Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Три типа нервной системы человека

Человек устроен так, что он практически ежедневно переживает за своих близких и беспокоится о важных для него вещах, ведь современная жизнь постоянно подкидывает ему стрессовые ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на центральную, а также вегетативную нервную систему. Причем подобное воздействие не проходит бесследно. Негативные эмоции приводят к развитию физических и психических патологий. Ведь нам известно, что «все болезни от нервов».

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.

Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.

Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.

При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.

Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.

При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом - регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека - главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.

А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.

  1. Биологические предпосылки: оба типа реакции - и "+" и "-" - отличаются преобладанием характеристик слабого типа высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип: черты инфантилизма и отсутствие ярко сраженной мужской или женской дифференцированности. Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, а h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности. Тип реагирования - сензитивный, меланхолический.
  3. Характерологические особенности. Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья; их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.
  4. Личностные свойства. Тревожность, при h- сочетающаяся с пессимистичностью, ведущая потребность - аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни - в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Вариант h+ выявляет напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это - ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды, а вариант h- означает фрустрированность аффилиативной потребности, реализации которой мешают внутренние запреты (табу), в связи с чем возникает эмоциональный дискомфорт и происходит сублимация этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности. Однако набор индивидуально-личностных свойств здесь тот же, что и при h+. Ведущий мотив - избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.
  5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями. Лица, дающие преимущественно реакции типа h+, наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста. При наличии таланта успешно реализуют себя в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при h+), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией. Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры. При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном "Я" (показатели фактора k) выражен интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.
  6. Социальная активность. Оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h+) или общества в целом (h-).
  7. Болезненная деформация влечения. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации и других сексуальных инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.
  8. Как было установлено в экспериментальном исследовании, фактор h позитивно коррелирует с значимым выбором 5-го цветового эталона метода цветовых выборов МЦВ (адаптированного теста Люшера) и 5-й шкалы СМИЛ (MMPI). Кроме того, h+ больше связан с 1-м и 6-м цветами, а также с 3-й и 7-й шкалами СМИЛ. h с 0-м цветом, 2-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор s

  1. Биологические предпосылки . s+: сильный тип высшей нервной деятельности, s-: слабый тип.
  2. Конституциональный тип . При s+: атлетическая конституция, стеничный (гипертимный) тип реагирования; при s-: лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . При s+: решительность, жестгость, предприимчивость, лидерство, эгоистичность, трезвый взгляд на жизнь, уверенность в себе, властность, независимость, отсутствие озабоченности переживаниями других людей, нежелание ограничивать себя в чем-либо, преклонение перед достижениями технической мысли, страсть к скоростям, спартанские черты, воинственный характер, агрессивность, сексуальная активность без выраженной склонности к глубокой привязанности. При s-: нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции. Приоритет культурных ценностей.
  4. Личностные свойства . При s+: высокий уровень мотивации достижения, активность, агрессивность, низкий уровень интрапсихической активности. Эмоции внешне проявляются достаточно бурно - негодование, гордость, возмущение, злость, восхищение, но не оставляют глубокого следа в душе. Стиль межличностного поведения независимый, лидирующий. Тип восприятия целостный, интуитивный, без достаточной опоры на опыт, ориентированный на собственное субъективное чутье. В стрессе - импульсивные поведенческие реакции. Защитный механизм - вытеснение или отреагирование вовне. При s-: высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический. В стрессе - ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм - отказ от самореализации.
  5. Выбор профессии . При s+: водитель транспорта - шофер, летчик, машинист; лесоруб, охотник, прозектор, патологоанатом, фермер, слесарь, техник-механик, стоматолог, грузчик, военачальник, солдат, прокурор, охранник. При s-: медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярский или архивный работник, делопроизводитель, научный работник, филолог, искусствовед.
  6. Социальная активность . При s+: в сфере урбанизации и индустрии, приверженность к технократии. При s-: в сфере культуры и гуманистической деятельности.
  7. . При s+: садизм, антисоциальное поведение с жестокими проявлениями. При s-: мазохизм, фетишизм, самоуничижение, суицидальные тенденции.
  8. s+ позитивно коррелирует с 3-м (красным) эталоном Люшера, 4-й и 9-й шкалами СМИЛ (MMPI), a s- с 1-м (синим) эталоном МЦВ, 2-й и 7-й шкалами СМИЛ.

Фактор е

  1. Биологические предпосылки : е+: подвижный тип ВИД; е-: ригидный тип ВНД.
  2. Конституциональный тип : е+: пикнический, эмоционально-неустойчивый, е-: атлетический, агрессивный. е+: смешанный тип реагирования, тревожный; е-: смешанный тип реагирования, эксплозивный.
  3. Конституциональный тип . При е+: конформность установок, декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим. При е-: тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой в виде приступов ярости, злопамятность, мстительность, завистливость, ревность, представление об окружающем мире как враждебно настроенном, чем оправдывается собственная жестокость.
  4. Личностные свойства . При е+: изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, страх неудачи превалирует над мотивацией достижения, ориентация на общепринятые нормы поведения и мораль общества, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия. Реакция на стресс - страх. Защитный механизм - соматизация. При е-: устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, внешнеобвиняющий тип реагирования, конфликтность в межличностных отношениях, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс - агрессивный, взрывной; защитный механизм - враждебные поведенческие реакции или рациональная переработка.
  5. Выбор профессии . При е+: специалист по охране здоровья, священнослужитель, миссионер, учитель, воспитатель, адвокат. При е-: моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.
  6. Социальная активность . При е+: общественно полезная активность в сфере этики морали. При е-: противопоставление своих установок этикоморальным устоям.
  7. Болезненная деформация влечения . При е+: склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням; эпилептоидная слащавость. При е-: эпилептоидный педантизм и эксплозивность.
  8. е+ позитивно коррелирует с 1-м и 4-м эталонами Люшера, 3-й и 7-й шкалами СМИЛ; е- со 2-м и 7-м цветовыми эталонами, с 6-й и 4-й шкалами СМИЛ.

Фактор hу

  1. Биологические предпосылки . Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип - инфантильный. Эмоционально незрелый, неустойчивый, эмотивный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . Тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, неустойчивостью и изменчивостью эмоций, чертами демонстративности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам своей группы и одновременно отстаивать свои эгоцентрические интересы, декларировать альтруизм и реализовать эгоистические потребности), а тип hу- более высокой тревожностью, капризностью, склонностью к драматизации имеющихся проблем.
  4. Личностные свойства . При hy+ демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов; мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта. Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли. При hу- личность отличается более высоким самоконтролем и подавлением вышеперечисленных свойств. Отсюда "матовые" черты личности, "ищущей признания", со склонностью к лжи и фарисейству, а также боязливость и мнительность.
  5. Выбор профессии . При hy+: актер, журналист, манекенщица, художник, общественный деятель, дипломат, продавец, учитель, воспитатель, администратор. При hу-: служитель религиозного культа, миссионер, портной, работник сферы обслуживания.
  6. Социальная активность . Декларация альтруизма, участие в общественных движениях, служение народу.
  7. Болезненная деформация влечения . Истерические конверсионные симптомы (hy+) и психосоматические расстройства (hу-). Авантюризм и псевдология как варианты отклоняющегося поведения (hy+), ханжество (hy-).
  8. hy+ позитивно коррелирует с 4-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, с 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a hy- с 6-м и 0-м эталонами, а также с 7-и и 1-й шкалами СМИЛ.

Фактор k

  1. Биологические предпосылки . Смешанный (k+) или слабый (k-). ригидный (k+) или инертный (k-), левополушарный тип ВИД.
  2. Конституциональный тип . Лептосомный (астенический), гипостенический тормозимый (k-) и шизоидный ригидный (k+) тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . При k+: рассудочность, эмоциональная холодность, эгоистическая сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобщениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в общении, педантичность, недоверчивость, скрытность, замкнутость. При k-: неуверенность в себе, повышенная мнительность и тревожность, сдержанность в проявлении чувств, застенчивость, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга общения, повышенное чувство вины.
  4. Личностные свойства . При k+: созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное "Я", интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения - интровертный, стиль мышления - формально-логический. В стрессе блокировка или непредсказуемые действия, защитная реакция - бегство в мир фантазии. При k-: пассивно-страдательная позиция, выраженное "супер-Эго", тревожно-мнительные черты, пессимистичность, преобладает мотивация избегания неуспеха, стиль межличностного поведения - пассивно-зависимый, стиль мышления - вербально-аналитический. В стрессе - блокировка и нерешительность, защитный механизм - бегство в мир мечтаний.
  5. Выбор профессии . При k+: математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик. При k-: педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.
  6. Социальная активность . Деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана при реакции k- с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой, а при реакции k+ с экономикой, математикой, физикой.
  7. Болезненная деформация влечения . Болезненно заостренные черты типа k+ трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняющееся поведение - в бродяжничество, социальную дезадаптацию. При k- возможна трансформация в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно-ипохондрические нарушения, отклоняющееся поведение характеризуется полной пассивностью, замкнутостью.
  8. k+ позитивно коррелирует с 0-м, 5-м и 7-м цветовыми эталонами Люшера, с 8-й и 0-й шкалами СМИЛ; k- с 0-м и 5-м эталонами, с 7-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор р

  1. Биологические предпосылки . Сильный (р+) и смешанный-инертный (p-) тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип . Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (р+) и смешанный ригидный (р-).
  3. Конституциональный тип . При р+: спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность. При р-: избирательность в контактах, скрытность, подозрительность, ранимость в отношении критики, скептическая оценка чужого мнения, настороженность, тенденция приписывать окружающим собственную враждебность, стремление к правдоискательству.
  4. Личностные свойства . При р+: высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность-власть, стиль межличностного поведения - доминирующий, стиль познавательной деятельности - целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе - сверхактивность. Защитный механизм - отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации. При р-: мотивация избегания неуспеха так же высока, как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Повышенная конфликтность, внешнеобвиняющий тип реагирования, опора на накопленный опыт, стиль мышления - инертный, конкретный, синтетический. Склонность к построению негибкой системы нарушенных межличностных отношений, проекция собственной враждебности вовне.
  5. Выбор профессии . При р+: администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик. При р-: химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальный терапевт, специалист по акупунктуре.
  6. Социальная активность . При р+: политическая и административная активность. При р-: исследовательская и правдоискательская активность.
  7. Болезненная деформация влечения . При р+: экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение - алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия. При р~: паранойя, шизофрения; сутяжно-кверулянтские тенденции.
  8. р+ обнаруживает позитивную связь с 3-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, 4-й и 8-й шкалами СМИЛ, а р- связан со 2-м и 5-м эталонами, 6-й и 8-й шкалами СМИЛ.

Фактор d

  1. Биологические предпосылки . Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.
  2. Конституциональный тип . Циклоидный Конституциональный тип , циклотимический тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . Легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность. Устойчивый выбор d+ характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов, непостоянных в любви и дружбе людей, расточительных, неумеренных во всем, радикально настроенных, лукавых. Напротив, d- означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.
  4. Личностные свойства . При d+: экстравертированность, оптимистичность, реалистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности - эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе - активность. Защитный механизм - отрицание проблем. Дезадаптация по экзальтированному типу. При d-: интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации избегания неуспеха. В стрессе - блокировка, зависимое поведение. Защитная реакция - отказ от реализации своих потребностей, интропунитивные реакции; дезадаптация по депрессивному типу.
  5. Выбор профессии . При d+: предприниматель, коммивояжер, специалист по рекламе, артист, журналист, художник-шаржист, сатирик. При d-: антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт, экономист, делопроизводитель, работник библиотеки, музея.
  6. Социальная активность . При d+: в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности. При d-: в сфере духовных ценностей, в области масштабных финансовых операций.
  7. Болезненная деформация влечения . При устойчивом выборе d+ - экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, аферизм); при устойчивом выборе d- меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние. При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора - циклотимия, маниакально-депрессивный психоз.
  8. d+ позитивно связан с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a d- с 1-ми 0-м цветами, 2-й и 0-й шкалами.

Фактор m

  1. Биологические предпосылки . Сильный неустойчивый тип ВНД. Правополушарный вариант.
  2. Конституциональный тип - пикнический или инфантильный. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования, активный, оптимистичный. m+ - экзальтированный, а m экспансивный вариант.
  3. Конституциональный тип . При m+: поиск признания, стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, боязливость, стремление к сотрудничеству, стремление к сопричастности групповым интересам. При m-: самостоятельность, независимость, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм, настойчивость в достижении цели, стремление потакать своим слабостям, избыточная увлеченность развлечениями, поверхностность в контактах с окружающими, импульсивность в высказываниях и поступках.
  4. Личностные свойства . При m+: неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс - эмоционально яркая со склонностью к страхам,защитный механизм - психосоматический или по типу вытеснения. При m-: мотивы поведения обусловлены эгоцентричностью сиюминутных потребностей; самооценка завышенная; эмоциональная жесткость; интуитивное восприятие, опережающие опыт суждения; защитный механизм - отрицание проблем.
  5. Выбор профессии . При m+: преподаватель языка, зубной врач, импресарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа. При m-: коммивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель-дальнобойщик.
  6. Социальная активность . При m+: искусство, общественная активность. При т-: административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок, криминальная направленность.
  7. Болезненная деформаций влечения. При m+: истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания. При m-: импульсивное поведение, экспансивно-шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество.
  8. m+ позитивно коррелирует с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ. m- позитивно связан с 3-м и 7-м цветами теста Люшера, с 4-й и 8-й шкалами СМИЛ.

При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

Что это такое?

Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности знают не все.

Свойства нервной системы

В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

Сильная и слабая нервная система

Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

Типы высшей нервной деятельности

Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

  • сильный, подвижный и уравновешенный;
  • сильный и неуравновешенный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый тип.

В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

Сигнальные системы

Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

Разделение на типы по темпераменту

Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

Сангвиники

Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

Холерики

У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

Флегматики

Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

Меланхолики

Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

Отличительные черты

Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.

Тема 23. Типы высшей нервной деятельности.

Еще врачи античной древности правильно обращали внимание на индивидуальные различия темперамента людей, проявляющиеся не только в их характере и поступках, но и в отношении к болезням, и пытались понять природу этого различия. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент . Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И. П. Павлов, который в публикации за 1927 год стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. В основу такого толкования он положил наличие у животных и человека определенной выраженности свойств нервной системы.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения :

1) сила

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила связана с работоспособностью нервных клеток. Сила нервной системы по отношению к возбуждению - это ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки. Сила нервной системы по отношению к торможению - способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию, и в этом ее известное преимущество.

Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

Лабильность нервной системы оценивается по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

Рис. Типы ВНД

Тип высшей нервной деятельности это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности:

Холерический тип (безудержный): сильная неуравновешенная нервная система. Характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным, а также повышенной подвижностью и лабильностью основных нервных процессов.

Сангвинический ти п (уравновешенный): сильная уравновешенная подвижная нервная система. Характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов.

Флегматический тип (инертный): сильная уравновешенная инертная нервная система. Отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности.

Меланхолический тип (слабый, тормозный): слабая нервная система. Характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью.

По мнению И.П. Павлова, типы ВНД являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Ниже представлена психологическая характеристика четырех типов темпераментов:

Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент . Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Для темперамента существенное значение, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивал И.П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

Свойства нервной системы влияют также на устойчивость к невротизирующим факторам. Происхождение многих заболеваний нервной системы оказалось связанным с функциональными нарушениями нормальных свойств основных нервных процессов и высшей нервной деятельности.

В лаборатории И.П.Павлова удалось вызвать экспериментальные неврозы (функциональные расстройства деятельности ЦНС), используя перенапряжение нервных процессов, что достигалось путем изменения характера, силы и продолжительности условных раздражений.

Неврозы могут возникать:

1) при перенапряжении процесса возбуждения вследствие применения длительного интенсивного раздражителя;

2) при перенапряжении тормозного процесса путем, например, удлинения периода действия дифференцировочных раздражении или выработки тонких дифференцировок на очень близкие фигуры, тоны и др.;

3) при перенапряжении подвижности нервных процессов, например, путем переделки положительного раздражителя в тормозной при очень быстрой смене раздражителей или при одновременной переделке тормозного условного рефлекса в положительный.

При неврозах возникает срыв высшей нервной деятельности . Он может выражаться в резком преобладании или возбудительного, или тормозного процесса. При преобладании возбуждения подавлены тормозные условные рефлексы, появляется двигательное возбуждение. При преобладании тормозного процесса ослабляются положительные условные рефлексы, возникает сонливость, ограничивается двигательная активность. Неврозы особенно легко воспроизводятся у животных с крайними типами нервной системы: слабым и неуравновешенным, причем в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, а во втором - тормозной. Получают объяснение и картины невротических срывов у людей в связи со специфическими особенностями типологии их высшей нервной деятельности.

Сущность невроза заключается в понижении работоспособности нервных клеток. Нередко при неврозах развиваются переходные (фазовые) состояния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная фазы. Фазовые состояния отражают нарушения закона силовых отношений, характерного для нормальной нервной деятельности.

В норме наблюдается количественная и качественная адекватность рефлекторных реакций действующему раздражителю, т.е. на раздражитель слабой, средней или большой силы возникает соответственно слабая, средняя или сильная реакция. При неврозе уравнительное фазовое состояние проявляется одинаковыми по выраженности реакциями на раздражители разной силы, парадоксальное - развитием сильной реакции на слабое воздействие и слабые реакции на сильные воздействия, ультрапарадоксальное - возникновением реакции на тормозной условный сигнал и выпадением реакции на положительный условный сигнал.

При неврозах развивается инертность нервных процессов или их быстрая истощаемость. Функциональные неврозы могут приводить к патологическим изменениям в различных органах. Так, например, возникают поражения кожи типа экземы, выпадение волос, нарушение деятельности пищеварительного тракта, печени, почек, эндокринных желез и даже возникновение злокачественных новообразований. Обостряются заболевания, которые были до невроза.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

  1. Сильный безудержный тип , характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
  2. Сильный живой тип , характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
  3. Сильный спокойный тип , отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
  4. Слабый тип , характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этим и типами нервной системы имеется много промежуточных переходов. Типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека. Так, безудержный тип соответствует холерическому темпераменту, живой - сангвиническому, спокойный - флегматическому и слабый — меланхолическому.

С учетом особенностей взаимодействия первой и второй сигнальных систем выделены два основных человеческих типа нервной системы: художественный (у писателей, музыкантов, живописцев и других, у которых первая сигнальная система преобладает над второй) и мыслительный (ученые — философы, математики, филологи и другие - вторая сигнальная система преобладает над первой). Имеется также средняя группа лиц, у которой преобладание одной системы над другой не выражено. Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены воспитанием.

Типологические различия высшей нервной деятельности человека не могут служить основанием для суждения о большей или меньшей степени его социальной полноценности - жизнь человека в условиях сложнейшей многогранной структуры человеческою общества представляет широкие возможности для его деятельности с учетом типологических особенностей.

Вместе с тем из генетически заданных свойств основных нервных процессов, фенотипически определенных признаков общего типа нервной системы, соотношения деятельности первой и второй сигнальных систем, дальнейших влияний условий жизни и воспитания формируется то, что называют характером человека.

Характер - это совокупность относительно устойчивых психических черт человека, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности.

Естественной основой характера являются типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга. Волевые качества - важная составная часть характера. Волевому человеку присуши такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержанность, дисциплинированность, надежность и др. По характеру общения люди бывают открытые, доверчивые, замкнутые, недоверчивые, пасмурные.

Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх