Тип речи: описание, повествование, рассуждение. Тип речи описание: примеры. Типы речи: описание, повествование, рассуждение

один из типов функционально-смысловой организации текста (наряду с повествованием и рассуждением). Описание – это статичная картина, изображение чего-либо: человека (портрет), природы (пейзаж), обстановки действия и пр. По способам организации текста описания делятся на индуктивные (от части к целому, напр. описание комнаты Ильи Ильича Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов») и дедуктивные (от целого к части, напр. описание Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»). По способу сочетания с основным текстом произведения описания делятся на статические (описание, прерывающее развитие действия, достаточно большое по объему, напр. описание парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные») и динамические (описание, включенное в развитие действия, напр. описание природы через восприятие героя в рассказе А. П. Чехова «Степь»). В произведениях, основанных на приключенческом, захватывающем сюжете (детектив, авантюрный роман и т. п.) описания встречаются крайне редко, т. к. задача автора – постоянно подогревать интерес читателя к действиям. В лирике и прозе встречаются произведения, построенные целиком на описании (напр., «Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державина).

один из этапов эмпирического познания, упорядоченное изложение фактов, с целью вызвать ясное и отчетливое представление о них. Описание интересует, «что» и «как», а также «почему» и «отчего» (т. е. каковы причины). Латинский аналог понятия - дескрипция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПИСАНИЕ

Существует три возможных способа мысленного постижения действительности. Это - каузальный, феноменологический и "бытийственный". В первом способе вещь объясняется с процессуальной стороны, т. е. с причинно-следственной т. зр. В этом отношении вещь видится в качестве посредника (звена в цепи), но не в качестве чего-то самодовлеющего. Феноменологический способ О. предполагает осмысление вещи внутри себя самой как структуры и формы. И, наконец, третий, "бытийственный", способ требует предельно "объективного", независимого от субъекта охвата вещи, включающего всю совокупность "энергий" и "сил", явивших ее к бытию. Господство того или иного способа постижения действительности характеризует то или иное жизнеотношение в определенную культурноисторическую эпоху. Так, новоевропейская "научность", в противоположность античной, в особенности на стадии своего становления, принципиально основывалась на решающем перевесе наблюдения каузальных связей. В центре был поставлен эксперимент, ориентированный не на образ, а на эффект, на познание причины из "причиненного" следствия. Именно эта эпоха проводит экспансию объяснительного метода, как подведения особенного под всеобщее, во все виды человеческого знания, обесценивая способ О., под которым оно видит лишь схватывание единичного. Дело существенно меняется по мере углубления методов исследования в области исторических, феноменологических, герменевтических, лингвистических и т. п. наук. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико стремится утвердить другой фундамент для познания, заявляя, что исторический мир, создаваемый человеком, является более доступным для выявления "первых причин", чем мир природы. Различие "наук о духе" и "наук о природе" резко ставится в неокантианстве: Виндельбанд противопоставляет номотетические науки и идиографические. Их различие объясняется противоположностью методов: естествознание генерализует, подводя факты под всеобщие законы; "науки о культуре" - индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики "наук о духе" как наук понимающих, ориентированных на истолкование особенностей и внутреннего смысла культурных традиций и текстов, имело место в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея.

Метод О. обнаружил свои перспективы в феноменологии Э. Гуссерля. Он подразумевал обращение не к чувственному и опытному видению вещи, а ее интенциональному представлению. Описать воспринятое как таковое в феноменологическом аспекте - это значит на данном экземпляре, например, воспринятом доме, проследить различные дескриптивные измерения, которые принадлежат к каждой ноэме, включая ее онтический состав и все, находящиеся вне опыта признаки дома, предуказанные "горизонтным сознанием". Феноменологический метод состоит в О. сущности "себя-показывающего". Согласно герменевтике, эти сущности предпосланы как нечто понимаемое, но до их "направленного видения" они находятся в скрытом состоянии и поэтому требуют своего истолкования. М. Хайдеггером было показано, что т. н. точные науки также зиждятся на невысказанной онтологии. Хайдеггер различал анализ и аналитику. Первый касается оптической области (отношений вещей сущего), второй - онтологической области (экзистенциальных отношений). Анализу присуще обращение к причине, породившей предмет, т. е. он включает расчленение его на составляющие и их каузальное объяснение. Аналитика ставит себе в задачи в некоей связности описывать показывающиеся экзистенциальные общественно-исторические и индивидуальные существования. Но в естественных науках, опирающихся на анализ, в действительности не существует некоего объективного содержания. Ибо то, что в классической физике зовется природой, обозначается как равномерная прямолинейная связность движения точек массы. Благодаря этому допущению, произведенному человеком, природа представляется через свою законосообразность и становится предметом для возможных исчислений и предсказаний всех процессов. Кроме того, в качестве объективного критерия наука выдвигает эксперимент. Однако предмет в нем исследуется через заранее определяющую природу теорию. А это означает, что через фактический итог эксперимента подтверждается правильность теоретического высказывания. "Объективная чистота" эксперимента и факта оказывается несбыточным раем для естественных наук, а анализ экзистенциально-онтологически укорененным в аналитике.

В лингвистике переход на описательную модель был ознаменован открытием произвольного характера связи между означающим и означаемым в знаке и еще более определенно - между знаком и обозначаемым им объектом. Представление о несвободе говорящего "перед лиВДм знака", составные части которого - означаемое, означающее, объект - связаны беспрекословной волей социального закона, сменилось представлением о свободе говорящего, в силах которого - в известных пределах - изменять эти связи. Отходом от "естественности" связи между означающим и означаемым одновременно отвергалась "естественность" и "единственность" логики жизни и поведения человека, что открывало простор для их теоретического моделирования. Знак перестал казаться выражением реальности, а выступил, скорее, в роли ее означающего начала.

Значительным вкладом в развитие принципов О. явилась "теория дескрипций" Б. Рассела. Под дескрипциями (описаниями) он понимал специфические конструкции в естественных и логических языках, выполняющие ту же роль, что и называние собственным именем. Т. е. дескрипция - это способ языковой индивидуации объектов. В естественных языках аналогами дескрипции являются артикли - соответственно определенный (определенные дескрипции) и неопределенный (неопределенные дескрипции). В логических языках дескрипции вводятся специальными операторами дескрипции или предикатными формулами, включающими функциональные символы и символ тождества (равенства). Рассел предложил различать два объекта: 1) имя, являющееся простым символом, прямо обозначающим индивидный объект, который и составляет значение имени, существующее само по себе и не зависящее от других слов; 2) дескрипцию, состоящую из нескольких слов с фиксированными значениями, из которых создается то, что может быть принято за "значение" дескрипции. Оказалось, что суждение, содержащее дескрипцию, не тождественно суждению, в котором дескрипция заменена именем, даже если это последнее именует тот же объект, который дескрипция описывает. В этом случае чаще всего имена фигурируют в функции дескрипции: индивид ими не именуется, а описывается как носитель соответствующего имени. Когда имя употреблено по назначению, т. е. только для указания на предмет речи, оно не является частью ни утверждаемого нами факта, ни лжи, если наше утверждение окажется ошибочным, - оно не больше чем элемент той системы символов, которой мы пользуемся, чтобы выразить мысль. Рассел считает, что в любом знании, выраженном словами, не могут фигурировать никакие имена в строгом смысле этого термина, и то, что кажется именем, на самом деле является дескрипцией. Рассел различал О. и "знакомство", полагая, что первое никогда не может быть полным, тогда как второе дает нам нечто большее, чем О.

Л. Витгенштейн возражал, полагая, что "высказывание" утверждает все, что следует из него. "То, что ищут в пространстве ("пространство" в этом смысле означает все, в чем должны быть уверены для того, чтобы быть в состоянии задать вопрос. - Авт.), должно полностью поддаваться описанию: описание должно быть в состоянии дать мне все, что я последовательно обнаруживаю" (Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930 - 1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993, с. 289). Согласно Витгенштейну, естественный язык является источником образования "форм жизни", под которыми он понимал формы социокультурного общения (включая и экстралингвистический компонент). "Формы жизни" у Витгенштейна, соответствующие "жизненным мирам" Гуссерля, подчинены не правилам синтеза сознания, а правилам грамматики языковых игр. "Формы жизни" принципиально замкнуты и не могут быть подвержены объяснению, поскольку их внутренние связи носят характер конвенций и они не являются обозначением фактов действительности, с которыми имеет дело естествознание. Впрочем, и наука также является одной из "форм жизни". "Формы жизни" могут лишь "показываться", и понимать значение слов, заключенных в них, означает умение описывать употребление этих слов, т. е. описывать те совместные действия, в которых участвуют носители языка.

Наиболее продуктивными в научном отношении можно считать попытки, преодолевающие противопоставление "описательного" и "объяснительного" подходов, которые делались в направлении релятивизации номотетики и идиографии и признании их дополнительности (концепция "идеальных типов" М. Вебера); в направлении приведения духа и природы к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль); в направлении экзистенциально-онтологической интерпретации "понимания", по отношению к которому "объяснение" выступает как один из моментов (Хайде.тер); в направлении универсализации герменевтики (Г. Гадамер); в направлении рассмотрения их как двух аспектов понимания (П. Рикер); выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки.

Итак, О. предполагает: 1) осмысление объекта, исходящее из его индивидных особенностей; 2) объект О. не может быть окончательно заранее дан, а формируется в ходе О.; 3) в О. мир типизируется прежде всего не в форме предикатов, и даже не в форме событий в "чистом виде", а в форме индивидов, т. е. событие приобретает обобщенную форму, приурочиваясь к какому-либо лицу; 4) О., с эпистемологической т. зр., обязательно должно включать момент объяснения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое тип речи? Типы текста в – это классификация речи по функционально-смысловому значению. Правильным ответом на вопрос «Какие бывают типы речи в языке?» будет перечисление этих типов – повествование, описание и рассуждение .

Вконтакте

Типы речи

Повествование – это тип речи, упоминающий последовательность явлений или событий (как началось и чем закончилось), поэтому преобладающей частью речи здесь будет . Повествование – это рассказ о чем-то, который ведется от 1-го (выражено личным «я») или от 3-го лица (авторское повествование). В повествовании всегда есть завязка (начало), развитие событий и развязка (конец). Но необязательно структура должна быть именно такой, есть и неподходящие под эту категорию тексты.

Вот пример повествовательного текста: «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.

Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» (отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»).

Другие типы речи в русском языке – описание и рассуждение .

В описании упоминаются различные объекты, личности, звери, птицы, природа – под описание может подойти любой живой или неживой предмет. Тексты-описания отвечают на вопрос «Какой он?» или «Что с ним происходит?». В основе такого типа речи лежит список временных или неизменных качеств объекта или явления.

К примеру, если мы описываем внешность человека, то обязательно остановимся на чертах лица (глаза, нос, губы, цвет волос, прическа и пр.), его одежде, характере, привычках и др.; если это будет описание помещения, то мы отметим размеры, внутреннее оформление (цвет стен, мебель, планировку и пр.); пейзаж будет наполнен изображением деревьев, травы, неба, солнца, погоды и т. д.

Описание используется в любом стиле речи, различаться оно будет только тем, что, к примеру, в научном стиле оно будет «сухим», а в художественном наполнено различными оборотами речи. «Кот мохнатый, лапка у него мягонькая да ноготок востер. Ушки маленькие, да чуткие. Глаза горят, как огни» (Г. Науменко).

Рассуждение – это тип речи, в котором освещаются источники событий и феноменов, их двустороннее взаимодействие. Применительно к этому типу задаются вопросы «Зачем?» и «Почему?», т. е. рассуждение – это доказательство или объяснение своей точки зрения.

В этом типе речи есть условная схема образования – (то, что надо доказать), аргументация и выводы. Тезис в рассуждении должен быть четко сформулирован, а между всеми частями должна прослеживаться логическая связь. Вы как бы спрашиваете: «Почему предмет такой и почему к нему такое отношение?». Образцом рассуждения как типа речи может служить следующий текс т: «Почему красный цвет светофора – запрещающий? Потому что красный цвет – сигнал опасности.

Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. Он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим» (Г. Рюмин).

Внимание! В одном тексте может сочетаться сразу несколько типов или стилей речи (если мы говорим о больших романах).

Стили речи

Какой бывает наша речь? Стиль речи – это применение языковой манеры в определенной коммуникативной ситуации. В зависимости от целей высказывания различают устный стиль речи и книжный .

Устный стиль речи, или, как его еще называют, разговорный – это непосредственное общение, а в широком смысле – любая звучащая речь. Это разговоры в неофициальной обстановке (с близкими, друзьями, знакомыми), дружеская переписка.

Также его часто можно встретить в письменных текстах в диалогической речи героев, он придает реальность происходящему.

Главной чертой устной речи как стиля является простота фраз, незамысловатость, выразительность . Но даже в разговорной речи возможно присутствие научных терминов или специфической лексики (например, юридической или медицинской), все зависит от того, о чем люди ведут разговор. Довольно часто встречается разговорная лексика – «работяга», «дармоед», «докторша», «телек» и т.д.

Собеседники используют упрощенные фразы и предложения (сейчас – щас, здравствуйте – здрасьте), могут перескакивать с темы на тему, при этом теряя логическую цепочку своего разговора, могут перебивать друг друга и т. д. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.

Жестикуляция также присуща этому стилю. Трудно представить беседу людей, сидящих неподвижно или стоящих в позе команды «Смирно!» – руки по швам и не шевелиться.

К рукописным образцам принадлежат эссе, очерки, заметки .

Книжный стиль подразделяется на четыре типа:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный.

Научный стиль используется в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях, научных трудах, монографиях, аннотациях, рецензиях, в курсовых, дипломных, докторских исследованиях – во всем, что имеет базу, основанную на научных фактах. В устной форме он используется в докладах и лекциях. Основной его функцией является достоверная передача научных фактов .

Характерные признаки научного стиля – специфическая терминология, монотонность речи и сложные синтаксические конструкции. При этом все научные работы имеют четко выраженную логическую структуру.

Например , «Слово «витамин» – международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни» (Л. Успенский).

Официально-деловой – это стиль различных документов (справок, актов, расписок, постановлений, приказов). Его часто можно встретить в повседневной жизни, например, в инструкциях к лечебным препаратам. Основная его функция – четкая подача официальной информации .

Для официально-деловых документов характерной чертой является полное наименование:

  • государств, госорганов, госучреждений, предприятий;
  • точное определение датировок, величин, чисел, размеров.

Слова и фразы в этом стиле употребляются исключительно в их прямом значении, не допускается употребление в тексте художественных приемов. Из-за «сухой» подачи и отсутствия эмоциональности при подаче информации тексты становятся сложными для восприятия.

Во всех официальных документах наблюдается четко выстроенная логическая структура подачи информации .

Ознакомьтесь с примерами:

Уважаемые посетители!

Ближайшая аптека нашей сети находится по адресу ул. Качинская, 4 и работает круглосуточно и без выходных.

Администрация

Дана ……………………………….

в том, что он (она) действительно является студентом ……… курса МГУ.

Справка дана для предъявления в ……………………

Ректор …………………………

Публицистический стиль – это официальный стиль газет, журналов, новостей, т. е. средств массовой информации, а также общественных деятелей и журналистов. Основные его цели – убеждение и призыв читателя и слушателя к чему-то.

Для публицистического стиля характерно использование фразеологизмов и описательных оборотов, что способствует эмоциональности и образности, широкого диапазона употребляемой лексики, но это не убавляет официальности речи.

Определять этот стиль будет такое качество, как оценочность – к примеру, репортер в прямом эфире может выразить свое личное мнение относительно происходящих событий. Благодаря этим факторам публицистический стиль легок для восприятия.

Художественному стилю принадлежат стихотворения, варианты повествовательных текстов, очерки, сочинения, поэмы и т. д. – произведения художественной литературы. Здесь писатель описывает словесно различные образы с помощью тропов – , эпитетов, сравнений. Автор использует этот стиль для самовыражения эмоций, чувств, образов и явлений.

Внимание! В художественном стиле могут быть использованы и другие стили речи – все зависит от тематики написанного произведения. С этими стилями заимствуется и соответствующая лексика.

Особое внимание уделяется деталям происходящего. Художественный стиль не столько рассказывает, сколько дает ощутить атмосферу , мысленно перенестись в те места, о которых повествует рассказчик, прочувствовать его личное настроение.

Все перечисленное делает художественный стиль гибким, т. к. он содержит минимум ограничений и максимум возможностей для полета фантазии.

«Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого» (М. Пришвин).

Стили речи в русском языке

Типы речи, что это, какие бывают

Вывод

В этой статье мы рассмотрели вопросы «Что такое тип речи?» и «Чем типы отличаются от стилей?». Каждый тип вбирает в себя стилистику в зависимости от цели высказывания. Определить стиль и тип будет несложно – каждый человек в большей или меньшей степени встречается с ними ежедневно.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Тип речи — это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности.

В соответствии с этими целями лингвисты выделяют три типа речи : описание, повествование, рассуждение.

Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности.

  • Какова последовательность действий (событий)?
  • Что происходило сначала и что происходило потом?

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).

Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • экспозиция (не всегда есть),
  • завязка,
  • развитие действия,
  • кульминация,
  • развязка.

Экспозиция:

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Завязка:

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

Развитие действия:

Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.

Кульминация:

Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.

Развязка:

Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.Ю.Лермонтов).

Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

  • Каков предмет описания?
  • Как он выглядит?
  • Какие признаки для него характерны?

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • общее впечатление (или общий признак),
  • признаки предмета, человека, явления или животного.

Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:

Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

  • Почему?
  • В чем причина данного явления?
  • Что из этого следует?
  • Каковы следствия данного явления?
  • Что оно значит?

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:

  • тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
  • обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
  • вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Примечания:

  • Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. Например, в отрывке из повести К. Паустовского «Золотая роза» последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение.:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

  • В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Источники:

  • Раздел «Типы речи» в учебнике Е.И. Литневской «Русский язык»

Дополнительно о тексте и типах речи на сайте licey.net:

    • Упражнения к теме « Основные правила построения текста
    • Упражнения к теме « Функционально-смысловые типы текстов
  • Текст-описание и его виды
    • Упражнения к теме « Текст-описание и его виды
    • Упражнения к теме « Текст-повествование и его виды


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх