злоупотребляющих наркотиками, и более 2 тыс. - алкоголем. Проблема профилактики злоупотребления психоактивными веще­ствами до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем наркологии. Неуклонный рост наркотизации и алкоголизации населения всего мира свидетельствует о необходимости интенсивной разработки новых современных концепций, отвечающих требованиям времени и условиям социальной среды.

В связи с вышеизложенным, в целях преодоления неблагоприятных тенденций в сложившейся ситуации с употреблением наркотических веществ и алкоголя среди подрастающего поколения создана программа «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)»

на 2013-2018 г.

Васильева И.К.-

Социальный педагог

ГБПОУ Некрасовского

Педколледжа№1

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ст.9 и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Программа разработана на основании государственной политики Российской Федерации, базирующейся на Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ (статьи 23, 63, 151, 188, 228, 229, 230, 231, 232, 234), Кодексе об административных правонарушениях (статьи 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 10.4, 10.5, 20.20, 20.22) и Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Законе Санкт-Петербурга «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге».

Среди множества проблем современной российской действительности все большую обеспокоенность и тревогу вызывает проблема массового распространения употребления наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) среди населения нашей страны и, прежде всего, среди молодежи. Статистика убедительно свидетельствует о том, что в последнее десятилетие ПАВ (наркотики, алкоголь, табак) стремительно проникают во все социальные слои населения вне зависимости от возраста, половой и национальной принадлежности, а также региона проживания.

Одной из тревожных особенностей, характеризующих ситуацию по потреблению ПАВ в России, являются темпы роста токсикоманов среди подростков. Так, по данным официальной статистики Минздрава России, в 2011 году из общего количества (2521391 чел.) больных, состоящих под диспансерным наблюдением психоневрологических и наркологических учреждений по поводу алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости, на каждые 100 тыс. подростков в поле зрения медицинских учреждений по причине употребления ПАВ приходилось 12596 чел., из них более 8,3 тыс. подростков злоупотребляющих наркотиками, и более 2 тыс. - алкоголем. Проблема профилактики злоупотребления психоактивными веществами до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем наркологии. Неуклонный рост наркотизации и алкоголизации населения всего мира свидетельствует о необходимости интенсивной разработки новых современных концепций, отвечающих требованиям времени и условиям социальной среды.

В связи с вышеизложенным, в целях преодоления неблагоприятных тенденций в сложившейся ситуации с употреблением наркотических веществ и алкоголя среди подрастающего поколения создана программа «Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи».

Профилактика употребления ПАВ среди подростков является неотъемлемой частью всей системы воспитания в образовательном учрждении, которая обеспечивает решение не только собственных антинаркогенных, но также и общих задач воспитания. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому и алкогольному давлению среды имеет актуальное значение, поскольку рост наркомании достигает в настоящее время угрожающих размеров.

Основными моментами в профилактической работе среди подростков являются:

- обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

Формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и последствиям их употребления.

Переключение и закрепление интересов учащихся на позитивное влияние окружающего социума.

В связи с этим можно определить конечную цель профилактической работы в колледже: формирование навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

Задачи профилактической работы:

1 повышение социальной активности, способствующей формированию здорового образа жизни.

2.Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и формированию здорового образа жизни.

3.Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ

4.Формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения: осознание требований нравственных норм, принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей, волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, ответственность за мотивы и последствия действия.

Сроки и этапы реализации:

Программа рассчитана на 2013-2018 г.

Этапы реализации программы в рамках предлагаемой концепции:

2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебные года.

Основные исполнители программы : социальный педагог, преподаватель ОБЖ, физиологии, инициативные студенты колледжа.

Второстепенные исполнители программы: психологи, врачи, кураторы, зам.дир.по ВР.

Социальные партнеры: ГЦМП «Музей гигиены», СПб ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ», РГПУ им. Герцена.

Программа предлагает работу по двум направлениям:

Информационно-практическое направление (для студентов 15-18 лет)

Информационно практическое направление с молодежью представляет собой групповые занятия с применениями активных форм работы, таких как создание проблемных ситуаций, ситуаций активного поиска, размышления, противоречивости суждений, мыслительного напряжения. Предлагаемая на занятиях информация углубляет знания учащихся, формирует проблемный уровень понимания и приводит к переосмыслению своего отношения к вопросам наркотизации, алкоголизации и табакокурения.

Активнодеятельное (для студентов 18 лет и старше)

В ходе занятий определяется группа студентов, способных к активному участию в профилактической работе, которые проводят в колледже деловые игры, классные часы, участвую в городских конфер енциями и фестивалях, конкурсах, с оздание условий для участия подростков в комплексе практических профилак тических мероприятиях по предупреждению употребления ПАВ (участие в разработке и проведении игровых познавательных и тренинговых мероприятиях для младших школьников) .

Ожидаемые результаты:

Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности;
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде;
- формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- проявление интереса к участию в профилактической работе;

Представление о природе химической зависимости;

Умение увидеть манипуляции со стороны распространителей наркотиков;

Осознание личной ответственности и заинтересованности каждого за свой выбор;

Учебно-тематический план

Занятие 3.

Проведение родительских собраний по ознакомлению с планируемыми профилактическими мероприятиями, направленными на выявление фактов употребления и распространения наркотиков

Тренинг для родителей.

Познакомить с историей возникновения табака, тренировать способы адекватного поведения родителей в разных ситуациях, связанными с употреблением ПАВ детьми.

Занятие 4.

Кинолекторий «ЗОЖ - мой выбор»

Просмотр мини роликов, созданные студентами-активистами.

Занятие 5.

«Приём наркотика - всегда полёт, но в конце - всегда падение»

Основные понятия: виды наркотиков и характер их воздействия на психику человека; состояние «полета» и состояние после этого – состояние «падения»; наркомания и токсикомания; психологическая зависимость от наркотика.

Занятие 6.

Анкетирование «Рискованное поведение»

Проводит Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».

Занятие 7.

«Профилактика делинквентного поведения»

Лекцию проводит инспектор ОДН.

Занятие 8.

« Профилактика алкоголизма в подростковой среде»

Мини – лекция о вреде алкоголизма. Показать из чего состоит пиво, полезно ли пиво для сердца, кишечника, влияние пива деторождение.

Занятие 9.

«Пиво - молодежный напиток?»

Как спортсмены относятся к пиву

Занятие 10.

Всемирный день без табака.

« Курение-дело серьезное!

Понятия: «лицо курильщика» «кислородное голодание». Дать представление о влиянии курения на молодую кожу, о внешности курильщика: у табакомана с большим стажем скулы значительно выступают вперед, резко обозначены носогубные борозды, а от углов рта под правильным углом отходят две симметричные складки. Кроме того, у него резко выражена морщинистость вокруг глаз.

Ролевая игра в «Устный журнал». Предоставление информации для размышления: об истории возникновении табакокурения, о составляющих сигареты, мифы о курении (о пользе курения), материальная выгода продавцов сигарет (реклама), влияние курения на организма человека (медицинские данные). Демонстрация опыта табакокурильщика.

Занятие11.

Тренинг« Как влияет курение на молодой организм».

Формирование навыков отрицательного отношения к курению, дать представление о влиянии курения на молодой организм, детородные органы.

Занятие12.

Кинолекторий «Нарко Стоп»

Просмотр фильма «Черная полоса»

Обсуждение фильма.

Занятие13.

«Распространение наркомании»

Причины употребления психоактивных веществ. Анализ наиболее часто встречаемых причин. Развенчание мифов применения психоактивных веществ (упражнение «Мифы»). Определение особенностей состояния зависимого человека через игру «Марионетка». Выработка стратегий уверенного отказа от применения психоактивных веществ «Как сказать «НЕТ»».

Занятие14.

«СПИД и здоровье. Я выбираю здоровье»

Проводит СПб ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».

Занятие15.

Преступность и наркотики

Проводит ГОСНАРКОКОНТРОЛЬ и Наркодиспансер.

Занятие16.

Профилактическая социодрама.

«Умей противостоять зависимостям»

Выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

Занятие17.

«Профилактика правонарушений среди молодежи»

Знакомство с Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Занятие18.

« Скажи « нет!» ПАВ!».

Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики. Познакомить с различными способами уверенного отказа. Тренировать способы отказа от ПАВ.

Повесьте плакат « Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с участниками и обсудите их.

1. если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2. отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3. настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6. не оскорбляйте и не будьте агрессивными.

Занятие19.

«Пути достижения жизненных целей»

Упражнения, направленные на актуализацию знаний о здоровье. Презентация теоретического материала – выступление обучающихся с заранее подготовленными информационными сообщениями о составляющих здорового образа жизни. Выполнение работы в группах «Что же такое ЗОЖ?» . Работа, направленная на осознание жизненных целей и путей их достижения.

Акция «Меняю сигарету на конфету»

Мероприятие, направленное на профилактику заболеваний, причинно связанных с табакокурением, и активизации работы по пропаганде здорового образа жизни среди студентов. В качестве наглядного материала выступают плакаты «Организм курильщика», памятки, буклеты и антитабачные стикеры, предоставленные Городским центром медицинской профилактики.

Классные часы по ЗОЖ.

Совместно с социальным педагогом студенты разрабатывают и проводят студенты, способные к активному участию в профилактической работе, для младших школьников.

Список использованной литературы.

1. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.

2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.

3. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.

4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.

6. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.

7. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.

8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.

9. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.

10. Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.

11. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.


Употребление алкоголя и наркотиков, а также курение табака являются серьезными медико-социальными проблемами, которые ложатся тяжелым бременем на здравоохранение, общество и экономику. Употребление этих веществ является значимым фактором риска преждевременной смерти и инвалидности. Так, в частности, употребление табака является второй причиной смерти населения в мире. В настоящее время табакокурение несет ответственность за смерть 12% взрослого населения, что в совокупности составляет около 5,4 млн. случаев смерти ежегодно (1, 2).

Для получения достоверных данных, отражающих реальную ситуацию с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) необходимо учитывать медицинскую статистику (сведения о больных, обратившихся за помощью в государственные наркологические учреждения), статистику силовых структур и данные профилактических исследований (3).

Мы провели анализ профилактических осмотров, проведенных подростковым отделением городского наркологического центра медико-социальной коррекции.

Таблица 1. Данные профилактических осмотров, проведенных врачами подросткового отделения ГНЦМСК за 2009 и 9 мес. 2010 г.г.

Учитывая, что от начала употребления до возникновения потребности в лечении проходит значительный период времени, мы согласны с мнением, что текущую ситуацию возможно прояснить с помощью опросов и анкетирования (3).

Нами проведено социологическое исследование 6785 детей и подростков, осмотренных во время профилактических осмотров в 2009 -2010 годах.

Возраст респондентов от 10 до 18 лет. Обследование проводилось среди учащихся 3 – 9 – классов и учащихся 1- х курсов колледжей.

Таблица 2 Характеристика распространенности курения среди учащихся

Как показал анализ полученных данных, 20% учащихся школ уже приобщились к курению. Во время профилактических осмотров мы выяснили также, что значительная часть детей подвержена пассивному курению. Так, выявлено, что 27,6% из них проживают в семьях, где курят в их присутствии, а у 38,8% члены семьи курят вне дома. У 56,6 % учащихся курят один или оба родителя, у 70% — курят друзья.

Ситуация с табакокурением в образовательных учреждениях диктует необходимость разработки целевой программы по борьбе с курением среди детей и подростков.

Как известно из опыта многих стран, одним из действенных мер является разъяснительная работа с активным подключением средств массовой информации. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются демонстрация антитабачных роликов, теле- и радиопередачи о вреде табакокурения, информационно- образовательные материалы (буклеты, плакаты и т. д.).

Как следует из табл.1 относительное число детей, взятых на проф.учет уменьшилось, также как и соответствующие показатели по употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, и табачных изделий.

Однако, эти данные могут не соответствовать реальной ситуации.

Наркотические и токсические вещества, воздействующие на психику, и употребление которых запрещено законом, представляют собой серьезную проблему для общества и несут вред здоровью и жизни как лицам, которые их употребляют так и их ближайшему окружению.

Таблица 3 Наличие у респондентов, взятых на проф.учет, знакомых и друзей, употребляющих наркотики

Обращает на себя внимание, что большее число лиц, имеющих знакомых людей, которые употребляют наркотики и другие психоактивные вещества, отмечено среди учащихся 10- 11 классов и учащихся колледжей.

В последние годы в нашей республике активно обсуждается вопрос о введении обязательного тестирования на наркотики среди учащейся молодежи. При опросе родителей более половины положительно оценили эту акцию.

Заключение

Результаты профилактических осмотров и проведенное социологическое исследование позволили сделать несколько выводов.

Среди детей и подростков г. Алматы высокая распространенность табакокурения.

Родители курящих подростков считают, что санитарно- просветительная работа должна иметь активные формы и повышение цен на табачные изделия может повлиять на снижение распространенности курения.

Данные медицинской статистики (обращение родителей и самих подростков в наркологические учреждения) далеко не полностью отражают реальную ситуацию с употреблением психоактивных веществ.

Больше половины опрошенных родителей поддерживают идею обязательного тестирования учащейся молодежи на предмет потребления наркотиков.

Литература:

  1. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде состояние, тенденции, профилактика. – М.ЦСП, 2004.- 504 с.
  2. Журавлева И.В. Здоровье подростков социологический анализ. – М Институт социологии РАН, 2002.
  3. Кошкина Е.А., Вышинский К.В., Павловская Н.И. и др. Особенности потребления психоактивных веществ среди населения отдельных регионов России. Ж. « Наркология» №4, 2010, с.16- 23.

Балалар мен жасөспірімдердің психобелсенді заттарды қабылдауын сараптау

Мухамбетова Г.З.

Осы мақалада 2009-2010 жылдары балалармен жасөспірімдерді алдынала қарап тексеру қалалық дәрігерлік- әлеуметтік түзету наркологиялық орталықтың жасөспірімдер бөлемінің дәрігерлерімен жүргізілген. Барлығы 10-18 жас аралығындағы 7340 қаралып әлеуметтік тексерулер қатар жүргізілді.

The analysis of psychoactive drugs usage on children and teenagers

Muchanbetova G.Z.

The results of preventive observation of children and teenagers in period of 2009-2010 years are displayed in this article. The observation was held by doctors of children department of city narcological centre of medical and social correction. 7340 children in age of 10-18 years were observed, also among them was held sociological research.

Социологи, медики, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие три-пять лет, отмечают динамику ее роста и усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Называются и причины этого явления. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку, который ориентирован на «раскручивание» потребительского спроса нашей молодежи.

Наиболее значимыми причинами для употребления психотропных веществ являются социальные трудности в семье, школе, в условиях неорганизованного свободного времени. Употребление любого психотропного вещества вначале нельзя назвать приятным - тошнота, рвота, головокружение, бледность, плохое общее самочувствие. Однако предлагающими "старшими товарищами" это расценивается как необходимый элемент приобщения к избранникам. После второго - третьего употребления влечения еще нет, но каждый раз организм реагирует раздражительностью, плохим сном и аппетитом, нарушениями обычных социальных правил. Школьник пропускает занятия, становится недисциплинированным, замкнутым и угрюмым .

Наиболее распространенная классификация причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического .

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные.

К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадаптационного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения. К традиционным причинам, повлиявшим на всплеск интереса к наркотикам в нашей стране, и в первую очередь, как мы уже отмечали, в молодежной среде, явился долгое время существовавший запретно-карательный механизм действия различных социальных институтов в отношении лиц, употреблявших наркотики.

К традиционным причинам можно отнести и сложившееся в нашей стране толерантное отношение среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Россия всегда считалась страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культурных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению .

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.

Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том числе огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам;

Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

Стремление соответствовать значимой для подростка Группе сверстников;

Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенную или заниженную самооценку, Повышенную конформность, неустойчивость характера);

«протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

Самодеструктивное поведение;

Любопытство;

Подчинение давлению и угрозам.

Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами .

Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными. Этими факторами могут быть:

Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний;

Неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;

Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

Неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

Неудачное участие в школьных мероприятиях;

Неспособность справиться с общественными задачами;

Принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;

Позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

Крепкие семейные узы;

Положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

Успех в школьных мероприятиях;

Крепкая связь с социальными институтами - например, семьей, школой, религиозными общинами;

Соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Другие факторы, такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками и убеждение, что употребление наркотиков в общем не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики .

Широкое распространение наркомании во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности .

Существует много теорий, так или иначе объясняющих причины наркомании:

1.психоактивное вещество стало необходимым компонентом обмена веществ;

2.ряд психоактивных веществ не чужеродны организму, т.к. в малых дозах они продуцируются различными клетками и тканями (алкоголь, опиаты);

3. социальная психология в основе наркологической зависимости видит остатки архаического мышления и связанный с ним психологический настрой, создающий иллюзии защищенности и психологического комфорта. В современном виде это тосты за здоровье, успех, различные обряды по юбилеям, важным событиям, подсознательно адресованные к вере в неясные силы, которые могут защитить или обеспечить успех .

Особое значение в современных социальных условиях приобретает увлечение наркотиками детей и подростков. Нередко в "рядах" наркоманов оказываются дети в возрасте 12 -13 лет. Удел молодого поколения- неалкогольные психотропные вещества. К ним относятся ненаркотические лекарственные препараты (транквилизаторы, циклодол, эфедрин и др.), бытовая химия. Они легко доступны и дешевы.

Особую тревогу вызывает резкое “омоложение” контингента наркозависимых. Поэтому, важное значение представляет выявление склонности подростка к наркотической зависимости ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни.

Таким образом, к причинам наркотической зависимости в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности, социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку. Также необходимо отметить, что, психологические особенности личности подростка - риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, возможность и характер суицида, алкоголизация являются риском начала употребления наркотических средств, что также является причиной склонности подростка к наркотической зависимости.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх